Предвечный совет. Предвечный совет пресвятой троицы

14.01.2022

сайт/articl.html

СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ «ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА»:

ИДЕЯ ПРЕДВЕЧНОГО СОВЕТА В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ*

Кол 1 :

19 ибо благоугодно былоОтцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все,

умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
(Иоанн. 1:1-14)

В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Егопредвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве , а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в"последние дни" (Евр. 1:1) стал человеком.

Второе лицо Пресвятой Троицы - Сына Божия - Иоанн именует "Словом ". Тут важно знать и помнить, что греческое "логос" означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия "Словом" значит то же, что и наименование его титулом "Премудрость" (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ап. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа -"Божия Премудрость" .

Учение о "Премудрости Божией", несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Филона. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

"В начале было (бе )Слово" означает, что Словосовечно Богу, причем дальше св. Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога в отношении Своего бытия и что, следовательно, Оно единосущно Богу, и, наконец, он прямо называет Слово Богом:"И Слово было Бог" . Здесь слово "Бог" употреблено по-гречески без сочлена, и это дало повод арианам и Оригену утверждать, что Слово не такой же Бог, как Бог Отец. Однако это просто недоразумение. На самом деле здесь скрыта глубочайшая мысль онеслиянности лиц Пресвятой Троицы. Отсутствие сочлена указывает на то, что речь идет о том же предмете, о котором говорилось перед тем; поэтому, если бы Евангелист употребил так же сочлен "о Феос" (по-греч.) и во фразе"Слово было Бог" , то получилась бы неверная мысль, будто "Слово" есть тот же Бог Отец, о Котором говорилось выше. Поэтому, говоря о Слове, Евангелист называет его просто "Феос", указывая этим на Его Божественное достоинство, но и подчеркивая вместе с тем, что Слово имеет самостоятельное ипостасное бытие, а не тождественно с ипостасью Бога Отца.

Как отмечает блаж. Феофилакт, св. Иоанн, раскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его Словом, а не Сыном, "дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его Словом, чтобы ты знал, что, как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно".

Слова"всё через Него начало быть" не означают, будто Слово было только орудием при сотворении мира, но что мир произошел от Первопричины и Первоисточника всего бытия (в том числе и Самого Слова) - Бога Отцачерез Сына , Который Сам по Себе уже есть источник для всего,что начало быть (еже бысть ), но только не для Самого Себя и не для остальных лиц Божества.

"В Нем была жизнь" - здесь подразумевается не жизнь в обычном смысле этого слова, но жизньдуховная , побуждающая разумные существа устремиться к Виновнику их бытия, к Богу. Эта духовная жизнь дается только путем общения и единения с ипостасным Словом Божиим. Следовательно, Слово есть источник подлинной духовной жизни для любой разумной твари.

"И жизнь была свет людям" - здесь имеется в виду, что эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением.

"И свет во тьме светит" ... Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить ими и среди греховной тьмы, но свет тот не воспринят тьмой; люди, упорствующие во грехе, предпочли остаться во тьме духовного ослепления. Но"тьма не объяла его [света]" - не ограничила его действие и распространение.

Тогда Слово предприняло чрезвычайные средства, чтобы приобщить людей, пребывающих в греховной тьме, к Своему Божественному свету: послан был Иоанн Креститель, и, наконец, само Слово стало плотью.

"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн" -"бысть" по-гречески сказано "эгенето" ("стал"), а не "ин", как это сказано о Слове; то есть Иоанн "произошел", родился во времени, а не вечно существовал, как Слово."Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" . То есть пророк Иоанн Креститель не был самобытным светом, но светил лишь отраженным светом Того единого Истинного Света, который Собой"просвещает всякого человека, приходящего в мир" .

Мир не познал Слово, хотя Ему обязан своим бытием."Пришел к своим" , то есть к избранному Своему народу Израилю,"И свои Его не приняли" , - не все, конечно.

"А тем, которые приняли Его" верою и любовью, Он"дал власть быть чадами Божиими" , то есть даровал им начало новой духовной жизни, которая, как и плотская, тоже начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силою свыше.

"И Слово стало плотью" . Подплотью здесь подразумевается не одно тело человеческое, но весь, полный человек - в том смысле, в каком слово "плоть" часто употребляется в Священном Писании (например, Матф. 24:22). То есть Слово стало полным и совершенным человеком, не переставая быть, однако, и Богом."И обитало с нами, полное благодати и истины" . Под благодатью надо подразумевать как благость Божию, так и дары благости Божией, открывающие людям доступ к новой духовной жизни, т.е. дары Святого Духа. Слово, обитая с нами, было преисполнено также и Истины - совершенного ведения всего, что касается духовного мира и духовной жизни.

"И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" . Апостолы действительно видели славу Его в преображении, воскресении и вознесении на небо; славу в Его учении, чудесах, делах любви и добровольного самоуничижения. Он - "единородный от Отца", ибо только Он один - Сын Божийпо существу , по Своей Божественной природе. Этими словами указывается на Его безмерное превосходство над сынами и чадами Божиими по благодати, верующими людьми, о которой сказано выше.

(18 голосов : 4.9 из 5 )

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).

Предвечный совет назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. , Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое прежде создания мира, Бог в вечности определил человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к , что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Какого-нибудь исчерпывающего ответа на данный вопрос в православной богословской литературе мы не найдем. Богословие – это не только «слово о Боге», но в то же время и слово Самого Бога, а потому не все в богословии может быть выражено человеческим языком и доступным человеческому пониманию. Так, святой апостол Павел, описывая один из своих духовных опытов, говорит, что, будучи восхищенным в рай, он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12:4). Спасение, по словам первоверховного апостола, – это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), а потому многие истины мы должны принимать на веру и не пытаться постичь их своим ограниченным умом.

К одной из таких истин мы можем отнести и представление о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. По мнению большинства богословов, под данным термином следует понимать некий внутритроичный предвечный (то есть существовавший еще до начала времени) Божественный замысел о сотворении мира и, в частности, о спасении человека.

Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, знал о том, что некогда созданная Им же Самим тварь может отпасть от своего Творца, а потому приуготовил все возможные средства для будущего восстановления и спасения человека. Причем, по словам преподобного Максима Исповедника, для реализации этого плана единственно возможным становится Боговоплощение, то есть пришествие в этот мир Самого Бога, Который должен будет стать подобным нам человеком и принести Себя в жертву ради каждого из нас. Именно поэтому известный христианский писатель – апологет К. С. Льюис однажды сказал: «Господь видел Распятие еще тогда, когда творил первые туманности».

Однако, когда мы говорим о некоем Совете между Лицами Пресвятой Троицы, то должны понимать, что само слово «совет» не отражает всей глубины вопроса. Как уже было сказано ранее, человеческий язык недостаточен для того, чтобы максимально адекватно выражать те или иные Божественные реалии. Так, слово «совет» вызывает в нашем представлении некий спор, возможность рассмотрения различных, иногда противоречащих друг другу вариантов, относящихся к проблематике «совета». Но в данном случае никакого спора не было и быть не могло. Пресвятая Троица – это троичность Божественных Ипостасей при единстве Божественной природы, а так как воля – это свойство именно природы, а не лица, то никакого разногласия в волеизъявлении Божественных Лиц быть не может.

Исходя из этого, Предвечный Совет более уместно выразить понятием «Предвечное волеизъявление», ведь по большому счету никакого совещания между Лицами Пресвятой Троицы быть не могло. Об этом говорит, между прочим, и преподобный Иоанн Дамаскин: «Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Именно такие «мысли», по мнению преподобного, и составляют Совет Божий.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26). Славянское слово «совет» означает «волеизъявление» , а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина . Еще в Священном Писании этот Совет называется: тайна воли Божией (Еф. 1, 9)

Божественный «риск».

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.

Прп. Иоанн Д: «И в этом открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божии

Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность за Свое творение: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, решает в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падения.

Священное Писание говорит, что это решение было предвечным, т.е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Иоанн называет Христа Агнцем, закланным от создания мира (Откр. 13, 8).

1.2 Сотериологический образ Христос – Первосвященник.

Смысл сотерологического образа Христа – Первосвященника в том, что Христос по образу ветхозаветных первосвященников, главная обязанность которых была приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5, 1), принес Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира как непорочный и чистый Агнец , и таким образом драгоценною Кровию Своею (1 Петр. 1, 19) примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.

Этот образ имеет основание в Священном Писании . Он был провозглашен еще в Ветхом Завете, где Сам Бог устами пророка Давида назвал Мессию: (Пс. 109, 4). О том, что этот псалом относится к Нему, засвидетельствовал Сам Христос (Мф. 22, 43-44; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 40-44). Подробно раскрыт этот образ в Послании к Евреям, где он многократно использован: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр. 3, 1); имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.

входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6, 19-20).

Во-первых , Во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (Евр. 7, 1-2).

Мелхиседек, царь Салимский , вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14, 18). Салим, по толкованию библеистов, есть будущий Иерусалим, в переводе с еврейского (Шалем – шалом) – невредимый, целый, мирный. Таким образом, Мелхиседек прообразовал не только первосвященническое служение Христа, но и царское.

Во-вторых , Мелхиседек без отца, без матери, без родословия , не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7, 3). Таким образом, он прообразует превечного Сына Божия, превечное рождение Которого от Отца было непонятно иудеям.

сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим . Поэтому священство Христово выше ветхозаветного , ибо меньший благословляется большим.

В чем же это превосходство состоит? Во-первых, священство Христа является вечным и неотменяемым , что подтверждено клятвой Бога: И как [сие было] не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 20-21).

Во-вторых, ветхозаветные священники как люди умирали, и поэтому их священство было переходящим от одного к другому, а Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу , будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7, 23-24).

Наконец, ветхозаветные священники, как грешные люди, приносили жертвы и за свои грехи, и за грехи всех людей.

Ветхозаветные жертвы только прообразовывали очистительную жертву, а не сами собой очищали грехиХристос же один раз и навсегда принес Себя в жертву ради спасения мира: Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого (Евр. 7, 27),

Итак, ветхозаветные жертвы не очищали от греха, а лишь прообразовывали ту Жертву, которую мог принести только Первосвященник : святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. (Евр. 7, 26-27).

2.1 Участие Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве. Почему воплотился именно Сын Божий: ответы Святых Отцов.

в домостроительстве принимают участие и Отец и Святой Дух. Это вытекает из единосущия Лиц Троицы и их нераздельности, кроме личных (ипостасных) свойств. Они имеют единую волю и единое действие, потому невозможно, чтобы Какое-либо из Них действовало только от Себя, без участия двух Других .

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына : Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Бог Сын добровольное согласие принести Себя в искупительную Жертву ради спасения человека и всего мира. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Действие

Сына Божия не завершились Его земной жизнью . Христос действует в Церкви: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20Преподает Себя в Евхаристии: Я есмь хлеб жизни. (Ин. 6, 48-56). Он совершает частный суд над человеком после его смерти: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22), Он будет судить весь мир во время Страшного суда: заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1). Он будет царствовать в Горнем Иерусалиме: престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему (Откр. 22, 3)

Святой Дух - усвояет искупленным грешникам искупительные плоды Жертвы Христовой, и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения : Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2, 13). Везде в Священном Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3, 5).

Это, опять же, тайна Божия . Святые Отцы – воплощение именно Второго Лица Троицы наиболее сообразным с Его свойствами:

1. Как Сына .

-«Сын Божий благоволит стать и именоваться и Сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо это неизменно), но приняв то, чем не был (ибо Он человеколюбив») свт. Григорий.

Поэтому Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы (Его личное) свойство сохранялось неизменным. Прп. Иоанн Дамаскин.

2. Как Лица , через Которое все сотворено, в том числе и человек

-Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть – Ин. 1, 3)

-«Иначе мы и не могли научиться, что свойственно Богу, если бы Учитель наш, Ипостасное Слово, не соделался человеком: ибо кто мог возвестить нам об Отце, как только Его Собственное Слово (свт. Ириней Лионский. Против ересей. 5, 1).

3. Как Образа Божия (Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Отца) – Евр. 1, 3), по Которому создан человек. – Обновление Образа Божия в человечестве через И.Х. как Образа Отца, Которого не имел никто другой.

Сотериологический образ Христос – Царь.

Архангел Гавриил в словах, обращенных к Деве Марии во время Благовещения: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 32-33).

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), и многократно Сам Христос; Царем этого Царства Он Сам Себя признавал: Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь (Ин. 18, 37).

Смысл этого образа в том, что Сын Божий, имеющий царскую власть над всем миром как Бог, получает ее своей победой и как человек. Он разрушает ад и выводит из ада души праведников, Своим Воскресением побеждает смерть и тление, по Своем Вознесении восседает по своему человечеству одесную Бога Отца, и Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).

Царственная власть Христа над всем миром, как чувственным, так и духовным, проявлялась во всей Его жизни. Свидетельств об этом множество – претворение воды в вино, укрощение моря, хождение по водам, изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых, умножение хлебов и т.д. Большинство из этих событий являются чудесами.

Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.

Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица, / Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая: / "Радуйся, земля незасеянная; / радуйся, куст терновый несгорающий; / радуйся, глубина, непроницаемая взором; / радуйся мост, приводящий к небесам / и лестница высокая, которую Иаков видел; / радуйся, Божественный сосуд с манной; / радуйся, избавление от проклятия; / радуйся, призвание Адама ко спасению, / с Тобою Господь!"

Это песнопение посвящено событию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста — воспевает святая Церковь в начале службы великого праздника Благовещения.
Превечный Совет Святой Троицы о воплощении Единородного Сына Божия для искупления и спасения человеческого рода был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда же приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева Мария — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Что такое превечный Совет? Это то таинственное совещание Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, которое было посвящено сотворению мира и человека и последующей судьбе творения. Господь сотворил мир по неизреченной Своей благости. Он сотворил мир для того, чтобы были существа, которые, живя в этом мире, соединялись с Ним и наслаждались того блаженства, которым Он обладает в абсолютной степени. Такими существами стали сначала ангелы, затем растительный и животный мир, а венцом творения стал человек. И именно о судьбе человека в первую очередь и шла речь на этом таинственном Превечном совете. Об этом мы узнаем не из Священного Писания, но из церковного предания и из умозрения святых отцов Церкви, которые говорят нам о том, что Тайна Боговоплощения была задумана Богом вне времени, в Его Божественном и Неизреченном Превечном совете.
Тайне этой суждено было открыться тогда, когда, как говорит апостол Павел, "пришла полнота времени" (Гал. 4. 4), когда это было угодно Богу. И тогда Господь послал Своего ангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии для того, чтобы возвестить ей, что благоволение Божие почило на Ней, что Она обрела благодать в очах Божиих, и что от Нее неизреченным и таинственным образом родится Сын, который станет Спасителем мира. Именно это событие стало началом или, как говорят церковнославянские тексты, главизной нашего спасения, потому что в этом событии неизреченно соединились мир горний и мир дольний, мир Божественного присутствия, мир ангелов и мир человеческий.
В лице Пресвятой Богородицы, которая еще до своего рождения была предуготована к тому, чтобы стать Вместилищем Божества, чтобы стать Купиной неопалимой, чтобы стать Землей незасеянной, чтобы стать Лествицей, возводящей к небесам, - в Ее лице человеческое естество достигло своего высочайшего нравственного и духовного предела. Выше Нее только Богочеловек Иисус Христос, неизреченным образом родившийся от Нее и от Святого Духа.
Почему мы прославляем Пресвятую Богородицу? Потому что Она своей жизнью, преданностью Богу, всецелым посвящением себя Ему настолько превзошла не только людей, но и ангелов, что Церковь прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. И когда архангел Гавриил сошел с неба к Ней для того, чтобы возвестить Ей о Тайне Боговоплощения, Она вострепетала, потому что увидела пред собою представителя горнего мира и посланника Божия. Но ангел вострепетал еще больше, как мы слышим об этом из богослужебных текстов, потому что он предстал перед Той, которая выше ангелов по своей человеческой святости, которая превзошла все разумное естество и которая стоит у престола своего Сына, Господа Иисуса Христа и которую мы прославляем вместе с Ним, которая с ним соединена настолько тесными узами, что мы, православные христиане, не можем, прославляя Спасителя, не прославлять одновременно и Его Пречистую Матерь.

Один из верховных ангелов - Гавриил возвещает пресвятой Богородице тайну, «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14; 24). Она «обрела благодать у Бога» (Лк. 1; 30) и чудесным образом станет причиной спасения «всех родов» (Лк. 1; 48). Библейские образы, пророчески указывавшие на домостроительство спасения становятся реальностью - сбываются чаяния ветхозаветного Израиля.
Пресвятая Богородица сравнивается с «землею ненасеянной» - Она пребыла Приснодевой как до рождества Богомладенца, так и после (ср. Лк. 1; 27-35, Мф. 1; 25, Лк. 20; 28, Быт. 38; 8), Её человеческая природа осталась нетронутой плевелами греха, лишь «доброе семя» (Мф. 13; 24) дало всходы в душе Марии (Мф. 13; 32, Мк. 4; 26), вознесши несравнимо выше ангельских сил. Таким образом, центральной мыслью этой строфы является не только чистота Пречистой, но и очищенность воспринятого Господом человечества, цепь передачи первородного греха прерывается - Новый Адам свободен от всякой скрытой греховности, но добровольно принимает на Себя все ограничения «бытия, подточенного греховной неполнотой».
«Воплощение совершается действием Святого Духа, - пишет В.Н. Лосский. - Он завершает очищение Её утробы, соделывая её совершенно девственной, и таким образом сообщает Деве Марии самим совершенством чистоты силу к восприятию и рождению Слова. Всесовершеннейшее девство, даруемое Духом, как чистота всего существа, совпадает с Богоматеринством». Т.е. в воплощении, предрешенном «прежде создания мира» (1Пет. 1; 20), раскрывается действие всех Трех Участников Превечного Совета: Отец благоволит, Сын воплощается и Дух очищает. Ничто нечистое не может войти в полноту богообщения, и предочищенные и освященные наитием Св. Духа недра Марии становятся «купиной неопалимой» (Исх. 3; 2), вместившими «огонь поядающий» (Исх. 24; 17), «Господа славы» (1Кор. 2; 8, Иак. 2; 1).
В стихире Богородица называется «глубиной неудобозримой» - Боговоплощение является неизреченной «тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3; 9), принятие неописанным Божеством «совершенной человеческой жизни» не может быть до конца исчерпано ограниченным человеческим языком, догматическими формулами - всегда останется неизреченный остаток тайны домостроительства Сына.
Сам акт творения человека (Быт. 1; 26) связан с риском, т.к. человек способен как отпасть от Источника жизни, так и уподобиться Ему. И Господь не замыкается в недоступных Небесных обителях, предоставляя мир самому себе, но Превечный Совет являет нам то, что вся ответственность за судьбу тварной вселенной ложится на Творца. И Господь в домостроительстве спасения предоставляет каждому возможность выбора.
Именно об этой возможности восхождения к Господу через снисхождение Сына говорится в стихире: "Радуйся, мосте к небесем приводяй, И лествице высокая, юже Иаков виде " (Быт. 28; 12).

«Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, - снисхождение, открывающее людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством... Нужно было добровольное уничижение Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обожению твари действием нетварной благодати», - пишет прот. Ливерий Воронов. В перспективе предопределенного (Еф. 1; 5) спасения как обожения через последовательное снисхождение Господа в тварную вселенную вплоть до адовых глубин необходимо рассматривать и следующую строфу:
"Радуйся, божественная стамно манны" (ср. Исх. 16, Ин. 6; 30-35).
«Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» , - говорит Иисус о Себе (Ин. 6; 33).
Последние строки стихиры говорят о цели Превечного Совета, результате спасительного действия Отца, Сына и Св. Духа: «разрешение клятвы,... Адамово воззвание» (Быт. 3; 17), упраздняется проклятие, преступление Адама врачуется. «С Тобою Господь » - через пришествие Господа в мир и свободное согласие человечества устами Марии не только на принятие плодов кенозиса, но и на активное участие в деле спасения (Лк. 1; 38) возвращается полнота богообщения - «приблизилось... Царствие Божие» (Лк. 10; 9).

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов