Где жил шукшин на алтае. Василий Шукшин: биография, фильмография, фото, личная жизнь

13.10.2019

Василий Шукшин – советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель. В своих произведениях и кинокартинах, он уделял большое внимание жизни простых людей, благодаря чему ему удалось быстро стать всенародным любимцем.

В его биографии есть много нюансов, которые простой зритель наверняка не знает. Впрочем, так обстоят дела с большинством . Что же, мы попробуем восполнить этот пробел.

Предлагаем вашему вниманию биографию Василия Шукшина ().

Краткая биография Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки, что в Сибирском крае. Его родители были обычными крестьянами. С приходом советской власти глава семьи, Макар Леонтьевич, был расстрелян большевиками.

После смерти мужа его мать, Мария Сергеевна, повторно вышла замуж за Павла Куксина, с которым она воспитывала детей от первого брака.

Детство и юность

Поскольку Василий Шукшин рос в простой семье, он и подумать не мог, что в будущем сможет стать известным режиссером.

После окончания школы юноша поступил в автомобильный техникум, однако проучившись в нем около 2-х лет, решил его бросить. Уход из учебного заведения был связан с желанием устроиться на работу.

В 1945 г. Шукшин начал трудиться в колхозе вместе с друзьями и близкими. Но и тут он долго не задержался. Через 2 года Василий устроился слесарем, чей труд тогда был в почете.

Благодаря этой профессии, ему удалось объездить много городов и побывать на разных заводах и фабриках, что в дальнейшем сыграло большую роль в его творческой биографии.

В 1949 г. Шукшина призвали на службу в Военно-Морской флот. Интересным фактом его биографии является то, что именно там он начал читать книги и увлекаться искусством. Парень даже написал несколько произведений, которые потом читал боевым товарищам.

В 1953 г. Шукшин возвращается в родную деревню, экстерном оканчивает среднюю школу, и становится преподавателем . Будучи творческой личностью, Шукшину хотелось достичь чего-то большего.

Понимая, что реализовать свои амбиции в селе ему не удастся, он решает ехать в столицу.

Оказавшись в , Василий поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Не теряя времени, он посылает в разные издательства свои произведения, и в скором времени добивается первого успеха.

Творческая биография Шукшина

Василий Макарович преимущественно писал рассказы и повести, которые были интересны и понятны простому рабочему.

Одновременно с этим, он начинает серьезно увлекаться кинематографом. В 1956 г. Шукшину доверяют сыграть короткую роль в культовом фильме «Тихий Дон».

Уже через 2 года он исполняет главную роль в киноленте «Два Федора», после чего ему поступают предложения о сотрудничестве от разных режиссеров.

Почувствовав в себе уверенность, Василий Шукшин решает попробовать себя в качестве кинорежиссера. Он собственноручно пишет сценарии для своих картин, тщательно продумывая диалоги героев. Эти смелые шаги сыграли большую роль в биографии Шукшина.

За свою жизнь он снял 6 фильмов и исполнил около 30 ролей. Чем бы ни занимался Василий Макарович, у него всегда все получалось. За свои заслуги он имел много разных наград и премий. В 1969 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Перед тем, как исполнять ту или иную роль, Шукшин досконально продумывал каждый жест, благодаря чему его фантастическая актерская игра вызывала интерес у зрителей. Наверняка сам был бы доволен его игрой и сказал бы заветное «верю».

Шукшин всегда оставался самим собой и, в то же время, ему удавалось мастерски передавать эмоции своих героев.

Личная жизнь и наследие

Первой женой Шукшина была Мария Шумская, работавшая учителем в его родном селе. Однако этот брак вскоре распался. Супруга не захотела ехать с мужем в Москву, что стало одной из главных причин развода.

В 1963 г. Шукшин женился на Виктории Сафроновой. В этом браке у них родилась дочь Катя, но и этот союз не просуществовал долго.

Следующей и последней супругой в биографии Шукшина стала актриса Лидия Федосеева. У них родились 2 девочки – Маша и Ольга, которые также стали актрисами.

Смерть

В начале 70-х годов Шукшина все чаще начали беспокоить боли в желудке. На съемках «Калины красной» с ним неоднократно случались серьезные приступы.

Однако артист не уделял должного внимания болезням, а наоборот еще больше продолжал работать. На съемках фильма «Они сражались за Родину», один из таких приступов стал для него роковым.

Несмотря на раннюю смерть, этот талантливый артист и писатель оставил после себя огромное наследие. По его произведениям снимают фильмы, а его именем называют улицы и даже города.

Если вам понравилась биография Василия Шукшина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Село Сростки — одно из старейших сел Алтайского края. История его такова. В начале XX века Алтайской экспедицией под руководством известного археолога Грязнова Н.П. были произведены раскопки курганов на горе Пикет, результаты которой он описал в своей книге «Древние культуры Алтая» (1930 г.). В IX-X веках на Алтае существовала несколько обособленная прогрессивно-развитая Сросткинская культура — это культура древних половцев, конников-кочевников. Этот памятник был оставлен предками нынешних кумандинцев. Все археологи единодушно полагают, что носители этой культуры, уйдя в южно-русские степи, стали там известны под именем знаменитых половцев, о борьбе с которыми упоминается в одном из древнейших памятников древнерусского эпоса - "Слово о полку Игореве".

В курганах были найдены остатки трупосожжений, конская сбруя, уздечки, седла, старинное оружие, различные украшения — бусы, серьги, бляхи, а также китайские и византийские монеты, время которых VII-X в. н. э. В книге Грязнова приведены рисунки многих предметов, найденных при раскопках Сросткинских курганов, а сами предметы находятся в Эрмитаже и часть в Бийском краеведческом музее им. Бианки. Указом Президента РФ № 176 от 20.02.95 г. Сросткинская палеолитическая стоянка и курганы на горе Пикет включены в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Известно, что село Сростки возникло в 1804 или в 1805 годах, а первое упоминание этого названия в исторических документах относится к 1747 году.

Именно в этом месте Катунь течет только одним руслом. И выше и ниже Сросток русло Катуни распадается на множество проток и все эти протоки срастаются и сходятся в одну у того места, где сейчас находится село.

Судя по геоморфологии этого района, такое положение существует здесь по меньшей мере 9-10 тысяч лет. Не случайно район села Сросток отличается очень высокой степенью концентрации самых разнообразных археологических памятников. Еще в эпоху палеолита, 12-14 тысяч лет тому назад, здесь было стойбище древнего человека. В те времена животные, мигрировавшие с гор на равнину на летнее время или с равнины обратно в горы на зиму, переправлялись через Катунь именно здесь, в наиболее удобном месте. Подобные переправы всегда привлекали к себе внимание древних охотников.

У Сросток выходят твердые породы, слагающие кристаллический фундамент, поэтому река в этом месте неглубокая. Так что такие крупные животные, как мамонты, бизоны и дикие лошади вполне свободно могли переправляться через Катунь в осеннее время, когда они возвращались на зиму в горные районы, где спокойно можно было перезимовать, питаясь травой на склонах, не покрытых снегом.

Кумандинское название села Сростки - Учук. Когда их спрашиваешь как называется эта местность, они говорят: "Учук", а на вопрос: "Почему так названа эта местность?", они обычно вспоминают легенду о богатыре, которого звали Учук и который, поссорившись с Бабырганом, выпустил в него три стрелы (в ряде тюркских языков "Уч" - это три, "ук" - стрелы). В кумандинском и в алтайским словарях слово "учук" имеет значение "нить", иногда это название переводится как "конец нити".

В географическом отношении топонимиста О.Молчанова, автор словаря по топонимии Горного Алтая, утверждает, что эта местность названа так потому, что это подобно концу нити здесь завершается стреловидным окончанием выступ высоких форм рельефа.

В лексике астраханских татар, большую часть которых составили потомки половцев, слово "учук" имеет значение "рыболовная запруда".

У Сросток в старину добывалось очень много рыбы и для этого поперек реки как раз в том месте, где все русла срастаются в одно, сооружали рыболовные заграждения. Село образованно в начале ХIХ столетия крестьянами, приписанными к Алтайским горным заводам. На жительство сюда переселялись также часть горно-заводских рабочих, мастеровых и казаков, отбывших срок службы. Во второй половине ХIХ века село росло за счет переселенцев, прибывших из центральных губерний России.

Несколько слов о названии "Пикет". Сейчас это название имеет прямое отношение к вершине горы, где уже много лет проводятся Шукшинские чтения. Но еще в начале века Пикетом называлась не вершина горы, а нижняя часть высокой поймы Катуни в том месте, где течет река "Федуловка". Об этом хорошо знали старики-сторожилы. У любого сторожила Сросток спросите:"Как правильно Пикет или Бикет?" Они вам скажут: "Бекет". Эта форма "Бекет"никакого отношения к сторожевому казачьему пикету не имеет, а связана с казахским словом "бегет" - рыболовный запор, рыболовное устройство типа еза, заезка или типа астраханского учуга.

Традиционно Сростки связывают с именем Василия Шукшина. Он здесь родился, вырос, здесь снимал свои фильмы.

Памятник В.М. Шукшину на Бикете

Школа-музей, в которой Шукшин учился, а потом работал директором, впечатляет тщательно воссозданной атмосферой не такого уж далекого, но уже исторического прошлого. Обычный советский деревенский класс: парты, чернильницы и вставочки на партах, на столе — глобус, на стенах — учебные плакаты на немецком языке. Заметно, что любая деталь жизни Шукшина здесь любовно оберегается. Благодарные посетители выражают те же чувства в книге отзывов: «Пусть вечной будет память Василия Шукшина, который правильно понимал жизнь и этой правдой жизни щедро делился со всеми».

Дом музей Шукшина.

Даже если бы не было монументов и музея, ценителям творчества Шукшина хватило бы сросткинских пейзажей — они запечатлены в том же фильме «Печки-лавочки». Шукшин не только прославил родную деревню, но и способствовал ее благосостоянию: старинное алтайское село превратилось в популярный объект культурного туризма. Сегодняшние Сростки производят впечатление благополучного и спокойного места. Чистые улицы, аккуратные большие дома, люди при деле: кто-то чинит крышу, кто-то идет на рыбалку, старушка кормит козу. В общем, вечные «печки-лавочки».

Сростки стоят на самом краю полноводной реки Катуни. В засушливую погоду, а также ранней весной или поздней осенью река мелеет, обнажая широкие галечные плёсы. Летом жители села загорают на «камушках» — крутых скальных берегах. Любители острых ощущений с этих «камушков» прыгают в воду.

Вид на село Сростки с холма. Сростки - родина писателя, кинорежиссёра, актёра и сценариста Василия Макаровича Шукшина, Бийский район Алтайского края (фото Жидкевич Н., 07/2011).

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в с. Сростки Бийского р-на Алтайского края в крестьянской семье.

Отец в 1933 был арестован органами ОГПУ, в 1956 посмертно реабилитирован. Отчим погиб на фронте в 1942 . Мать, по словам С. Залыгина, «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в коем более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну».

Мальчик рано пристрастился к чтению и нелегкому крестьянскому труду. Подростком работал в колхозе. Имеются сведения, что с 1944 по 1947 Шукшин учился в Бийском автомобильном техникуме. Позже в автобиографии писал, что «работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком». С 1949 по 1952 служил на флоте, где, по его словам, в то время витал «душок некоторого пижонства», и ему приходилось «помалкивать о своей деревне». Досрочно демобилизовавшись из-за болезни (язва желудка), он возвращается в Сростки, где работает в 1953-1954 директором вечерней школы, преподает литературу и русский язык. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, в 1954 поступает на режиссерский факультет ВГИКа в Москве, который оканчивает в 1961 . В институте Шукшин начинает писать рассказы.

Процесс собирания творческих сил продолжался у Шукшина до начала 60-х , несмотря на то, что уже в 1958 на страницах журнала «Смена» (№ 15) появился первый рассказ писателя «Двое в телеге», а с 1957 Шукшин снимался во многих фильмах.

Подлинный литературный дебют Шукшина состоялся в журнале «Октябрь», где были опубликованы в 1961 (№ 3) рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь» и рассказ «Экзамен» (1962 . № 1). В 1963 выходит первый сборник Шукшина «Сельские жители». Критика доброжелательно встретила эту книгу, сразу зачислив ее автора в разряд писателей-«деревенщиков».

Рассказы «Ленька», «Экзамен», «Правда» и др. отмечены некоторой литературностью, заданностью, морализаторством; в них ярко выражено фабульное начало, финалом которого является своеобразный жизненный урок, назидание. Однако есть в сборнике и другие рассказы, в которых уже ощущается неповторимый шукшинский жизненный опыт, своеобразие творческой манеры, художественная самостоятельность («Далекие зимние вечера», «Племянник главбуха», «Сельские жители», «Одни»). Они написаны в свободной манере, лишенной жесткой структурной однозначности, автор предоставляет герою полную возможность размышлять о конкретных событиях в общем течении жизни. Весьма важным в его повествовании является не только то, о чем говорят персонажи, но и то, о чем они молчат. А молчат они о вещах, естественных для деревенских жителей, - чувстве долга и морального запрета, составляющих основу народной нравственности. Появление сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень» (1964 ), в основу сценария которого были положены рассказы «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», завершает ранний период творчества Шукшина.

В 1965 появляется в печати первый роман писателя «Любавины». В центре романа история «кулацкой семьи», члены которой с остервенением и жестокостью борются за свое существование. Роман создан в традициях монументальной сибирской хроники, столь популярной в литературе того времени, в рамках принятого взгляда на классовые сражения в деревне. В архиве Шукшина нашли вторую книгу романа, которую опубликовали лишь в 1987 . Критика отмечала умение писателя воссоздавать сложные характеры, историческую обстановку, «социально-классовую диалектику», хотя раздавались и ехидные замечания о том, что в романе «все кряжистые, звероватые и все кругом закуржавело».

В 1966 Шукшин опубликовал повесть «Там, вдали…» о неразделенной любви молодого рабочего парня к испорченной городской полукультурной женщине. В творчестве Шукшина образ современницы почти всегда существует в жестком, ироническом освещении. Современная жизнь, тяга к эмансипации существенным образом изменили женский характер, разбудив в ее душе злобность, мстительность, раздражение и меркантильность (позицию Шукшина разделял и В. Белов). И только мать остается жизненной опорой мужчине, она будит его совесть, спасает в самых крайних жизненных обстоятельствах («Материнское сердце»).

Конец 60-х - начало 70-х отмечены взлетом творческой активности Шукшина, результатом которой явились блистательные рассказы, которые раскрыли мощное и оригинальное дарование их автора. В обиход критики вошли такие понятия, как «шукшинский мир», «шукшинский герой», «шукшинская жизнь». Их появление было связно прежде всего с тем, что на первый план у Шукшина выдвинулись необычные персонажи, выламывающиеся из предписанных норм поведения. Сам автор называл из «странными людьми», «чудиками», «шизями», «бесконвойными». Однако у одних героев «стихийный выверт» был наивно-добродушен и выражался в стремлении разрисовать цветочками коляску или дать жене смешную телеграмму («Чудик»), купить на зарплату неведомо зачем микроскоп («Микроскоп») и т. д. Нетривиальное поведение других оказывалось опасным, ущемляющим права и достоинство окружающих людей («Сураз», «Срезал», «Билетик на второй сеанс», «Штрихи к портрету» и др.). Особую разновидность шукшинских героев составляют персонажи, «забуксовавшие» на какой-то одной мысли: Моня Квасов, помешанный на создании «вечного двигателя» («Упорный»), Роман Звягин, который не в состоянии освободиться от изумления, что «птица-тройка» везет проходимца Чичикова («Забуксовал»), Николай Князев, одержимый идеей «целесообразного государства» («Штрихи к портрету»), Бронька Пупков, повторяющий сотню раз выдуманную историю о покушении на фюрера («Миль пардон, мадам!») и т. д.

Однако феномен Шукшина и до настоящего времени остается непроясненным. Как точно подметил С. Залыгин, «Шукшин один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи - постижения души человеческой, - порой совершенно необъяснимо… Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно». Шукшин обращал внимание на те подвижные черты национальной психологии, о которых мало говорила литература. Они могли проявляться на разных нравственных полюсах, то с отрицательным, а то с положительным знаком. Отстаивая свое право на выбор судьбы, шукшинский герой метался в противоречиях, крайностях, пытаясь преодолеть разрыв между воображением, мечтой, придуманной жизнью и реальностью. Именно этот разрыв, зазор, промежуток, вызывающий «болезнь души», и выходил на первый план.

Рассказы о «чудиках» не исчерпывали всего многообразия шукшинских характеров. Можно выделить в его поэме автобиографический цикл - «Далекие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др., сатирический цикл - «Змеиный яд», «Обида», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров!» и др., цикл рассказов о вдохновенных лгунах - «Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне» и др., цикл рассказов о смерти - «Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и др. Эти и другие рассказы были объединены в сборники «Земляки» (1970 ), «Характеры» (1973 ), «Беседы при ясной луне» (1974 ).

В 1968 появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а в 1971 роман «Я пришел дать вам волю». Образ Степана Разина, тревоживший воображение Шукшина с самых первых шагов в литературе, являлся идеалом «могучего заступника крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. Сам Шукшин отмечал в его характере силу, неуемность и жалость к слабым, полагая, что именно эти свойства определили величину и значимость этой исторической фигуры. В романе почти отсутствовали «исторические предметы» времени, декоративные элементы.

В 1973 появляется в печати киноповесть «Калина красная», а в 1974 выходит на экраны фильм с тем же названием, который принес Шукшину - его автору, режиссеру и исполнителю главной роли - всенародное признание. История Егора Прокудина, крестьянского сына, ставшего вором и захотевшего после тюрьмы покончить со своим воровским прошлым, рассказана по-шукшински просто, образно, с тонким сочетанием юмора и горечи. В характере Егора совместились многие особенности персонажей Шукшина из его рассказов: и наивность, и склонность к балагурству, шутовству, и скрытность, и слабость, и достоинство. Поэтому образ обрел укрупненный масштаб, значительность и многогранность. Впервые в творчестве Шукшина воровская профессия рассматривалась как измена родовому, крестьянскому долгу, земле, родной матери. Финал повести содержал явный оттенок морализаторства: герой наказан за эту измену дружками из воровской шайки. В последние годы жизни в творчестве Шукшина усиливается сатирическое начало, большое значение приобретают условные формы обобщения, изменяется масштаб оценки современности.

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.


Маленький Василий Шукшин с мамой (слева) и в юности

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось - впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.


Василий Шукшин в молодости

По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.


Василий Шукшин

В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют - по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом «Смена» его рассказа «Двое на телеге».

Фильмография

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.

Василий Шукшин и Леонид Куравлев

Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора - Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу Леонид Куравлев. Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.


Василий Шукшин на съемках

Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.


Василий Шукшин в фильме «Калина красная»

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой - конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).


Василий Шукшин в фильме «Печки-лавочки»

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.


Василий Шукшин за работой

Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Бывшая жена Василия Шукшина — Мария Шумская

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую. На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт.

Бывшая жена Василия Шукшина — Виктория Софронова

В 1963 году Василий Шукшин вступил в брак с Викторией Софроновой, а в 1965 году у них родилась дочь Катерина Шукшина.

Василий Шукшин и Виктория Сафронова

Бывшая жена Василия Шукшина — Лидия Александрова

В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой (более известна как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа), исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем.

Василий Шукшин и Лидия Александрова

Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.

Жена Василия Шукшина — Лидия Федосеева

В 1964 году на съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой Лидией Федосеевой. Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а Мария Шукшина вела популярную программу «Жди меня».

Василий Шукшин и Лидия Федосеева с дочерьми

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.


Похороны Василия Шукшина

Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер Сергей Бондарчук проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.


Могила Василия Шукшина

Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. Владимир Высоцкий специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре. Статья найдена на 24smi.org.

Василий Шукшин появился на свет в деревне Сростки, Бийского района Алтайского края. Выходец из простой семьи крестьян-единоличников или «середняков», Василий рано потерял отца: в эпоху коллективизации и репрессий 30-х годов Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян. Все заботы о семье взяла на себя мама. Выйдя замуж второй раз, она продолжила воспитание детей вместе с новым супругом. В будущем Василий Шукшин будет с теплотой вспоминать своего отчима как человека большой доброты.

Окончив семилетку в родной деревне, Василий Шукшин переезжает в соседний Бийск, чтобы продолжить обучение в автомобильном техникуме. Проучившись там два с половиной года, но так и не получив диплома, будущий великий режиссёр вынужден бросить обучение, вернуться домой и начать работать, чтобы иметь возможность содержать семью.

Недолго проработав в колхозе родной деревни, Василий снова меняет род деятельности и устраивается слесарем. С начала работы в 1946-м и до момента своего призыва в Военно-Морской флот в 1949-м молодой слесарь Шукшин успевает объездить множество городов и предприятий.

Именно во время армейской службы в составе Черноморского флота Василий Шукшин впервые заинтересовался литературным творчеством. В часы досуга он пишет свои первые рассказы и читает их сослуживцам. Но отслужить до конца ему так и не пришлось - впервые сказались симптомы язвенной болезни желудка. Приступ был настолько тяжёлым, что медицинская комиссия признала его негодным для дальнейшей службы в тот же день.


По возвращению домой Василий Шукшин сдал экстерном выпускные экзамены средней школы и приступил к работе в качестве учителя русского языка. Позднее он был приглашён на должность директора школы трудовой молодёжи в своей родной деревне Сростки. Однако, по воспоминаниям самого Шукшина, он был учителем «неважнецким». Преподавание не прельщало его в качестве дела всей жизни. Будущий режиссёр чувствовал огромное желание покорить столицу.


В 1955-м году Василий Шукшин едет в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа. Чтобы дать ему возможность добраться до столицы и использовать свой шанс, мама продала корову и все деньги отдала сыну. Впоследствии выдающийся кинорежиссёр вспоминал, что из-за фактурной внешности, а также из-за неоднозначного впечатления, которое он произвёл на приёмную комиссию, Шукшину предложили поступать на актёрский. Но судьба сложилась иначе, и Василий Шукшин выбрал для себя режиссёрский факультет.

На этот же период приходится писательский дебют - по совету своего наставника Михаила Ильича Ромма Шукшин рассылает свои литературные произведения в столичные издательства. Здесь первой удачей стала публикация журналом "Смена" его рассказа «Двое на телеге».

Фильмы

В то же время начинаются съёмки в кино. Первая работа Шукшина была эпизодической. В картине «Тихий Дон» ему досталась совсем небольшая роль матроса. Но это послужило хорошим началом актёрской карьеры, подтолкнуло к росту, и уже следующая роль Шукшина в фильме «Два Фёдора» была главной.

Дальнейшие предложения не заставили себя долго ждать, и вскоре Шукшин-актёр был гораздо успешнее Шукшина-режиссёра. Однако основным призванием мастер чувствовал нечто большее. Его привлекала идея самостоятельного создания полноценной сюжетной линии, тщательной проработки каждого персонажа и последующего воплощения всего на экране.


Первая самостоятельная работа «Из Лебяжьего сообщают» реализовала все амбиции автора - Василий Шукшин выступил здесь как сценарист, режиссёр и актёр. Да, эта картина осталась без должного внимания критики, посчитавшей её несколько скучной, но фундамент собственных масштабных проектов был заложен.

Следующий его полнометражный фильм «Живёт такой парень» был снят по мотивам ранее опубликованных рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». На главную роль был приглашён однокурсник Василия по ВГИКу . Эта работа получила масштабный успех. Шукшина заметила публика и критики. В этот период полностью сложилась его творческая манера.


Герои, которых изображал в своих работах Шукшин, являются простыми тружениками с непростыми характерами, попадающими в трудные ситуации. Тема простого человека очень близка режиссёру, побывавшему и колхозником, и рабочим, глубоко чувствующим тех людей, о жизни которых он пишет. Шукшин-актёр, по отзывам критики, обладал способностью смотреть на мир глазами своего героя, глубоко вживаясь во все сложности его характера. Режиссёрский стиль Шукшина запомнился зрителям некоторой внешней простодушностью и сдержанной повествовательной манерой.

В 1974 году на экраны вышел знаменитейший фильм Шукшина «Калина красная», последняя авторская работа. Картина получила престижные награды и положительные отзывы критиков. История вышедшего из заключения и пытающегося начать жизнь заново Егора Прокудина буквально потрясла публику. Ранее в Союзе не снимали подобных историй, а после премьеры зрители плакали и долго аплодировали. Фильм получил множество призов различных кинофестивалей.


Василий Шукшин в фильме "Калина красная"

Отдавая себя целиком съёмочному процессу, режиссёр не щадил здоровье, и участившиеся серьезные приступы язвенной болезни никак не влияли на рабочий график.

Многим замыслам режиссёра так и не сужено было сбыться: не дождалась разрешения на съёмку двухсерийная картина, посвящённая жизни Степана Разина и крестьянскому восстанию. Василий Шукшин был очень увлечён этой темой - конспектировал первоисточники, изучал обычаи эпохи, прорабатывал сценарий и план съёмок. Ради этой идеи он даже отказывался участвовать в других фильмах, сделав основную ставку именно на «Степана Разина». На тот момент руководство государственного комитета кинематографии сочло большой исторический фильм несвоевременным и очень затратным, дав понять, что съёмки откладываются на неопределённый срок. Вместо этого ему поручили картину «Печки-лавочки» (1972).


Василий Шукшин в фильме "Печки-лавочки"

Изначально режиссер планировал вновь пригласить на главную роль Леонида Куравлева, однако тот отказался и предложил Шукшину сыграть самому. Он так и сделал, и фильм получил признание у критиков, которые писали и говорили, что роль Ивана Расторгуева была сыграна филигранно.

Следующий фильм, в котором Шукшин был исполнителем главной роли, стал для него последним. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время завершающей стадии съёмок всеми любимого фильма «Они сражались за родину».

Литература

Параллельно Василий Шукшин успешно сочетает кинематографическую работу с литературной. Его книга «Сельские жители» была выпущена в 1963 году издательством «Молодая гвардия». Всего в творческом наследии Шукшина насчитывается два полноценных романа, при этом основная проблематика творчества полностью раскрыта в многочисленных рассказах и повестях, послуживших основой для последующих кинематографических замыслов.


Книги Шукшина вошли в золотой фонд советской литературы. Особняком стоит единственная сказка Шукшина «До третьих петухов». В этом произведении писатель в очередной раз рассуждает о русском крестьянстве, о загадке «русского человека».

Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой режиссёра была Мария Ивановна Шумская, с которой Василий познакомился ещё в юности. К сожалению, их жизненные пути разошлись в день свадьбы из-за отказа Марии Ивановны ехать с Василием покорять Москву. Молодую жену пугала неустроенность будущей столичной жизни. Оставив Марию в родной деревне, Шукшин уехал в Москву сам и через несколько лет вернулся, чтобы попросить развод, так как он полюбил другую.


На тот момент он уже долгое время жил с Викторией Сафроновой, дочерью писателя Анатолия Сафронова. Но Мария так и не дала мужу развод, до конца жизни оставаясь его единственной официальной женой. Чтобы выйти из этого положения, Василий Шукшин даже вынужден был «потерять» паспорт. В 1965 году у Анастасии Софроновой родилась от него дочь Катерина Шукшина.


В 1964 году Шукшин женился на актрисе Лидии Александровой, исполнившей роль в фильме «Живёт такой парень». Их брак продлился недолго. По воспоминаниям Александровой, причиной этому послужили любовные связи великого режиссёра и злоупотребление алкоголем. Так, известно, что Шукшин признавался в любви Нонне Мардюковой, однако Нонна Борисовна позже рассказывала, что до серьезных отношений у них так и не дошло.


На съёмках картины «Какое оно, море» Василий Шукшин знакомится с актрисой . Долгое время он не может отдать предпочтение одной женщине и поддерживает отношения с двумя сразу. Лидия Федосеева родила ему двух дочерей - Марию и Ольгу, оставаясь рядом с мужем до самых последних дней его жизни. Позже дочери Шукшина стали известными актрисами, а вела популярную программу «Жди меня».

Смерть

Тайна смерти Шукшина так и осталась неразгаданной до конца. Во время съемок последнего фильма с его участием «Они сражались за родину» у Шукшина наблюдалось очередное обострение язвенной болезни. Временами приступы были серьезными, по свидетельству очевидцев, он ходил бледный, как смерть. По расхожей версии, несмотря на то, что после рождения детей Василий Шукшин завязал с алкоголем, именно пагубное пристрастие его и убило.


Однако существует и другая версия, по которой Шукшина могли отравить. Никто в итоге так и не рассказал правды, но супруга Лидия Федосеева-Шукшина вспоминала, что муж чувствовал опасность и предполагал, что с ним может что-то случиться.

Однажды великий режиссер проронил, что Шукшина могли отравить, ведь накануне съемок актер обследовался в Кремлевской больнице, и никаких серьезных патологий выявлено не было. По слухам, в каюту теплохода, где нашли тело Шукшина, могли пустить «инфарктный» газ, который не оставляет следов воздействия. А официальной версией смерти как раз был признан сердечный приступ.


Шукшин Василий Макарович был похоронен 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище столицы. На похороны пришло огромное количество людей, и все оставляли на могиле веточку красной калины. специально написал песню: «Памяти Василия Шукшина». По воспоминаниям его жены, Шукшин считал, что люди стали больше ненавидеть друг друга, поэтому своим творчеством он пытался заставить людей вспомнить о добре.

Фильмография

  • Тихий Дон
  • Два Фёдора
  • Из Лебяжьего сообщают
  • Когда деревья были большими
  • Какое оно, море?
  • Если хочешь быть счастливым
  • Прошу слова
  • Они сражались за Родину
  • Живёт такой парень
  • Ваш сын и брат
  • Странные люди
  • Печки-лавочки
  • Калина красная

Библиография

  • Земляки
  • Любавины
  • Там, вдали
  • Живет такой парень
  • Характеры
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов