Есть понятие практическое те представление цели. Представление

04.01.2024

Представление

Ключевые понятия

Представление;

виды представлений;

зрительные, слуховые и двигательные представления;

общие и единичные представления;

произвольные и непроизвольные представления;

первичные и вторичные образы;

свойства образов представления

Прочитав эту главу, вы сможете

П онять сущность представления.

О пределить виды

и функции представлений.

У знать, чем образы представлений

отличаются от образов восприятия и памяти.


Представление

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Свойства и функции представлений. Представлениям присущи следующие основные свойства: наглядность, неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия в связи с утратой непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследованиями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены» (Веккер, 2000). Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удержать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он будет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления не возникает сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей, постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость. По своей сущности как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает В.С. Кузин (1999), представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, являясь обобщением конкретного предмета (или явления), одновременно может быть обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Л.М. Веккер рассматривает представление как вторичные образы, как следующий шаг продвижения первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющие «специально человеческий» уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, то есть в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, то есть образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями, как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Поэтому из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства (Рис. 2.1).

Первичные свойства
Пространственно-временная структура Сдвиги в воспроизведении модальностей Сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
Неустойчивость Фрагментарность Обобщенность

Рис. 2.1. Эмпирические характеристики вторичных образов

К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.

Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы. Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, допускающее, однако, из взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).

Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в не сохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаковском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива в особенности размеров отдельного объекта.

Что касается, преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.

В связи с влиянием структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта. Доминирование топологической схемы над геометрической формой обнаружено в исследованиях Н.А. Бернштейна. Поэтапность и многоуровневый характер такой «топологизации формы» в представлении выявлены в экспериментах М.В. Лещинского.

К временным компонентам вторичных образов относятся симультанность, сдвиги в отображении длительности и прочность в отображении последовательности.

Симультанность, или «временная панорамность», представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру. Так, по Б.М. Теплову, слуховые музыкальные представления воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения.

Данные о совершающихся во вторичном образе сдвигах в воспроизведении длительности обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка: «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется».

Что касается третьей временной характеристики – большей прочности сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) заключается в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в зависимости от длительности хранения образа.

Хотя степень яркости вторичного образа может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. По сути дела эти изменения интенсивной характеристики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. И те, и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в затрудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, становятся более бледными.

За этой подгруппой первичных характеристик, как в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических характеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных в своей основе общих для всякого образа параметров соответственно его данной конкретной форме: неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Производный характер второй подгруппы характеристик по отношению к первичным эмпирическим характеристикам представления выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные аналоги: константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например, «мерцание цвета» в представлении и колебание яркости. Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модально-интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как «портрет» не только класса фигур, но и класса качественно-модальных (цветов, тонов, проявления упругости) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила) свойств.

Все эти три характеристики – неустойчивость, фрагментарность и обобщенность – являются, таким образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы в деятельности человека. Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-то действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге, что бы снять психическую напряженность или даже болевые ощущения. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
Вид анализатора Степень обобщенности образов Наличие волевых усилий Информированность индивида об объекте представления
Зрительные Слуховые Двигательные Общие Единичные Произвольные Непроизвольные Памяти Воображения

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.


Похожая информация.


Для начала надо сказать, что движение и действие – понятия конечно разные, но они могут пересекаться.

Первый вариант – движение, но не действие. Такой вариант возможен, но недостаточно лишь эмпирических примеров, нужна теоретическая интерпретация. Это вообще-то беспорядочная хаотичная двигательная активность без направления.

Деятельность направляется целью, а здесь движение суть бесцельное. Тут нужна особая теоретическая интерпретация. Это те беспорядочные пробы и ошибки, которые имелись в виду, когда говорилось о поведении кошки в проблемном ящике Торндайка. Такого рода активность противопоставляется активности интеллектуальной, то, что можно назвать научением без понимания.

Торндайка критиковали за сверхсложную ситуацию для испытуемого и лишь потому была беспорядочная активность. Вот и у Толмена была у крысы беспорядочная активность, но Толмен ей приписывает понимание ситуации.

Второй вариант – действие, но без движения. Здесь, пожалуй, так. Мы, прежде всего, имеем в виду уже умственные внутренние действия. Например, это идея интеориоризации действия. Идея о единстве строения внешней и внутренней деятельности, которая позволяет исследовать этот переход извне во внутреннее действие. Центральным автором тут был П.Я.Гальперин. Его теория планомерного формирования умственных действий.

Третий вариант – пересечение. Здесь нужно вспомнить определение действия по Леонтьеву. Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.

Результат должен быть достигнут. Это означает, что основная направленность действия задана объективно в виде требования. Любая задача имеет свою объективную и субъективную сторону. Требование – это важная часть объективной стороны, поставленная извне.

Именно в этом смысле использует Н.А.Бернштейн понятие двигательной задачи. Построение движения рассматривает как двигательную объективно заданную задачу. Может не осознаваться, но выполняется по определенной программе. Требование достигается в определенных условиях. В процессе решении двигательной задачи постоянно учитываются меняющиеся условия.

Раз есть представление о результате, то мы обращаемся к субъективной стороне и это представление мы именуем целью. Может потребоваться особый процесс, именуемый целеобразованием. Если средство понятно субъекту, то моментально становится целью. А если непонятно, то происходит процессом принятием задачи к решению. Процесс преобразования объективного требования в субъективную цель.

Ну а дальше если у испытуемого появилась цель, то цель, достигаемая в определенных условиях – это и есть задача в точном смысле слова по Леонтьеву. Уже не двигательная, а мыслительная задача, которая направляет некий внутренний процесс, возникла у первых исследователей мыщления. В Вюрцбурге в начале ХХ века.


Исследователи вюрцбургской школы в своих довольно простых опытах (давали испытуемым простые ясные задачи, в которых целеобразование не требовалось. Например, задачи на понимание смысла слов, фраз, пословиц, высказываний, сравнение двух понятий, подбор к одному слову родственного другого) заметили, что даже эти простые мыслительные процессы невозможно объяснить с помощью ассоциаций. Ассоциаций много их должно что-то направлять. Они хотели получить от испытуемых ответ – что направляет этот процесс, ассоциации. Ответ был получен, что возникает особое переживание. Иногда его называли интеллектуальным чувством, которое возникает когда слово предъявлено «охота» и надо ответить «ружье», то появляется много различных частных ассоциаций. И вот когда уже ясно, что в ответ последует слово «ружье» возникает особое чувство, которое передает и не охоту и не ружье, т.е. не имеет отношения к представлению, а имеет отношение к их связи. Чувство задачи, чувство решаемой задачи. Или напротив чувство вопроса.

Вюрцбургские психологи впервые описали феноменологию поставления целей, целевых установок, мыслительные цели. То, что возникает у испытуемых независимо от материала. Мысль не зависит от образа, от материала задачи, это чистая мысль.

В леонтьевском определении помимо уже сказанного есть слово процесс. Процесс, подчиненный сознательной цели. Как только понималась цель, то простейшие задачи оказывались сразу же решенными. А в более сложных задачах надо наметить ещё один процесс.

Один процесс уже есть – целеобразование. Но когда задача возникла цель в условиях, необходим процесс преобразования условий в средства достижения целей. Короче можно назвать процессом поиска или создания средств. Разумеется, этот процесс уже нельзя назвать репродуктивным. В данных условиях ищутся средства достижения целей. Этот процесс продуктивный в смысле процесса поиска и создания средств.

Продуктивное мышление (творческое) уже стали заниматься гештальт-психологи. Именно они разделили объективную и субъективную сторону задачи. И как бы сама проблематика стала следующей. Творческая задача, которую дают испытуемым гештальт-психологов, не является творческой для тех, кто знает её решение. Продуктивный процесс возникает тогда, когда объективная сторона преобразуется в субъективную.

Для испытуемого сведения о том, что ему всё необходимое для решения дано – пустой звук. Испытуемому, например, никто не говорил, что задачу со спичками надо решать на плоскости. Это он сам уже неверно доопределил условия, используя свой прошлый опыт. Ведь раньше он задачки со спичками решал на плоскости. То, что он делает можно ли назвать действием? Раскладывание спичек на плоскости – это действие или нет? Условия-то он доопределил, а есть ли у него цель пока не ясно. Есть ли направленность в активности.

Тут присоединяться представители информационного подхода. Которые скажут, что не важно. Цель какая-то у этого испытуемого со спичками есть. И тогда мы можем изучать процесс поиска средств. Процесс поиска средств можно алгоритмизировать. Можно по тому, что средства достижения целей, зависящие от условий – это операции.

Вюрцбургские психологи описали феноменологию целей. Гештальт-психологи стали рассматривать творческие задачи (процесс целеобразования и процесс поиска средств). И, наконец, если процесс целеобразования алгоритмизировать достаточно трудно, то процесс поиска средств как операциональный аспект действия может программироваться.

Хотелось бы привести одну фразу, которую впервые произнёс Пикассо, а повторил её Тарковский. Тарковского спросил польский журналист, который знал что Тарковский 20 раз переделывал полностью уже отснятый фильм «Зеркало». Вопрос журналиста: «Правда ли что Вы 20 раз перебирали различные варианты своего фильма и искали лучший вариант?» Каждый, кто имел пик переживание по Маслоу и Тарковский обиделся на журналиста, п.ч. «художник ничего не ищет, он находит». Тарковский, конечно, не перебирал варианты, а хотел понять то, что было сделано в целом, хотел найти понимание. Поиск средств (это нижняя стрелочка) операциональный аспект создания средств. А нахождение понимания задачи, ситуации в которой находится испытуемый – это верхняя стрелка. И Тарковский вместе с Пикассо как раз и говорят, что эти два процесса надо различать.

И тот испытуемый, который раскладывает спички на плоскости, ничего пока не ищет, а пока просто пытается понять, в какой ситуации находится. И когда поймёт что надо выйти из плоскости в пространство, то найдёт решение.

Творческие задачи называют проблемами. Раз проблема – значит задача творческая. Раз задача – значит это то, что можно смоделировать.

Теперь скажем, что развитие интеллекта, конечно, начинается с представления реальности через практическое действие. И если бы мы заговорили о том, что уже в практическом действии можно говорить об интеллекте. Интеллект – это операции, а операции – это интериоризованные действия. Более подробно, что такое системная представленность действий.

Пиаже использует язык математической логики и привлекает понятия группы. Группа – это определенная система с рядом свойств. Скажем, множество чисел удобно для того, чтобы демонстрировать свойства того или иного множества. Группа состоит из определенных элементов и состоит из определенных операций, по отношению к этим элементам. Группа, но не группировка.

Свойства группы. Их четыре. Первое свойство - композиция . Композиция элементов группы – это возможность объединения элементов в новые. Например, сумма двух чисел есть третьей новое для двух первых число. Или циферблат часов – вращение двух стрелок тоже композиция. Второе свойство обратимость . Каждому элементу соответствует обратный ему. Например, симментричные в отношении нуля положительные и отрицательные числа. Или скажем прямое и обратное движение часовых стрелок. Третье свойство ассоциативность . Комбинация суммы двух элементов с третьим имеет тот же результат, что и комбинация первого элемента с суммой второго и третьего. Это касается суммирования трёх чисел и касается циферблата. Или например одну и ту же цель на местности можно достичь различными путями. Четвертое свойство тождественность или общая идентичная операция. То есть в сумме прямая и обратная операция равны нулю. На часах после поворота стрелки на 360 градусов будет вновь то же самое положение.

Эти четыре свойства Пиаже попытается применить к скоординированным практическим действиям. Пиаже выделит несколько групп, среди которых первую назовёт группой практических действий – это такая организация сенсомоторных действий с объектами, которая обладает свойствами группы с точки зрения наблюдателя.

Третий вопрос. Практические действия и развитие интеллекта . Сенсомоторный интеллект.

Мы уже знаем, что сенсомоторный интеллект – это первая стадия развития интеллекта по Ж.Пиаже. Будем постепенно изучать концепцию Пиаже.

Интеллект по Пиаже – это система логических операций. Однако здесь мы говорим об интеллекте развитом, уже понятийном, связанном с логикой. Но первая стадия развития интеллекта может быть названа системой практических действий. Сначала рассмотрим само понятие сенсомоторный.

Первая часть сенсорный, значит связанный с перцептивной сферой ощущений и восприятий. И тут, прежде всего, посмотрим соотношения восприятия и интеллекта. Вторая часть моторный, о формировании двигательных навыков. Получается как бы два источника в предыстории развития сенсомоторного практического интеллекта.

Соотношение восприятия и интеллекта. Различия и сходства. Особенность концепции Пиаже в том, что новые качественные стадии сменяют друг друга, причём смена – это как инсайт. Но с другой стороны между стадиями что-то общее.

Во-первых, различия. Мы знаем св-ва перцептивного образа ещё по теме 7 и на примере статьи Олпорт. Особенностью интеллекта является центрация, т.е. выделение фигуры в перцептивном поле, так, что остальная часть этого поля уходит в фон. Фигура более яркая, чем фон, она несколько больше, чем это соответствует оптике зрения.

В отличие от этого интеллект – есть децентрация, это совмещение по-крайней мере двух разных точек зрения на объект. Увидеть одновременно с разных точек зрения невозможно. Чтобы собирать различные точки зрения воедино, нужен интеллект.

В чём сходства восприятия и интеллекта? Концепция Пиаже может быть названа ещё и конструктивной концепцией интеллекта. Схема объекта зависит от действия с ним, как действую, так и представляю. Пиаже считает необходимым сказать не просто о восприятии, но о процессе – перцептивной деятельности. Рассматривание объекта с разных сторон, наблюдение объекта в движении. Такая деятельность является предысточником интеллектуальной. Разные точки зрения возможно объединить.

Теперь навык и интеллект. Традиционно понимается, что навык вырабатывается постепенно. А интеллектуальный акт (например, инсайт) совершается как бы внезапно, качественно меняя ситуацию. Навык это поиск вслепую, он вырабатывается путём случайных проб с отсеиванием ошибок. Напротив интеллект всегда предполагает какую-либо гипотезу, предвосхищение ситуации и затем проверку их и уточнение.

Далее отход от традиционного представления о навыке. Основная книга Пиаже вышла в 1947г. В том же году в нашей стране выходит книга Н.А. Бернштейна «О построении движений». Оказывается, что в этих книгах содержится интерейснейшая единая идея: навык можно рассматривать как построение движения, как выполнение двигательной задачи. Но т.к. задача обычно подразумевает интеллектуальное поисковое действие, то значит, у навыка и интеллекта что-то общее есть.

Даже элементарные формы навыка, пусть даже это не навыки, а врожденные рефлексы, имеют что-то от интеллекта. А именно. Интеллект есть адаптация к реальности. Один процесс – ассимиляция (освоение материала в наличных схемах), а другой процесс – аккомодация (изменение схем). Так вот навык обладает по-крайней мере одним из этих признаков. Даже врожденные рефлексы распространяются на новые ситуации.

Простейший врожденный рефлекс – сосательный. В определенном положении тела у ребенка возникает этот важный для жизни рефлекс. Этот акт сосания, как правило, распространяется на новые объекты, врожденная схема действия распространяется на новые ситуации. Значит рано или поздно приходится учитывать особенность объектов и ситуаций. А значит рано или поздно придется изменять изначальные врожденные схемы.

Что является критерием развития сенсомоторного интеллекта. Этот вид распределяется от рождения и до появления речи. Это 1,5-2 года есть довольно сложная история развития. В конце её сенсомоторный интеллект отвечает за координацию восприятия и двигательных навыков. С одной стороны схема объекта и с другой – разнообразные разумные действия с объектом. Поскольку есть схема действия, постольку есть и схема объекта.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной

информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Важнейшая функция представлений - сигнальная. Она становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по принципу механизма условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И.П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта двигательных представлений.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти "следы" сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. По определению И.П. Павлова, наши

представления относятся к первой сигнальной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигнальной системой, вызываются словом. Действия первых сигналов у человека обычно сопровождаются словесным обозначением. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.

образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.

В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.

В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».

В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.

В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».

В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением.

В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.

Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».

Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Нем.: Vorstellung. -Франц.: repr?sentation. -Англ.: idea or presentation. -Исп.: representaci?n. - Итал.: rappresentazione. - Португ.: representa?ao.

o Классический термин философии и психологии: "То, что человек представляет, то, что образует конкретное содержание мыслнтельного акта", "в особенности воспроизводство прежних восприятий" (1). Фрейд противополагает представление и аффект*; у каждого из этих двух видов психических явлений - своя судьба.

o Термин Vorstellung по традиции входит в Словарь немецкой классической философии. Поначалу Фрейд понимал его вполне традиционно, а использовал - необычно (а). Нижеследующие соображения поясняют, в чем именно состоит это своеобразие.

1) Первые теоретические модели психоневрозов основаны на различении "кванта аффекта"* и представления. При неврозе навязчивости квант аффекта смещается с патогенного представления, связанного с травмирующим событием, на другое представление, которое кажется субъекту малозначимым. При истерии квант аффекта преобразуется в соматическую энергию, а вытесненное представление символизируется той или иной областью тела и телесной активности. Этот тезис, согласно которому разделение аффекта и представления лежит в основе вытеснения, заставляет по-разному описывать их судьбу и особенно связанные с ними процессы: так, представление подвергается "вытеснению", а аффект - "подавлению".

2) Когда Фрейд говорил о "бессознательных представлениях", он отдавал себе отчет в парадоксальности совмещения этих двух терминов. И потому в этом выражении традиционный философский смысл термина Vorstellung, а именно акт субъективного представления объекта сознанием отходит на задний план. По Фрейду, представление определяется объектом, но вписывается в "мнесические системы".

3) Как известно, память для Фрейда - это не простое вместилище образов в строго эмпирическом смысле слова, но скорее совокупность мнесических систем; он расчленяет воспоминание на различные ассоциативные ряды и в конечном счете обозначает термином "мнесический след"* не столько "слабое впечатление", сохраняющее сходство с объектом, сколько знак, который постоянно соотнесен с другими знаками, но не связан с тем или иным чувственным качеством. И потому у нас есть основания связывать фрейдовское Vorstellung с лингвистическим понятием означающего.

4) Здесь уместно вспомнить о том, что Фрейд разграничивал два Уровня представлений: "словесные представления"* и "предметные представления"*. При этом в основу кладется различие, Которому Фрейд приписывал важнейшее значение в своей топике: предметные представления, характеризующие систему бессознательного, теснее связаны с предметами, а потому в случае "первичных галлюцинаций", например, представление об отсутствующем предмете становится для ребенка равнозначным непосредственно воспринимаемому и энергетически нагруженному предмету (см.: "Опыт удовлетворения").

И потому, когда Фрейд (ср. его первые описания психоаналитической терапии в 1894-1896 гг.) стремился обнаружить в конце ассоциативных цепочек "патогенные бессознательные представления", конечной целью его поиска выступала та точка, где объект и его следы неразрывны, а означаемое неотделимо от означающего.

5) Хотя различие между мнесическим следом и представлением как его нагрузкой всегда неявно присутствовало у Фрейда, оно нигде четко не определялось (4). Причина этого, конечно, в том, что Фрейду трудно было помыслить чис/иьшмнесический след, т. е. такое представление, которое было бы полностью лишено нагрузки как в системе сознания, так и системе бессознательного.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему.

Их существование не связано с наличием предмета предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово - образ, образ - образ, чувство - образ, а также непроизвольно - через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания. Проекция представлений в реальное пространство - это галлюцинация. Личностные представления объективируются, становятся доступными другим через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение. Двигательные представления производят преднастройку человека на действие и как эталон корректируют его. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в понятие абстрактное.

При сравнении качественных характеристик образа восприятия и образов представления бросается в глаза неясность, неотчетливость, неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия. Эти признаки действительно присущи представлениям, но не они существенны. Сущность представлений - в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Представления - исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.

Представления - итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности. Одновременно образ представления - исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Среди закономерностей прежде всего важна обобщенность образа, характерная даже для представлений единичных; для представлений общих она - главный признак.

Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности - как зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и пр. Выделяются виды представлений., соответственные видам восприятия: представления времени, пространства, движения и пр. Самая существенная классификация - выделение представлений единичных и общих.

Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового "видения" ситуации.

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест - одно из самых эффективных мнемонических средств (-> мнемоника).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности П. занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что П. воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают П. памяти и П. воображения. П. различают также по их модальности - зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. П. является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах П. могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными. При опухолях затылочной области они вовсе отсутствуют в сновидениях [Гринштейн A.M.].

Представление

Специфика. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Виды. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Вообще – любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе - действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе – способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии – последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях – способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

То, что выполняет функции, замещает, символизирует или представляет что-то другое. В исследованиях восприятия и познания часто можно встретить упоминание/мысленного представления стимульного события, которое в зависимости от теоретической ориентации может характеризоваться как прямое отображение стимула (см. непосредственный реализм), результат переработки стимула (см. конструктивизм), его мысленный код (см. идея, образ) или его абстрактная характеристика (см. суждение). В психоаналитической теории – сновидения, воспоминания, фантазии и т.п. также называются представлениями бессознательных факторов и подавленных импульсов.

Представление — это психический процесс отражения предме-тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про-шлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это пред-ставления памяти , т. е. представления, которые возникли на основе нашего непо-средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто-рых, это представления воображения . Представления воображения формируются на ос-нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор-ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психи-ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про-цессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представления-ми, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой фор-мируются представления.

Представления имеют свои характеристики:

1. Наглядность . Представления — это чувственно-наглядные обра-зы действительности (её объектов, явлений, ситуаций). Представления никогда не имеют той степени наглядности, кото-рая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее.

2. Фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.

3. Неустойчи-вость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче-реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.

Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы дей-ствительности, а всегда в известной мере обобщенные образы . Обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных об-разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще-ния, называются общими представлениями .


Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле-дователей выделяет три основные функции : сигнальную, регулирующую и на-строечную.

1. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю-щих поведением.

2. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци-ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей-ствовавшем на наши органы чувств. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двига-тельных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается по-ставленная задача.

3. Настроечная функция . Она проявляется в ори-ентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. На-строечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности.

Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов