Урок "природное сообщество болото". Экскурсия на тему «водные и пребрежные растения Болото как растительное сообщество

21.06.2020

Слайд 1

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. БОЛОТО
МК ООУ «Санаторная школа-интернат №82»
Составила Трапезникова Е.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов

Слайд 3

Боло́то (также топь, трясина) - участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались на стыке силура и девона 350-400 млн лет назад.

Слайд 4

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа - наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока тоже ведет к застою воды и образованию болота; кроме того к образованию болота приводит зарастание водоёма.

Слайд 5

Виды болот: Низинные - расположены в низких местах, характерная растительность - ольха, берёза, осока, тростник, рогоз. Переходные - характерны берёза, сосна, осоки, сфагновые мхи. Верховые - расположены на водоразделах, вода в них резко кислая, растительность - лиственница, багульник, кассандра, клюква, пушица, шейхцерия. В свою очередь они делятся на два типа: Лесные - покрыты низкой сосной, вересковыми кустарниками, сфагнумом. Грядово-мочажинные - похожи на лесные, но покрыты торфяными кочками и деревья на них практически не встречаются.

Слайд 6

Слайд 7

Зарастание водоема. Образование верхового болота.

Слайд 8

Верховое болото

Слайд 9

Переходное болото

Слайд 10

Низинное болото

Слайд 11

Сфагнум
Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство. Некоторые народности считают сфагнум подходящим материалом для тёплых пелёнок, которыми они зимой укрывают своих детей.

Слайд 12

Багульник
Вместе с дёгтем эфирное масло багульника может применяться при обработке кож, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя. Запах свежих листьев и ветвей багульника отпугивает кровососущих насекомых, предохраняет меха и шерсть от моли.

Слайд 13

Заячьей осокой набивают мебель. Пузырчатую осоку охотники подстилают в обувь, чтобы не наминалась подошва. В Горном Алтае осока стоповидная, низкая и изящная в высушенном виде использовались для набивки матрацев и подушек, ими обёртывали ноги вместо портянок и клали вместо стельки в обувь, при строительстве закладывали в пазы между брёвнами вместо пакли или мха. Все крупные осоки имеют прочное волокно и могут применяться для плетения сумок, матов, циновок
Осока

Слайд 14

Клюква
Ягоды клюквы идут на приготовление морсов, соков, квасов, экстрактов, киселей, представляют собой хорошие источники витаминов. Листья могут употребляться как чай.
Ягоды используются как противоцинготное средство, при простудных заболеваниях, ревматизме, ангине, авитаминозах.

Слайд 15

Ягоды и сок голубики - диетический продукт, усиливающий обмен веществ и действие сахаропонижающих препаратов. Ягоды укрепляют стенки кровеносных сосудов, нормализуют работу органов пищеварения и сердца.
Голубика

Слайд 16

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах
Морошка

Слайд 17

Пушица
Пуховки использовались для набивки подушек, в бумажном производстве, для изготовления фитилей, трута, головных уборов, в качестве примеси к овечьей шерсти при изготовлении суконных тканей или к хлопку, шёлку при изготовлении хлопчатобумажных, шёлковых тканей и т. д

Слайд 18

В научной медицине, парфюмерии и пищевой промышленности используется аирное масло, извлекаемое из корневищ (его содержание в корневищах достигает 4,5 %). В народной медицине, а также в кулинарных целях (для ароматизации пищевых продуктов) используются сырые и сушёные корневища и листья. Корневища аира обыкновенного в высушенном и засахаренном виде ещё в XIX веке считались лакомством.
Аир

Слайд 19

Водные насекомоядные растения, лишенные корней и несущие большее или меньшее количество ловчих пузырьков. Каждый пузырёк снабжен отверстием, закрытым открывающимся внутрь клапаном, вследствие чего мелкие водяные животные могут свободно проникать внутрь пузырька, но обратно выйти не могут. Погибая, они служат пищей для растения.
Пузырчатка

Слайд 20

Росянка

Слайд 21

Все росянки - насекомоядные растения. Клейкое вещество, вырабатываемое листьями, содержит алкалоид кониин, оказывающий паралитическое действие на насекомых, и пищеварительные ферменты. После того, как насекомое поймано, края листа закрываются, охватывая его целиком. Скорость свёртывания листа у некоторых видов росянок довольно значительная. Такой способ питания растения позволяет в условиях обеднённых почв усваивать из насекомого при его переваривании такие полезные для растения вещества, как соли натрия, калия, магния, фосфор и азот. После того, как насекомое переварилось (обычно это занимает несколько дней), лист снова раскрывается. Механизм свёртывания листа избирателен и реагирует только на органическую пищу, тогда как случайные воздействия в виде капли воды или упавшего листа не вызывают пищеварительного процесса.

Слайд 22

Лист росянки

Слайд 23

Лягушка

Слайд 24

Слайд 25

Появление бобров в реках и особенно постройка ими запруд оказывает благоприятное воздействие на экологию водных и приречных биотопов. В образовавшемся разливе поселяются многочисленные моллюски и водные насекомые, которые в свою очередь привлекают выхухолей и водоплавающих птиц. Птицы на лапках приносят рыбью икру. Рыба, оказавшись в благоприятных условиях, начинает размножаться. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Защитой бобров пользуются выхухоли, в их хатках вместе с хозяевами часто поселяются ондатры. Запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность; в них задерживается ил.

Болото - это широко распространенное в нашей стране природное сообщество. Посмотрите на физическую карту России: какую значительную территорию занимают болота. Топкое место, кочки, трясина, камышовые заросли, редкие кустарники.

Как образовалось болото? Когда-то на этом месте было небольшое озеро, которое не имело стока, берега его быстро поросли камышом, рогозом. Со дна поднимались кувшинки, лилии. Каждый год камыши и тростник разрастались, все больше выступали с берегов на воду, переплетались стеблями, закрывая воду, на стеблях селились мхи, они впитывали влагу и вода застаивалась. Прошло несколько десятков лет, и растения совсем захватили озеро и закрыли воду. С каждым годом заросли становились все гуще. И вот образовался толстый слой почти до самого дна. Вот почему, когда идешь по болоту, так пружинят кочки, вязнут ноги, того и гляди - провалишься. Может быть, речушка лесная текла не спеша и постепенно в низинах зарастала травами или ключ бил из земли и все вокруг пропитал водой. Вот так возникли на этих местах копилки воды - болота.

Много воды - значит, стали расти влаголюбивые травы и кустарники, и звери с птицами селятся такие, каких только на болоте и увидишь. Поверхность некоторых болот густо покрыта мхами. Особенно много воды способен впитывать мох сфагнум, что с греческого значит «губка» (рис. 2).

Сфагнум обладает особым свойством убивать микробов. Поэтому остатки отмерших организмов полностью не перерабатываются, скапливаются под слоем мха, уплотняются, и в результате образуется торф - горючее полезное ископаемое. Толщина торфа может достигать 3-4 метров и более. Именно на этой торфяной подушке живут другие обитатели болота. Торф очень насыщен водой, и он почти не содержит кислорода, необходимого для дыхания корней. Поэтому на болотах могут расти лишь немногие растения. Чаще всего на густом ковре мха поселяются багульник, осока, клюква (рис. 3-5).

Рис. 3. Багульник болотный ()

Среди болотных растений клюква особенно ценится. Люди издавна собирают эту целебную ягоду. Кроме клюквы на болотах растут и другие вкусные ягоды: голубика (рис. 6), морошка.

Рис. 6. Голубика ()

На болотах приспособились такие травянистые растения, как пушица, тростник, аир, камыш и рогоз (рис. 7, 8).

Рогоз имеет большие темно коричневые головки, которые плотно сложены из сырых волосков. Под волосками зреют семена, осенью, когда семена созревают, волоски подсыхают и сама головка становится очень легкой. Заденешь ее - и вот вокруг тебя летает светлый пух. На волосках-парашютиках семена рогозы разлетаются в разные стороны. Еще в прошлом веке из этого пуха делали спасательные жилеты. А из стебля рогозы изготавливали круглую упаковочную ткань.

На болотах встречаются и необыкновенные растения. Росянка (рис. 9) и пузырчатка - это растения-хищники.

Росянка ловит и поедает насекомых. Насекомые быстрые и подвижные, как же им может угрожать это растение? Мелкие листочки росянки покрыты мелкими волосками и капельками клейкого сока, похожего на росу, оттого растение так и назвали - росянка. Яркая окраска листьев и капелек привлекает насекомых, но, как только комар или муха сядет на растение, он тут же приклеивается к нему. Листок сжимается, а его клейкие волоски высасывают из насекомого все соки. Почему же росянка превратилась в растение-хищника? Потому что на бедных болотистых почвах ей не хватает питательных веществ. В день росянка способна проглотить и переварить до 25 комаров.

Похожим способом ловит добычу и венерина мухоловка (рис. 10).

Рис. 10. Венерина мухоловка ()

Она имеет листочки, которые закрываются как челюсти, когда кто-нибудь прикоснется к волоскам на поверхности листьев. Поскольку эти растения редкие, их нужно охранять.

Другую ловушку придумала пузырчатка, назвали это растение за липкие зеленые пузырьки, которыми густо покрыты его тонкие, как ниточки, листья (рис. 11, 12).

Рис. 11. Пузырьки пузырчатки ()

Рис. 12. Пузырчатка ()

Все листья у растения в воде, корней нет, а над поверхностью поднимается лишь тонкий стебелек с желтыми цветками. Пузырьки нужны растению для охоты, а охотится эта травка на водяных жителей: маленьких рачков, водяных блох, инфузорий. Каждый пузырек - это хитро устроенная ловушка и одновременно пищеварительный орган. Особая дверца закрывает пузырек до тех пор, пока к волоскам этого отверстия не прикоснется какое-нибудь существо. Тогда клапан открывается и пузырек засасывает добычу. Из пузырька уже не выбраться, клапан, как дверь в комнату, открывается только в одну сторону. Внутри пузырька находятся железки, которые вырабатывают пищеварительный сок. В этом соке добыча растворяется, а затем всасывается растением. Пузырчатка очень прожорлива. Уже примерно через 20 минут пузырек готов захватить новую жертву.

Как животные болот приспособились к жизни на влажных местах? Среди обитателей болот известна лягушка. Сырость помогает лягушкам поддерживать постоянно свою кожу во влажном состоянии, а обилие комаров обеспечивает им питание. На болотистых берегах рек селятся бобры (рис. 13), водяные крысы, можно увидеть ужа и болотную гадюку.

Слышали ли вы поговорку: «Всякий кулик свое болото хвалит»? Кулик - стройная птица, похожа на чайку. Эта птица имеет защитное оперение, своим длинным клювом кулик находит в иле затаившихся там личинок комаров (рис. 14).

Часто на болотах можно встретить цапель (рис. 15) и журавлей (рис. 16), у этих птиц длинные и тонкие ноги, это позволяет им ходить по топкой холодной грязи, не проваливаясь.

Питаются цапли и журавли лягушками, моллюсками, червями, которых много на болоте. Сладкими ягодами любят лакомиться на болоте белые куропатки, а сочными частями растений - лоси и косули.

Вечерами и ночами по болоту разносится чей-то рев, напоминающий рев быка. Что только не рассказывали люди по этому поводу! Будто водяной кричит или леший с ним повздорил. Кто ревет и хохочет на болоте? Страшно ревет и ухает небольшая по размеру птица выпь (рис. 17).

У выпи очень громкий крик, разносящийся на 2-3 километра в округи. Выпь живет в тростниковых зарослях, в камышах. Охотится выпь на карасей, окуней, щук, лягушек и головастиков. Часами неподвижно стоит выпь в зарослях у воды и вдруг молниеносно метнет свой острый, как кинжал, клюв - и рыбке не уйти. Начнешь искать выпь на болоте - и мимо пройдешь. Она клюв вертикально поднимет, шею вытянет, и ни за что не отличишь ее от пучка сухой травы или камыша.

Но не только выпь кричит ночью на болоте. Вот сидит на ветке хищная птица филин. Длиной она почти 80 сантиметров (рис. 18).

Это ночной разбойник и нет от него спасения ни птицам, ни грызунам. Это он так хохочет на болоте, когда стемнеет.

Жители болотистых мест иной раз ночами могут наблюдать удивительное зрелище, как на болоте танцует множество голубоватых огоньков. Что же это такое? Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. Возможно, это воспламеняется болотный газ. Выйдут его облачка на поверхность и на воздухе загораются.

Люди с давних пор побаивались болот. Стремились осушать и использовать земли под пастбища и поля и тем самым думали, что помогают природе. Так ли это? Болото приносит большую пользу. Во-первых, это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из болот ручейки питают большие реки и озера. В дождь мхи болот впитывают излишнюю влагу, как губки. А в засушливые годы спасают водоемы от высыхания. Поэтому нередко после осушения болот реки и озера мелеют. Васюганское болото - одно из самых больших болот в мире, его площадь больше площади Швейцарии (рис. 19).

Рис. 19. Васюганское болото ()

Расположено между реками Обь и Иртыш. В этом болоте берет начало река Васюган. Такие реки, как Волга, Днепр, Москва-река, также вытекают из болот. Во-вторых, болота - это прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода. В-третьих, на болотах растут ценные ягодные растения: клюква, морошка, голубика. В них содержится сахар, витамины, минеральные вещества. Также на болотах растут лекарственные растения. Например, в годы Великой Отечественной войны сфагновый мох использовали как перевязочный материал для быстрого заживления ран. Росянка применяется для лечения простуды и кашля. К тому же, болото - это природная фабрика торфа, которое используется и как топливо, и как удобрение.

Запомни: нельзя подходить к заболоченной местности и к торфяным разработкам на болоте! Это очень опасно.

На болота заходят медведи, олени, кабаны, лоси, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Болото - такая же необходимая часть природы, как леса и луга, их тоже надо охранять. Уничтожение болот приведет к изменению природы на всей планете. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

Сегодня на уроке вы получили новые знания о болоте как природном сообществе и познакомились с его обитателями.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Biofile.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Animalworld.com.ua ().

Домашнее задание

  1. Что такое болото?
  2. Почему нельзя высушивать болота?
  3. Каких животных можно встретить на болоте?

Урок по окружающему миру на тему:

Природное сообщество – болото.

Тема: природное сообщество - болото.

Цель: познакомить учащихся с природным сообществом – болото.

Задачи урока:

    Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире;

    Раскрыть значение болот для человека и природы;

    Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

    Формирование ценностного отношения к миру живой природы.

Литература:

Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Окружающий мир, 3 класс, часть 2. – Самара, издательский дом «Федоров», 2010.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент.

    Подготовительный этап (работа в группах).

Какие ассоциации у вас возникают при слове «болото»? запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслям и чувствами в группе. Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу.

В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу.

    Работа по теме.

Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы.

Давайте вспомним, что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества мы с вами уже изучили?

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см.

Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Болото может появиться на месте заросшего озера.

Больше всего болот в тайге и в тундре.

Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото.

На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи.

На болоте можно встретить и деревья. Такие как ива, ольха, ель, береза, сосна.

Вместо йода и ваты можно использовать мох сфагнум.

Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху.

Из трав на болтах много осоки.

Встречаются на болотах камыши.

Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может.

Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах.

Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом.

Растут на болоте и ягодные кустарнички.

Отгадайте их:

Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Они, как бусы алые,

Усеют берега. (Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

Голубые ягодки

Повисли на кусточке.

Голубые ягодки

Зелёные листочки. (Голубика)

Росло – повыросло

Из кустов повылезло.

На кончике закрутилось

Красным цветом заискрилось. (Морошка)

На болоте часто раздаются «вздохи». Это выходят газы, образующиеся на глубине болота из-за гниения остатков растений и других организмов.

Болота – рай для размножения разных насекомых. А так как есть насекомые, то на болоте очень много насекомоядных земноводных – лягушек, жаб, тритонов. Раз есть земноводные, появляются их враги – змеи. В наших болотах водятся ужи и гадюки.

Из земноводных вы лучше всего знакомы с лягушками. Польза от лягушек, как и от жаб, огромная. Они поедают много насекомых, слизней, спасая растения от вредителей.

На зиму лягушки прячутся в ямках, закапываясь в ил. Весной же громкий «лягушачий концерт» возвещает, что вновь вернулось тепло.

На болоте встречается мелкое растение – росянка. Это растение – хищник. Оно не захотело погибать на бедных болотистых почвах и приспособилось ловить и есть насекомых.

    Итог урока.

С каким природным сообществом мы сегодня с вами познакомились?

Какие животные обитают на болоте?

Почему на болотах очень много земноводных?

    Домашнее задание.

Дети записывают слова и обсуждают свои мысли в группе.

Учащиеся обсуждают пословицу в группах, затем делятся своими мыслями со всем классом.

Дети отвечают на вопросы.

Дети закрывают глаза и внимательно слушают.

Тема: Природное сообщество болото.

1.Организационный момент.

Итак, мы начинаем урок. Пусть он принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание и наблюдательность.

2.Акутуализация знаний.

Сегодня мне приснился удивительный сон. Мне снилось, что я попала в густой, труднопроходимый хвойный лес. Где же я? (В тайге).

- Что растёт в тайге? (пихта, ель, лиственница)

- Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (иголки не колются – они мягкие)

- Чем ценна древесина лиственницы? (устойчива к гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолётов, в машиностроении).

- Какое растение в переводе с латинского называют «скала»? (сосна)

- Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты? (ель)

- Какое дерево называют чудо-деревом?(кедр)

- Что объединяет растения тайги? (Эти растения нетребовательны к теплу)

Я гуляла по лесу и попала в какое-то таинственное, необычное место. Я заметила, что растительность в этом месте довольно скудная. Кругом очень сыро, мох.

3. Формулирование темы и цели урока

Работа в группах.

- Составьте картину из пазлов, и вы увидите это место. Догадались, где я оказалась? (болото)

- О чём вы подумали, какие ассоциации возникли у вас при слове «болото»?

- А вот у меня возникает ассоциация: болото – сообщество. А что такое природное сообщество? Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды.

- Какие природные сообщества вы уже знаете? (лес, луг, поле, озеро)

- Кто-нибудь видел настоящее болото? Какое оно?

- Что бы вы хотели узнать о болоте? Итак, тема нашего урока: Болото.

Цели: (план урока) Узнать, что такое болото? Как образуются болота?

Что растёт на болотах?

Кто живёт на болотах?

Значение болот.

- Как вы думаете, где можно получить эти знания? (книга, карта, группа, подумать, спросить у учителя)

Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.

С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!

Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи . Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной.

Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны.

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы лучше узнать о болоте и его обитателях мы отправимся на виртуальную экскурсию по болоту. Будем сами находить ответы и делиться знаниями с одноклассниками.

- Предлагаю поработать в группах. Ваши задания на карточках.

Группа 1

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о том, где и как образуются болота. В каких природных зонах встречаются болота? (Покажите на карте)

Группа 2

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях болот.

Группа 3

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о животных болота.

Группа 4

Найдите в тексте учебника на с. 93 – 97 информацию о растениях и животных болота, на её основе составьте схему цепей питания.

Группа 5 – консультанты

Работа по тексту учебника на с. 93 – 97 + дополнительная информация о растениях и животных болота.

- Представьте результаты вашей работы. Всем слушателям необходимо быть внимательными, чтобы заполнить таблицу наблюдений.

Группа 1.

Болото - это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.

Вода вытеснила воздух. Без доступа воздуха нижние части растений отмирают, опускаются на дно. Через несколько десятков лет из этих растительных остатков на болоте появляется полезное ископаемое торф.

Практическая работа - свойства торфа

- Рассмотри кусочек торфа под лупой. Из чего он состоит? Попробуйте отделить части торфа. На что они похожи?

- А теперь посмотрите, что происходит, если я поджечь торф. Слайд

Вывод: торф состоит из остатков растений, которые легко можно отделить друг от друга, горит.

Люди издавна используют его как топливо , как удобрение и как сырьё на химических заводах.

- Не забывайте о таблице наблюдений.

Физкультминутка

Свежий воздух мы вдохнём,

За грибами все пойдём.

Друг за другом по тропинке,

А в руках у нас корзинки.

Вот болотце впереди,

Как же нам его пройти?

Встанем на носочки,

Прыгнем мы на кочку.

На полянке у реки

Мы увидели грибы.

Их в корзинку соберём,

Группа 2

- Какие растения можно встретить на болотах?

Деревья на болотах чахлые, низкорослые, так как слишком много влаги.

Корни деревьев в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут.

На болоте можно встретить ольху, берёзу, сосну.

1)Рассказ про мох сфагнум

Во время войны (70-летие Победы в ВОВ скоро будет праздновать вся страна) врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.

2) загадка клюква

3) голубика

4) морошка растёт на болотах Крайнего Севера, брусника

5) У аира болотного есть очень красивые названия: в России его называли «водяной райской травой», а на латыни – душистой, или благовонной тростью. Это лекарственное растение.

В народе есть поверье, согласно которому аир помогает только добрым людям - тем, кто стремится к гармонии, излучает свет и тепло. А тем, кто копит злобу и ненависть, нарушает закон и обижает слабых, он не принесёт пользы.

Болотная трава пушица. При созревании у пушицы на концах стеблей образуются как будто комочки ваты, белые и пушистые. Пушинки помогают маленьким, лёгким семенам улетать с ветром. Бывает, что порыв ветра закрутит их, подымет выше деревьев и перенесёт на другое болото. Тогда на будущий год там тоже забелеют головки пушицы.

Раньше ватой пушицы в деревнях, стоящих поблизости болот, набивали подушки и матрасы, даже выделывали из неё ткани.

Когда идёшь по болоту в жаркий летний день, ощущаешь, что воздух здесь какой-то особый. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, время от времени и разболеться может. Это всё от аромата багульника – невысокого кустарника, растущего на болотах.

Издавна знает народ о лечебных свойствах багульника. При помощи багульника вылечивают такие болезни, как ревматизм и артрит. А ещё используется как средство, предохраняющее одежду от моли.

6) стрелолист (почему такое название?) , рогоз и камыш ( семейство осоковых). Заросли камыша уменьшают загрязнение водоёмов, использовали в хозяйстве: плели коврики, сумки, крыли крыши деревенских домов. Рогоз: из листьев тоже можно плести: корзинки, циновки. Пухом из початков набивали подушки. Пух хорошо впитывает жидкость, можно использовать при оказании первой помощи раненому вместо ваты. У рогоза съедобны корневища, содержит крахмал, сахар, можно молоть муку.

7) росянка

Какое общее свойство есть у всех растений болот? (Влаголюбивые.)

- А какие животные там живут?

Группа 3

1) насекомые

2) лягушка

3) ондатра

Ондатра – зверёк длиной до 30 см, напоминающий полевую мышь. Ондатра, как и бобр, – строитель. Только хатка её поменьше.

Даже в самые сильные морозы температура в хатках ниже нуля не опускается, а бывает восемь, девять градусов. Это ведь совсем тепло.

4) птицы

5) выпь, цапля

- Что общего во внешнем виде птиц?

Длинные ноги, чтобы удобнее было ходить по болоту. Длинные клювы помогают доставать пищу из воды. Все эти птицы летают, а дикие утки ещё и плавают.

6) филин

А вот на ветке виден какой-то бурый нарост. Вдруг повернулась голова, и уставились два круглых желтоватых глаза. Филин - ночной разбойник! Нет от него спасения в темноте ни птицам, ни грызунам. Это он так громко хохочет на болоте, как стемнеет. Несведущий человек прямо обомлеет, когда в первый раз услышит его жуткий раскатистый смех.

7) гадюка, уж

Гости болота.

- Как вы думаете, живут ли крупные животные на болотах? Почему?

Верно, на болотах они не живут, но заходят в гости.

Заходит сюда и могучий лось - высокий, с длинными ногами, мощной грудью, горбоносой головой. Лоси любят водоросли, даже ныряют на ними в воду. И олень с развесистыми рогами заглядывает. И медведь, и лесной петушок - тетерев, и рябчик, и белые куропатки. И всех, кто в гости заглянет, болото угостит вкусными ягодами, травками, спрячет в гуще камыша, уложит спать на мягоньком мху, вылечит от недугов.

Группа 4

Соберите цепи питания:

Пушица-комар - лягушка- цапля

Пушица-комар - лягушка- гадюка

Сок растений - насекомое – росянка

5.Рефлексия.

Таблица наблюдений.

Продолжи высказывание

Баллы

    Болота образуются в низинах .

    Торф образуется из остатков растений.

Торф используется как топливо, удобрение.

3.Среди растений болота есть мох, пушица, клюква , и редко деревья.

    Среди животных болота большинство представители групп насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.

Всего

6-8 баллов – «3» 9-11 баллов – «4» 12-14 баллов – «5»

- А знаете ли вы, что 22 апреля – День защиты Земли – это праздник, который объединяет всё население планеты в деле защиты окружающей среды.

- Как вы думаете, а нужно ли защищать болото? Вопрос остаётся открытым. Продолжим изучение темы на следующем уроке. Подумайте, найдите дополнительную информацию.

6.Итог.

Приём «Сжатие информации»

Попробуйте одним предложением сказать, о чём мы говорили на уроке.

Какие выводы можете сделать?

7.Домашнее задание по выбору. Рекомендации: прочитать рассказ М. Пришвина “Кладовая солнца”.

- с.93-97

- с.93-97 + подобрать загадки о животных, растениях болота;

- с.93-97 + найти информацию о необычных объектах или явлениях болота.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

б а й к а л т р о с т н и к ф л а м и н г о в о д о м е р к а у т к а п л о т в а

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО – БОЛОТО.

Болото - это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве.

Васюганское болото

Мох сфагнум

План: 1. Что такое болото? 2. Какие растения и животные обитают на болоте? 3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс

Тема: Природное сообщество – болото.

Цели: 1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними.

2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.

3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:

Гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки.

Используемые ЦОР:

мультимедийная презентация ,

Ход урока:

Организационный момент

Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( «Путешествие по природным сообществам»)

Какие природные сообщества мы уже знаем? (моря, океаны, озера)

Как вы думаете, существуют ли еще природное сообщество?

А как оно называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Назовите самое крупное озеро России (Байкал)
  2. какое растение озер человек использует, как строительный материал? (тростник)
  3. Назовите редкую красивую озерную птицу (фламинго)
  4. Насекомое-клоп, которое бегает по поверхности воды и охотится за мошками и комарами. (водомерка)
  5. Водоплавающая птица (утка)
  6. Небольшая всеядная озерная рыбка (плотва)

Итак, какое слово получилось? О каком природном сообществе мы сегодня будем узнавать?

Прочитайте тему урока (слайд 3)

Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?

Итак, сегодня на уроке мы выясним: (слайд 4)

1. Что такое болото?

2. Какие растения и животные обитают на болоте?

3. Какое значение имеют болота для природы и человека?

Новая тема

1 .- Что представляет человек при слове «болото»? (грязь, трясину, насекомые и т.д.)

Это в прямом смысле, а в переносном значении, какой смысл люди вкладывают в это слово? (что-то нехорошее)

- Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)

Открыли учебник стр. 26 прочитайте 1 абзац

Так что же такое болото?

(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)

- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)

Об одном из таких мест нам подготовила небольшое сообщение …(сообщение ребенка про Васюганское болото

В самом центре Сибирского федерального округа раскинулось Большое Васюганское болото. Оно является самым большим болотом на земном шаре. Его площадь составляет 53 тысячи квадратных километров. На таком пространстве спокойно поместилось бы государство Швейцария. Васюганское болото расположено на территории Томской области. Оно возникло около девяти тысяч лет назад. Первоначально на его территории расположились 19 отдельных болот, которые к настоящему времени слились в сплошной водный массив и процесс заболачивания продолжается.)

- Что интересного узнали из сообщения?

2.- Какие виды растений встречаются на болотах? (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)

Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)

Еще об одном таком растении нам подготовила сообщение… (сообщение ребенка о мхе)

(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища.

Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)

- Итак, о каком растении шла речь? Что интересного узнали?

Физминутка

Вернемся к нашему плану, какой следующий вопрос на который мы должны ответить? (животные, обитающие на болотах)

Болото - рай для размножения различных насекомых.

- А какие группы животных еще обитают на болоте, выясним из статьи учебника на стр. 26 , начиная со 2 абзаца до стр. 27 (самостоятельное чтение)

А теперь откройте ТПО на стр. 9 № 15 . Что предлагают сделать?

Представителей этих групп выпишите из статьи, которую читали.

- Итак, назовите представителей разных групп животных, обитающих на болотах.

- Как вы считаете, а на территории нашей области есть болота? (карта области)

Как на карте отмечаются болота? (пунктирными линиями)

Посмотрите на карту нашей области и скажите, где больше всего распространено болот?

(Болота занимают 28% территории области. Широко распространены на юго-востоке в пределах средне-амурской низменности, а также вдоль русел рек, проникая в горные районы.)

3. - Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти организмы между собой . Составьте цепь питания . (работа в парах)

- Подумайте и скажите , можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?

Вернемся к нашему плану, какой третий вопрос, на который мы должны ответить? (слайд с планом)

Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?

Д/з ответ на этот вопрос вы найдете дома на стр. 28, а также порассуждаете над значением болот, выполнив задание в ТПО на стр. 9 № 16

Итог: -Какие учебные задачи мы сегодня перед собой ставили?

Что нового и неожиданного для себя вы узнали?

Что такое болото?

Какое общее свойство есть у всех растений болот?

Какие животные обитают на болоте?



© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов