Современные мины и их устройство. Мины морские Английские морские мины

31.03.2020

Морская мина

Морская мина – морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина – мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина – неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина – якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина – контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина – неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина – неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина – сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина – неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина – мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина – неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина – мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина – безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающая морская мина – якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной.

Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.

Шестовая морская мина (ист.) – контактная мина, применявшаяся в 60-80-х гг. XIX в. Заряд взрывчатого вещества в металлической оболочке со взрывателем закреплялся на внешнем конце длинного шеста, который выдвигался вперед в носовой части минного катера перед минной атакой.

Якорная морская мина – мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданном углублении под водой с помощью минрепа (троса), соединяющего мину с лежащим на грунте якорем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое морские мины и торпеды? Как они устроены и каковы принципы их действия? Являются ли в настоящее время мины и торпеды таким же грозным оружием как и во времена прошедших войн?

Обо всем этом рассказывается в брошюре.

Она написана по материалам открытой отечественной и зарубежной печати, а вопросы использования и развития минно-торпедного оружия изложены по взглядам иностранных специалистов.

Адресуется книга широкому кругу читателей, особенно молодежи, готовящейся к службе в Военно-Морском Флоте СССР.

Разделы этой страницы:

Современные мины и их устройство

Современная морская мина - это сложное конструктивное устройство, автоматически действующее под водой.

Мины могут выставляться с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов на путях движения кораблей, у портов и баз противника. "Некоторые мины ставятся на дне моря (рек, озер) и могут быть приведены в действие кодовым сигналом.

Наиболее сложными считаются самодвижущиеся мины, в которых используются положительные свойства якорной мины и торпеды. Они имеют устройства для обнаружения цели, отделения торпеды от якоря, наведения на цель и подрыва заряда неконтактным взрывателем.

Различают три класса мин: якорные, донные и плавающие.

Якорные и донные мины служат для создания неподвижных минных заграждений.

Плавающие мины обычно применяются на речных театрах для поражения расположенных вниз по течению реки мостов и переправ противника, а также его кораблей и плавучих средств. Они могут применяться и на море, но при условии, что поверхностное течение направлено в район базирования противника. Существуют и плавающие самодвижущиеся мины.

Мины всех классов и типов имеют заряд обычного взрывчатого вещества (тротил) весом от 20 до нескольких сот килограммов. Они могут оснащаться и ядерными зарядами.

В зарубежной печати, например, сообщалось, что ядерный заряд с тротиловым эквивалентом в 20 кт способен на расстоянии до 700 м наносить сильные разрушения, топить или выводить из строя авианосцы и крейсеры, а на расстоянии до 1400 м наносить повреждения, значительно снижающие боеспособность этих кораблей.

Взрыв мин вызывается взрывателями, которые бывают двух типов - контактные и неконтактные.

Контактные взрыватели срабатывают от непосредственного соприкосновения корпуса корабля с миной (ударные мины) или с ее антенной (взрыватель электроконтактного действия). Ими, как правило, оснащаются якорные мины.

Неконтактные взрыватели срабатывают от воздействия на них магнитного или акустического поля корабля или от комбинированного воздействия этих двух полей. Они чаще служат для подрыва донных мин.

Тип мины обычно определяется типом взрывателя. Отсюда мины подразделяются на контактные и неконтактные.

Контактные мины бывают ударные и антенные, а неконтактные -"акустические, магнитно-гидродинамические, акустико-гидродинамические и др.

Якорные мины

Якорная мина (рис. 2) состоит из водонепроницаемого корпуса диаметром от 0,5 до 1,5 м, минрепа, якоря, взрывающих приспособлений, предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность обращения с миной при приготовлении ее на палубе корабля к постановке и при сбрасывании в воду, а также из механизмов, устанавливающих мину на заданное углубление.

Корпус мины может быть шаровидной, цилиндрической, грушевидной или другой обтекаемой формы. Он делается из стальных листов, стеклопластиков и других материалов.

Внутри корпуса имеется три отделения. Одно из них представляет собой воздушную полость, которая обеспечивает положительную плавучесть мины, необходимую для удержания мины на заданном углублении от поверхности моря. В другом отделении помещаются заряд и детонаторы, а в третьем - различные приборы.

Минреп представляет собой стальной трос (цепь), который, наматывается на вьюшку (барабан), установленную на якоре мины. Верхний конец минрепа крепится к корпусу мины.

В собранном и приготовленном к постановке виде мина лежит на якоре.

Якоря мин металлические. Их делают в виде чашки или тележки с роликами, благодаря которым мины могут легко передвигаться по рельсам или по гладкой стальной палубе корабля.

Якорные мины приводятся в действие посредством различных контактных и неконтактных взрывателей. Контактные взрыватели чаще всего бывают гальваноударные, ударно-электрические и ударно-механические.

Гальваноударные и ударно-электрические взрыватели устанавливаются также в некоторых донных минах, которые ставятся в прибрежной мелководной полосе специально против высадочных средств противника. Такие мины принято называть противодесантными.


1 - предохранительный прибор; 2 - гальваноударный взрыватель; 3-запальный стакан; 4- зарядная камера

Основными деталями гальванических взрывателей являются свинцовые колпаки, внутри которых помещаются стеклянные баллоны с электролитом (рис. 3), и гальванические элементы. Колпаки располагаются на поверхности корпуса мины. От удара о корпус корабля свинцовый колпак сминается, баллон разбивается и электролит попадает на электроды (угольный - положительный, цинковый - отрицательный). В гальванических элементах появляется ток, который от электродов попадает в электрозапал и приводит его в действие.

Свинцовые колпаки закрыты чугунными предохранительными колпаками, которые автоматические сбрасываются пружинами после постановки мины.

Ударно-электрические взрыватели приводятся в действие ударно-электрическим способом. В мине с такими взрывателями выступают несколько металлических стержней, которые от удара о корпус корабля изгибаются или вдвигаются внутрь, подключая запал мины к электрической батарее.

В ударно-механических взрывателях взрывающим приспособлением является ударно-механический прибор, который приводится в действие от удара о корпус корабля. От сотрясения во взрывателе происходит смещение инерционного груза, удерживающего подпружинную рамку с бойком. Освободившийся боек накалывает капсюль запального устройства, которое приводит в действие заряд мины.

Предохранительные устройства, как правило, состоят из сахарных или гидростатических разъединителей, либо тех и других вместе взятых.



1 - чугунный предохранительный колпак; 2 - пружина для сбрасывания предохранительного колпака после постановки мины; 3 - свинцовый колпак с гальваническим элементом; 4 - стеклянный баллон с электролитом; 5 - угольный электрод; 6 - цинковый электрод; 7 - изоляционная шайба; 8 - проводники от угольного и цинкового электродов

Сахарный разъединитель представляет собой кусок сахара, вставляемый между дисками пружинного контакта. При вставленном сахаре цепь взрывателя разомкнута.

В воде сахар через 10-15 мин растворяется, и пружинный контакт, замыкая цепь, делает мину опасной.

Гидростатический разъединитель (гидростат) препятствует соединению дисков пружинного контакта или смещению инерционного грузика (в ударно-механических минах), пока мина находится на корабле. При погружении от давления воды гидростат освобождает пружинный контакт или инерционный грузик.



А - заданное углубление мины; I - минреп; II - якорь мины; 1 - мина сброшена; 2 - мина тонет; 3- мина на грунте; 4-минреп сматывается; 5-мина установилась на заданной глубине

По способу постановки якорные мины делятся на всплывающие со дна [* Этот способ постановки якорных мин был предложен адмиралом Макаровым С О. в 1882 г.] и устанавливаемые с поверхности [** Способ постановки мин с поверхности был предложен лейтенантом Черноморского флота Азаровым Н. Н. в 1882 г.].



h - заданное углубление мины; I-якорь мины; II -штерт; III-груз; IV - минреп; 1-мина сброшена; 2 - мина отделилась от якоря, минреп свободно сматывается с вьюшки; 3. 4- мина на поверхности, минреп продолжает сматываться; 5 - груз дошел до грунта, минреп перестал сматываться; 6 - якорь тянет мину вниз и устанавливает на заданной глубине, равной длине штерта

При постановке мины со дна барабан с минрепом составляет одно целое с корпусом мины (рис. 4).

Мина скреплена с якорем стропами из стального троса, которые не позволяют ей отделиться от якоря. Стропы одним концом закреплены наглухо к якорю, а другим концом пропущены через специальные ушки (обухи) в корпусе мины и затем присоединены к сахарному разъединителю в якоре.

При постановке после падения в воду мина вместе с якорем идет на дно. Через 10-15 мин сахар растворяется, освобождает стропы и мина начинает всплывать.

Когда мина придет на заданное углубление от поверхности воды (h), гидростатический прибор, расположенный около барабана, застопорит минреп.

Вместо сахарного разъединителя может применяться часовой механизм.

Постановка якорных мин с поверхности воды осуществляется следующим образом.

На якоре мины помещается вьюшка (барабан) с намотанным на нее минрепом. К вьюшке прикрепляется специальный стопорящий механизм, соединенный посредством штерта (шнура) с грузом (рис. 5).

Когда мину сбрасывают за борт, она вследствие запаса плавучести держится на поверхности воды, якорь же отделяется от нее и тонет, разматывая минреп с вьюшки.

Перед якорем движется груз, закрепленный на штерте, длина которого равняется Заданному углублению мины (h). Груз первым касается дна и тем"самым дает некоторую слабину штерту. В этот момент срабатывает стопорящий механизм и разматывание минрепа прекращается. Якорь же продолжает движение на дно, увлекая за собой мину, которая погружается на углубление, равное длине штерта.

Данный способ постановки мин еще называют штерто-грузовым. Он получил широкое распространение во многих флотах.

По весу заряда якорные мины подразделяют на малые, средние и большие. Малые мины имеют заряд весом 20-100 кг. Они применяются против небольших кораблей и судов в районах с глубиной до 500 м. Небольшие размеры мин позволяют принимать их на минные заградители по нескольку сотен штук.

Средние мины с зарядами 150-200 кг предназначаются для борьбы с кораблями и судами среднего водоизмещения. Длина их минрепа достигает 1000-1800 м.

Большие мины имеют вес заряда 250 -300 кг и более. Они предназначены для действий против крупных кораблей. Имея большой запас плавучести, эти мины позволяют наматывать на вьюшку длинный минреп. Это дает возможность ставить мины в районах с глубиной моря более 1800 м.

Антенные мины представляют собой обычные якорные ударные мины, имеющие электроконтактные взрыватели. Их принцип работы основан на свойстве неоднородных металлов, например цинка и стали, помещенных в морскую воду, создавать разность потенциалов. Эти мины используются главным образом для борьбы с подводными лодками.

Антенные мины ставятся на углубление около 35 м и снабжаются верхней и нижней металлическими антеннами длиной примерно 30 м каждая (рис. 6).

Верхняя антенна удерживается в вертикальном положении при помощи буйка. Заданное углубление буйка не должно быть больше осадки надводных кораблей противника.

Нижний же конец нижней антенны скрепляется с минрепом мины. Концы антенн, обращенные к мине, соединяются между собой проводом, который проходит внутрь корпуса мины.

Если подводная лодка столкнется непосредственно с миной, то она подорвется на ней так же, как и на якорной ударной мине. Если же подводная лодка коснется антенны (верхней или нижней), то в проводнике возникнет ток, он поступает на чувствительные приборы, подключающие электрозапал к постоянному источнику тока, размещенному в мине и имеющему достаточную мощность, чтобы привести электрозапал в действие.

Из сказанного видно, что антенные мины перекрывают верхний слой воды толщиной около 65 м. Чтобы увеличить толщину этого слоя, ставят вторую линию антенных мин на большее углубление.

На антенной мине может подорваться и надводный корабль (судно), однако взрыв обычной мины на расстоянии 30 м от киля значительных разрушений не приносит.


Зарубежные специалисты считают, что допустимая техническим устройством якорных ударных мин наименьшая глубина постановки составляет не менее 5 м. Чем ближе мина к поверхности моря, тем больше эффект ее взрыва. Поэтому в заграждениях, предназначенных против больших кораблей (крейсеров, авианосцев), эти мины рекомендуется ставить с заданным углублением в 5-7 м. Для борьбы с малыми кораблями углубление мин не превышает 1-2 м. Такие постановки мин опасны даже для катеров.

Но мелко поставленные минные заграждения легко обнаруживаются самолетами и вертолетами и, кроме того, быстро разрежаются (разносятся) под действием сильного волнения, течения и дрейфующего льда.

Срок боевой службы контактной якорной мины ограничен в основном сроком службы минрепа, который ржавеет в воде и теряет свою прочность. При волнении он может оборваться, так как сила рывков на минреп у малых и средних мин достигает сотен килограммов, а у больших мин - нескольких тонн. На живучесть минрепов и особенно на места их крепления с миной влияют также и приливно-отливные течения.

Зарубежные специалисты считают, что в незамерзающих морях и в районах моря, которые прикрываются островами или конфигурацией берега от волнения, вызываемого господствующими ветрами, даже мелко поставленное минное заграждение может простоять без особого разрежения 10-12 месяцев.

Медленнее всего разрежаются глубоко поставленные минные заграждения, предназначенные для борьбы с подводными лодками, идущими в подводном положении.

Контактные якорные мины отличаются простотой конструкции и дешевизной изготовления. Однако они имеют два существенных недостатка. Во-первых, мины должны иметь запас положительной плавучести, что ограничивает вес размещенного в корпусе заряда, а следовательно, и эффективность применения мин против больших кораблей. Во-вторых, такие мины легко могут быть подняты на поверхность воды любыми механическими тралами.

Опыт боевого применения контактных якорных мин в первую мировую войну показал, что они не полностью удовлетворяли требованиям борьбы с кораблями противника: из-за малой вероятности встречи корабля с контактной миной.

Кроме того, корабли, сталкиваясь с якорной миной, уходили обычно с ограниченными повреждениями носовой или бортовой части корабля: взрыв локализировался прочными переборками, водонепроницаемыми отсеками или броневым поясом.

Это привело к мысли создать новые взрыватели, которые могли бы чувствовать приближение корабля на значительном расстоянии и взрывать мину в тот момент, когда корабль будет находиться в опасной зоне от нее.

Создание таких взрывателей стало возможным лишь после того, как были открыты и изучены физические поля корабля: акустическое, магнитное, гидродинамическое и др. Поля как бы увеличивали осадку и ширину подводной части корпуса и при наличии на мине специальных приборов позволяли получать сигнал о приближении корабля.

Взрыватели, срабатывающие от воздействия того или иного физического поля корабля, назвали неконтактными. Они позволили создать донные мины нового типа и обеспечили возможность использования якорных мин для постановки в морях с большими приливами и отливами, а также в районах с сильным течением.

В этих случаях якорные мины с неконтактными взрывателями допускают постановку на таком углублении, что при отливах их корпуса не всплывают на поверхность, а при приливах мины остаются опасными для проходящих над ними кораблей.

Действия же сильных течений и приливов только несколько приглубляют корпус мины, но ее взрыватель все равно чувствует приближение корабля и взрывает мину в нужный момент.

По устройству якорные неконтактные мины сходны с якорными контактными минами. Отличие их состоит только в конструкции взрывателей.

Вес заряда неконтактных мин составляет 300- 350 кг, а постановка их, по мнению иностранных специалистов, возможна в районах с глубиной 40 м и более.

Неконтактный взрыватель срабатывает на некотором расстоянии от корабля. Это расстояние называют радиусом чувствительности взрывателя или неконтактной мины.

Настраивают неконтактный взрыватель так, чтобы радиус его чувствительности не превышал радиуса разрушительного действия взрыва мины на подводную часть корпуса корабля.

Неконтактный взрыватель устроен таким образом, что при подходе корабля к мине на расстояние, соответствующее радиусу ее чувствительности, происходит механическое замыкание контакта в боевой цепи, в которую подключен запал. В результате происходит взрыв мины.

Что же представляют собой физические поля корабля?

Магнитное поле, например, имеется у каждого стального корабля. Напряженность этого поля зависит главным образом от количества и состава металла, из которого построен корабль.

Появление же магнитных свойств у корабля обусловлено наличием магнитного поля Земли. Поскольку магнитное поле Земли неодинаково и меняется по величине с изменением широты места и курса корабля, то и магнитное поле корабля при плавании изменяется. Его принято характеризовать напряженностью, которую измеряют в эрстедах.

При приближении корабля, обладающего магнитным полем, к магнитной мине в последней вызывается колебание установленной во взрывателе магнитной стрелки. Отклоняясь от исходного положения, стрелка замыкает контакт в боевой цепи, и мина взрывается.

При движении корабль образует акустическое поле, которое создается главным образом шумом вращающихся винтов и работой многочисленных механизмов, размещенных внутри корпуса корабля.

Акустические колебания механизмов корабля создают суммарное колебание, воспринимаемое в виде шума. Шумы кораблей разных типов имеют свои особенности. У быстроходных кораблей, например, более интенсивно выражены высокие частоты, у тихоходных (транспортов) - низкие частоты.

Шум от корабля распространяется на значительное расстояние и создает вокруг него акустическое поле (рис. 7), которое и является средой, где срабатывают неконтактные акустические взрыватели.

Специальное устройство такого взрывателя, например угольный гидрофон, преобразует воспринимаемые колебания звуковой частоты, создаваемые кораблем, в электрические сигналы.

Когда сигнал достигает определенной величины, это значит, что корабль вошел в зону действия неконтактной мины. Через вспомогательные приборы электробатарея подключается на запал, который и приводит в действие мину.

Но угольные гидрофоны прослушивают шумы только в диапазоне звуковых частот. Поэтому для приема частот ниже и выше звуковой используются специальные акустические приемники.



Акустическое поле распространяется на гораздо большее расстояние, чем магнитное. Следовательно, представляется возможным создавать акустические взрыватели с большой зоной действия. Вот почему во вторую мировую войну большинство неконтактных взрывателей работало на акустическом принципе, а в комбинированных неконтактных взрывателях одним из каналов всегда был акустический.

При движении корабля в водной среде создается так называемое гидродинамическое поле, под которым подразумевается уменьшение гидродинамического давления во всем слое воды от днища корабля до дна моря. Это уменьшение давления является следствием вытеснения массы воды подводной частью корпуса корабля, а также возникает.как результат волнообразования под килем и за кормой быстро движущегося корабля. Так, например, крейсер водоизмещением около 10 000 т, идущий со скоростью 25 уз (1 уз = 1852 м/ч), в районе с глубиной моря 12-15 м создает понижение давления на 5 мм вод. ст. даже на расстоянии до 500 м справа и слева от себя.

Было установлено, что величины гидродинамических полей у различных кораблей различны и зависят в основном от скорости хода и водоизмещения. Кроме того, с уменьшением глубины района, в котором движется корабль, создаваемое им придонное гидродинамическое давление увеличивается.

Для улавливания изменения гидродинамического поля служат специальные приемники, которые реагируют на определенную программу смены повышенного и пониженного давлений, наблюдающихся при прохождении корабля. Эти приемники входят в состав гидродинамических взрывателей.

При изменении гидродинамического поля в определенных пределах смещаются контакты и замыкают электрическую цепь, приводящую в действие взрыватель. В результате происходит взрыв мины.

Считается, что приливно-отливные течения и волны могут создавать значительные изменения гидростатического давления. Поэтому для защиты мин от ложного срабатывания при отсутствии цели гидродинамические приемники обычно применяют в комбинации с неконтактными взрывателями, например, акустическими.

Комбинированные неконтактные взрыватели применяются в минном оружии довольно широко. Это вызвано рядом причин. Известно, например, что чисто магнитные и акустические донные мины сравнительно легко вытраливаются. Применение же комбинированного акустико-гидродинамического взрывателя значительно усложняет процесс траления, так как для этих целей требуются акустические и гидродинамические тралы. Если же на тральщике один из этих тралов выйдет из строя, то мина не будет вытралена и может взорваться при прохождении корабля над ней.

Для затруднения вытраливания неконтактных мин, помимо комбинированных неконтактных взрывателей, применяются специальные приборы срочности и кратности.

Прибор срочности, снабженный часовым механизмом, может быть установлен на срок действия от нескольких часов до нескольких суток.

До истечения срока установки прибора неконтактный взрыватель мины в боевую цепь не включится и мина не взорвется даже при прохождении корабля над ней или действии трала.

В такой обстановке противник, не зная установки приборов срочности (а она может быть различной в каждой мине), не сможет определить, до каких пор необходимо тралить фарватер, чтобы корабли смогли выйти в море.

Прибор кратности начинает срабатывать только по истечении срока установки прибора срочности. Он может быть установлен на одно или несколько прохождений корабля над миной. Чтобы взорвать такую мину, кораблю (тралу) нужно пройти над ней столько раз, какова установка кратности. Всё это значительно усложняет борьбу с минами.

Неконтактные мины могут взрываться не только от рассмотренных физических полей корабля. Так, в зарубежной печати сообщалось о возможности создания неконтактных взрывателей, основу которых могут составлять высокочувствительные приемники, способные реагировать на изменения температуры и состава воды во время прохождения кораблей над миной, на светооптические изменения и т. п.

Считается, что физические поля кораблей содержат еще много неизученных свойств, которые могут быть познаны и применены в минном деле.

Донные мины

Донные мины обычно неконтактные. Они, как правило, имеют форму закругленного с обоих концов водонепроницаемого цилиндра длиной около 3 м и диаметром около 0,5 м.

Внутри корпуса такой мины размещается заряд, взрыватель и другое необходимое оборудование (рис. 8). Вес заряда донной неконтактной мины составляет 100- 900 кг.



/ - заряд; 2 - стабилизатор; 3 - аппаратура взрывателя

Наименьшая глубина постановки донных неконтактных мин зависит от их устройства и составляет несколько метров, а наибольшая, когда эти мины используются против надводных кораблей, не превышает 50 м.

Против подводных лодок, идущих в подводном положении на небольшом расстоянии от грунта, донные неконтактные мины ставятся в районах с глубинами моря более 50 м, но не глубже предела, обусловленного прочностью корпуса мины.

Взрыв донной неконтактной мины происходит под днищем корабля, где обычно не имеется противоминной защиты.

Считается, что такой взрыв наиболее опасен, так как он вызывает как местные повреждения днища, ослабляющие прочность корпуса корабля, так и общий изгиб днища вследствие неравномерной интенсивности воздействия по длине корабля.

Надо сказать, что пробоины в этом случае по размерам оказываются больше, чем при взрыве мины у борта, что приводит к гибели корабля.-

Донные мины в современных условиях нашли очень широкое применение и привели к некоторому вытеснению якорных мин. Однако при постановке на глубинах более 50 м они требуют очень большого заряда взрывчатого вещества.

Поэтому для больших глубин все еще применяются обычные якорные мины, хотя они и не имеют таких тактических преимуществ, которыми обладают донные неконтактные мины.

Плавающие мины

Современные плавающие (самотранспортирующиеся) мины автоматически управляются приборами различного устройства. Так, одна из американских подлодочных автоматически плавающих мин имеет прибор плавания.

Основу этого прибора составляет электродвигатель, вращающий в воде гребной винт, расположенный в нижней части мины (рис. 9).

Работой электродвигателя управляет гидростатический прибор, который действует от; внешнего давления воды и периодически подключает аккумуляторную батарею к электродвигателю.

Если мина опускается на глубину больше той, которая установлена на приборе плавания, то гидростат включает электродвигатель. Последний вращает гребной винт и заставляет мину подвсплывать до заданного углубления. После этого гидростат выключает питание двигателя.


1 - взрыватель; 2 - заряд взрывчатого вещества; 3 - аккумуляторная батарея; 4- гидростат управления электродвигателем; 5 - электродвигатель; 6 - гребной винт прибора плавания

Если же мина будет продолжать всплывать, то гидростат вновь включит электродвигатель, но в этом случае гребной винт будет вращаться в обратную сторону и заставит мину углубиться. Считается, что точность удержания такой мины на заданном углублении может быть достигнута ±1 м.

В послевоенные годы в США на базе одной из электрических торпед была создана самотранспортирующаяся мина, которая после выстреливания движется в заданном направлении, погружается на дно и затем действует как донная мина.

Для борьбы с подводными лодками в США разработаны две самотранспортирующиеся мины. Одна из них, имеющая обозначение "Слим", предназначается для постановки у баз подводных лодок и на путях их предполагаемого движения.

В основу конструкции мины "Слим" положена дальноходная торпеда с различными неконтактными взрывателями.

По другому проекту разработана мина, имеющая название "Кэптор". Она представляет собой комбинацию противолодочной торпеды с минным якорным устройством. Торпеда размещается в специальном герметическом алюминиевом контейнере, который ставится на якорь на глубине до 800 м.

При обнаружении подводной лодки срабатывает прибор мины, откидывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды. Наиболее ответственную часть этой мины составляют приборы обнаружения и классификации целей. Они позволяют отличить подводную лодку от надводного корабля и свою подводную лодку от подводной лодки противника. Приборы реагируют на различные физические поля и дают сигнал на активизацию системы при регистрации не менее двух параметров, например гидродинамического давления и частоты гидроакустического поля.

Считается, что минный интервал (расстояние между соседними минами) для таких мин близок к радиусу реагирования (предельная дальность работы) аппаратуры самонаведения торпеды (~1800 м), что существенно уменьшает их расход в противолодочном заграждении. Предполагаемый срок службы этих мин от двух до пяти лет.

Разработка аналогичных мин производится также военно-морскими силами ФРГ.

Считается, что защита от автоматически плавающих мин весьма затруднительна, так как тралы и охранители кораблей эти мины не вытраливают. Характерной их особенностью является и то, что они снабжаются специальными приборами - ликвидаторами, связанными с часовым механизмом, который устанавливается на заданный срок действия. По истечении этого срока мины тонут или взрываются.

* * *

Говоря об общих направлениях развития современных мин, следует иметь в виду, что последнее десятилетие военно-морские силы стран НАТО особое внимание уделяют созданию мин, служащих для борьбы с подводными лодками.

Отмечается, что мины являются наиболее дешевым и массовым видом оружия, которое с одинаковым успехом может поражать надводные корабли, обычные и атомные подводные лодки.

По типу носителей большинство современных зарубежных мин является универсальными. Они могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и самолетами.

Мины оснащаются контактными, неконтактными (магнитными, акустическими, гидродинамическими) и комбинированными взрывателями. Они рассчитываются на длительный срок службы, снабжаются различными противотральными устройствами, минными ловушками, самоликвидаторами и трудно вытраливаются.

Среди стран НАТО военно-морские силы США располагают наиболее крупными запасами минного оружия. В арсенале минного оружия США имеется большое разнообразие противолодочных мин. Среди них можно отметить корабельную мину Мк.16 с усиленным зарядом и якорную антенную мину Мк.6. Обе мины были разработаны во время второй мировой войны и до настоящего времени находятся на вооружении ВМС США.

К середине 60-х годов в США было принято на вооружение несколько образцов новых неконтактных мин для использования против подводных лодок. К ним относятся авиационные малые и большие донные неконтактные мины (Мк.52, Мк.55 и Мк.56) и якорная неконтактная мина Мк.57, предназначенная для постановки из торпедных аппаратов подводных лодок.

Надо отметить, что в США в основном разрабатываются мины, предназначенные для постановки авиацией и подводными лодками.

Вес заряда авиационных мин - 350-550 кг. При этом вместо тротила их стали снаряжать новыми взрывчатыми веществами, превосходящими мощность тротила в 1,7 раза.

В связи с требованием применения донных мин против подводных лодок глубина места их постановки доведена до 150-200 м.

Серьезным недостатком современного минного оружия зарубежные специалисты считают отсутствие противолодочных мин с большим радиусом действия, глубина постановки которых позволяла бы применять их против современных подводных лодок. При этом отмечается, что одновременно усложнилась конструкция и значительно повысилась стоимость мин.

Почему морское минное оружие вновь становится популярным в XXI веке

Борец с минной опасностью – рейдовый тральщик. Фото из книги "Оружие России"


Казалось, что в век высоких технологий морское минное оружие навсегда ушло в тень своих более высокоточных коллег – торпед и ракет. Однако, как показывает опыт последних лет, морские мины все еще остаются грозной силой в борьбе на море и даже получили дополнительный импульс к развитию за счет внедрения новейших высокотехнологичных разработок.

Особой популярностью морское минное оружие (мы здесь будем понимать под этим термином только морские мины и минные комплексы различных типов) пользуется сегодня у стран, которые не обладают мощными военными флотами, но имеют достаточно протяженное побережье, а также у так называемых стран третьего мира или же террористических (преступных) сообществ, не имеющих по тем или иным причинам возможности закупать современные высокоточные средства поражения для своих военно-морских сил (такие как противокорабельные и крылатые ракеты, самолеты-ракетоносцы, боевые корабли основных классов).

Главные причины этого – чрезвычайная простота конструкции морских мин и легкость их эксплуатации по сравнению с другими видами морского подводного оружия, а также весьма умеренная цена, в разы отличающаяся от тех же противокорабельных ракет.

«Дешево, но сердито» – такой девиз можно без всяких оговорок применить к современному морскому минному оружию.

СТАРАЯ НОВАЯ УГРОЗА

Командование военно-морских сил стран Запада вплотную столкнулось с «асимметричной», как часто ее называют за рубежом, минной угрозой в ходе недавних контртеррористических и миротворческих операций, в рамках которых привлекались достаточно крупные силы флота. Оказалось, что мины – даже устаревших типов – представляют собой весьма серьезную угрозу для современных боевых кораблей. Под ударом оказалась и концепция литоральной войны, на которую в последнее время делают ставку ВМС США.

Причем высокий потенциал морского минного оружия обеспечивается не только благодаря их высоким тактико-техническим характеристикам, но и за счет высокой гибкости и разнообразия тактики его применения. Так, например, противник может выполнять минные постановки в своих территориальных или даже внутренних водах, под прикрытием средств береговой обороны и в наиболее удобное для него время, что существенно повышает фактор внезапности его применения и ограничивает возможности противостоящей стороны по своевременному выявлению минной угрозы и ее устранению. Особенно велика опасность, исходящая от донных мин с неконтактными взрывателями разных типов, устанавливаемых в мелководных районах прибрежных морей: системы обнаружения мин в этом случае функционируют более эффективно, а плохая видимость, сильные прибрежные и приливно-отливные течения, наличие большого количества миноподобных объектов (ложных целей) и близость военно-морских баз или объектов береговой обороны противника затрудняет работу минно-тральных сил и групп водолазов-минеров потенциального агрессора.

По оценкам военно-морских экспертов, морские мины – это «квинтэссенция асимметричной войны современности». Они легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих месяцев и даже лет, не требуя дополнительного обслуживания или выдачи каких-то команд. На них никоим образом не влияют ни изменение концептуальных положений ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат там, на дне, и ждут свою жертву.

Для наилучшего понимания того, насколько высокий потенциал имеют современные мины и минные комплексы, рассмотрим несколько образцов российского морского минного оружия, которые разрешены на экспорт.

Например, донная мина МДМ-1 Мод. 1, выставляемая как с подводных лодок с торпедными аппаратами калибра 534 мм, так и с надводных кораблей, предназначена для уничтожения надводных кораблей противника и его подводных лодок, находящихся в подводном положении. Имея боевую массу 960 кг (лодочная версия) или 1070 кг (ставится с надводных кораблей) и боевую часть, эквивалентную заряду тротила массой 1120 кг, она способна находиться на позиции во «взведенном состоянии» не менее одного года, и после истечения назначенного ей времени боевой службы она просто самоликвидируется (что избавляет от необходимости заниматься ее поиском и уничтожением). Мина имеет достаточно широкий диапазон по глубине применения – от 8 до 120 м, оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля корабля-цели, приборами срочности и кратности, а также имеет эффективные средства противодействия современным минно-тральным комплексам различных типов (контактные, неконтактные тралы и пр.). Кроме того, обнаружение мины при помощи акустических и оптических средств затруднено примененными маскировочной окраской и особым материалом корпуса. Впервые мину, принятую на вооружение в 1979 году, продемонстрировали широкой публике на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби (IDEX) в феврале 1993 года. Заметим – это мина, принятая в отечественном флоте на вооружение почти 30 лет назад, но ведь после нее были и другие донные мины…

Другой образец отечественного минного оружия – противолодочный минный комплекс ПМК-2 (экспортное обозначение противолодочной мины-торпеды ПМТ-1, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году и прошедшей в 1983 году модернизацию по варианту МТПК-1), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника различных классов и типов на глубинах от 100 до 1000 м. Постановка ПМК-2 может выполняться из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок на глубинах до 300 метров и скорости хода до восьми узлов, либо с надводных кораблей на скорости до 18 узлов, либо же с самолетов противолодочной авиации с высот не более 500 м и на скорости полета до 1000 км/час.

Отличительной особенностью данного минного комплекса является использование в качестве боевой части малогабаритной противолодочной торпеды (последняя, в свою очередь, имеет БЧ массой 130 кг в тротиловом эквиваленте и оснащена комбинированным взрывателем). Общая масса ПМК-2 в зависимости от модификации (типа постановщика) составляет от 1400 до 1800 кг. После постановки ПМК-2 может находиться на позиции в боеспособном состоянии не менее одного года. Гидроакустическая система комплекса постоянно ведет наблюдение в своем секторе, обнаруживает цель, классифицирует ее и выдает данные в счетно-решающее устройство для определения элементов движения цели и выработки данных для пуска торпеды. После выхода торпеды в зону цели на назначенную глубину она начинает движение по спирали, а ее ГСН осуществляет поиск цели и последующий ее захват. Аналогом ПМК-2 является американский противолодочный минный комплекс Mk60 Mod0/Mod1 CAPTOR (enCAPsulated TORpedo), поступавший в ВМС Соединенных Штатов с 1979 года, но уже снятый и с вооружения, и с производства.

ИНОСТРАННЫЕ ОБРАЗЦЫ

Впрочем, за рубежом о «рогатой смерти» стремятся не забывать. Такие страны, как США, Финляндия, Швеция и целый ряд других, ведут сегодня активную работу по модернизации старых и разработке новых типов мин и минных комплексов. Едва ли не единственной морской державой, которая почти полностью отказалась от использования боевых морских мин, стала Великобритания. Так, например, в 2002 году в официальном ответе на парламентский запрос командующий Королевскими ВМС отмечал, что они «не располагают никакими запасами морских мин с 1992 года. В то же время Соединенное Королевство сохраняет возможности по использованию данного типа вооружения и продолжает осуществлять НИОКР в данной области. Но флот использует только практические (учебные) мины – в ходе учений для отработки навыков личного состава».

Однако на британские компании такой «самозапрет» не распространяется, и, например, BAE Systems производит на экспорт мину типа «Стоунфиш». В частности, эта мина, оснащенная комбинированным взрывателем, реагирующим на акустическое, магнитное и гидродинамическое поля корабля, состоит на вооружении в Австралии. Мина имеет рабочий диапазон глубин 30–200 м и может выставляться с самолетов, вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

Из зарубежных образцов морского минного оружия следует отметить американскую самотранспортирующуюся донную мину Mk67 SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine), которая предназначена для скрытого минирования мелководных (фактически – прибрежных) районов морей, а также фарватеров, акваторий военно-морских баз и портов, подход к которым подводной лодки, выполняющей минную постановку, слишком опасен по причине сильной противолодочной обороны противника или затруднен вследствие особенностей рельефа дна, малых глубин и пр. В таких случаях субмарина-носитель может осуществлять минную постановку с расстояния, равного дальности хода самой мины, которая после выхода из торпедного аппарата ПЛ за счет своей электрической энергоустановки выдвигается в заданный район и ложится на грунт, превращаясь в обычную донную мину, способную обнаруживать и атаковать надводные корабли и подводные лодки. Принимая во внимание тот факт, что дальность хода мины составляет около 8,6 миль (16 км), а ширина территориальных вод равна 12 милям, можно без труда заметить, что подводные лодки, оснащенные такими минами, могут в мирное время или накануне начала боевых действий без особого труда выполнять минирование прибрежных районов потенциального противника.

Внешне Mk67 SLMM выглядит как стандартная торпеда. Впрочем, в ее состав торпеда как раз и входит – сама мина построена на базе торпеды Mk37 Mod2, в конструкцию которой было внесено около 500 изменений и усовершенствований. В том числе изменениям подверглась боевая часть – вместо типовой БЧ установлена мина (в ней применено ВВ типа PBXM-103). Модернизации подверглась бортовая аппаратура системы наведения, а также были применены комбинированные неконтактные взрыватели Mk58 и Mk70, аналогичные устанавливаемым на американских донных минах семейства «Квикстрайк». Рабочая глубина применения мины колеблется от 10 до 300 м, а минный интервал (расстояние между двумя соседними минами) составляет 60 м.

Недостатком Mk67 SLMM является ее «аналоговый» характер, вследствие чего при использовании мины на субмаринах с «цифровой» БИУС необходимо выполнение дополнительных действий по «адаптации» к носителю.

Разработка Mk67 SLMM была начата в 1977–1978 годах и первоначальными планами предусматривалось к 1982 году поставить ВМС Соединенных Штатов 2421 мину нового типа. Однако работы по ряду причин, в том числе из-за завершения холодной войны, затянулись, и состояния начальной оперативной готовности комплекс достиг только в 1992 году (что равнозначно постановке ее на вооружение). В конечном итоге Пентагон приобрел у производителя – компании «Рейтеон Нэйвал энд Мэритайм Интегрейтед Системс Компании» (г. Портсмут, бывшая «Дивей Электроникс») – только 889 мин, из которых наиболее старые уже снимаются с вооружения и утилизируются вследствие истечения сроков хранения. Аналогом данной мины являются российские самотранспортирующиеся донные мины семейства СМДМ, созданные на базе 533-мм торпеды 53-65КЭ и 650-мм торпеды 65-73 (65-76).

В последнее время в США ведутся работы по модернизации минного комплекса Mk67 SLMM, которые осуществляются по нескольким направлениям: во-первых, увеличивается дальность самостоятельного хода мины (за счет усовершенствования энергоустановки) и повышается ее чувствительность (за счет установки более нового программируемого неконтактного взрывателя типа TDD Mk71); во-вторых, компания «Ханиуэлл Марин Системс» предлагает свой вариант мины – на базе торпеды NT-37E, а в-третьих, еще в 1993 году начаты работы по созданию новой модификации самотранспортирующейся мины на базе торпеды Mk48 Mod4 (изюминкой мины должно стать наличие двух БЧ, имеющих возможность разделяться и детонировать независимо друг от друга, подрывая, таким образом, две раздельные цели).

Американские военные также продолжают совершенствовать донные мины семейства «Квикстрайк», созданные на базе авиационных бомб серии Mk80 различных калибров. Причем эти мины постоянно применяются в различных учениях ВМС и ВВС Соединенных Штатов и их союзников.

Отдельного упоминания заслуживают работы в области морского минного оружия, проводимые финскими специалистами. Это особенно интересно в связи с тем, что военно-политическое руководство Финляндии на официальном уровне объявило о том, что оборонительная стратегия государства на морском направлении будет основываться на широком использовании морских мин. При этом минные поля, призванные превратить прибрежные районы в «суп с клецками», будут прикрываться береговыми артиллерийскими батареями и ракетными дивизионами береговой обороны.

Новейшей разработкой финских оружейников является минный комплекс М2004, серийный выпуск которого начат в 2005 году – первый контракт на морские мины под обозначением «Морская мина 2000» компания «Патрия» (главный подрядчик по программе) получила в сентябре 2004 года, обязавшись поставить неназванное их количество в 2004–2008 годах и осуществлять затем техническое обслуживание изделий в местах хранения и эксплуатации.

ПЕЧАЛЬНЫЕ УРОКИ

Морское минное оружие – это «тайна за семью печатями» наравне с торпедным оружием составляющее предмет особой гордости тех держав, которые могут его самостоятельно разрабатывать и производить. Сегодня морские мины различных типов состоят на вооружении военно-морских сил 51 страны мира, причем из них 32 способны сами заниматься их серийным выпуском, а 13 – экспортируют их в другие страны. При этом только в ВМС США после войны в Корее из 18 потерянных и сильно поврежденных боевых кораблей 14 стали жертвами именно морского минного оружия.

Если же оценивать объем усилий, затрачиваемых даже самыми передовыми странами мира на ликвидацию минной угрозы, то достаточно привести такой пример. Накануне Первой войны в Заливе, в январе–феврале 1991 года, иракские ВМС выставили в прибрежных районах Кувейта, на десантоопасных направлениях, более 1300 морских мин 16 различных типов, что в том числе стало причиной срыва «блестяще продуманной» морской десантной операции американцев. После изгнания иракских войск с территории Кувейта силам многонациональной коалиции понадобилось несколько месяцев для того, чтобы полностью очистить указанные районы от мин. По обнародованным данным, противоминным силам военно-морских сил США, Германии, Великобритании и Бельгии удалось найти и уничтожить 112 мин – преимущественно старые советские авиационные донные мины АМД и корабельные мины КМД с неконтактными взрывателями «Краб».


Вертолетоносец "Триполи": пробоина в результате взрыва иракской мины. Фото с сайта www.wikipedia.org


Памятна всем и «минная война», устроенная в Персидском заливе в конце 1980-х годов. Интересно, что тогда командиры американских боевых кораблей, выделенных для эскортирования коммерческих судов в зоне «пылающего огнем» залива, быстро сообразили: нефтеналивные танкеры благодаря особенностям конструкции (двойной корпус и пр.) оказались относительно малоуязвимы перед угрозой со стороны морских мин. И тогда американцы стали ставить танкеры, особенно идущие порожняком, в голове конвоя – даже впереди эскортных боевых кораблей.

В целом в период с 1988 по 1991 год именно мины послужили причиной серьезных повреждений, полученных американскими боевыми кораблями, действовавшими в водах Персидского залива:

– 1988 год – на иранской мине типа М-08 подорвался фрегат УРО «Сэмюэль Б. Робертс», получивший пробоину размером 6,5 м (были сорваны с фундаментов механизмы, поломан киль) и выдержавший затем ремонт стоимостью 135 млн. долл.;

– февраль 1991 года – десантный вертолетоносец «Триполи» подорвался предположительно на иракской мине типа LUGM-145, а крейсер УРО «Принстон» – также на иракской донной мине типа «Манта» итальянской разработки (взрыв повредил аппаратуру системы «Иджис», УВП ЗРК, валопровод гребного винта, руль и часть надстроек и палуб). Следует при этом отметить, что оба этих корабля входили в состав крупного амфибийного соединения с 20 тыс. морских пехотинцев на борту, которому была поставлена задача провести морскую десантную операцию (в ходе освобождения Кувейта американцы так и не смогли провести ни одной морской десантной операции).

Кроме того, эсминец УРО «Пол Ф. Фостер» наскочил на якорную контактную, «рогатую», мину и только по счастливой случайности остался невредим – она оказалась слишком старой и просто не сработала. Кстати, в том же конфликте американский тральщик «Авенджер» стал первым противоминным кораблем в истории, который в боевых условиях обнаружил и обезвредил мину типа «Манта» – одну из лучших «мелководных» донных мин в мире.

Когда же настало время операции «Свобода Ираку», союзным силам пришлось поволноваться более серьезно. В районах действия сил и средств объединенной группировки военно-морских сил, только по официально обнародованным Пентагоном данным, были обнаружены и уничтожены 68 мин и миноподобных объектов. Хотя такие данные вызывают обоснованные сомнения: например, одних только мин типа «Манта» было обнаружено, по данным американских военных, несколько десятков, да плюс к тому 86 «мант» нашли австралийцы на складах и минных заградителях иракцев. Кроме того, подразделениям американских сил специальных операций удалось обнаружить и перехватить грузовое судно, буквально «забитое» иракскими якорными и донными минами, которые предполагалось выставить на линиях коммуникаций в Персидском заливе и предположительно в Ормузском проливе. Причем каждая мина была замаскирована в специальном «коконе», изготовленном из пустой бочки из-под нефти. И уже после завершения активной фазы боевых действий американские оперативно-поисковые группы наткнулись еще на несколько маломерных судов, переоборудованных в минные заградители.

Особо следует отметить, что в ходе Второй войны в Заливе в районе боевых действий и на территории военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива активно использовались американские подразделения, имевшие дельфинов и калифорнийских львов, специально обученных для борьбы с морскими минами и миноподобными объектами. В частности, «животные в погонах» привлекались для охраны военно-морской базы в Бахрейне. Точные данные о результатах использования таких подразделений официально не обнародовались, но американское военное командование признало факт гибели одного дельфина-сапера.

Дополнительное напряжение в ходе операции создавало то, что военнослужащих минно-тральных сил и подразделения водолазов-минеров часто привлекали не только к поиску и уничтожению мин и миноподобных объектов всех типов – плавучих, якорных, донных, «самозакапывающихся» и пр., но и к уничтожению противодесантных минно-взрывных и иных заграждений (например, противотанковые минные поля на берегу).

В отечественном флоте операции по разминированию тоже оставили свой неизгладимый отпечаток. Особенно памятно разминирование Суэцкого канала, проводившееся советским ВМФ по просьбе правительства Египта с 15 июля 1974 года. Со стороны СССР участвовали 10 тральщиков, 2 шнуроукладчика и еще 15 кораблей охранения и вспомогательных судов; принимали участие в тралении канала и залива также французские, итальянские, американские и британские ВМС. Причем «янки» и «томми» тралили районы с выставленными минами советского образца – что немало помогло им в отработке действий по борьбе с минным оружием вероятного противника. Кстати, разрешение американо-британским союзникам на траление данных районов было выдано военно-политическим руководством Египта в нарушение Соглашения о военных поставках от 10 сентября 1965 года, подписанным СССР и АРЕ.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения того бесценного опыта, который получен советскими моряками в Суэцком канале. Именно тогда в реальных условиях, на боевых минах, были отработаны действия по уничтожению донных мин при помощи вертолетов-тральщиков, укладывавших шнуровые заряды или буксировавших неконтактные тралы. Были также отработаны применение всех видов тралов и искателей мин в тропических условиях, использование трала «ВКТ» для пробивки первого галса и «БШЗ» (боевой шнуровой заряд) для разрежения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из полученного опыта, советскими специалистами-минерами были откорректированы наставления по тралению, существовавшие в ВМФ СССР. Было также подготовлено большое количество офицеров, старшин и матросов, приобретших бесценный опыт боевого траления.

НОВЫЕ УГРОЗЫ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Вследствие изменившегося характера минной войны на море и расширения круга задач противоминных сил их подразделения должны быть готовы равно эффективно действовать как в глубоководных и мелководных районах океанов и морей, так и в чрезвычайно мелководных районах прибрежных зон, рек и озер, а также в приливно-отливной зоне (полосе прибоя) и даже на «пляже». Особо хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие прошлого века наметилась явная тенденция использования военными стран третьего мира достаточно интересного способа минных постановок – старые контактные якорные и более современные неконтактные донные мины стали использоваться в рамках одного минного поля, что затрудняло сам процесс проведения траления, поскольку требовало от противоминных сил применения разных видов тралов (а для поиска донных мин – еще и подводных необитаемых противоминных аппаратов).

Все это требует от военнослужащих минно-тральных сил не только соответствующей разносторонней подготовки, но и наличия необходимых вооружений и технических средств обнаружения мин и миноподобных объектов, их обследования и последующего уничтожения.

Особая опасность современного морского минного оружия и его стремительного распространения по миру заключается в том, что на акватории, благоприятные для выполнения постановок морских мин, приходится сегодня до 98% мирового торгового судоходства. Немаловажно и следующее обстоятельство: современные концепции применения военно-морских сил ведущих стран мира особое внимание уделяют возможности корабельных группировок выполнять различные маневры – в том числе в прибрежной, или «литоральной», зоне. Морские же мины ограничивают действия боевых кораблей и вспомогательных судов, становясь, таким образом, существенным препятствием для решения ими назначенных тактических задач. Итог – для ведущих стран мира, располагающих крупными военно-морскими силами, теперь стало более предпочтительным создавать эффективные противоминные силы, чем заниматься разработкой мин и минных заградителей.

В связи со всем вышесказанным в военно-морских силах ведущих стран мира развитию противоминных сил и средств в последнее время уделяется повышенное внимание. При этом упор делается на применение современных технологий и использование необитаемой дистанционно-управляемой подводной техники. В следующем материале мы рассмотрим современные тенденции в области разработки противоминных средств и совершенствования тактики действия противоминных сил ведущих стран мира.

Отечественные разработки морского минного оружия вошли в историю мировых войн. В арсенал наших войск входили мины, аналогов которым прежде в мире не было. Мы собрали факты о самых грозных образцах разного времени.

"Сахарная" угроза

Одной из самых грозных мин предвоенного времени, созданных в нашей стране, считается M-26, имеющая заряд в 250 килограммов. Якорную мину с ударно-механическим взрывателем разработали в 1920 году. Ее прототип образца 1912 года имел массу взрывчатого вещества в два с половиной раза меньшую. Из-за увеличения заряда была изменена форма корпуса мины - с шаровой на сфероцилиндрическую.

Большим плюсом новой разработки было то, что на тележечном якоре мина располагалась горизонтально: это облегчило ее постановку. Правда, небольшая длина минрепа (троса для крепления мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды) ограничила применение этого оружия в Черном и Японском морях.

Мина образца 1926 года стала самой массовой из всех применяемых советским военно-морским флотом в годы Великой отечественной войны. К началу боевых действий наша страна имела почти 27 тысяч таких устройств.

Еще одной прорывной предвоенной разработкой отечественных оружейников стала большая корабельная гальваноударная мина КБ, которую использовали, в том числе, и как противолодочное оружие. Впервые в мире на ней применили предохранительные чугунные колпаки, которые автоматически сбрасывались в воде. Они закрывали гальваноударные элементы (минные рожки). Любопытно, что колпаки были зафиксированы на корпусе при помощи чеки и стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед установкой мины чеку удаляли, а после, уже на месте, распускалась и стропка - благодаря таянию сахара. Оружие становилось боевым.

В 1941 году мины КБ оснастили клапаном потопления, который позволял устройству, в случае отрыва от якоря, самозатопляться. Это обеспечивало безопасность отечественных кораблей, которые находились в непосредственной близости от оборонительных заграждений. В начале войны это была самая совершенная для своего времени контактная корабельная мина. Флотские арсеналы имели почти восемь тысяч таких образцов.

В общей сложности во время войны на морских коммуникациях было выставлено более 700 тысяч различных мин. Они уничтожили 20 процентов от всех кораблей и судов воюющих стран.

Революционный прорыв

В послевоенные годы отечественные разработчики продолжили борьбу за первенство. В 1957 году они создали первую в мире самодвижущуюся подводную ракету - реактивно-всплывающую мину КРМ, которая стала базой для создания принципиально нового класса оружия - РМ-1, РМ-2 и ПРМ.

В качестве отделителя в мине КРМ использовалась пассивно-активная акустическая система: она обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя. Вес взрывчатого вещества составлял 300 килограммов. Устройство можно было устанавливать на глубину до ста метров; оно не вытраливалось акустическими контактными, в том числе, придонными тралами. Запуск производился с надводных кораблей - эсминцев и крейсеров.

В 1957 году началась разработка новой реактивно-всплывающей мины для постановки ее как с кораблей, так и с самолетов, а потому руководство страны решило не производить большое количество мин КРМ. Ее создателей представили к Государственной премии СССР. Это устройство произвело настоящую революцию: конструкция мины КРМ кардинально повлияла на дальнейшее развитие отечественного морского минного оружия и разработку образцов баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией.

Без аналогов

В 60-е годы в Союзе началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед. Спустя примерно десять лет на вооружение в военно-морской флот приняли противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, которые не имели зарубежных аналогов.

Еще одним прорывом стала противолодочная мина-торпеда ПМТ-1. Она имела двухканальную систему обнаружения и классификации цели, стартовала в горизонтальном положении из герметичного контейнера боевой части (противолодочной электрической торпеды), использовалась на глубине до 600 метров. Разработка и испытания нового оружия шли в течение девяти лет: на вооружение ВМФ новую мину-торпеду приняли в 1972 году. Коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия СССР. Создатели стали в буквальном смысле первопроходцами: впервые в отечественном миностроении они применили модульный принцип исполнения, использовали электрическую связь узлов и элементов аппаратуры. Это решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты.

Заделы, полученные в ходе разработки и испытаний мины ПМТ-1, послужили толчком к созданию новых, более совершенных образцов. Так, в 1981 году оружейники завершили работу над первой отечественной универсальной по носителям противолодочной миной-торпедой. Она лишь немного уступала в некоторых тактико-технических характеристиках подобному американскому устройству "Captor", превосходя его в глубинах постановки. Таким образом, по мнению отечественных специалистов, как минимум до середины 70-х годов на вооружении военно-морских сил ведущих мировых держав подобных мин не было.

Универсальная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 году, была предназначена для поражения кораблей и подводных лодок всех классов. Универсальность этого оружия проявлялась во всем: его постановка производилась как с кораблей, так и с самолетов (военных и транспортных), причем, в последнем случае без парашютной системы. Если мина попадала на мелководье или сушу, она самоликвидировалась. Вес заряда УДМ-2 составлял 1350 килограммов.

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов