Что хотел сказать автор в произведении недоросль. Анализ комедии недоросль

01.08.2020

В 1781 году появилось произведение Фонвизина «Недоросль», комедия для постановки на театральной сцене.

Денис Иванович Фонвизин писал свою комедию «Недоросль» около трех лет, однако ему стоило труда добиться её постановки, так как произведение было прямым вызовом общественному строю, достаточно смелым для того времени. Лишь в 1782 году оно было показано вниманию театральной публики.

Тематика произведения – это бедственное положение сироты Софьи, которую хотят насильно выдать замуж, пользуясь тем, что за неё некому заступиться. Кандидаты в женихи – брат помещицы Простаковой Скотинин и её сын Митрофан. Мнение самой девушки не принимается в расчёт, рассматривается только её движимое и недвижимое имущество. Ситуация в корне меняется, когда приезжает другой родственник, который оставляет ей наследство – борьба за руку Софьи доходит до прямых подлостей и низостей.

Проблематика комедии – моральное разложение поместного дворянства, «оскотинивание», в своем роде, самодурная и никем не контролируемая власть «барства дикого» в своих вотчинах, низкий уровень образования молодых поместных дворян, характерных для того времени. Молодой человек, любимый Софьей, обладает всеми достоинствами, которые можно пожелать в своем избраннике, но, не будь её дяди-защитника, у девушки был бы небогатый выбор – стать или Скотининой, или Простаковой – власть помещицы Простаковой в её имении никем не оспариваема.

Произведение «Недоросль» – это комедия, написанная по требованиям драматургии классицизма: единству места, времени и действия. Основные герои строго разделены на положительных – Стародуб, Правдин, и отрицательных – мать и сын Простаковы, Скотинин. Так же принцип «говорящих фамилий», как мы видим, тоже не нарушен.

Сирота Софья главным персонажем не является – хотя о ней самой говорится мало, она – способ показать положительные или отрицательные черты героев. А вот Правдин, Стародуб, Простаковы и Скотинин – это главные герои, и они чётко противопоставлены друг другу. Есть и второстепенные персонажи: Простаков-муж, слуги Простаковых, учителя Митофана, его нянька и возлюбленный Софьи Милон. Они помогают раскрытию образов главных героев.

Как ни странно, положительные герои выглядят бледно и схематично в сравнении с отрицательными, праведные в негодовании, безошибочные в оценках. В этом минус классицистической драматургии – положительный персонаж не должен был иметь ни одной отрицательной черты, что делало его не очень правдоподобным. То ли дело отрицательные герои – в отношении их можно было бы экспериментировать, поэтому даже более живой, чем Правдин и Стародуб, выглядит госпожа Простакова.

Да, она подлая, низкая женщина, держащая под железной пятой своих мужа и брата, считает за «скот» крепостных, — но она мать, безумно любящая свое единственное чадо, в котором не видит недостатков. Это делает её почти симпатичной, если не забывать, что её дитятко-недоросль не вызывает обожания ни у кого, кроме нее. Простаков совершенно под башмаком у жены, не имеет своего мнения, и часто бывает ею бит. Да и об интересах брата Скотинина она, сама, будучи в девичестве Скотнининой, готова забыть, когда заходит речь о её ненаглядном Митрофане.

Сам сынок тяготится материнской любовью, и когда появляется возможность сбежать от матери, не колеблясь, использует мать, показывая, что воспитала Простакова того же Скотинина по сути.

Ещё более нелепым выглядит её брат, мечтающий населить все вокруг свиньями, да и жене – если уж её деньги помогут ему в этом благородном начинании, готов на радостях отвести светёлку. Но и он побаивается властной сестрицы, поэтому судьба Софью бы ожидала только такая, как наметила Простакова. Да и если б Милон не спас её – подлость была бы совершена, а Простакова уверена в своем праве совершать подлости по отношению к подвластным ей людям.

Не менее непривлекателен и сам «недоросль» — дитятко, которое ещё «недостаточно образовано» для Петербурга, но уже готово к женитьбе. Недоросль знает отличие «существительной» от «прилагательной»; преуспел в арифметике, помножая ноль на ноль; поднаторел, слушая «историю» за «историей» своей ключницы, презирает недворянскую науку «еоргафию». Дитятко бессовестно, угодливо к тем, от кого зависит, обжорливо, лениво – эти черты, в конечном счёте, вырисовывают на редкость несимпатичную личность, которая уже сформировалась и не изменится. Ему безразлично, куда идти, когда его благостное состояние разрушено.

Безусловно, посмотрев комедию на сцене, многие современники Фонвизина увидели в ней себя. В конечном счёте, Фонвизин впал в опалу – такой неприкрытый вызов не мог привести ни к чему иному. Но литературные «потомки» высоко оценили произведение. А.С. Пушкин писал о нем: «Блистал Фонвизин, друг свободы».

«Недоросль» стал необходимым звеном в цепи преемственности для тех писателей и поэтов, которые творили позднее. Для того, чтобы развить свободолюбивые идеи, нужен тот, кто их впервые вынесет на широкий суд общественности, бросит зерно. И Фонвизин идеально исполнил эту роль.

В комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Д.И.Фонвизин выводит на сцену представителей дворян­ства, развращенного помещичьей властью, и показывает, каким испорченным вырастает молодое поколение в этой среде.

Тема воспитания всегда занимала Фонвизина. Он ра­товал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьян­ского населения страны. А воспитанием молодых дворян никто серьезно не занимался. Чему мог выучиться Митрофан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офи­цером или чиновником? Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.

Часто высказывалось мнение, что Стародум, Милон, Софья, Правдин - это идеальные герои, что русская действительность не имела таких людей и что автор выду­мал их. Но среди знакомых Фонвизина были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встречались образован­ные и чуткие девушки, напоминающие Софью. Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прототипов.

С еще большей уверенностью изображал он Простако-вых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворянства второй половины XVIII века.

Для современников Фонвизина речи Стародума звуча­ли политически остро и мудро. Автор устами этого героя излагал патриотические убеждения лучшей части общества. Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обращаясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» дол­жен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьей составил я целые явления».

Фигура Простаковой изображена Фонвизиным с не­обычайной верностью и реалистичностью. Он понял нера­зумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану, - любви, которая, в сущности, губит ее сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крес­тьянами, жалка при встречах с Правдиным и Стародумом. Фонвизин ясно показывает, что Простаковы не должны управлять людьми. Но при всем этом Простакова - чело­век, пусть безнадежно испорченный средой и воспитанием, но все же человек. Писатель сумел это показать в последней сцене «Недоросля», когда потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бросается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» А в ответ слышит бессердечное: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась...»

«Вот злонравия достойные плоды!» - говорит Старо­дум, заканчивая комедию. Но его оценка относится не только к Простаковой, но и ко всей системе государствен­ного порядка России.

К числу выдающихся достоинств комедии относится ее язык. Фонвизин дает языковые характеристики героев. Мал и беден словарь Митрофана и Скотинина, свободно владеют речью Стародум, Софья и Правдин. Много грубых и простонародных слов в речах Простаковой, язык ее не отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат Цыфиркин пользуется выражениями, употребляющимися в военном быту; семинарист Кутейкин украшает свою речь церковнославянскими словами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику Вральмана, писатель передает его ломаную русскую речь и подчеркивает непра­вильность произношения.

«Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внеш­него европейского полуобразования новых поколений», - писал В.Г.Белинский.

Создание комедии пришлось на 1782 год. Произведение получило небывалую популярность, прославив автора и сделав его известным. Фонвизин, являясь представителем своего времени, постарался отобразить господствующие в то время дворянские идеи, которые он разделял. Он не мог остаться безучастным ко всему происходящему, считая, что крепостничество настоящее зло. Произвол помещиков, последствия их скотского отношения к простым людям, беззаконие, творящееся вокруг задевало и ранило его. Анализ произведения «Недоросль» обнажит натуру тех представителей дворянского слоя, которых развратила помещичья власть. Пример тому семья Простаковых о которых и пойдет речь в данном произведении.



События комедии вертятся вокруг зажиточного дворянского семейства. Все в их доме кувырком. Ни о каком порядке и речи нет. Всюду царит хаос и бесчинство. Здесь напрочь отсутствуют понятия и принципы. Сплошной произвол и гнет.

Хозяйка дома госпожа Простакова баба кремень, заправляющая всем и всеми. Женщине удалось даже собственного мужа обуздать, заставив ходить по струнке. Неумная, необразованная особа, ставящая себя превыше всех. Мнение других Простакову не волнует, женщина слышит только себя, считая, что поступает всегда правильно.

Слабая струна Простаковой единственный сын Митрофан. Отдушина и любовь всей жизни. Парню позволительно все. Никаких принципов, воспитания, хороших манер у избалованного, эгоистичного отпрыска нет. Даже отца подросток не считает достойным внимания, беря пример с матери, позволяющей приложить руку к супругу, унизив на глазах у всех. На самом деле Митрофан нравственный калека и виновата в этом мать, выполняющая прихоти сына по первому желанию. Сама неуч и сыну не посчитала должным дать достойное образование, внушая, что учеба обуза, а не необходимость. Митрофан, выросшей в этой среде был испорчен ее влиянием. Кем он мог вырасти, да никем. При других обстоятельствах из парня может и вышел толк, но в данной ситуации это было невозможно. У кого-то он вызовет жалость и долю сострадания, кто-то поразится, насколько он хитер и изворотлив. Парень прекрасно просек, как манипулировать матерью в своих целях и при любом удобном случае пользовался этим. Собачья преданность в ее глазах раздражала его. Любовь и забота душили. В финале произведения, поняв, что мать лишилась всего, женщина перестала представлять для него интерес. Зачем она ему без денег?

Учителя были взяты в дом для видимости, того требовали порядки. Все из бывших простых работяг. Никто не имел высшего образования. Что ж удивляться, что Митрофан за четыре года ничему не научился у них. Вральман немец, учитель французского и прочих наук. Самый высокооплачиваемый. Кучер в прошлом. Единственный из троицы преподавателей с кем Простакова общается на равных с некоторой долей уважения.

Больше всех досталось Софье. Бедная сиротка после того, как дядя Стародум ее опекун уехал в неизвестном направлении, осталась одна на растерзание злодейки Простаковой, увидевшей в ней лакомый кусок для сына. Простакова ничего не делала без видимой выгоды для себя. Софья хоть и сирота, но приданое девка имела, причем неплохое. Свиньи в ее деревнях заинтересовали не только хозяйку, но и родного братца хозяйки, Скотинина. Сама девушка была ему безразлична. Зато свиней Скотинин любил, и пополнение в виде новых голов ему точно не помешает.



Положительные персонажи комедии Стародум, Правдин, Милон, Софья. Они кажутся не такими яркими, как отрицательные герои в виде семьи Простаковых, Скотинина, но без них сюжет не смог бы получить должного развития. Их беседы между собой поучительны для каждого. Тема морального облика, воспитания, семейных ценностей близка им и понятна. Путь, выбранный ими – это путь честного, порядочного человека, борющегося с беззаконием и несправедливостью.

Добро в итоге победило зло. Стародум вовремя вернулся из дальних странствий, где решал свои материальные проблемы. Свои приездом Стародум спас племянницу от неудачного замужества. Правдину удалось взять опеку над поместьем Простаковых, заслуженно наказав распоясавшуюся барыню.

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.
  • Тема произведения

    • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
    • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
    • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

    Основные проблемы

    • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
    • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
    • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
    • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

    Идея комедии

    Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

    В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

    Чему учит?

    Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

    Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов