«Юному поэту» В. Брюсов

07.03.2024

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.

«Юному поэту» Валерий Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Юному поэту»

влиянием классической литературы «золотого» века. Это хорошо заметно в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова.

Он - один из теоретиков русского символизма, стоял у его истоков. Как-то он воскликнул, говоря о символизме как литературном направлении: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя! А этим вождем буду Я! Да, Я!»

этих писателей и поэтов были заложены основы эстетики данного направления. Символизм нашел свое отражение не только в литературе, но и в изобразительном, а также театральном искусстве. Истоки западного символизма исходят из философии Артура Шопенгауэра, немного из философиН Фридриха Ницше и некоторых других философов.

Западные поэты-символисты в своих стихах обращались к средневековому искусству, в них сквозило апокалиптическое восприятие мира. Например, в стихотворении А. Рембо «Пьяный корабль»:

Но я, затерянный в кудрях травы летвйской, я, бурей брошенный в эфир глухонемой, шатун, чьей скорлупы ни парусник ганзейский, ни зоркий Монитор не сыщет под водой, - я, вольный и живой, дымно-лиловым мраком пробивший небеса, кирпичную их высь, где б высмотрел поэт все, до чего он лаком, - лазури лишаи и солнечную слизь...

Символизм как таковой предполагает выдвижение на первый план субъективного начала, отодвигая назад социальное. Существующая действительность находит отражение в двух планах: мистическом (символическом) и реальном. Поэт-символист познает мир через приобретенный духовный опыт. Символ многозначен, он рождает ассоциативную связь, поэтому в стихах поэтов-символистов нет четкого сюжета или же он вообще отсутствует. Западный символизм оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, как, впрочем, и русской. Русский символизм берет свое начало из западною символизма, откуда он перенял многие эстетические программы, но, тем не менее, у русского символизма есть ряд своих особенностей. Во-первых, русский символизм зародился в достаточно неспокойное время, а потому имел еще более апокалиптическое мировосприятие, чем западный, во-вторых, а русский символизм проявлял немалое внимание к личности, ее роли в истории, к сути вселенского процесса. Что касается жанров, то русские поэты-символисты большое внимание уделяли форме, а потому особой популярностью пользовался сонет. По словам Брюсова, символизм предполагает искусством как «постижение мира иными, не рассудочными путями». Сам процесс творчества для поэтов-символистов был подсознательным видением тайных смыслов, а выражением всего тайного мог быть только Я символ. Символ давал поэтам возможность по-разному трактовать его смысл.

Брюсов, как поэт-символист, изложил программу этого литературного течения в стихотворении, которое называется «Юному поэту»:

Третий храни: поклоняйся искусству,

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду Я бойцом побежденным,

Это произведение было написано в 1896 г. - и напечатано в сборнике «Это- я». Оно находится в самом начале поэтической карьеры писателя. Взгляд на сложившиеся облик творческой личности и цель ее деятельности В. Я. Брюсов убежденно выразил в стихотворении «Юному поэту»: Только грядущее - область поэта. Поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Основа стиха не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее. Возможно, поэт хочет найти точки соприкосновения человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы.

«три завета». Автор, имея большой жизненный опыт, обращает внимание молодых поэтов на то, чтобы они преклонялись искусству, любили себя, никому не сочувствовали. Он готов уступить место настоящему великому поэту, пасть «побежденным бойцом» перед его талантом. Основа стиха в поэзии Брюсова - метафора, создающая образ, символ. Автор использует аллитерацию и ассонанс, употребляет эпитеты («горящий», «бледный», «смущенным», «побежденным»). В этом стихотворении присутствует перекрестная рифма: «горящий» - «настоящий», «завета» - «поэта», «беспредельно» - «бесцельно». Все эти приемы придают удивительную музыкальность произведения. Брюсов передает в слове не предмет, а впечатление от него. Размер стиха - ямб.

«Юному поэту» масштабно. Ведь оно принадлежало не обычному человеку, а создателю поэзии, своей силой проникающей в тайны мира. Вот почему поклонение искусству само по себе, по словам автора, «бесцельно». Стихи Валерия Брюсова читаемы до сих пор, они прошли испытание временем. Связано это, прежде всего, с тем, что поэт признавал возможность «другой позиции», не замыкался в рамках формального эксперимента. Однажды он сказал: «Как нашему Брюллову, мне хочется воскликнуть: «Дайте мне свод небесный, я распишу его весь!» Я один написал бы целую литературу, был бы поэтом, математиком, романистом, историком, критиком, драматургом... Дайте мне тысячу рук, чтобы писать. Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в моей душе и мыслях!»

По случаю в третий раз перечитал «Республику Южного Креста» Валерия Брюсова.

Сразу по первому прочтению эта повесть поразила невероятным для своего времени сюжетом и новаторскими стилистическими находками. Она настолько опережала свое время, что в это просто не верилось.

И вот теперь я решил разобраться. Очень похоже на то, что Брюсов просто-напросто изобрел жанр зомби-апокалипсиса. То есть он был первый. Задолго до появления чего-то подобного на Западе. Об этом конечно там никто не знает, а тут если и знают, не придают значения.

При этом «Республика» - не какая-то там туманная предтеча, что-то притянутое за уши в качестве отдаленного в веках зачатка.

Нет, вот она - живая, яркая, сжатая проза - бери и делай хоть комикс, хоть шутер, хоть киношку. Ничего не придется осовременивать, замрачнять и подкровавливать. Там и так мракота, насилие через край и безостановочный экшн.

Разберемся поподробнее. Не буду останавливаться на теме зомби - в западной литературе это понятие появляется в 30-х годах ХХ века, завезено, понятно, с Карибов. С апокалипсисом тоже все ясно - и Откровение Иоанна Богослова, и множество апокрифических сочинений о светопреставлении - это все оно.

Из чего-то более менее к нам приближенного в голову приходит «Война миров» Уэлса 1897 г. Хотя тут я специально не разбирался, но по крайней мере это пример канонического нф-апокалипсиса.

А вот глобальная пандемия, психическая, мистическая или другая какая эпидемия, превращающая людей в кровожадных безумцев, живые трупы, маньяков-вампиров, в общем-то, что вылилось в отдельный жанр - зомби-апокалипсис, впервые появляется на страницах печатного издания только в 1954 году - я говорю про роман Ричарда Мэтисона «Я - легенда».

Потом эстафету перехватило кино - Джордж Ромеро, ну и жанр зацвел бурным цветом.

Я почитал Википедию, несколько профильных статей и тем на форумах. Неужели ничего раньше Мэтисона не было? Не-а, не было, по крайней мере я не нашел.

Брюсов за 40 с лишним лет написал повесть, которая содержит все элементы, включенные в современный канон жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Загадочное заболевание, сначала проявляющее себя эпизодически, быстро перетекает в тотальную эпидемию, попытки остановить распространение ни к чему не приводят. Заболевшие чрезвычайно агрессивны, склонны к проявлению крайних форм насилия причем немотивированного. Объявляется карантин. Паника, хаос, технологический коллапс. Полная изоляция территории распространения. Спорадически получаемые отрывочные сообщения из зоны бедствия шокируют подробностями происходящего кошмара. Орды осумашедшевших психопатов штурмуют оборонительные укрепления. Сообщения прекращаются. По прошествии порядочного количества времени соседние государства решаются ввести войска на закрытую территорию. Все в ужасе от произошедшего и кое-где продолжающегося безумия.

Добавим к этому интересный сеттинг и небанальную симптоматику самого заболевания. Повествование от лица журналиста, описывающего произошедшую катастрофу, перемежается вставками из как бы реальной газетной хроники.

Брюсов успевает в небольшой объем повести включить немало эпизодов, которые постеснялись бы показать в современных ванильных зомби-муви.

Все это - невероятный уровень не только для жалкой российской жанровой фантастики того (да и любого) времени, но и по западным меркам - нечто выдающееся.

Надо в учебники по литературе включать, пусть школьники знают, кто их лефт фо дет придумал!

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов