Операционные системы Windows. Windows NT что это за программа и нужна ли она? Совместимость версий Windows

19.10.2023

В этой статье мы рассмотрим виды операционных систем Windows NT. Windows NT - это не Windows2000 или какая-нибудь еще. Это серия, а точнее платформа, на базе которой ведутся разработки ОС. Практически все семейство Windows базируется на этой платформе. Помимо NT есть еще платформа 9х, к которой относится Windows95, Windows98 и WindowsME.

Из-за того, что были опасения в неправильной работе программ, написанных с учётом старых версий ОС, в свет выпустили 10-ую версию операционной системы сразу после восьмой. Иначе 9-ка в версии могла толковаться программой как операционная система серии 9-х. Подробности о том, что же такое NT - в этой статье.

Windows NT (в просторечии просто NT) — линейка операционных систем (ОС) производства корпорации Microsoft и название первых версий ОС. Windows NT была разработана после прекращения сотрудничества Microsoft и IBM над OS/2, развивалась отдельно от других ОС семейства Windows (Windows 3.x и Windows 9x).

В отличие от Windows 3.x и Windows 9x, Windows NT позиционировалась как надёжное решение для рабочих станций (Windows NT Workstation) и серверов (Windows NT Server). Windows NT дала начало семейству операционных систем, в которое входят: собственно Windows NT, Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003, Windows Vista, Windows Server 2008, Windows 7, Windows 8. Информация из статьи Windows NT , Wikipedia.

Название ОС Windows

Номер версии NT

Windows NT 4.0 4.0.1381
5.0.2195
Windows XP 5.1.2600
6.0.6000
Windows 7 6.1.7600

Номер, который стоит после букв NT - это порядковый номер разработки ОС на базе NT. Сейчас выходит Windows7 (Windows NT6.1), седьмая разработка на базе NT. Vista - NT6.0, XP - NT5.1, Windows2000 - NT5.0. Win2K - это просто физическая интерпретация числа (2К=2000). Windows NT - это целое семейство ОС. С этим часто сталкиваешься, когда скачиваешь руководства по установке и настройке или драйвера устройств.

Со времён Windows95 интерфейс операционной системы принципиально не сильно изменился. Разумеется, он стал качественнее, совершеннее и удобнее, появилось много новых функций. Но человек, работавший на Windows2000 достаточно легко освоится и в последующих версиях ОС Windows (если говорить об интерфейсе системы в целом). Технически системы отличаются друг от друга, способы решения пользовательских задач на разных системах тоже различаются.

В целом, если описывать данное семейство ОС, то можно сказать, что история ОС Windows делится на 2 части - до выхода Windows Vista и после. Ничего принципиально нового (кроме визуальных эффектов) в интерфейс этой версии своей ОС разработчики Microsoft не привнесли, однако полностью было переписано ядро системы.

Из-за нового ядра была потеряна совместимость со старыми программами (разработка которых остановилась до выхода Vista) и драйверами старых устройств. Этим в большей мере объясняется дурная слава и непопулярность этой версии Windows. В Windows7 разработчики учли ошибки, производители софта и железа уже имели возможность выпускать ПО и оборудование с учётом новых требований ОС, однако большинство старых программ и старого оборудования этой операционной системой уже не поддерживается.

Совместимость версий Windows

Чтобы выйти из положения (множество промышленных программ не работает в Windows7), в версиях Windows7 Professional, Enterprise и Ultimate есть возможность запускать программы из-под XP-Mode. XP-Mode представляет собой виртуальную машину и образ лицензионной WindowsXP. Правда графические возможности эмуляции находятся на уровне S3 Trio64 без поддержки 3D, то есть самый минимум.

(NT 6.0)

2006 Не поддерживается
Почти, не используется (NT 6.1) 2009 Не поддерживается
Активно используется (NT 6.2) 2012 Не поддерживается
Почти, не используется (NT 6.3) 2013 Поддерживается
Почти, не используется (NT 10) 2015 Поддерживается
Активно используется

Серверные Windows

Логотип Версия Год Статус
1993 Не поддерживается
Как правило, не используется
1994
1995
1996
2000
2003 Не поддерживается
Пока еще используется
2005
2008
2009 Поддерживается
Активно используется
2012
2013
2016
2018 Начало использования

Все версии Windows по линейкам + хронология

Линейка Годы Перечисление версий
16 бит 1985 - 1995 Windows 1 / 2 / 3
32 бита
(9x)
1995 - 2001 Windows 95 / 98 / ME
NT
(32 и 64 бита)
с 1993 Windows NT 3.1 / NT 3.5 / NT 3.51 / NT 4.0 Workstation / 2000 / XP / Vista / 7 / 8 / 8.1 / 10
NT Servers
(32 и 64 бита)
с 1993 Windows NT 3.1 / NT 3.5 / NT 3.51 / NT 4.0 Server / 2000 Server / 2003 / 2003 R2 / 2008 / 2008 R2 / 2012 / 2012 R2 / 2016 / 2019

История успеха

Данная история успеха отражает частоту использования системы; количество глюков, с которыми столкнулись пользователи; отзывы.

Windows 1 Неудача
Windows 2 Нейтрально
Windows 3 Успех
Windows 95 Неудача
Windows 98 Успех
Windows Millenium Провал
Windows 2000 Нейтрально
Windows XP Большой успех
Windows Vista Провал
Windows 7 Успех
Windows 8 Провал
Windows 8.1 Неудача
Windows 10 Успех

* несмотря на провал некоторых версий операционной системы, они несли новые функции, которые перешли в уже успешные версии. Например, в миллениум появились красивые иконки и окна, которые перешли в Windows 2000. Поэтому провал не стоит оценивать, как неудачную работу.

Windows 1

Годы поддержки: 1985 - 2001. Ветка: 16 бит.

Издания: -

Что нового

До Windows 1 был MS-DOS, поэтому самое главное новшество — графический интерфейс и возможность управления при помощи мыши.

Системные требования

Windows 3

Годы поддержки: 1990 - 2008. Ветка: 16 бит.

Издания: -

Что нового

  • Первый (от Microsoft) удобный для пользователя интерфейс.
  • Появление диспетчера программ.
  • Появление мультимедийных возможностей.
  • Поддержка сети (с 3.1).

Системные требования

Windows NT 3.1

Издания: -

Что нового

  • Первая система на базе ядра NT.
  • Поддержка файловой системы NTFS .

Системные требования

Процессор Intel 80386
Оперативная память 2 Мб
Объем жесткого диска 8 Мб

Windows NT 3.5 Workstation

Издания: -

Что нового

  • Встроенная поддержка Winsock и TCP/IP .
  • Появление сервероа и клиента DHCP и WINS.
  • Поддержка VFAT.

Системные требования

Процессор 33 МГц
Оперативная память 12 Мб
Объем жесткого диска 70 Мб

Windows NT 3.51 Workstation

Издания: -

Системные требования

Windows NT 4.0 Workstation

Издания: -

Системные требования

Windows 98

Годы поддержки: 1998 - 2006. Ветка: 9x (32 бита).

Системные требования

Windows Millenium

Годы поддержки: 2000 - 2006. Ветка: 9x (32 бита).

Системные требования

Windows 2000

Годы поддержки: 2000 - 2010. Ветка: NT.

Системные требования

Windows XP

Редакции: XP, XP Professional

Системные требования

Windows Vista

Годы поддержки: 2006 - 2017. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Начальная (Starter), Домашняя базовая (Basic), Домашняя расширенная (Premium), Бизнес (Business), Корпоративная (Enterprise), Максимальная (Ultimate)

Системные требования

Windows 7

Годы поддержки: 2009 - 2020. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Начальная (Starter), Домашняя базовая (Home Basic), Домашняя расширенная (Home Premium), Профессиональная (Professional), Корпоративная (Enterprise), Максимальная (Ultimate)

Системные требования

Минимальные Рекомендуемые
Архитектура 32-бит 64-бит 32-бит 64-бит
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 1 Гб 2 Гб 4 Гб
Объем жесткого диска 16 Гб 20 Гб 16 Гб 20 Гб

Windows 8

Годы поддержки: 2012 - 2016. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Системные требования

Минимальные Рекомендуемые
Архитектура 32-бит 64-бит 32-бит 64-бит
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 1 Гб 2 Гб 4 Гб
Объем жесткого диска 16 Гб 20 Гб 16 Гб 20 Гб

Windows 8.1

Годы поддержки: 2013 - 2023. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: 8, 8 Профессиональная (Pro), 8 Корпоративная (Enterprise)

Системные требования

Минимальные Рекомендуемые
Архитектура 32-бит 64-бит 32-бит 64-бит
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 1 Гб 2 Гб 4 Гб
Объем жесткого диска 16 Гб 20 Гб 16 Гб 20 Гб

Windows 10 (последняя для персональных компьютеров)

Годы поддержки: 2015 - 2025. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания

  • Домашняя (Home). Для большинства домашних компьютеров. Нет возможности настроить удаленный рабочий стол для того, чтобы к систему можно было подключиться удаленно; нет возможности использования групповых политик и присоединения к домену.
  • Профессиональная (Pro). Содержит все функции домашней версии + возможность присоединения к домену, использования групповых политик, возможность подключения к компьютеру с использованием удаленного рабочего стола.
  • Корпоративная (Enterprise). Урезаны некоторые функции домашней версии. Есть все дополнительные функции версии Pro + DirectAccess, AppLocker.
  • S. Является урезанной версией; предустановлена на некоторые устройства. Не поддерживает стандартную установку приложений — возможна установка только из магазина Windows.

Что нового

Windows 10 претерпевает сильные изменения с выходом новых билдов. Поэтому нововведения будем рассматривать исходя из этого.

  • Улучшенная производительность.
  • Новый встроенный браузер Microsoft Edge.
  • Автоматическое сжимание соседнего окна, при прижимании активного окна в одной из сторон рабочего стола.
  • «Все приложения» в «Пуск» поддерживают отображение в 2048 элементов (раньше только 512).
  • Принудительная установка обновлений.
  • Использование виртуального голосового помощника Кортана.
  • Обновленный меню пуск — представляет из себя гибрид предыдущих версий и Windows 8 (вернулся старый вариант раскрытия, а в правой части появились плитки).
  • Возможность создания нескольких рабочих столов.
  • Отказ от плиточной системы Windows 8.
  • Возможность рукописного ввода (Windows Ink).
  • Идентификация с помощью веб-камеры.
  • Синхронизация с мобильного устройства уведомлений.
  • Изменение меню параметров системы.
  • Встроенная поддержка шлемов виртуальной реальности.
  • Игровой режим
  • По умолчанию предлагается командная строка в Powershell.
  • Доступ к классической панели управления скрыт из контекстного меню. Теперь его можно вызвать командой control .
  • Улучшение работы встроенного антивируса.
  • Идентификация с помощью веб-камеры для Active Directory.
  • Возможность создавать скриншот с выделением области с помощью сочетания клавиш Win + Shaft + S.
  • Поддержка шрифта Брайля.
  • Увеличенное время работы от батареи.
  • Возможность работы Cortana на одном устройстве и окончание работы на другом.
  • Отключение протокола SMBv1. Включить можно вручную.
  • Появление панели «Люди».
  • Информация о GPU в диспетчере задач.
  • Полноэкранный режим Microsoft Edge
  • Увеличенное время работы от батареи (функция Power Throttling).
  • Появление панели эмодзи.
  • Выборочная синхронизация OneDrive.
  • Исправление проблемы торможения в играх.
  • Возможность восстановить пароль с помощью контрольных вопросов.
  • Темная тема для проводника.
  • Возможность получения доступа к сообщения с телефона (функция «Ваш телефон»).
  • Изолированный рабочий стол для безопасного запуска приложений.

* данный список содержит часть нововведений. Полный список на странице в Википедии .

Системные требования

Минимальные Рекомендуемые
Архитектура 32-бит 64-бит 32-бит 64-бит
Процессор 1 ГГц
Оперативная память 1 Гб 2 Гб 4 Гб
Объем жесткого диска 16 Гб 20 Гб 16 Гб 20 Гб

Windows NT 3.1 Advanced Server

Годы поддержки: 1993 - 2001. Ветка: NT. Разрядность: 16, 32 и 64 бита.

Издания: -

Системные требования

Процессор Intel 80386
Оперативная память 2 Мб
Объем жесткого диска 8 Мб

Windows NT 3.5 Server

Годы поддержки: 1994 - 2001. Ветка: NT. Разрядность: 16, 32 и 64 бита.

Издания: -

Что нового

  • Встроенная поддержка Winsock и TCP/IP .
  • Появление сервероа DHCP и WINS.
  • Предоставление общего доступа к файлам и принтерам.
  • Поддержка VFAT.

Системные требования

Процессор 33 МГц
Оперативная память 16 Мб
Объем жесткого диска 70 Мб

Windows NT 3.51 Server

Годы поддержки: 1995 - 2001. Ветка: NT. Разрядность: 16, 32 и 64 бита.

Издания: -

Системные требования

Процессор 33 МГц
Оперативная память 16 Мб
Объем жесткого диска 70 Мб

Windows NT 4.0 Server

Годы поддержки: 1996 - 2004. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Server, Enterprise Edition, Terminal Server

Системные требования

Windows 2000 Server

Годы поддержки: 2000 - 2010. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Server, Advanced Server и Datacenter Server

Системные требования

Windows Server 2003

Годы поддержки: 2003 - 2015. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Web, Standard, Enterprise, Datacenter

Системные требования

Web, Standard, Enterprise:

Datacenter Edition:

Windows Server 2003 R2

Годы поддержки: 2005 - 2015. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Standard, Enterprise, Datacenter

Системные требования

Standard, Enterprise:

Datacenter Edition:

Windows Server 2008

Годы поддержки: 2008 - 2020. Ветка: NT. Разрядность: 32 и 64 бита.

Издания: Web, Standard, Enterprise, Datacenter, HPC, Storage, Itanium

Системные требования

Минимальные Рекомендуемые
Архитектура 32-бит 64-бит 32-бит 64-бит
Процессор 1 ГГц 1.4 ГГц 2 ГГц
Оперативная память 512 Мб 2 Гб
Объем жесткого диска 10 Гб 40 Гб

Windows Server 2008 R2

Годы поддержки: 2009 - 2020. Ветка: NT. Разрядность: 64 бита.

Издания: Foundation, Small Business, Web, Standard, Enterprise, Datacenter, HPC, Itanium

Системные требования

Windows Server 2012

Годы поддержки: 2012 - 2023. Ветка: NT. Разрядность: 64 бита.

Системные требования

Windows Server 2012 R2

Годы поддержки: 2013 - 2023. Ветка: NT. Разрядность: 64 бита.

Издания: Foundation, Essentials, Standard, Datacenter

Системные требования

Windows Server 2016

Годы поддержки: 2016 - 2026. Ветка: NT. Разрядность: 64 бита.

Издания: Essentials, Standard, Datacenter

Что нового

  • Лицензирование на физические ядра процессора (минимум 16).
  • Новый режим установки — Nano .
  • Появление контейнерной виртуализации.
  • OpenGL и OpenCL для RDP.
  • Шифрование виртуальных машин и внутреннего сетевого трафика.
  • Блочная репликация файловых хранилищ.

Системные требования

Windows Server 2019 (последняя для серверов)

Годы поддержки: 2018 - ?. Ветка: NT. Разрядность: 64 бита.

Издания: Standard, Datacenter

Что нового

  • Улучшенная безопасность — встроенные технологии Defender ATP и Defender Exploit Guard.
  • Windows Subsystem Linux (WSL) — контейнеры для поддержки проложений Linux.
  • Для построения кластера с четным количеством узлов в качестве диска-свиделетя может выступать USB-диск.

Корни

Началось все в 1975 г., когда корпорация Digital Equipment инициировала разработку своей 32-битной платформы VAX.

Руководство этим проектом поручили Катлеру, который уже заработал себе репутацию крепкого системщика, создавая RSX-11M для знаменитых мини-компьютеров PDP-11. В 1977 г. были анонсированы машина VAX-11/780 и операционная система для нее — VMS 1.0. Спустя четыре года Катлеру безумно надоело заниматься "приписыванием" цифр после неизменного префикса из трех букв, и он решил покинуть Digital. Однако функционеры корпорации оказались хитрее: раз уж талантливого разработчика не удается удержать в лоне организации, они решили сымитировать атмосферу стартапа и свободного творчества. Было создано автономное подразделение в Сиэтле, и Катлеру позволили набрать необходимое количество персонала (около 200 человек) непосредственно из сотрудников Digital. Новая структура занялась проектированием процессорной архитектуры и операционной системы под кодовым названием Prism.

Диаграмма развития операционных систем семейства Windows NT

Недолго длился "счастья миг", большие боссы не сумели довести начатое дело до логического завершения, и в 1988 г. Катлер вместе со своими 200 инженерами и программистами оказался на вольных хлебах. Но известный разработчик не остался не у дел: в то время в голове Билла Гейтса созрело решение о необходимости создания серверной ОС, конкурирующей с клонами Unix. Только чтобы заполучить Дэвида Катлера, будущий генеральный архитектор Microsoft согласился нанять 20 бывших инженеров Digital по его выбору. В ноябре 1988 г. команда, включавшая пять выходцев из Digital и одного программиста Microsoft, принялась за дело.

Задача состояла в написании ОС для нового RISC-процессора Intel i860 под кодовым названием N-Ten. Отсюда, кстати, и возникла аббревиатура NT, позднее трактованная маркетологами Microsoft как New Technology. Уже в декабре 1988 г. были готовы первые фрагменты системы. Загвоздка заключалась в том, что i860 существовал лишь на бумаге, поэтому код приходилось тестировать на программном эмуляторе. Разработка велась на "игрушечных", по нынешним меркам, машинах Intel 386 25 MHz с ОЗУ 13 MB и жесткими дисками 110 MB.

Архитектура микроядра, изначально положенная в основу NT, приобрела решающее значение, когда в 1989 г. обнаружилось — "железный" i860 не способен достаточно эффективно исполнять написанный код. Пришлось переориентироваться на MIPS R3000, а затем и на стандартный процессор Intel 386, что было сделано менее чем за год командой, увеличившейся до 28 инженеров.

В 1990 г. произошло важнейшее событие, ставшее ключевым в судьбе NT, — выход и головокружительный успех Windows 3.0. Фактически она стала первой многозадачной ОС Microsoft с приличным графическим интерфейсом, в которой можно было выполнять реальную работу. Именно заимствование данного интерфейса и API предопределили будущее NT. Вначале серверная ОС должна была стать римейком совместного с IBM проекта OS/2 и, соответственно, функционировать с существующими приложениями OS/2. Однако третья версия Windows появилась исключительно вовремя: Редмонд отказался от своих союзников и переориентировал команду разработчиков NT на проектирование Win32 API, сделанного по "образу и подобию" интерфейса Win16. Это обеспечивало столь необходимую преемственность, облегчившую портирование приложений из настольной на серверную платформу.

Группа разработки NT, превратившейся к тому моменту в Windows NT, стала стремительно разрастаться, и вскоре в ней работало около 300 человек. Отказ от ориентации на OS/2 привел к серьезным проблемам во взаимоотношениях между Microsoft и IBM. Официальных заявлений не поступало, просто на одной из межкорпоративных презентаций сотрудники IBM в замешательстве обнаружили, что созданная ОС не имеет никакого отношения к детищу их компании. Тем не менее в состав Windows NT 3.1 (нумерация была "подогнана" к текущей версии 16-разрядной Windows, существовавшей на тот момент) вошла поддержка DOS, Win16, POSIX и OS/2 API в том числе. В июле 1993 г. новая серверная система от Microsoft вышла в свет и начала свой путь.

Дальше дело пошло споро: в сентябре 1994 г. выпущена Windows NT 3.5. Предыдущая версия готовилась в лихорадочной спешке, все приходилось кодировать с нуля, и множество функций остались нереализованными. Теперь пришло время подумать об эффективности, быстродействии и… организации какого-то взаимодействия с сетями, построенными на NetWare — абсолютным лидером того времени, доминировавшим на рынке локальных сетей. Если бы в те годы так внимательно относились к вопросам регулирования монополий, как это делается сегодня, возможно, достаточно было бы написать соответствующую кляузу в соответствующую инстанцию. Увы, Microsoft пришлось самостоятельно разбираться в сложившейся ситуации. Novell колебалась: обеспечивать или нет клиентскую поддержку Windows NT. В Редмонде не могли больше ждать — они написали свой клиент NetWare, и он оказался настолько хорош, что его продолжали использовать и после выхода оригинального программного обеспечения от Novell. В мае 1995 г. благодаря архитектуре, основанной на микроядре, появилась специальная "PowerPC-редакция" ОС — Windows NT 3.51. По некоторым данным, ее выпуск был в свое время задержан вследствие неспособности IBM придерживаться плана по выводу этого процессора на рынок. Поэтому эволюция PowerPC-версии зашла несколько дальше, чем Windows NT 3.5, что позволило ей стать основой для следующей версии ОС.

Если до сего момента еще можно было говорить о каком-то сходстве архитектур Windows NT и даже Unix (в чем-то бесконечно далекой, а в чем-то весьма схожей с VMS ОС), то с релизом NT 4.0, который ввел графическую подсистему в ядро, исчез последний повод для подобных рассуждений. По идее, такое решение было абсолютно логичным выводом из печального опыта попытки интеграции в NT популярной оконной среды Windows 95. Вероятно, идея повторения архитектурной модели X Window — Unix — возникла именно из-за первоначальной "серверной ориентации" NT. Однако если собственно с "пересадкой" графической оболочки проблем не возникло, то ее быстродействие в пользовательском режиме (т. е. в виде обычного приложения) оставляло желать лучшего, что абсолютно закономерно — поддерживающая абстрагированное устройство вывода (будь то растровый дисплей, принтер или вообще что угодно) графическая подсистема Windows несоизмеримо сложнее и, соответственно, требовательнее к ресурсам, чем X Window, "понимающая" исключительно растровые дисплеи. Так, в составе ядра Windows NT 4.0, выпущенной в июле 1996 г., появился еще один модуль. Ревизия получила название Shell Update Release (SUR).

Следующим этапом стала Windows NT 5.0, выпущенная на рынке в 2000 г. под названием Windows 2000. Смена "титулов" произошла под влиянием маркетологов и оказалась, в целом, правильным решением, позволившим репозиционировать эту операционную систему. Работа продолжается и по сей день, чему свидетельство выход Windows Server 2003.

Битва за Windows Проектирование и реализация Windows Server подчинены Марку Луковски (Mark Lucovsky), одному из сторонников подразделения серверных ОС корпорации. Он руководит армией из 5 тыс. разработчиков, причисленных к семи лабораториям. Еще 5 тыс. программистов трудятся на своих рабочих местах в компаниях-партнерах, привнося ежедневно свою лепту в 50 млн. строк итогового кода ОС Windows Server 2003.

Каждый день выполняются полная компиляция и сборка системы для проверки на работоспособность и выявления ошибок. Списки обнаруженных ошибок рассылаются командам разработчиков. Сделанные исправления должны быть заявлены на электронной доске объявлений, что ставит их в очередь на внесение в основную сборку. Серверная ферма, занимающаяся компиляцией системы, постоянно модернизируется, тем не менее, как и много лет назад, полная сборка отнимает 12 ч машинного времени. И это несмотря на разделение колоссального массива кодов на отдельные независимые группы исходных текстов, организованные в древовидные иерархии.

Квинтэссенция процесса разработки — часовые совещания в так называемой "боевой комнате" (War Room), проводимые два или три раза ежедневно (в 9.30, 14.00 и 17.00). Им предшествуют аналогичные мероприятия в локальных "боевых комнатах" рабочих групп в 8.00. На главном совещании обсуждаются исправления обнаруженных ранее ошибок и определяется общее состояние проекта. В последние дни здесь, в основном, искали пути решения важной проблемы — переименования Windows.NET Server 2003 на Windows Server 2003. Тысячи имен в различных модулях, и это — в последний момент перед выпуском системы, что вызвало серьезную головную боль у разработчиков.

На совещании каждая команда должна отчитаться о ходе своей работы, о процессе исправления обнаруженных ошибок и возможных последствиях внесения или невнесения этих поправок. Если проблему не удается решить или ее посчитают недостаточно важной, баг, согласно оригинальной терминологии, "отфутболивается" в финальный релиз. Пропуск утреннего сбора приравнивается к дезертирству.

Сборка начинается каждый день в 16.30 и может быть отложена до 18.00, чтобы после третьего совещания в "боевой комнате" удалось включить в систему последние исправления. Команда не может прийти на совещание без готового решения существующих проблем, иначе им лучше вообще не появляться там. Каждая из семи лабораторий имеет полную копию исходных текстов системы, в которые они вносят свои поправки, компилируют и проверяют на работоспособность. Если все прошло гладко — новый код объединяется с кодом, созданным другими группами в главную сборку. Проблема может заключаться во взаимодействии нового кода, написанного различными группами. Не всегда главная сборка проходит удачно, иногда система оказывается нежизнеспособной. В таком случае, как только обнаруживается модуль-виновник (обычно около трех-четырех утра), писавшие его срочно вызываются на рабочее место и не покидают его вплоть до исправления ошибки. Поэтому программисты должны быть 24 ч в сутки 6 дней в неделю готовы к труду (шестидневка вводится по мере приближения даты выпуска продукта).

Основной принцип, на котором построены финальные стадии тестирования, — использование собственных продуктов в проектном процессе. Как только система достигает "первого уровня" стабильности, она становится основной ОС в рабочих группах. "Второй уровень" считается достигнутым, когда ОС приобретает способность функционировать. Только после этого допускается ее использование в кампусе Microsoft. Так было с файловым сервером под NT, первым использованием его стало хранение исходных текстов Windows NT, так поступили и с первой, и со всеми последующими версиями Active Directory.

Затем продукт передается на тестирование избранным партнерам по программе JDP (Joint Development Partners). Если обнаруживаются ошибки, принимается "волевое решение": оставить их в системе и сохранить дату старта продаж или перенести дату выпуска и заняться доработками. В последнем случае все результаты аннулируются, и тестирование начинается с нуля.

Гораздо сложнее осуществлять послепродажную поддержку. При выявлении недоработок, "дыр" в безопасности или необходимости добавления новых функций в продукт приходится формировать или локальный патч, или полноценный Service Pack. Поскольку до этого патча или Service Pack уже существовали другие, новый код тестируется на множестве вариантов системы, перебирая все возможные комбинации патчей и Service Pack’ов. Вдобавок, для осуществления полноценной проверки работоспособности корпорация поддерживает отдельные фрагменты своей сети, функционирующие на старых версиях продуктов (например, Windows Server 2000), где можно "обкатать" систему в "полевых условиях".

Как VMS превратилась в WNT

Некоторые остряки в свое время шутили, что если выполнить операцию инкремента (увеличения на единицу) каждой буквы названия катлеровской операционной системы VMS, то получится WNT или Windows NT. Как утверждают профессионалы, это чистая правда. Не предвзятое мнение, базирующееся на факте, что основные архитекторы NT являлись в свое время разработчиками VMS, а объективная реальность.

По сути, NT — воплощение радикально переработанных, реализованных на языке C для достижения лучшей мобильности, архитектурных идей ассемблерного ядра VMS, дополненных соответствующими интерфейсными API и новыми файловой и графической подсистемами. Общность архитектурных решений двух систем весьма велика. Так, у них одинаковые понятия процессов, приоритеты (32-х уровней), управление изменением приоритетов и контроль распределения процессорного времени между ними. Но несмотря на значительное сходство, несомненно, обусловленное предыдущим опытом команды главного архитектора — Катлера, NT изначально создавалась как ориентированная на многопоточную обработку ОС, — одно это "небольшое" отличие позволяет понять степень отдаления NT от "базовой" архитектуры VMS.

Драйверы в обеих ОС работают в рамках стековой модели, каждый слой которой изолирован от других, что позволяет организовывать многоступенчатую схему управления устройствами. Системы допускают своппирование как пользовательских процессов, так и системных, включая драйверы. Похожи и способы представления ресурсов, обе системы рассматривают их как объекты и распоряжаются ими с помощью Object Manager. Безопасность NT, как и положенные в ее основу Discretionary Access Control Lists или DACL, ведет свою родословную от VMS 4.0.

В 1993 г. инженеры Digital, просмотрев спецификации Windows NT, обнаружили ее разительное сходство с экспериментальной ОС Mica, создававшейся в рамках проекта Prism. Откуда такое внимание к продукции Редмонда? Не от хорошей жизни принялись изучать внутренности чужой системы сотрудники Digital. В 1992 г. корпорация попала в затяжное пике, деньги утекали сквозь пальцы, а продажи нового процессора Alpha буксовали. Теперь в поисках спасения боссы компании попытались обратиться за помощью к своему злейшему конкуренту Intel, на что ее президент, Эндрю Гроув (Andrew Grove), ответил отказом. В конце концов пришлось идти на поклон к "Гейтсу Третьему" и просить порт Windows NT под Alpha в обмен на обещание сделать NT, в ущерб VMS, своей основной операционной системой. Однако получив предварительную версию NT, инженеры Digital постепенно поняли, что эта ОС требует существенно больше ОЗУ, чем будет содержать их типичный "пятитысячедолларовый Alpha-ПК". Для массового рынка RISC-станций NT явно не годилась, попытка встать под флаги Microsoft для Digital (как, впрочем, и для большинства других компаний) обернулась потерей времени и денег.

Игра в "найди 10 отличий" между WNT и VMS принесла Digital немалые дивиденды. По одной из версий, опубликованной в те времена в Business Week, вместо того чтобы открыто подать в суд, президент Digital, имея на руках неопровержимые доказательства нарушения прав интеллектуальной собственности, решил получить больше, затратив меньше. Он обратился в Microsoft за разъяснениями, что вылилось в подписание масштабного контракта, по которому Digital становилась основным сетевым интегратором NT. Кроме того, в октябре того же года Редмонд отказался от поддержки в Windows NT обоих конкурирующих с Alpha процессоров: PowerPC и MIPS. К сожалению для руководства Digital, альянс вскоре был разрушен, и статус "NT network installation services for Microsoft" перешел к Hewlett-Packard, которой, впрочем, несколькими годами позже достался и другой тяжкий груз корпорации — ОС VMS.

Несмотря на то что пути NT и VMS разошлись, эти операционные системы продолжили серию своеобразных заимствований. В частности, Windows NT получила поддержку кластеров только в 1997 г., в то время как в VMS она была с 1984 г., еще позже появилась 64-разрядная версия Windows (VMS мигрировала на большую разрядность еще в 1996 г.). С другой стороны, в VMS 7.0 в 1995 г. анонсировали потоки на уровне ядра, а частью VMS 7.2 стали Registry-подобная база данных и глобальный журнал событий, аналогичный соответствующим средствам NT. В свет выходит Windows Server 2003, посмотрим, что будет дальше…

На базе ядра NT (New Technology), разработка корпорации Microsoft. Система была ориентирована на корпоративных пользователей. Windows NT имела графический интерфейс пользователя и предоставляла Win32 API - 32-разрядный интерфейс прикладного программирования для разработки новых приложений, способных использовать все возможности операционных систем высокого уровня, к которым, в частности, относятся многопоточные (или многозадачные) процессы, синхронизация, защита от несанкционированного доступа, ввод-вывод и управление объектами. Windows NT могла взаимодействовать с другими операционными системами корпорации Microsoft, с Apple Macintosh, с UNIX-подобными системами по сетям различных типов. Взаимодействие могло происходить как с однопроцессорными, так и с многопроцессорными компьютерами, построенными с использованием CISC- или RISC-технологий. Изначально Windows NT развивалась отдельно от семейства операционных систем Windows 9x и позиционировалась на рынке, как решение для рабочих станций (Windows NT Workstation) и серверов (Windows NT Server). Windows NT дала начало семейству операционных систем, в которое входят Windows 2000, Windows XP, Windows Server 2003.

В ноябре 1988 года стартовал совместный проект компаний IBM и Microsoft по созданию операционной системы нового поколения - OS/2 NT, которая могла запускать и программы, написанные и для Windows, и для OS/2, и должна была стать заменой обеим системам. Но в мае 1990 года вышла Windows 3.0, которая принесла Microsoft коммерческий успех, и компания решила сделать программный интерфейс (API) Windows основным в OS/2 NT. Это вызвало недовольство со стороны IBM, которая продвигала OS/2 API. В результате контракт был расторгнут, и компании стали развивать имеющийся общий код самостоятельно. Результатом разработок IBM стала OS/2 3.0, а Microsoft - Windows NT, появившаяся в августе 1993 года. Впоследствии ей присвоили номер 3.1 для соответствия вышедшей немного ранее Windows 3.1. Новую систему отличали от Windows 3.1 следующие особенности:

  • 32-битность. Новая система могла использовать все возможности 32-битных процессоров, в том числе запускать 32-битные программы и адресовать большие объемы памяти (до 4 гигабайт);
  • вытесняющая многозадачность. Операционная система не ждала, когда процесс сам захочет освободить процессор, а принудительно снимала его с выполнения после того, как тот израсходовал отведенное ему время;
  • отсутствие MS-DOS. Windows NT 3.1 была самостоятельной операционной системой, имела собственный загрузчик. При завершении работы система не выходила в MS-DOS, а предлагала выключить или перезагрузить компьютер;
  • поддержка UNICODE. Это была первая операционная система, поддерживающая UNICODE на внутреннем уровне;
  • многоплатформенность. Windows NT работала не только на 32-битных x86-процессорах, но и на 64-битных MIPS R4000 и DEC Alpha 21064;
  • поддержка 16-битных программ OS/2. Часть прав на код OS/2 осталось у Microsoft, поэтому эта и все последующие версии Windows NT могли запускать такие программы;
  • совместимость с приложениями POSIX 1.0 на уровне исходных кодов;
  • поддержка симметричной многопроцессорности (до 16 процессоров);
  • поддержка файловых систем: собственной NTFS и HPFS, доставшейся в наследство от OS/2. В обеих системах, в отличие от FAT, можно было использовать длинные имена файлов, до 255 символов;
  • улучшенные сетевые возможности. В дополнение к поддерживаемым протоколам NetBEUI и IPX были добавлены SMB, TCP/IP и SNMP;
  • редактор древовидного реестра, в котором хранились все настройки системы.

Windows NT 3.1 имела такой же пользовательский интерфейс, как и Windows 3.1, и выходила в двух редакциях - Windows NT и Windows NT Advanced Server. Впоследствии вышло три пакета обновлений (Service Pack) для этой системы, а в сентябре 1994 года появилась новая версия - 3.5. Были добавлены совместимость с сетями NetWare, поддержка длинных имен файлов в FAT, поддержка OpenGL API, улучшенная работа 16-битных программ для Windows и MS-DOS (каждая работала теперь в собственном адресном пространстве). Как и предшественница, она выходила в двух редакциях - Windows NT Workstation и Windows NT Server. В мае 1995 года появилась Windows NT 3.51. Отличия от предыдущей версии были незначительны: программа установки с новым графическим интерфейсом, новая справочная система с содержанием и поддержка процессоров PowerPC. Для NT 3.5 было выпущено три Service Pack, для 3.51 - пять.

Одновременно с выходом NT 3.51 появился пакет Shell Technology Preview, предоставляющий новый интерфейс с меню «Пуск». Этот интерфейс через два месяца был реализован по умолчанию в Windows 95, а в августе 1996 - в Windows NT 4.0. Кроме нового интерфейса, четвертая версия системы отличалась улучшенными сетевыми возможностями (включенные в стандартную поставку Internet Explorer 2.0, IIS и DNS-сервер, поддержка многопротокольной маршрутизации), новой технологией DCOM и большим числом редакций. Помимо Workstation и Server, в 1997 году вышла версия Server Enterprise Edition с улучшенной масштабируемостью и ограниченной поддержкой кластеров, а в 1998 - Terminal Server с возможностью удаленного подключения пользователей. Кроме того, была разработана специальная версия для встроенных систем - Windows NT 4.0 Embedded. Для NT 4.0 было выпущено 7 Service Pack, последняя версия называлась 6.0a.

В сентябре 1997 и августе 1998 года вышли две бета-версии операционной системы Windows NT 5.0, а в октябре 1998 года она была переименована в Windows 2000. Релиз этой системы состоялся в феврале 2000 года. Новые возможности включали: службу каталогов Active Directory, поддержку технологии Plug&Play и файловой системы FAT32, новые версии сетевых программ (IE 5.0 и IIS 5.0), улучшенные возможности шифрования (включая поддержку Encrypted File System), встроенные средства удаленного администрирования. В отличие от NT 4.0, Windows 2000 работала только на архитектуре IA-32, и выпускалась в четырех редакциях: Professional, Server, Advanced Server и Datacenter Server. Для Windows 2000 вышло 4 Service Pack, а в августе 2001 года появилась 64-битная версия Advanced Server для процессоров Itanium.

Новая версия NT 5.1 появилась в октябре 2001 года под названием Windows XP и представляла собой развитие Windows 2000 Professional. Главными изменениями были улучшенный пользовательский интерфейс, быстрое переключение пользователей, усовершенствованное удаленное администрирование, функция восстановления системы и отката установки драйверов. Система получила два пакета обновлений и выходила в следующих редакциях:

  • Professional (базовая версия);
  • Home (с усечёнными сетевыми возможностями);
  • Media Center Edition (с дополнительными мультимедиа-приложениями);
  • Starter Edition (сильно ограниченная, без сетевых функций);
  • 64-bit Edition (для процессоров Itanium);
  • x64 Edition (для процессоров с расширениями AMD64 или EM64T);
  • N (без Windows Media Player);
  • Tablet PC Edition (для планшетных компьютеров);
  • Embedded (для встроенных систем).

В апреле 2003 года вышла серверная вариация Windows XP, получившая название Windows Server 2003 и имеющая внутреннюю версию 5.2. Отличия от Windows XP: включенная в установку платформа.NET и web-сервер IIS 6.0, улучшения в службе Active Directory, встроенный межсетевой экран, расширенный набор утилит для администрирования системы. Система вышла в четырех изданиях: Web Edition, Standard Edition, Enterprise Edition и Datacenter Edition. Последние три из них вышли также в вариантах для 64-битных x86-процессоров, а Enterprise и Datacenter - ещё и для Itanium. В 2005 году появились два обновления, Service Pack 1 и R2.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов