Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов. Воспитание "олигофрена" Обучение детей олигофренов

13.12.2023

Для выявления «неполноценных» детей в зарубежных странах всех учащихся подвергают специальному «обследованию», которое «определяет» уровень одаренности и умственного развития детей. С этой целью используются так называемые психометрические, стандартизованные тесты, которые представляют собой серию различных вопросов, задач и заданий. Для их выполнения требуются определенные знания, известный уровень культуры и ориентировки.

Прочность тестовых обследований состоит в том, что они не учитывают индивидуальных особенностей ребенка, потенциальных возможностей его развития, не дают качественного анализа его личности.

Без учета этих условий нельзя выявить интеллектуальные способности и возможности ребенка, ибо не существует способностей, не зависящих от влияния условий жизни и деятельности ребенка, от его воспитания.

Таким образом, характер и результаты выполнения тестовых заданий зависят не от наследственности, а от ряда обстоятельств: опыта ребенка, обстановки, в которой проводится тестирование, содержания работы, выполняемой учеником; его отношение к этой работе и человеку, проводящему обследование; а главное – от приобретенных учеником в процессе обучения и воспитания знаний, умений и навыков, от общей культуры и ориентировки.

Обучение и воспитание играют ведущую роль в развитии психики ученика школы VIII вида и массовой школы.

Однако эта закономерность применительно к умственно отсталым детям выступает в своеобразной форме, так как их обучение и воспитание осуществляется в условиях нарушения отражательной деятельности мозга.

Все психическое развитие ребенка приобретает аномальные черты. Отсюда и ограниченные возможности умственного развития в процессе обучения и воспитания. Поэтому детей-олигофренов никоим образом нельзя относить к варианту нормальных, но малоспособных, пониженная одаренность которых якобы заложена от природы и носит фатально предопределенный характер. Таки дети относятся к числу аномальных, их умственная и психическая недостаточность, причиною которых в ряде случаев действительно бывает врожденный и наследственный фактор, представляет собой результат ранее перенесенного заболевания. При этом аномальность сама по себе отнюдь не является закономерной и обязательной формой развития психики вообще. Представляя собой нарушение нормы, она образуется в результате случайного совпадения неблагоприятных обстоятельств и условий. Как раз этим и объясняется своеобразие закономерностей психического развития умственно отсталого ребенка.

В то же время тяжелый дефект, которым страдают дети-олигофрены, не лишает их психику способности развиваться. Ведущую роль в процессе этого развития играет обучение и воспитание, возможности и эффективность которых обратно пропорциональны глубине и своеобразию дефекта.

Развитие является важнейшим свойством психики умственно отсталого ребенка, что оно происходит по тем же общим законам, что и развитие психики нормального ребенка, что эти законы применительно к аномальным детям выступают в своеобразной форме. Каковы же особенности психики детей-олигофренов?

Основное, что характеризует психику умственно отсталого ребенка, это то, что она является свойством неполноценного, больного мозга. Именно с этим связано нарушение нормальной отражательной деятельности мозга, а стало быть, и недоразвитие психики. В этом проявляется основное противоречие психической жизни ребенка-олигофрена: с одной стороны, его психика страдает недоразвитием, а с другой – он обладает способностью развиваться. При этом недоразвитие не полностью неустранимо, а поддается только коррекции.

Конечно, умственно отсталый ребенок обладает ограниченными возможностями развития, он не может достигнуть интеллектуального уровня нормального ребенка. Именно в таком смысле мы и говорим о пределе развития ребенка-олигофрена. Но предел этот весьма относителен. Хотя развитие психики умственно отсталого ребенка носит атипичный, аномальный характер, нет никаких оснований расценивать его как остановку и тем более как распад личности. Развитие идет, хотя и необычным путем. Даже ребенок-идиот поддается коррекционно-воспитательному воздействию. За годы обучения интеллект этих детей значительно развивается, повышается их умственный уровень, расширяется кругозор, растут интересы, активность, самостоятельность.

Достигнув стадии полового созревания, становясь подростками, ученики школ VIII вида не останавливаются в развитии и на следующей возрастной стадии – юности – еще более развиваются интеллектуально и нравственно.

1.3 Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида

В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы.

Своеобразие личности ребенка с нарушением интеллекта находится в тесной связи с особенностями его деятельности, в которой формируется личность. Эти особенности обусловлены и узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации его деятельности, так же в процессе аномального развития детей с нарушением интеллекта формируются своеобразные психические процессы и строение деятельности.

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, ее сознания. Естественно, что воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.

В разработке проблемы деятельности в отечественной олигофренопсихологии большая заслуга принадлежит Г.М. Дульневу, Б.И. Пинскому и другим ученым – дефектолагам. Установлено, что школьники с нарушенным интеллектом, особенно младших классов не всегда могут подчинить отдельные действия поставленной перед ними задачи. Выполняя задание более сложное, умственно отсталые учащиеся, как правило, не в состоянии осмыслить его полностью и наметить общий план реализации. Они начинают действовать сразу же без учета всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная задача в соответствии с ее осознанием оказывается подменной другой, сходной, но упрощенной. Если задание не требует сложной аналитико-синтетической деятельности, то школьники действуют по данной им конструкции и достигают успеха.

Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся у детей с ограниченными умственными способностями в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном планировании его выполнения, в неадекватном отношении к встречающимся трудностям и в отсутствии критичности к получаемым результатам .

Учение для умственно отсталого ребенка, так же как и для ученика массовой школы, является основным общественно-значимым видом деятельности. С поступлением в школу меняется положение умственно отсталого ребенка в семье, в государстве и обществе. Он становится школьником, то есть человеком, на которого возложены определенные обязанности. Выполнение их требует определенного уровня интеллектуального и психического развития. Недоразвитие психики и таких свойств личности, как упорство, настойчивость, на первых порах пребывания умственно отсталого ребенка в школе осложняет и затрудняет его учебную деятельность. Это обнаруживается особенно резко, если умственно отсталый сначала попадает в массовую школу. Условия этой школы не только не способствуют развитию, а наоборот, задерживают его, травмируют ребенка, вызывают тяжелые эмоциональные переживания. Это связано с интеллектуальной неполноценностью умственно отсталого, невозможностью для него выполнить требования массовой школы, войти в ученический коллектив. Все эти трудности снимаются с переходом ребенка в специальную школу, где открываются возможности для его успешной учебной деятельности и преодоления присущего ему дефекта.

На первых годах обучения умственно отсталые учащиеся приступают к выполнению задания без предварительной ориентировки в нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, помогающих достичь намеченной цели. Характер и способы действия детей – олигофренов весьма своеобразны. Эти особенности приводят к тому, что в ходе деятельности способы действия ребенка не изменяются даже в случаях, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным результатам.

Встречаясь с трудностями при выполнении какой-либо работы, учащиеся-олигофрены могут «соскальзывать» с правильных действий и операций на ошибочные, уводящие от достижения поставленной цели. Эти действия появляются у них, когда они оказываются не в состоянии решить ту или иную задачу. В результате ученики отклоняются от первоначальной цели и начинают руководствоваться упрощенными или измененными условиями.

У школьников-олигофренов наблюдается недостаточно критичное отношение к результатам своей деятельности. Проявляется это в том, что дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания с целью проверки их правильности, не обращают внимания на их реальную значимость.

Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение задачи. Не осознавая специфичности задачи, они выполняют ее, действуя в соответствии с прошлым опытом, приобретенным при решении сходной задачи, что не способствует достижению поставленной цели.

Воспитание "олигофрена"

это может вам помочь Где перевести свидетельство для получения визы?

Олигофрения - умственное отставание - порок органический, своего рода болезнь. Дети с задержкой умственного развития - инвалиды, и для них созданы специальные учебные, коррекционные программы. Чтобы определить ребенка в класс коррекции, его проверяет медико-педагогическая комиссия, и часто оказывается, что ребенок не болен. Его отставание от сверстников - результат совместных усилий родителей и учителей. На официальном языке - педагогическая запущенность.

Обычно в том, что ученик педагогически запущен, обвиняют учителей, тех, чья профессия - учить. Потому что с родителей вроде бы какой спрос! Они не профессионалы. Но в класс-то ребенок приходит из семьи, из школы он опять же идет в родной дом. И, если уж на то пошло, влияние школьного учителя не может идти в сравнение с силой родительского воздействия. Так что плохой ученик - это прежде всего сын (или дочь) неудачных родителей.

Как-то встретил я бывшую одноклассницу, давно не виделись, захотелось повспоминать прошлое, и она пригласила меня к себе домой. Сама она медсестра, муж - шофер, и у них на то время был шестнадцатилетний сын. В общем, обычная средняя семья. Мы сидели с ними, чаевничали. Саша, сын, на мои вопросы, какие всегда задают детям при знакомстве, отвечал неохотно, односложно. В конце концов встал и ушел. Родители стали сетовать: парень хороший, но вялый какой-то, учится кое-как, с трудом. Потом, как тоже водится, стали хозяева показывать мне свою квартиру. После "экскурсии" я не смог удержаться от вопроса: "Где вы книги держите?" Понимаете, я не обнаружил в доме ни одной книги. Только газеты. Хозяева засмущались, мол, как-то так, обходимся.

Говорите, учиться ему трудно? Да этот здоровый, крепкий шестнадцатилетний юноша двух слов связать не может, он же просто говорить не умеет. Разве он в силах освоить современную школьную программу? У него все реакции заторможены. Дело не в одном только отсутствии книг: то, что родители не понимают развивающей силы чтения, полбеды. Они вообще не задумываются над тем, что ребенок нуждается в развитии. Родители растят малыша, как капусту или морковь, как бездумную траву.

И потому учиться ему скучно. Ребенок пришел в школу, не имея представления о том, что думать - придумывать, искать ответы на разные вопросы - интересно. Что разучить и прочесть вслух "с выражением" стишок - это радость. Что от пения хором становится веселее. От него ждут и требуют усидчивости, внимания, но он не привык напрягать мозги. Вернее, привык не напрягать. И потому его взгляд "совеет" при любом затруднении. Он с трудом заучивает правила, с трудом читает, не может описать словами впервые увиденный предмет.

И это, заметьте, я говорю уже не о малыше первоклашке. Таких много и в 5-х, и в 8-х, и в 10-х классах. Все они - воспитанные "олигофрены". Их интересы ограничены формулой "телик-велик-магнитофон-мотоцикл", и, став старше, такие ребята лихо водят и мотоцикл, и автомобиль, и трактор, хорошо разбираются в механизмах. Но их сообразительность будто кто отнимает, когда требуются мыслительные операции, когда происходящее становится похожим на урок. Это привычная тормозная реакция на роль ученика. Ведь в школе его заставляли учиться. И у него выработалась отрицательная реакция на "трудный" вопрос. Часто уже совсем взрослые люди, слыша "трудные" вопросы, становятся агрессивными, буквально приходят в ярость, начинают бранить того, кто задал такой вопрос, видя в нем своего обидчика. "Тоже, умник нашелся!", "Выпендриваться здесь будет!", "Умнее других хочешь казаться!" - вот типичная реакция "воспитанного олигофрена". И такая агрессия - тоже способ самозащиты.

Неразвитость интеллекта, леность ума не мешают таким людям оставаться весьма предприимчивыми, и по жизни они нередко добиваются материального благополучия. И тогда та самая формула "телик-велик:" обретает силу жизненного закона. Зачем в доме книги, если - вот, видите - и без них можно добиться успеха?! И замыкается круг. На очереди - следующее поколение "воспитанных олигофренов".

Анатолий Букин

  • Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью - (видео )
    • ЛФК ) для детей с умственной отсталостью - (видео )
    • Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью - (видео )
  • Прогноз при умственной отсталости - (видео )
    • Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости? - (видео )
    • Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

  • Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению? )

    Лечение и коррекция умственной отсталости (олигофрении ) – сложный процесс, требующий много внимания, сил и времени. Тем не менее, при правильном подходе можно добиться определенных положительных результатов уже через несколько месяцев после начала лечебных мероприятий.

    Можно ли вылечить умственную отсталость (снять диагноз умственная отсталость )?

    Олигофрения неизлечима. Связано это с тем, что при воздействии причинных (провоцирующих заболевание ) факторов происходит повреждение определенных отделов головного мозга . Как известно, нервная система (особенно центральный ее отдел, то есть головной и спинной мозг ) развиваются во внутриутробном периоде. После рождения клетки нервной системы практически не делятся, то есть способность головного мозга к регенерации (восстановлению после повреждения ) практически минимальна. Однажды поврежденные нейроны (нервные клетки ) уже никогда не будут восстановлены, вследствие чего однажды развившаяся умственная отсталость сохранится у ребенка до конца его жизни.

    В то же время, дети с легкой формой заболевания хорошо поддаются лечебным и коррекционным мероприятиям, вследствие чего могут получать минимальное образование, обучаться навыкам самообслуживания и даже устраиваться на простую работу.

    Также стоит отметить, что в некоторых случаях целью лечебных мероприятий является не излечение умственной отсталости как таковой, а устранение ее причины, что позволит предотвратить прогрессирование заболевания. Проводить такое лечение следует сразу после выявления фактора риска (например, при обследовании матери до, во время или после родов ), так как чем дольше причинный фактор будет воздействовать на организм малыша, тем более глубокие расстройства мышления у него могут развиться в дальнейшем.

    Лечение причины умственной отсталости может проводиться:

    • При врожденных инфекциях – при сифилисе , цитомегаловирусной инфекции , краснухе и других инфекциях могут назначаться противовирусные и антибактериальные препараты.
    • При сахарном диабете у матери.
    • При нарушении обмена веществ – например, при фенилкетонурии (нарушении обмена аминокислоты фенилаланина в организме ) исключение из рациона продуктов, содержащих фенилаланин, может помочь решить проблему.
    • При гидроцефалии – хирургическая операция сразу после выявления патологии может предотвратить развитие умственной отсталости.

    Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

    Одним из нарушений, встречающихся при умственной отсталости, является нарушение мелкой моторики пальцев рук. Детям при этом трудно выполнять точные целенаправленные движения (например, держать ручку или карандаш, завязывать шнурки и так далее ). Исправить данный недостаток поможет пальчиковая гимнастика, целью которой является развитие мелкой моторики у детей. Механизм действия метода заключается в том, что часто выполняемые движения пальцами «запоминаются» нервной системой ребенка, вследствие чего в дальнейшем (после многократных тренировок ) ребенок может выполнять их более точно, затрачивая при этом меньше усилий.

    Пальчиковая гимнастика может включать:

    • Упражнение 1 (пересчитывание пальцев ). Подходит для детей с легкой степенью олигофрении, которые учатся считать. Вначале нужно сложить руку в кулак, а затем выпрямлять по 1 пальцу и считать их (вслух ). Затем нужно обратно сгибать пальцы, также пересчитывая их.
    • Упражнение 2. Вначале ребенок должен растопырить пальцы обеих ладоней и поставить их друг перед другом так, чтобы соприкасались между собой только подушечки пальцев. Затем ему нужно сводить ладони вместе (чтобы они также соприкасались ), а после этого возвращаться к исходному положению.
    • Упражнение 3. Во время данного упражнения ребенок должен складывать руки в замок, при этом вначале сверху должен располагаться большой палец одной руки, а затем – большой палец другой руки.
    • Упражнение 4. Вначале ребенку следует растопырить пальцы руки, а затем свести их вместе так, чтобы кончики всех пяти пальцев собрались в одной точке. Упражнение можно повторять много раз.
    • Упражнение 5. Во время данного упражнения ребенку нужно сжимать руки в кулаки, а потом выпрямлять пальцы и растопыривать их, повторяя данные действия несколько раз.
    Также стоит отметить, что развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют регулярные занятия с пластилином, рисование (пусть даже ребенок просто водит карандашом по бумаге ), перекладывание мелких предметов (например, разноцветных пуговиц, однако при этом нужно следить, чтобы ребенок не проглотил одну из них ) и так далее.

    Лекарства (препараты, таблетки ) при умственной отсталости (ноотропы, витамины, нейролептики )

    Целью медикаментозного лечения олигофрении является улучшении обмена веществ на уровне головного мозга, а также стимуляция развития нервных клеток. Кроме того, лекарственные средства могут назначаться для купирования определенных симптомов заболевания, которые могут быть выражены у различных детей по-разному. В любом случае лечебную схему нужно подбирать для каждого ребенка индивидуально, учитывая тяжесть основного заболевания, его клиническую форму и другие особенности.

    Медикаментозное лечение умственной отсталости

    Группа препаратов

    Представители

    Механизм лечебного действия

    Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение

    Пирацетам

    Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток ) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию.

    Фенибут

    Винпоцетин

    Глицин

    Аминалон

    Пантогам

    Церебролизин

    Оксибрал

    Витамины

    Витамин В1

    Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы.

    Витамин В6

    Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления.

    Витамин В12

    При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга ), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости.

    Витамин Е

    Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях , при облучении ).

    Витамин А

    При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора.

    Нейролептики

    Сонапакс

    Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение.

    Галоперидол

    Неулептил

    Транквилизаторы

    Тазепам

    Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность , повышенную возбудимость и подвижность.

    Нозепам

    Адаптол

    Антидепрессанты

    Триттико

    Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд ). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем.

    Амитриптилин

    Паксил


    Стоит отметить, что дозировка, кратность и длительность применения каждого из перечисленных препаратов также определяется лечащим врачом в зависимости от множества факторов (в частности от общего состояния пациента, преобладания тех или иных симптомов, эффективности проводимого лечения, возможных побочных явлений и так далее ).

    Задачи массажа при умственной отсталости

    Массаж шеи и головы является частью комплексного лечения умственно отсталых детей. В то же время, массаж всего тела может стимулировать развитие опорно-двигательного аппарата, улучшать общее самочувствие пациента, повышая его настроение.

    Задачами массажа при олигофрении являются:

    • Улучшение микроциркуляции крови в массируемых тканях, что улучшит доставку кислорода и питательных веществ к нервным клеткам головного мозга.
    • Улучшение оттока лимфы, что улучшит процесс удаления токсинов и побочных продуктов обмена веществ из мозговой ткани.
    • Улучшение микроциркуляции в мышцах, что способствует повышению их тонуса.
    • Стимуляция нервных окончаний в области пальцев и ладоней, что может способствовать развитию мелкой моторики рук.
    • Создание положительных эмоций, благоприятно влияющих на общее состояние больного.

    Влияние музыки на детей с умственной отсталостью

    Занятия музыкой или просто ее прослушивание положительно влияет на течение умственной отсталости. Вот почему практически всем детям с легкой и умеренной формой заболевания рекомендуется включать музыку в коррекционные программы. В то же время, стоит отметить, что при более тяжелой степени олигофрении дети не воспринимают музыку, не понимают ее смысла (для них это просто набор звуков ), в связи с чем положительного эффекта у них достичь не удастся.

    Занятия музыкой позволяют:

    • Развивать речевой аппарат ребенка (во время пения песен ). В частности у детей улучшается произношение отдельных букв, слогов и слов.
    • Развивать слух ребенка. В процессе прослушивания музыки или пения пациент учится различать звуки по их тональности.
    • Развивать интеллектуальные способности. Чтобы спеть песню, ребенку нужно выполнить сразу несколько последовательных действий (набрать в грудь воздуха перед очередным куплетом, дождаться подходящей мелодии, правильно подобрать громкость голоса и скорость пения ). Все это стимулирует мыслительные процессы, нарушенные у детей с умственной отсталостью.
    • Развивать познавательную деятельность. В процессе прослушивания музыки ребенок может изучать новые музыкальные инструменты, оценивать и запоминать характер их звучания, а потом узнавать (определять ) их по одному лишь звуку.
    • Обучить ребенка игре на музыкальных инструментах. Это возможно лишь при легкой форме олигофрении.

    Образование лиц с умственной отсталостью

    Несмотря на отставание в умственном развитии, почти все пациенты с умственной отсталостью (кроме глубокой формы ) могут поддаваться определенному обучению. В то же время, не для всех детей могут подойти общеобразовательные программы обычных школ. Крайне важно правильно подобрать место и вид обучения, что позволит ребенку максимально развить свои способности.

    Обычные и коррекционные школы, интернаты и классы для школьников с умственной отсталостью (рекомендации ПМПК )

    Чтобы ребенок развивался максимально интенсивно, нужно правильно подобрать учебное заведение, в которое его отдавать.

    Обучение умственно отсталых детей может проводиться:

    • В общеобразовательных школах. Данный метод подходит для детей с легкой формой олигофрении. В некоторых случаях умственно отсталые дети могут успешно заканчивать первые 1 – 2 класса школы, при этом каких-либо различий между ними и обычными детьми не будет заметно. В то же время, стоит отметить, что по мере взросления и утяжеления школьной программы дети начнут отставать от сверстников в успеваемости, что может стать причиной определенных трудностей (пониженного настроения, боязни неудач и так далее ).
    • В коррекционных школах или интернатах для умственно отсталых лиц. Специальная школа для детей с олигофренией имеет как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, обучение ребенка в интернате позволяет уделить ему гораздо больше внимания со стороны учителей, чем при посещении им обычной школы. В интернате педагоги и воспитатели обучены работе с такими детьми, вследствие чего легче устанавливают с ними контакт, находят к ним индивидуальный подход в обучении и так далее. Основным недостатком такого обучения является социальная изоляция больного ребенка, который практически не общается с нормальными (здоровыми ) детьми. Более того, во время пребывания в интернате за детьми осуществляется постоянное наблюдение и тщательный уход, к которому они привыкают. После окончания интерната они могут оказаться просто неподготовленными к жизни в социуме, в результате чего будут нуждаться в постоянном уходе до конца жизни.
    • В специальных коррекционных школах или классах. В некоторых общеобразовательных школах есть классы для умственно отсталых детей, в которых им преподают упрощенную школьную программу. Это позволяет детям получать необходимые минимальные знания, а также пребывать среди «нормальных» сверстников, что способствует их внедрению в общество в дальнейшем. Подходит данный метод обучения лишь для пациентов с легкой степенью умственной отсталости.
    Направлением ребенка в общеобразовательную или специальную (коррекционную ) школу занимается так называемая психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК ). Входящие в состав комиссии врачи, психологи и педагоги проводят короткую беседу с ребенком, оценивая при этом его общее и умственное состояние и стараясь выявить признаки умственной отсталости или задержки психического развития.

    Во время обследования на ПМПК ребенка могут спросить:

    • Как его зовут?
    • Сколько ему лет?
    • Где он живет?
    • Сколько человек в его семье (могут попросить кратко рассказать о каждом члене семьи )?
    • Есть ли дома домашние животные?
    • Какие игры любит ребенок?
    • Какие блюда он предпочитает на завтрак, обед или ужин?
    • Умеет ли ребенок петь (при этом могут попросить спеть песенку или рассказать короткий стишок )?
    После этих и некоторых других вопросов ребенка могут попросить выполнить несколько простых заданий (скомпоновать картинки по группам, назвать увиденные цвета, нарисовать что-либо и так далее ). Если в процессе обследования специалисты выявляют какие-либо отставания в психическом или умственном развитии, они могут порекомендовать направить ребенка в специальную (коррекционную ) школу. Если же отставание в умственном развитии незначительно (для данного возраста ), ребенок может посещать обычную школу, но при этом оставаться под наблюдением психиатров и педагогов.

    ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт

    ФГОС – это общепризнанный стандарт обучения, которого должны придерживаться все учебные заведения страны (для дошкольников, школьников, студентов и так далее ). Данный стандарт регламентирует работу учебного заведения, материальное, техническое и другое оснащение учебного заведения (какой персонал и в каком количестве должен в нем работать ), а также контроль обучения, доступность обучающих программ и так далее.

    ФГОС ОВЗ – это федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он регламентирует учебный процесс для детей и подростков с различными физическими или умственными дефектами, в том числе для умственно отсталых пациентов.

    Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП ) для дошкольников и школьников с умственной отсталостью

    Данные программы являются частью ФГОС ОВЗ и представляют собой оптимальный метод обучения лиц с умственной отсталостью в дошкольных учреждениях и школах.

    Основными задачами АООП для детей с умственной отсталостью являются:

    • Создание условий для обучения умственно отсталых детей в общеобразовательных школах, а также в специальных школах-интернатах.
    • Создание схожих образовательных программ для детей с олигофренией, которые могли бы эти программы освоить.
    • Создание образовательных программ для получения умственно отсталыми детьми дошкольного и общего образования.
    • Разработку специальных программ для детей с различными степенями олигофрении.
    • Организацию учебного процесса с учетом поведенческих и умственных особенностей детей с различными степенями олигофрении.
    • Контроль качества образовательных программ.
    • Контроль усвояемости информации учениками.
    Применение АООП позволяет:
    • Максимально развить умственные способности каждого отдельного ребенка с олигофренией.
    • Научить умственно отсталых детей самообслуживанию (если это возможно ), выполнению простой работы и другим необходимым навыкам.
    • Научить детей правильно вести себя в обществе и взаимодействовать с ним.
    • Развить в учениках интерес к обучению.
    • Устранить или сгладить недостатки и дефекты, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка.
    • Научить родителей умственно отсталого ребенка правильно вести себя с ним и так далее.
    Конечной целью всех перечисленных пунктов является максимально эффективное обучение ребенка, которое позволило бы ему вести наиболее полноценную жизнь в семье и в обществе.

    Рабочие программы для детей с умственной отсталостью

    На базе основных общеобразовательных программ (регламентирующих общие принципы обучения умственно отсталых детей ) разрабатываются рабочие программы, предназначенные для детей с различными степенями и формами олигофрении. Преимуществом такого подхода является то, что рабочая программа максимально учитывает индивидуальные особенности ребенка, его способность к обучению, восприятию новой информации и общению в социуме.

    Так, например, рабочая программа для детей с легкой формой олигофрении может включать обучение самообслуживанию, чтению, письму, математике и так далее. В то же время, дети с тяжелой формой заболевания не способны читать, писать и считать в принципе, вследствие чего их рабочие программы будут включать лишь общие навыки самообслуживания, обучение контролю эмоций и другим простейшим занятиям.

    Коррекционные занятия при умственной отсталости

    Коррекционные занятия подбираются для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от имеющихся у него нарушений психики, поведения, мышления и так далее. Данные занятия могут проводиться в специальных школах (профессионалами ) или на дому.

    Целями коррекционных занятий являются:

    • Обучение ребенка базовым школьным навыкам – чтению, письму, простому счету.
    • Обучение детей поведению в социуме – для этого применяются групповые занятия.
    • Развитие речи – особенно у детей, у которых нарушено произношение звуков или имеются другие подобные дефекты.
    • Научить ребенка самостоятельно себя обслуживать – при этом преподаватель должен акцентировать внимание на опасностях и рисках, которые могут подстерегать ребенка в повседневной жизни (например, ребенок должен усвоить, что хвататься за горячие или острые предметы не нужно, так как после этого будет больно ).
    • Развивать внимание и усидчивость – особенно важно для детей с нарушением способности концентрировать внимание.
    • Учить ребенка контролировать свои эмоции – особенно если у него случаются приступы гнева или ярости.
    • Развивать мелкую моторику рук – если она нарушена.
    • Развивать память – заучивать слова, фразы, предложения или даже стихотворения.
    Стоит отметить, что это далеко не полный список дефектов, которые могут исправляться во время коррекционных занятий. Важно помнить, что положительный результат может быть достигнут лишь после длительных тренировок, так как способность умственно отсталых детей к обучению и освоению новых навыков значительно снижена. В то же время, при правильно подобранных упражнениях и регулярно проводимых занятиях ребенок может развиваться, обучаться самообслуживанию, выполнять простую работу и так далее.

    СИПРы для детей с умственной отсталостью

    СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, подбираемая для каждого конкретного умственно отсталого ребенка в отдельности. Задачи данной программы схожи с таковыми при коррекционных занятиях и адаптированных программах, однако при разработке СИПР учитывается не только степень олигофрении и ее форма, но и все особенности заболевания, имеющиеся у ребенка, степень их выраженности и так далее.

    Для разработки СИПР ребенок должен пройти полное обследование у множества специалистов (у психиатра, психолога, невролога , логопеда и так далее ). Во время обследования врачи будут выявлять нарушения функций различных органов (например, нарушения памяти, нарушения мелкой моторики рук, нарушения концентрации внимания ) и оценивать их выраженность. На основании полученных данных и будет составляться СИПР, призванная корректировать, в первую очередь, те нарушения, которые у ребенка выражены максимально.

    Так, например, если у ребенка с олигофренией отмечается нарушение речи, слуха и концентрации внимания, однако двигательные расстройства отсутствуют, нет смысла назначать ему многочасовые занятия для улучшения мелкой моторики рук. На первый план в данном случае должны выступать занятия с логопедом (для улучшения произношения звуков и слов ), занятия по повышению способности концентрировать внимание и так далее. В то же время, нет смысла тратить время на обучение ребенка с глубокой формой олигофрении чтению или письму, так как он все равно не освоит данные навыки.

    Методика обучения грамоте (чтению ) детей с умственной отсталостью

    При легкой форме заболевания ребенок может научиться читать, понимать смысл прочитанного текста или даже частично пересказывать его. При умеренной форме олигофрении дети также могут научиться читать слова и предложения, однако чтение текста у них неосмысленное (они читают, но не понимает о чем ). Пересказать прочитанное они также не в состоянии. При тяжелой и глубокой форме умственной отсталости ребенок читать не может.

    Обучение чтению умственно отсталых детей позволяет:

    • Научить ребенка распознавать буквы, слова и предложения.
    • Научиться выразительному чтению (с интонацией ).
    • Научиться понимать смысл прочтенного текста.
    • Развивать речь (во время чтения вслух ).
    • Создать предпосылки для обучения письму.
    Для обучения чтению умственно отсталым детям нужно подбирать простые тексты, которые не содержат сложных фраз, длинных слов и предложений. Также не рекомендуется использовать тексты с большим количеством абстрактных понятий, пословиц, метафор и других подобных элементов. Дело в том, что у умственно отсталого ребенка слабо развито (или вовсе отсутствует ) абстрактное мышление. Вследствие этого даже после правильного прочтения какой-либо пословицы он может понять все слова, однако не сможет объяснить ее суть, что может негативно повлиять на стремление к обучению в дальнейшем.

    Обучение письму

    Научиться писать могут лишь дети с легкой степенью заболевания. При умеренно выраженной олигофрении дети могут пытаться брать в руки ручку, выводить буквы или слова, однако написать что-то осмысленное так и не смогут.

    Крайне важно, чтобы перед началом обучения ребенок хотя бы в минимальной степени научился читать. После этого его следует учить рисовать простые геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, прямые линии и так далее ). Когда он это освоит, можно переходить к написанию букв и их заучиванию. Затем можно приступать к написанию слов и предложений.

    Стоит отметить, что для умственно отсталого ребенка трудность заключается не только в освоении письма, но и в понимании смысла написанного. В то же время, у некоторых детей отмечается выраженное нарушение мелкой моторики рук, что мешает им овладеть письмом. В данном случае рекомендуется сочетать обучение грамматике и коррекционными упражнениями, позволяющими развивать двигательную активность в пальцах рук.

    Математика для детей с умственной отсталостью

    Обучение математике детей с легкой формой умственной отсталости способствует развитию мышления и социального поведения. В то же время, стоит отметить, что математические способности детей с имбецильностью (умеренной степенью олигофрении ) весьма ограничены – они могут выполнять простые математические действия (складывать, вычитать ), однако более сложные задачи решать не в состоянии. Дети с тяжелой и глубокой олигофренией математику не понимают в принципе.

    Дети с легкой формой олигофрении могут:

    • Считать натуральные числа.
    • Выучить понятия «дробь», «пропорция», «площадь» и другие.
    • Освоить основные единицы измерения массы, длины, скорости и научиться применять их в повседневной жизни.
    • Научиться делать покупки, рассчитывать стоимость сразу нескольких предметов и количество необходимой сдачи.
    • Научиться пользоваться измерительными и счетными приборами (линейкой, циркулем, калькулятором, счетами, часами, весами ).
    Важно отметить, что изучение математики не должно заключаться в банальном зазубривании информации. Дети должны понимать то, что они учат и сразу же учиться применять это на практике. Чтобы этого достичь, каждый урок можно заканчивать ситуационной задачей (например, раздать детям «деньги» и сыграть с ними в «магазин», где они должны будут купить какие-либо вещи, расплатиться и забрать у продавца сдачу ).

    Пиктограммы для детей с умственной отсталостью

    Пиктограммы – это своеобразные схематические картинки, на которых изображены определенные предметы или действия. Пиктограммы позволяют наладить контакт с умственно отсталым ребенком и обучать его в тех случаях, когда общаться с ним посредством речи невозможно (например, если он глухой, а также, если не понимает слов окружающих ).

    Суть методики пиктограмм заключается в том, чтобы ассоциировать у ребенка определенное изображение (картинку ) с каким-либо определенным действием. Так, например, картинку с изображением унитаза можно ассоциировать с желанием сходить в туалет. В то же время, картинку с изображением ванной или душа можно ассоциировать с водными процедурами. В дальнейшем данные картинки можно закрепить на дверях соответствующих помещений, вследствие чего ребенок будет лучше ориентироваться в доме (захотев в туалет, он самостоятельно найдет дверь, в которую ему нужно для этого войти ).

    С другой стороны, использовать пиктограммы можно и для общения с ребенком. Так, например, на кухне можно держать картинки с изображением чашки (кувшина ) с водой, тарелки с едой, фруктов и овощей. Когда ребенок почувствует жажду, он может указывать на воду, в то время как указывание на картинку с едой поможет окружающим понять, что ребенок голоден.

    Выше были приведены лишь некоторые примеры использования пиктограмм, однако с помощью данной методики можно обучать умственно отсталого ребенка самым разнообразным занятиям (чистить зубы по утрам, самостоятельно заправлять и расстилать постель, складывать вещи и так далее ). Однако стоит отметить, что данная методика будет максимально эффективной при легкой олигофрении и лишь частично эффективной при умеренной степени заболевания. В то же время, дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обучению с помощью пиктограмм практически не поддаются (из-за полного отсутствия ассоциативного мышления ).

    Внеурочная деятельность детей с умственной отсталостью

    Внеурочная деятельность – это занятия, которые проводятся не в классе (как все уроки ), а в другой обстановке и по другому плану (в виде игр, соревнований, путешествий и так далее ). Изменение метода преподнесения информации умственно отсталым детям позволяет стимулировать у них развитие интеллекта и познавательной деятельности, что благоприятно сказывается на течении заболевания.

    Целями внеурочной деятельности могут быть:

    • адаптация ребенка в обществе;
    • применение полученных навыков и знаний на практике;
    • развитие речи;
    • физическое (спортивное ) развитие ребенка;
    • развитие логического мышления;
    • развитие способности ориентироваться в незнакомой местности;
    • психоэмоциональное развитие ребенка;
    • приобретение ребенком нового опыта;
    • развитие творческих способностей (например, во время походов, игр в парке, в лесу и так далее ).

    Обучение на дому детей с умственной отсталостью

    Обучение умственно отсталых детей может выполняться в домашних условиях. Непосредственное участие в этом могут принимать как сами родители, так и специалисты (логопед, психиатр, учителя, умеющие работать с такими детьми, и так далее ).

    С одной стороны, такая методика обучения имеет свои плюсы, так как ребенку при этом уделяется намного больше внимания, чем при обучении в группах (классах ). В то же время, ребенок в процессе обучения не контактирует со сверстниками, не приобретает необходимых ему навыков общения и поведения, вследствие чего в дальнейшем ему будет намного сложнее влиться в общество и стать его частью. Следовательно, обучение умственно отсталых детей исключительно в домашних условиях практиковать не рекомендуется. Лучше всего совмещать обе методики, когда днем ребенок посещает образовательное учреждение, а после обеда родители занимаются с ним дома.

    Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью

    Если диагноз умственной отсталости подтвержден, крайне важно своевременно начать заниматься с ребенком, что при легких формах заболевания позволит ему ужиться в социуме и стать полноправным его членом. В то же время, особое внимание следует уделять развитию мыслительных, психических, эмоциональных и других функций, которые нарушены у детей с олигофренией.

    Занятия с психологом (психокоррекция )

    Первостепенной задачей психолога при работе с умственно отсталым ребенком является установление с ним дружеских, доверительных отношений. После этого в процессе общения с ребенком врач выявляет те или иные психические и психологические расстройства, которые преобладают у данного конкретного пациента (например, неустойчивость эмоциональной сферы, частая плаксивость, агрессивное поведение, необъяснимая радость, трудности в общении с окружающими и тому подобное ). Установив основные нарушения, врач старается помочь ребенку от них избавиться, тем самым, ускорив процесс обучения и улучшив качество его жизни.

    Психокоррекция может включать:

    • психологическое воспитание ребенка;
    • помощь в осознании своего «Я»;
    • социальное воспитание (обучение правилам и нормам поведения в обществе );
    • помощь в переживании психоэмоциональных травм;
    • создание благоприятной (дружественной ) обстановки в семье;
    • совершенствование навыков общения;
    • обучение ребенка контролю эмоций;
    • обучение навыкам преодоления тяжелых жизненных ситуаций и проблем.

    Логопедические занятия (с дефектологом-логопедом )

    Нарушения и недоразвитие речи могут наблюдаться у детей с различными степенями умственной отсталости. Для их коррекции назначаются занятия с логопедом, который поможет детям развить речевые способности.

    Занятия с логопедом позволяют:

    • Научить детей правильно произносить звуки и слова. Для этого логопед использует различные упражнения, во время которых детям приходится многократно повторять те звуки и буквы, которые они выговаривают хуже всего.
    • Научить ребенка правильно строить предложения. Это также достигается посредством занятий, во время которых логопед общается с ребенком в устной или письменной форме.
    • Повысить успеваемость ребенка в школе. Недоразвитие речи может быть причиной неуспеваемости по многим предметам.
    • Стимулировать общее развитие ребенка. Обучаясь правильно говорить и произносить слова, ребенок одновременно запоминает новую информацию.
    • Улучшить положение ребенка в социуме. Если школьник научится правильно и корректно разговаривать, ему будет легче общаться с одноклассниками и заводить друзей.
    • Развить у ребенка способность концентрировать внимание. Во время занятий логопед может давать ребенку читать вслух все более длинные тексты, что будет требовать более длительной концентрации внимания.
    • Расширить словарный запас ребенка.
    • Улучшить понимание устной и письменной речи.
    • Развивать абстрактное мышление и воображение ребенка. Для этого врач может давать ребенку читать вслух книги со сказками или вымышленными историями, а затем обсуждать с ним сюжет.

    Дидактические игры для детей с умственной отсталостью

    Во время наблюдений за умственно отсталыми детьми было отмечено, что они неохотно занимаются изучением какой-либо новой информации, однако с большим удовольствием могут играть во всевозможные игры. На основании этого и была разработана методика дидактических (обучающих ) игр, во время которых преподаватель в игровой форме доносит до ребенка определенную информацию. Главным преимуществом данного метода является то, что ребенок, сам того не осознавая, развивается в умственном, психическом и физическом плане, учится общаться с другими людьми и приобретает определенные навыки, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

    С обучающей целью можно использовать:

    • Игры с картинками – детям предлагают набор картинок и просят выбрать из них животных, машины, птиц и так далее.
    • Игры с цифрами – если ребенок уже умеет считать, на различные предметы (на кубики, книги или игрушки ) можно наклеить цифры от 1 до 10 и перемешать их, а затем попросить ребенка расставить их по порядку.
    • Игры со звуками животных – ребенку показывают ряд картинок с изображениями животных и просят продемонстрировать, какие звуки издает каждое из них.
    • Игры, способствующие развитию мелкой моторики рук – на мелких кубиках можно нарисовать буквы, а затем попросить ребенка собрать из них какое-либо слово (название животного, птицы, города и так далее ).

    Упражнения и лечебная физкультура (ЛФК ) для детей с умственной отсталостью

    Целью ЛФК (лечебной физкультуры ) является общее укрепление организма, а также коррекция физических дефектов, которые могут иметься у умственно отсталого ребенка. Подбирать программу физических занятий следует индивидуально или объединяя детей со схожими проблемами в группы по 3 – 5 человек, что позволит инструктору уделить достаточно внимания каждому из них.

    Целями ЛФК при олигофрении могут быть:

    • Развитие мелкой моторики рук. Так как данное нарушение чаще других встречается у умственно отсталых детей, упражнения по его коррекции должны быть включены в каждую программу занятий. Среди упражнений можно отметить сжимание и разжимание кистей рук в кулаки, разведение и сведение пальцев, прикосновение кончиками пальцев друг к другу, поочередное сгибание и разгибание каждого пальца в отдельности и так далее.
    • Коррекция деформаций позвоночника. Данное нарушение встречается у детей с тяжелой формой олигофрении. Для его коррекции применяются упражнения, развивающие мышцы спины и живота, суставы позвоночника , водные процедуры, упражнения на турнике и другие.
    • Коррекция двигательных нарушений. Если у ребенка отмечаются парезы (при которых он слабо двигает руками или ногами ), упражнения должны быть направлены на развитие пораженных конечностей (сгибания и разгибания рук и ног, вращательные движения ими и так далее ).
    • Развитие координации движений. Для этого можно выполнять такие упражнения как прыжки на одной ноге, прыжки в длину (после прыжка ребенок должен сохранить равновесие и остаться стоять на ногах ), метание мяча.
    • Развитие мыслительных функций. Для этого можно выполнять упражнения, состоящие из нескольких последовательных частей (например, поставить руки на пояс, затем присесть, вытянуть руки вперед, а после этого выполнить то же самое в обратном порядке ).
    Также стоит отметить, что дети с легкой или умеренной степенью заболевания могут заниматься активными видами спорта, однако только при постоянном наблюдении инструктора или другого взрослого (здорового ) человека.

    Для занятия спортом умственно отсталым детям рекомендуется:

    • Плавание. Это помогает им научиться решать сложные последовательные задачи (прийти в бассейн, переодеться, умыться, поплавать, снова умыться и одеться ), а также формирует нормальное отношение к воде и к водным процедурам.
    • Прогулки на лыжах. Развивают двигательную активность и способность координировать движения рук и ног.
    • Катание на велосипеде. Способствует развитию равновесия, концентрации внимания и способности быстро переключаться с одной задачи на другую.
    • Путешествия (туризм ). Смена обстановки стимулирует развитие познавательной деятельности умственно отсталого пациента. В то же время, при путешествии происходит физическое развитие и укрепление организма.

    Рекомендации родителям относительно трудового воспитания детей с умственной отсталостью

    Трудовое воспитание умственно отсталого ребенка является одним из ключевых моментов в лечении данной патологии. Ведь именно от способности к самообслуживанию и к труду зависит, сможет ли человек жить самостоятельно или же будет нуждаться в уходе посторонних на протяжении всей своей жизни. Трудовым воспитанием ребенка должны заниматься не только учителя в школе, но и родители в домашних условиях.

    Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать:

    • Обучение самообслуживанию – ребенка нужно научить самостоятельно одеваться, соблюдать правила личной гигиены , ухаживать за своей внешностью, принимать пищу и так далее.
    • Обучение посильному труду – уже с ранних лет дети могут самостоятельно раскладывать вещи, подметать улицу, пылесосить, кормить домашних животных или убирать за ними.
    • Обучение работе в команде – если родители идут выполнять какую-либо несложную работу (например, собирать грибы или яблоки, поливать огород ), ребенка следует брать с собой, объясняя и наглядно демонстрируя ему все нюансы выполняемой работы, а также активно сотрудничая с ним (например, поручить ему приносить воду во время поливки огорода ).
    • Разностороннее обучение – родителям следует обучать ребенка самым разным видам труда (даже если вначале выполнять какую-либо работу у него не получается ).
    • Осознание ребенком пользы от своего труда – родители должны объяснить ребенку, что после поливки огорода на нем вырастут овощи и фрукты, которые малыш потом сможет съесть.

    Прогноз при умственной отсталости

    Прогноз при данной патологии напрямую зависит от степени тяжести заболевания, а также от правильности и своевременности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Так, например, если регулярно и интенсивно заниматься с ребенком, у которого диагностирована умеренная степень олигофрении, он может научиться говорить, читать, общаться со сверстниками и так далее. В то же время, отсутствие каких-либо обучающих занятий может спровоцировать ухудшение состояния пациента, вследствие чего даже легкая степень олигофрении может прогрессировать, переходя в умеренную или даже в тяжелую.

    Дают ли ребенку группу инвалидности при умственной отсталости?

    Так как способность к самообслуживанию и полноценной жизни умственно отсталого ребенка нарушена, он может получить группу инвалидности , что позволит пользоваться определенными преимуществами в обществе. В то же время, та или иная группа инвалидности выставляется в зависимости от степени олигофрении и общего состояния пациента.

    Детям с умственной отсталостью могут присвоить:

    • 3 группу инвалидности. Выдается детям с легкой степенью олигофрении, которые могут самостоятельно себя обслуживать, поддаются обучению и могут посещать обычные школы, однако требуют повышенного внимания со стороны семьи, окружающих и педагогов.
    • 2 группу инвалидности. Выдается детям с умеренной степенью умственной отсталости, которые вынуждены посещать специальные коррекционные школы. Они плохо поддаются обучению, плохо уживаются в обществе, слабо контролируют свои поступки и не могут нести ответственность за некоторые из них, в связи с чем часто нуждаются в постоянном уходе, а также в создании специальных условий для проживания.
    • 1 группу инвалидности. Выдается детям с тяжелой и глубокой олигофренией, которые практически не способны обучаться или самостоятельно себя обслуживать, в связи с чем нуждаются в непрерывном уходе и опеке.

    Продолжительность жизни детей и взрослых при олигофрении

    При отсутствии других заболеваний и пороков развития, длительность жизни умственно отсталых людей напрямую зависит от способности к самообслуживанию или от ухода за ними со стороны окружающих.

    Здоровые (в физическом плане ) люди с легкой степенью олигофрении могут себя обслуживать, легко поддаются обучению и даже могут устраиваться на работу, зарабатывая деньги себе на пропитание. В связи с этим средняя продолжительность их жизни и причины смерти практически не отличаются от таковых среди здоровых людей. То же самое можно сказать о пациентах с умеренно выраженной олигофренией, которые, однако, также поддаются обучению.

    В то же время, пациенты с тяжелыми формами заболевания живут намного меньше обычных людей. В первую очередь, это может быть связано с множественными пороками и врожденными аномалиями развития, которые могут приводить к смерти детей в течение первых лет жизни. Другой причиной преждевременной смерти может послужить неспособность человека критически оценивать свои действия и окружающую обстановку. При этом больные могут находиться в опасной близости от огня, работающих электрических приборов или ядов, падать в бассейн (при этом, не умея плавать ), попадать под машину (случайно выбегая на дорогу ) и так далее. Вот почему продолжительность и качество их жизни напрямую зависят от внимания со стороны окружающих.

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Личность - это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития ребенка микросоциальных групп и коллективов.

    Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

    Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания данных линий в процессе индивидуального развития человека.

    Этапы развития личности - это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

    Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития - естественного (биологического) и социального (культурного). По выражению Л.С.Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка».

    Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.



    Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

    Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

    Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в детском учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

    В 1936 г. Л. В. Занков опубликовал результаты психологического анализа личности умственно отсталых детей, страдающих разной глубиной дефекта. На фоне широко представленных клинических данных показано, что при наличии интеллектуальной недостаточности влияние эмоций в одних условиях содействует компенсации дефекта, а в других, когда «проявления эмоций не могут быть пропущены через фильтр обобщений, возникает лжеобщение, лжекомпенсация...»

    В данной работе описывается, как удалось сделать общение с окружающими более адекватным, нейтрализовать импульсивные проявления радости, злобы, обиды у 11-летнего ребенка с умственной отсталостью в степени имбецильности через воспитание привычных стереотипов и склонность к повышенному, часто бессмысленному говорению. Резкие проявления негативизма по незначительным поводам у умственно отсталого ребенка с легкой степенью психического недоразвития были преодолены за счет стимулирования развития рефлексии.

    Дошкольники старших групп детского сада с удовольствием слушают выразительно читаемые или рассказываемые доступные для их понимания простейшие тексты, включающие эмоционально окрашенные компоненты. Мимикой, жестами и словесными реакциями они выражают сочувствие слабым и добрым героям и отрицательное отношение к их обидчикам. В понятной для него ситуации умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, к эмоциональному отклику на переживания другого человека.

    Тем более дети проявляют отчетливо выраженное эмоциональное отношение к своим родным и близким. Они любят своих родителей и воспитателей и обнаруживают это со всей очевидностью.

    Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах формирования. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия.

    Побудителями поведения ребенка и одним из значимых критериев социальной активности личности являются его интересы. Мотивационно-потребностная сфера умственно отсталых дошкольников находится на начальной стадии становления. Их интересы тесно связаны с занимательностью выполняемой деятельности, мало интенсивны, неглубоки, односторонни, ситуативны, недифференцированны и неустойчивы, вызываются преимущественно физиологическими потребностями. Дети руководствуются, как правило, ближайшими мотивами. Многие исследователи отмечают как характерную черту умственно отсталого ребенка отсутствие у него интереса к познанию. Его импульсивные реакции, конечно, не могут быть оценены как интерес к тому или иному объекту.

    Особые трудности вызывает формирование у ребенка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.

    Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается им на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, прячутся за родителей, не вступают в контакт с врачом или педагогом. В связи с этим они кажутся более отсталыми, чем это есть на самом деле.

    Олигофренопедагог - это преподаватель-дефектолог, который работает с детьми, имеющими отставания в умственном развитии. Основной целью его работы является корректировка состояния ребенка, адаптация его к жизни в социуме, воспитание и привитие необходимых социальных навыков.

    Где учатся олигофренопедагоги

    Стать олигофренопедагогом можно выучившись в вузе на отделении дефектологии. Дефектологи работают с детьми, имеющими разные нарушения развития:

    • Сурдопедагоги - с глухими или с ослабленным слухом.
    • Тифлопедагоги - со слепыми или имеющими частичные нарушения зрения.
    • Олигофренопедагоги - с умственной отсталостью, задержкой развития психики, аутизмом, ДЦП и состояниями, при которых сочетаются сразу несколько дефектов.
    • Логопеды-дефектологи — работают со всем .

    Данная специальность объединяет разделы педагогики, медицины и психологии. Педагог должен хорошо разбираться в механизмах происходящих процессов в мозге и психики пациента, уметь проводить диагностику и правильно подбирать методы работы.

    Основные отличительные качества, которым должен обладать олигофренопедагог:

    • Наличие педагогического оптимизма. Это качестве как обязательную составляющую для успешной работы выделяют все специалисты по исследованию проблемы социализации и компенсации детей с отставаниями в развитии интеллекта. Педагог должен видеть в каждом ребенка личность с индивидуальными возможностями, но особыми темпами обучения.
    • Готовность к эмоциональным нагрузкам. Работа с так называемыми «особыми» детьми непростая, требующая большой отдачи.
    • Умение проводить диагностику, анализировать результаты и строить план коррекционных занятий исходя из состояния и возможностей ребенка. Постоянное изучение новых методик и внедрение их в работу.

    Над чем работает логопед-олигофренопедагог

    Основная задача - помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.

    Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:

    • Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
    • Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
    • Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
    • Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.

    Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.

    Развитие речи у детей с отставанием интеллекта

    Как правило, диагноз таким детишкам ставится в довольно раннем возрасте. Они позже средних возрастных норм начинают держать голову, садиться и ходить. Значительно отстает и развитие речи - позднее лепетание, появление подражательных звуков, слов и простых предложений.

    Развитие высших функций психики также страдает. Нарушены память, произвольное внимание, моторика и эмоциональная сфера.

    Несомненно, это также отражается и на формировании речи:

    • Словарный запас ограничен, охватывая в основном бытовую лексику. Ребенок запоминает лишь те слова, которые чаще всего используются в его окружении.
    • Часто речь отличается штампованностью фраз, такое состояние называется эхолалией. То есть в данном случае это всего лишь механическое повторение без осмысленности.
    • Недоразвитие артикуляционного аппарата вызывает нарушения в произношении звуков.
    • Ребенок не может построить связный рассказ по картинке или пересказать сказку, плохо запоминает стихи.

    Таким образом, работа олигофренопедагога по коррекции речи должна включать стимуляцию и всех психических функций.

    Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога

    Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:

    1. Работу по развитию произвольного внимания.
    2. Артикуляционные упражнения.
    3. Стимулирование фонематического слуха.
    4. Формирование правильного грамматического построения высказываний.
    5. Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
    6. Упражнения для мелкой моторики.
    7. Применение .
    8. Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
    9. Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
    10. Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
    11. Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
    12. Повышение уровня познавательной активности.
    13. Обучение коммуникативной речи и деятельности.

    Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.

    1. Своевременная помощь даст возможность ребенку скорректировать некоторые отставания.
    2. Всем занятиям должна предшествовать диагностика у специалиста.
    3. Не стоит бояться обращения к педагогу-дефектологу. Это именно тот человек, который может помочь ребенку. Даже незначительные нарушения в развитии могут со временем усугубиться, если вовремя не начать работу.
    4. Важно помнить, что конечная цель всех занятия и вашего воспитания ребенка в целом - это успешная социальная интеграция его в обществе. Олигофренопедагог не только постарается скорректировать проблемы в развитии, но и покажет путь адаптации.
    5. Коррекционная работа должна проходить в совместной деятельности специалиста-дефектолога и родителей. Консультация специалиста поможет разобраться в состоянии ребенка, спланировать его воспитание и проведение занятий в домашних условиях.
    © nvuti-info.ru, 2024
    Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов