Не всякая демократия одинаково полезна. Пропорциональная система противоречит демократии Не все демократии одинаковы истинные демократии

27.05.2021


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Какая из рас­смот­рен­ных ав­то­ром из­би­ра­тель­ных си­стем в наи­боль­шей сте­пе­ни за­щи­ща­ет силь­ные по­ли­ти­че­ские партии? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, объясните, в чём про­яв­ля­ет­ся эта защита. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром одну любую функ­цию по­ли­ти­че­ских партий, ко­то­рая про­яв­ля­ет­ся в из­би­ра­тель­ном процессе.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

Пропорциональная.

2) Ответ на второй вопрос:

При этой си­сте­ме сильная пар­тия гарантировано про­хо­дит в парламент, получая в нем большинство мест.

3) Указание функции и ее иллюстрация примером:

Элек­то­раль­ная. Накануне выборов в Государственную Думу, партия КПРФ вела предвыборную агитацию, чем обеспечила себе поддержку 20% избирателей.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

3. Гражданское общество, ос­но­ван­ное на плю­ра­лиз­ме мнений и ин­те­ре­сов людей, не в со­сто­я­нии обеспечить доб­ро­воль­ное законопослушание граждан, из­бе­жать острых со­ци­аль­ных взрывов, а может, и кро­ва­вых столкновений, если ор­га­ны государственной вла­сти не будут об­ра­зо­ва­ны на спра­вед­ли­вой выборной ос­но­ве с уча­сти­ем самих же граждан.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

Карл Поппер

Карл Поппер (Karl Popper) (1902-1994) - один из выдающихся философов двадцатого столетия. Родился в Вене, затем жил в Лондоне, где в 1949-1969 преподавал логику. Эту статью он написал в августе 1987 для немецкого еженедельника «Der Spiegel» и итальянской газеты «La Stampa».

Проблема демократии

Центром моего интереса является природа, наука и, в частности, космология. С тех пор, как в июле 1919 я порвал с марксизмом, я заинтересовался политикой и ее теорией - как гражданин и как демократ. Однако установление в некоторых странах в 20-е и в начале 30-х годов жестких тоталитарных режимов, правых или левых, и приход к власти Гитлера в Германии заставили меня серьезно задуматься о природе демократии.

И хотя в моей книге «Открытое общество и его враги» нет ни одного слова о Гитлере и нацизме, она была воспринята как мой вклад в войну против Гитлера. Эта книга посвящена теории демократии и защите демократии от старых и новых ее врагов. Впервые она была опубликована в 1945 и затем множество раз переиздавалась. Ее основной характеристикой, как мне кажется, является тот факт, что лишь немногие сумели ее правильно понять.

Как всем известно, демократия означает народное правление или власть народа в отличие от аристократии (правление знати) и монархии (правление одного человека). Однако это буквальное значение уже мало что объясняет, поскольку народ как таковой нигде не правит. Повсюду правят правительства, а также, к сожалению, бюрократия - иными словами, функционеры, никогда не несущие никакой ответственности или делающие это крайне редко.

Кроме того, хотя Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция являются монархиями, одновременно они являются образцовыми демократиями (за исключением, пожалуй, Швеции, где бюрократия приобрела в настоящий момент почти диктаторскую власть). Напротив, Восточная Германия, называющая себя демократией, не имеет ничего общего с этой моделью.

Две формы государства

Так что же является основой демократии? De facto существуют лишь две формы государственного устройства: та, при которой возможна бескровная смена правительства посредством проведения выборов, и та, где это невозможно. Обычно первая форма зовется демократией, а вторая - диктатурой или тиранией. И не нужно при этом играть словами (как в случае Германской Демократической Республики). Критерием является возможность бескровного свержения правительства.

Единственный способ свержения правительства - голосование

Существуют различные методы свержения правительства. Лучшим являются выборы: новые выборы или голосование в свободно избранном парламенте. Вот основа.

Поэтому в принципе некорректен вопрос: кто должен править? Народ (плебс) или лучшие? «Хорошие» рабочие или «плохие» капиталисты, как их противопоставляли от эпохи Платона до эпохи Маркса и позднее? Большинство или меньшинство? Левые, правые или центристы? Все эти вопросы некорректны. Поскольку там, где возможна бескровная смена правительства, уже не имеет значения, кто правит. Любое правительство, знающее, что в любой момент оно может быть смещено, стремится понравиться избирателям. Однако эта тенденция отсутствует там, где смена правительства затруднена.

Черчилль

Для того чтобы продемонстрировать, насколько эта теория демократии важна на практике, я хотел бы применить ее к проблеме пропорциональных выборов. Если я критикую здесь форму голосования, установленную немецкой конституцией, то лишь для того, чтобы начать дебаты по проблеме, которая, насколько я знаю, почти не обсуждается. Конституция не должна меняться по любому поводу в любую секунду, но критическая дискуссия с целью лучшего понимания ее содержания ей не помешает. В большинстве западноевропейских демократий действующая система выборов отличается от избирательных систем Великобритании и США, в основе которых лежит идея местного представительства. В Великобритании каждый избирательный округ посылает в парламент одного представителя: того, кто получил большинство голосов, независимо от его партийной принадлежности. Он должен представлять интересы жителей избравшего его округа, независимо от их партийной принадлежности. Конечно, партии продолжают существовать и играют важную роль в формировании правительства, однако когда депутат от избирательного округа видит, что в интересах своего округа или даже всего народа ему необходимо проголосовать против своей партии или даже выйти из ее рядов, он должен это сделать. Один из величайших государственных деятелей нашего века Уинстон Черчилль дважды менял партию и никогда не был послушным партийным активистом.

Роль партий

В континентальной Европе ситуация совершенно иная. При пропорциональной системе каждая партия посылает в парламент определенное число своих представителей, которые обязаны самым преданным образом отрабатывать полученные голоса. Для этого роль партий признается Конституцией, и право на их создание считается одним из фундаментальных прав. Депутат избирается как представитель той или иной партии. Ему не разрешается голосовать против своей партии. Он с ней морально связан, поскольку был избран лишь как представитель этой партии (в случае его ухода в оппозицию его моральным долгом считается подать в отставку, даже если конституция его к этому не обязывает).

Конечно же, я осознаю необходимость существования партий. До сих пор никому не удалось создать демократическую систему, способную обойтись вовсе без партий. Политические партии являются не самым «приятным» феноменом. Вместе с тем, без них политическая жизнь останавливается: наши демократии являются не народными, а партийными демократиями, иными словами, правлением партийных лидеров. Поскольку, чем больше партия, тем она менее демократична, в результате голосующие за нее все меньше и меньше могут влиять на ее лидера и программу.

Неверным является убеждение, согласно которому парламент, избранный с помощью пропорциональной системы, наилучшим образом представляет интересы народа. Подобный парламент не представляет ни народ, ни его интересы, а лишь отражает пропагандистское влияние партий на население на момент выборов. Более того, это мешает превратить день выборов в то, чем он должен быть: днем народной оценки деятельности правительства.

Не существует теории демократии

Таким образом, не существует ни приемлемой теории демократии, ни теории, признающей необходимость пропорциональных выборов. Поэтому мы должны спросить себя, каким образом на практике пропорциональная система влияет на формирование правительства (что включает в себя также и вопрос о возможности отставки этого правительства)?

Критика пропорциональной системы

Чем больше партий, тем сложнее сформировать правительство. Это неоспоримая реальность. При двухпартийной системе формирование правительства проходит очень легко. Но при пропорциональной системе даже крошечные партии могут иметь большое (и часто решающее) влияние на формирование правительства и, следовательно, на принятие политических решений.

С этим утверждением никто не станет спорить. И каждый знает, что пропорциональная система приводит к увеличению численности партий. Но до тех пор, пока мы считаем, что «сутью» демократии является народное правление, будучи демократами, мы вынуждены смириться с подобными сложностями, поскольку пропорциональная система, как представляется многим, в наибольшей степени соответствует этой «сути».

Однако пропорциональная система и многопартийность имеют еще один огромный недостаток, когда встает вопрос о смене правительства путем народного волеизъявления, например, путем проведения парламентских выборов. При большом количестве партий, трудно добиться того, чтобы одна из партий имела абсолютное большинство. И даже самые маргинальные партии не могут быть «уволены», независимо от полученного ими количества голосов.

Во-вторых, день выборов при этой системе не становится днем народной оценки деятельности правительства. Случается, что правительство оказывается правительством меньшинства. И по этой причине не может сделать то, что считает необходимым сделать. Оно вынуждено идти на уступки. Или же оно становится коалиционным правительством, в котором ни одна из участвующих в нем партий не несет никакой ответственности.

Таким образом, люди привыкают к тому, что ни правительство, ни политические партии и их лидеры не несут никакой ответственности. И никто не воспринимает потерю партией 5 или 10 процентов голосов как осуждающий вердикт. В этой связи думают лишь о временном падении популярности.

Поэтому, даже если большинство избирателей желает отставки правительства, это вовсе не значит, что отставка произойдет. Поскольку, даже если партия, имевшая до сих пор абсолютное большинство (и казалось бы, наибольшую ответственность), теряет это большинство, при пропорциональной системе она все равно остается наиболее влиятельной силой. Она может сформировать правительственную коалицию, опираясь на какую-либо небольшую партию. И даже если она проигрывает выборы, ее лидер продолжает править вопреки воле большинства, опираясь на решение небольшой партии, далекой от того, чтобы представлять «волю народа».

Кроме этого, небольшая партия может привести к падению правительства без проведения новых выборов и сформировать новое правительство с партиями оппозиции. Но это противоречит самой идее, лежащей в основе пропорциональной системы: идее о том, что влияние партии должно соответствовать числу ее избирателей.

Очень часто мы наблюдаем подобные ситуации. И там, где существует большое число партий, и там, где они формируют коалиции, такие ситуации более чем обычное явление.

Двухпартийная система

Конечно, схожие ситуации могут возникнуть и в странах, где нет пропорциональной системы. Но в таких странах, как Великобритания и США, существует тенденция к борьбе двух конкурирующих партий. В этой связи Уинстон Черчилль говорил: «Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных». Этим он хотел подчеркнуть, что ни одна из форм правления не является идеальной и свободной от коррупции. И тем не менее, демократия является оптимальной из всех до сих пор найденных форм правления.

Исходя из этой логики, я сказал бы, что двухпартийная система является лучшей формой демократии. Поскольку она приводит партии к самокритичной оценке. Когда одна из двух больших партий терпит поражение, обычно она сама проводит у себя радикальные внутренние реформы. Это является следствием конкуренции и недвусмысленной позиции электората, на которую нельзя закрыть глаза. Благодаря этой системе партии вынуждены извлекать уроки из своих ошибок. Иначе, им конец.

Критикуя пропорциональную систему, я вовсе не стремлюсь дать совет всем демократиям отказаться от этой формулы. Я лишь хотел бы начать дебаты по этому вопросу. Убеждение, согласно которому можно логически доказать моральное превосходство пропорциональной системы, наивно и не выдерживает глубокого анализа.

Морально ошибочная теория

В заключение я хотел бы сказать, что не согласен с идеей, что пропорциональная система является более демократичной по сравнению с англо-американской системой, поскольку она опирается на устаревшую теорию понимания демократии как власти народа (которая отсылает нас в свою очередь к так называемой теории суверенитета государства). Эта теория - морально ошибочная и устаревшая, поскольку ей на смену пришла теория возможности смещения, которое приводит к созданию нового большинства.

Моральный аргумент, я считаю, еще более важен, чем практический аргумент, согласно которому нет необходимости существования более двух партий, ответственных и конкурирующих друг с другом, чтобы дать избирателям возможность выносить вердикт правительству с помощью своих голосов. Пропорциональная система несет в себе опасность того, что решение большинства будет сведено к минимуму и что партия, потерпевшая поражение на выборах, не извлечет из него необходимых уроков, что является необходимым для существования демократии. Для того же, чтобы большинство смогло принимать решения, важно наличие сильной и умелой политической оппозиции. В противном случае избиратели часто вынуждены сохранять плохое правительство единственно из-за отсутствия лучшей альтернативы.

Истинная функция политических партий

Но не является ли защита двухпартийной системы противоречием идее открытоко общества? Терпимость к различным мнениям и теориям, называемая плюрализмом, не является ли она характеристикой свободного общества, стремящегося найти истину? И не проявляется ли этот плюрализм в существовании многопартийности?

Я отвечу следующим образом. Функцией политической партии является формирование правительства или, в качестве оппозиции, осуществление критического контроля над правительством. Критически контролировать означает контролировать толерантность правительства по отношению к различным мнениям, идеологиям, религиям.

Некоторые идеологии попытаются - успешно или безуспешно - доминировать над партией или изменить ее. Таким образом, возникает чередование мнений, идеологий, религий, а, с другой стороны, конкуренция между крупными партиями.

Но идея, согласно которой плюрализм мнений должен непременно приводить к многопартийности, мне представляется политически неверной. И не только политически, но также и философски. Поскольку слишком тесная связь с партийной политикой плохо согласуется с чистотой доктрины.

Опираясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три аргумента, под­твер­жда­ю­щих не­об­хо­ди­мость вы­бо­ров для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия де­мо­кра­ти­че­ско­го государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) ответ на второй вопрос:

Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Ответ на третий вопрос:

Механизмы избрания парламента и формирования правительства. (ИЛИ При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике).

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 30.03.2016. До­сроч­ная волна

В тек­сте упо­мя­ну­ты «соображения», ока­зы­ва­ю­щие вли­я­ние на по­ве­де­ние избирателя. На­зо­ви­те любое из этих «соображений». Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те одно по­зи­тив­ное и одно не­га­тив­ное по­след­ствия вы­бо­ра из­би­ра­те­ля под вли­я­ни­ем этого «соображения».

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на пер­вый вопрос:

Об­ще­при­ня­ты­е мне­ни­я­ и идео­ло­гии;

Мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе при­зы­вы самих кан­ди­да­тов.

2) Ответ на второй вопрос (при указании в качестве «соображения» мне­ни­я окру­жа­ю­щих, в том числе призывы самих кан­ди­да­тов):

Позитивное: боль­шин­ство людей редко ошибается.

Негативное: пар­тии могут об­ма­нуть в своих обещаниях.

Элементы от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иных, близ­ких по смыс­лу формулировках.

(М. Уоллерстайн )

Прочитайте текст и выполните задания

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн )

    С опо­рой на текст на­зо­ви­те две раз­но­вид­но­сти рес­пуб­ли­кан­ской формы правления.

Пояснение.

1) ответ на пер­вый вопрос:

Ис­тин­ные де­мо­кра­тии пред­став­ля­ют собой по­ли­ти­че­ские си­сте­мы, в ко­то­рых опре­делённые люди по­лу­ча­ют до­ступ к вла­сти и право при­ни­мать ре­ше­ния в ре­зуль­та­те сво­бод­ных все­об­щих вы­бо­ров.

2) Пар­ла­мент­ская и пре­зи­дент­ская республики.

3) Таким об­ра­зом, при вы­бо­ре пре­зи­дент­ской либо пар­ла­мент­ской мо­де­ли нужно ис­хо­дить из того, что пред­по­чти­тель­нее: ори­ен­ти­ро­вать­ся на пар­тии или на от­дель­ных кан­ди­да­тов, по­бе­див­ших на пря­мых вы­бо­рах.

Ещё одно раз­ли­чие по­ли­ти­че­ских си­стем со­сто­ит в спо­со­бе го­ло­со­ва­ния для из­бра­ния кан­ди­да­тов в выс­шие ор­га­ны вла­сти: про­пор­ци­о­наль­ном или ма­жо­ри­тар­ном (прин­цип боль­шин­ства). При ма­жо­ри­тар­ной си­сте­ме от каж­до­го из­би­ра­тель­но­го окру­га из­би­ра­ет­ся один де­пу­тат. По­бе­ди­те­лем на вы­бо­рах счи­та­ет­ся кан­ди­дат, на­брав­ший наи­боль­шее ко­ли­че­ство го­ло­сов. Си­сте­мы про­пор­ци­о­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ства пред­по­ла­га­ют рас­пре­де­ле­ние мест в пар­ла­мен­те в со­от­вет­ствии с ко­ли­че­ством по­лу­чен­ных на вы­бо­рах (по пар­тий­ным спис­кам) го­ло­сов...


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
1/8
Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2
содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию
отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответами к заданиям части 1 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Ответ запишите по приведённым ниже образцам
в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других
дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
КИМ
1
Характеристики человека
ПОНЯТИЯ
Индивид
Бланк
Ответ: МОРАЛЬ.
Ответ:
Ответ:
...
2 3
Ответ: 125.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

2
А Б В Г Д
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим
для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.
Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская
палата, юридическое лицо, общественный фонд.
3 2 3 1 1
Ответ: ___________________________.
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение,
описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное
мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его
полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить
свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более
привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!

Копирование не допускается
3
Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они,
за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.
1) назначение учётной ставки; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа
дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирм; 5) осуществление
монопольной эмиссии денег; 6) открытие и обслуживание депозитов
граждан.
Найдите две функции, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу

Ответ:

Единый государственный экзамен
4
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
2/8
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми
они указаны.
6
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие,
представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки,
связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение
внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие
познаваемых объектов на органы чувств.
В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники
в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных
свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное
общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение
работы.
4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.
технологии
являются
важнейшим
фактором
5) Информационные
производства.
6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие
отрасли производства.
Ответ: ___________________________.
Ответ: ___________________________.
5
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры:
к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий
элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной
коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая,
и элитарная культура

Ответ:
А Б
В Г Д
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
7
Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят
от объёма производимой продукции.
2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства продукции.
3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по
ранее взятому кредиту.
4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.
5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые
взносы и оплату охраны.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
8
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Установите соответствие между факторами и типами экономического роста:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ФАКТОРЫ
внедрение новых технологий
переподготовка работников
увеличение площади предприятий
увеличение численности
обслуживающего персонала
Д) дополнительное капиталовложение
в приобретение сырья
А)
Б)
В)
Г)
Вариант 107
3/8
10
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА
1) интенсивный
2) экстенсивный
Какие из перечисленных факторов могут вызвать
такое изменение? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9
А Б
1)
2)
3)
4)
5)
6)
пенсия
заработная плата
земельный налог
проценты по кредиту
страховые взносы
проценты по вкладу
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
уменьшение стоимости кормов для коров
ожидания роста потребления молочной продукции
банкротство нескольких молочных ферм
повышение цен на энергоносители
строительство новых заводов молочной продукции
Ответ: ___________________________.
В Г Д
Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила
наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите,
другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна
Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из
перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
На рисунке отражено изменение предложения
молочных продуктов на соответствующем рынке:
линия предложения S переместилась в новое
положение – S1. (P – цена; Q – количество.)
11
Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют
отличные, только им присущие признаки (социальное положение,
интересы, ценностные ориентации).
2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.
3) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило,
основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.
4) Принадлежность к различным социальным группам определяет
положение человека в обществе.
5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
Ответ: ___________________________.

Единый государственный экзамен
12
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
4/8
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им
предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов
в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа
отвечавших) приведены на диаграмме.
13
Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под
которыми они указаны.
1) Политическая элита – группа людей, являющаяся конституционно
утверждённым источником власти в любом государстве.
2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.
3) К основным функциям политической элиты относят производство
и потребление материальных благ.
4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую
и контрэлиту.
5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную
самостоятельную группу, способную принимать политические решения.
Ответ: ___________________________.
14
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе
диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество
отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем
в стране Y.
2) Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине
больше импортных продуктов.
Доля
тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z
3)
больше, чем в стране Y.
4) В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее
популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.
5) В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов,
популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.
Ответ: ___________________________.
Установите
соответствие
между
полномочиями
и
субъектами
государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) объявляет амнистию
Б) осуществляет управление федеральной
собственностью
В) принимает федеральные законы
Г) разрешает споры о компетенции между
субъектами государственной власти РФ
и субъектов РФ
Д) осуществляет исполнительную власть
в РФ
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
1) Правительство РФ
2) Государственная Дума
3) Конституционный Суд РФ
А Б
В Г Д

Единый государственный экзамен
15
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
5/8
В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из
приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало
правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
17
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных
норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике
гарантии прав и свобод личности.
2) Утверждена республиканская форма правления.
3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей
власти.
4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.
5) На выборах победила консервативная партия.
6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
А) охрана исключительно силой
общественного мнения и (или)
внутренними убеждениями человека
Б) мера общественно значимого поведения
В) формальная определённость
Г) общеобязательность для всего населения,
проживающего на территории
определённого государства
Д) регулирование общественных отношений
Ответ: ___________________________.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ
НОРМ
1) и правовые, и моральные
нормы
2) только правовые нормы
3) только моральные нормы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16
Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам
(свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
право участвовать в отправлении правосудия
право на жизнь
право на защиту своей чести и доброго имени
право быть избранным в органы государственной власти
право на тайну переписки, телефонных переговоров
Ответ: ___________________________.
18
А Б
В Г Д
Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу.
Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно
прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять
лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому
контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
дискриминация
уголовное право
потерпевший
заявление в отдел полиции
иск в суд
трудовое право
Ответ: ___________________________.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
19
Прочитайте приведённый ниже
обозначено определённой буквой.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
текст,
каждое
положение
которого
(А) Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот
во второй половине ХХ в. (Б) Политическая система регулирует
производство и распределение благ между социальными общностями
на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за
неё. (В) Системообразующая категория, интегрирующая данные элементы
в единую политическую систему, – категория «политическая власть».
(Г) Политическая власть – способность одного человека или группы лиц
контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из
общенациональных или общегосударственных задач. (Д) Сущность
политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,
выражающую его характер.
Ответ:
А Б
Вариант 107
6/8
В Г Д
20
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.
«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей,
основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной
________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс
важнейших для существования общества функций: ________(В) людей;
передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г),
установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация
домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены
семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной
семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая
государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной,
определяющая их права и обязанности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть
использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем
Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) брак
2) контроль
3) институт
4) взаимоответственность
5) норма
6) семья
7) мобильность
8) супружество
9) репродукция
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные
слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами
слова.
Ответ:
А Б
В Г Д Е
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Вариант 107
7/8
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК
ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем
развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
21
Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст
назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое
различие между ними отмечает автор?
22
В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение
избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя
обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное
последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».
23
Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей
степени защищает сильные политические партии? Используя текст
и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита.
Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию
политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.
24
Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни,
приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для
функционирования и развития демократического государства.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют
собой политические системы, в которых определённые люди получают
доступ к власти и право принимать решения в результате свободных
всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и
формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от
национальной формы правления…
При президентской республике власть передаётся посредством прямых
выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той
или иной влиятельной партии, как при парламентской республике.
Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают
и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской
либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее:
ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на
прямых выборах.
Ещё одно различие политических систем состоит в способе
голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти:
пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При
мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один
депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший
наибольшее
количество
голосов.
Системы
пропорционального
представительства предполагают распределение мест в парламенте
в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным
спискам) голосов…
Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать,
руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют,
руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не
тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения
проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно
прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих
кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной
борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями
и пристрастиями каждого голосующего.
(М. Уоллерстайн)
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается

Единый государственный экзамен
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
25
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении
глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее
любое одно негативное проявление глобализации.
26
Назовите любые три позитивные формальные
и проиллюстрируйте примером каждую из них.
27
Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для
автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту
своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет
уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую
информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности
налогоплательщика.
28
социальные
Вариант 107
8/8
санкции
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Конкуренция и её
функции в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том
содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью
выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний
(29.1–29.5).
29
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл
в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты
поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной
темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,
полученные при изучении курса обществознания, соответствующие
понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный
опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
примеров из различных источников.)
29.1
Философия
«Революция
(Ж. Жорес)

варварская
форма
прогресса».
29.2
Экономика
«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится
не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
29.3
Социология,
социальная
психология
«Юность – весеннее время человека, в которое
засеваются семена на будущие годы жизни».
(Я. Княжнин)
29.4
Политология
«Политическая культура – проявление того, как
люди воспринимают политику и как они
интерпретируют увиденное». (С. Верба)
29.5
Правоведение
«Закон не может делать людей свободными: сами
люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов