Евангелие от матфея в кратком содержании. Краткие сведения о евангелии

11.11.2019

Епископ Александр (Милеант)

Евангелия

История Евангельского текста

Время написания Евангелий

Значение четверичного числа Евангелий

Взаимоотношения Евангелий

Характер каждого из четырёх Евангелий

Евангелие от Матфея

Евангелие от Марка

Евангелие от Луки

Евангелие от Иоанна

Заключение

С лово “Евангелие ” значит доброе известие , или - благая и радостная весть. Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, - о всем том, что Он сделал для установления праведной жизни на земле и спасения нас, грешных людей.

До пришествия на землю Сына Божия люди представляли Бога, как всемогущего Творца, грозного Судью, пребывающего в неприступной славе. Иисус Христос дал нам новое понятие о Боге, как о близком нам, милосердном и любящем Отце . “Видевший Меня, видел Отца” - говорил Иисус Христос Своим современникам (Ин 14:9).Действительно, весь облик Христа, каждое Его слово и жест были проникнуты бесконечным состраданием к падшему человеку. Он был, как Врач среди больных. Люди чувствовали Его любовь и тысячами тянулись к нему. Никто не слышал отказа, - Христос всем помогал: очищал совесть грешников, исцелял расслабленных и слепых, утешал отчаявшихся, освобождал одержимых дьяволом. Его всемогущему слову подчинялась природа и самая смерть.

В этой брошюре мы хотим познакомить читателя с временем и обстоятельствами писания Евангелий. В конце приведем избранные наставления Спасителя. Хочется, чтобы все глубже вникали в жизнь и учение нашего Спасителя. Ведь чем больше мы читаем Евангелие, тем прочнее мы усваиваем правильный образ мыслей. Приобретая же личный духовный опыт, мы начинаем убеждаться в реальной близости нашего Спасителя. Мы чувствуем, что Он - наш Добрый Пастырь, Который ежедневно избавляет нас от бедствий и руководит нашей жизнью.

В наш век, когда люди слышат и читают столько противоречивых и необоснованных суждений, следовало бы Евангелие сделать своей настольной книгой. Ведь в то время, как все остальные книги содержат мнения обыкновенных людей, в Евангелии мы слышим бессмертные слова Господа Бога!

История Евангельского текста

В се новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом “кини ,” на котором говорили или, во всяком случае, который понимали все культурные обитатели и на Востоке и на Западе тогдашней Римской Империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Евангелисты потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX-го века, как и раздельное написание слов. Знаки же препинания введены только по изобретении книгопечатания в XV-м веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на западе кардиналом Гугом в XIII-веке, а разделение на стихи - парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке.

В лице своих ученых епископов и пресвитеров Церковь всегда заботилась об охранении текста священных книг от всяких искажений, всегда возможных, особенно до изобретения книгопечатания, когда книги переписывались от руки. Есть сведения, что над исправлением текста в неисправных списках много трудились такие ученые мужи христианской древности, как Ориген, Исихий, еп. Египетский и Лукиан, пресвитер Антиохийский (Они жили во второй половине 3-го века после Р. Хр.).С изобретением книгопечатания стали следить за тем, чтобы новозаветные священные книги печатались только по лучшим древнейшим рукописям. В первой четверти XVI-го века появилось почти одновременно два печатных издания новозаветного греческого текста: так наз. Комплютенская Полиглотта в Испании и издание Эразма Ротердамского в Базеле. В прошлом столетии необходимо отметить, как образцовые, труды Тишендорфа - издание, явившееся в результате сравнения до 900 рукописей Нового Завета.

Как эти добросовестные критические труды, так, в особенности, неусыпная забота Церкви, в которой живет и которой руководит Дух Святой, убеждают нас в том, что мы обладаем в настоящее время чистым неповрежденным греческим текстом новозаветных священных книг.

Во второй половине 9-го столетия новозаветные священные книги были переведены просветителями славян равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием на “язык словеньск,” до некоторой степени общий и более или менее понятный для всех славянских племен болгаро-македонский диалект, на котором говорили в окрестностях г. Солуни, родины святых братьев. Древнейший памятник этого славянского перевода сохранился у нас в России под названием “Остромирова Евангелия,” называемого так потому, что оно было написано для новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием в 1056-57 г.г.

С течением времени первоначальный славянский текст подвергался у нас некоторой незначительной русификации. Современный русский перевод сделан в первой половине XIX-го века.

Время написания Евангелий

В ремя написания каждой из священных книг Нового Завета не может быть определено с безусловной точностью, но совершенно несомненно, что все они были написаны во второй половине первого века. Это видно из того, что целый ряд писателей второго века, такие как святой мученик Иустин Философ в своей апологии, написанной около 150 г., языческий писатель Цельс в своем сочинении, написанном тоже в середине второго века, и особенно Священномученик Игнатий-Богоносец в своих посланиях, относящихся к 107-му году, - все делают множество ссылок на новозаветные священные книги и приводят из них дословные выдержки.

Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых Апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Как ни пыталась так называемая “отрицательная критика” подорвать веру в историческую достоверность и подлинность наших Евангелий и других священных книг, относя их появление в свет к значительно более позднему времени, (напр. Баур и его школа). новейшие открытия в области патристической (творениях святых отцов Церкви). литературы со всей убедительностью свидетельствуют, что все они написаны в первом веке.

По целому ряду соображений можно заключить, что Евангелие от Матфея написано раньше всех и никак не позже 50-60 г.г. по Р. Хр. Евангелия от Марка и Луки написаны несколько позже, но во всяком случае раньше, чем разрушение Иерусалима, то-есть до 70 года по Р. Хр., а святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие позже всех, в конце первого века, будучи уже в глубокой старости, как некоторые предполагают, около 96 года. Несколько раньше был написан им Апокалипсис. Книга Деяний Апостольских написана вскоре после Евангелия от Луки, потому что, как видно из предисловия к ней, она служит его продолжением.

Значение четырех Евангелий

В се четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его славном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собой единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном.

Обычным символом для четырех Евангелий служит таинственная колесница, которую видел пророк Изекииль при реке Ховар (Иез. 1:1-28), и которая состояла из четырех существ, напоминавших своим видом человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с 5-го века, изображает Матфея с человеком или ангелом, Марка со львом , Луку с тельцом , Иоанна с орлом.

Кроме наших четырех Евангелий, в первые века известно было до 50-ти других писаний, называвших себя также “евангелиями” и приписывавших себе апостольское происхождение. Церковь отнесла их к списку “апокрифических” - то есть, недостоверных, отвергнутых книг. Эти книги содержат в себе искаженные и сомнительные повествования. К таким апокрифическим евангелиям относятся “Первоевангелие Иакова,” “История Иосифа плотника,” “Евангелие Фомы,” “Евангелие Никодима” и другие. В них, между прочим, впервые записаны легенды, относящиеся к детству Господа Иисуса Христа.

Взаимоотношение между Евангелиями

И з четырех Евангелий содержание первых трех - от Матфея, Марка и Луки - во многом совпадает, близко друг к другу, как по самому повествовательному материалу, так и по форме изложения; четвертое же Евангелие от Иоанна в этом отношении стоит особняком, значительно отличаясь от первых трех, как излагаемым в нем материалом, так и самим стилем, формой изложения.

В связи с этим первые три Евангелия принято называть “Синоптическими,” от греческого слова “синопсис,” что значит: “изложение в одном общем образе.” Но хотя первые три Евангелия весьма близки между собой и по плану и по содержанию, в каждом из них есть, однако, и свои особенности.

Синоптические Евангелия повествуют почти исключительно о деятельности Господа Иисуса Христа в Галилее, святой Иоанн - в Иудее. Синоптики рассказывают, главным образом, о чудесах, притчах и внешних событиях в жизни Господа, ап. Иоанн ведет рассуждения о глубочайшем ее смысле, приводит речи Господа о возвышенных предметах веры.

При всем различии между Евангелиями, в них нет внутренних противоречий; при внимательном чтении легко найти ясные признаки согласия между синоптиками и святым Иоанном. Так, св. Иоанн мало рассказывает о галилейском служении Господа, но он, несомненно, знает о неоднократном продолжительном пребывании Его в Галилее; синоптики ничего не передают о ранней деятельности Господа в Иудее и самом Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто у них встречаются. Так, и по их свидетельству, у Господа были в Иерусалиме друзья, ученики и приверженцы, как напр., владелец горницы, где происходила Тайная Вечеря, и Иосиф Аримафейский. Особенно важны в этом отношении слова, приводимые синоптиками: “Иерусалим! Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей,”- выражение явно предполагающее многократное пребывание Господа в Иерусалиме.

Основная разница между синоптиками и св. Иоанном заключается в записанных ими беседах Господа. У синоптиков эти беседы весьма просты, легко доступны пониманию; у Иоанна - они глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто предназначены не для толпы, а для какого-то более тесного круга слушателей. Но это так и есть: синоптики приводят речи Господа, обращенные к галилеянам, людям простым и невежественным, Иоанн передает, главным образом, речи Господа, обращенные к иудеям, книжникам и фарисеям, людям, искушенным в знании Моисеева закона, более-менее высоко стоявшим на ступенях тогдашней образованности. Кроме того, у Иоанна, как мы увидим дальше, особая цель - возможно полнее и глубже раскрыть учение об Иисусе Христе, как о Сыне Божием, а эта тема, конечно, гораздо более трудная для понимания, чем столь понятные, легко доступные пониманию притчи синоптиков. Но и тут нет между синоптиками и Иоанном большого расхождения. Если синоптики выставляют более человеческую сторону Христа, а Иоанн, по преимуществу - божественную, то это еще не значит, что у синоптиков совсем отсутствует божественная сторона или у Иоанна - человеческая. Сын Человеческий у синоптиков есть также и Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Равным образом, Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, Который принимает приглашение на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет над гробом Своего друга Лазаря.

Таким образом, синоптики и св. Иоанн взаимно друг друга дополняют и только в своей совокупности дают цельный образ Христа, каким он воспринят и проповедуется Церковью.

Характер каждого из Четырех Евангелий

П равославное учение о боговдохновенности книг Священного Писания всегда держалось того взгляда, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Дух Святой не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Св. Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его над своими обыкновенными границами. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из Евангелистов. Различаются построением речи, слогом, некоторыми особенными выражениями; различаются они между собой и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех Евангелистов.

Поэтому для лучшего истолкования и понимания Евангелия, нам необходимо ближе познакомиться с личностью, характером и жизнью каждого из четырех Евангелистов и обстоятельствами, при которых каждое из четырех Евангелий было написано.

Евангелие от Матфея

Е вангелист Матфей, носивший также имя Левия, состоял в числе 12-ти Апостолов Христовых. До своего призвания к апостольскому служению он был мытарем, то-есть сборщиком податей, и, как таковой, конечно, нелюбим своими соотечественниками - евреями, презиравшими и ненавидевшими мытарей за то, что они служили неверным поработителям их народа и притесняли свой народ взыманием податей, причем в своих стремлениях к наживе часто брали много больше, чем следует.

О своем призвании св. Матфей рассказывает сам в 9 гл. своего Евангелия, называя себя именем “Матфея,” в то время как Евангелисты Марк и Лука, повествуя о том же, именуют его “Левием.” У евреев было в обычае иметь несколько имен.

Тронутый до глубины души милостью Господа, не гнушавшегося им, несмотря на общее презрение к нему евреев и особенно духовных вождей еврейского народа- книжников и фарисеев, Матфей всем сердцем воспринял учение Христово и особенно глубоко уразумел его превосходство над преданиями и воззрениями фарисейскими, носившими печать внешней праведности, самомнения и презрения к грешникам. Вот почему он один приводит так подробно сильную обличительную речь Господа против книжников и фарисеев - лицемеров, которую мы находим в 23 гл. его Евангелия. Надо полагать, что по той же причине он особенно близко принял к сердцу дело спасения именно своего родного еврейского народа, столь пропитавшегося к тому времени ложными понятиями и взглядами фарисейскими, а потому его Евангелие написано преимущественно для евреев . Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только несколько позже, может быть самим же Матфеем, переведено на греческий язык.

Написав свое Евангелие для евреев, св. Матфей ставит своей главной целью доказать им, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором предсказывали ветхозаветные пророки, что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве уясняется и воспринимает свой совершенный смысл. Поэтому он и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа , желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама , и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет , чтобы доказать исполнение на Нем ветхозаветных пророчеств. Назначение первого Евангелия для евреев видно из того, что св. Матфей, упоминая об иудейских обычаях, не считает нужным объяснить их смысл и значение, как это делают другие Евангелисты. Равным образом оставляет без объяснения и некоторые арамейские слова, употреблявшиеся в Палестине.

Св. Матфей долгое время и проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Е вангелист Марк носил еще имя Иоанна. По происхождению он тоже был иудеем, но не состоял в числе 12-ти Апостолов. Поэтому он и не мог быть таким постоянным спутником и слушателем Господа, каким был св. Матфей. Свое Евангелие он написал со слов и под руководством св. Апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только в одном Евангелии от Марка рассказывается о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52 В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия - св. Марка. Мать его Мария упоминается в книге Деяний, как одна из жен, наиболее преданных вере Христовой: в ее доме в Иерусалиме верующие собирались для молитвы. Марк участвует впоследствии в первом путешествии св. Апостола Павла вместе с другим его спутником Варнавой, которому он приходился племянником по матери. Он находился при ап. Павле в Риме, откуда написано послание к Колоссянам.

Далее, как видно, св. Марк стал спутником и сотрудником св. Апостола Петра, что подтверждается словами самого Апостола Петра в его первом соборном послании, где он пишет: “Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой” (1 Петр. 5:13, здесь Вавилон, наверно, иносказательное наименование Рима). Перед своим отходом его вновь призывает к себе св. Ап. Павел, который пишет Тимофею: “Марка возьми с собою, ибо он мне нужен для служения.” По преданию св. Ап. Петр поставил св. Марка первым епископом Александрийской церкви, и св. Марк мученически окончил свою жизнь в Александрии.

По свидетельству св. Папия, епископа Иерапольского, а также св. Иустина-философа и св. Иринея Лионского, св. Марк написал свое Евангелие со слов св. Ап. Петра. Св. Иустин называет его даже прямо “памятными записями Петра.” Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди св. Ап. Петра, которую св. Марк сделал по просьбе христиан , живших в Риме . Самое содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников . В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как напр., “spеculаtоr” и другие. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа . В его Евангелии Иисус не “сын Давидов,” как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

Д ревний историк Евсевий Кесарийский говорит, что св. Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что св. Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый “прозелит,” то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий, он был врачом, что видно из послания св. Ап. Павла к Колоссянам; церковное предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70-ти ученикам, изложенные со всей подробностью, делают заключение, что он принадлежал к числу 70-ти учеников Христовых. Необыкновенная живость его повествования о явлении Господа двум ученикам на пути в Эммаус, причем по имени называется только один из них -Клеопа, а также и древнее предание, свидетельствуют, что он был одним из этих двух учеников, удостоившихся явления Господа (Луки 24:13-33).

Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. Ап. Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Ап. Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филипийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2-ое послание к Тимофею и которые закончились мученической смертью. Есть сведения, что после смерти Ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при императоре Констанции (в середине 4-го века). были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Ап. Андрея.

Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Св. Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, “достопочтенного” Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (См. Луки 1:14 и Деяний 1:1-2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

“Державный Феофил,” для которого написано третье Евангелие, не был жителем Иудеи, и не бывал в Иерусалиме: иначе не нужно было бы св. Луке делать ему разные географические пояснения, в роде, напр. того, что Елеон находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т.п. С другой стороны, ему, видимо, известнее были Сиракузы, Ригия, Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в кн. Деяний, св. Лука не делает никаких пояснений. По утверждению Климента Александрийского (начало 3-го столетия), Феофил был богатым и знатным жителем Антиохии (Сирия), исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Св. Ап. Павла, спутником и сотрудником которого был св. Лука. Как “Апостол язычников” св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия - Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, которую явно проводит на протяжении всего своего повествования третье Евангелие, родословие Иисуса Христа доведено в нем до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38).Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в Сарепту Сидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана-Сириянина (4:26-27), притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением св. Ап. Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека перед Богом не делами законами, а благодатью Божией, даруемой единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. Достаточно вспомнить, кроме упомянутых уже притч о блудном сыне и о мытаре и фарисее, еще притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхее и др. места, как и знаменательные слова о том, что “радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся.”

Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее книги Деяний Апостольских, составляющей как бы его продолжение (см. Деяния 1:1). Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания св. Ап. Павла в Риме (28:30).Это было около 63-его года по Р.Хр. Следовательно, Евангелие от Луки не могло быть написано позже этого времени и, надо полагать, было написано в Риме.

Евангелие от Иоанна

Е вангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Христовым. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был, по-видимому, состоятельным, так как имел работников, был, видимо также, не малозначительным членом иудейского общества, ибо сын его Иоанн имел знакомство с первосвященником. Мать его Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником св. Иоанна Крестителя . Услышав его свидетельство о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он тотчас же вместе с Андреем последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он сделался, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском). озере, когда Господь Сам призвал его вместе с братом его Иаковом. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, слышать беседу о знамениях Его второго пришествия, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал у груди Иисуса (Иоан. 13:23-25), откуда и произошло его наименование “наперсника,” ставшее потом нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого. По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в своем Евангелии, именует себя учеником, “которого любил Иисус .” Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь , сказав ему: “Се мать твоя” (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию. (Луки 9:54 За это он и его брат Иаков получили от Господа прозвание “воанергес,” что значит: “сыны громовы .” Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Св. Духа, он решается просить себе вместе с братом Иаковом ближайшего места к Господу в Его грядущем Царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий (Мт. 20:20).

После Вознесения Господня мы часто видим св. Иоанна вместе со св. Ап. Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и имеет свое пребывание в Иерусалиме (Гал. 2:9).Со времени разрушения Иерусалима местом жизни и деятельности св. Иоанна делается г. Ефес в Малой Азии. В царствование имп. Домициана он был отправлен в ссылку на остров Патмос , где им был написан Апокалипсис (1:9-19).Возвращенный из этой ссылки в Ефес он написал там свое Евангелие, и скончался своею смертью (единственный из Апостолов), по преданию, весьма загадочной, в глубокой старости, будучи около 105-ти лет, в царствование императора Траяна.

Как гласит предание, четвертое Евангелие написано Иоанном по просьбе ефесских христиан. Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он от Него слышал. Св. Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали о Нем думать, только как о “Сыне человеческом.” Это тем более было необходимо, что к этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово - евиониты, ересь Керинфа и гностики . Об этих обстоятельствах упоминает св. Ириней Лионский (середина 3-го столетия).

Из всего сказанного ясно, что целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех Евангелистов. Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, оно, по преимуществу, именовалось “Евангелием духовным .”

Евангелие от Иоанна начинается изложением учения о Его Божестве, и далее содержит в себе целый ряд самых возвышенных речей Господа, в которых раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшие таинства веры, каковы, напр., беседа с Никодимом о рождении свыше водою и духом и о таинстве искупления, беседа с самарянкой о воде живой и о поклонении Богу духом и истинною, беседа о хлебе, сошедшем с небес и о таинстве причащения, беседа о пастыре добром и особенно замечательная по своему содержанию прощальная беседа с учениками на Тайной вечери с заключительной дивной, так называемой “первосвященнической молитвой” Господа. Тут мы находим и целый ряд собственных свидетельств Господа о Себе Самом, как о Сыне Божием. За учение о Боге Слове и за раскрытие всех этих глубоких и возвышенных истин и тайн нашей веры св. Иоанн и получил почетное наименование “Богослова.”

Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия - о любви к Богу и о любви к ближнему, - почему его еще называют “апостолом любви .”

Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три , а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть . Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет , а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в 3:23, 30-ти лет отроду).

Избранные наставления Спасителя

Вера: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин 3:14-21); “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему” (Мр 9:23); “Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин 20:29. Смотри также Мт 16:17-18; Лк 17:5-10; Мр 16:16).

Воля Божия, следовать ей: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мт 6:10); “Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мт 7:2-27).

Благодарность Богу : “Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!” (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11-19).

Благодать, Дух Святой : “Рожденное от Духа есть дух” (Ин 3:6); “Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин 4:13-14); “Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него” (Лк 11:13); “Утешитель, Дух Истины… Он наставит вас на всякую истину” (Ин 16:13). (Смотри также Ин 7:37-39, Ин 14:15-21, Ин 16:13; Мр 4:26-29, притча о невидимо растущем семени; Мт 13:31-32, притча о зерне горчичном; Мт 25:1-13, притча о десяти девах).

Бодрствование : “Бодрствуйте, потому что не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы пришедши внезапно, не нашел вас спящими” (Мр 13:33-37). (Смотри также Лк 11:24-26; Лк 21:34-36; Мт 8:24-30, притча о плевелах).

Делать добро: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Мт 7:12); “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного” (Мт 5:13-16); “Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, не потеряет награды своей” (Мт 10:42. Смотри также Лк 19:11-27; Мт 25:31-46; Лк 10:25-37, притча о милосердном самарянине; смотри также притчу о бесплодной смоковнице, Лк 13:6-9).

О развитии в себе добрых качеств постоянно учил Господь Иисус Христос. Смотри, например, Его Нагорную проповедь (Мт 5-7 главы). и Заповеди Блаженства, в которых начертан путь к совершенству (Мт 5:3-12). В притче о сеятеле (Мт 13:3-23). и в особенности в притче о талантах (Мт 25:14-30). говорится о необходимости развития в себе и тех естественных способностей, которые Бог нам дал. Сочетание благодатных дарований с развитыми способностями (талантами). составляет подлинное богатство человека; поэтому сказано что “Царство Божие внутри вас есть” (Лк 17:21).

Единство, стремление к нему : “Будет одно стадо и один Пастырь” (Ин 10:16); “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня” (Ин 17:21-26); “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мт 18:20).

Истина, любовь к ней : “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего” (Ин 18:37. Смотри также Мт 13:44-46, притча о сокровище в поле).

Крест, несение его, узкий путь : “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мт 7:13-14); “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мт 11:12); “Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мт 10:38. Смотри также Лк 13:22-30; Мр 8:34-38; Лк 14:25-27; Ин 12:25-26).

Любовь к Богу и людям : “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостью твоею … возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мр 12:28-34); “Милости хочу, а не жертвы” (Мт 9:13); “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим … и Мы придем и обитель у него сотворим” (Ин 14:15-23); “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13:35); “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин 15:13. Смотри также Мт 5:42-48; Ин 13:34-35).

Молитва: “Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам” (Мт 7:7-11); “Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Мт 21:22); “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине” (Ин 4:23-24. Смотри также Мт 6:5-15; Лк 18:1-8; Мт 18:19-20; Мр 11:23; Ин 16:23-27; Мр 14:38; Лк 11:5-8; Лк 18:1-8, притча о судье неправедном).

Милостыня : “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, … ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне…” (Мт 25:34-46. Смотри также Мт 6:1-4; Лк 14:12-15; Лк 21:1-4).

Неосуждение : “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Мт 7:1-6).

Надежда на Бога: “Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь: вы дороже многих малых птиц” (Лк 12:6-7, Мт 6:25-34); “Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте” (Ин 14:1); “Невозможное людям возможно Богу” Лк (18:27); “Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее” (Лк 19:10).

Нестяжательность, житейские заботы : “Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем. Довольно для каждого дня своей заботы… Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мт 6:19-34); “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мт 16:26); “Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие,” (Мр 10:24. Смотри также Лк 10:41-42; Мр 10:17-27, Лк 12:13-21, притча о безрассудном богаче).

Покаяние : “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” Мт 3:2; “Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мт 9:12-13); “Всякий делающий грех, есть раб греха … если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин 8:34-37); “Если не покаетесь, все так же погибнете” (как задавленные башней в Иерусалиме, Лк 13:3. Смотри также Мт 4:17; Ин 5:14; Лк 7:47; Лк 13:1-5; Мт 18:11-14, притча о пропавшей овце; Лк 15:11-32, притча о блудном сыне; Лк 18:4-14 притча о мытаре и фарисее).

Пост : “Сей же род изгоняется только молитвой и постом” (Мт 17:21. Смотри также Мр 2:19-22; Мт 6:16-18; Мр 9:29).

Праведность, стремление к ней : “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” (Мт 5:6); “Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их” (Мт 13:43); “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мт 5:48).

Примирение с ближними, прощение обид : “И оставь нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим … Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный” Мт 6:14; “Прощай до седмижды семидесяти раз” (Мт 18:22. Смотри также Мт 5:23-26; Лк 23:34; Мт 18:13-35, притча о злом должнике).

Причащение, необходимость его : “Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин 6:27-58. Смотри также Лк 22:15-20; Ин 15:34-36).

Радость в Боге : “Блаженны вы… Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на Небесах” (Мт 5:12); “Придите ко мне все трудяющиеся и обремененные, и Я успокою вас… иго Мое благо и бремя Мое легко (Мт 11:28-30); “Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей” (Ин 10:28); “Радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин 16:22).

Рассудительность : “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас” (Мт 24:4. Смотри также Лк 14:28-33; Лк 16:1-13, притча о неверном домоправителе).

Смирение, скромность : “Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное” (Мт 5:3); “Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк 14:11); “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мт 11:29); “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мт 20:26. Смотри также Лк 10:21; Лк 18:9-14; Мр 10:42-45; Ин 13:4-17; Мт 20:1-16, о работниках, получивших равную плату).

Соблазны, борьба с ними : “Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну” (Мр 9:42-49); “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мт 18:7; Лк 17:1-2).

Терпение : “Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк 21:19); “Претерпевший же до конца спасется” (Мт 10:22); “Приносить плод в терпении” (Лк 8:15). “Вспомни, что ты (богатый) получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь злое. Ныне же он здесь (в раю) утешается, а ты страдаешь” (притча о богатом и Лазаре, Лк 16:19-31).

Целомудрие, супружеская верность : (Мт 5:27-32; Мт 19:3-12).

Чистота сердца : “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят” (Мт 5:8); “Из сердца исходят злые помыслы… это оскверняет человека” (Мт 15:19); “Хранить слово (Божие) в чистом сердце” (Лк 8:15); “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Мк 10:15); “Вы уже очищены чрез слово, которое проповедал вам” (Ин 15:3; Мр 7:15-23).

Язык, следить за ним : “Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, они дадут ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мт 12:34-37; Мт 5:22-23).

Заключение

Г осподь Иисус Христос пришел для того, чтобы создать Царство Божие среди людей - праведный образ жизни. Он учил и нас постоянно об этом заботиться и просить: “Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.” Но Он не хотел это Царство насаждать искусственными, принудительными средствами. Поэтому Он уклонялся от всякого вмешательства в политическую жизнь страны и призывал людей к исправлению своих сердец - к духовному возрождению . А это в свою очередь должно было привести к улучшению всех сторон общественной жизни.

Читая историю распространения христианства, мы видим, что по мере того, как люди усваивали учение Спасителя, в человеческом обществе происходили благоприятные социальные и экономические изменения. Действительно, христианство содействовало уничтожению рабства, возвысило положение женщины, укрепило семью, создавало благотворительные организации, принесло человечеству самые высокие моральные и гуманные принципы. Совсем иное мы видим в тех странах, где насаждаются нехристианские идеи вроде фашизма или “научного” материализма. Там, вместо обещанного земного рая, возникает нечто вроде ада, вместо почитания Бога, создается культ вождя.

Только Бог знает все недостатки и слабости человеческой природы, поврежденной грехом. Только Он может помочь человеку преодолеть свои плохие наклонности и решить личные, семейные и общественные проблемы. Поэтому в учении Христовом надо искать руководство, к чему стремиться и что делать. Оно же в основу жизни кладет веру в Бога, любовь к людям. Оно учит нестяжанию, состраданию, смирению и кротости. Оно призывает делать добро, развивать в себе все те способности, которые Бог нам дал. Учение Христово приносит мир и радость душе. Оно учит, что человек создан для вечного блаженства в Царстве Небесном и помогает человеку достигнуть его. Вот почему христианину надо постоянно вдумчиво и с молитвенным настроением читать Евангелие, черпая из него небесную Мудрость.

Содержание статьи

МАРК, СВ. ЕВАНГЕЛИСТ, по преданию – автор Евангелия от Марка в Новом Завете. Его отождествляли с Иоанном Марком (Деян 12:25; 13:15), христианином 1 в. Дом его матери Марии в Иерусалиме служил местом собраний христиан (Деян 12:12-17). Он был двоюродным братом Варнавы (Кол 4:10), которому помогал в его миссионерской деятельности (Деян 13:4-13; 15:37-40) и через которого, по-видимому, познакомился с апостолом Павлом. Хотя в конце 40-х годов у него возникли разногласия с Павлом, суть которых до конца не ясна (Деян 13:13; 15:37-40), он вновь присоединился к Павлу и находился с ним в Риме в 62 (Кол 4:10; Флм 24) и позднее на протяжении нескольких лет (2 Тим 4:11). Дружеское упоминание о Марке в 1 Петр 5:13 также указывает на то, что в 60-е годы он, очевидно, находился в Риме. Согласно достаточно древней традиции, восходящей по крайней мере к Папию (ок. 130), Марк был помощником Петра и в его евангелии нашло отражение содержание проповеди Петра об Иисусе. Больше о его жизни ничего не известно. Марк считается святым покровителем Венеции. Его символ – крылатый лев. День памяти святого 25 апреля (в Русской православной церкви 25 апреля по старому стилю).

Евангелие от Марка.

В этом самом кратком из четырех новозаветных евангелий описывается деятельность Иисуса в последние месяцы жизни, когда он странствовал по галилейским селениям, проповедуя в синагогах или просто на улице.

Характер и цели евангелия.

Автор евангелия уделяет особое внимание деятельной стороне служения Иисуса, власти Иисуса над болезнями и силами зла, или бесами, которыми полон мир. Иисус утверждал, что обладает властью прощать грехи, и, по-новому открывая перед людьми врата Царства Божьего, настаивал на своем праве призывать людей к следованию за ним. Повествование Марка проникнуто верой в то, что Иисус исполнил ветхозаветные пророчества и был ожидаемым Мессией (1:1), но исполнение пророчеств Марк видит не в восстановлении национального государства или процветании еврейского народа, а в страданиях и смерти Иисуса, которые он претерпел ради людей (10:45), а это значит, что евангелист исходит из чисто христианского понимания роли Мессии, которого, по-видимому, придерживался сам Иисус. Марк также разделяет (и вкладывает в уста Иисуса) веру в Страшный суд, на котором Мессия воздаст по заслугам грешным и праведным.

Основные разделы: 1:1-13, начало общественного служения Иисуса; 1:14-9:50, проповедь Иисуса в Галилее и совершаемые им исцеления; 10:1-52, приход в Иерусалим; 11:1 – 15:47, последняя неделя жизни и распятие Иисуса; 16:1-20, воскресение и последние наставления ученикам, посылаемым на проповедь Евангелия (благой вести). Аутентичность стихов 16:9-20, посвященных наставлению ученикам, спорна. В лучших рукописях текст резко обрывается на стихе 16:8, и не известно, имел ли он продолжение. Позднейшие рукописи содержат различные концовки, наиболее распространенная из них – концовка, содержащая стихи 9-20 и воспроизведенная, например, в Вульгате. Критические издания иногда приводят ее в подстраничном примечании вместе с другим, более кратким, завершением.

Источники.

В основе Евангелия от Марка лежат те факты из жизни Иисуса, которые сохранились в памяти первого поколения христиан. Апостол Петр – главное связующее звено, которое соединяло Евангелие от Марка непосредственно с жизнью Иисуса. Из других разделов Нового Завета можно заключить, что все христианские проповедники излагали свое учение сходным образом – во всяком случае, когда они обращались к евреям. При этом они – точно так же, как это делает Марк, – особое внимание уделяли проповеди Иоанна Крестителя, предварявшей начало служения Иисуса, деятельности Иисуса в Галилее, его смерти в Иерусалиме и его воскресению. Основной целью проповедников было убедить своих еврейских слушателей в том, что они должны принять Иисуса как Мессию и, через веру в него, обрести духовные дары Царства Божьего. В этой ранней проповеди уже присутствовала богословская интерпретация личности Иисуса: христианские проповедники отбирали такие эпизоды из жизни Иисуса, которые могли проиллюстрировать или подтвердить то, что они говорили о нем. Одним из следствий подобной установки явилось то, что ранние христиане почти не проявляли интереса к чисто биографическим подробностям жизни Иисуса. Они не стремились сохранить воспоминания о действительных обстоятельствах, в которых Иисус совершал свои деяния. То же относится и к изречениям Иисуса: запоминался главным образом их религиозный смысл, а не контекст, в котором они были произнесены. Хотя в целом евангелия придерживаются единой последовательности событий, современные ученые признают, что невозможно реконструировать подробную биографию Иисуса. А некоторые из них вообще отрицают надежность любых приводимых в евангелиях биографических сведений об Иисусе, за исключением наиболее общих. (Об отношении евангелий к устной традиции см . МАТФЕЙ, СВ. ЕВАНГЕЛИСТ)

Евангелие от Марка было написано для обратившихся язычников – возможно, жителей Рима. Из того, что автор этого евангелия делает особый акцент на деятельности, силе и решимости Иисуса, можно заключить, что он хотел дать христианам образец, руководствуясь которым они могли бы мужественно переносить гонения, черпая силу в своей вере в того, кто однажды уже бросил вызов имперской власти и подарил людям новую жизнь.

Стиль.

Стиль Евангелия от Марка отличается выразительностью и простотой. В его описаниях часто слышатся отзвуки рассказов очевидца.

Датировка.

Протестантские ученые обычно рассматривают Евангелие от Марка как самое раннее из сохранившихся евангелий. Обычно они датируют его временем непосредственно перед разрушением Иерусалима (70 н.э.) или сразу после него, считая, что на это евангелие могли в значительной степени опираться Матфей и Лука. Католические ученые отдают предпочтение более ранней дате (ок. 55–60 н.э.) и настаивают на хронологическом первенстве Евангелия от Матфея.

Хотя в прежние времена Евангелие от Марка читали не с таким интересом, как другие евангелия, сегодня оно привлекает внимание благодаря представленной в нем картине общественного служения Иисуса.

Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господне. Иоанн крестит Иисуса и народ крещением покаяния. Пост, искушение Иисуса 40 дней. Начало проповеди в Галилее. Призвание апостолов. Учил и исцелял больных со властью: бесноватых, тёщу Петра, прокажённого в Капернауме . Проповедовал в синагогах.

Иисус простил грехи паралитику, спущенному с крыши, и тот нёс носилки. В гостях у налоговика Левия. Врач для больных. Новому вину - новую тару, а одежде - заплатку.Ученики будут поститься без Иисуса. Срывание колосьев в субботу.

Исцеление сухорукого в субботу. Совещание фарисеев о погублении Иисуса. Множество народа, следующего за Господом и чудеса исцелений. Иисус поставил 12 апостолов проповедовать и исцелять. Сатана не изгоняет сам себя, не хулите Святого Духа. Кто исполняет Божью волю, тот брат, сестра и мать Иисусу.

Притча о сеятеле. Притча о растущем семени, о горчичном зерне. Укрощение бури на море.
Притча о сеятеле: его зерна клевали птицы, засыхали, но часть дало урожай. Так, и со словами к людям. Царствие Божие растёт внутри. Свеча освещает, тайн нет. Как вы отмеряете, так и вам. Запрет ветру.

Иисус изгнал легион духов из одержимого в стране Гадаринской . Бесы вошли в свиней, и утопили их. Жители просили Иисуса уйти из-за ущерба. Воскрешение дочери Иаира начальника синагоги. Вера женщины исцеляет её от кровотечения.

«Не бывает пророк без чести...» Иисус не совершает чудес по неверию соседей. Ирод обезглавил Иоанна Крестителя для дочки. Апостолы проповедают и исцеляют, собирают у Иисуса 5000 человек. Их кормят хлебом, рыбой. Иисус идёт по воде. Чудесные исцеления чрез прикосновение к краю одежды Иисусовой.

Обвинение фарисеями учеников Господа в нарушении преданий старцев. Неправильно устранять Слово Божие преданием. Не то, что входит в человека, оскверняет его, но то, что исходит из его нечистого сердца. Грязные руки за столом бывают чище грязных слов из уст. Заботьтесь о родителях. Исцеление бесноватой дочери сирофиникиянки. Иисус отказался лечить дочь женщины иной национальности, сказал про псов, потом передумал. Скромно исцелил глухонемого.

Чудесное насыщение 4000 народа. Иисус накормил рыбой и хлебом 4000 человек. Исцелил слепого в Вифсаиде . Не та закваска у фарисеев, требующих знамение. Предостережение от закваски фарисейской и Иродовой. Пётр сказал, что Иисус не пророк Илия, не Иоанн, а Христос. О воскресении, не постыдиться. Предречение Господом Своей смерти и воскресения и прекословие Петра. Учение о самоотвержении, взятии креста своего и следовании за Христом.

Преображение Иисуса, убьют и воскреснет. Новое предречение Господа о Своей смерти и воскресении. Исцеление немого от припадка, помоги неверию. Изгонять молитвой и постом. Кто больше? Споры Апостолов о первенстве и наставление Господа о смирении. Пусть первый будет малым слугой. Напои водой, не соблазняй, отсеки руку. О соблазнах. О соли и о взаимном мире.

О недопустимости развода в браке. Одна плоть, не разводиться. Благословил детей. Только Бог благ. О трудности имеющим богатство войти в Царство Божие. Богатым трудно, раздай всё. О награде оставивших все ради Господа. Последние будут первыми, кому уготовано. Новое предсказание Господа о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Просьба сынов Зеведеевых о первенстве и наставление Господа ученикам о необходимости смирения. Пить чашу страданий в Иерусалиме. Служите другим. Слепой прозрел.

Осанна Иисусу в Иерусалиме. Иисус изгнал продавцов, менял из Храма. Бесплодная смоковница засохла. Имейте веру, просите и получите, прощайте других. Книжники, якобы, не знали откуда крещение Иоанново.

Притча, что злых виноградарей убьют. О позволительности давать подать кесарю. Отдавайте своё: и кесарю, и Богу. Ответ саддукеям о воскресении мертвых. Бог у живых, а не мёртвых. О двух главнейших заповедях – любви к Богу и любви к ближним и о Богосыновстве Христовом. Возлюби Бога и ближнего! Христос - сын Давидов? Показуху осудят. Как бедная вдова внесла больше всех.

Храм в Иерусалиме разрушат, будет война, голод, болезни, землетрясения. Проповедь Евангелия. Дух научит, что сказать. Претерпевшие спасутся, бегите в горы. Придут Сын и Ангелы, как весна, бодрствуйте.

Помазание Иисуса благовонием в Вифании . Тайная Вечеря на Пасху: хлеб - Тело, а вино - Кровь. Предательство Иуды. Предсказание об отречении Петра. Иуда предаст целованием за деньги, а Пётр отречётся. Молитва пронести чашу мимо. Молитва Господа в саду Гефсиманском и взятие Его слугами первосвященников. Бегство учеников. О юноше в покрывале, следовавшем за Господом. Суд у первосвященника. Отречение Петра.

На суде Пилат не винит Иисуса, но народ просит распять. Бичевание, насмешки, распятие на Голгофе с разбойниками, затмение. Вина: Царь Иудейский. Спаси Сам Себя - уверуем! Смерть и похороны в пещере.

В воскресение женщины пошли помазать Тело Иисуса благовониями, но увидели, что гроб-пещера открыт и пуст. Юноша-ангел им сказал, что Иисус воскрес. Явление воскресшего Господа Марии Магдалине, двум ученикам на пути и одиннадцати ученикам на вечери. Наставление им о проповеди Евангелия всей твари. Вознесение Господа на небо и отправление учеников на проповедь. Иисус явился ученикам, велел проповедовать спасение.

Мы продолжаем рассказывать о книгах Нового Завета. Сегодня речь пойдет о Евангелии от Марка, которое всегда идет после Евангелия от Матфея. И если мы начнем его читать, то скоро увидим - все, что есть в этом Евангелии, есть и в Евангелии от Матфея, а также и в следующем за ним Евангелии от Луки. На первый взгляд может показаться, что это Евангелие не отличается от других апостольских Благовествований, однако это не так. Евангелие от Марка - совершенно особое, поразительное в своей глубине.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательные слова о Евангелии от Марка: «Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно... Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». К этим словам сложно что-либо добавить. Но если выразить мысль митрополита Антония одним словом, можно сказать, что Евангелие от Марка - стремительное. Самое короткое из четырех Благовествований, оно лучше всего подходит для тех, кто впервые решил прислушаться к Слову Божию.

Церковное предание говорит, что апостол Марк записал Евангелие со слов святого апостола Петра, самого ревностного из двенадцати апостолов. При этом он был и тем учеником, что отрекся от Христа в самую тяжелую минуту: и вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать (Мк. 14 , 72). Святой Петр - пример любви к Спасителю и одновременно пример немощи, всем нам так знакомой. Евангелие от Марка свидетельствует о том, как Господь Иисус Христос помогает человеку преодолеть свою немощь, даже самое крайнее ее проявление - неверие.

Евангелие от Марка начинается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1 , 1). Словно звук камертона звучат они на протяжении всего повествования святого апостола. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы дать людям избавление...

У евангелиста Марка есть очень интересная особенность. Это слово «тотчас»: тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1, 10); сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним (Мк. 1 , 17-18); Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово (Мк. 2 , 2). Эти примеры можно продолжить. Все происходит «тотчас», мгновенно, как будто бы мы сами оказываемся перед Спасителем и видим происходящее. В этом слове раскрывается стремительность евангелиста Марка. Открыв второе Евангелие, человек «тотчас» становится свидетелем живого слова Господа Иисуса Христа.

Но, наверное, главной особенностью Евангелия от Марка является его четкое разделение на две части. И находится оно именно в середине - в восьмой главе. Первая часть Евангелия начинается с краткого описания проповеди Предтечи Господня - Иоанна Крестителя, Крещения Иисуса Христа, затем повествует о проповеди Самого Господа и делает акцент на чудесах Спасителя. Первое чудо в Евангелии от Марка - изгнание злого духа. Одержимость злым духом - самое страшное явление силы зла, когда человек теряет контроль над собой и порабощается духом злобы. Только Бог может освободить от одержимости. И Господь Иисус Христос делает это: И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (Мк. 1 , 27). Люди не понимают, сомневаются - сначала они видят явную власть зла, а затем понимают, что оно повержено, побеждено и не может ничего противопоставить силе Христовой... Затем следуют другие чудеса: усмирение бури, воскрешение мертвой девочки, которая тотчас встала и начала ходить (Мк. 5 , 42) - сама смерть отступает...

Следуя далее за повествованием святого апостола Марка, мы читаем о насыщении людей хлебом, о раскрытии ушей глухого и очей слепого. Два этих чуда говорят нам не только об исцелении конкретных людей, но и о необходимости прозрения для каждого человека. В первых же словах Евангелия апостол Марк называет Христа Сыном Божиим. Но эти слова нужно услышать и увидеть не только физическими органами чувств. Нужно увидеть и услышать их сердцем и душой, чтобы они звучали внутри нас, чтобы мы жили ими. На протяжении всего евангельского текста Господь ведет к этому духовному видению и слышанию Своих учеников, а вместе с ними - и нас.

Еще одна особенность второго Евангелия раскрывается после того, как мы понимаем: Христос не просто изгоняет бесов, воскрешает мертвых и исцеляет болезни, Он запрещает говорить об этом. Например, обращается к слепому: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении об исцелении (Мк. 8 , 26), а до этого практически те же слова услышали исцелившийся от проказы (см.: Мк. 1 , 44) и родители воскрешенной девочки (см.: Мк. 5 , 43)... Почему Господь делает это, хотя исцелившийся прокаженный (и не только он), несмотря на запрет, провозглашал и рассказывал о происшедшем (ср.: Мк. 1 , 45)? Потому что еще не пришло время и не совершилось главное явление силы Сына Божия. И главное было в том, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8 , 31).

Страдания и Крест - вот для чего Сын Божий приходит к людям. Апостол Петр, как сказано в Евангелии, отозвав Его, начал прекословить Ему (Мк. 8 , 32). Петр не верит, пытается убедить Учителя, что этого не может быть, что не может страдать и умереть Тот, Кто так явно изгоняет зло, болезни и страдания из жизни человека. Петр не верит даже словам о воскресении из мертвых. Но Христос обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мк. 8, 33). И затем, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8 , 34-35). Сын Божий освобождает человека от зла и страданий, чтобы принять их на Себя, принять саму смерть, чтобы в смерти явить славу Бога. К этому Господь призывает и нас: отвергнись себя и возьми крест... Христос отказывается, отвергается от Себя перед Крестом и смертью. Он пришел, чтобы не только избавить от страданий и смерти, но и разделить их с человеком. Потому что Иисус Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий - Человек.

После этого Господь постоянно говорит ученикам о предстоящих Ему страданиях, укрепляет их веру. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн видят славу Спасителя в Преображении: взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9 , 2-3). И вновь Христос не велит никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9). У подножия горы Христа ждет отец одержимого злым духом отрока. На просьбу отца об исцелении Господь отвечает: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9 , 23). И вот мы слышим, как отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9 , 24). Этот человек почти уже потерял последнюю надежду, достиг предела своего горя. Он в слезах молит Христа о своем сыне и тут же молит и о помощи в неверии... Мы видим желание верить, когда вера сменилась неверием, когда уже нет никаких сил. Великий святой отец Церкви, Блаженный Августин, очень точно объяснил эти слова: «Когда не хватает веры, молитва погибает... Вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет). Потому будем верить, чтобы молиться, и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!».

И вот Господь идет в Иерусалим. Все ближе и ближе то, ради чего Сын Божий стал человеком. Он учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись (Мк. 9 , 31-32). Двенадцать учеников ужасались и, следуя за Ним, были в страхе (Мк. 10 , 32). Господь же все равно наставлял их: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10 , 43-45).

И вот уже - Иерусалим. Мы слышим последние притчи и наставления... Исполняются слова Христа о страданиях и смерти, мы слышим последний предсмертный возглас Сына Божия: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15 , 34). Ответом на этот страшный вопрос становятся слова римского сотника Лонгина, воина, участвовавшего в распятии: истинно Человек Сей был Сын Божий (Мк. 15 , 39). Язычник уверовал, видя страшную крестную смерть. Так евангелист Марк вернул нас к тем словам, с которых началось Евангелие - Сын Божий. Сын Божий, отверженный, осмеянный, оклеветанный, распятый и умерший - и в Него надо поверить...

Он воскрес, Его нет здесь (Мк. 16 , 6), - слышат женщины, пришедшие рано утром ко гробу помазать тело Христово погребальными благовониями. И больше нет места неверию, потому что Сын Божий сошел до глубин человеческого страдания, разделив с нами даже самую смерть, чтобы воскресением из мертвых дать верующим спасение.

Евангелие от Марка - вторая после Евангелия от Матфея книга Нового Завета и второе (и самое краткое) из четырёх канонических Евангелий.

Евангелие повествует о жизни и делах Иисуса Христа и во многом совпадает с изложением Евангелия от Матфея. Отличительной чертой Евангелия от Марка является то, что оно обращено к христианам, вышедшим из языческой среды. Здесь даются объяснения многих иудейских обрядов и обычаев.

Читать Евангелие от Марка.

Евангелие от Марка состоит из 16 глав:

Поэтический слог Марка – выразительный и непосредственный. Евангелие написано по-гречески. Язык Евангелия - не литературный, а ближе к разговорному.

Авторство. В тексте данного Евангелия, как и в текстах других Евангелий, нет указания на авторство. Согласно церковной традиции, авторство приписывают ученику апостола Петра – Марку. Считается, что Евангелие было написано Марком на основе воспоминаний Петра.

В Евангелии описан эпизод о неизвестном юноше, который выбежал на улицу в ночь взятия Христа в одном одеяле. Считается, что этим юношей был евангелист Иоанн Марк.

Многие современные библеисты считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и, вместе с неизвестным источником Q, послужило основой для написания Евангелий от Матфея и Луки.

Время создания. Наиболее вероятное время создания Евангелия от Марка - 60-70-е гг. Есть две версии места написания – Рим и Александрия.

Толкование Евангелия от Марка.

Большинство дошедших до наших времен свидетельств отцов Церкви утверждают, что Евангелие от Марка было создано Риме и предназначалось, в первую очередь, христианам из язычников. Об этом свидетельствует ряд фактов:

  • Объяснения иудейских обычаев,
  • Перевод арамейских выражений на понятный греческий.
  • Использование большого количества латинизмов.
  • Использование принятого в Риме времяисчисления.
  • Малое количество цитат из Ветхого Завета.
  • Подчеркивается озабоченность Господа «всеми народами»

Евангелиста Марка более привлекают поступки, нежели речи Христа (описывается 18 чудес и только 4 притчи).

Для Марка было важным подчеркнуть то, что Иисус не желал раскрывать себя в качестве Мессии до тех пор, пока Его последователям не станут понятны сущность Его мессианства и истинный характер Его служения.

В Евангелии Иисус называет Себя Сыном Человеческим 12 раз и Христом (Мессией) всего один раз. Объясняется это тем, что сама мессианская задача – быть слугой Иеговы и отдать жизнь за людей по воле Его – лучше соответствовала ипостаси Сына Человеческого

Ученикам Христа было трудно понять замысел Его — они ожидали торжествующего Мессию, а не Того, Кто будет страдать и умрет за грехи человечества. Апостолы бояться и не понимают того, что ожидает их. Именно поэтому, они разбежались, когда воины схватили Иисуса.

С особым чувством Марк пишет об ангельской вести о том, что Христос воскрес и встретится с учениками в Галилее. Смысл концовки в том, что Иисус жив и будет вести и заботиться о последователях своих.

Цели Евангелия от Марка:

  • описать жизнь Христа как слуги Божьего;
  • привлечь новых последователей к христианской вере;
  • наставить и укрепить в вере новообращенных христиан перед лицом ожидавших их гонений

Главная задача Евангелия – глубокое понимание значения ученичества и следования за Христом в контексте Его смерти и воскресения.

Евангелие от Марка: краткое содержание.

Глава 1. Проповедь ближайшего предшественника Иисуса Христа – Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Искушение Христа сатаною. Служение Христа в Галилее. Власть Сына Божьего над болезнями и демонскими силами. Проповеди и первые ученики.

Глава 2. Разногласия Иисуса Христа с религиозной верхушкой в Галилее.

Глава 3 . Фарисеи отвергают Иисуса. Проповеди Спасителя в районе Галилейского моря. Призвание 12 апостолов. Чудеса и притчи Христа. Обвинение Христа в сотрудничестве с Веельзевулом. Ответ Иисуса о том, кто, истинно, составляет Его семью.

Глава 4. Описание и характеристика Царства Божьего в притчах Иисуса.

Глава 5 . Чудеса Иисуса, свидетельствующие о Его Божественной силе.

Глава 6 . Служение Христа. Смерть Иоанна Крестителя. Отвержение Иисуса.

Главы 7 – 8 . Словом и делом Христос открывает Себя 12 Своим ученикам.

Глава 9. Иисус идёт в Иудею. Дальнейшие чудеса и притчи. Предсказание Иисусом Своего мученичества.

Глава 10 . Исцеление иерихонского слепца. Вера слепого Вартимея.

Глава 11 . Вход Иисуса в Иерусалим и проповеди там. Знамения Спасителя относительно Божьего суда.

Глава 12. Столкновения Спасителя с религиозными вождями во дворах храма.

Глава 13. Предсказания о разрушении Иерусалима и приходе конца света

Глава 14 . Помазание миром. Тайная вечеря. Гефсиманское борение, арест и суд

Глава 15. Иисус перед Пилатом. Распятие Христа и погребение.

Глава 16 . Явления воскресшего Христа. Поручение Иисуса Его последователям.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов