В какие школы отдают детей разработчики айфонов. Почему сотрудники силиконовой долины отдают своих детей в школы без компьютеров? и почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны? С компьютерами, думаем, все понятно, а теперь по поводу модных ныне гаджетов

04.02.2021

Приобщение малышей к компьютерам негативно влияет на развитие их мозга. Фото Reuters

По всему миру школы торопятся оснастить классы компьютерами. В нашей стране тоже есть опыт обучения работе на компьютере детей 3-4 лет. Впечатляет: такой малыш – и лихо стучит по клавиатуре. Дети по всему миру с легкостью печатают тексты и водят пальцами по сенсорным экранам, отложив в сторону бумагу и авторучку. Но так ли это хорошо?

Известный российский ученый, доктор филологических и доктор биологических наук Татьяна Черниговская давно предупреждает об опасности раннего приобщения к гаджетам. Дети не умеют или перестают писать ручкой и от этого многое теряют в уровне мышления. Для ребенка чрезвычайно важна выработка мелкой моторики, потому что за мелкую моторику отвечает тот же участок в мозге, что и за развитие речи. Необходимо лепить из пластилина, вырезать ножницами, плести из бисера – это способствует развитию мозга.

О негативном эффекте введения компьютеров в начальной школе свидетельствуют результаты исследования в области когнитивной неврологии, проведенного профессором Карин Джеймс в университете Блумингтон в США.

Детей, которые еще не научились читать (знали буквы, но не умели складывать из них слова) разделили на две группы: одних учили писать буквы на бумаге, других – печатать их на клавиатуре. В первую очередь обращали внимание на способность детей запоминать буквы и в то же время при помощи компьютерной томографии пытались понять, как со временем меняется деятельность мозга, пока дети учат алфавит. Исследования указывают на прямую связь между умением писать и навыком чтения. До и после занятий проводили компьютерную томографию и сравнивали данные двух групп, замеряя уровень потребления кислорода мозгом.

Оказалось, что мозг ведет себя по-разному в зависимости от того, учили ли дети алфавит посредством письма от руки или печатания на клавиатуре. Деятельность мозга детей, учившихся писать от руки, была схожа с деятельностью мозга взрослых людей, которые умеют читать и писать. В случае с детьми, учившимися печатать на клавиатуре, результат был иным. Ученые обнаружили, что мозг устанавливает связь между процессом писания от руки и способностью читать.

«Данные томографии показывают, что письмо подготавливает систему чтения, что упрощает процесс обучения чтению, когда дети переходят к этому этапу», – подчеркивает профессор Джеймс. Развитие мелкой моторики, необходимой для наработки навыка письма, может принести пользу и в других сферах когнитивного развития, утверждает она.

Некоторые американские школы перевели уроки чистописания в разряд необязательных, поэтому его часто не преподают. Компьютеры и печатание на клавиатуре используют практически для всех предметов, тогда как письмо отходит на второй план. По мнению профессора Джеймс, напрасно поспешили ввести компьютеры в образовательную систему с начальных классов. Она надеется, что ее исследование поставит под вопрос целесообразность тенденции замены письма от руки.

Впрочем, в США есть школы, где компьютеров вообще нет. Это школы, в которые отдают своих детей сотрудники гигантов Силиконовой долины: eBay, Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard... Школа имеет старомодный вид: доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней применяют не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину… И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

Школа и компьютеры несовместимы – такая точка зрения получила широкое распространение в самом центре высокотехнологичной экономики. Приверженцы обучения без IT-технологий уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Родители считают, что, когда будет действительно нужно познакомить детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

Напоследок – анекдот. Малыши в детском саду возятся вокруг песочницы сами по себе, в то время как воспитательница увлеченно беседует по телефону, не обращая на них внимания. Ей делают замечание, что дети могут разбежаться. «Не разбегутся, – уверенно отвечает воспитательница. – У нас Wi-Fi только в песочнице».

Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа - Waldorf of the Peninsula.

Она имеет очень простой старомодный вид - доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения - синхронизировать тело и мозг.

В 5 классе дети вяжут на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.

И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого - просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом центре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры несовместимы.

Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, утверждает, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование - это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, - говорит Пол Томас. - Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это суперлегко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, - говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. - В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.

Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»

https://www.adme.ru/zhizn-semya/shkola-bez-kompyuterov-763510/

Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов Силиконовой долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard.

Эта школа имеет очень простой старомодный вид – доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.

В прошлый вторник в 5 классе дети вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.

В 3 классе учительница упражняла учеников в умножении, попросив их быть быстрыми, как молнии. Она задавала им вопрос, сколько будет четырежды пять, и они все вместе кричали «20» и сверкали своими пальчиками, выводя нужное число на доске. Полная комната живых калькуляторов.

Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения – синхронизировать тело и мозг.

И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого – просто глупо.

Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом эпицентре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.

Приверженцы обучения без IT-технологий уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.

По мнению Энн Флин, директора по образовательным технологиям Национального совета по школьному образованию, компьютеры необходимы. «Если школы имеют доступ к новым технологиям и могут их себе позволить, но при этом не используют их, они лишают наших детей того, чего они могут быть достойны», - заявила Флин.

Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, не соглашается с ней, утверждая, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование – это, прежде всего, человеческое переживание, получение опыта, - говорит Пол Томас. – Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».

Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, - говорит мистер Игл, сотрудник Силиконовой долины. – В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».

Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерный игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.

Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»

Фин Хейлиг, 10 лет, отец которого работает в Google, говорит, что ему нравится учиться с карандашами и ручками больше, чем с компьютером, потому что он сможет увидеть свой прогресс в развитии спустя несколько лет. «Через несколько лет я смогу открыть свои первые тетради и увидеть, как я раньше плохо писал. А с компьютером это невозможно, там все буквы одинаковые, - говорит Фин. – Кроме того, если уметь писать на бумаге, то можно будет писать даже если на компьютер прольется вода или отключат электричество».

С компьютерами, думаем, все понятно, а теперь по поводу модных ныне гаджетов…

Психологи выявили новый вид психологической зависимости — гаджет-аддикция. Гаджет — это любая электронная игрушка для взрослых: мобильный телефон, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки. В Европе этим недугом страдают уже несколько миллионов потребителей, а с развитием технологий гаджет-аддикция может стать такой же опасной эпидемией, как интернет-зависимость или игромания.

Все начиналось осенью 2003 года с обычного маркетингового исследования, которое специалисты Benchmark Research Ltd. провели для крупнейшего производителя носителей цифровой информации — японской корпорации TDK. Основной целью опросов была информация о том, сколько европейцев собирается покупать DVD-плеер, но результаты далеко вышли за рамки поставленной задачи.

Полной неожиданностью стал тот факт, что решение о покупке портативных электронных устройств европейцы принимают не исходя необходимости или функциональности нового прибора, а на основе «слухов» и «моды», желания похвастаться перед знакомыми новой «игрушкой» или выглядеть современными, — рассказывает Жан-Поль Эку, руководитель отдела маркетинга европейского подразделения японской корпорации (TDK Recording Media Europe). — Ради покупки нового гаджета женщины могут экономить на косметике, а мужчины — на приобретении туристических путевок. Удивительно и то, что люди влезают в долги ради покупки не очень нужного, но модного электронного прибора.

Очевидно, что к работе следовало привлечь психологов, изучающих неразумное поведение «человека разумного».

В исследовании приняли участие жители шести европейских стран (Франция, Испания, Польша, Германия, Италия и Великобритания) в возрасте от 18 до 45 лет. В среднем каждый европеец окружен пятью любимыми личными приборами: 93% активно используют сотовый телефон, 73% — ноутбук, 60% — DVD-плеер. Главная планируемая покупка трети европейцев — цифровая видеофотокамера.

Почти половина жителей Европы заявили, что жить не могут без своего мобильника, а 42% — без ноутбука. Около 10% опрошенных сознались в наличии у них нескольких явных признаков психологической зависимости.

— Для того чтобы убедиться в существовании подобной зависимости, достаточно посмотреть на поведение студентов на лекции, — рассказывает Дмитрий Смирнов, профессор, доктор психологических наук. — У половины руки под партой совершают судорожные движения. Это они SMS шлют. Никакие угрозы и меры дисциплинарного воздействия успеха не имеют. Цель этих эсэмэсок — вовсе не общение с друзьями, не получение новой информации, а процесс коммуникации сам по себе. Сейчас пришла мода на мобильники с камерой, в результате новая «болезнь» — пересылка картинок. Природа «недуга» точно такая же, как у любой зависимости.

— Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей, — считает Виталина Бурова, врач-психиатр, психотерапевт. — Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами.

В том числе и стремлением обладать новой электронной игрушкой. Самые импульсивные потребители новых гаджетов живут в Великобритании. Треть обитателей туманного Альбиона покупают приборы не потому, что они действительно нужны, а на основе слухов и моды на технические новинки. В наименьшей степени новой манией страдают итальянцы. Лишь 4% из них делают необоснованные покупки новых сотовых телефонов и карманных компьютеров. А самые «горячие парни» живут в Польше — 19% поляков сообщили исследователям Benchmark Research, что чувствуют гнев, когда не могут позволить себе купить техническую новинку (средняя цифра «разгневанных покупателей» по Европе — 10%).

У «Известий» есть основания полагать, что российские потребители недалеко ушли от братского славянского народа. К такому выводу можно прийти, изучив результаты опроса жителей шести крупных российских городов, который по просьбе «Известий» провели эксперты Лаборатории социальных технологий.

Оказалось, что в России люди «больны» в первую очередь мобильным телефоном. 85% молодых жителей российских городов в возрасте от 18 до 35 лет заявили что жить не могут без сотового. Половина опрошенных психологически зависят от портативных музыкальных устройств — CD- или MP3-плеера. Среди других любимых гаджетов — цифровые камеры, карманные компьютеры и даже портативные DVD-плееры и цифровые диктофоны.

А можно ли и, главное, нужно ли бороться с гаджет-зависимостью? «Конечно, нужно, — считает Дмитрий Смирнов. — Любая попытка избежать решения реальных проблем уводит человека из социума и делает его беднее. Причем как в переносном, так и в буквальном смысле. Надо себя контролировать».

В качестве подтверждения вышеприведённым фактам, вызывает интерес информация, которую получил журналист The New York Times Ник Билтон. Во время одного из своих интервью со Стивом Джобсом, он задал ему вопрос: любят ли его дети iPad. «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома тратят на новые технологии», - ответил тот.

Журналист встретил ответ на свой вопрос ошеломленным молчанием. Ему почему-то казалось, что дом Джобса заставлен гигантскими сенсорными экранами, а айпады тот раздает гостям вместо конфет. Но все оказалось совсем не так.

Вообще, большинство руководителей технологических компаний и венчурных капиталистов из Кремниевой Долины ограничивают своих детей во времени, которое они проводят у экранов - будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие «гуру» из мира технологий.

Это несколько странно. В конце концов, большинство родителей проповедуют другой подход, позволяя своим детям проводить в интернете дни и ночи. Но, кажется, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают другие обыватели.

Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который сейчас является исполнительным директором 3D Robotics, ввел ограничения на использование гаджетов членам своих семей. Он даже настроил девайсы таким образом, чтобы каждый из них мог быть активирован не более пары часов в сутки.

«Мои дети обвиняют меня и жену в том, что мы фашисты, которые слишком озабочены технологиями. Они говорят, что ни один из их друзей не имеет подобных ограничений в своей семье», - рассказывает он.

У Андерсона пятеро детей, им от 5 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них.

«Это потому, что я вижу опасность чрезмерного увлечения интернетом как никто другой. Я видел, с какими проблемами столкнулся я сам, и я не хочу, чтобы эти же проблемы имели мои дети», - объясняет он.

Под «опасностями» интернета Андерсон и солидарные с ним родители имеют в виду вредный контент (порнография, сцены издевательства над другими детьми) и тот факт, что если дети слишком часто пользуются гаджетами, то вскоре становятся зависимыми от них.

Некоторые идут еще дальше. Алекс Константинопль, директор OutCast Agency, говорит, что его младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты на протяжении рабочей недели. Двое других его детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.

Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, говорит, что их двое сыновей тоже имеют подобные ограничения. В их доме - сотни бумажных книг, и каждый ребенок может читать их сколько угодно. А вот с планшетами и смартфонами все труднее - они могут пользоваться ими не дольше часа в день.

Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям, и подсаживаются к ним как на наркотики. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами дольше 30 минут в день, а смартфонами - дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для решения школьных заданий.

Строго говоря, мода на IT-запреты проникает в американские дома все чаще и чаще. Некоторые родители запрещают детям пользоваться социальными сетями для подростков (например, Snapchat). Это позволяет им не беспокоиться по поводу того, что их дети постят в интернете: ведь необдуманные посты, оставленные в детстве, могут навредить их авторам во взрослой жизни.

Ученые говорят, что возраст, в котором можно снимать ограничения на использование технологий, - 14 лет. Хотя Андерсон даже своим 16-летним детям запрещает пользоваться «экранами» в спальне. Любыми, включая экран телевизора. Дик Костоло, исполнительный директор Twitter, разрешает своим детям-подросткам пользоваться гаджетами только в гостиной. В спальню они их заносить не имеют права.

Чем же занять своих детей? Ну, Стив Джобс, например, имел привычку ужинать вместе с детьми и всегда обсуждал с ними книги, историю, прогресс, даже политику. Но при этом никто из них не имел права во время разговора с отцом доставать iPhone. В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Готовы ли к подобным ограничениям вы?

Интервью с Биллом Гейтсом, Стивом Джобсом и другими представителями технологической элиты США показывают, что родители из Кремниевой долины ограничивают своих детей в использовании новомодных гаджетов и девайсов.

Билл Гейтс и Стив Джобс растили своих детей вдали от технологий

Алена Сомова

Билл Гейтс не разрешал дочери пользоваться телефоном, пока ей не исполнилось 14 лет. Фото: Shutterstock Rex

Джобс, который был гендиректором Apple вплоть до своей смерти, в 2011 году рассказал New York Times, что запретил своим детям пользоваться iPad. «Мы стараемся предельно ограничивать использование технологий у себя дома», - сказал Джобс корреспонденту.

В книге «Школьники у экрана» Клемент и Майлз заявляют, что богатые родители из Кремниевой долины всерьез осознают вредоносный потенциал смартфонов, планшетов и компьютеров, в отличие от широкой публики. И это при том, что эти родители часто зарабатывают себе на жизнь, создавая технологии и инвестируя в них.

Только представьте, что в современной государственной школе, где дети должны использовать электронные устройства, такие как iPad, - писали авторы, - дети Стива Джобса были бы одними из немногих, кто бы отказался от этой иницитивы».

К сожалению, дети Джобса уже закончили школу, так что остается только гадать, как бы отреагировал на современные образовательные технологии сооcнователь корпорации . Но Клемент и Майлз полагают, что если бы сегодня они ходили в среднестатистическую американскую школу, они бы использовали технологии в классе гораздо больше, чем дома, когда росли.

По словам соавторов книги, в профильном обучении дела обстоят иначе. Ряд специализированных школ Кремниевой долины, таких как вальдорфские школы, отличаются низкотехнологичным подходом к образованию. Они используют обычные меловые доски и карандаши. Вместо того чтобы учиться программированию, дети приобретают навыки сотрудничества и взаимного уважения. В школе Брайтворкс дети учатся творчеств у, создавая поделки своими руками и посещая занятия в домах на дереве.

Стив Джобс вписал свое имя в историю как человек, подаривший миру айфон и целый ряд других революционных изобретений. Но собственным детям он был больше известен, как человек... отбиравший у них эти айфоны. В это сложно поверить, но крестный отец цифровой революции запрещал своим чадам проводить много времени с планшетами и смартфонами. Один из биографов Джобса утверждал, что он ввел для детей запрет на использование гаджетов в ночное время и в выходные. Кроме того, мобильники были вне закона, когда вечером семья (у Джобса было три дочери и один сын) собиралась на ужин. Правда, Стив был настолько интересным человеком, что, когда он начинал разговаривать с детьми о политике, истории, книгах или новых фильмах, ни у кого из его отпрысков никогда не возникало желания уткнуться в экран планшета.

«Душителями» свобод выступали и другие лидеры IT-революции. Например, дети основателя Твиттера Эвана Уильямса жаловались на драконовские законы, которые установил папа: планшетом и смартфоном можно было пользоваться только час в день. Когда они попытались устроить акцию протеста, отец сказал: «Дома есть несколько сотен бумажных книг. Если хотите развлечься - читайте сколько вам угодно!»

Если уж люди, которые выпустили компьютерного джинна из бутылки, стремятся оградить своих детей от влияния интернета, что говорить о простых пользователях?

Многие родители ограничивают отпрысков не только в использовании гаджетов и компьютерных приставок, но и категорически запрещают пользоваться социальными сетями. Например, активная сторонница подобных запретов экс-участница «ВИА Гры» Анна Седокова.

Я сама широко представлена в социальных сетях, это часть моей работы, - говорит поп-звезда. - Но деткам в соцсетях совершенно нечего делать. Социальные сети - это игрушки взрослых, а не детей. Я когда читаю комментарии в соцсетях, мне плакать хочется. Откуда столько злости и ненависти? Кстати, самые обидные и нецензурные комментарии оставляют дети. Моя дочь просила меня не раз, чтобы я разрешила создать аккаунт, но я ей твердо говорю: «Ни за что на свете!».

Неужели мы стоим на пороге информационной эпидемии, которая может стать куда страшнее, чем привычные детские болезни вроде свинки и ветрянки?

Признаки интернет-зависимости

Постоянное ожидание следующего выхода в Сеть

Утрата интереса к другим увлечениям

Нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение

Ребенок перестает контролировать время, проведенное в Сети, не может остановиться

Забывает поесть, пренебрегает личной гигиеной, может сидеть за планшетом ночь напролет

Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером

Бесцельные путешествия по Сети, постоянный поиск какой-либо зачастую не нужной информации.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Чтение запоем вызывало у родителей такие же страхи

Психологи считают: не надо бояться интернета, нужно научиться правильно с ним обращаться.

Как спасти детей от переселения в виртуальный мир? Об этом мы решили расспросить кандидата наук, доцента кафедры общей психологии МГУ Юлию Бабаеву . Она является соавтором одного из первых в России исследований на тему интернет-зависимости.

- Юлия Давидовна, нужно ли ограничивать время, которое дети проводят за компьютером или смартфоном?

Проблема интернет-зависимости очень остро стоит, меня об этом спрашивают даже чаще, чем по поводу детской наркомании. Но, мне кажется, у нас складывается неверное представление о запрете, как о единственном способе решения всех проблем. Интернет-зависимость - это внешнее проявление каких-то внутренних проблем у ребенка. Прежде всего родителям надо понять, что заставляет его уходить в виртуальный мир? Нет какой-то одной причины, которая порождает интернет-зависимость. Порой это недостаток общения со сверстниками в реальном мире, состояние депрессии или тревоги. А может быть, ребенок в интернет-сообществах ищет понимания, поддержки и одобрения, которых не встречает дома. Ну, не было бы интернета, он бы убивал время по-другому - шатался бы в подворотнях. Неизвестно, что хуже. Потом, что такое запрет? Это попытка вынести проблему за пределы воли ребенка. А с ним надо договариваться.

- А если, как это сейчас модно, просто ввести «санкции»?

Это может вызвать агрессию ребенка по отношению к родителю. Знаю, сейчас в некоторых школах перед уроками «разоружают» учеников, - отбирают у них гаджеты. Но неужели вы полагаете, что школьники после этого начинают учиться с напряжением всех сил? Не обманывайте сами себя. Если ситуация запущенная, время на общение с компьютером надо ограничивать (порнография и экстремистские сайты должны быть вне закона). Но сама политика «держать и не пущать» - не панацея.

- А что может помочь, кроме запрета?

Родители должны разобраться прежде всего в себе. Во-первых, иногда они сами «помогают» ребенку запутаться во Всемирной паутине. Допустим, маме надо что-то сделать, она включает компьютер и говорит: «Поиграй, детка, а я пока кушать приготовлю». Во-вторых, надо задуматься: а почему мое общество ребенку менее интересно, чем экран монитора? Надо выкроить время поиграть с ним. Уметь находить интересные темы для обсуждения. Необходимо формировать у ребенка гармоничный круг интересов: спорт, книги, друзья, хобби. Но куда проще проявить себя жестким «руководителем» и составить расписание в духе: «Два часа играешь, потом делаешь уроки».

- С возникновением интернета образовалось большое количество фобий: что люди разучатся запоминать, перестанут думать, поскольку проще найти готовые решения в Сети. Насколько эти страхи обоснованны?

У нас страшилки очень популярны. Но интернет - это всего лишь инструмент, он сам по себе нейтрален. Причем это инструмент, дающий фантастические возможности. Все дело в том, как мы им пользуемся. Например, смычком от скрипки можно и дрова пилить. Правда, производительность будет невысока.

- В свое время схожее беспокойство вызывало распространение книг. Родители приходили в шоковое состояние, когда у девушки под подушкой находили любовные романы. Помните Фамусова «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Есть ли сходство в том, как общество воспринимало появление этих двух носителей информации?

Мы знаем, что появление книгопечатания дало огромный толчок развитию цивилизации. Благодаря этому во времена Фамусова жило большое количество людей фантастически интеллектуальных и образованных. Они к книгам относились по-другому. Например, Чацкий не мог такие слова произнести. Такой же, если не более мощный импульс для развития, человечество получило с изобретением интернета. Не надо его бояться. Ребенка могут обогатить как книги, так и новые информационные технологии. Нужно только научить его правильно с ними обращаться.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов