Как некрасов показал образ русской женщины. Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины

29.10.2023

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")

Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякойработе ловка.

Н. А. Некрасов

"Величавая славянка" стала героиней многих стихотво­рений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глу­боким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Од­нако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной рабо­той крестьянки, на судьбе которой отразились все соци­альные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внима­ние на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной.

Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отрази­лись все жизненные тяготы русской женщины: разлука с


мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое до­стоинство.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:

И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких ис­пытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причита­ния. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повто­ры, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обраще­ния, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особен­ности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, та­лантливой.

Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судь­бе любой крестьянки, многострадальной русской женщи­ны. Сама" глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исклю­чение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов нахо­дит таких женщин не только в крестьянской среде. Луч­шие душевные качества - сила воли, умение любить, вер­ность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвя­щена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее


пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мель­чают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горя­чей готовностью быть верной своему долгу. Служение выс­шей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугу­бо личного:

Но знаю: к родине любовь Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:

- - Ты всех безрассудно бросаешь, За что же? - Я долг исполняю, отец.

При этом подчеркивается предначертанность судьбы ге­роини:

Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:

Не покажусь я палачу Свободных и святых.


И я полюбила его, как Христа,

В своей арестантской одежде

Теперь он бессменно стоит предо мной,

Величием кротким сияя.

Терновый венец над его головой,

Во взоре - любовь неземная...

Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-рели­гиозные тона.

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный об­раз женщины, верной долгу, которая поражает своей цель­ностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не при­надлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

"Есть женщины в русских селеньях.»"

(По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей­ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы­вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража­ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-


зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Рус­ские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи­вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся - воплощенный испуг, Ты вся - вековая истома! -

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая един­ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема - горе матери-крестьянки - раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихо­творения - не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской лю­бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово­рит, обращаясь к крестьянке:


Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо­дах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвя­щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало": у нее была "хорошая, непьющая семья", - говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была... -

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже­ницы:

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "по­пала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по­стоянная нужда - вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, -


говорит Матрена Тимофеевна, - нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело - между бабами счаст­ливую искать".

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес­ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев - залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд кресть­янок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился по­этическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.


Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящегорусского племени Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", со­зданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-кре­стьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":

Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба. А третья - до гроба рабу подчиняться.

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой кресть­янкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика ис­ходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о кото­рой с восторгом писал поэт:

В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

Естественная красота и физическая сила под стать ее ду­ховной красоте.

Как быстро промелькнули счастливые годы детства и де­вичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве по­везло:

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.


Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Од­нако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седь­мом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пас­ла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук.

Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огор­чений, Самое страшное - это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и гото­ва петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "под-неволье", И все-таки любовь оказалась сильнее опасений по­пасть в рабство, А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смерт­ные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С бо­лью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда чита­ешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубыш ком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку -Да поздно было звать!..


Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне вы­стоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные прокля­тья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она реши­тельно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Мат­рена Тимофеевна странникам.

Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суро­вое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотвержен­ным поступком, оказала "великую милость":

Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти вели­чаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притяза­ний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.

Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!

- говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его вы­носливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:


Ты шутишь шутки, дедушка! -
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
"

Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Мат­рены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, не­сокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая!

Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась про­роческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "наро­ду русскому пределы не нужны".

"Я лиру посвятил народу своему"

Иди в огонь за честь Отчизны.

Н. А. Некрасов

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.

Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудово­го народа - кормильца и защитника русской земли. Поэто­му так органично патриотизм Некрасова соединен с протес­том против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции ве-


ликих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылее­ва, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших "граж­данский сан" самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравни­вает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная".

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в по­эзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который откры­вался стихотворением "Поэт и гражданин", напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

"Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы", - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

"Поэт и гражданин" является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение пред­ставляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого ста­новится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

"Какое время наступило", - с воодушевлением говорит он.

Гражданин считает, что долг каждого перед обществом -не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и ко­торый должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

"Громи пороки смело", - призывает Гражданин Поэта.


Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желани­ем создавать "настоящее", "вечное" искусство, далекое от жгу­чих вопросов современности.

Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порож­денной новой эпохой. Это проблема противопоставления об­щественно значимой поэзии "чистому искусству". Спор меж­ду героями стихотворения - идейный спор о жизненной по­зиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин "как свои, на теле носит все язвы родины своей". Поэт дол­жен стыдиться

... в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в се­годняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание об­новленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согла­ситься, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них "гражданина сан" столь же высок, как в ломоносовские, пуш­кинские и некрасовские времена.

"Самым задушевным и любимым" назвал Некрасов "Эле­гию" - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, фи­лософское понимание бытия.


Но бесправное положение народа, его жизнь, отно­шения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши, не стареет она,

- утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что по­эзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жиз­ни оставался воином, наносящим удары по царскому само­державию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счаст­ливого, духовно богатого человека.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А, Некрасов
Русская женщина всегда была для Некра-
сова главной носительницей жизни, выраже-
нием ее полноты. Жизнь трудового крестья-
нина, жизнь женщины-труженицы являют
резкий контраст умиранию разлагающихся
помещичьих усадеб. Голос женщины - голос
народа. Некрасовская героиня - человек не
сломленный испытаниями, сумевший высто-
ять. Некрасов, как никто другой, смог почув-
ствовать душу русской женщины. Она -
символ жизни. Недаром даже Муза Некрасо-
ва - «родная сестра» крестьянки. Тяжелый
труд, терпение, заботы являются уделом
женщины. Ее судьба предопределена тем об-
ществом, в котором она живет. В стихотворе-
нии «Тройка» Некрасов обращается к моло-
дой девушке, у которой впереди еще целая
жизнь; она молода, полна веселья и озорства,
будущая жизнь кажется ей прекрасной и
счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь
всех женщин: жалкое, убогое существование,
непосильный труд, бедность:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рису-
ет поэт в стихотворении «Еду ли ночью по
улице темной.,.». Его героиня - жертва не-
справедливости, царящей в обществе, где
женщина не имеет никаких прав. «С детства
судьба невзлюбила тебя», - говорит Некра-
сов. Всю жизнь героиня терпела несправед-
ливость и унижения. Сначала бил отец, по-
том муж. Когда же она вопреки всяким ус-
ловностям по-настоящему полюбила и «ушла
на волю», это тоже не принесло ей радости.
В таком обществе, среди пустых и лживых
людей, женщина встает на путь греха и по-
рока, как героиня стихотворения «Когда из
мрака заблужденья…». Но в ее душе даже
тогда теплится искра надежды, а это значит,
что она сумеет преодолеть себя и вступить
на праведный путь.
Прекрасный образ женщины, воплотив-
шей в себе лучшие черты всех русских жен-
щин, создан в поэме «Мороз, Красный нос».
Поэт восхищается красотой своей героини
Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя при-
влекательность в этой простой крестьянке
сочетается с внутренним нравственным бо-
гатством, с самоотверженностью и душевной
стойкостью.
Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный
нос» воспринимается как типичная участь
русской женщины-крестьянки:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда, Дарья избежала одной из «тяж-
ких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее
отношения с Проклом сложились на редкость
счастливо. Муж ее любил той сдержанной,
несколько суровой любовью, которая харак-
терна для крестьянских семей. Но счастье
длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья по-
шла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-вое-
вода предлагает ей свое царство, «голубой
дворец» и вместе с этим спокойствие, забве-
ние от мук, небытие. Но она, замерзая, по-
следним усилием воли воскрешает в памяти
всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и
беспросветную, но все же дорогую ей. С той
же покорностью, с которой она сносила все
удары судьбы, Дарья разговаривает с Моро-
зом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молоди-
ца?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ
не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок
ее с Морозом - это подвиг как Дарьи, так и
всех женщин.
Величавый и светлый образ русской жен-
щины встает перед нами в поэме «Кому на Ру-
си жить хорошо». Это крестьянка Матрена
Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, кото-
рая происходит в непосильном труде, - при-
мер удивительной стойкости, терпения и силы
характера. Именно о таких женщинах, как
Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары
судьбы не сломят ее, она способна выдержать
любые испытания, и, несмотря ни на что,
не поддается отчаянию и озлоблению и безро-
потно несет свой крест. Некрасов осмыслива-
ет историю Матрены, рисует ее героический
жизненный подвиг, показывает, что такие, как
она, имеют право на иную жизнь.
Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за
мужьями, жены декабристов. Пленительно
прекрасные образы замечательных жен-
щин - княгини Трубецкой и княгини Вол-
конской - создал Некрасов в поэме «Рус-
ские женщины». Ни страх потерять дворян-
ство, ту среду, где они выросли, ни боязнь
каторжной жизни ни остановили их.
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -
этими словами отвечает Трубецкая губерна-
тору на его попытку «образумить» женщину.
В любых условиях некрасовская женщи-
на оставалась красивой, гордой и светлой
в своем величии, такой, которую можно срав-
нить с Богородицей на полотнах русских ху-
дожников:
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме…
«Кто же защитит тебя?» - обращается
Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль за-
щитника женщины, подвиг которой так неза-
метен, но велик, поэт берет на себя.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а "Крестьянка". Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, "трудом этапного пути". Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.

Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица - лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, - спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: "так небу угодно".

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип "величавой славянки" - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Н. А. Некрасов
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины - голос народа. Некрасовская героиня - человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова - «родная сестра» крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин; жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной...». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблужденья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.
Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.
Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Вторая - быть матерью сына раба,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молодица?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом - это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.
Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на
что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.
Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин - княгини Трубецкой и княгини Волконской - создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -
этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.
В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме...
«Кто же защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе - житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест (“В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!”). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!”
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме “Мороз, Красный нос”. Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая
- быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд - все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме “Русские женщины”. В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой (“Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?”, “бежите вы за ним. Как жалкая раба”) разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна “печальных потерь”. “Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..” -- говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы “Декабристки” Некрасов заменил на обобщенное “Русские женщины”, говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты
И носит песнь, слагаемая мною
Живой любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла эюивую душу ты.

Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова

1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.

2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».

Ключи от счастья, женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Н. А. Некрасов.

«Кому на Руси жить хорошо»

Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины ; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».

Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.

Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:

«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».

Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки... / На шее - нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова - «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:

«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины , И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле - все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.

Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами - не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо - лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.

То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я... Так небу угодно!..» - с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.

Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, - сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:

И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.

Не дело между бабами счастливого искать.
Н. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.

Значительная часть творчества Н.А. Некрасова посвящена теме русского народа. Поэт считал своим гражданским и человеческим долгом поднимать проблему угнетенного положения крестьянства, освещать тяжелые, печальные стороны жизни русского человека.
Большое место среди произведений Некрасова занимают те, что описывают тяжелую долю русской женщины, русской крестьянки. Поэт считал, что именно женщина несет самый тяжелый крест, потому что на ее хрупкие плечи ложится практически непосильная задача – сохранить любовь, вырастить детей в условиях суровой русской действительности.
Важное место тема женской судьбы занимает и в главном произведении Некрасова – поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение «населено» довольно большим количеством женских образов, позволяющих автору раскрыть его идейный замысел. Так, в начале поэмы Некрасов дает обобщенный образ русской крестьянки. Мы видим женщин, принарядившихся на «сельскую ярмонку»: «На бабах платья красные, У девок косы с лентами, Лебедками плывут!» Есть среди них модницы-затейницы, а есть и завистницы, пророчащие голод, причиной которого то, что «бабы начали Рядиться в ситцы красные…»
Более детально женские судьбы прорисованы в главе «Пьяная ночь». Здесь мы сталкиваемся с судьбой простой женщины, которая работает в городе у богатых людей: «Ты день у них кухаркою. А ночь у них сударкою…» Встречаем Дарьюшку, исхудавшую от непосильной работы; женщину, изголодавшуюся по любви; баб, у которых дома хуже, чем в аду: «А младший зять все нож берет, Того гляди убьет, убьет!»
И, наконец, кульминацией «женской темы» в поэме становится часть «Крестьянка», главной героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Это русская крестьянка, чья судьба – иллюстрация тяжелой женской доли, но и несгибаемого русского характера, «сокровищницы» русской души.
В «Крестьянке» описана практически вся жизнь Корчагиной, с юности до зрелости. По мысли автора, судьба Матрены Тимофеевны – это обобщенная судьба русской крестьянки вообще.
Итак, наше знакомство с героиней начинается с той молвы, которая идет о ней по окрестным деревням. В народе Матрену Тимофеевну - «губернаторшу» - считают счастливой, и странники отправляются в путь, чтобы взглянуть на это «чудо».
Перед ними предстает красивая русская женщина лет «тридцати осьми»:
…волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Корчагина поддается на уговоры странников и откровенно рассказывает историю своей жизни. Мы узнаем, что детство героиня считает самой счастливой порой своей жизни. И немудрено – «У нас была хорошая, Непьющая семья», в которой все любили и заботились друг о друге. Однако вскоре пришло время выходить замуж. Хотя и здесь героине повезло – муж - «чужанин» любил Матрену. Но, выйдя замуж, героиня попала «в подневолье с волюшки» - в большую семью, где ей, младшей снохе, приходилось угождать всем и не рассчитывать даже на ласковое слово.
Лишь с дедушкой Савелием Матрена могла поговорить обо всем, поплакаться, попросить совета. Но и дед, невольно, причинил ей страшную боль – не «досмотрел» за маленьким сыном Матрены, «скормил свиньям Демидушку». А после этого судьи, расследуя дело, обвинили Корчагину в намеренном убийстве и не дали похоронить младенца без вскрытия.
Некрасов подчеркивает беспомощность и бесправие героини, ей остается лишь последовать совету Савелия:
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти.
Эти слова стали рефреном всей жизни героини, которой пришлось пережить и страшный голод, и болезни, и обиды от власть имущих. Лишь однажды она все-таки «нашла правду» - «вымолила» мужа у губернаторши Елены Александровны, спасла Филиппа от несправедливой солдатчины. Возможно, поэтому, а может быть, потому, что не сломалась, не потеряла волю к жизни, - и прозвали Матрену счастливой.
Однако она сама, не ропща на судьбу, счастливой себя не считает. Матрена думает, что среди женщин не может быть счастливых, потому что им на роду написано беспокоиться, страдать за близких, брать на себя чужую работу и прочее:
А женщин вы не трогайте,-
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
В подтверждение этой мысли автор приводит притчу о ключах «от счастья женского», которые никто не может найти - даже сам Бог позабыл об их существовании.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов обобщенно показал судьбу русской женщины, русской крестьянки. По мнению автора, ее доля – самая тяжелая. Женщине приходится страдать от бесправного положения в семье и в обществе, переживать за судьбы детей и близких, непосильно работать. Однако и в таких условиях русская крестьянка умеет сохранить внешнюю и внутреннюю красоту, свою душу – любовь к людям, доброту, желание жить, рожать детей, наслаждаться гармоничным трудом.


Цель урока: проанализировать образ русской женщины, созданный Н. А. Некрасовым, визуализировать его, заставить учащихся задуматься о нравственных качествах, которые вызывают уважение, восхищение, привить желание воспитать в себе эти качества.

Обучающие задачи урока:

    учить вычленять необходимую информацию из текста;

    учить находить в произведении художественные средства, объяснять смысловую основу их применения;

    учить анализировать форму произведения;

    учить синтезировать собранный материал;

    учить видеть авторскую позицию.

Развивающие задачи урока:

    развивать память и внимание к деталям;

    развивать коммуникативные способности и расширять словарный запас учащихся;

    развивать умение классифицировать понятия и явления, приводить примеры, доказывать свою точку зрения, опираясь на материал произведения.

Воспитывающие задачи урока:

    воспитывать уважительное отношение к женщине:

    воспитывать любовь к слову, художественной литературе, культурному наследию России;

    воспитывать вкус к чтению.

Оборудование:

    распечатки;

    репродукции картин;

    презентация в формате Microsoft Power Point ; ноутбук, проектор.

Ход урока

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Давайте

встанем и поприветствуем их. Садитесь!

Готовятся к уроку, встают возле своих

Запишите сегодняшнее число в тетрадях. Сегодня 19

мест. Садятся.

декабря.

2. Подготовка к восприятию нового

На прошлом уроке мы много говорили о Николае

Н. А. Некрасов был одним из самых

Алексеевиче Некрасове.

просвещенных людей своего времени,

Что вы узнали о личности Н. А. Некрасова?

выступал за отмену крепостного права,

считал своим призванием «воспевать

страдания русского народа».

Мы читали и анализировали

О каком стихотворении мы говорили на прошлом

стихотворение Н. А. Некрасова «На

занятии?

Волге».

В стихотворении «На Волге» автор

В чём хочет убедить нас автор стихотворения «На

рассказывает о тяжёлой жизни, силе,

Волге»?

величии, красоте русского народа.

3. Слово учителя.

Дома вы все прочли фрагмент из поэмы «Мороз,

В отрывке, который приводится в

Красный нос», быть может, у вас возник вопрос о

учебнике, нет ни слова о Морозе,

названии поэмы? Задайте его сейчас.

Сейчас я расскажу вам вкратце содержание поэмы, и тот, кто будет слушать меня внимательно, узнает ответ на заданный вопрос.

В поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» рассказывается о нелёгкой судьбе русской женщины, крестьянки Дарьи. Начинается поэма с того, что муж Дарьи, Прокл, как многие крестьяне, отправляется за много вёрст на базар с обозом. На дворе в это время стоит очень холодная зима, обоз попадает в метель, Прокл замерзает насмерть. Дарье приходится собственноручно похоронить мужа. Героиня остаётся одна с детьми, чтобы

почему же поэма названа именно так?

прокормить ребят, берётся за самую тяжёлую, мужскую работу. Вот в этой женщине, русской крестьянке, Н. А. Некрасов увидел не просто силу, а красоту, поэзию.

Так почему же поэма названа именно «Мороз, Красный нос»?

Добрый это Мороз или злой? Символом чего является Мороз?

Мороз - символ нелёгкой доли русского народа, символ испытаний, которые воспитывают в русских людях стойкость, силу духа и самоотверженность.

4. Физминутка

    Мороз - собирательный образ, он может быть лютым и суровым, а может быть весёлым и озорным.

    Сейчас мы немножко поиграем. Повторяйте за мной: «Озорной старик Мороз разукрасил щёки, нос! Я Мороза проучу: я ногами постучу и похлопаю в ладошки (снег посыпал всё дорожки!), уши я потру... соседу, сяду в сани и поеду».

5. Сообщение темы и цели урока

Обратите внимание на экран. Перед вами картины русских художников, которые объединены одной общей темой. Что это за тема?

Совершенно верно. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Поэтический образ русской

женщины в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

На всех картинах изображены русские

крестьянки.

6. Работа в группах. Анализ отрывка

Тот отрывок, который вы прочитали дома, полностью посвящён образу русской женщины. Давайте же выясним, что, по мнению Н. А. Некрасова, делает русскую женщину достойной уважения, восхищения и любви.

Разделитесь, пожалуйста, на 4 группы. Каждая группа

будет работать с текстом отрывка, но задание у всех будет

разное.

Капитаны групп, подойдите ко мне и вытяните жребий с

заданием. Каждой группе я выдам пакет с таблицами (по

таблице каждому ученику) и заданием. Капитан

контролирует выполнение задания и запись в тетрадь.

Работа в группах.

Когда последний человек в группе выполнит задание,

капитан поднимет сигнальную карточку.

Анализ произведения.

    Г руппы готовы?

    В таком случае я попрошу одного представителя из группы выступить перед классом, рассказать о том, что группа сделала, прочитать свои ответы, выделить самых активных участников группы.

(Оценки самым активным участникам выставляются сразу) Пока представитель одной группы выступает, остальные заполняют ту графу в таблице, о которой идёт речь.

Выступление.

7. Итог урока.

Итак, сегодня мы с вами вели разговор о поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и об образе русской

женщины в этой поэме.

Синтез.

Давайте теперь, когда мы подробно разобрали

произведение, назовём его тему и идею. О чём

рассказывает этот отрывок поэмы? Зачем Н. А. Некрасов

написал о русской женщине именно так, а не иначе? Что он хотел этим сказать, в чём убедить читателя?

Запишите тему и идею произведения в тетрадь.

    В поэме «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасов рассказывает о нелёгкой жизни русской крестьянки.

8. Домашнее задание.

силу духа, трудолюбие и красоту

русской женщины.

Дома вам нужно будет написать мини-сочинение на тему: «Что мне больше всего понравилось в образе русской женщины, созданном Н. А. Некрасовым?».

9. Организационный момент.

Поднимите, пожалуйста, над головой дневники,

покажите домашнее задание.

Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо. Урок окончен.

Нарисовать портрет русской женщины.

Задание группе №2.

Тема: «Нрав, характер»

    Найти в тексте 4 слова, выражения, которые описывают нрав русской женщины.

    1. Найти в тексте 4 художественных средства (метафоры, преувеличения, эпитеты, сравнения).

      Записать художественные средства в 4 столбик по образцу:

    Приём (примеры) - Метафора («Есть женщины в русских селеньях... с походкой, со взглядом цариц... », « ...посмотрит - рублём подарит. », ... )

      Определить вид рифмовки в отрывке.

Перед вами отличное сочинение на тему «Образ русской женщины в поэзии Некрасова». Надеюсь, оно поможет вам и даст вам пищу для размышления перед написанием собственного сочинения.

В сочинении анализируются стихотворения «Тройка «, «В полном разгаре… «, «Соловьи «, a также эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос «, «Русские женщины » и «Кому на Руси жить хорошо?»

ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА

Некрасов — великий русский поэт, который всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти — дави не дави «. Центральный герой произведений Некрасова — народ. Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников.

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины . «Тип величавой славянки » поэт пишет всегда с огромным уважением и любовью. Образу русской женщины посвящены такие стихотворения, как «Тройка «, «В полном разгаре… «, эпизоды из поэм «Мороз, Красный нос «, «Русские женщины » и «Кому на Руси жить хорошо?».

Первые два стихотворения перекликаются. В «Тройке » автор только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет:

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Примерно такой жизненный путь проходят все женщины-крестьянки России. Стихотворение «В полном разгаре… » открывает нам реальный эпизод из такой крестьянской жизни:

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки, -

Надо ребенка качать!

Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка » мы читаем горькие слова:

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

«Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ,» — говорит поэт об участи русской женщины.

В поэме «Мороз, Красный нос » крестьянка Дарья не смогла выдержать всю тяжесть мужской работы и, не найдя ни в чем поддержки, погибла. Такая исступленная самоотверженность в работе очень свойственна русской женщине. Работа является для нее и тяжким бременем и отдохновением душевным. Не имея других источников радости и способов отдыха, она умеет найти их в работе, умеет выискать кусочек счастья и в своей обделенной судьбе. Так Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» довольна уже тем, что муж не бьет ее. А женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного. И в конце ее грустной истории звучит вывод: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать! »

Говоря о женской участи, поэт не переставал восхищаться духовными качествами всех героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Еще в одной своей поэме «Русские женщины » Некрасов рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь, которые отправились вслед за мужьями, не страшась сибирских морозов, голода, лишений и не считаясь с потерей титулов и состояний. Здесь тоже открываются золотые черты характера русской женщины.

Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит об этой стороне характера крестьянок, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет ”.

Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет ”.

Умеет русская женщина, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит «. Она строга к лентяям, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание. Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия — богатыря русского. Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражания.

Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях и глубокое чувство ответственности за их жизнь заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре… » из сил выбивается, чтобы был сыт ее малыш.

Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи «. Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей, конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины «, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки «. Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости. Его молодая неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв позорное наказание на себя.

Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов