Психологизм в произведении герой нашего времени. Герой нашего времени» как психологический роман

01.08.2020

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует «душу» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, и его поступки, и его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим.

Самоанализ Печорина очень глубок, всякое душевное состояние выписано обстоятельно и подробно, анализируется собственное поведение и психологические причины, мотивы и намерения действий. Доктору Вернеру Печорин признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» За видимым в произведении раскрывается существенное, за внешним – внутреннее. Психологизм служит здесь способом обнаружения и познания того, что при первом восприятии кажется загадочным, таинственным и странным. Важное место в романе, где действие совершается в разных географических точках (у моря, в горах, в степи, в казачьей станице), занимает пейзаж. Восприятие природы в произведении помогает раскрыть внутренний мир героя, его состояние, его восприимчивость к прекрасному. «Я помню, – записывает в своем журнале Печорин, – в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Герой романа близок к природе со всем ее разнообразием, а она действует на его внутренний мир. Печорин убежден, что душа зависит от природы и ее сил. Пейзаж каждой части романа подчинен тому замыслу, который в ней реализуется. Так, в «Бэле» зарисована кавказская природа (скалы, обрывы, Арагва, снеговые вершины гор), которая противопоставлена северной природе и дисгармонично устроенному обществу.

Прекрасная и величественная природа контрастна мелким, неизменным интересам людей и их страданиям. Беспокойная, капризная стихия моря способствует той романтичности, в какой предстают перед нами контрабандисты из главы «Тамань». Утренний пейзаж, исполненный свежести, включающий золотые облака, составляет экспозицию главы «Максим Максимыч». Природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина. Перед дуэлью – по контрасту – вводится сияние солнечного света, а после поединка солнце покажется герою тусклым, и лучи его уже не греют. В «Фаталисте» холодный свет сияющих звезд на темно-голубом своде наводит Печорина на философские размышления о предопределении и роке.

В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.

«Бэла» представляет собой произведение, соединившее путевой очерк и новеллу о любви европейца к дикарке.

«Максим Максимыч» – рассказ с центральным эпизодом, данным крупным планом.

«Тамань» – синтез новеллы и путевого очерка с неожиданной концовкой.

«Княжна Мери» - «светская повесть» психологического характера с дневником героя и сатирическим очерком нравов «водяного общества».

«Фаталист» - философская повесть, соединенная с «мистическим рассказом» о роковом выстреле и «таинственном случае».

Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности.

Интересно узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, самооценка.

Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы.

Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.

Однако, утверждая свое человеческое достоинство, Печорин активно действует, сопротивляется обстоятельствам на протяжении всего романа. Печорин сам себя судит и казнит, и это его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – Печорин. Все важное, что было скрыто от людей, окружающих его, живших рядом с ним, любивших его, передано самим Печориным.

КГУ «Летовочная средняя школа»

Тайыншинский район

Северо – Казахстанская область

Открытый интегрированный урок по русской литературе

(психолог, учитель самопознания) в 9 классе

«Психологизм романа. Художественное совершенство романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

Учитель литературы: Морева Н.И.

Учитель сапопознания: Зауэр О.В.

Психолог школы: Морев И.А.

Цели (литература): анализ страниц дневника Печорина; развитие речи;

развитие образного и логического мышления.

Цели (психология):

ознакомление с понятиями “характер”, “черты характера”;

развитие навыков самоанализа;

Цели : (самопознание): развитие культуры общения.

Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, текст романа “Герой нашего времени”, диски с музыкой.

На доске эпиграф : История души человеческой…едва ли не

любопытнее и не полезнее истории целого

народа.

М.Ю. Лермонтов

Ход урока : звучит музыка Бетховена “Лунная соната”

Учитель: - Какие чувства вызывает эта музыка? (волнует, тревожит, заставляет задуматься о жизни).

На доске эпиграф, как вы его понимаете? (поэт говорит о сложности человеческого характера, о том, что человек сам создаёт себя, о своём внутреннем мире).

Ученик : Короткая, но яркая жизнь Михаила Юрьевича оставила глубокий след в российской литературе. Поэт, прозаик и драматург, обогативший наше творческое наследие великими произведениями, погиб в 27 лет на дуэли, но имя его навсегда останется в сердце каждого русского человека. Его произведения отличаются не только богатством содержания и характеров, выразительностью речи, а также ясностью и простотой русского слова. Н. Г. Чернышевский ставил Лермонтова на первое место в русской литературе, впереди Пушкина и Гоголя.

ИГРА «КТО эти герои?» (слайды)

1.Он лежал в первой комнате на постели, подложив одну руку под затылок, а в другой держа погасшую трубку; дверь во вторую комнату была заперта, и ключа в замке не было. Я всё это тотчас заметил ... Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог, только он притворился, будто не слышит. (Печорин )

2.Холодно смотрела Бэла на подарки, которые каждый день приносил ей Печорин, и гордо отталкивала их. Долго безуспешно ухаживал он за нею. Между тем, он учился по-татарски, а она начинала понимать по-русски.

3.«Послушайте, Максим Максимыч: у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. ( Печорин )

4.Однажды Печорин отправился с Максимом Максимычем на охоту за кабаном. С раннего утра часов до десяти напрасно искали они его; Максим Максимыч уговаривал своего товарища воротиться, не тут-то было: несмотря ни на зной, ни на усталость, тот не хотел воротиться без добычи.

5. Идеальный молодой человек, который щеголяет своей идеальностию, как записные франты щеголяют модным платьем, а «львы» ослиною глупостию. Он носит солдатскую шинель из толстого сукна; у него георгиевский солдатский крестик. Ему очень хочется, чтобы его считали не юнкером, а разжалованным из офицеров: он находит это очень эффектным и интересным. (Грушницкий )

6.Она вздрогнула и побледнела. - Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами, - в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. (Вера)

7.Она наклонила голову и слегка покраснела. «Вы странный человек!» - сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принужденно засмеявшись. (княжна Мери)_

8.Быть для кого-нибудь причиною страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? насыщенная гордость. (Печорин)

Психолог: - Что такое характер? Какое вы можете дать определение понятию “характер”?

Как влияет характер человека на его отношения с окружающими?

Как влияет характер на успехи в школе, в жизни?

Характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по его поступкам. И характер – это некое отношение.

А к кому или чему можно относиться? (к себе, к другим, к деятельности)

Стержнем характера являются морально волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать своих возможностей.

Итак, характер – совокупность индивидуальных, устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.

Учитель : Печорин – сложная противоречивая личность. “Во мне живёт два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его” ,- так сам герой говорит о себе. Я бы добавила – судит себя строго. А многие ли из нас так строги к себе?

Каких же черт больше в Печорине – отрицательных или положительных? Давайте попробуем ответить на вопрос “Каков характер Печорина” и составим таблицу: в гр

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

умён

злопамятен

справедлив

скрытен

честен

честолюбив

смел

насмешлив

самоотвержен

эгоистичен

проницателен

Психолог: - Давайте познакомимся со своими характерами.

Психологическое упражнение “Мой характер”

Психолог раздает карточки. Работа индивидуальная.

Задание : Прочитайте список качеств характера; найдите то, что и вам свойственно (как положительные, так и отрицательные особенности).

Обозначьте их (подчеркнуть или галочкой отметить – по желанию).

Подумайте, как помогают и как мешают эти особенности в вашей жизни.

Выберите одну положительную черту, которая особенно вам нравится. Запомните ее.

Учитель : - Изучать характер литературного героя, анализировать прочитанное. Для чего это нужно? (познать и самого себя, понять себя)

Психолог: Себя познать непросто. Знание характеров литературных героев поможет вам строить отношение с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

Учитель самопознания : я хочу рассказать вам сказку о Деревьях - Характерах. (музыка, слайды) Сказка о Деревьях – Характерах . И. Вачков

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких гор, росли Деревья – Характеры. Это были необычные растения, их внешний вид был отражением характеров людей, живущих за горами.

У каждого Дерева – Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям; Отношение к делу; Отношение к себе; Отношение к вещам. У каждого дерева эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была прям а и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношение к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Деревья – Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и поэтому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было мять как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелящиеся по земле.

Так непохожи были Деревья – Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну дождь давал влаги. У каждого человека в жизни складывается всё по-разному, верно?

Порой налетала свирепая буря, яростно она бросалась на Деревья – Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. А были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто. А узнать какой у тебя характер, можно, внимательно изучая самого себя и свои поступки.

Учитель :

М. Ю. Лермонтов знает, что “исправителем людских пороков” (его слова из Предисловия к роману) невозможно стать путём нравоучений, впрямую изрекая истины. Его герой ведёт дневник, в котором анализирует каждое своё слово, каждый свой поступок. Он учит начинать с себя. Об этом же пишет поэт 20 века Б. Окуджава.

Ученик: Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому Не прощать не единой промашки,
А уж после кричите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом,
Не придётся уж больше валять дурака, Вот и станете вы человеком.

Совершенство романа:

Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?

Давайте откроем содержание романа.

Не замечаете никаких странностей? (нумерация глав)

Сколько частей в романе? (две)

А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)

Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?

Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

Бэла” /4/

Максим Максимыч” /5/

Предисловие”

Журналу Печорина” /6/

Тамань” /1/

Княжна Мери” /2/

Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

Тамань”

Княжна Мери”

Фаталист”

Бэла”

Максим Максимыч”

Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Ученик: “Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.

- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников )

Максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);

При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.

Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Г. - Почему "Герой нашего времени" -это первый психологический роман в русской литературе? - Что такое психологизм?

Работа в группах:

отличительный характер русской литературы - внезапные проблески _____________ и даже великих художнических талантов и, за немногими ___________, вечная поговорка читателей: «книг _________, а читать нечего ... ». К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их __________ , принадлежит талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. 1941 . - С. 28-123.)

отличительный характер русской литературы - внезапные _____________ сильных и даже ___________ художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «книг много, а читать ____________ ... » К числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, ________________ талант господина Лермонтова.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья] . СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941 . - С. 28-123.)

отличительный характер ___________ литературы - внезапные проблески сильных и даже великих художнических талантов и, за немногими исключениями, вечная поговорка читателей: «________ много, а читать нечего ... » К числу таких сильных ______________ талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит талант господина ____________.

(Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова: [Статья] . СПб., 1840. Ч. 1-2 // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. - Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941 . - С. 28-123.)

В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Почему Лермонтов выделил Печорина на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше некоторых других персонажей.

Урок мне понравился / не понравился

Материал показался сложным/ сложным, но нужным/ ненужным

заинтересовало/ безразлично/ сложно

Домашнее задание. Составить характеристику других героев: Бэла, княжна Мери,

Грушницкий, Максим Максимович

Оценки

Лермонтов – самый загадочный поэт 19 века. Он имел много знакомых, но не имел друзей. Он посещал балы, светские вечера, но на них был одинок. Он редко встречал добрых и искренних людей. Повсюду маски, маски, маски… Прощаясь сегодня с вами, я вам говорю: до следующей встречи с Талантливым Лермонтов.

Инвектива (от Инвектива, появившаяся в Invectiva in Sallustium ).

Инвектива отличается от необязательностью стихотворной формы (в современном, начиная от , понимании эпиграммы) и отсутствием развлекательного юмористического аспекта, обычно присущего эпиграмме, но обычно имеет общую с ней сатирическую окраску.

Во время разговора она сидит на лежанке, «повесив голову на грудь», а он стоит перед нею. Автор расположил так героев не случайно. Этим он показывает, что Печорин имеет власть над Бэлой. Дальше Печорин говорит: «Ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею». Печорин уверен в этом, потому что ему еще никогда ни в чем не отказывали, и он использует все психологические средства воздействия для достижения цели. В конце концов, это дело его чести.

Камнем преткновения для Бэлы была ее вера. Печорин понимал это и подводил разговор к больной теме постепенно. Автор использует для этого прием градации – усиление мотивации отказа Бэлы.

Очень умело и психологически тонко Печорин построил свой диалог. Он начинает с того, в чем абсолютно уверен. И его вопрос для него содержит отрицательный ответ. И, наконец, подходит к самому сильному, основному мотиву.

Вторую часть разговора Печорин начинает с прилагательных милая и добрая, чтобы растопить немного дрогнувшее сердце девушки, потому что он уже почувствовал свою власть над Бэлой, почувствовал, что она уже стала тянуться к нему, она ему стала верить, настороженность сменилась надеждой.

В разговоре с Бэлой он часто использует местоимение «я», что характеризует его как эгоиста, единоличника, которого волнует только он сам, ему безразличны интересы, чувства и состояние других. Местоимения в своей речи Печорин связывает так: «я хочу», «если ты». По этим мелким деталям общения с Бэлой, по особенности речи Печорина можно судить опять – таки о его эгоизме.

Печорин воздействует на нее психологическим шантажом («если ты …, то я …»). На это она «призадумалась, не спуская с него черных глаз своих», опять пытается искать в нем ответ, и, видимо, найдя его, «улыбнулась ласково». Печорин чувствует, что победа уже близка, и, чтобы закрепить ее, требует поцелуя Бэлы, но ее реакция для Печорина неожиданна.

Лермонтов – мастер жестов, через которые передает психологическое состояние героя. Жесты Печорина в финале этой сцены говорят о том, что он осознал, что его поспешность неправильна. «Ударил себя в лоб», то есть понял, что «дурак», «осел», «не нужно было так настаивать». Автор показывает стремительность его действий: «выскочил в другую комнату», «как ошпаренный». Печорин понял, что чуть было все не испортил, потому что чеченские и русские обычаи отличаются. Он рассержен на себя за свою не -сдержанность, и в то же время в нем говорит задетое самолюбие, ведь он получил отказ. Тщеславие героя задето, поэтому чтобы все-таки добиться своей цели, он заключает пари на то, что «через неделю она будет» его. Это еще раз доказывает, что Бэла была для Печорина вещью, игрушкой, ведь пари можно заключить на вещь, но никак не на живого человека. И теперь для него дело чести – не проиграть.

Заключив пари, Печорин теперь должен был приложить все усилия, чтобы его выиграть. А что это будет нелегко, мы видим.

Печорин добивался расположения Бэлы в основном с помощью подарков. Сцену прощания Печорина с Бэлой можно назвать психологической кульминацией, так как Печорин в этот раз сильно воздействовал на нее, от этого разговора зависела дальнейшая жизнь героев, это самый напряженный момент в главе. Она его полюбила, «стала ласковее, доверчивее», не более. Григорий Александрович ей сказал: «Ты свободна». Дать свободу Бэле автор называет «последним средством» в плане психологического давления на героиню. Она не хочет свободы, ведь Бэла уже нарушила законы своего народа, к тому же уже полюбила Печорина, привыкла к нему. Свобода для нее равносильна смерти: от руки ли своих сородичей, от равнодушия ли Печорина. Свобода для Бэлы – значит жизнь, не связанная чувствами с Печориным, разлука с ним, а на это она уже не сможет пойти.

Упоминает Печорин о своей смерти не случайно: он затронул самые нежные струны сердца Бэлы и играет на них. Герой строит свой монолог на градации: «прощай» («ты свободна» («я должен наказать себя» (упоминание о возможной смерти (просит прощение. И он сумел на Бэлу подействовать: ее лицо покрыла «смертельная бледность». Она испугалась разлуки с ним.

Но его слова были несерьезны. Максим Максимович говорил: «Я думаю, он в состоянии был исполнить то, о чем говорил шутя». Он шутит над святыми чувствами любви, которые для него всего лишь «пари», «шутка». Чтобы выиграть пари, все средства хороши.

Реакция Бэлы на слова Печорина была бурной. Она «вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Глаголы передают решительность ее действий, она полностью раскрыла ему душу, потому что не хотела его потерять. Она признала его победу, власть над собой. Печорин полностью «приучил» Бэлу, сделал ее своей собственностью, значит, может распоряжаться ею по своему усмотрению.

Цель Печорина достигнута – пари выиграно. Мы можем предположить, что Григорий Александрович порвет с Бэлой, зная особенности его характера и мотивы поведения.

Почему же герой так эгоистичен, в чем причина его жестокости? Что дает ему право так поступать? Ответ – в исповеди Печорина: «Послушайте, Максим Максимович».

Мы понимаем, что основная черта характера Печорина – эгоизм, крайний индивидуализм. Но что сделало его таким? Исповедь Печорина дает нам возможность разобраться в истоках его эгоизма. Его признание условно можно разделить на несколько частей.

Ключевое слово в первой части его исповеди – «несчастлив» - выдает состояние Печорина. Он осознает, что является причиной несчастья других, в данном случае – Бэлы. Свой монолог он строит на сопоставлении того, что «было» и что «стало». Были положительные задатки, которые выродились в свою противоположность, в пороки.

Закономерный итог своих поисков Печорин располагает по градации: «опротивели» («надоело» («сердце пусто» («стало скучно».

Григорий Александрович пытался развеять скуку службой на Кавказе, «под чеченскими пулями», но «привык к их жужжанию и к близости смерти». Ему стало «скучнее прежнего».

У него остается «последняя надежда» - надежда на любовь. Любовь – способ реанимировать себя к жизни. Но эта любовь закончилась для него разочарованием. Он самооценивает себя как «глупца». Печорин ошибся. Наступает окончательное разочарование: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

В последней части монолога ключевым является слово «скучно». Автор использует инверсии при самооценке характера Печорина: «воображение беспокойное», «сердце ненасытное», «к печали легко привыкаю». Его душа не успокоилась, он чего-то ищет.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1837-1840) - вершина творчества писателя . Это социально-психологический роман, в котором основной задачей автора было создание образа современного ему человека, исследование души человеческой. Автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. В предисловии к роману главный герой - Печорин - характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Автор, перекладывая часть вины на общество, на среду и воспитание, в то же время не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой - в преодолении индивидуализма, порожденного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.

Сюжетообразующим персонажем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» выступает Печорин. Его образ проходит через весь роман и связывает все его части. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «еще минута» - и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетенным. Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике.

Но благие стремления Печорина не развились . Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, душившая все живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, страшно снизили свойственную ему жизненную активность. Вот почему Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой». Печорин понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождение - несчастье, а смерть неизбежна . Разошедшийся со средой, к которой он принадлежит по рождению и воспитанию, обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает: «Зачем я жил? для какой цели я родился?»

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотичного эгоиста , застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья. «Наполеоновская проблема» - центральная нравственно- психологическая проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени », это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам несчастен. (БЕЛИНСКИЙ)

В повести «Бэла» Печорин предстает безжалостным и черствым человеком. Он похищает Бэлу, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь сильной любовью, но Печорин не испытывает ее. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни... мне с нею скучно». Герою безразличны чувства других. Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего не хватает Печорину . Если судить о Печорине по повести «Бэла», то это чудовище, которое, не задумываясь, жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. Но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами . И если в повести «Бэла» повествование ведется от имени Максима Максимыча , то в «Тамани» оно переходит к самому Печорину . Именно в этой новелле появляется полный и четкий психологический портрет героя . Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяют Янко, «ундина», слепой мальчик. Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне закона. И Печорин позволяет себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов», заставляет их бежать, бросив дом и слепого мальчика. Печорин чужой и в этом мире. Он нигде не может найти себе пристанища.

Основное раскрытие характера Печорина происходит в повести «Княжна Мери». Рассказ о событиях ведет сам герой - это его исповедь . Здесь мы видим не простое повествование, а анализ поступков, совершаемых героем. Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает его, убивает Грушницкого на дуэли, разбивает сердце Мери, нарушает наладившуюся жизнь Веры. Он пишет притягательности «обладания душой» другого человека, но не задумывается над тем, есть ли у него право на это обладание. Печорин одинок в этом обществе, и после отъезда Веры и объяснения с Мери его уже ничто не связывает с людьми этого круга. «Насыщенная гордость» - так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и погубил. Им кровно обижен Максим Максимыч. Ради пустого любопытства разорил он гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Роман заканчивается главой «Фаталист». В ней Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное - моральные ориентиры, систему нравственных ценностей, идею духовного равенства. Победив в схватке с убийцей, Печорин впервые проявляет свою способность действовать для общего блага. Таким итогом автор утверждает возможность осмысленной деятельности. Еще оди нравственный закон: уважение к миру, к людям начинается с самоуважения . Человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным. Печорин, по оценке Добролюбова, не зная, куда идти и девать свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого», - рассуждает он. «Я иногда сам себя презираю... Не оттого ли я ьпрезираю и других?» Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что «его душа испорчена светом», разорвана на две половины, лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда как другая жива к услугам каждого».

«Дневник П-на» - это исповедь гл. героя. На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными, не находят себе применения в жизни, поэтому в характере героя существует двойственность. По собственному признанию Печорина, в нем живут два человека: один совершает поступки, а другой - смотрит со стороны и судит его.

Трагизм героя в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в своем духовном рабстве. Дорожа своей свободой, он говорит: «Я готов на все жертвы, кроме этой;двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... Но свободы моей не продам». Но истинной свободы - свободы духовной - он не знает. Он ищет ее в одиночестве, в бесконечных скитаниях, в перемене мест, то есть лишь во внешних признаках. Но везде оказывается лишним.

М. Ю. Лермонтов был не только великий поэт, но и прозаик, в творчестве которого нашли свое отражение мрак реакции, изменения в психологии людей. Главной целью молодого гения было желание глубоко раскрыть сложную натуру своего современника. Роман «Герой нашего времени» стал зеркалом жизни России 30-х годов XX века, первым русским, социально-психологическим романом.

Замысел автора обусловил своеобразное построение романа. Лермонтов сознательно нарушил хронологическую последовательность, чтобы внимание читателя сместилось от событий к внутреннему миру героев, к миру чувств и переживаний.

Главное внимание в романе уделено Печорину. Лермонтов вначале дает возможность узнать мнение других людей о Печорине, а потом уже то, что думает о себе этот молодой дворянин сам. Белинский сказал о герое романа: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени». Печорин был пред-ставителем своей эпохи, его судьба более трагична, чем судьба Онегина. Печорин живет в другое время. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Эпоха реакции наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя- это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей.

Влияние света сказывалось в поведении Печорина. Личность незаурядная, он скоро убедился, что в этом обществе человек не сможет добиться ни счастья, ни славы. Жизнь обесценилась в его глазах, (им овладели тоска и скука - верные спутники разочарования. Герой задыхается в душной атмосфере николаевского режима. Сам Печорин говорит: «Во мне душа испорчена светом». Это слова человека 30-х гадов XX века, героя своего времени.

Печорин - одаренный человек. У него глубокий ум, способный анализировать, стальная воля, силь-ный характер. Герой наделен чувством собственного достоинства. Лермонтов говорит о его «крепком сложении, способном переносить все трудности кочевой жизни». Однако автор отмечает странность, противоречивость характера героя. Глаза его, которые «не смеялись, когда он смеялся», подсказывают, как глубоко герой разуверился во всех обольще-ниях мира, с какой безнадежностью смотрит на свои собственные жизненные перспективы.

Эта обреченность развилась в нем еще в период жизни в столице. Следствием полного разочарования во всем была «нервическая слабость». Бесстрашный Печорин пугался стука ставен, хотя один охотился на кабана, панически боялся простуды. Эта противоречивость характеризует «болезнь» целого поколения. В Печорине как бы живут два человека, борются рассудочность и чувство, ум и сердце. Герой утверждает: «Я давно уж живу не сердцем, а головою». Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».

Отношение героя к Вере показывает Печорина человеком, способным на сильное чувство. Но и Вере, и Мери, и черкешенке Бэле Печорин приносит несчастье. Трагедия героя в том, что он желает де-лать добро, а приносит людям только зло. Печорин мечтает о судьбе человека, способного на великие дела, и совершает поступки, которые расходятся с представлениями о высоких стремлениях.

Печорин жаждет полноты жизни, ищет идеал, который в то время был недостижим. И не вина героя, а его беда, что жизнь прошла бесплодно, силы израсходованы впустую. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли», - с горечью говорит Печорин.

В романе главному герою противопоставлены все остальные персонажи. Добрый Максим Максимыч благороден, честен и порядочен, но он не может понять душу Печорина в силу своей необразованности. На фоне подлеца Грушницкого еще сильнее проявляется богатство печоринской натуры, сила характера главного героя. Только доктор Вернер чем-то схож с Печориным. Но доктор не до конца последователен, у него нет смелости, которая отличает Печорина. Поддерживая героя перед дуэлью с Грушницким, Вернер после дуэли даже не подал Печорину руки, отказался от дружбы с тем, кто «имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Печорин - личность, которую отличает упорство воли. Психологический портрет героя полностью раскрывается в романе, отражая социально-политичес-кие условия, формирующие «героя времени». Лермонтова мало интересует бытовая, внешняя сторо-на жизни людей, а волнует их внутренний мир, психология поступков персонажей романа.

«Герой нашего времени» явился предшественником психологических романов Достоевского, а Печорин стал закономерным звеном в ряду «лишних людей», «младшим братом Онегина». Можно по-разному относиться к герою романа, осуждать его или жалеть истерзанную обществом человеческую душу, но нельзя не восторгаться мастерством великого русского писателя, подарившего нам этот образ, психологический портрет героя своего времени.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов