Написать историю о жорж бизе. Биография бизе жоржа

12.11.2022

Александр Сезар Леопольд Бизе (1838-1875) – французский композитор, его творчество относится к периоду романтизма, писал пьесы для фортепиано, романсы, произведения для оркестров и оперы. Мировую славу завоевал благодаря своей самой известной опере «Кармен».

Детство

25 октября 1838 года в семье парижанина, учителя пения, родился сын, которому дали имя Александр Сезар Леопольд Бизе. Во время крещения его нарекли Жорж, под этим именем он и получил дальнейшую известность.

Семья, где родился мальчик, была музыкальной. Помимо того, что папа преподавал в школе пение, мама тоже имела отношение к музыке, она профессионально играла на фортепиано. Также преподавателем пения был дядя Жоржа по материнской линии.

Маленький Жорж любил заниматься музыкой с родителями. Но в то же время ему, ребёнку, так хотелось побегать на улице и поиграть с детьми. Однако родители решили по-другому, уличных развлечений они не приветствовали, так что в возрасте четырёх лет Жорж уже прекрасно разбирался в нотах и играл на фортепиано.

Консерватория

Мальчику ещё не исполнилось и десяти лет, как он был принят в Парижскую консерваторию. Родители приняли решение отдать его туда на учёбу, так как был явно заметен его музыкальный талант. Закончилось детство Жоржа Бизе, которое практически и не начиналось.

По утрам в консерваторию Жоржа непременно отводила мать. После учёбы она ждала его, и дальше каждый день повторялся по одному тому же сценарию: дома его кормили, закрывали в комнате, где он должен был заниматься игрой на фортепиано. И мальчик играл на инструменте, пока не засыпал за ним от усталости.

Юный Жорж пытался сопротивляться матери, ему так сильно нравилась литература, что хотелось постоянно заниматься ею и читать много книг. Но как только мать заставала его с очередной книжкой в руках, то монотонно твердила: «Ты не зря вырос в музыкальной семье, ты станешь музыкантом, а не литератором. Причём выдающимся!»

В учёбе Жорж сложностей не испытывал, он схватывал всё буквально на лету. За время обучения проявил себя блестящим учеником по классу фортепиано у педагога Мармонтеля А. Ф, по классу композиции у преподавателей Ш. Гуно, П. Циммермана, Ж. Ф. Ф. Галеви.

В консерватории Бизе учился девять лет и в 1857 году успешно её окончил. За годы учёбы юноша начал пробовать себя в качестве композитора, он создал немало музыкальных произведений, среди них есть одна симфония, которую Жорж написал в семнадцать лет, она до сих пор с успехом исполняется музыкантами всего мира.

В последний год обучения Жорж участвовал в конкурсе, в котором надо было написать оперетту на один акт, он сочинил кантату для легендарного древнего сюжета и получил премию. Несколько премий за время учёбы Бизе также получал за игру на фортепиано и органе.

На последнем выпускном курсе Жорж написал оперетту «Доктор Миракль». А при выпуске из Парижской консерватории он получил свою самую ценную награду, Римскую премию, за кантату «Кловис и Клотильда». Она дала Бизе большие возможности – четыре года проживать в Италии и получать государственную стипендию.

Италия

В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.

Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.

Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».

Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.

Возвращение в Париж

По приезде в родной город для Бизе начались не самые лучшие времена, добиться признания в Париже оказалось не просто. Он встретился с Антуаном Шуданом, который владел самым известным парижским издательством. Антуан удивлённо смотрел на Жоржа: неужели перед ним тот самый молодой гений, который получил престижную Римскую премию? Рискованно было связываться с начинающим композитором, но Шудан видел, что молодому человеку очень нужны деньги и он готов браться за любую работу. Антуан предложил Бизе перекладывать оперы известных сочинителей для фортепиано.

Сутками напролёт Жоржу приходилось работать с чужими музыкальными произведениями, ещё он давал частные уроки и писал на заказ музыку лёгкого жанра. Деньги ему исправно платили, но их постоянно не хватало. Вскоре умерла его мама, и у композитора ко всем прочим проблемам добавилось нервное перенапряжение, начался резкий упадок сил.

Он мог прекрасно зарабатывать на жизнь в качестве пианиста, как советовали ему друзья, но Жорж не искал лёгкого жизненного пути, всё-таки он полностью погрузился в сочинение музыки.

Творческий путь

Его по-прежнему манил музыкальный театр, но всё, что писал Бизе, не находило одобрения. Никто не оценил комическую оперу «Дон Прокопио». Но Жорж продолжал жить в нужде, работать и ждать.

В 1863 году он сочинил оперу «Искатели жемчуга», состоялась её премьера, восемнадцать раз произведение ставили на сцене, но потом убрали из репертуара. Снова вернулись бессонные ночи в работе над чужими партитурами, ставшие нелюбимыми уроки музыки, нищета. Работа ради небольших денег, которых хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду, отнимала всё время Бизе, творчеством заниматься было некогда. Единственное, что спасало Жоржа, – это прогулки по вечернему Парижу и посещение театра, в этом он находил отдушину, казалось бы, из безвыходной ситуации.

Следующая опера «Пертская красавица» была поставлена в 1867 году, но также не имела успеха. В 1868 году у Бизе начался творческий кризис, добавились проблемы со здоровьем. От затяжной депрессии Жоржа спасла женитьба в 1869 году, но уже через год он записался в Национальную гвардию для участия во Франко-прусской войне, что оставило свой след и на семейной жизни, и на здоровье, и на творчестве композитора.

С 1870 года Бизе вернулся к сочинительству, одно за другим выходили его музыкальные произведения:

  • сюита для фортепиано «Детские игры»;
  • романтическая одноактная опера «Джамиле»;
  • музыка к пьесе «Арлезианка».

Однако все эти сочинения тогда не имели успеха, несмотря на то, что в будущем стали частью золотого фонда мировых симфонических произведений.

В 1874-1875 годах Жорж работал над оперой к новелле П. Мериме «Кармен». Её премьера состоялась 3 марта 1875 года. Удивительно, но опера, признанная вершиной французского реализма, обошедшая все мировые оперные сцены, ставшая самым популярным и любимым произведением в истории музыки, в день своей премьеры потерпела фиаско.

Провал своего любимого детища привёл к трагическому концу композитора. Жорж Бизе умер, а через четыре месяца в Венской опере состоялся феерический успех «Кармен». Он так и не узнал, что это произведение спустя год поставили на всех крупнейших сценах Европы, признали вершиной его творчества, что «Кармен» стала самой популярной оперой в истории и в мире.

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии. Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери. Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну. Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар). Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни. При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества. А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог. Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бизе Жоржа

Бизе (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд) (25 октября 1838, Париж – 3 июня 1875, Буживаль) – французский композитор.

Основные произведения

Оперы «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1866), «Джамиле» (1871), а также «Кармен» (1874) – вершина французской реалистической оперы. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, популярны оркестровые сюиты: 1-я составлена Бизе, 2-я – Э. Гиро).

Детство

Жорж родился в Париже 25 октября 1838 года. Новорожденному дали имя Александр-Сезар-Леопольд Бизе. Жоржем он стал при крещении. Впоследствии Бизе пользовался именно этим именем.

Мама Бизе Эме былв пианисткой, папа Адольф-Аман ранее изготавливал парики, а потом стал учителем пения (причем без специального образования). Дядя Жоржа по материнской линии Франсуа Дельсарт был певцом и тоже преподавал вокал. С самых ранних лет маленького Жоржа окружала музыка – неудивительно, что он захотел стать частью этого искусства.

Начало пути

Первоначальное музыкальное образование получил в семье; в неполных 10 лет был принят в Парижскую консерваторию, где учился у П. Ж. Г. Циммермана и (контрапункт), (композиция), А. Мармонтеля (фортепиано). Исключительный талант Бизе проявился уже в консерваторские годы, о чем красноречиво свидетельствует мастерски выполненная и вместе с тем по-юношески энергичная четырехчастная Симфония C-dur (1855, не исполнялась до 1935).

В 1857 Бизе и его друг, будущий популярный опереточный композитор Шарль Лекок (1832-1918), разделили премию, учрежденную , за создание одноактной оперетты «Доктор Миракль». В том же году Бизе, став лауреатом Римской премии (за кантату «Кловис и Клотильда»), уехал в Италию, где прожил до 1860. Из произведений, написанных или начатых за эти три года, сохранились лишь четыре, в том числе опера-буффа «Дон Прокопио» (не исполнялась до 1906).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Любимый жанр – опера

Вернувшись в Париж, Бизе отказался от карьеры педагога и концертирующего пианиста, решив полностью посвятить себя композиции. Последним из его произведений, написанных в соответствии с обязательствами, которые традиционно налагались на лауреатов Римской премии, была одноактная опера «Гусла эмира». В 1863 она была принята к постановке в парижском театре Опера-комик. Между тем дирекция тогдашнего главного оперного театра Парижа Театр-лирик заказала Бизе оперу «Искатели жемчуга». Поскольку театру был выделен специальный фонд в 100 тыс. франков, предназначенный для постановок первых опер лауреатов Римской премии, Бизе снял «Гуслу» с репетиций и целиком отдался работе над «Искателями жемчугами».

Опера, над которой композитор работал четыре месяца, была поставлена в сентябре 1863, но успеха не имела. Музыкальный материал в ней не всегда отличается высоким качеством, а многие музыкальные характеристики довольно неуклюжи; с другой стороны, «экзотические» фрагменты выполнены весьма изобретательно. Ария Надира из «Искателей жемчуга» прочно заняла место в репертуаре лирических теноров.

В течение последующих трех лет Бизе занимался главным образом обработкой чужих сочинений и преподаванием игры на фортепиано. Его очередная опера «Пертская красавица» (по роману ) была поставлена в декабре 1867. В музыкальном отношении эта опера заметно превосходит предыдущую, хотя ее либретто не выдерживает никакой критики. Премьера «Пертской красавицы» прошла с успехом, однако после 18 представлений сошла с репертуара.

Следующий год, 1868, оказался для Бизе тяжелым. Композитор то и дело начинал и откладывал работу над новыми сочинениями, испытал серьезный кризис веры и к тому же тяжело заболел гнойным тонзиллитом. В его отношении к искусству наметился сдвиг в сторону большей серьезности и глубины.

Личная жизнь

Первой страстью композитора была итальянка Джузеппа. Роман был недолгим. Отношениям настал конец, когда Бизе уехал из Италии, а Джузеппа не пожелала отправиться с ним.

Имя другой возлюбленной Жоржа – мадам Могадор, графиня, оперная певица и писательница, известная под разными именами (графиня де Шабрийан, певица Лионель и писательница Селеста Венар). Жорж был намного младше своей избранницы, которая, к слову, была особой довольно неординарной и имеющей скандальную славу. Тем не менее Бизе горячо любил ее. Любил и страдал от перепадов настроения Могадор и от ее непристойных поступков. Вполне естественно, что у этих отношений не было будущего. После разрыва с Могадор Жорж долгое время находился в состоянии депрессии.

В июне 1869 Бизе женился на дочери своего учителя Женевьеве Галеви. К тому времени у него уже был семилетний внебрачный сын от служанки его родителей. Родственники Женевьевы были категорически против ее брака с композитором, но влюбленные смогли отстоять свое право на счастье. После свадьбы пара поселилась в Барбизоне – на тот момент невероятно популярным у творческих людей местечке.

Военное время

Франко-прусская война, разразившаяся в 1870, тяжело отразилась на жизни молодой семьи. Бизе записался в Национальную гвардию и долго не имел возможности сочинять; лишь в 1871 появилась очаровательная сюита для двух фортепиано «Детские игры» (ее неполная оркестровая версия широко известна как «Маленькая сюита»). Вскоре Бизе закончил одноактную оперу «Джамиле» (по поэме А. де Мюссе «Намуна») и музыку к драме А. Доде «Арлезианка». Премьеры обоих произведений состоялись в 1872 и, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе, прошли неудачно.

«Кармен»

Бизе считал, что, начиная с «Джамиле», он вступил на новый путь. Следующим шагом на этом пути стал его оперный шедевр «Кармен», созданный по одноименной новелле . Здесь Бизе достигает новых небывалых высот в музыкальной обрисовке общей атмосферы действия и отдельных персонажей. С огромным мастерством передана внутренняя эволюция главного героя драмы, офицера Хозе: от крестьянской бесхитростности и прямодушия, через неповиновение и грубое нарушение присяги, к жестокому и бессмысленному убийству. Колоритен и полнокровен образ Кармен, воссозданный с помощью гармонических, ритмических, инструментальных средств, присущих испанской танцевальной музыке (к испано-цыганскому фольклору восходит и знаменитый «мотив рока» с его увеличенными секундами).

Музыка, связанная с Микаэлой и Эскамильо, не столь оригинальна, однако недостаток многогранности в характеристике этих персонажей возмещается выразительным подчеркиванием черт, которые доминируют в каждом из них (в первом случае это скромное и невинное обаяние, во втором – грубоватое жизнелюбие). Традиционные бытовые песенно-танцевальные элементы сочетаются в «Кармен» с музыкой иного рода, рисующей «теневую», трагическую сторону страстей, которыми охвачены герои оперы. Это сочетание само по себе делает «Кармен» совершенно особым феноменом, выходящим далеко за рамки жанра комической оперы. Неудивительно, что премьера, состоявшаяся в парижской Опера-комик в 1875, была встречена публикой и критикой довольно холодно. Либретто оперы упрекали в вульгарности, а музыку – в чрезмерной «учености», бесцветности, недостаточной романтичности и изысканности. Неуспех «Кармен» тяжело подействовал на Бизе и роковым образом отразился на его здоровье: за обострением тонзиллита последовали два сердечных приступа, второй из которых оказался смертельным. Нереализованными остались замыслы оперы «Сид» (сохранились ее наброски, однако восстановить по ним целое не удается) и оратории-легенды о св. Женевьеве, покровительнице Парижа.

Истинный масштаб «Кармен» был оценен только после смерти Бизе, причем поначалу этому способствовало вмешательство друга Бизе Э. Гиро (1837-1892), который заменил разговорные диалоги речитативами. Первое триумфальное исполнение «Кармен» в редакции Гиро состоялось в том же 1875 году в Вене. Долгое время театры не обращались к первоначальной авторской версии оперы; лишь много лет спустя она наконец вытеснила редакцию Гиро, чьи речитативы стилистически довольно далеки от музыки Бизе.

Смерть

В мае 1875 году Жорж Бизе в компании Женевьевы, сына и служанки отправились в Буживаль. 29 мая Жорж, Женевьева и их сосед Делаборд отправились погулять к реке. Бизе, очень любивший плавать, не удержался и искупался, хотя вода была еще холодной. На следующий день композитор слег в постель с приступом ревматизма, сопровождавшимся лихорадкой, болями и онемением конечностей. Еще через день у Бизе случился сердечный приступ.

После осмотра врачом Жоржу ненадолго стало легче. Он впал в бредовое состояние, потом пережил еще один приступ. 3 июня Бизе скончался. Официальная причина смерти – сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Близкий друг почившего композитора Антони де Шудан сделал сенсационное заявление. Приехав в Бужеваль, едва узнав о трагедии, Антони увидел на шее покойного резаную рану. Де Шудан сказал, что нанести ее мог последний, кто видел Бизе живым. Это был сосед Делаборд… У мужчины была причина желать смерти Жоржу: Делаборд ухаживал за Женевьевой и хотел жениться на ней, а законный муж, конечно же, мешал его планам. Справедливости ради стоит отметить, что позднее Делаборд действительно делал Женевьеве предложение, но свадьба так и не состоялась.

Еще одна популярная версия истинной причины смерти Жоржа Бизе – самоубийство. Последнее время перед кончиной Бизе переживал тяжелый творческих кризис, к тому же он часто болел, был слаб. Как раз перед тем, как уехать в Бужеваль, Жорж навел порядок в документах и сделал несколько важных распоряжений. Некоторые исследователи считают, что рану на шее нанес себе сам Бизе – хотел перерезать артерию или трахею. А врач, который констатировал смерть Жоржа, мог умолчать о суициде по просьбе членов семьи Бизе.

До наших дней не дошли никакие официальные документы, которые могли бы подтвердить или опровергнуть эти версии. Более того, загадочным образом пропали сведения о смерти Жоржа из дневника дяди Женевьевы Людовика Галеви. А сама Женевьева настояла, чтобы все друзья и знакомые Бизе уничтожили письма композитора, которые он писал им в течение последних пяти лет.

Тело Жоржа Бизе предали земле на кладбище Пер Лашез. Спустя год после похорон на могиле установили памятник с короткой надписью: «Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Бизе Жорж

Биография Жоржа Бизе – молодые годы.
Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Полное его имя - Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но родные называли его Жоржем. Воспитывался Жорж Бизе в атмосфере любви к музыке: его отец и дядя по материнской линии были учителями пения, а мать играла на фортепиано. Она и стала его первым учителем музыки. Дарование Бизе проявилось в очень раннем возрасте: уже с четырех лет он знал ноты.
В возрасте десяти лет Бизе поступил в Парижскую консерваторию, в которой учился девять лет. Учителями Бизе были известнейшие музыкальные деятели Франции: А. Мармонтель, П. Циммерман, композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Хотя сам Бизе позже признавался, что его гораздо больше привлекала литература, его музыкальные занятия были очень успешными: уже в годы своей учебы он написал немало музыкальных сочинений. Среди них стала лучшим произведением симфония, созданная им в семнадцать лет, которая с успехом исполняется по сей день.
В последний год обучения Бизе сочинил кантату на древний легендарный сюжет, с которой принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, и которая получила премию. Также Бизе получал премии на конкурсах по фортепианной и органной игре, а самой большой его наградой за время обучения стала большая Римская премия за кантату "Кловис и Клотильда", которая давала ему возможность на получение государственной стипендии и четырехлетнее проживание в Италии.
После окончания консерватории Бизе жил в Италии с 1857-го по 1860 годы. Там он много путешествовал и занимался своим образованием, знакомился с местным бытом. В то время молодой композитор находился на перепутье: он не нашел еще своей темы в музыкальном творчестве. Однако он определился с формой подачи своих будущих произведений – для этого он выбрал театральную музыку. Он интересовался парижскими оперными премьерами и музыкальным театром, отчасти из меркантильных соображений, так как в этой области в те времена было легче добиться успеха.
За время пребывания в Италии Бизе написал симфонию-кантату «Васко да Гама» и несколько оркестровых пьес, часть которых впоследствии вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме». Три года, проведенные в Италии, были довольно беззаботным временем в биографии Жоржа Бизе.
По возвращению в Париж для Бизе начались тяжелые времена. Добиться признания оказалось не так просто, и Бизе зарабатывал частными уроками, писал музыку на заказ в легком жанре и работал с чужими сочинениями. Вскоре после приезда Бизе в Париж скончалась его мать. Постоянное перенапряжение, резкие упадки творческих сил, сопровождающие композитора на протяжении всей жизни, стали причиной непродолжительной жизни гениального композитора.
Но Бизе не искал легких путей к признанию. Хотя он мог стать прекрасным пианистом и более быстро добиться успеха на этом поприще, он полностью отдался композиторской деятельности. «Я не хочу ничего делать для внешнего успеха, блеска, я хочу иметь идею, прежде чем начинать какую-нибудь вещь...» - так писал сам Бизе о своем выборе. О разнообразии его творческих замыслов можно судить по найденным неоконченным произведениям, которые за свою непродолжительную жизнь Бизе не успел довести до конца, таким как опера «Иван Грозный», найденная лишь в 30-х годах нашего века.
В 1863 году состоялась премьера оперы Бизе «Искатели жемчуга», которая, хоть и выдержала восемнадцать спектаклей, не имела большого успеха. Еще одна опера Бизе, «Пертская красавица», была написана в 1867 году и также не получила одобрения публики. Сам Бизе был вынужден согласиться с мнением критиков и пережить этот кризисный момент в своей музыкальной карьере. Однако именно в "Пертской красавице" проявились первые черты реализма Бизе, который стремился изменить стиль комической оперы, наделив ее глубокими жизненными конфликтами и чувствами.
Далее следовал тяжелый 1868 год в биографии Жоржа Бизе, когда он помимо серьезных проблем со здоровьем испытывал продолжительный творческий кризис. В 1869 году Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве Галеви, а в 1870 году во время Франко-прусской войны Бизе записался в Национальную гвардию, что не могло не отразиться тяжело на молодой семье и творческой работе композитора.
Биография Жоржа Бизе – зрелые годы.
70-е годы были временем расцвета творческой биографии Жоржа Бизе. В 1871 году он снова начинает заниматься музыкой и сочиняет сюиту для фортепиано "Детские игры".
Вскоре Бизе сочиняет одноактную романтическую оперу "Джамиле", а в 1872 году состоялась премьера пьесы Альфонса Доде «Арлезианка». Музыка, написанная Бизе к этой пьесе, вошла в золотой фонд мировых симфонических произведений и стала новой вехой в творческой биографии бизе. Премьеры этих пьес прошли неудачно, несмотря на высокие достоинства музыки Бизе. Сам же Бизе считал оперу "Джамиле" началом своего нового пути. «Джамиле» стала подтверждением творческой зрелости Бизе. Считается, что именно это произведение привело композитора к его оперному шедевру «Кармен».
Несмотря на то, что "Кармен" была написана для постановки в театре Комической оперы, к этому жанру ее можно отнести только формально, так как «Кармен» является, по сути, музыкальной драмой, в которой композитору удалось ярко прорисовать народные сцены и персонажей.
Премьера «Кармен» состоялась в 1875 году и прошла неудачно, что было очень тяжело воспринято композитором и сильно повлияло на его здоровье. «Кармен» была оценена по достоинству уже после смерти Бизе и была признана вершиной его творчества через год после неудачной премьеры. Петр Чайковский называл "Кармен шедевром, отражающим «в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи» и был убежден в неподвластной времени популярности оперы.
Уникальность творчества Жоржа Бизе выразилась не только в высоких достоинствах его музыки, но и в глубоком понимании им театральной музыки.
Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.

Смотрите все портреты

© Биография Бизе Жорж. Биография композитора Жоржа Бизе. Биография музыканта Бизе

Жорж Бизе – великий французский композитор, пианист-виртуоз эпохи романтизма. Его произведения, не всегда по достоинству оцененные современниками, пережили создателя. Опера «Кармен», шедевр музыкального искусства, более 100 лет собирает публику в лучших театрах мира.

Детство и юность

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже. Мало кто знает, что настоящее имя композитора – Александр Сезар Леопольд, в честь великих императоров, а Жорж получено при крещении.

Мать Жоржа, Эме, была пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт – певцом и преподавателем вокала. Отец Адольф-Аман какое-то время занимался изготовлением париков, а затем стал учителем пения, несмотря на отсутствие специального образования.

В доме на улице Тур д"Овернь постоянно звучала музыка, завораживая ребенка. Вместо того, чтобы играть со сверстниками, маленький Жорж с увлечением осваивал нотную грамоту, мама учила сына играть на фортепиано.


В 6 лет Бизе пошел в школу и полюбил чтение, но Эме, видя поразительные способности мальчика к музыке, заставляла его часами сидеть за роялем. Благодаря этому накануне 10-го дня рождения, 9 октября 1848 года, Жорж поступил в Парижскую музыкальную консерваторию вольнослушателем в класс Антуана Мармонтеля, знаменитого фортепианного педагога 2-й половины 19 века.

Будущий композитор обладал абсолютным слухом и феноменальной памятью, он получил первую премию на конкурсе сольфеджио, что дало право на бесплатные уроки по композиции у знаменитого преподавателя того времени Пьера Циммермана. Инструмент отодвинулся на второй план, появилась мечта сочинять музыку для театра.


Окончив класс фортепиано, Бизе начал изучать композицию у Фроманталя Галеви, преподавателя, художественного руководителя парижского «Театра Итальен». Сочинение музыки захватило студента консерватории, в это время он написал много произведений в разных жанрах.

Параллельно с композицией Жорж начал играть на органе в классе профессора Франсуа Бенуа и вскоре завоевал вторую, а затем и первую премию Консерватории за исполнительское мастерство.

Музыка

В годы учебы Бизе создал первые музыкальные произведения: «Симфонию до мажор», неизвестную до 1933 года, найденную в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу «Дом доктора».


Знакомство публики с начинающим композитором состоялось после творческого соревнования, объявленного Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен» на Монмартре. Нужно было написать музыкальный комедийный спектакль с участием 4 персонажей. Награда - золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил жюри оперетту «Доктор Миракль» и разделил премию с Шарлем Лекоком.

В 1857 году для ежегодного конкурса Академии изящных искусств начинающий композитор сочинил кантату «Кловис и Клотильда», стал лауреатом Римской премии, получил грант и поехал на стажировку в Рим. Бизе очаровала красота Италии, он увлекся оперой, влюбился в музыку и картины . В Риме композитор должен был по условиям гранта создать кантату, но вместо этого сочинил комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма».


Осенью 1960 года зарубежная стажировка Бизе вынужденно прервалась из-за болезни матери, и он вернуться в Париж. Следующие 3 года стали трудными в творческой биографии композитора. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь созданием развлекательной музыки для кафе-концертов, перекладывать оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано, давать частные уроки.

Как Римский лауреат, Бизе должен был написать комическое произведение для театра «Опера-Комик», но это было невозможно по личным причинам. В 1961 году умерла мама, а через полгода скончался учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году композитор, преодолев переживания, создал лирическую оперу «Искатели жемчуга», а затем оперу «Пертская красавица» на сюжет .

Дмитрий Хворостовский и Кастроново исполняют дуэт из оперы «Искатели жемчуга»

В 70-х годах начался расцвет творчества Бизе. В театре «Опера Комик» прошла премьера «Джамиле», критики и зрители оценили тонкий стиль и изящество арабских мотивов произведения. В 1872-м композитор сочинил музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Постановка не имела успеха и была переделана автором в оркестровую сюиту.

Вершиной творчества Бизе стала опера «Кармен», не оцененная при жизни автора. Премьера 1875 года провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Несмотря на это, спектакль в течение первого года показали 45 раз. Зрители ходили на него из любопытства, возросшего вдвое после смерти композитора.

Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен»

Бизе не дожил до признания его творения. Первые положительные отзывы появились через год после премьеры. «Кармен» оценили , . , не один раз в течение года смотревший постановку, писал:

«Бизе - художник, отдающий дань веку и современности, но согретый истинным вдохновением. И что за чудный сюжет оперы! Я не могу без слез играть последнюю сцену!».

Зрители полюбили героиню, музыкальный портрет которой соткан из звуков хабанеры, поло, сегидильи. Куплеты тореадора растопили сердца публики.

Личная жизнь

Первой любовью Бизе была итальянка Джузеппа. Этим отношениям не суждено было быть долгими, так как композитор покинул Италию, а девушка за ним не последовала.


Интересным фактом в биографии автора «Кармен» было страстное увлечение Мадам Могадор, известной как графиня де Шабрийан, оперная певица мадам Лионель, писательница Селеста Венар. Дама была гораздо старше Жоржа, пользовалась скандальной известностью. Композитор не был с ней счастлив, страдал от перепадов настроения и непристойных выходок. После разрыва долго прибывал в депрессии.

Счастье Бизе обрел с дочерью своего учителя Фроманталя Галеви, Женевьевой. Браку предшествовала упорная борьба с родственниками избранницы, которые были против свадьбы. Молодые отстояли свою любовь и обвенчались 3 июня 1869 года, поселились в популярном у творческих людей месте Барбизон.


Женевьева Галеви, жена Жоржа Бизе

В 1870 году началась Франко-прусская война, композитора призвали в ряды Национальной гвардии, но быстро освободили от службы как Римского стипендиата. Он забрал молодую жену из Барбизона и вернулся в Париж, где как мог помогал защитникам города.

10 июля 1871 года Женевьева родила сына, мальчика назвали Жак. По слухам, у композитора было двое детей, 2-й мальчик Жан - от служанки Марии Рейтер. Жорж любил сына и жену, но не мог быть вполне счастлив в личной жизни. Женевьева считала супруга неудачником и завела роман с пианистом и соседом Эли-Мириамом Делабордом. Бизе знал об этом и сильно переживал.

Смерть

Смерть Бизе до сих пор остается загадкой для исследователей. Известно, что это произошло в Буживале, куда семья композитора в сопровождении служанки Марии Рейтер с сыном отправилась на лето. Они поселились в двухэтажном доме, сохранившемся до сих пор, его фото есть в Интернете.


Бизе болел, но это не помешало ему 29 мая 1875 года отправиться на прогулку к реке в компании жены и соседа Делаборда. Жорж любил плавать. Он искупался в холодной воде. 30 мая композитора свалил приступ ревматизма с лихорадкой и нестерпимыми болями, отказали руки и ноги. Через день случился сердечный приступ. Когда пришел врач, Бизе стало легче, но ненадолго.

Следующий день больной провел в бреду, а к вечеру приступ повторился. Композитор скончался 3 июня 1875 года. Последним, кто видел композитора живым, был Делаборд. Врач констатировал причину смерти: сердечное осложнение острого суставного ревматизма.


Сенсационной стала версия, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, который первым приехал в Бужеваль, узнав о трагедии. Он сказал, что на шее Бизе была резаная рана, которую мог нанести последний, кто видел Жоржа живым, а именно Делаборд. У соседа были причины для убийства, он ухаживал за Женевьевой, а муж стоял на пути к счастью. Впоследствии Делаборд хотел жениться на вдове композитора, но свадьба не состоялась.

Еще одной возможной причиной смерти создателя «Кармен» исследователи считают самоубийство. По их мнению, рану композитор нанес себе сам, пытаясь перерезать трахею или артерию. Основания для такого предположения были. Последнее время Жорж был в депрессии из-за творческих неудач и болезней. Перед отъездом в Бужеваль он навел порядок в бумагах, сделал важные распоряжения. Врач, констатировавший смерть, мог скрыть факт суицида по просьбе родных.


Документы, подтверждающие какую-либо из версий, не сохранились. Дядя Женевьевы, Людовик Галеви, вел дневник, который мог бы пролить свет на тайну смерти композитора, но строки, написанные после печального события, были уничтожены. Кроме того, вдова Бизе потребовала от друзей и знакомых избавиться от писем Жоржа за последние 5 лет.

Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа с надписью на постаменте:

«Жоржу Бизе, его семья и друзья».

Произведения

Оперы

  • 1858-1859 – «Дон Прокопио»
  • 1862-1863 – «Искатели жемчуга»
  • 1862-1865 – «Иван IV»
  • 1866 – «Пертская красавица»
  • 1873-1874 – «Кармен»

Оперетты

  • 1855-1857 – «Элоиза де Монфор»
  • 1855-1857 – «Возвращение Виргинии»
  • 1857 – «Кловис и Клотильда»
  • 1857 – «Доктор Миракль»

Оды-симфонии

  • 1859 – «Улисс и Цирцея»
  • 1859-1860 – «Васко да Гама»

Произведения для оркестра

  • 1866-1868 – «Рим» («Воспоминания о Риме»)
  • 1873 – Увертюра «Родина»

БИЗЕ, ЖОРЖ (Bizet, Georges) (1838–1875), французский композитор. Александр Сезар Леопольд Бизе (при крещении получил имя Жорж) родился в Париже 25 октября 1838 в музыкальной семье: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение. В девятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию. Блестяще учился по классу фортепиано у А.Ф.Мармонтеля и по классу композиции у П.Циммермана, Ж.Ф.Ф.Галеви и Ш.Гуно; был удостоен многих наград. В 1857 ему присудили престижную Римскую премию; к тому времени он завершил симфонию до мажор, а одноактная оперетта Бизе Доктор Миракль (Le Docteur Miracle) была отмечена первой премией на конкурсе, учрежденном Ж.Оффенбахом.

Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. В комической опере Дон Прокопио (Don Procopio), написанной в тот период, он во многом подражает Доницетти; однако из композиторов-современников наибольшее влияние на него долгое время оказывал Гуно, а из предшественников – Моцарт и Россини. На редкость одаренный пианист, Бизе заслужил признание самого Листа, который слушал его игру в мае 1861 – через несколько месяцев после возвращения Бизе из Рима в Париж.

По обыкновению, Бизе немедленно приступал к сочинению оперы, если либретто ему нравилось, но вскоре охладевал и оставлял работу незаконченной (один из его биографов насчитал около 20 таких бесплодных попыток). Первой завершенной и поставленной оперой композитора были Искатели жемчуга (Les Pecheurs de perles, 1863); несмотря на очевидное влияние Гуно и Дж.Мейербера, обаяние лиризма и экзотический восточный колорит обеспечили ей почетное место во французском оперном репертуаре. Обладая выдающимся талантом, Бизе едва сводил концы с концами и вынужден был подрабатывать в музыкальных издательствах. Поденщина отнимала у него много времени, подрывала здоровье и отвлекала от серьезного творчества. Следующая законченная опера – Пертская красавица (La jolie fille de Perth) – была написана в 1866 и поставлена в конце 1867. Слабое либретто и вынужденные уступки композитора примадонне, бесспорно, сказались на качестве партитуры, но все же в ней немало замечательного материала, который Бизе позднее использовал в других сочинениях.

Разностороннее дарование Бизе позволяло ему приступить к созданию большой оперы, однако первыми сочинениями, в которых обнаружились его творческие возможности (не считая ранней симфонии), стали пьесы для фортепианного дуэта Детские игры (Jeux d"enfants, 1871), одноактная опера Джамиле (Djamileh, 1872) и музыка к драме А.Доде Арлезианка (L"Arlsienne, 1872). Женитьба Бизе в 1869 на Женевьеве Галеви, дочери его старого учителя, упорядочила его быт и привела в равновесие чувства; в испытаниях, выпавших на его долю во время франко-прусской войны (Бизе служил в национальной гвардии) и в дни Парижской коммуны, его личность обрела подлинную глубину.

В цикле Детские игры Бизе проявил себя как мастер остроумной и лирической миниатюры; в Джамиле он продолжал совершенствовать свое оригинальное оркестровое письмо, дар воссоздания местного колорита и изображения поэтических характеров, очевидный уже в Искателях жемчуга. Музыка к Арлезианке свидетельствует о дальнейшем творческом росте композитора: в нескольких танцах, интермеццо и «мелодрамах» он сумел передать не только атмосферу Прованса, но и лирико-трагическую стихию драмы Доде.

Превосходное либретто, выбранное Бизе для следующей оперы, впервые соответствовало уникальности его таланта: это была инсценировка новеллы Проспера Мериме Кармен (Carmen), сделанная А.Мельяком и Л.Галеви. Бизе начал работу в 1872, но премьера в парижской «Опера комик» состоялась лишь 3 марта 1875. Впечатляющий успех в Венской опере (октябрь 1875) позволил представить подлинную ценность произведения. Умер Бизе 3 июня 1875 умер.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов