Среда обитания млекопитающих особенности внешнего строения. Живые организмы, среда обитания

16.05.2020

Задание 1. Изучите внешнее строение млекопитающего.

1. Рассмотрите животное (морскую свинку, хомячка). Выясните, на какие отделы можно мысленно разделить тело млекопитающего. Вспомните, у каких изученных позвоночных животных имеются такие же отделы тела.

2. Напишите, по каким признакам млекопитающие отличаются от других животных.

1. Голова, шея, хвост, туловище, конечности.

2. Шейных позвонков 7; диафрагма, два поколения зубов и их дифференциация, губы и щеки, 4-х камерное сердце, левая дуга аорты, наружное, среднее и внутреннее ухо, три слуховые косточки, волосяной покров, тазовая почка, млечные железы, теплокровность, живорождение.

3. Как передвигается млекопитающее? Рассмотрите отделы конечностей. Сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих? Запишите свои наблюдения.

Чаще всего они передвигаются на 4 ногах, но есть исключения - человек, кенгуру, человекообразные обезьяны могут ходить на 2 ногах. На пальцах ног есть ногти.

4. Выясните и запишите, равномерно ли расположен волосяной покров на теле млекопитающего. Однороден ли волосяной покров? На каких местах волосяной покров отсутствует?

Нет, он расположен неравномерно и неоднороден. Отсутствует на носу и подушечках лап. У всех млекопитающих шерсть растет на разных местах, но в основном там, где тело наиболее уязвимо к холоду.

5. Напишите, какие органы расположены на голове млекопитающего. Каких из этих органов нет у других позвоночных животных?

Уши, глаза, усы.

6. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения млекопитающих.

Млекопитающие - класс эволюционно развитых позвоночных, обладающих прогрессивными чертами; они вынашивают, рожают и выкармливают детенышей.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. У одних млекопитающих хорошо развиты как ость, так и подшерсток, у других - преобладает ость или подшерсток. Объясните, почему у млекопитающих наблюдаются такие отличия в волосяном покрове.

Зависит от образа жизни. Ость делает мех прочным, а подшерсток сохраняет температуру тела.

Задание 4. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения .

1. Копыта, шерсть, ногти, когти - производные эпидермиса кожи.

2.У всех млекопитающих одна пара млечных желез.

3.Во время линьки окраска шерсти никогда не меняется.

4.У млекопитающих развиты органы осязания и обоняния.

5.Чешуйчатый покров пресмыкающихся и шерсть млекопитающих имеют разное происхождение и не являются признаком родства этих классов.

6.У всех млекопитающих хорошо развито зрение.

7.Ушные раковины имеются только у представителей класса млекопитающих.

8.Глаза млекопитающих имеют веки с ресницами.

9.У всех млекопитающих глаза располагаются по бокам головы.

10.У всех млекопитающих млечные железы располагаются на брюшной стороне тела.

Правильные утверждения: 1, 4, 6, 7, 8, 10.

Задание 5. Заполните таблицу.

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания - наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений - это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие - в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие - приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве - верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития - поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

Слайд 2

Тема: Среда обитания и внешнее строение млекопитающих

Цель урока: дать общую характеристику животных класса Млекопитающих, раскрыть особенности их внешнего строения в связи со средой обитания. Показать черты сходства и отличия во внешнем строении млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

Слайд 3

Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями?

Утконос Лошадь Дикобраз Дельфины Летучая мышь Броненосец

Слайд 4

Млекопитающие различаются и по своим размерам.

Самый маленький зверёк землеройка-малютка – имеет тело массой 2грамма: Самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле – синий кит – имеет тело массой 130 тонн. Синий кит тяжелее землеройки в 65 миллионов раз!

Слайд 5

Образ жизни и поведение зверей.

У утконоса детёныш вылупляется из яиц: \\ Детёныш кенгуру рождается недоразвитым: Новорожденные жеребята могут следовать за матерью: Появившиеся на свет котята совершенно беспомощны:

Слайд 6

Образ жизни и поведение зверей:

Многие звери бодрствуют весь год: А некоторые почти полгода проводят в спячке:

Слайд 7

Выполните задание, опираясь на имеющиеся знания:

1. Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Напишите их названия. 2. Распределите следующих животных по средам обитания: бурый медведь, сайгак, крот, дельфин, лось, летучая мышь, кит, верблюд, бегемот.

Слайд 8

Млекопитающие в настоящее время освоили разные среды обитания:

Наземно-воздушную Воздушную Почвенную Водную Наземно-водную

Слайд 9

Экологические группы млекопитающих:

Водные и полуводные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела или перепонки на лапах:

Слайд 10

У живущих на открытой местности копытных высокие стройные ноги, плотное туловище, длинная подвижная шея:

Слайд 11

Благодаря разнообразию приспособлений и широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.

Слайд 12

Задание:Изучитеособенности внешнего строения млекопитающих, используя текст учебника (§ 63, п. 2) и ответьте на вопросы:

Какие отделы выделяют в теле млекопитающих животных? Какие органы располагаются на голове и туловище млекопитающих? В чём заключаются особенности расположения конечностей у млекопитающих? Чем покрыто тело млекопитающих?

Слайд 13

Слайд 14

Расположение конечностей пресмыкающихся и млекопитающих:

  • Слайд 15

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 16

    О родстве млекопитающих, пресмыкающихся и птиц говорит наличие роговых чешуек на их теле:

    Слайд 17

    К роговым образованиям кожи млекопитающих относятся:

    Рога: Копыта: 3. Когти: 4. Ногти:

    Слайд 18

    Строение кожи млекопитающих:

  • Слайд 19

    Когда собаке жарко, она высовывает язык

  • Слайд 20

    Охлаждение тела зайца и слона происходит благодаря большим ушам:

  • Слайд 21

    На брюшной стороне тела, а у некоторых зверей на боках (нутрии, бобры) располагаются млечные железы. В них образуется молоко – полноценная пища для детёнышей:

    Слайд 22

    Глядя на фотографию, определите, какие органы чувств развиты у млекопитающих.

    Слайд 23

    Закрепление изученного:

    В сказке «Конёк-горбунок» есть фраза: «Чудо-юдо рыба кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии? Какие органы есть на голове у млекопитающих, которых нет ни у рыб, ни у земноводных, ни у пресмыкающихся, ни у птиц? Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащённо дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Зачем слону большие уши? Лиса, белый медведь, соболь имеют густой мех, предохраняющий тело от низких температур. А моржи, киты и тюлени, обитающие в северных широтах такого меха лишены. Как же они спасаются от холода? У броненосца две ноги передние, две задние, две левые и две правые. Сколько всего ног у броненосца?

    Слайд 24

    Домашнее задание:

    Выучить § 63 Повторите общий план строения нервной системы позвоночных животных, строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Повторить определения: рефлекс, инстинкт.

    Посмотреть все слайды

    Разделы: Биология

    Данная форма апробирована в различных курсах биологии и подходит для всех возрастных групп учащихся. Методическая помощь учителя в данном уроке заключается в контроле за трансформацией учебных кубиков, формулировании и анализе учебной информации на них. Урок по теме «Общая характеристика отряда млекопитающие. Особенности их строения в зависимости от среды обитания» направлен на достижение главной цели: формирование культуры анализа учебного материала о млекопитающих животных и выявление зависимостей их внешнего строения от экологических сред обитания. В результате поэтапного изучения рассматриваются основные вопросы темы: общая характеристика зверей, признаки внешнего строения млекопитающих животных, изучение отделов тела, практические наблюдения и советы по уходу, содержанию и многообразию млекопитающих, экологические группы зверей и особенности их внешнего строения, закрепление материала в виде проверки утверждений. Практическая часть кубиков представлена инструктивными карточками, которые некоторые ученики выполняли дома в виде исследовательских проектов, представленных своим одноклассникам. Для наглядности использовались качественные игрушки и чучела животных – лисы, козла, волка и кабана. Часть урока сопровождалась компьютерной презентацией с рисунками и основными терминами.

    Тема: «Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и места обитания».

    Цели урока:

    • Образовательные :
      • изучить общие черты класса млекопитающие;
      • сформировать знания особенностей внешнего строения млекопитающих и мест их обитания.
    • Развивающие :
      • вспомнить и закрепить знания учащихся об экологических особенностях различных групп млекопитающих;
      • повторить последовательность работы по алгоритму кубиков.
    • Воспитывающие :
      • продолжить умение работать в группе,
      • развивать чувство коллективизма и содружества, эстетического восприятия окружающего мира.

    Дидактическое и материальное оснащение урока: чучела млекопитающих, мультимедийный образовательный комплекс 1с-биология, набор учебных кубиков, фигурки животных.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    1. Приветствие учащихся.
    2. Ознакомление с темой урока, постановка учебной цели и задач перед учащимися.
    3. Повторение работы с алгоритмом кубиков: указатели (треугольнички) показывают ряды (горизонтальные или вертикальные), а направление стрелок и градусы - угол поворота рядов кубиков. для облегчения работы каждая сторона имеет свою цветовую гамму. в случае путаницы кубиков возвращаться в начало (рисунок 1).

    II. Актуализация опорных зунов, мотивационных состояний

    Разминка – вопросы на стороне 1 (Приложение 1 )

    ответы: 1. Козла; 2. Як; 3. Медведь; 4. Ёжик; 5. Тигр; 6. Слон и конь; 7. Кабан; 8. Пума; 9. Газель; 10. Бобр; 11. Соболь; 12. Бурундук; 13. Кошка; 14. Куница – куна; 15. Кит.

    III. Формирование новых понятий, способов действий

    1. «Териология» – раздел зоологии, изучающий особенности строения и поведения млекопитающих животных.

    2. Изучение стороны 2 – общая характеристика млекопитающих. (вместе с учащимися проговариваются и обсуждаются все пункты (Приложение 2 ).

    • млекопитающие имеют второе название «звери»;
    • известно около 5000 современных видов зверей;
    • распространены по всему земному шару (учащиеся просматривают видеофрагмент «происхождение млекопитающих и распространение»);
    • высшие позвоночные животные;
    • теплокровные (постоянная температура тела);
    • тело покрыто шерстью (волосяным покровом);
    • рождают живых детенышей и выкармливают их молоком;
    • размеры от 4 см до 33 метров;
    • масса от 1,2 граммов до 150 тонн;
    • обладают крупным головным мозгом с развитыми передними полушариями;
    • имеют разнообразное и сложное поведение (инстинкты);
    • все системы органов достигают наибольшей дифференцировки;
    • высокое развитие нервной системы позволяет быстро приспосабливаться к условиям среды;
    • в классе млекопитающих 19 отрядов, 122 семейства, 1017 родов, 5237 видов зверей;

    Учащимися озвучиваются известные российские териологи (кубик 16).

    Темы проектов:

    1. «Мы взяли в дом собаку» (рассматривание шерсти собаки, вибриссов. поведение и повадки при выполнении команд).
    2. «Жвачные животные» (наблюдение за коровами, лошадьми, козами во время кормежки, изучение многообразия копытных животных в Казани).
    3. «Моя кошка» (наблюдение за поведением кошки во время беременности, ухаживания за потомством, поведение котят).
    4. «Освоение подражания у обезьян, как доказательство развития психики» (исследовательская работа)

    IV. Применение новых понятий, способов действий

    1. Применение знаний о строении млекопитающих в области экологии животных (Сторона 5, Приложение 5 )

    – Какое явление позволило млекопитающим заселить все среды жизни? (Приспособленность)

    Учащиеся опять делятся на группы, чтобы вспомнить из курса экологии признаки внешнего строения различных экологических групп зверей:

    • 1 группа характеризует хтонобионты и эдафобионты;
    • 2 группа определяет признаки прыгающих и авиабионтов;
    • 3 группа характеризует дендробионты и гидробионты.

    В конце всех характеристик ученики подводят общий вывод о приспособленностях млекопитающих к различным условиям существования и средам жизни.

    2. Закрепим знания (Сторона 6, Приложение 6 )

    Выбрать правильные утверждения:

    • Млекопитающие – высшие теплокровные позвоночные животные (Да)
    • Внешнее строение млекопитающих не зависит от среды обитания (Нет)
    • Кожа млекопитающих эластичная, прочная, имеет волосяной покров (Да)
    • Забота о потомстве особенно выражена у животных рождающих беспомощных детенышей (Да)
    • Жизнь млекопитающих не зависит от сезонов года (Нет)
    • Зародыш развивается вне материнского организм (Нет)
    • Передвигаются млекопитающие по земле, под землей, по деревьям, в воде, в воздухе (Да)
    • Водные млекопитающие произошли от сухопутных предков (Да)
    • Роговые образования кожи способны видоизменяться (Да)
    • Молочных желез много, они развиваются независимо от количества детенышей (Да)
    • На громкие звуки млекопитающие реагируют всем телом (Да)
    • Конечности млекопитающих могут видоизменяться или утратиться совсем (Да)
    • Шерсть млекопитающих предохраняет от перепадов температур.
    • Хвост выполняет функцию руля или опоры.
    • Звери заселили все среды жизни на планете

    3. Животное-загадка: Определите по каким признакам можно отнести Чебурашку к млекопитающим животным?

  • © nvuti-info.ru, 2024
    Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов