Какая буква к твердая или мягкая. Как определить твердое или мягкое согласное

04.04.2021

Существует три основные состояния вещества — газообразное, жидкое и твердое. В физике эти состояния называют агрегатными. Итак, агрегатное состояние вещества называют физическое состояние, которое напрямую зависит от таких основных характеристик как давление и температура.

Пребывая в том или ином состоянии, веществам свойственны разнообразные структуры. Кроме перечисленных трех основных агрегатных состояний существуют и другие, но мы в рамках статьи не будем в них углубляться.

Влияние энергии движения частиц на свойства агрегатных состояний веществ

Как известно, любое вещество состоит из молекул, которые в свою очередь делятся на атомы. В качестве частиц кроме молекул могут рассматриваться и ионы, в которые превращаются атомы или их группы. На самом деле, ионы или молекулы имеют сложную форму построения, но для упрощения их построения и создания визуальной наглядности их представляют в сферическом виде.

Абсолютно во всех веществах сила взаимного притяжения между их частицами препятствуют их передвижению друг относительно друга. Однако с ростом температуры кинетическая энергия частиц начинает расти и тем создавая все большее противодействие силе притяжения между частицами. Агрегатное состояние вещества зависит от отношения приобретенной кинетической энергии частицы к силе их взаимного притяжения.

Проще говоря, от того, насколько свободно и дальше может «гулять» молекулы относительно других и зависит текущее физическое состояние вещества. Изменяя показатели температуры и давления можно наблюдать переход из одного состояния в другое.

Самый распространенный пример перехода из одного состояния в другое в жизни можно наблюдать на примере трех состояний молекулы воды: твердом в качестве льда при температуре ниже 0 0С, жидком при температуре выше 0 0 С и газообразном паре, который образуется после закипания воды при температуре 100 0 С и выше.

На этом графике показано, как изменяется энергия частиц вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях. Чем больше энергия, тем быстрее частицы движутся или колеблются. Небольшая доля частиц обладает очень низкой или очень высокой энергией.

Твердое агрегатное состояние

В за счет сильного взаимного притяжения у частиц нет возможности развивать необходимую кинетическую энергию и тем самым передвигаться свободно от заданной позиции при условии сохранения текущей температуры и давления. Частицы твердых веществ располагаются тесно друг от друга и образуют определенную структуру, которую называют кристаллической решеткой.

В твердом веществе молекулы плотно «упакованы». Как правило они образуют регулярную структуру, называемую кристаллической решеткой.

Эталонным примером регулярной кристаллической решетки является кристалл.

Жидкое агрегатное состояние

Отличительным свойством жидкости является их текучесть, вследствие чего они способны менять свою форму. Жидкость, налитая в сосуд, моментально принимает его форму и под воздействием гравитационной силы Земли располагается на его дне. Граница верхней поверхности жидкости при этом образует гладкую плоскость. Кинетическая энергия движения молекул воды превосходит их взаимное притяжение, которое не способно в свою очередь удержать их не месте. Молекула воды словно перекатывается от одной к другой создавая видимую нашим глазом текучесть.

Молекулы жидкости могут свободно двигаться как и молекулы газ. Однако «упакованы» они плотнее, что больше похоже на твердое вещество.

Жидкость, в отличие от твердых тел, не имеет кристаллической решетки.

Газообразное агрегатное состояние

Газообразное вещество как и жидкость заполняет сосуд, только в отличии от жидкости — весь его объем. Прощу говоря, наполовину налитая жидкость в сосуд не может заполнить весь ее объем, а газ может. Это достигается благодаря очень высокой кинетической энергии молекул газа, которая в разы превосходит энергию их взаимного притяжения, а также гравитационную силу. Поэтому газ не скатывается как жидкость на дно сосуда. Газ, как и жидкость не имеет кристаллической решетки в отличии от твердого тела.

Молекулы газа расположены на значиельном расстояниии друг от друга. Они движутся с большой скоростью. Скорость около 300 км/ч, сталвикаясь при этом между собой и ударяяс о стенки сосуда, в котором находятся.

Взаимное расположения между молекулами газа свободно изменяется, что позволяет различным телам проходить сквозь его молекулы.

Точка плавления

Физические агрегатные состояния веществ способны переходить с одного вида в другие — из твердых в жидкие, из жидких в газообразные при изменении их температуры. Изменение температуры ведет к увеличению или к уменьшению кинетической энергии. Переход твердого вещества в жидкое называют плавлением.

Границу перехода из твердого состояния в жидкое задает так называемая точка плавления с температурой, способной возбудить кинетическую энергию в частице, которой будет достаточно, чтобы отделиться от своего стационарного положения кристаллической решетки. Чем больше температура, тем больше передаваемая кинетическая энергия частицам элемента. Чем сильнее сила притяжения между частицами, тем больше необходимо создать кинетической энергии для высвобождения частиц из кристаллической решетки.

К примеру, железо необходимо нагреть до 1538 0 С для того, чтобы оно начало плавиться, а тугоплавкий вольфрам — до 3422 0 С.

Во время литья расплавленное (раскаленное добела) железо выливается в приготовленную форму.

При температуре ниже 1535 0 С железо затвердевает, принимая вид литейной формы.

Температура плавления вещества зависит от сил притяжения составляющих его частиц.

Для гелия эти силы настолько малы, что он становится твердым при давлении по крайней мере в 25 раз выше атмосферного.

Точка кипения

Пожалуй, самое распространенное явление перехода жидкого состояния в газообразное в быту — это кипение воды. Заваривая чай каждый из нас мог наблюдать рождение процесса кипения воды. Маленькие пузырьки пара в толще подогревающейся воды постепенно растут и достигая критических размеров начинают подниматься на поверхность, где лопаясь превращаются в газообразное состояние — пар.

Как и в случае с плавлением существует граничная температура, называемая точкой кипения, при которой кинетическая энергия становится достаточной для того, чтобы преодолеть силы взаимного притяжения частиц, не дающие оторваться друг от друга и покинуть занимаемый объем. Любой элемент таблицы Менделеева или вещество из нескольких элементов имеет свою точку кипения. Чистая дистиллированная вода (H 2 O) имеет температуру кипения 100 0 С, этиловый спирт — (-79 0 С), а высококонцентрированная кипит при температуре 338 0 С.


Температура кипения также зависит от давления и сил притяжения между частицами.

На вершине Эвереста температура кипения воды на 28 0 С ниже, чем внизу, над уровнем моря.

Однако, существуют исключения, при котором вещества могут миновать при переходе из одного агрегатного состояния в другую целую фазу превращения — переходя из твердого сразу в газообразную. Этот эффект называют сублимацией или возгонкой.


Видео подборки опытов с сухим льдом

В качестве примера можно привести превращение сухого льда (диоксид углерода в твердом виде сразу в газообразное при температуре -78,5 0 С.

Влияние давления и различных примесей на кипение или плавление

Вторым фактором, влияющим на агрегатное состояние вещества это давление. Повышая давление сила прижатия одной частицы вещества к другой растет, и таким образом необходимо для перехода из одного состояния в другое приложить большую кинетическую энергию (температуру). Образуется следующая взаимосвязь: температура кипения и плавления растет при повышении давления.

Примеси в частицах вещества также влияют на фактическую температуру плавления или кипения за чтоб того, что они влияют на существующие силы притяжения между частицами. Одним из ярких примеров влияние примесей — рассыпанные кристаллы соли на льду, которые заставляют лед превращаться в жидкость при температуре окружающей среды ниже нуля.

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ , агрегатное состояние ВЕЩЕСТВА, в котором вещество имеет относительно постоянную форму и объем. Силы, действующие между атомами или молекулами, достаточно сильны, чтобы удерживать их в определенных ячейках (вблизи которых они могут колебаться) и противостоять сжатию. см. также КРИСТАЛЛ , ГАЗ , жидкость, ПЛАЗМА .

Твердое состояние Плавление твердых веществ. Лед, кристаллическое твердое вещество, тает при строго определенной температуре, а некристаллические вещества, такие как пчелиный воск, плавятся на протяжении температурного интервала. Обозначения: A) лед - вода в кристаллической форме B) вода в виде жидкости C) желтый пчелиный воск - некристаллическое твердое вещество D)пчелиный воск теряет четко выраженную форму Е) воск растекается, становясь больше похожим на жидкость F) пчелиный воск приобретает жидкую форму


.

Смотреть что такое "ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ" в других словарях:

    твердое состояние - — EN solid state The physical state of matter in which the constituent molecules, atoms, or ions have no translatory motion although they vibrate about the fixed positions that they … Справочник технического переводчика

    твердое состояние - kietoji būsena statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Agregatinė medžiagos būsena, kai ji išlaiko pastovų pavidalą ir tūrį. atitikmenys: angl. solid state vok. fester Zustand, m; Festkörperzustand, m rus. твердое состояние, n … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

    твердое состояние - kietoji būsena statusas T sritis chemija apibrėžtis Agregatinė būsena, kai medžiaga turi patvarų pavidalą ir tūrį. atitikmenys: angl. solid state rus. твердое состояние … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    твердое (состояние) - ▲ жесткий форма (фигуры) твердый. ↓ МИКРОРЕЛЬЕФ, плавление, лед, кристалл, твердое топливо см …

    твердое вещество - ▲ вещество с, жесткий, механическая связь, молекула твердое вещество вещество, молекулы которого жестко связаны между собой. твердое состояние состояние, обладающее жесткостью формы; не текучее состояние. массивное состояние … Идеографический словарь русского языка

    твердое топливо - ▲ топливо твердое (состояние) дрова. дровозаготовки. дровосек. торф. сланец. кукерсит. кизяк. | термит … Идеографический словарь русского языка

    Агрегатное состояние вещества, отличающееся стабильностью формы и характером теплового движения атомов, которые совершают малые колебания вокруг положений равновесия. Различают кристаллические и аморфные твердые тела. В первых существует… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЕЩЕСТВО, СОСТОЯНИЕ, классификация веществ относительно их структурных характеристик. Существует четыре общепризнанных состояния веществ: ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ, ГАЗООБРАЗНОЕ и ПЛАЗМА. Любой отдельный элемент, сложное вещество могут существовать… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Агрегатное состояние в ва, отличит. признаками к рого при нормальных условиях являются устойчивость формы и характер теплового движения структурных единиц Т. т. (атомов, ионов, молекул), совершающих малые колебания относительно нек рых фиксир.… … Химическая энциклопедия

    - (от греч. amorphos бесформенный), конденсированное состояние в ва, главный признак к рого отсутствие атомной или молекулярной решетки, т. е. трехмерной периодичности структуры, характерной для кристаллического состояния. Аморфные тела изотропны,… … Химическая энциклопедия

Книги

  • Справочник Жидкое и твердое состояние вещества , Волков А., Войтов И.. Вашему вниманию предлагается книга "Справочник. Жидкое и твердое состояния вещества"…

Твердыми называют такие вещества, которые способны образовывать тела и имеют объем. От жидкостей и газов они отличаются своей формой. Твердые вещества сохраняют форму тела благодаря тому, что их частицы не способны свободно перемещаться. Они отличаются по своей плотности, пластичности, электропроводности и цвету. Также у них есть и другие свойства. Так, например, большинство данных веществ плавятся во время нагревания, приобретая жидкое агрегатное состояние. Некоторые из них при подогреве сразу же превращаются в газ (возгоняются). Но есть еще и те, которые разлагаются на иные вещества.

Виды твердых веществ

Все твердые вещества подразделяют на две группы.

  1. Аморфные, в которых отдельные частицы располагаются хаотично. Другими словами: в них нет четкой (определенной) структуры. Эти твердые вещества способны плавиться в каком-то установленном промежутке температур. К самым распространенным из них можно отнести стекло и смолу.
  2. Кристаллические, которые, в свою очередь, подразделяются на 4 типа: атомные, молекулярные, ионные, металлические. В них частицы располагаются только по определенной схеме, а именно в узлах кристаллической решетки. Ее геометрия в разных веществах может сильно различаться.

Твердые кристаллические вещества преобладают над аморфными по своей численности.

Типы кристаллических твердых веществ

В твердом состоянии практически все вещества имеют кристаллическую структуру. Они отличаются своим решетки в своих узлах содержат различные частицы и химические элементы. Именно в соответствии с ними они и получили свои названия. У каждого типа имеются характерные для него свойства:

  • В атомной кристаллической решетке частицы твердого вещества связаны ковалентной связью. Она отличается своей прочностью. Благодаря этому такие вещества отличаются высокой и кипения. К этому типу относятся кварц и алмаз.
  • В молекулярной кристаллической решетке связь между частицами отличается своей слабостью. Вещества такого типа характеризуются легкостью закипания и плавления. Они отличаются летучестью, благодаря которой имеют определенный запах. К таким твердым телам относятся лед, сахар. Движения молекул в твердых веществах этого типа отличаются своей активностью.
  • В в узлах чередуются соответствующие частицы, заряженные положительно и отрицательно. Они удерживаются электростатическим притяжением. Данный тип решетки существует в щелочах, солях, Многие вещества этого вида легко растворяются в воде. Благодаря достаточно прочной связи между ионами они тугоплавки. Практически все они не имеют запаха, поскольку для них характерна нелетучесть. Вещества с ионной решеткой неспособны проводить электрический ток, поскольку в их составе нет свободных электронов. Типичный пример ионного твердого вещества - поваренная соль. Такая кристаллическая решетка придает ей хрупкость. Это связано с тем, что любой ее сдвиг может привести к возникновению сил отталкивания ионов.
  • В металлической кристаллической решетке в узлах присутствуют только ионы химических веществ, заряженные положительно. Между ними есть свободные электроны, через которые отлично проходит тепловая и электрическая энергия. Именно поэтому любые металлы отличаются такой особенностью, как проводимость.

Общие понятия о твердом теле

Твердые тела и вещества - это практически одно и то же. Этими терминами называют одно из 4 агрегатных состояний. Твердые тела имеют стабильную форму и характер теплового движения атомов. Причем последние совершают малые колебания рядом с положениями равновесия. Раздел науки, занимающийся изучением состава и внутренней структуры, называют физикой твердого тела. Существуют и другие важные области знаний, занимающиеся такими веществами. Изменение формы при внешних воздействиях и движении называют механикой деформируемого тела.

Благодаря различным свойствам твердых веществ они нашли применение в разных технических приспособлениях, созданных человеком. Чаще всего в основе их употребления лежали такие свойства, как твердость, объем, масса, упругость, пластичность, хрупкость. Современная наука позволяет использовать и другие качества твердых веществ, которые можно обнаружить исключительно в лабораторных условиях.

Что такое кристаллы

Кристаллы - это твердые тела с расположенными в определенном порядке частицами. Каждому соответствует своя структура. Его атомы образуют трехмерно-периодическую укладку, называемую кристаллической решеткой. Твердые вещества обладают различной симметрией структуры. Кристаллическое состояние твердого тела считается устойчивым, поскольку имеет минимальное количество потенциальной энергии.

Подавляющее большинство твердых состоит из огромного числа беспорядочно ориентированных отдельных зерен (кристаллитов). Такие вещества называют поликристаллическими. К ним относят технические сплавы и металлы, а также множество горных пород. Монокристаллическими называют одиночные природные или синтетические кристаллы.

Чаще всего такие твердые тела образуются из состояния жидкой фазы, представленного расплавом или раствором. Иногда их получают и из газообразного состояния. Этот процесс называют кристаллизацией. Благодаря научно-техническому прогрессу процедура выращивания (синтеза) различных веществ получила промышленный масштаб. Большинство кристаллов имеет естественную форму в виде Их размеры бывают самыми разными. Так, природный кварц (горный хрусталь) может весить до сотен килограммов, а алмазы - до нескольких грамм.

В аморфных твердых телах атомы находятся в постоянном колебании вокруг хаотически находящихся точек. В них сохраняется определенный ближний порядок, но отсутствует дальний. Это обусловлено тем, что их молекулы расположены на расстоянии, которое можно сравнить с их размером. Наиболее часто встречающимся в нашей жизни примером такого твердого вещества является стеклообразное состояние. часто рассматриваются как жидкость с бесконечно большой вязкостью. Время их кристаллизации иногда так велико, что и вовсе не проявляется.

Именно вышеперечисленные свойства данных веществ делают их уникальными. Аморфные твердые тела считаются нестабильными, поскольку со временем могут перейти в кристаллическое состояние.

Молекулы и атомы, из которых состоит твердое вещество, упакованы с большой плотностью. Они практически сохраняют свое взаимоположение относительно иных частиц и держатся вместе благодаря межмолекулярному взаимодействию. Расстояние между молекулами твердого вещества в различных направлениях именуют параметром кристаллической решетки. Структура вещества и ее симметричность определяют множество свойств, таких как электронная зона, спайность и оптика. При воздействии на твердое вещество достаточно большой силы эти качества могут быть в той или иной степени нарушены. При этом твердое тело поддается остаточной деформации.

Атомы твердых тел совершают колебательные движения, которыми обусловлено обладание ими тепловой энергией. Поскольку они ничтожно малы, их можно наблюдать только при лабораторных условиях. твердого вещества во многом влияет на его свойства.

Изучение твердых веществ

Особенности, свойства данных веществ, их качества и движение частиц изучаются различными подразделами физики твердого тела.

Для исследования используются: радиоспектроскопия, структурный анализ при помощи рентгена и другие методы. Так изучаются механические, физические и тепловые свойства твердых веществ. Твердость, сопротивление нагрузкам, предел прочности, фазовые превращения изучает материаловедение. Оно в значительной степени перекликается с физикой твердых тел. Существует и другая важная современная наука. Исследование существующих и синтезирование новых веществ проводятся химией твердого состояния.

Особенности твердых веществ

Характер движения внешних электронов атомов твердого вещества определяет многие его свойства, например, электрические. Существует 5 классов таких тел. Они установлены в зависимости от типа связи атомов:

  • Ионная, основной характеристикой которой является сила электростатического притяжения. Ее особенности: отражение и поглощение света в инфракрасной области. При малой температуре ионная связь отличается малой электропроводностью. Примером такого вещества является натриевая соль соляной кислоты (NaCl).
  • Ковалентная, осуществляемая за счет электронной пары, которая принадлежит обоим атомам. Такая связь подразделяется на: одинарную (простую), двойную и тройную. Эти названия говорят о наличии пар электронов (1, 2, 3). Двойные и тройные связи называют кратными. Существует еще одно деление этой группы. Так, в зависимости от распределения электронной плотности выделяют полярную и неполярную связь. Первая образуется разными атомами, а вторая - одинаковыми. Такое твердое состояние вещества, примеры которого - алмаз (С) и кремний (Si), отличается своей плотностью. Самые твердые кристаллы относятся именно к ковалентной связи.
  • Металлическая, образующаяся путем объединения валентных электронов атомов. В результате чего возникает общее электронное облако, которое смещается под воздействием электрического напряжения. Металлическая связь образуется тогда, когда связываемые атомы большие. Именно они способны отдавать электроны. У многих металлов и сложных соединений данной связью образуется твердое состояние вещества. Примеры: натрий, барий, алюминий, медь, золото. Из неметаллических соединений можно отметить следующие: AlCr 2 , Ca 2 Cu, Cu 5 Zn 8 . Вещества с металлической связью (металлы) разнообразны по физическим свойствам. Они могут быть жидкими (Hg), мягкими (Na, K), очень твердыми (W, Nb).
  • Молекулярная, возникающая в кристаллах, которые образуются отдельными молекулами вещества. Ее характеризуют промежутки между молекулами с нулевой электронной плотностью. Силы, связывающие атомы в таких кристаллах, значительны. При этом молекулы притягиваются друг к другу только слабым межмолекулярным притяжением. Именно поэтому связи между ними легко разрушаются при нагревании. Соединения между атомами разрушаются намного сложнее. Молекулярная связь подразделяется на ориентационную, дисперсионную и индукционную. Примером такого вещества является твердый метан.
  • Водородная, которая возникает между положительно поляризованными атомами молекулы или ее части и отрицательно поляризованной наименьшей частицей иной молекулы либо другой части. К таким связям можно отнести лед.

Свойства твердых веществ

Что нам известно на сегодняшний день? Ученые давно изучают свойства твердого состояния вещества. При воздействии на него температур изменяется и оно. Переход такого тела в жидкость называют плавлением. Трансформация твердого вещества в газообразное состояние называется сублимацией. При понижении температуры происходит кристаллизация твердого тела. Некоторые вещества под действием холода переходят в аморфную фазу. Этот процесс ученые называют стеклованием.

При изменяется внутренняя структура твердых тел. Наибольшую упорядоченность она приобретает при понижении температуры. При атмосферном давлении и температуре Т > 0 К любые вещества, существующие в природе, затвердевают. Только гелий, для кристаллизации которого нужно давление в 24 атм, составляет исключение из этого правила.

Твердое состояние вещества придает ему различные физические свойства. Они характеризуют специфическое поведение тел под воздействием определенных полей и сил. Эти свойства подразделяют на группы. Выделяют 3 способа воздействия, соответствующие 3 видам энергии (механической, термической, электромагнитной). Соответственно им существует 3 группы физических свойств твердых веществ:

  • Механические свойства, связанные с напряжением и деформацией тел. По этим критериям твердые вещества делят на упругие, реологические, прочностные и технологические. В покое такое тело сохраняет свою форму, но оно может изменяться под действием внешней силы. При этом его деформация может быть пластической (начальный вид не возвращается), упругой (возвращается в первоначальную форму) или разрушительной (при достижении определенного порога происходит распад/разлом). Отзыв на прилагаемое усилие описывают модулями упругости. Твердое тело сопротивляется не только сжатию, растяжению, но и сдвигам, кручению и изгибам. Прочностью твердого тела называют его свойство сопротивляться разрушению.
  • Термические, проявляющиеся при воздействии тепловых полей. Одно из самых важных свойств - температура плавления, при которой тело переходит в жидкое состояние. Оно отмечается у кристаллических твердых веществ. Аморфные тела обладают скрытой теплотой плавления, поскольку их переход в жидкое состояние при повышении температуры происходит постепенно. По достижении определенной теплоты аморфное тело теряет упругость и приобретает пластичность. Это состояние означает достижение им температуры стеклования. При нагревании происходит деформация твердого тела. Причем оно чаще всего расширяется. Количественно это состояние характеризуется определенным коэффициентом. Температура тела влияет на такие механические характеристики, как текучесть, пластичность, твердость и прочность.
  • Электромагнитные, связанные с воздействием на твердое вещество потоков микрочастиц и электромагнитных волн большой жесткости. К ним условно относят и радиационные свойства.

Зонная структура

Твердые вещества классифицируются и по так называемой зонной структуре. Так, среди них различают:

  • Проводники, отличающиеся тем, что зоны их проводимости и валентности перекрываются. При этом электроны могут перемещаться между ними, получая малейшую энергию. К проводникам относятся все металлы. При приложении к такому телу разности потенциалов образуется электрический ток (благодаря свободному передвижению электронов между точками с наименьшим и большим потенциалом).
  • Диэлектрики, зоны которых не перекрываются. Интервал между ними превышает 4 эВ. Для проведения электронов из валентной в проводимую зону необходима большая энергия. Благодаря таким свойствам диэлектрики практически не проводят ток.
  • Полупроводники, характеризующиеся отсутствием зон проводимости и валентности. Интервал между ними меньше 4 эВ. Для перевода электронов из валентной в проводимую зону необходима энергия меньшая, чем для диэлектриков. Чистые (нелегированные и собственные) полупроводники плохо пропускают ток.

Движения молекул в твердых веществах обуславливают их электромагнитные свойства.

Другие свойства

Твердые тела подразделяются и по своим магнитным свойствам. Есть три группы:

  • Диамагнетики, свойства которых мало зависят от температуры или агрегатного состояния.
  • Парамагнетики, являющиеся следствием ориентации электронов проводимости и магнитных моментов атомов. Согласно закону Кюри, их восприимчивость убывает пропорционально температуре. Так, при 300 К она составляет 10 -5 .
  • Тела с упорядоченной магнитной структурой, обладающие дальним порядком атомов. В узлах их решетки периодически располагаются частицы с магнитными моментами. Такие твердые тела и вещества часто используются в разных сферах деятельности человека.

Самые твердые вещества в природе

Какие же они? Плотность твердых веществ во многом определяет их твердость. За последние годы ученые открыли несколько материалов, которые претендуют на звание «наиболее прочного тела». Самое твердое вещество - это фуллерит (кристалл с молекулами фуллерена), который примерно в 1,5 раза тверже алмаза. К сожалению, он пока доступен только в крайне малых количествах.

На сегодняшний день самое твердое вещество, которое в дальнейшем, возможно, будет использоваться в промышленности, - лонсдейлит (гексагональный алмаз). Он на 58% тверже бриллианта. Лонсдейлит - аллотропная модификация углерода. Его кристаллическая решетка очень напоминает алмазную. Ячейка лонсдейлита содержит 4 атома, а бриллианта - 8. Из широко используемых кристаллов на сегодня самым твердым остается алмаз.

Делаем
Карту слов лучше вместе


Карту слов. Я отлично

Спасибо!

лёгкий в отрывке:

Но ведь это слишком лёгкое объяснение.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со
словом «твёрдый»:

  • С ним без твёрдой руки никуда.
  • твёрдый голос.
  • твёрдой
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Что (кто) бывает ТВЁРДЫМ - Карта слов и выражений русского языка

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное прошлый в отрывке:

Значит, внутри вас сработало то, что я описывал в прошлой главе.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Предложения со
словом «твёрдое»:

  • твёрдо
  • твёрдо .
  • Это я твёрдо знаю.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Ассоциации к слову ТВЁРДЫЙ (словарь ассоциаций русского языка)

все ассоциации
мужские/женские

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное главный в отрывке:

Наконец вышел ей навстречу самый главный паук.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Слово «твёрдый»
ассоциируется со
словами:

Мужские ассоциации к слову «твёрдый»:

Женские ассоциации к слову «твёрдый»:

Нейтральные ассоциации к слову «твёрдый»:

Предложения со
словом «твёрдый»:

  • С ним без твёрдой руки никуда.
  • Если прочесть эти слова вслух, будто зазвучит властный, твёрдый голос.
  • Это с тех пор, как случился потоп: тогда все честные люди ушли в море, а на твёрдой земле остались одни трусы и лжецы.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Ассоциации к слову ТВЁРДОЕ (словарь ассоциаций русского языка)

все ассоциации
мужские/женские

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Слово «твёрдое»
ассоциируется со
словами:

Делаем
Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Когда-нибудь я тоже научусь различать смыслы слов.

В каком смысле употребляется прилагательное мирный в отрывке:

В доме царила мирная тишина, был слышен лишь торопливый скрип гусиного пера и шелест бумаги.

В прямом
смысле

В переносном
смысле

Это устойчивое
выражение

Это другое
прилагательное

Мужские ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Женские ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Нейтральные ассоциации к слову «твёрдое»:

НЕТ АССОЦИАЦИЙ

Предложения со
словом «твёрдое»:

  • Я понял, что попал в переделку, но твёрдо решил, что всё равно не пойду в армию.
  • Ты не сможешь плакать, ты будешь идти к своей цели стойко и твёрдо .
  • Это я твёрдо знаю.
  • (все
    предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Электронная почта:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Мои детки.: Игры для развития памяти.

Продолжаем предложение
Взрослый начинает предложение, а ребенок должен его продолжить.
например:
Мы пошли в лес и вдруг…
Поднялся сильный ветер, начался дождь и тут…
Мышка убежала в норку, потому что…
Сегодня в цирке отменили представление, потому что…
Что бывает? Какое бывает?
Начните игру словами:
Холодным может быть снег, а еще вода, а еще холодным может быть…- ребенок должен продолжить - дать хотя бы один ответ.
теперь наоборот:
Горячим бывает чай, а еще огонь, батарея а еще горячим может быть…
Твердым может быть камень, а еще хлеб, а еще твердым может быть…
Или наоборот:
Зайчик может быть белым или серым, пушистым или гладкий, шустрый, живой или игрушечный. А еще… и так далее рассуждать о других предметах или живых существах.
А может зайчик быть одновременно серым и шустрым? А одновременно гладким и пушистым? Или одновременно большим и маленьким?»
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее?
Что сначала, что потом
Есть много игр-карточек с такими заданиями. Но можно поиграть в такую игру и без карточек.
Вы начинайте фразу, а ребенок пусть продолжает:
Сначала мы кушаем суп, потом…
Сначала на дереве появляются листочки, потом…
Человек ложится спать, а потом…

ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ
Игроков желательно много
Начинаем перечислять предметы в доме - сначала на букву «А» - все игроки должны назвать по 1 предмету, потом на «Б»,«В» и т.д. Кто не сможет назвать предмет - выбывает. Конечно на обдумывание надо давать некоторое время (это может быть счет от 1 до 10)
Картинка на развитие памяти:
дайте посмотреть ребенку на эту картинку в течении 15 секунд, затем пусть отвернется и ответит на следующие вопросы:
Вопросы:
1. Есть ли на пальме бананы?
2. Сколько домиков нарисовано на картинке?
3. Какое выражение лица у смайлика?
4. Ножницы на рисунке открыты или закрыты?
5. Какого цвета карандаш?
6. У каждого ли домика нарисованы трубы?


Вопросы:
1. Есть ли в книге картинки?
2. В какую сторону летит самолет?
3. Сколько лепестков у цветка?
4. Есть ли песок в верхней части песочных часов?
5. Какого цвета часы?
6. Сколько стрелок у часов?
7. Есть ли номер у самолета?
На развитие внимания.
Назови нарисованные буквы:


Кто из них кто???
Рая и Алла сестрички.
У Раи темная юбка, белая блузка, бант в мелкий горошек, красные туфельки.
У Аллы темная юбка, бант в крупный горошек, белая блузка, розовые туфельки.

Андрей и Паша - братики.
У Андрея синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, синий галстук.
У Паши синие брюки, курточка на молнии, белая рубашка, голубой галстук.
Арсений рисовал человечков из треугольников, Юля - из прямоугольников, Лена - из кругов, Юра - из разных фигур. Где рисунки Юли, Юры? Помоги исправить ошибки Арсению и Лене.
На рисунках - животные и машины (механизмы), которые заменяют работу этих животных.
Назови пары: животное и машину (механизм).

Какая картинка должна стоять на месте вопросительного знака?

Задания для развития логики
1. В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?
2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?
3. В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников в каждом из этих классов?
4. В клетке находятся 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как так получилось?
5. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков?
6. На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
7. Мальчик и поросенок весят столько, сколько 5 ящиков. Поросенок весит столько, сколько 4 кошки; 2 кошки и поросенок весят столько, сколько 3 ящика. Сколько кошек уравновесят мальчика?
8. Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло получиться? (подсказка: дед, отец и внук = 2 отца и 2 сына)
9. По стеблю растения, высота которого 1 м, от земли ползет гусеница. Днем она поднимается на 3 дм, а ночью опускается на 2 дм. Через сколько суток гусеница доползет до верхушки растения?
10. Есть два ведра емкостью 4 и 9 литров. Как с их помощью принести из речки ровно 6 литров воды?
11. Некоторое число оканчивается на «2». Если цифру «2» переставить из конца числа в начало, то получится число, которое в два раза больше первоначального. Найдите это число.
Задачки на внимание
1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
3. Отгадай загадку:
Лежали конфетки в кучке.
Две матери, две дочки
Да бабушка с внучкой
Взяли конфет по штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько конфет было в кучке?
4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
- диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
- гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
- боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель?
——————————————————————
1. У мамы есть братья Николай и Виктор, сестра Маргарита, сын Олег и дочь Мария. Сколько всего детей у мамы?
2. Шли по дороге трое братьев, с каждым братом было по два брата. Сколько всего человек шло по дороге?
3. Меня зовут Сергей. У моей сестры есть единственный брат. Как зовут брата моей сестры?
4. Три музыканта играли вместе разные музыкальные произведения 3 часа. Сколько времени играл каждый музыкант?
5. Термометр за окном показывает 5 градусов тепла. сколько градусов показывает еще один термометр, висящий рядом?
6. Игорь ниже Саши, но выше Гены. Кто выше: Саша или Гена?
7. На ветке сидели 3 воробья и 2 голубя. Один голубь и один воробей улетели. Сколько всего воробьев осталось на ветке?
8. Маша встала рано утром и выглянула в окно. На улице светило солнце. Машенька воскликнула: «Мамочка, а ночью был сильный дождь
Как она догадалась? Что увидела девочка на улице?
9. Как ты думаешь, какая птица быстрее летает: страус или журавль?
10. Чтобы поджарить яичницу из 2 яиц нужно 3 минуты. А сколько нужно минут, чтобы поджарить яичницу из 1 яйца?
11. Сможешь ли ты сказать, чем питаются пингвины в Африке?
12. На большом диване в ряд
Вещи Танины лежат:
Два чулка, кукла Марина
И веселый Буратино.
Помогите же Танюшке
Сосчитать ее игрушки.
13. Скажи, что тяжелее: килограмм клубники или килограмм груш?
14. В солнечную погоду дорога от дома до детского сада занимает 10 минут. Скажи, сколько времени занимает обратная дорога от детского сада до дома, если солнце закрыто облаками?
15. В каком слове семь букв «Я»?
16. Подумай и скажи, какие грибы не едят зайцы?
17. Ты да я, да мы с тобой,
Сколько нас всего, открой?
18. Подумай и скажи, из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой)
19. Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
Задачки-шутки:
- Два шахматиста играли друг с другом два часа. сколько времени играл каждый из них?
- Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?
- На клене 5 веток. на каждой ветке по 2 яблока. сколько яблок на клене?
- Что тяжелее 1 кг соли или 1 кг муки?
- На заборе сидело 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Рыжик прыгнул на забор, он хотел схватить воробья. Сколько воробьев осталось сидеть на заборе?
- Оля и Катя вместе играли в парке 4 часа. Сколько времени провела в парке каждая девочка?
- У трех братьев по одной сестре. сколько всех сестер?
- В корзине пять яблок. Как поделить их между пятью мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Алеша, Степа и Семен писали в школе контрольные работы по математике.
Семен получил оценку не «4» и не «5», Степа получил не «3» и не «5».
Какую оценку получил Алеша,
Какие оценки у Степы и Семена?
Лягушка села не на листик и не на цветок, гусеница села не на цветок и не на пенек. Куда села стрекоза? А лягушка и гусеница?
Коля, Миша и Саша соревновались на лыжах. Коля занял не второе и не третье место. Миша - не третье и не первое. Кто из мальчиков какое место занял?
Бабушка связала трем внукам варежки, носки и шапочку. Тане бабушка связала не варежки и не носки, Свете не шапочку и не варежки. Что бабушка связала Косте? А что Тане и Свете?
Скороговорки для развития речи
Часто у детей наблюдаются нарушения произношения некоторых звуков. Скороговорки - один из методов исправления таких нарушений, причем детям такие занятия обычно нравятся.
Начнем с самой известной скороговорки - про Карла и Клару…
У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап!
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.
-Расскажите про покупку!
-Про какую про покупку?
-Про покупку, про покупку, про покупочку свою!
На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
Наш Палкан попал в капкан.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Коля колья колет.
Поля поле полет.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.
У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Шапка да шубка - вот наш Мишутка.
В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Жутко жуку жить на суку.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Щипцы да клещи - вот наши вещи.
Смешные стишки для детей
У Сени и Сани
в сетях сом с усами.
Сеня вез воз сена.
Купила бабуся бусы Марусе.
Коси коса, пока роса.
Роса долой,
и мы домой.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
деревцо, кольцо, крыльцо.
Летели лебеди с лебедятами.
Маленькая болтунья
молоко болтала-болтала,
не выболтала.
Хорош пирожок,
внутри творожок.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат - бородат.
У ёлки иголки колки.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Для тренировки язычка можно поиграть в такие игры - играть можно начинать уже с 1.6 года.
Малыш должен стараться произносить выделенные слова вместе с Вами:
На лугу паслась корова – Му-у-у, му-у-у
Полосатый шмель летел – З-з-з, з-з-з
Летний ветерок подул – Ф-ф-ф, ф-ф-ф
Колокольчик зазвенел – Динь, динь, динь
Стрекотал в траве кузнечик – Тр-р-р, тц-с-с
Еж колючий пробегал – Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-ль, тиль-ль
И сердитый жук жужжал – Ж-ж-ж, ж-ж-ж
очень полезна зарядка для язычка - тоже можно начинать с полутора лет.
Сначала выполняйте такую зарядку сами, малыш просто смотрит, а потом попробуйте вместе.
* * * * *
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту
Артикуляционная гимнастика.
Несколько упражнений, которые готовят язычок к правильному произношению звуков.
1. Корчим рожицы.
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.
2. Щелканье языком с широко открытым ртом.
3. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку.
4. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку.
Затем ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.
5. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке.
6. Движения языком - в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание.
————————————————————
————————————————————-
Развитие речи
Кто что делает?
Курица кудахчет, а петух? - Петух….
Кот мяукает, а собака? - Собака….
Ворона каркает, а кукушка? - Кукушка….
Корова мычит, а лошадь? - Лошадь….
Гусь гогочет, а лягушка? - Лягушка….
Поезд едет, а самолет? - Самолет….
Жук жужжит, а комар? - Комар…
снег скрипит, а бумага? - Бумага….
свинья хрюкает, а овца? - Овца….
Утка крякает, а воробей? - Воробей….
Бабочка летает, а змея? - Змея….
Еще одно занятие по развитию речи.
Назови маленькие предметы.
Часы - часики.
Книга - ….
Кровать - ….
Чашка - ….
Сапоги - ….
Палка - ….
Сестра - ….
Луг - ….
Лицо - ….
Ковер - ….
Зеркало - ….
Закончи предложения: У Алеши одна конфета, а у Вали пять….
В цирке было три медведя, а сейчас там шесть….
Я пришила сначала две пуговицы, а потом еще пять….
У одного котенка два уха, а трех котят - шесть….
НАОБОРОТ
Назови противоположные по значению слова.
ДЕНЬ - ….
УТРО - ….
РАДОСТЬ - ….
ЖАРА - ….
СМЕХ - ….
ВВЕРХ - ….
СПУСК - ….
ВОСХОД - ….
ХРАБРОСТЬ - ….
МЕДЛЕННО - ….
ДЛИННЫЙ - ….
ГЛУПЫЙ - ….
СВЕТЛЫЙ - ….
СТАРЫЙ - ….
ВЫСОКИЙ - ….
БОЛЬНОЙ - ….
ТОЛСТЫЙ - ….
ГОРЯЧИЙ - ….
СМЕЛЫЙ - ….
ШИРОКИЙ - ….
ДОБРЫЙ - ….
Помоги записать стихотворение:
Скажу я слово высоко,
а ты ответишь….
Скажу я слово далеко,
а ты ответишь….
Скажу тебе я слово трус,
ответишь ты….
теперь начало я скажу, - ну, отвечай …!

Закончи предложения:
Зима, весна, осень, лето - это …(времена года)
Понедельник, вторник, среда - это …(дни недели)
Январь, февраль, март - это…
Утро, день, вечер, ночь - это…
Врач, учитель, строитель - это…
Плавание, футбол, гимнастика - это…
Квадрат, круг, овал - это…
Окунь, ерш, карась - это…
Снегирь, синица, воробей - это…
Тополь, дуб, осина - это…
Татьяна, Мария, Анна - это…
Андрей, Иван, Михаил - это…
Россия, Франция, Германия - это…
Волга, Днепр, Енисей - это…
Найди лишнее понятие в каждой группе:
- ручка, тетрадь, кисточка, карандаш.
- инженер, парикмахер, пловец, воспитатель.
- кефир, сыр, сметана, колбаса.
- лицо, лоб, щеки, нос.
- бабушка, сын, папа, мальчик.
- ветер, дождь, весна, снег.
- сосна, гвоздика, береза, дуб.
- река, лодка, озеро, море.
- клоун, фокусник, кассир, дрессировщик.
- длинный, короткий, высокий, новый.
- красный, маленький, белый, зеленый.
- яркий, добрый, веселый, умный.
- считать, писать, играть, читать.
- спать, прыгать, бегать, скакать.

moi-detki.blogspot.com

Значение слова ТВЁРДАЯ. Что такое ТВЁРДАЯ?

  • Твёрдая - река в России, протекает в Орловском районе Кировской области. Устье реки находится в 70 км по левому берегу реки Молома. Длина реки составляет 21 км.

    Исток реки в отрогах Северных Увалов севернее села Кленовица (Шадричевское сельское поселение) в 30 км к северо-западу от города Орлов. Река течёт по ненаселённому лесу на юго-запад и запад, впадает в Молому чуть ниже села Спасское (Спасское сельское поселение). Крупных притоков не имеет.

Минигуль Лаптева
Конспект совместной организованной деятельности «Твердое-жидкое»

Конспект совместной организованной деятельности по ОО «Познание»

Тема : «Твердое – жидкое »

Старшая группа

Образовательная задача :

Формирование представлений об изменении агрегатного состояния вещества в зависимости от температуры.

Развивающие задачи :

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи :

Воспитывать усидчивость; соблюдать правила безопасности и умение работать сообща

Предварительная работа :

Беседа о пчелах, меде, воске и изделиях из воска.

Раздаточный материал : фартуки детям, клеенки на столы, салфетки бумажные и тряпичные, камушки, емкости для воды, 2 кубика льда, небольшой кусок свечи, парафина, стакан с горячей водой, соль, сахар, карандаши и листочки для каждого ребенка, пластмассовые тарелочки, свеча декоративная.

Демонстрационный материал : Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом, большая парафиновая свеча в подсвечнике, восковая свеча, декоративные свечки, спички, металлические крышки, сахар, ложка металлическая, квадратики фольги, снег в ведерке

Ходдеятельности :

Включается звуки воды. На слайде –ручей, океан, дождь. Дети заходят в группу и воспитатель знакомится с ними. Она в одежде Феи воды.

Воспитатель : Я услышала свои любимые звуки и пришла к Вам. Здравствуйте, ребята я рада вас видеть в моей Волшебной лаборатории! Ребята, а вы узнали чьи эти звуки? Давайте знакомиться :

Я и туча и туман

Я ручей и океан

Я летаю и бегу

Твердой , жидкой быть могу

Правильно, я Вода.

А вы ребята, знаете для чего нужна вода? (Ответы детей)

А вода жидкая или твердая ? Давайте опытным путем проверим это. Но вспомним о правилах поведения и безопасности.

Слушай внимательно воспитателя.

Не толкай соседа во время работы.

Не шуми – не мешай другим.

Сначала посмотри, потом повтори.

С горячей водой будь осторожен!

Пролил воду – вытри сухо.

Не подходи близко к огню.

Не трогай горячие вещества до остывания.

А теперь оденем специальную одежду. Проходите за столы.

Опыт 1. Ребята попробуйте взять камушек – его можно взять? На раскрытой ладони камень лежит? А проходит ли палец сквозь камень? (нет, т. к. это твердое вещество , в котором частички «крепко держатся» друг за друга) .Опустите камень в воду. Проходит ли он сквозь воду? А теперь попробуйте взять воду раскрытой ладошкой. Можно ли это сделать? (ответы детей : она льется, это жидкость) . Правильно. Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах . Может ли вода быть твердой ? (ответы детей)

Воспитатель : Мне тут Пятачок рассказал историю. Он сварил компот. (Демонстрирует стакан с горячим компотом.) и захотел сразу попробовать компот. Но компот был горячим. И, чтобы компот быстрее остыл, он поставил компот в холодильник – в морозилку. Да и забыл про него. Прошло много времени, наступил вечер. Пятачок вспомнил про свой компот.

Вопросы :

Как вы думаете, что достал из холодильника Пятачок?

Воспитатель. Пятачок заглянул в морозилку. Увидел там стакан. (Демонстрирует стакан с замороженным компотом.) Достал его из холодильника и удивился. «Это не мой компот, – сказал Пятачок, – это не компот вовсе. (Педагог переворачивает стакан вверх дном.) Какой же это компот, если он не выливается? Как же теперь я его буду пить?»

Вопросы :

А вы, ребята, можете объяснить Пятачку, что случилось с его компотом?

Дети. Компот замерз, превратился в лед.

Воспитатель. Правильно, никуда компот не исчез, он превратился в лед.

Был компот жидкий, а стал… (твердый ) . Как же теперь быть Пятачку?

Ведь твердое нельзя пить . Сможет он выпить свой компот? Что ему надо сделать?

Дети : Надо, чтобы компот растаял.

Воспитатель : «Так что, поставить его в обратно в морозильник и он там жидким станет? Верно, в морозильнике он так и останется твердым , надо его оставить снаружи. А как сделать, чтобы вот такой холодный, твердый компот (проношу стакан по кругу, дети трогают лед) поскорее снова стал жидким? Кто сможет ответить? Подумайте…

Дети. Надо его нагреть.

Опыт 2 Раздаю кубики льда детям и прошу подержать в руках.

Воспитатель. Правильно, нагреть! Ребята возьмите кубики льда в руки и попробуйте нагреть. Ваши ладони стали влажными. Почему?

Дети : Лед тает.

Воспитатель : Правильно, ваши ладони теплые и лед тает. Но тает медленно. Ребята, а что произойдет со льдом если мы его опустим в стакан с горячей водой? Проведем опыт.

Опустите льдинки в воду горячую. Что случилось с льдинкой?

Ответы детей : Лед растаял

. Воспитатель : Правильно. Наши ладони теплые, а вода горячая. Лед растаял быстрее. Мы нагревали лед в ладони, в горячей воде и он из твердого стал каким… (жидким) .

Воспитатель : Ребята, есть одно вещество, которое тоже растворяет лед, помогает ему таять. Возьмите льдинки и положите на тарелочки. Посыпьте сверху белым мелким веществом. Внимательно наблюдайте. Что происходит с льдинкой? Правильно, оно тает. А это вещество - соль. Обыкновенная соль помогает чистить дороги от льда. Им посыпают дороги и тротуары во время гололеда.

Воспитатель : Вот мы и выяснили, как жидкий компот на холоде превратился в твердый . Твердое может превратиться в жидкое, если его нагревать. И можем нарисовать (посмотреть) схему этого превращения. Показываю схему.

Физ минутка. «Скоро кончится зима»

Воспитатель : Ребята я для Вас приготовила один предмет. Вы с ним знакомы. (Показываю свечу) .

Возьмите свечи в руки, погладьте, помните ее. Что вы чувствуете? Какая свеча на ощупь?

Дети :-Гладкая, скользкая, твердая

Воспитатель : -Ребята, свечи делают из воска. А откуда берется воск? Правильно, его делают пчёлы. Они делают из воска соты и собирают в них мёд. Это натуральный воск (показ на слайде) ;

А хотите узнать, из чего еще делают свечи?

Их делают из нефти. Это искусственный материал, и называется он ПАРАФИН. Парафиновые свечи могут быть разного цвета и вида.

Воспитатель : Возьмите кусочки парафина и потрогайте. Какой он, парафин? Парафин твердый . Как вы думаете, может он стать жидким?

Воспитатель. Давайте вспомним : что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (Нагревали.) А как нагревали? (Ладошками.) Воспитатель. Нагревайте парафин руками. Помните, ведь лед у вас в руках таял – превращался в жидкость, может, и парафин растает… Тает парафин?

Воспитатель. Скажите, а руки у вас горячие? (Теплые.) Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет? (Недостаточно тепла.) Как же нам быть? Может быть огонь поможет?

Давайте проведем опыт.

Подойдите к моему столу, встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Помните о правилах. Я зажгу свечу парафиновую декоративную. И мы понаблюдаем.

Что происходит с парафиновой свечой? Она плавится и превращается во что? Верно, в жидкость. Посмотрите (наливаю на фольгу жидкий парафин) . Будьте аккуратны, не трогайте расплавленный горячий парафин руками.

Воспитатель. А почему парафин стал жидким? (Мы его нагревали.) А как сделать, чтобы он опять стал твердым ? (Охладить.) Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин, стал твердым , нужно его охладить. Сейчас мы положим его на снег (или на холодную воду) .Что случилось? Парафин затвердел .

Потрогайте кусочек парафина. Какой он стал? Был жидкий, а теперь какой? (Твердый .) Вот какой опыт мы провели : теперь вы знаете, что твердый парафин при нагревании на огне плавится и становится жидким, а жидкий парафин при охлаждении может превратиться в твердое . Как можно изобразить, схему этого опыта : что твердое становится жидким и жидкое становятся твердым ?. Показываю схему.

Рефлексия :

Воспитатель :

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде, парафине

Как жидкая вода может превратиться в твердый лед (Ее нужно заморозить)

Как твердый лед может превратиться в жидкую воду (Его надо нагреть)

Можно твердый парафин плавится в ладони (Нет, тепла мало)

Когда парафин может начать плавится (Если нагреть его на огне)

Когда парафин из жидкости превращается в твердое вещество (Когда охдадиться)

Скажите, что Вам сегодня понравилось?

Что узнали нового и интересного?

Нам пришла пора расстаться. Приходите почаще в мою лабораторию. До свидания! Дети выходят.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов