Логопедические занятия зима. Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима.

13.12.2023

Людмила Вейнбергер
Конспект логопедического занятия «Зима»

Тема : Зима .

Коррекционно – образовательные задачи : формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.

Коррекционно – развивающие задачи : активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.

Коррекционно – воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком» .

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : Ребята, отгадайте загадку.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима )

II.Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед : Сегодня мы будем играть в игры и все они будут о зиме.

А помогать нам будет снежный комочек.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра с мячом «Назови признаки зимы» .

Логопед : Мяч скорее ты лови,

Полным предложением говори.

(Дети ловят мяч и называют признаки зимы) .

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Слова - родственники» .

Логопед : Ребята, чем покрыты земля зимой?

Дети : Снегом.

Логопед : У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас

мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.

(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –

снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)

Логопед : Снежный комочек катится дальше и снова игра.

Игра «А что вчера» .

Логопед : Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я

Буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне

должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег хрустит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подбери признак»

Логопед : Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?

Дети : Белый, легкий, блестящий…

Логопед : Снежинка какая?

Дети : Легкая, красивая, воздушная.

Логопед : Зима какая ?

Дети : Морозная, холодная, снежная…

И опять нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подарки снеговикам»

Логопед : Дети, отгадайте загадку.

Мы его слепили сами :

Разукрасили углями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный. (Снеговик!

(На доске снеговик и снеговичок)

Логопед : Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?

Дети : Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.

Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.

Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.

Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.

Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая,

Смелей, дружок, что катят перед собой снежок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз-

Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладош-

кой, показывают нос, встают прямо, держат

воображаемую метлу.

Логопед : Ребята, катится снежный ком и снова игра.

Игра «Сосчитай»

Логопед : Какое время года изображено на картине?

Дети : Зима .

Логопед : Сколько снежинок на картине?

Дети : Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять

Снежинок

Логопед : Сколько снеговиков на картине?

Дети : Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять

снеговиков.

Логопед : Сколько на картине елочек?

Дети : Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.

Логопед : Сколько на картине синичек?

Дети : Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять

Логопед : Молодцы, ребята!

Какая же игра ждет нас сейчас?

Покатился снежный ком

И нашел последний дом.

В доме том живет загадка.

И какая к ней отгадка?

Игра «Четвертый лишний»

Логопед : Дети, у вас на столах картинки. Одна из них лишняя. Найдите ее.

Дети : Лишняя ласточка, потому что ласточка – это перелетная птица, а

синица, снегирь, клест – зимующие птицы.

(Шуба, плащ, дубленка, пальто

Санки, клюшка, велосипед, коньки)

Итог занятия

Логопед : О каком времени года мы говорили на занятии ?

В какие игры играли?

Публикации по теме:

Логопедическое занятие на тему "Времена года" проводится в подготовительной группе. В ходе занятия используется авторское наглядное пособие.

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия на тему: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (подготовительная группа) Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург).

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.

Конспект занятия по теме:

«Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова».

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие

(коррекция звукопроизношения и развитие речи)

для дошкольников старшего возраста.

Цели:

  • автоматизировать звук С в закрытых слогах и в конце слова.
  • формировать умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Задачи:

коррекционно- развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную речь, умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Зима»;
  • познакомить с буквой С, соотнести звук «с» с буквой;
  • формировать начальные навыки чтения.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям,

трудолюбие).

здоровьезберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Сюжетные и предметные картинки для артикуляционной гимнастики,сюжетные картинки «Зимой в лесу» и « Летом в лесу», предметные картинки «Дикие животные нашего леса», сюжетные картинки на тему:«Зимние забавы детей», ватные снежки, картинки «заяц» и «белка», указка, таблица для зрительной гимнастики, деревянные бусины, предметные картинки из пособия Каше Г.А., кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года», магнитофон, снежинки из серебристой бумаги.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Оргмомент.

Педагог загадывает загадки о зиме.

Дети отгадывают.

Организовать детей,

настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

ll.1

Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука С в конце слова». Просит детей признести слова со звуком С в конце слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед ставит мини-печать в тетрадь ответившему ребенку.

Дети произносят слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука С в позиции на конце слов

ll.2

Актуализация знаний.

Д/ и «Скажи наоборот».

Игра «Отгадайте, где мы сегодня побываем?».

Использование магнитофонной записи П.И.Чайковского «Зима».

Логопед предлагает детям поиграть в игру- называть слова, противоположные по значению.

Педагог предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Рассказывает, что прогулка будет в нашем воображении.Выясняет впечатления о музыке.

Дети подбирают слова- антонимы.

Жарко-холодно;

пушистый- гладкий;

зимний- летний и т.п.

Дети слушают произведение.

Рассказывают, что представили.

Актуализировать знания,

подготовить к восприятию нового материала.

Актуализировать знания по теме занятия.

ll.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательное

Упражнение: «Снегопад».

Д/и «Найди отличия».

Д/и « Зимние

забавы».

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся на прогулку в зимний лес,где будут продолжать учиться правильно произносить звук С и красиво говорить. Спрашивает,помнят ли дети основные признаки зимы.

С помощью наводящих вопросов выясняет,что им напомнила музыка.Просит отвечать на вопрос полным предложением.

Педагог предлагает изобразить «снегопад»- сдуть снежинку с ладошки, контролируя правильность выдоха.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки животных (выставляет их на доску попарно), найти отличия и рассказать о них полным предложением, используя маленькое слово А.

Логопед предлагает детям доставать по две картинки из волшебной шкатулки и рассказывать, что делают дети одним предложением с маленьким словом А.

Дети показывают как умеют правильно произносить звук С.

Дети вспоминают основные признаки зимы.

Дети отвечают, что им помогла вспомнить музыка, которую они слушали(снегопад, метель, вьюгу и пр.).

Дети выполняют упражнение.

Дети составляют предложения по картинкам.

Медведь большой, а мышка маленькая.

У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

Белочка прыгает по деревьям а зайчик скачет по земле.

Заяц белый,а волк серый.И т.п.

Дети рассказывают.

Девочка катается на коньках,а мальчик лепит снеговика. И т. п.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука С.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А.

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А

ll.4

Закрепление изученного материала.

Д/ и «Как заяц и белка приготовились к зиме».

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Динамическая пауза «Поиграем с белочкой».

Речедвигательная ритмика.

Автоматизация произношения звука С в конце слова.

Знакомство с буквой С.Чтение обратных слогов.

Зрительная гимнастика

«Снежок».

Логопед сообщает, что в лесу под елочкой спрятался заяц и демонстрирует картинку. Просит детей рассказать,как заяц готовится к зиме.

Педагог рассказывает, что на елке притаилась белка.

Просит детей рассказать, как белка приготовилась к зиме.

Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Логопед предлагает детям выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А,О,У,Ы,С; слогов АС,ОС,УС,ЫС.

Логопед предлагает помочь белочке нанизывать грибы на веревочку. Правильно произнесешь слово со звуком С- и нанизываешь грибочек.

Логопед демонстрирует детям куклу Снегурочку и сообщает, что ее имя начинается на букву,

которая обозначает звук занятия. Это буква С.

Затем предлагает детям произнести слоги с данной буквой, вписанные в снежинки (на доске).

Логопед просит детей проследить взглядом за указкой - « летит снежок».

Дети вспоминают, как заяц готовился к зиме. Поменял серую шубку на белую.

Летом у зайчика шубка серая, а зимой белая

Дети вспоминают, как белочка готовилась к зиме.Заготовила припасы,поменяла шубку на серую.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

Дети повторяют слова за логопедом (нос, ананас, пылесос, мыс, квас..) и нанизывают на шнурок деревянные бусинки- «грибочки».

Дети знакомятся с буквой С, затем читают слоги АС, ОС,УС,ЫС.

Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры.

Обогащать словарь по теме занятия.

Закреплять навык ответа полным предложением.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное происношение звука С в обратных слогах.

Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координацию речи с движением.

Закрепить правильное произношение звука С в позиции на конце слова.

Развивать мелкую моторику.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.

Закреплять правильное произношение звука в

процессе чтения.

Соблюдать режим охраны зрения.

Д/и « Закончи предложение».

Логопед предлагает детям закончить услышанное предложение, а затем повторить его полностью

(Зимой бывает снегопад,а осенью...

Зимой снег падает, а весной..

Зимой лес спит, а весной...

Зимой бывает холодно,а летом..

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой зайчик белый, а

летом серый. И т.п.).

Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

Закрепить навык составления сложного предложения со значением противопоставления.

ll.5

Контроль знаний и умений.

Д/и «Подбери картинку».

Д/и «Зимой-летом».

Педагог просит детей помочь Снегурочке найти картинки со словами, в названии которых есть звук С и правильно их назвать.

Логопед предлагает детям по картинкам «Зимой в лесу» и «Летом в лесу» найти различия в природе, поведении и окраске животных, играх детей, зимой и летом и рассказать об этом полным предложением.

Дети выбирают картинки, в названии которых есть звук С и называют их.

Дети по цепочке придумывают предложения с опорой на картинки, используя

противительный союз А.

Зимой на земле лежит снег, а летом растет трава.

Зимой бывает холодно, а летом жарко.

Зимой дети катаются на коньках, а летом на роликах. И т.п.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука С в позиции на конце слова.

Проверить навык составления сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

lll.1

Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, куда их перенесла прослушанная музыка, какие задания помогла им выполнить?

Какой звук они учились поизносить сегодня?

Педагог оценивает работу детей и дарит каждому снежинку.

Дети делятся своими музыкальными впечатлениями от прослушанной музыки.

Повторяют признаки зимы.

Называют звук, уточняют правильную артикуляцию.

Обобщить тему занятия; развивать внимание, память.

lll/2

Домашнее задание.

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово Валуйского района Белгородской области

Тема: Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Лексическая тема: «Зима».

Учитель-логопед:

Комаристпя Н.В.

2016

Группа компенсирующей направленности

Старшая группа

Цель: Закрепление правильного произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Развивающие: Развивать речь, мышление детей, обогащать активный

словарь, развивать связную диалогическую и монологическую речь, формировать звуковой анализ, как предпосылки обучения грамоте. Формировать и развивать умение участвовать в совместной игре, владеть речью как средством общения и культуры.

Образовательные: Закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Зима», формировать окончания существительных в косвенных падежах.

Воспитательные: Воспитывать умение детей общаться друг с другом в игре, развивать творческую активность.

Взаимодополнение образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Культурные практики: совместная игра, общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками.

Методические приемы: показ, вопросы, сравнения, речевые и дидактические игры, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С). Упражнения в произношении звука (С) в слогах, словах, во фразах, предложениях, чисто - говорках, стихотворениях, загадках.

Оборудование: Индивидуальные зеркала; Демонстрационная карточка буква (С); Касса букв; тетради; цветные карандаши; звуковые символы (фишки); предметные картинки (Снег, снежинка, сосулька, санки, снегопад, снегоход, самокат, самолет, пылесос, мясорубка, соковарка); сюжетная картинка «Зима, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка); конверты с снеговиками; логопедические матрасы, шары (пластмассовые), дерево, дуги, домик.

Список литературы: «Веселая артикуляционная гимнастика». Н.В. Нищева, «Детство-Пресс». «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» О.А. Новиковская Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002. «Упражнения для развития речи». Л.Г. Парамонова, Дельта Санкт-Петербург 1999. «Формирование звукопроизношения у дошкольников. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «С» 1993. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В. Колесникова Москва 2000. «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова. И.А. Тихонова Москва 1999.

«Формирование мелкой моторики рук, игры и упражнения». С.Е. Большакова Москва 2005. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов). В.И. Селеверстова Москва «Просвещение» 1979. «Учите детей отгадывать загадки». Ю.Г. Илларионова Москва «Просвещение» 1985.

«Читаем детям». З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадулин, С.Г. Сулейманова Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1987. «Большой букварь» (в играх, сказках, стихотворениях, загадках). Л.П. Савина, Т.В. Крылова Москва 1999. «Учите играя». (Игры и упражнения со звучащим словом). А.И. Максаков, Г.А. Тумакова Москва «Просвещение» 1983.

Разработки сайтов.

1. организационный момент.

Артикуляционная гимнастика:

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери! (приоткрыть рот «Птенчик»)

Вы туда без труда попадете, (удерживать широкий расслабленный язык на

На волшебном ковре - самолете, нижней губе на счет от 1 до 10 «Лопатка»)

На летучем большом корабле, (поднять боковые края и кончик языка

«Чашечка»)

Или с Бабой-Ягой на метле, (кончик узкого языка ритмично движется

Вправо – влево «Часики»)

На плоту по молочной реке, (широкий расслабленный язычок «Лопатка»)

И верхом на Коньке – Горбунке, (поцокать языком «Лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар-птице, (широкий язык движется вверх – вниз

«Качели»)

Можно на Колобке закатиться, (круговые движения кончиком языка по

губам «Вкусное варенье»)

Можно въехать, как слон на Еже (пожевать язычок, слегка прикусывая)

Ой! Мы кажется в сказке уже….

Приложение №1

Логопед: - Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег, совсем не холодный, но вдруг, во всем этом волшебстве мы почувствовали что замерзли и съежились. (Съежиться).

Давайте погреемся и слепим снеговика.

2. Снеговик. (Воспитание, координации слова с движением, плавной, напевной речи).

Сегодня из снежного мокрого - кома (идут по кругу наклонившись: катят перед

Собой воображаемый ком)

Мы Снежную Бабу лепили у дома (ставить воображаемый ком друг на друга )

Стоит эта Баба у самых – ворот, (разглаживая руками снег на бабе)

Никто не проедет! Никто не пройдет! (грозят пальцем правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе, а

Жучка все лает: «Чужой во дворе». («Лопатка»)

Приложение №2

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете эти загадки. Эти звуки есть в отгадках:

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось? (Снег)

С неба звезды падают на поля,

Пусть под ним скроется черная земля,

Много - много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло? (Снежинки)

Белая морковка зимой растет,

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет? (Сосулька)

Кто скатится к нам без смеха,

Бала сделана из снега.

С Дед Морозом в Новый год,

Дружно водит хоровод?

(Снегурочка)

Логопед выставляет на панно картинки отгаданные загадки детьми.

Приложение №3

Логопед: Какой звук слышится в начале слова в отгадках?

Ответы детей.

4. Тема: Звук (С). Буква С. «Зима».

Характеристика звука (С) по артикуляционным и акустическим признакам.

* не поется - согласный

* губы в улыбке, зубы видны, зубы не совсем сомкнуты, остается щелочка

* язык широкий, спокойно лежит внизу за нижними зубами.

Логопед выставляет на доску демонстрационную карточку с буквой С.

5. Произнесение звука (С) в слогах, словах.

Определение позиция звука (С). Выкладывание цветного символа звука в нужное окошко звукового домика.

Логопед: Санки, снежинки, сугробы, лиса, колос, насос, пылесос.

а) Какой звук слышится в этих словах? (твердый согласный звук (С).

б) Печатание буквы (С) у доски, в тетрадях. Прорисовывание в воздухе.

в) Работа с кассой букв.

г) Печатание слогов СА; СО; СУ; СЫ.

д) Печатание слов: Сад, сок, сук, сыр.

е) Который звук по счету (1,2, или какой?)

ж) Разделите слова на слоги (сугробы, лиса, санки, насос, пылесос).

з) В котором слове находится звук?

Приложение №4

Игра: «Поймай звук » (Дети хлопком ловят звук (С)).

Игра: «Наоборот» АС-СА; ОС-СО; УС-СУ; ЫС-СЫ; ЭС-СЭ.

Я « бросаю» вам звуки, а вы мне «возвратите» слоги. С - А - СА; С-

О – СО; С – У – СУ; С – Ы – СЫ; С – Э – СЭ.

Игра: «Запомни, повтори»

Сом, маска, лиса, бабочка (менять порядок слов).

Игра: «Назови ласково»

Санки - саночки.

Сугробы - сугробики.

Снег – снежок, снежочек.

Снежинка - снежиночка.

Сосна - сосенка.

Снегирь - снегирёк.

Сосулька - сосулечка.

6. Подбор родственных слов (Словообразование)

Логопед: Назовите слова, похожие на слово СНЕГ

Ответы детей (снегири, снежок, снежинки, снежки, снеговик).

Логопед: (логопед выставляет на панно картинки)

Я вам скажу два слова, а вы из них составите одно слово.

Снег падает – снегопад;

Ходит по снегу - снегоход;

Сам катится – самокат;

Сам летит – самолет;

Пыль сосет – пылесос;

Мясо рубит – мясорубка;

Сок варит - соковарка.

Приложение №5

7. Физкультминутка.

Логопед: - Вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?

А вот и он, ему очень хочется с вами поиграть:

Дед Мороз:

Разыграйтесь метели

Гнитесь ниже сосны, ели,

Все, что есть в моем лесу

Все засыплю, занесу.

Мы ему ответили:

Не боимся мы пороши,

Любим снег - хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам!

Мы теперь метатели - бьем по неприятелю!

Размахнись рукой - бросок!

Прямо в цель летит снежок (метание шаров в цель. «дерево»)

Приложение №6

8. В гости к Снегурочке . Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

Пройти по дорожке (руки - ноги- дуги) до домика, в домике найти следующее задание которое приготовила Снегурочка.

Приложение №7

Дети находят в домике – конверты, в которых находятся вырезанные из бумаги детали: 3 белых круга; красная морковь; желтое ведро; коричневая метла; 2 черных кружочка (глазки).

А теперь каждый из вас слепит свою маленькую бабу. Проведем соревнование «Кто быстрее?» Молодцы!!! Быстро справились с заданием, самым быстрым сегодня был….

9. Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Снегурочка : - Какого цвета ваши снежные бабы?

Дети: - Снежные бабы белые.

Снегурочка: - Какие ведра у них на головах?

Дети : - Желтые ведра.

Снегурочка :- Какой у снежной бабы нос?

Дети : - Красные носы.

Снегурочка : - Какие у них глаза?

Дети: - Черные глаза

Снегурочка : - Какие у них метла?

Дети: - Желтые.

Снегурочка: - Вы хорошо потрудились ребята, слепили снеговиков, рассказали мне про них, а сейчас немного отдохнем.

Приложение №8

10. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Снегурочка: Снег в нашей сказке не холодный, поэтому нам на нем можно полежать, как на перине. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте волшебное стихотворение.

Утром кот принес на лапах,

Белый снег, белый снег.

Он кружится, легкий новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый, расстелить на мостовой.

Он улегся вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с гор;

Значит, снова можно будет строить крепость во дворе.

11. Итог занятия. Поощрение детей.


Цели:

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з] .

Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

Согласный.

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

В зелёном.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

В зимний.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

По зимней.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение .

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдовала, запорошила.

Каким стал лес?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

Что получилось?

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

Два слога.

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

На [а] .

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

Ответы детей.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов