Изучаем звонкие и глухие согласные для дошкольников. Учимся читать
Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.
Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .
Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.
Королевство звуков — Фонетика
В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.
Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.
Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.
Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.
Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.
Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.
Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .
Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.
Как выучить мягкие и твердые согласные
Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.
О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .
Как различать звонкие и глухие согласные
А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.
Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.
Приятного вам знакомства с миром Фонетики!
Всего самого доброго!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале "Мастерская на радуге"
На логопедический пункт принимаются дети, которые с трудом овладевают письмом и чтением.
Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфия (расстройство письма) и дислексия (расстройство чтения).
Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени моей практической работы показал, что эти ошибки происходят в основном из-за того, что у ребенка недостаточно развит фонематический слух. Вследствие чего он не представляет себе звуковой состав слова, что приводит к нарушению дифференциации фонем, а это проявляется в замене фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме, хотя в устной речи чаще всего аналогичные замены отсутствуют.
Цели проекта:
- Формирование фонематического слуха.
- Выработка четкой дифференциации акустически близких звуков.
- Развитие навыка звукового анализа; грамматического строя речи; обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Задачи:
- Развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
- Развивать знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому парные согласные нужно проверять.
- Дать понятие того, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, а слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
- Развивать умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
В тетрадь включены задания по следующим направлениям:
Фонетические
- грамматические
- орфографические
- графические
Материал по работе над парами согласных в тетради расположен в определенной последовательности с учетом постепенного усложнения и включает слова со смешиваемыми звуками:
- Уточнение артикуляции звуков, их акустическая характеристика (таблицы парных согласных).
- Выделение звуков на фоне слога (чтение и повтор слогов).
- Формирование умения определять наличие звуков в слове (чтение чистоговорок, слов).
- Формирование умения связывать пару звуков с соответствующими буквами (корректурная проба).
- Формирование фонематического анализа и синтеза (задания на отработку звуковой структуры слова, нахождение места звука в слове).
- Дописывание недостающих букв (парных согласных).
Во все разделы «Различай согласные» включен материал на отработку орфограммы «правописание парных согласных в конце слова». Это таблица, в которой проверочное слово учащиеся пишут перед проверяемым, что позволяет писать с опорой на проверку (сады – сад). Перед каждым таким заданием у ребенка есть возможность повторить правило. Что в конечном итоге приводит к заучиванию его и успешному применению.
Согласно программе начальных классов по русскому языку проверка осуществляется на фонетической основе, оперируя фонетическими знаниями.
Использование скороговорок, чистоговорок, веселых стихов приводит к закреплению правильного произношения детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи. Скороговорки развивают фонематический слух. Ребята понимают, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься – получится другое слово, будет не понятно, о чем говорится.
В тетради имеются грамматические задания, цель которых обеспечение полноценного формирования грамматического строя. Это задания на словоизменение: образование прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными во множественном числе, на употребление предлогов; и на словообразование: образование притяжательных прилагательных («У кого чье?»), образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, работа над пониманием предлогов, верного употребления их в связной речи.
На протяжении всех занятий проводится работа по расширению, уточнению, закреплению, активизации словарного запаса, сочетанию упражнений по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения. В начале каждого раздела предлагается Карандашный диктант. Это одно из упражнений для исправления дисграфии. После тщательного разбора всех орфограмм дети под диктовку записывают небольшой текст, 3-5 предложений с последующей самостоятельной проверкой.
Если ребенок находит ошибку, то ее не нужно зачеркивать, оставлять грязь в тетради. Стоит только стереть неправильно написанную букву резинкой и работа остается чистой и аккуратной. При проверке работы логопедом, так же надо указать на ошибку только точкой над неправильной буквой или в последующем чертой на полях. Затем тетрадь возвращается ребенку для повторного просмотра и исправления ошибок. Малыш опять имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
В конце каждого раздела проводится «Проверка знаний». В этом упражнении ребенку предлагаются задания на умение дифференцировать акустически близкие звуки, применять изучаемую орфограмму «правописание парных согласных в конце слова», а логопеду помочь выяснить, насколько ребенок усвоил это правило.
Данная тетрадь удобна как ребенку, так и логопеду. В ней собраны многие задания, направленные на дифференциацию акустически близких звуков, на формирование всех компонентов речи. Ребенку не приходится переписывать нудные карточки с заданиями, а лишь вставить букву, заполнить таблицу, дописать предлог, можно пользоваться карандашом или ручкой на выбор. Тетрадь позволяет логопеду не тратить время на подбор необходимого материала к каждому уроку, обновлять ежегодно карточки и картинки.
Считаю, что занимаясь по данной «Логопедической тетради», проходя с ребенком шаг за шагом по ее страничкам, педагоги останутся довольны результатом.
Логопедическая тетрадь «Различай парные согласные».
Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.
По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].
Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.
На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.
Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"
Цель игры
: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Обучение грамоте дошкольника один из сложнейших видов деятельности. Будущий первоклассник должен уметь не только читать, владеть звукобуквенным анализом, но и правильно употреблять термины "звук", "буква", "слог", "слово" и "предложение". Также различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Но не все дети, даже те, которые правильно произносят звуки, различают парные звонкие и глухие согласные. Данная презентация поможет детям выделить звуки в начале слова и находить слова на парный звук. Игровые упражнения развивают фонематический слух, так как первые звуки слов очень похожи по звучанию, и нужно быть очень внимательным, чтобы их различать. Играя, ребенок познакомится с парами звонких и глухих согласных звуков: [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [в] - [ф], [з] - [с], [ж] - [ш]. Обратите внимание на то, что звуки называются парными, потому что произносятся почти одинаково. Разница лишь в том, что первые звуки произносятся с голосом, они - звонкие, а вторые звуки произносятся без голоса, они - глухие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (звонкие и глухие согласные звуки)
Дидактическая игра "Четвертый лишний" (звонкие и глухие согласные звуки) содержит красочный картинный материал и поможет ребенку закрепить умение дифференцировать согласные звуки по звонкости-глухости...
Игры на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков
Предлагаемые дидактические игры развивают умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости). Игры используются воспитателям...
Цели.
- Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.
- Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать мышление и память.
- Воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование.
- Демонстрационный материал: символы звонких и глухих согласных. (Рисунок 1)
- Предметные картинки: трава, паучок, цветы, шиповник, черника, земляника, мак, ромашка, жук, грибы, колокольчик, кузнечик, хвощ, муравей, дятел, крот, слон, смородина, козы, косы.
- Игрушки: Кнопочка (Рисунок 35) в коробке и Лохматик (Рисунок 36) в лукошке.
- Указатели с надписями: “тропинка” и “дорожка”, “камень” у развилки дорог. Иллюстрации к сказке “Репка”.
- Раздаточный материал: тетради, ручки синего и зеленого цвета, карандаши, карточки с индивидуальными заданиями, наборы для составления схем.
Ход занятия
I. Оргмомент
Л. - Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.
II. Повторение
Л. - Какие звуки называются согласными?
Д. - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.
Л. - Какие бывают согласные звуки?
Д. - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л. - Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных.
Какой согласный звук называется звонким?
Д. - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Л. - Какой согласный звук называется глухим?
Л. - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Д. - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.
Л. - Молодцы.
Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.
III. Дифференциация звуков по звонкости - глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.
Л. - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)
З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Л. - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
Что надо узнать?
Д. - Надо узнать, где тропинка, а где дорожка.
Л. - Какой первый звук в слове тропинка?
Д. - В слове тропинка первый звук [т] - согласный глухой.
Л. - Значит, тропинка состоит из слогов...
Д. - .. .с глухими согласными.
Л. - Какой первый звук в слове дорожка?
Д. - В слове дорожка первый звук [д] - согласный звонкий.
Л. - Значит, дорожка состоит из слогов...
Д. - .. .со звонкими согласными.
Л. - Кто догадался, где тропинка?
Р. - Вот это - тропинка, потому что здесь все слоги с глухими согласными звуками.
Л. -Я проверю первый слог, остальные проверите вы.
В слоге (по) согласный звук [п], он глухой.
Л. - Тропинку мы нашли, значит это дорожка? Проверьте!
Д. - В слоге (ма) согласный звук [м] - он звонкий...
(Проверяют оставшиеся слоги и ставят правильно указатели).
Л. - Молодцы, справились и с этим заданием. Пойдем по тропинке? Но стойте, ребята,
давно я смотрю на эту коробочку и на это лукошко. Зачем они здесь, на нашем пути?
(Логопед достает из лукошка игрушку, а потом и вторую). (Рисунок 4)
Ой, Лохматик, как ты тут оказался? Теперь я догадываюсь, кто в этой красной коробочке прячется. Кнопочка, выходи! Знакомьтесь, ребята, это неразлучные друзья: Кнопочка и Лохматик. Они так хотели попасть к вам на занятие, вот и спрятались здесь. Что с ними делать? Возьмем их с собой? Тогда пусть они помогают нам различать звонкие и глухие согласные.
Л. - Какой первый звук в слове Кнопочка?
Д - В слове Кнопочка первый звук [к] – согласный, глухой.
Л. - Вот тебе, Кнопочка, наушники - символ глухого звука. (Рисунок 1)
Какой первый звук в слове Лохматик?
Д. - В этом слове первый звук [л] - согласный звонкий.
Л. -Возьми, Лохматик, звонкий колокольчик. (Рисунок 1). А теперь – в путь!
(Логопед читает надпись на камне).
По тропинке вы пойдете
Там полянку вы найдете.
(Дети читают хором цепочку слогов).
Л. - Вот и пришли мы на полянку. А на ней чего только нет!
На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза. (Рисунки , , , , , , , , , , )
3. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Коллективная работа.
Л. - Какой первый звук в слове полянка?
Д. - В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.
(Логопед прикрепляет символ глухих согласных – наушники, над картинками).
Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.
(Дети классифицируют картинки, убирая с доски неподходящие).
Д. - Трава – в этом слове первый звук [т], он согласный, глухой. Траву надо оставить на полянке. Мак- в этом слове первый звук [м], он согласный, звонкий. Мак уберем с полянки. И т.д.
Л. - Кнопочка говорит, что на полянке всегда растут ромашки (Рисунок 16), а в траве прыгают кузнечики (Рисунок 17). (Картинки выставляются на доске) Оставим эти картинки?
Д. - Кузнечика оставим, а ромашки надо убрать, потому что в этом слове первый звук [р] - согласный, звонкий.
4. Различение звонких и глухих согласных в начале слова. Самостоятельная работа с карточками.
Л. - У каждого есть вот такой листок (Рисунки , , , , , ). В середине листа - полянка, по бокам картинки. Надо соединить с полянкой те картинки, в названии которых первый звук согласный глухой. Выполняйте задание.
Л. - Назовите, что вы поместили на свою глухую полянку?
(Дети поочередно называют слова, начинающиеся на глухой согласный звук).
5. Различение звонких и глухих согласных в конце слова. Работа в тетрадях.
Л. - А теперь поиграем в игру “Третий лишний”.
(Логопед демонстрирует картинки с изображениями дятла, крота и слона). (Рисунки , , )
Кто здесь третий лишний?
Д. - Дятел лишний, потому что это птица, а крот и слон - животные.
Л. - Можно проверить и по-другому. “Запишите” эти слова по порядку и определите последний звук в слове.
Дети изображают слово схематично, рисуя полоску. В конце полоски рисуют синий квадрат, изображая твердый согласный звук. Над звонкими звуками ставят точку (звоночек ). Скажите, кто теперь лишний?
Д. - Крот лишний, потому что в этом слове последний звук согласный глухой, а в остальных словах последний звук звонкий.
(Логопед демонстрирует картинки: муравей, колокольчик и хвощ). (Рисунки , , )
Л. - Кто здесь третий лишний?
Д. - Муравей лишний. Это насекомое, а колокольчик и хвощ - это растения.
Л. - Проверьте по последнему звуку в слове. Кто третий лишний?
(Дети в тетради выполняют аналогичную работу)
Д. - Муравей лишний. Последний звук в этом слове - согласный звонкий, а в остальных словах - глухой.
Л. - Какие картинки мы можем поместить на глухую полянку?
Д. - Крот, колокольчик и хвощ.
Л. - Чудесная полянка получилась у нас. Кому подарим полянку - Кнопочке или Лохматику? А тебе, Лохматик, в твое лукошко соберем картинки, названия которых начинаются на звонкий согласный. Вот тебе жук, мак, грибы и земляника. Ребята, а вы какие картинки отдадите Лохматику?
(Логопед проходит с лукошком мимо детей . Дети, имитируя движение, “кладут картинки” в лукошко, называя слова с индивидуальной карточки со звонким согласным в начале).
А теперь попрощаемся с игрушками.
6. Физкультминутка.
Л. - Встаньте, покажите, как вы шли к полянке.
Мы к лесной полянке вышли, (Дети шагают)
Поднимая ноги выше, -
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Собирали ягоды, (Наклоны вперед)
И вели им счет:
Две ягоды в кружку, (Каждый палец поочередно касается большого пальца)
Две ягоды в рот.
Л. - А кто помнит, какие ягоды росли на нашей полянке? (Черника, смородина и земляника)
Л. - Нас ждет звонкая дорожка. Пойдете по ней?
(Логопед читает на камне)
А пойдете по дорожке -
Может быть, найдете кошку.
Странно.
Звонкая дорожка
Мимо быстрой речки,
Под названьем Ласка,
Вдоль берез высоких
Привела нас в сказку.
Л. - Какой первый звук в слове сказка?
Д. - Первый звук [с], он согласный, глухой.
Л. - Очень Странно. Шли по звонкой дорожке...
(На доске табличка с надписью: звонкая сказка)
Ах, это звонкая сказка! Значит, не ошиблись.
На доске иллюстрации к сказке “Репка”. (Рисунки , )
Узнали, какая сказка?
Но что это?
Бедная, бедная, бедная книжка
Бабка в ней плачет, и внучка, и мышка
В сказке случилась большая беда
Кошка ушла, не знают куда.
Звонкою сказка хотела бы стать. Кошку решили сначала прогнать. Кошка обиделась, “мяу” сказала, Хвостом вильнула, и с книжки сбежала.
В сказке все плачут теперь без конца.
Нет в этой сказке былого конца.
Кошку на место скорее верните!
Звонкою сказке стать помогите!
Л. - Что случилось в этой сказке?
Д. - Из сказки ушла кошка.
Л. - Надо сначала узнать, почему прогнали кошку.
7. Выделение и характеристика первого звука в слове. Решение логической задачи. Работа в тетрадях.
Л. - Будем записывать всех героев сказки. Достаточно записать первый звук. Какой первый звук в слове репка?
Д. - Первый звук [р"], он согласный, мягкий, звонкий. Нарисуем зеленый квадратик, над ним поставим звоночек - точку.
Л. - Работайте самостоятельно.
Л. - Кто догадался, почему прогнали кошку?
Д. - Все герои сказки начинаются на звонкий согласный звук, а кошка - на глухой. Если убрать кошку, то сказка станет звонкой.
Л. – Но, почему же тогда все плачут?
Д. - Не могут вытянуть репку без кошки. Сказка не может закончиться.
Л. - Как нам кошку вернуть в сказку?
Д. - Придумать ей имя, которое начинается на звонкий согласный звук. (Мурка)
Л. - Что изменится?
Д. - Звук [к] поменяем на [м], он звонкий. Вот теперь вся сказка звонкая.
Л. - Молодцы, ребята! И сказке помогли стать звонкой, и кошку вернули. Надо позвать ее. Закройте глазки и ласково скажите: кис-кис-кис, Мурочка, вернись!
После этого детям демонстрируется счастливый конец сказки. (Рисунок 32)
8. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.
Л. - Вот вам загадка от деда и бабки: С глухим они траву срезают. Со звонким - листья объедают.
На доске выставляются картинки: козы, косы. (Рисунки , )
Д. - Траву срезают косы, листья объедают козы.
Л. - Составьте звуковую схему слова козы. Составьте звуковую схему слова косы. Все ли звуки одинаковы в этих словах?
Д. - Нет. Третий звук в слове козы звонкий, а в слове косы - глухой.
Л. - А чем еще отличаются эти слова?
Д. - У них разные значения.
Л. - Что будет, если звук [з] поменять на [с]?
Д. - Козы превратятся в косы.
Л. - Мы видели, как один звук может изменить значение слова. Послушайте предложения и исправьте в них ошибки:
Жила-была коса с козлятами.
В каком слове ошибка?
Д. - Ошибка в слове коса. Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.
Кукареку! Несу козу на плечи, хочу лису посечи. Уходи лиса вон!
Д. - Ошибка в слове козу. Надо поменять звук [з] на звук [с]. Несу косу.
IV. Итог. Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.