Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Сочинение на тему что значит любовь для лирической героини ахматовой Что значит любовь для ахматовой.

25.03.2021

Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любов­ной поэзии Ахматовой характерен глубо­кий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего ми­ра совершенно различных по психологическому складу и социальному положе­нию женщин. Это и юная девушка в ожи­дании любви (“Молюсь оконному лучу”, “Два стихотворения”), и уже зрелая жен­щина, поглощенная любовью-борьбой,

и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить (“Сероглазый король”, “Муж хлестал меня узорча­тым…”), и крестьянка, и бродячая цир­качка, и отравительница, “бражница и блудница”. Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с лю­бимым. Трагична участь женщины-поэ­та. В стихотворении “Муза” она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщи­ны-поэта:

Он говорил о лете и о том,

Что быть поэтом женщине – нелепость.

Как я запомнила высокий

царский дом

И Петропавловскую крепость.

Прочитайте стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”, “Сероглазый король”. Каким на­строением проникнуты эти стихи? Какие художест­венные приемы использует автор?

Один из приемов – передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единич­ных бытовых деталях. В стихотворении

“Сжала руки под темной вуалью…” пере­даются судорожные движения лириче­ской героини, пытающейся удержать лю­бовь и любимого (“Уйдешь, я умру”). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, ска­занная “спокойно и жутко”) “Не стой на ветру”, которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситу­ации. “Сероглазый король” – одно из са­мых популярных стихотворений Ахмато­вой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к “сероглазой” дочери. В этом стихотворении поэтесса обращает­ся к разговорной речи, почти афористич­ной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихо­творения, передается нежное чувство, то­ска, ревность, любовь, печаль, т. е. рас­крывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация “Дочку мою я сейчас разбужу, \ В серые глазки ее погляжу”. Итог стихотворения: “Нет на земле твоего короля”.

Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаиче­ский рассказ, иногда прерываемый от­дельными эмоциональными возгласами. И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой.

Прочитайте строки из записных книжек Ахма­товой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: “Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта”; “Поэт не чело­век – он только дух \ Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух, \ Все видит, слышит, всем вла­деет…”. Каким Ахматова видит предназначение поэта? Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, худож­ник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его ду­ховный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает зна­чительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом бла­годаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Инно­кентию Анненскому и другим поэтам се­ребряного века.

Прочитайте стихотворения “Уединение”, “Му­за”. Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахма­товой?

Муза Ахматовой тесно связана с пуш­кинской музой: она смуглая и подчас ве­селая. В стихотворении “Уединение” зву­чит мотив избранничества поэта. Искусст­во поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страст­ную благодарность жизни, вдохновляю­щей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяже­лые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глаза­ми. Уединение – это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихо­творения: “Так много камней брошено в меня, \ Что ни один из них уже не стра­шен…” К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой.

И вместе с тем муза Ахматовой – это муза вечная, “милая гостья с дудочкой в руке”, приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемст­венности своего творчества.

Прочитайте стихотворение “Родная земля”. Определите его тональность. Какие мотивы вы мо­жете выделять в этом стихотворении? Какие разные значения слова “земля” звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках?

В стихотворении Ахматовой “Родная земля”, относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность пред­ставления о земле в буквальном смыс­ле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Ав­тор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. “Грязь на калошах”, “Хруст на зубах”, месиво, крошки – не только отягощаю­щие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В по­следних строках земля приобретает высо­кий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, про­должающегося уже в слиянии его с зем­лей и в физическом и в духовном смысле. Слово “своей” символизирует это едине­ние человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле.

К. Чуковский писал: “Тихие, еле слышные зву­ки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже ог­ромного чувства она пользуется мельчайшими, по­чти неприметными, микроскопически малыми об­разами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу”. Выскажите ваши впечатле­ния от знакомства с лирикой Ахматовой.

Лирика Ахматовой зачаровывает свои­ми тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бы­товой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэ­зии. Говоря о тайне и ее понимании поэ­тессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею создан­ных.

Двадцать первое, ночь, понедельник…

Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки

Все поверили. Так и живут.

Ждут свиданья, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна.

Да почиет на них тишина.

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор все как будто больна.

Здесь не одна тайна. Прежде всего, тай­на любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает чело­века “больным”, приобщенным к ново­му видению. Тайна почему-то открыва­ется лирической героине двадцать пер­вого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И нако­нец, игривое, “сочинил же какой-то без­дельник”.

Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахмато­вой “острой и хрупкой”. Как вы поняли это опреде­ление?

Острая – значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания че­ловека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая – значит, му­жественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагиче­ского века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произ­ведения Ахматовой острыми, например “Мне голос был…”, “Не с теми я…”, “Реквием”, “Поэма без героя”. Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим – иначе произведение разрушится. В сти­хах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.

Глоссарий:

  • что значит любовь для лирической героини ахматовой
  • анализ стихотворения ахматовой любовь
  • ахматова сероглазый король анализ
  • что значит любовь для лирической героини Ахматовой?
  • прочитайте стихотворения сжала руки под темной вуалью

Другие работы по этой теме:

  1. Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А. А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, “конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном...
  2. За “спокойствием” лирической героини стихотворения скрывается беспредельная любовь к Родине, ощущение единения с Отечеством, готовность к самопожертвованию ради него. Хотя голос “утешно” призывает ее оставить...
  3. Какова функциональная значимость портрета лирической героини в стихотворении Н.А. Некрасова “Тройка”? Прежде чем приступить к ответу на вопрос задания, вспомните, какие функции выполняет портрет в...
  4. 1. Образы лестницы и перчатки. 2. Шепот осеннего клена. 3. Прощальная песня встречи. Страдание только сильного делает сильнее, слабого же оно делает еще слабее. Л....
  5. В стихотворения Анны Ахматовой “Приморский сонет” поднимается тема жизни и смерти. Лирическая героиня произведения, осознающая, что ничто не вечно, задумывается о неизбежно приближающемся конце ее...
  6. “Муза” (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лириче­скому герою ночью в образе “милой гостьи с дудочкой в руке”. Сон...
  7. Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место....
  8. “Настоящую нежность не спутаешь…” (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника “Четки”, пи­сал, что ахматовская “речь проста и разговорна до того, пожа­луй, что это...

.
Ахматова. Что значит любовь для лирической героини Ахматовой?

Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой.
Рубрика (тематическая категория) Литература

А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выпало жить поэтессе, в тот момент, когда многое крайне важно было переосмыслить и оценить по-новому, именное в такие моменты истории наиболее глубоко прочувствовать всю глубину жизни может прежде всœего женщина. Поэзия Анны Ахматовой - это всœе-таки поэзия женская, и ее лирический герой - человек, обладающей глубочайшей интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать всœему, что происходит вокруᴦ.

Любовь - тема, которая с самого начала творческого пути поэтессы стала одной из ведущих в лирике А. А. Ахматовой. “У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной”, - сказал об А. Ахматовой К. Чуковский. И это очень ярко выражено в стихах раннего периода: “Я не любви твоей прошу...”, “Смятение”, “Проводила друга до передней...”. Любовь в ранних стихах Ахматовой всœегда безответная, неразделœенная, трагичная. Душевная боль ее лирической героини нестерпима, но она, как и сама поэтесса, всœегда с достоинством переживает удары судьбы.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой всœе более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что данный период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело - сухие,

И теплый ветер нежен и упруᴦ.

В данный период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным - миром, к которому стремится ее душа.

При этом для героя произведений А. Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родинœе - России в целом. А потому в творчестве поэтессы не должна быть равнодушия к судьбе своего народа, лирической героинœей овладевают чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится всœе ближе к народу и постепенно вбирает в себя всœе горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за всœе, что происходит вокруг нее:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам...

В стихах периода первой мировой войны и русских революций покой и светлая радость в душе ахматовской героини меняются на постоянное ощущение надвигающейся катастрофы:

Пахнет гарью. Четыре недели

Торф сухой по болотам горит.

Даже птицы сегодня не пели,

И осина уже не дрожит...

В это тяжелое для страны время, время коренного перелома в жизни всœей страны и ахматовского поколения, личные проблемы лирической героини уходят на второй план, главными становятся проблемы общечеловеческие, проблемы, пробуждающие в душе чувства тревоги, неуверенности, ощущения катастрофичности и неясности бытия. Достаточно вспомнить такие стихи, как “Клевета”, “Страх, во тьме перебирая вещи...”, “Слух чудовищный” и многие другие:

И всюду клевета сопутствовала мне.

Ее ползучий шаг я слышала во сне

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Огромная боль за страдания России наиболее полно выразилась в поэме “Реквием”, написанной в 1935 - 1940 гᴦ. Создание поэмы во многом связано с личными переживаниями Ахматовой, с арестом сына, но важнее то, что лирическая героиня этой поэмы вбирает в себя всœе боли и страдания, выпавшие на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини в связи с этим говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких, каждый из переживших страшную трагедию.

Цикл стихотворений “Ветер войны” - один из последних в творчестве А. А. Ахматовой - включает в себя произведения военных и послевоенных лет. Война 1941 - 1945 гᴦ. - еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и лирическая героиня поэтессы снова вместе со своим народом. Стихи этого периода полны патриотического подъема, оптимизма, веры в победу:

И та͵ что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Послевоенные стихотворения А. А. Ахматовой (сборник “Нечет”) - это итог ее творчества. В этих стихах соединœены всœе темы, волновавшие Анну Ахматову в течение жизни, но теперь они озарены мудростью человека, прожившего насыщенную, яркую, сложную жизнь. Οʜᴎ полны воспоминаний, но есть в них и надежда на будущее. Для лирической героини это время ознаменовано возвращением к чувству любви, причем тема эта получает более общее, философское раскрытие:

Ты прав, что не взял меня с собой

И не назвал своей подругой,

Я стала песней и судьбой,

Сквозной бессонницей и вьюгой...

Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Талантливому поэту О.Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелœем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам ʼʼвыплескивалʼʼ в свои стихи. Именно в связи с этим творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу.

Известно, что Сталин очень не любил этого поэта͵ потому что Мандельштам открыто выражал свое отношение ко всœему, что творилось в стране и к вождю, в частности. Примером тому служит сатирический памфлет на правителя. После его прочтения многие сказали, что со стороны поэта данный поступок – самоубийство. А Мандельштам прекрасно осознавал это, но он был готов к смерти.

Лирический герой стихотворения ʼʼМы живем, под собою не чуя страны…ʼʼ выступает как отважный гражданин, стоящий на защите своей страны и своего народа. Он отваживается открыто сказать то, что всœе знают, но о чем молчат:

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Герой горько смеется и даже в какой-то степени издевается над главным лицом стихотворения. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище: ʼʼтолстые пальцы, как червиʼʼ; ʼʼтараканьи смеются глазища И сияют его голенищаʼʼ. Он – не человек, а какое-то чудовищное животное: ʼʼОн один лишь бабачит и тычетʼʼ.

Не менее страшна и характеристика действий этого чудовища:

Как подкову, дарит за указом указ -

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него - то малина…

Смелости лирического героя этого стихотворения можно только восхититься. Сталин ʼʼзаинтересовалсяʼʼ Мандельштамом, поэт был арестован. Но вождь не приказал сразу же расстрелять поэта. Это было бы чересчур просто. Он сослал Мандельштама в Воронеж.

Живя в данном городе, поэт существовал как бы на грани двух миров, всœегда в ожидании расстрела. Именно в Воронеже Мандельштам написал стихотворение ʼʼСредь народного шума и спеха…ʼʼ Здесь интонации лирического героя меняются. Он испытывает вину перед вождем за всœе, что было создано им раньше. Теперь лирический герой по-другому оценивает ʼʼвождя всœех народовʼʼ. Его ʼʼотеческийʼʼ взгляд и ʼʼласкает, и сверлитʼʼ. Герой чувствует, что Сталин журит его за всœе ʼʼошибкиʼʼ. Но, на мой взгляд, всœе эти чувства героя надуманны и неискренни. Это стихотворение было написано под давлением Сталина, как и следующее – ʼʼОдаʼʼ (1937).

Название этого произведения говорит само за себя. Оно посвящено воспеванию заслуг Иосифа Виссарионовича Сталина-Джугашвили. В стихотворении сделан акцент – именно Джугашвили. Поэт подчеркивает, что он, прежде всœего, описывает не вождя, а человека. Герой называет его ʼʼотцомʼʼ. Он якобы испытывает перед Сталиным благоговение:

И я хочу благодарить холмы,

Что эту кость и эту кисть развили:

Он родился в горах и горечь знал тюрьмы.

Хочу назвать его - не Сталин,- Джугашвили!

Лирический обращается к художникам – своей братии. Он призывает творцов работать на благо страны, то есть на благо ʼʼотцаʼʼ. Ведь данный человек полностью, всœеми мыслями и чувствами, со своими ʼʼдетьмиʼʼ, своим народом. ʼʼХудожник, помоги тому, кто весь с тобой, Кто мыслит, чувствует и строитʼʼ - призывает поэт.

Портрет Сталина в данном стихотворении написан в традициях оды. По словам героя, это былинный богатырь, отдавший всœего себя делу народа. У Сталина – могучие глаза, густая бровь, твердость рта. Джугашвили - ϶ᴛᴏ образец для подражания, по Мандельштаму. У него нужно учиться всœего себя отдавать другим, не думая о себе и не жалея себя.

Лирический герой осознает свою неприкаянность в Советской стране, свою вину перед ней за то, что ругал когда-то великого Сталина. Но у героя всœегда перед глазами - данный образ: ʼʼНа чудной площади с счастливыми глазамиʼʼ.

Но за этими пафосными и возвышенными строками чудится трагедия загнанного в угол человека. За каждой вымученной строчкой видится испуганный до смерти лирический герой, не знающий, что делать и как жить. Именно в связи с этим стихотворения Мандельштама, посвященные Сталину, являются самыми действенными документами против сталинского режима и ʼʼотца народовʼʼ.

Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лирический герой в творчестве А. А. Ахматовой." 2017, 2018.

Уже расставшись с Ахматовой, Н. Гумилев в ноябре 1918 года писал: "Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество". Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви, и любовь в ее поэзии предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Хрестоматийным стало определение ахматовской лирики как энциклопедии любви, "пятого времени года". Современники, читатели первых стихотворных сборников поэтессы, нередко (и неправомерно) отождествляли Ахматову-человека с лирической героиней ее стихов. Лирическая героиня Ахматовой предстает то в образе канатной плясуньи, то крестьянки, то неверной жены, утверждающей свое право на любовь, то бражницы и блудницы... По воспоминаниям И. Одоевцевой, Гумилев не раз высказывал обиду, что из-за ранних стихов его жены (например, из-за стихотворения "Муж хлестал меня узорчатым...") ему досталась репутация едва ли не садиста и деспота:

Муж хлестал меня узорчатым, Вдвое сложенным ремнем. Для тебя в окошке створчатом Я всю ночь сижу с огнем... Рассветает. И над кузницей Подымается дымок. Ах, со мной, печальной узницей, Ты опять побыть не мог... Как мне скрыть вас, стоны звонкие! В сердце темный, душный хмель, А лучи ложатся тонкие На несмятую постель. 1911

Лирическая героиня Ахматовой - это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежной, идиллической, а наоборот - в драматические моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация, что дало основание М. Цветаевой назвать музу Ахматовой "Музой Плача". Один из часто встречающихся мотивов в поэзии Ахматовой - мотив смерти: похороны, могила, смерть сероглазого короля, умирание природы и т.д. Например, в стихотворении "Песня последней встречи":

Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри!" 1

Доверительность, камерность, интимность - несомненные качества ахматовской поэзии. Однако с течением времени любовная лирика Ахматовой перестала восприниматься как камерная и стала восприниматься как общечеловеческая, потому что проявления любовного чувства были исследованы поэтессой глубоко и всесторонне. В наши дни Н. Коржавин справедливо утверждает: "Сегодня все больше появляется людей, признающих Ахматову поэтом народным, философским и даже гражданским... Ведь в самом деле фигурой она была незаурядной... Все-таки не на каждом шагу встречались женщины столь образованные, яркие, умные и самобытные, да еще и писавшие невиданные доселе женские стихи, то есть стихи не вообще о “жажде идеала” или о том, что “он так и не понял всю красоту моей души”, а действительно выражавшие, причем грациозно и легко, женскую сущность".

Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой.

Что значит любовь для лирической героини Ахматовой? Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любов­ной поэзии Ахматовой характерен глубо­кий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего ми­ра совершенно различных по психологическому складу и социальному положе­нию женщин. Это и юная девушка в ожи­дании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая жен­щина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорча­тым…»), и крестьянка, и бродячая цир­качка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с лю­бимым. Трагична участь женщины-поэ­та. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщи­ны-поэта: Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине - нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость. Прочитайте стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король». Каким на­строением проникнуты эти стихи? Какие художест­венные приемы использует автор? Один из приемов - передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единич­ных бытовых деталях. В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» пере­даются судорожные движения лириче­ской героини, пытающейся удержать лю­бовь и любимого («Уйдешь, я умру»). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, ска­занная «спокойно и жутко») «Не стой на ветру», которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситу­ации. «Сероглазый король» - одно из са­мых популярных стихотворений Ахмато­вой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к «сероглазой» дочери. В этом стихотворении поэтесса обращает­ся к разговорной речи, почти афористич­ной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихо­творения, передается нежное чувство, то­ска, ревность, любовь, печаль, т. е. рас­крывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация «Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу». Итог стихотворения: «Нет на земле твоего короля». Эти стихи, по выражению известного литературоведа В. М. Жирмунского, как бы написаны с установкой на прозаиче­ский рассказ, иногда прерываемый от­дельными эмоциональными возгласами.И в этом мы видим психологизм поэзии, в частности любовной поэзии Ахматовой. Прочитайте строки из записных книжек Ахма­товой, в которых говорится о назначении и месте поэта в обществе: «Но в мире нет власти грозней и страшней, Чем вещее слово поэта»; «Поэт не чело­век - он только дух / Будь слеп он, как Гомер, иль, как Бетховен, глух, / Все видит, слышит, всем вла­деет…». Каким Ахматова видит предназначение поэта? Искусство представлялось Ахматовой чудодейственным и наделенным ни с чем не сравнимой властью. Конечно, худож­ник должен отражать современную ему историческую эпоху и духовную жизнь народа, на что ориентировалась в своем творчестве поэтесса. И вместе с тем его ду­ховный и психологический склад особый, он видит и слышит и предугадывает зна­чительно больше, чем простой человек, и тем самым становится интересным и нужным читателю, главным образом бла­годаря способности его духа постигать высшее. Здесь ее понимание роли поэзии близко к пушкинскому, а отчасти к Инно­кентию Анненскому и другим поэтам се­ребряного века. Прочитайте стихотворения «Уединение», «Му­за». Каким вы видите образ Музы в поэзии Ахма­товой? Муза Ахматовой тесно связана с пуш­кинской музой: она смуглая и подчас ве­селая. В стихотворении «Уединение» зву­чит мотив избранничества поэта. Искусст­во поднимает его над мирской суетой. Однако Ахматова испытывает и страст­ную благодарность жизни, вдохновляю­щей постоянно на творчество. Под башней понимается опыт жизни, горькие и тяже­лые уроки судьбы, которые помогают смотреть на мир далеко видящими глаза­ми. Уединение - это не столько уход от жизни вообще, сколько уход от легкого и праздного существования поэта. Обратим внимание на первые строки этого стихо­творения: «Так много камней брошено в меня, / Что ни один из них уже не стра­шен…» К поэту в самом высоком смысле этого слова судьба никогда не может быть милостивой. И вместе с тем муза Ахматовой - это муза вечная, «милая гостья с дудочкой в руке», приносящая поэту вдохновение, муза, которой служили поэты с мировым именем, например, такие, как Данте. Здесь Анна Ахматова говорит о преемст­венности своего творчества. Прочитайте стихотворение «Родная земля». Определите его тональность. Какие мотивы вы мо­жете выделять в этом стихотворении? Какие разные значения слова «земля» звучат в нем? Какая тема обозначена в последних строчках? В стихотворении Ахматовой «Родная земля», относящемся к позднему периоду ее творчества (1961), конкретность пред­ставления о земле в буквальном смыс­ле этого понятия сочетается с широким философским обобщением. Тональность можно определить как философскую. Ав­тор стремится углубить свое понимание самых, казалось, бытовых и обыденных понятий. Здесь звучат мотивы жизни, трудной, порой трагической, тягостной. «Грязь на калошах», «Хруст на зубах», месиво, крошки - не только отягощаю­щие жизнь атрибуты земли, но и сами проявления обыденности бытия. В по­следних строках земля приобретает высо­кий философский смысл, связанный с окончанием земного бытия человека, про­должающегося уже в слиянии его с зем­лей и в физическом и в духовном смысле. Слово «своей» символизирует это едине­ние человека с родиной (земля в заголовке названа родной), с которой он прожил свою жизнь, и землей в буквальном ее смысле. К. Чуковский писал: «Тихие, еле слышные зву­ки имеют для нее неизреченную сладость. Главное очарование ее лирики не в том, что сказано, а в том, что не сказано. Она мастер умолчаний, намеков, многозначительных пауз. Ее умолчания говорят больше слов. Для изображения всякого, даже ог­ромного чувства она пользуется мельчайшими, по­чти неприметными, микроскопически малыми об­разами, которые приобретают у нее на страницах необыкновенную силу». Выскажите ваши впечатле­ния от знакомства с лирикой Ахматовой. Лирика Ахматовой зачаровывает свои­ми тайнами, она настраивает читателя на проникновение в недосказанности и умолчания. Мы уже говорили о роли бы­товой детали в передаче таинственного любовного чувства женщины. И в этом тоже заключена тайна ахматовской поэ­зии. Говоря о тайне и ее понимании поэ­тессой, хотелось бы прочитать одно из моих любимых стихотворений, ею создан­ных. Двадцать первое, ночь, понедельник… Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили. Так и живут. Ждут свиданья, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна. Да почиет на них тишина. Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна. Здесь не одна тайна. Прежде всего, тай­на любви, отличающаяся от обыденного понимания любовных взаимоотношений, тайна, постижение которой делает чело­века «больным», приобщенным к ново­му видению. Тайна почему-то открыва­ется лирической героине двадцать пер­вого, в ночь, в понедельник… Вероятно, разгадка доступна только ей. И нако­нец, игривое, «сочинил же какой-то без­дельник». Поэт Михаил Кузмин назвал поэзию Ахмато­вой «острой и хрупкой». Как вы поняли это опреде­ление? Острая - значит, откликающаяся на самые сложные проблемы личного мира, отражающая глубинные переживания че­ловека в любви и взаимоотношениях с внешним миром. Острая - значит, му­жественная и трагическая, передающая сложнейшие состояния человека трагиче­ского века, великим поэтом которого она являлась. Можно назвать многие произ­ведения Ахматовой острыми, например «Мне голос был…», «Не с теми я…», «Реквием», «Поэма без героя». Хрупкой поэзия Ахматовой считается потому, что каждое слово ее стихотворений выбрано удивительно точно, к месту, его нельзя переставить или заменить другим - иначе произведение разрушится. В сти­хах передаются самые хрупкие, тонкие, нежные чувства автора и ее лирических героинь.

Любовь лирической героини Ахматовой окрашена в трагедийные тона. Для любовной поэзии Ахматовой характерен глубокий психологизм и лиризм. Ее героини разные, они не повторяют судьбу самой поэтессы, но их образы свидетельствуют о ее глубоком понимании внутреннего мира совершенно различных по психологи-
ческому складу и социальному положению женщин. Это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу», «Два стихотворения»), и уже зрелая женщина, поглощенная любовью-борьбой, и неверная жена, готовая на любые муки за право свободно любить («Сероглазый король», «Муж хлестал меня узорчатым...»), и крестьянка, и бродячая циркачка, и отравительница, «бражница и блудница». Много стихов у Ахматовой о несостоявшейся любви, о прощании с любимым. Трагична участь женщины-поэта. В стихотворении «Муза» она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Отказ от любви в пользу творчества или наоборот невозможен. Вот пример непонимания мужчиной женщины-поэта:

Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине - нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов