Конспект урока вычитание десятичных дробей. Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Конспект урока прислала: учитель математики высшей категории, Попович Ольга Васильевна СОШ № 5 г.Северодонецка Луганской области email: [email protected]
Урок для 5 класса
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. (Путешествие по станциям математики)
Цели:
- Образовательная: ознакомить учащихся с задачами на движение по течению и против течения; сформировать умение решать такие задачи, используя сложение и вычитание десятичных дробей; отработать навыки выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной, интерес к математике, логику и смекалку, коммуникативную и трудовую компетентности, расширять кругозор.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность.
Ход проведения урока:
Проверка домашнего задания. Консультанты рассказывают о результатах проверки домашнего задания.
Класс делится на три команды: три ряда. Соревнования проходят между тремя командами, но выиграть могут все сразу. При подсчете баллов не учитывается скорость, учитывается только правильно выполненное задание. Таким образом, к концу соревнования может оказаться, что количество баллов у всех одинаковое. Это поможет сохранить дружелюбную атмосферу в классе. Но для этого надо напоминать учащимся, что соревнуются они не друг с другом, а со своими знаниями.
Для каждой станции открывается свой путеводный лист, зачитывает название станции, девиз. Учитель рассказывает, каким образом учащиеся встретятся с данной станцией в течение учебного года на внеклассных мероприятиях. Рассказываются условия конкурса. Задания рассчитаны на 7человек в ряду, проверяются тут же на уроке. Можно проверить выполненные задания, когда проходит следующий конкурс, а можно до урока выбрать консультантов. Баллы подсчитываются регулярно и выписываются на доску.
Начинаем урок стихотворением:
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счет! Мы считаем в уме!
1 станция. Устный счет
Девиз:
Тот из вас мне всех милее,
Кто считает всех быстрее.
Эстафета по рядам.
На каждый ряд раздается лист для записи ответов цепочкой (начинается эстафета с первой парты), предыдущий ответ участвует в следующем действии.
Действие диктует учитель (можно подготовить запись на магнитофоне). Пример в эстафетный лист не записывается, записывается только ответ. Для решения примера дается 10 секунд.
Задание:
Ответы:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
2 станция. Геометрические фигуры
Индивидуальная работа.
Рисунок с квадратами вывешивается на доску (или чертится на доске):
Работа индивидуальная и каждый из учеников записывает ответ на карточке, розданной для записи ответов (можно раздать такие же квадраты, но в меньшем размере, и каждый запишет свой ответ в отдельную ячейку).
На выполнение задания дается около 1 минуты (за это время записать свое число должны все ученики).
Задание:
3 станция. Смекалка
Девиз:
Если смекалку применить,
Задачку можно быстрее решить.
Работа в парах.
Каждой паре раздается лист для записи ответов, решение можно обсудить в паре (можно провести конкурс в виде индивидуального решения). Задачи учитель читает вслух, на решение задачи дается 15 секунд, учащиеся записывают ответы.
Задачи:
- Тройка лошадей пробежала 30 км, сколько километров пробежала каждая из лошадей?
- Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?
- На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках?
- У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
- Что легче килограмм ваты или килограмм железа?
Ответы:
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Физкультминутка.По суджуку.
Историческая справка
Математики древнего Египта вместо обычных для нас знаков « + » и « - » использовали знаки (ноги идут)
Впервые учение о десятичных дробях в XV веке Самаркандский математик и астроном Джемшид ибн Масуд аль-Каши. В 1585 году фламандский ученый Симон Стевин Издал небольшую книгу под названием «Десятая» , в которой изложил правила действия с десятичными дробями.
В 1592 году стали отделять целую и дробную часть запятой.
В США, вместо запятой используют точку. В связи с бурным развитием программирования точка используется все чаще
4 станция. Гимнастика ума
Девиз:
Дружбу с дробями докажи
Сложение и вычитание покажи.
1.Запомнить цепочку выражений
2.Решить уравнения
3. Выполнить действие, выбрав наиболее рациональный порядок действий
1). 3,3+(0,7+5,2); (9,2) 2). 3,3+5,9+0,1 (9,3);3). 3,3-(0,1+0,3) (2,9);
4. Вычислить в метрах
1). 5,2м-3см;
2). 5,2м-3дм;
3). 5,2км-3м;
(1м=100см; 5,2м-0,03=4,77;)
(1дм=10см; 5,2м-0,3=4,9м;)
(1км=1000м; 5,2-0,003=5 197;)
По расчетам современного кибернетика и математика фон Неймана получилось, что мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки.
Работа с учебником. Посмотрите обложку учебника, где рассмотрим таблицы больших чисел.
5 станция. Движение
Девиз:
Знать должен каждый и стар и млад
Основные характеристики движения:
Расстояние-S
Скорость-V
Формула S = V t
Движение по реке
Собственная скорость V – скорость в стоячей воде озера
Скорость течения V т
Скорость по течению V по т. Vпо т.=V+Vт.
Скорость против течения Vпротив т.Vпротив т.=V-Vт.
V т = (Vпо т. + Vпротив т.) : 2
Собственная скорость катера | Скорость течения реки | Скорость катера по течению | Скорость катера против течения |
Решение упражнений:№841.843,858(2),860(3),865(1).
Физкультминутка для глаз.
6 станция. Тестовая
Девиз:
Тестовые задачи ты реши
Умения свои ты докажи
Взаимо-проверка.
Вариант 1
1. Какие из перемешенных выражений задаются (y г) Сумма:
2m 28Кг, 1Г 5 кг, 5г 4y.
1)8,568г; 2)8,73г, 3)8,433г; 4)8,326г.
2.Найти уравнение, корнем которого есть число 10.
1)х-2,093=0.207; 2)2,093-х=0,207; 3)12,903-х=2,093; 4)х+2,093=12,93.
3.Какое из приведенных чисел равно разности 10-0,090908?
1)9,010101; 2)9,909092; 3)9,090902; 4)0,919192.
4.Какое из данных чисел равно сумме корней уравнение х-1,048=0,9094 1,005-х=0,044
1)2,92; 2)1,19; 3)1,2; 4)2,91.
5.Какое из пар чисел является значением, собственной скорости катера и скорости против течения, если скорость течение реки 2,3 км/ч, а скорость течения 18,1 км/час.
1)16,2 и 13,9; 2)15,8 и 13,5; 3)20,44 и 18,1; 4)20,44 и 22,7.
Вариант 2
1.Какое из данных выражений ровно выражению в метрах суммы: 7м 5дм, 3м 7см и 2м 88мм.
1)12,955м; 2)12,658м; 3)12,838м; 4)14,08м.
2.Корнем какого из приведенных уравнений является число 2,005.
1)х+1,195=3,22; 2)3,2-х=0,195; 3)2,005-х=0; 4)1,005+х=2,005.
3.Какое из данных чисел равно разности 4-2,9996?
1)2,9994; 2)2,0004; 3)1,9994; 4)1,0004.
4.Какое из приведенных чисел является суммой корней уравнений.
х+5,4=10,31 и х-3,8=8,9 с точностью до единиц.
1)17; 2)18; 3)17,6; 4)16.
5.Какоя из приведенных пар чисел является записью значений собственной скорости и скорости по течения реки 2,6 км/ч, а скорость против течения 17,2 км/ч.
1)14,6 и 12; 2)19,8 и 22,4; 3)19,8 и 14,6; 4)19,8 и 17,2.
Коды тестовых ответов |
|||||
Подведение итогов
Затем происходит подсчет баллов и определяется победитель. В заключение урока наградить каждую команду: за победу (призеры конкурса), за быстрый счет и решение задач (быстрым счетоводам), за составление танграма и красиво составленный рисунок (художникам). Напомнить, что с каждой из станций будет еще встреча в течение учебного года.
Заканчивает урок чтец или учитель:
Домашнее задание:842,859(1),854. 865(3,4)n.30
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
Конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей. Путешествие по станциям математики"
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 5 классе по теме « Сложение и вычитание десятичных дробей»
Урок № 108(5/5).
Учитель математики I категории: Никулина Ирина Евгеньевна.
Цель урока: повторить, систематизировать, закрепить и применить знания и умения обучающихся по данной теме.
Задачи урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД) -
● повторить и закрепить изученный материал по теме «Сложение и
вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий;
формировать у обучающихся мотивацию к изучению темы;
проверить знания обучающихся и корректировать их;
развивающие (формирование регулятивных УУД)-
формировать коммуникативные навыки;
развивать готовность к самообразованию;
развивать внимание, логическое мышление, интуицию, математическую речь, смекалку, умения самопроверять и анализировать свои ошибки;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД) -
воспитывать дисциплинированность, высокую работоспособность и организованность;
воспитывать чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.
Тип урока : урок коррекции и обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 15 парт, 15 жёлтых блинов из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 30 анкет для проведения рефлексии.
Форма урока: компьютерная презентация.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;
Создание ситуации успеха;
Оперативный контроль над выполнением требований.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа (5 мин)
Повторение опорных знаний (6 мин).
Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).
Физкультминутка (1 мин).
Самостоятельная работа (6 мин).
Решение задач и примеров (10 мин).
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях. (Слайд 1)
Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда расставите числа в порядке убывания. (Слайд 2)
По словарю Ожегова: « Масленица - старинный славянский праздник проводов Зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения». Древние верили, что вместе с круглым, румяным, горячим блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. (Слайд 3)
2. Актуализация знаний. Устная работа.
Понедельник — встреча.
Понедельник - В этот день
Масляну встретить нам не лень.
День так и зовётся «встреча»
Целый день с утра по вечер.
В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)
1) Чтобы было весело встречать Масленицу, в гости к нам заглянуло солнышко. (Слайд 5)
Записаны дроби: 0,24, 0,2400; 0,240; 2,4 и дробь 24/100. Какая дробь лишняя? (24/100)
2) Найдите равные дроби среди дробей: (Слайд 6)
03 2,300 2,003 2,0300
2,30 2,3 2,030 2,0030
3) Сравните числа: (Слайд 7)
20,821 … 20,83;
0,27 … 0,278 .
4) Воспользовавшись одним математическим знаком, получите число больше 3, но меньше 4, из цифр 3;5;6;7: 3 ˂ х ˂ 4. (Слайд 8)
Ответ: х=3,567.
3. Повторение опорных знаний.
Вторник — заигрыши.
Заиграем мы во вторник.
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Маслёна,
Щаньгой, блинцем, пирогом.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». (Слайд 9)
1) - Ребята, давайте повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей необычным способом! Нам сейчас расскажет правило в стихотворной форме ваша одноклассница.
Чтоб сложить дробь с дробью десятичной,
Помни правило нетрудное отлично:
Запиши одну дробь под другой,
Запятая чтоб пришлась под запятой.
Для удобства действия с дробями
Знаки десятичные уравняй нулями.
Теперь складывай те числа фигурально,
Как ты делал это в числах натуральных.
А советы по ответу будут уж простыми:
Запятую подпиши под запятыми.
Аналогично поступай при вычитании десятичных дробей.
2) - Ребята, выполните сложение и вычитание десятичных дробей в тетрадях. Комментирует решение примеров один ученик. (Слайды 10,11)
3) - Вот и к нам пожаловал Петрушка, чтобы поиграть с нами. Выполним задание устно. (Слайд 12)
Поставьте в нужном месте запятую:
4. Закрепление материала. Работа в парах.
Среда - «лакомка».
Среда лакомкой слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает. (Слайд 13)
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. (Слайд 14)
1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя. (Слайд 15)
Ответ: №6.
5. Физкультминутка «Стали мы учениками».
- А теперь пора немного отдохнуть. (Слайды 16-18)
Стали мы учениками.
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись;
То присели, то нагнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали и, не торопясь,
В школу шли,
К знаниям стремясь.
6. Самостоятельная работа.
Четверг — «Широкая масленица». (Слайд 19)
Разгуляй - четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл - блиноеда
Всех накормит до обеда
.
Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.
Мы с вами тоже несколько уроков занимались по теме «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей». Давайте проверим, чему же мы научились за эти дни, проведём самостоятельную работу.
Давайте проверим выполнение самостоятельной работы. Взяли в руки карандашики или зелёную ручку. Если ответы верные, ставите « + », если неверные, то « - ». (Слайд 22)
Выставим оценки. (Слайд 23) Напишите на блине ваши фамилии и оценки. Передайте с задних парт блины.
7. Решение задач и примеров.
Пятница — тёщины вечерки.
Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,
Но тёщ угощают на Маслену зятьки.
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
(Слайды 24, 25)
1) Решение задачи практической направленности (слайд 26)
Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?
1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) - вес всех продуктов,
2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.
Ответ: да.
Суббота — золовкины посиделки.
Широкая масленица
Невестам помогает,
Золовок собирает,
Блиночками угощает,
Подарками одаривает.
Золовка - это сестра мужа.
В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных
. (Слайд 28)
Масленица нас тоже одарила необычным заданием. Нужно отгадать зашифрованное слово. (Слайд 29)
Ответ: пеликан. (Слайд 30)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами . (Слайд 31)
Воскресенье - проводины,
А ещё прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед.
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы.
Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. (Слайд 32)
Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.
Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?
Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Как вы считаете, справились мы с этой целью?
Справились.
Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?
Выставление оценок.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (Слайд 33)
Анкета для проведения рефлексии:
Уважаемый ученик, вот и закончился урок. Прошу ответить тебя на вопросы, отметив «галочкой» выбранный ответ |
||
1. На уроке я работал | пассивно |
|
2. Своей работой на уроке | не доволен |
|
3. Урок для меня показался | коротким | |
4. За урок я | ||
5. Моё настроение | стало лучше | стало хуже |
6. Материал урока мне был | не понятен |
|
бесполезен |
||
интересен |
9. Постановка домашнего задания.
Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе. (Слайд 34)
Прощай, Масленица! (Слайд 35)
В Астраханской картинной галерее имени Кустодиева вы можете полюбоваться дивными картинами мастера из Астрахани, посвящёнными именно Масленице. Перед вами некоторые из них. (Слайды 36-39)
Всем спасибо за урок! (Слайд 40)
Список используемой литературы
Chastushki_Babok-Ezhek.www.leopold-baby.com
Технологическая карта урока
Задачи урока | ние использу-емых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
|||||||
Организацион- ный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока. | Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя, в тетрадях делают записи. | Общеучебные: 1.смысловое чтение, 1.подведение под понятие. | 1.целеполагание, 2.составление плана и после-довательности деятельности. | 1.планирование сотрудничества учителя и учеников, 2.умение слушать | 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом, 3.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
|||
Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии | Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом. Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять. | Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего. | Общеучебные: 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. Универсальные логические действия: 3.построение логической цепи рассуждений | 2.целеполагание, 3.контроль, 4.коррекция, 5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий | 1.постановка вопросов в коллективе, 2.умение слушать и вступать в диалог, | 2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения |
|||
Закрепление материала. Работа в парах по карточке | Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся. | Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15. | Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы. | Общеучебные: 1.поиск и выде-ление необходи-мой информации, 2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме, 4.смысловое чтение, Универсальные логические действия: | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, | 1.умение слушать и вступать в диалог, 2.планирование сотрудничества, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.умение участвовать в коллективном обсуждении | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
|||
Физзарядка | Здоровьесбережение | Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки. | Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя. | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
||||||
Самостоятельная работа | Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений. | Учитель организует проведение самостоятельной работы. | Учащиеся слушают о бъяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени. | Общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, Универсальные логические действия: 3.установление причинно-следственных связей | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий | 1.умение слушать | 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
|||
Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово. Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения, а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски. Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно. | Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с полным объяснением решения. | Общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, Универсальные логические действия: 3.установление причинно-следственных связей | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.коррекция, 4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий, | 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои 4.владение монологической формой речи | 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
|||||
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Оценить результат своей деятельности и всего класса. | Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете. | Общеучебные: 1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.рефлексия, 4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли, Универсальные логические действия: | 1.целеполагание, | 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи, 5.умение участвовать в коллективном обсуждении | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению 2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей |
|||
Постановка домашнего задания. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з. | Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению. | Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя. Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета. | 1.целеполагание | 1.умение слушать | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
Терновых Светлана Владимировна, учитель математики
МКОУ Березовская средняя общеобразовательная школа, с. Березовка
Описание материала:
Предлагаю конспект урока математики в 5 классе.
Конспект урока предназначен для учителей математики, молодых специалистов. Помогает развивать у учащихся познавательный интерес, проверить знания по пройденному материалу, обучающихся по учебнику Математика 5, учебник для общеобразовательных школ, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург
Тема урока:
Сложение и вычитание десятичных дробей (обобщения и систематизация знаний)
Класс
5
Тип урока:
закрепление пройденного материала.
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Обогатить знания, установить связи между теорией и практикой.
2.Развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
.
Добрый день, ребята!
Учитель: Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными принадлежностями; аккуратно положите все на край стола.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Настроимся на работу. Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Повторяйте за мной:
Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!
Учитель: Девизом нашего урока являются следующие слова: Слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.
Учитель: Как понимаете слова? Что будем развивать? Что для этого нужно?
III. Постановка целей урока.
Учитель: О каком математическом понятии шла речь на наших предыдущих уроках?
Учащиеся: О десятичной дроби.
Учитель: Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся: Обобщить знания по теме «Десятичная дробь», повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.
Учитель: Откройте тетради, напишите число и тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
IV. Устный счет.
Математический футбол.
V. Актуализация знаний.
Учитель: Проведем небольшой опрос, вспомним необходимые знания для урока.
1. Какие дроби можно записать в виде десятичных?
2. Прочитать десятичные дроби: 131,5; 0,126; 17,29; 1269, 567; 13, 3791.
3. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
4. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
5. Как сложить десятичные дроби?
VI. Формирование умений и навыков.
Учитель: Разминка показала, что класс готов к путешествию по «Стране десятичных дробей» Итак, начинаем наше путешествие.
Учитель: Первая остановка «Порт посчитай-ка»
Учитель: Выполняем по цепочке у доски, а остальные в тетрадях. Найдем значения данных выражений.
А) 5,1 + 3,687
Б) 7,5 + 82,157
В) 8 + 2,6
Г) 4,7 + 1620,7
Д) 7,9 – 5,623
Е) 8,4 – 8,103
Учитель: Вторая наша остановка «Порт исторический»
Учитель: (имя) подготовила сообщение из истории возникновения десятичных дробей. Послушаем.
Сообщение учащегося: « В науке, промышленности и сельском хозяйстве значительно чаще используются десятичные дроби, нежели обыкновенные. Это связано с тем, что действия с этими дробями проще и напоминают правила действий с натуральными числами. Правила действий с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши – Джемшид Ибн Масуд в начале 5 века.
В записи десятичных чисел он целую часть выделял красными чернилами или отделял от дробной вертикальной чертой.
В Европе десятичные дроби были изобретены заново через 150 лет фламандским инженером Симоном Стевином. Однако их запись отличалась сложностью.Запятая в записи десятичных чисел стала использоваться с 17 века.
Учитель: Спасибо. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка (музыкальная)
Учитель: Третья остановка «Порт загадочный»
Учитель: Обсудите в парах план решения этой задачи. Кто желает выйти к доске и показать решение данной задачи.
Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 руб. У Коли и Вити было по 37,3 рубля, а у Миши – 24,6 руб. Будут ли они вечером играть в хоккей?
Решение:
1) 37,3 +37,3 = 74,6 руб. было у Вити и Миши
2)74,6 + 24,6 = 99,2 руб. было у трех мальчиков вместе.
Ответ: Не будут играть в хоккей.
Учитель: Четвертая остановка «Порт Мыслительный»
Откройте учебники № 1238 (г, е). Решить уравнение.
Учитель: Пятая остановка «Порт надежды»
Чтобы закрепить знания, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.
Самостоятельна работа.
1 вариант. 2 вариант.
1. Вычислить: 1. Вычислить:
2,83+(8,7-7,35) 2,31+ (8,93-1.212)
2. Решить уравнение: 2. Решить уравнение:
а) 17 – х = 0,87 а) 11 – х =7,39
б) 45,6 – р = 13 б) 65,3 – р =27
в) у + 4,837 = 6,5 в) у + 2,109 = 5,9
VII. Подведение итогов.
Учитель: Шестая остановка «Конечная»
Учитель: Подведем итог урока.
- И так чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли своей цели?
VIII. Рефлексия.
Учитель: На партах лежат геометрические фигуры, соответствующие вашей оценке (треугольник- 3, четырехугольник-4, пятиугольник-5).
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок, с комментированием каждой.
Домашнее задание: п.32 № 1262, № 1265
Спасибо за урок!!!
ФИО (полностью)
Рашевская Инна Мухадиновна
Место работы
МКОУ «СОШ а.Апсуа « Социокультурный центр им. Тлисова Н.Н.»»
Должность
Учитель математики
Предмет
математика
Класс
Тема и номер урока в теме
Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок).
Базовый учебник
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012
- Цель урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.
- Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
10. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД ) :
Научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) :
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие (формирование регулятивных УУД )
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
11.Тип урока: усвоение новых знаний .
12 .Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная , групповая.
14.Организация деятельности учащихся на уроке:
Самостоятельно выходят на проблему и решают её;
Самостоятельно определяют тему, цели урока;
Работают с текстом учебника;
- работают с технологической картой при выполнении заданий;
Отвечают на вопросы;
Решают самостоятельно задачи;
Оценивают себя и друг друга;
Рефлектируют .
15. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по математике в 5 классе.
Составила: Рашевская Инна Мухадиновна.
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей .
Цель: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;
2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;
3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.
Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Самоанализ урока |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания ; инструктаж по работе с технологической картой. | Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки | Регулятивные: - Организация своего рабочего места. Коммуникативные: - Умение вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные: Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. | 2 минуты |
II. Повторение пройденного материала. | 1.Устная работа (слайд 1) 1.1.Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51 1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби? 1.3. назовите: целую часть, дробную часть; наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания. Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы ? - Во время урока вами была написана такая картина. Что она означает? (слайд 2) 1.4. восстановите запись:(слайд 3) 2,*1 6,413> 6,4*8; 1,892 50,683 1.5. сравните числа: (слайд 4) 4,3** и 4,788; **,512 и *,9*; 0,342 и 0,341**; *,*** и **,* 2.Самостоятельная работа (слайд 5) 2.1. выполните действия: 5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13 5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15 2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9 Взаимопроверка. | - Правило сравнения десятичных дробей. Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | 15 минут . На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос. Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел. Развитие самостоятельности. |
III.Физкультминутка. | Раз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть. | 3 минуты. Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков. |
||
IV.Постановка темы и цели урока. | 1.Историческая справка. Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение) Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины- Египет. Она необычна для непосвященного зрителя. (слайд 6) Что здесь изображено? (В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби) Как можно еще записать дробь 1/10? Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби. | 0,1. Это десятичная дробь. | Познавательные: осуществлять поиск нужной информации. | 2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели. |
V. Изучение нового материала. | Решение задачи (слайд 7) Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби. С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка? Что необходимо найти по условию задачи? Как же это сделать? Давайте вместе сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Запись задачи, пояснения, ответ. Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: Сравнять количество знаков после запятой; Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой; Выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую; Поставить в ответе запятую. | Регулятивные: Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные: Находить и выбирать способ решения. Прогнозировать результат вычисления. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | 8 минут. На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа. |
VI. Первичное закрепление. | 1.Историческая справка Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей. В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?» (слайд 8) 3 0 81 2 (3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера) 2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. (слайд 9) Выполните задание и расшифруйте фамилию голландского математика. 0,5+12,38=12,88 С 12,88-7,62=5,26 Т 3,875+10,35=14,225 И 4,99-0.535=4,455 В 26,3+24,7=51 Е 0,7-0,04=0,66 Н | Дети записывают решение и ответ | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли полно и точно . | 10 минут. На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения цели урока. |
VIII. Рефлексия. | ||||
Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь». Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. | Учащиеся крепят свои цветочки на доску | Регулятивные: Оценивать свою работу . | 3 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность . |
|
IX.Домашнее задание. X. Итог урока. | №№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257 | 2минуты. Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено. Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее. |
||
Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились? Спасибо за урок! Молодцы! |