Вряд ли я когда-нибудь увижу. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в гиа

27.01.2024

«Страна Россия» - Географическое положение. Традиции и обычаи страны. Города России. Города. ? Памятники России. Москва. Москва Томск Санкт-Петербург. Традиции и обычаи. Памятники России. От места расселения большей частью и приняли свое название славяне. Цель?Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране.

«Урок по истории России» - Россия. I раунд. Урок - игра. Древняя Русь. II раунд. Урок по истории России. Российская империя. III раунд. «Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства» А.Н.Толстой.

«Россия на рубеже веков» - М.М.Сперанский. Автор проектов государственного переустройства(введение гражданских и политических прав). Открытие в Казани, Дерпте, Харькове университетов. Александр I .Начало правления. Уничтожение Тайной канцелярии. Большинство городов относились к разряду малых. Армии возвращены русские названия и форма.

«Границы России» - Геополитические. Внутренние воды. Экономические. Контактные: Интеграционные Соединяющие «прозрачные». Безопасные. От Баренцева до Балтийского моря. Монголия. Воздушное пространство над открытым морем. Кндр. Морские 38,8 тыс.км. Древний пограничный столб. Баренцево море. Литва. Россия. Польша. Белоруссия.

«Россия в 18 веке» - Русские радикалы: Н.И.Новиков, А.Н.Радищев. Подумай, порассуждай… Вывод. Общественная мысль в России: основные направления. Подберите синоним понятия «рационализм». Просвещение в России XVIII века. А.Н.Радищев. Идея «Великой России» в XVIIIвеке была представлена: Борьба идей в XVIIIвеке. Почему в XVIIIв. в России не получил широкого распространения либерализм?

«Герои России» - Имел четыре степени. В октябре 1941г. ушла добровольцем в партизанский отряд. Былинные герои. 3. Героические даты. 1). 1941 - 1945. Флот. 5. Великий полководец, без которого трудно представить Победу. 1.Награды. 2.Киногерой. Каким образом? 2.Первый московский князь, возглавивший борьбу против татар.

Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие (Л.). Тебе ль с слоном возиться? (Кр.). Подика принеси огоньку запечатать письмо (Г.). Вступило от овец прошение в приказ: что волки-де совсем сдирают кожу с нас (Кр.). А роман всё-таки хорош! (Гонч.). Вряд ли я когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра (Пауст.). Моя хозяйка была пригожа и добра, а муж-то помер, замечай-ка (П.). «Нигде не найдут-с», - отвечал слуга (П.). С этим великаном пришлось порядочно-таки помучаться (Купр.). Клим рассматривал свои мысли как бы издали (М. Г.). Он бы тотчас ушёл, если бы не Лиза (Т.). Давыдов часто просыпался, то ли от того, что гремела крыша, то ли от полуночного холода (Шол.). На пароходе всегда один и тот же толстый капитан, одни и те же бородатые штурвальные, тот же повар (Пауст.).

2

Ещё раз окинувши всё глазами, как бы с тем, чтобы хорошо припомнить положение места, отправился домой прямо в свой номер (Г.). Куда же они едут, в гору, что ли? (Т.). Прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки (Л.). Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (Л.). Взор обнимал каких-нибудь пять верст пустынного пространства (Т.). Не очень-то весело одному в лесу чёрной осенней ночью (Бианки). Я газет-то не читаю и ничего про это не знаю (Ч.). Заглянул бы кто к Плюшкину во двор, ему показалось бы, что он попал в Москву на щепной двор (Г.). Буланину достался очень широкий пиджак, достигавший ему чуть ли не до колен (Купр.). Что же, разве это для вас дорого? (Г.). «Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица!» (Кр.).

3

Александр Залесов - так звали рыжего маленького солдата — был ротным связистом и накануне неожиданного немецкого броска находился один вдали от своего подразделения, разыскивая повреждение полевого телефонного провода. Когда немцы открыли артиллерийский огонь,- он на всякий случай ускорил шаг, чтобы скорее обнаружить обрыв и восстановить линию, понимая, что, чем сильнее огонь, тем нужнее связь. Спустившись в овраг, Залесов побежал под уклон бегом и ещё быстрее уходил от своих.

Повреждение он нашёл - провод был перебит миной, - но когда соединил концы его и подключил аппарат, то услышал немецкую речь. Вот, значит, к чему привела артиллерийская стрельба. Пожалев, что не знает языка, Залесов снова разъединил линию, осмотрел свою винтовку и бросился назад, но было уже поздно: по полю неслись немецкие грузовики с автоматчиками.

В овраге Залесов разыскал убежище, нечто похожее на медвежью берлогу между двух вывороченных с корневищами сосен, и отсиделся в нём, выжидая и раздумывая, что делать дальше.

С начала войны Залесову не раз доводилось испытывать превратности судьбы, и сейчас он не очень волновался: всё-таки настоящий фронт был уже не здесь, а где-то далеко на западе. Но осторожность никогда не мешает, и, прежде чем принять какое-либо решение, он старался понять, что же произошло. Заволновался он, только когда услышал совсем близко треск и шум шагов и сквозь корни увидел двух немцев, идущих по его следу вдоль телефонной линии. Залесов определил, что это связисты, значит, плохо дело, если уж враг берёт его работу на себя.

А. Яшин «Единомышленники».

4

Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие испытания и страхи, что прошлое обратилось в добрую, красивую музыку.

Да, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слез от детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, застенчиво скрытое от глаз людских - бедность, святость, прелюбодейство, - всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, не монашилась, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

Музыка торжественно гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолетов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над оцепеневшими развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

По В. Астафьеву (220 слов)

5

И никогда раньше я не умел так мириться с медленностью времени, как теперь. Прежде, бывало, когда ждешь на вокзале поезда или сидишь на экзамене, четверть часа кажутся вечностью…

Чтобы занять себя мыслями, я становлюсь на прежнюю свою точку зрения и спрашиваю: зачем я, знаменитый человек, тайный советник, сижу здесь? Зачем я гляжу на этот дешевый жестяной рукомойник и слушаю, как в коридоре дребезжат дрянные часы? Разве все это достойно моей славы и моего высокого положения среди людей? И на эти вопросы я отвечаю себе усмешкой. Смешна мне моя наивность, с какою я когда-то в молодости преувеличивал значение известности и того исключительного положения, каким будто бы пользуются знаменитости. Я известен, мое имя произносится с благоговением - и что же из этого? Семейные дрязги, немилосердие кредиторов, грубость железнодорожной прислуги - все это и многое другое, что было бы слишком долго перечислять, касается меня не менее, чем любого мещанина, известного только своему переулку. В чем же выражается исключительность моего положения? Допустим, что я знаменит тысячу раз, что я герой, которым гордится моя родина; во всех газетах пишут бюллетени о моей болезни, по почте идут уже ко мне сочувственные адреса от товарищей, учеников и публики, но все это не помешает мне умереть на чужой кровати, в тоске, в совершенном одиночестве… В этом, конечно, никто не виноват, но, грешный человек, не люблю я своего популярного имени. Мне кажется, как будто оно меня обмануло.

Опять ложусь в постель и начинаю придумывать, какими бы занять себя мыслями. Кажется, все уже передумано и ничего нет такого, что было бы теперь способно возбудить мою мысль.

Когда рассветает, я сижу в постели и от нечего делать стараюсь познать самого себя. «Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

А. П. Чехов «Скучная история».

З А Д А Н И Е 13 Е Г Э
1)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Иногда присядешь на опушке леса и влюбишься в КАКОЙ(НИБУДЬ) простейший цветок, (В)РОДЕ полевой незабудки. ЯРКО(ЗОЛОТЫЕ) листья клёна, лениво раскачиваясь и переваливаясь с БОКУ(НА)БОК, медленно слетают с ветвей. Ясная и (ПО)ВЕСЕННЕМУ тёплая погода, установившаяся (В)ТЕЧЕНИЕ последней недели, никак не могла помешать поездке. Звуки музыки неслись (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА, где стоял огромный инструмент с большими и маленькими, толстыми и тонкими трубами. Когда Лёня сто раз пожалел, что поддался на мои уговоры (НА)СЧЁТ путешествия в Индию, за нами НАКОНЕЦ(ТО) приехал автобус.
2)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два сло ва.
ВРЯД(ЛИ) ГДЕ(НИБУДЬ) можно встретить в столь ранний час бодрствующего человека.
(ИЗ)РЕДКА (КОЕ)ГДЕ тоскливо чиликнет краснобрюхий снегирь.
Вечером вдруг густо повалил снег и (В)СЛЕД за тем ЧТО(ТО) сверкнуло на небе.
(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет, которые Екатерина провела в Смольном, она (МАЛО)ПОМАЛУ свила здесь гнёздышко, отражавшее её образ.
Умственная деятельность, (В)ВИДУ сложности проблемы, исследована (НА)МНОГО меньше.
3) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Молния умертвила часть ветвей, обращённых к востоку, но ЗА(ТО) остальные ветки (ПО)ПРЕЖНЕМУ цвели и плодоносили. Тульский пряник вкусный-вкусный: (С)ВЕРХУ корочка, (С)НИЗУ корочка, а посередине сладость.
Во время диктанта я (С)БОКУ посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, ПОТОМУ(ЧТО) в каждой фразе было по ошибке. Они свернули (В)СТОРОНУ и шли по скошенному полю то прямо, то забирая (НА)ПРАВО.
Прилетели первые скворцы и ТУТ(ЖЕ), (НЕ)СМОТРЯ на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу.
4) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Лес (ВО)КРУГ (КАК)БУДТО притих и замер в ожидании чего-то. (ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла незнакомая девушка. Я ТО(ЖЕ) хотел поскорее добраться домой, (ПО)ЭТОМУ ускорил шаг.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа по ремонту ворот. (ПО)ТОМУ, как волновался отец, стало понятно, что ему ТАК(ЖЕ), как и мне, небезразлична судьба Галины Петровны.
5)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Фестиваль был (В)РОДЕ турнира, на котором должны БЫЛИ(БЫ) скрестить копья с одной стороны поэты Москвы, с другой - Питера.
Мальчики бросились бежать (В)РАССЫПНУЮ, а им (В)СЛЕД ещё долго неслись крики и смех.
Она сложила узлы и (В)ТЕЧЕНИЕ дня переволокла ОДИН (ЗА)ДРУГИМ в новое жилище.
ВРЯД(ЛИ) я КОГДА(НИБУДЬ) увижу реку более таинственную, чем Нил.
Море шепталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ с берегом, и ветер ТАК(ЖЕ) носил его шёпот по степи.
6)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
На ТЁМНО(СЕРОМ) небе (КОЕ)ГДЕ мелькают звёзды. Софья Львовна (НА)СКОРО, (КОЕ)КАК причесалась.
Ямщики засвистели (ПО)СТЕПНОМУ, сытые тройки рванули (В)СКАЧЬ. ТАК(ЖЕ) мощно, как (В)ВЕРХ, эвкалипты растут и в толщину. Дни ещё (ПО)ОСЕННЕМУ ласковы, ЗА(ТО) ночи уже холодны.
7)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Пока я размышлял о судьбе Ангары, (ПО)МАТЕРИНСКИ вскормившей меня в детстве в (ПОЛУ)ТЫСЯЧЕ километров отсюда, солнце село. Зимой всё блестит, весело КАК(ТО), свободно - можно с горы (В)МИГ на лыжах слететь.
ПОЧЕМУ(ТО) солнце не могло меня согреть, огонь от костра ТО(ЖЕ) не грел, а лишь обжигал.
К середине октября поля МАЛО(ПОМАЛУ) желтеют, лишь (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеет посаженная под зиму рожь.
Хотя мы покидаем родные места, ВСЁ(ТАКИ) мы (С)НОВА возвращаемся к ним.
8) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
В жару всё живое спряталось КУДА(ТО) и боится поднять голову, ЧТО(БЫ) не спалить волос и не обжечь нос.
Павел узнал самые первые, (ПО)ДЕТСКИ наивные постройки в парке: хижину монаха, беседку (В)ВИДЕ башни.
Всё было хорошо и КАК(ТО) особенно, не (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ понятно и близко.
Среди кустарников ещё можно видеть (КОЕ)КАКИХ представителей флоры, например, шиповник, лимонник, а ТАК(ЖЕ) калину. Теперь между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма РЕДКО(РЕДКО), но ВСЁ(ЖЕ) растут кустики можжевельника.
9)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.
(С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.
Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.
10)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через дефис. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Между двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала (ИЗ)ПОД снега колея заброшенной дороги.
Те, кто хоть раз посетил Кижи, ВРЯД(ЛИ) смогли остаться равнодушными и КОГДА(ЛИБО) забудут увиденное там.
Я не могу сказать, ЧТО(БЫ) мне было страшно, но идущая гроза рождала во мне КАКУЮ(ТО) смутную тревогу.
11)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(С)ВЕРХУ Япония выглядела маленькой, ЗА(ТО) моря было много.
ВРЯД(ЛИ) есть КАКИЕ(ЛИБО) основания для неуспеваемости этого ученика.
Весной липа зеленеет и КАК(БУДТО) просит, ЧТО(БЫ) и все деревья зеленели вместе с нею.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дороги мы два раза пересекли реку (В)БРОД.
Бывает радостно, когда одна и ТА(ЖЕ) примета сохраняется в лесах ГОД(ЗА)ГОДОМ.
12)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(ПО)ВЕРХУ противоположного берега (В)ПЛОТНУЮ к самому обрыву подступал старый лес.
(В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции.
(ИЗ)ПОД куста черёмухи выпорхнула коричневая птичка, в которой я ТОТ(ЧАС) узнал соловья.
(С)НАРУЖИ вдоль стены были посажены кусты, ТАК(ЧТО) заглянуть внутрь было нельзя.
Возле домика перед грядками маленького, ЗА(ТО) (НА)РЕДКОСТЬ заботливо возделанного огородика стоял мужчина.
13)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели солдаты (ПО)ОДИНОЧКЕ пробирались через линию фронта.
(В)ВИДУ густого тумана все рейсы были отменены, и пассажирам пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ двух суток дожидаться лётной погоды. ПО(ЭТОМУ) ответу политика стало понятно, что он ВРЯД(ЛИ) правильно понял заданный ему вопрос. Наша планета слегка сплюснута (В)БЛИЗИ полюсов (В)СЛЕДСТВИЕ вращения вокруг своей оси.
Мама всегда (КАК)БУДТО удивлялась всему, ЧТО(БЫ) я ни рассказывал.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Весной хоть грязно бывает, ЗА(ТО) солнце такое весёлое, (И)ТАК удивительно, когда деревья вспыхивают нежной зеленью. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.
Река набегала к бугру (ИЗ)ДАЛЕКА, упиралась в него своими сильными струями и заворачивала (В)ПРАВО.
(НА)УТРО мороз несколько спал и ТАК(ЖЕ), как накануне, выглянуло солнце.
Алёхин жил (В)НИЗУ, в двух комнатах, где КОГДА(ТО) жили приказчики.
15)Определите предложение в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
(В)СКОРЕ в конце улицы ИЗ(ЗА) угла показался прохожий. ЧТО(БЫ) ни говорилось о политических соображениях, (НИ)КАКИЕ высокие слова тут не могут служить оправданием.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей моей болезни я чувствовал себя так, (КАК)БУДТО был прикован бесчисленными цепями к какой-то глухой стене. Уверенность эта возникла у меня (В)СЛЕДСТВИЕ бесконечных путешествий и самых разных работ которые я уже успел перепробовать (НЕ)СМОТРЯ на мои двадцать пять лет.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО что было задумано ПО(СКОЛЬКУ) наши планы изменились.
16)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Я ТО(ЖЕ) должен буду рассказать ему ЧТО(НИБУДЬ) особенное. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ. (В)СЛЕДСТВИЕ КАКОЙ(ТО) задержки в пути лошади отстали, а мы ушли вперёд.
Отсюда открывался вид на излучину реки с порожистым перекатом (ПО)СЕРЕДИНЕ и высокой аркой моста (В)ДАЛИ. (С)НАЧАЛА сентября воздух начинает (ПО)НЕМНОГУ холодеть.
17)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Сергей (НЕ)РАЗ выручал меня в трудных ситуациях, (ПО)ЭТОМУ я знаю, что на него можно положиться.
За комнатными цветами приходилось ухаживать (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от времени года, а ТАК(ЖЕ) состояния растения. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что ветер ослабевает, но (В)СКОРЕ начался настоящий ураган.
(ПО)ТОМУ, как ведёт себя человек в споре, можно многое о нём сказать, (ТАК)КАК именно в острых ситуациях проявляются многие черты характера. ЧТО(БЫ) ознакомиться со школами Европы, Л.Н. Толстой уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ.
18)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два сл ова
Снег в Норильске сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.
Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ.
(В)СКОРЕ терпение наше лопнуло, и, (НЕ)ВЗИРАЯ на непогоду, мы решили идти назад к морю.
От каждого толчка лодка заваливалась (НА)БОК, и (ПО)ЭТОМУ приходилось постоянно вычерпывать воду.
На той же самой даче обнаружились несметные сокровища (В)ВИДЕ бриллиантов, а ТАК(ЖЕ) золотых денег царской чеканки.
19)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Дубы росли (ПО)ДАЛЬШЕ от берега, и лист их звучал совсем (ПО)ДРУГОМУ.
Но сотрудник ВСЁ(ТАКИ) не во всё посвящён (В)ВИДУ его молодости.
Приезжие кричали так, БУД(ТО) между ними километры и (ОТ)ТОГО, перекричат ли они это расстояние, зависит их жизнь. Пыльный воздух комнаты был БУД(ТО) распилен сверху (ДО)НИЗУ косым лучом солнца.
(В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени (В)СЛЕД бежавшему раздавались громкие крики.
20)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как, (НЕ)СМОТРЯ на строгий запрет родителей, ходили в заброшенный парк. (С)НАЧАЛА вечера всё было тихо, (ЗА)ТЕМ вдали раздался звук автомобильного мотора.
(ОТ)ТОГО, что было задумано, пришлось отказаться ПО(СКОЛЬКУ) наши планы изменились.
(В)СИЛУ сложностей, возникших (ВО)ВРЕМЯ подготовки спектакля, премьеру пришлось отложить.
Они (КАК)БУДТО сговорились - говорили одно и ТО(ЖЕ).
21)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ЧТО)БЫ тебе ещё сказать, (ЧТО)БЫ ты меня простила? Туман растянулся (В)ВИДЕ скатерти, (В)СЛЕДСТВИЕ чего мы потеряли их. (В)СВЯЗИ с изменением расписания и (В)ВИДУ нелётной погоды мы отложили поездку.
Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы.
22)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В(ТЕЧЕНИЕ) всей дороги я думал о случившемся, а ТАК(ЖЕ) о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.
С корабля я увидел (В)ПЕРЕДИ остров, (В)СЕРЕДИНЕ которого высились скалы.
Туристы (НА)КОНЕЦ преодолели очередное препятствие, однако (В)ПЕРЕДИ их ждала новая преграда.
ЧТО(БЫ) она ни делала, всё выходит у неё красиво, (ПО)ЭТОМУ к её мнению прислушивались.
23)В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
Девушка сидела у окна, шила ЧТО(НИБУДЬ) и (ИЗ)РЕДКА поглядывала на брата.
По болоту распространялся волокнистый туман, сквозь мёртвую тишину ЧУТЬ(ЧУТЬ) проносился КАКОЙ(ТО) смутный шёпот. Брести по ночному лесу даже привычному охотнику всегда КАК(ТО) жутко, (ПО)ТОМУ что вас охватывает мёртвая тишина. (В)ДАЛИ глухо гукнул первый удар грома, как БУД(ТО) он прокатился под землёй.
24)Определите предложения, в которых выделенные слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИИ статьи шли таблицы. (НЕ)СМОТРЯ на усталость мы быстро дошли до реки. Из-под ног выпорхнула какая-то птица (НА)ПОДОБИЕ перепёлки. Пограничники всматривались (В)СЛЕД, оставленный на свежем снегу.
25)Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1)Но ТАК(ЖЕ), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. Мне пришлось быть (ПРИ)ТОМ, когда он начал писать свой первый роман. 2)Почему-то мне стало грустно, может быть, (ОТ)ТОГО, что в доме было очень тихо. Замысел, ТАК(ЖЕ) как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями.
3)КАК(БЫ) мне хотелось вернуться в тот далёкий, забытый всеми городишко. Что впервые заставляет человека взять в руки перо, ЧТО(БЫ) не выпускать его до конца жизни?
4)Снег слетает от ветра и (ОТ)ТОГО, что по веткам прыгают белки. ЧТО(БЫ) такое оригинальное вам пожелать?
26)Найдите предложение, в котором выделенное слово пишется СЛИТНО. Выпишите это слово.
Капли дождя были (В)ВИДЕ серебристых бусинок. (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут небо сплошь затянулось тучами.
По небу на горизонте шли косые тёмные полосы, (КАК)БУДТО дождь шёл.
Новая модель была сделана (НА)ПОДОБИЕ куба.
27)Определите предложение, в котором выделенное(-ые) слово(-а) пишется(-утся) СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это(-и) слово(-а).
(С)НАЧАЛА мы поднялись (НА)ВЕРХ золочёного купола собора. (В)ТЕЧЕНИЕ часа звук КАК(БУДТО) приближался к нам. Где-то (В)ДАЛИ, у самого горизонта, (НА)ВСТРЕЧУ солнцу двигалась свинцовая туча.
(ПО)ЗИМНЕМУ парку (ТО)ЖЕ бегали ребята в спортивных костюмах.
28)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Офицеры ТАК(ЖЕ), как и обыкновенно, жили (ПО)ДВОЕ в раскрытых полуразорённых домах.
У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я вынул из чемодана и показал золотой медальон (В)ВИДЕ сердечка.
По дороге то и дело оглядываешься: не ДОГОНИТ(ЛИ) какая подвода, ЧТО(БЫ) попросить у хозяина её положить вещи, а самому идти рядом с телегой.
29)Укажите все предложения, в которых выделенное слово пишется СЛИТНО. Выпишите эти слова.
Казалось, (КАК)БУДТО наступили сумерки.
Овсяная каша хвалилась, БУД(ТО) с коровьим маслом родилась.
К сторожке была ещё другая дорога, её я ТО(ЖЕ) знал.
В комнате было тихо, в доме ТО(ЖЕ) не начиналось движение.
30)В каком ряду оба слова пишутся СЛИТНО?
Дорога, ТАК(ЖЕ) как и натянутые провода, уходила за горизонт. Ветерок ТО(ЖЕ) притих.
Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, если бы поезд опоздал. Читать книги нужно, ЧТО(БЫ) обогащать свои знания.
Песня над домом смолкла, ЗА(ТО) над прудом соловей заводил свою. Старичок говорил очень протяжно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) изумил меня.
Зайчонок промелькнул и спрятался ЗА(ТО) дерево. Юноша исчез за дверью ТАК(ЖЕ) внезапно, как и появился.
31)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Я имел (В)ВИДУ ТО(ЖЕ), что и вы. (ПО)ЗИМНЕМУ задумчивый лес КАК(БЫ) притаился в тревоге.
ЧТО(БЫ) тебе ещё сказать, ЧТО(БЫ) ты меня простила. ТАК(ЖЕ) мощно, как (В)ВЕРХ, эвкалипты растут и в толщину.
32)В каком ряду все слова пишутся СЛИТНО ?
ЧТО(БЫ) ни случилось со мной, я ТАК(ЖЕ), как и раньше, буду любить книги. Многие, (НЕ)СМОТРЯ на трудности, твёрдо верят в свою судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для них не бесцельное скитание по морю суеты. (ПО)НАЧАЛУ романа трудно было судить о достоинствах рукописи, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ автора ждал успех. ЧТО(БЫ) не отстать и не потеряться, я (ТОТ)ЧАС бросился догонять свою группу.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАДАНИЯ 13 Е Г Э

1. (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА
2. (В)ВИДУ, (НА)МНОГО
3. (С)ВЕРХУ (С)НИЗУ
4. ТО(ЖЕ), (ПО)ЭТОМУ
5. (В)РАССЫПНУЮ, (В)СЛЕД
6. ТЁМНО(СЕРОМ) (КОЕ)ГДЕ
7. МАЛО(ПОМАЛУ), (ПО)ПРЕЖНЕМУ
8. КАК(ТО, (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ
9. (НА)СКВОЗЬ, (ИЗ)НУТРИ
10. (КОЕ)ГДЕ, (ИЗ)ПОД
11. (С)ВЕРХУ, ЗА(ТО)
12. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ
13. (В)БЛИЗИ, (В)СЛЕДСТВИЕ
14. (ИЗ)ДАЛЕКА, (В)ПРАВО

16. (ПО)СЕРЕДИНЕ, (В)ДАЛИ.

17. (ПО)НАЧАЛУ, (В)СКОРЕ
18. (В)СКОРЕ, (НЕ)ВЗИРАЯ
19. БУД(ТО), (ДО)НИЗУ

21. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ),
22. (НА)КОНЕЦ, (В)ПЕРЕДИ
23. ЧУТЬ(ЧУТЬ), КАКОЙ(ТО)
25. (ОТ)ТОГО, ЧТО(БЫ)
26. (НА)ПОДОБИЕ
27. (В)ДАЛИ, (НА)ВСТРЕЧУ
28. ТАК(ЖЕ), (ПО)ДВОЕ
29. БУД(ТО) ТО(ЖЕ), ТО(ЖЕ)
30. ЗА(ТО), ТАК(ЖЕ)
31. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ)
32. ЧТО(БЫ) , (ТОТ)ЧАС

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАДАНИЯ 13 Е Г Э

1. (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА
2. (В)ВИДУ, (НА)МНОГО
3. (С)ВЕРХУ (С)НИЗУ
4. ТО(ЖЕ), (ПО)ЭТОМУ
5. (В)РАССЫПНУЮ, (В)СЛЕД
6. ТЁМНО(СЕРОМ) (КОЕ)ГДЕ
7. МАЛО(ПОМАЛУ), (ПО)ПРЕЖНЕМУ
8. КАК(ТО, (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ
9. (НА)СКВОЗЬ, (ИЗ)НУТРИ
10. (КОЕ)ГДЕ, (ИЗ)ПОД
11. (С)ВЕРХУ, ЗА(ТО)
12. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ
13. (В)БЛИЗИ, (В)СЛЕДСТВИЕ
14. (ИЗ)ДАЛЕКА, (В)ПРАВО
15. (В)СЛЕДСТВИЕ, (НЕ)СМОТРЯ на
16. (ПО)СЕРЕДИНЕ, (В)ДАЛИ.

17. (ПО)НАЧАЛУ, (В)СКОРЕ
18. (В)СКОРЕ, (НЕ)ВЗИРАЯ
19. БУД(ТО), (ДО)НИЗУ
20. (В)ПОСЛЕДСТВИИ, (НЕ)СМОТРЯ
21. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ),
22. (НА)КОНЕЦ, (В)ПЕРЕДИ
23. ЧУТЬ(ЧУТЬ), КАКОЙ(ТО)
24. (НЕ)СМОТРЯ НА, (НА)ПОДОБИЕ
25. (ОТ)ТОГО, ЧТО(БЫ)
26. (НА)ПОДОБИЕ
27. (В)ДАЛИ, (НА)ВСТРЕЧУ
28. ТАК(ЖЕ), (ПО)ДВОЕ
29. БУД(ТО) ТО(ЖЕ), ТО(ЖЕ)
30. ЗА(ТО), ТАК(ЖЕ)
31. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ)
32. ЧТО(БЫ) , (ТОТ)ЧАС

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗАДАНИЯ 13 Е Г Э

1. (С)ВЕРХУ, (ОТ)ТУДА
2. (В)ВИДУ, (НА)МНОГО
3. (С)ВЕРХУ (С)НИЗУ
4. ТО(ЖЕ), (ПО)ЭТОМУ
5. (В)РАССЫПНУЮ, (В)СЛЕД
6. ТЁМНО(СЕРОМ) (КОЕ)ГДЕ
7. МАЛО(ПОМАЛУ), (ПО)ПРЕЖНЕМУ
8. КАК(ТО, (ПО)ВСЕГДАШНЕМУ
9. (НА)СКВОЗЬ, (ИЗ)НУТРИ
10. (КОЕ)ГДЕ, (ИЗ)ПОД
11. (С)ВЕРХУ, ЗА(ТО)
12. (В)ПРОЧЕМ, (В)ВИДУ
13. (В)БЛИЗИ, (В)СЛЕДСТВИЕ
14. (ИЗ)ДАЛЕКА, (В)ПРАВО
15. (В)СЛЕДСТВИЕ, (НЕ)СМОТРЯ на
16. (ПО)СЕРЕДИНЕ, (В)ДАЛИ.

17. (ПО)НАЧАЛУ, (В)СКОРЕ
18. (В)СКОРЕ, (НЕ)ВЗИРАЯ
19. БУД(ТО), (ДО)НИЗУ
20. (В)ПОСЛЕДСТВИИ, (НЕ)СМОТРЯ
21. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ),
22. (НА)КОНЕЦ, (В)ПЕРЕДИ
23. ЧУТЬ(ЧУТЬ), КАКОЙ(ТО)
24. (НЕ)СМОТРЯ НА, (НА)ПОДОБИЕ
25. (ОТ)ТОГО, ЧТО(БЫ)
26. (НА)ПОДОБИЕ
27. (В)ДАЛИ, (НА)ВСТРЕЧУ
28. ТАК(ЖЕ), (ПО)ДВОЕ
29. БУД(ТО) ТО(ЖЕ), ТО(ЖЕ)
30. ЗА(ТО), ТАК(ЖЕ)
31. (В)ВИДУ ТО(ЖЕ)
32. ЧТО(БЫ) , (ТОТ)ЧАС

Запомните правописание некоторых наречий Запомните правописание некоторых наречий

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте».

Вид рассуждения – рассуждение-размышление.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…

(К. Паустовский)


1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.

2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»

3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.

4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства (сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.

5. Сделаем для себя вывод и запишем его:

«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».

Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.

Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий тезис.

6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».

9. Перейдем к доказательству второго тезиса.

Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».

10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Мы доказали третий тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».

11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.

12. Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

Смотрите также →

Я много видел живописных(живопись)и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь (то,либо,нибудь-черточку не забудь)увижу реку более девственную(девственность)и таинственную(таинственность)чем Пра.?(не очень понимаю,что за река):))

Сосновые сухие леса на её берегах перемещались(перемещать,нуу как бы ча,ща с а)с вековыми дубовыми рощами(ча,ща), с зарослями ивы, ольхи, осины. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над её коричневой, но совершенно прозрачной водой.

Заросли (рос-О;раст-а,выдели корень рос)вереска и брусники подходили к самой воде(воды мн.ч)перепутываясь с зарослями розовой частухи и телореза.

Река шла причудливыми изгибами, её сухие затоны терялись (потеря)в сумраке прогретых (приставки пра не бывает)лесов. Над бегучей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а вышине парили огромные ястребы.

(К. Паустовский)

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание графически.

2. Определите стиль и тип речи.
Тип:описание
Стиль:художественный

3. Как связаны предложения в тексте? Как связаны абзацы текста?

4. Определите тему и идею текста.
Таинственная река Праг?

5. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему, идею текста.
Сверкающие стрекозы,причудливые изгибы,огромные ястребы,корабельные сосны,вековые дубовые рощи...

6. Найдите в тексте художественные изобразительные средства языка. Какова их роль в тексте?
Корабельные сосны лежали,как литые мосты(сравнение)
Сосновые леса перемещались(олицетворение)
Затоны терялись(олицетворение)
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию.

5. Озаглавьте текст.
Самое живописное и глухое место России.

6. Выпишите словосочетаний «прил + сущ». Определите род, число, падеж прилагательных.
Живописных глухих мест(Р.п,мн.ч)
Девственную таинственную реку(в.п,ед.ч.,ж.р)
Сосновые сухие леса(и.п.,мн.ч)
Чувак,тут ооочень много выписывать)))давай сам:)

7. Образуйте от данных прилагательных сравнительную простую и составную степень, а затем простую и составную превосходную степень:

Живописных,
Живописнее,более живописный
Живописнейший,самый живописный

глухих,
Глуше,более глухой
Глушайший,самый глухой

причудливые,
Причудливее,более причудливый
прозрачной
Прозрачнее,более прозрачный
Самый прозрачный

8. От прилагательных, указанных в задании 7, образуйте краткую форму.
Живописен,глух,причудлив,прозрачен.

8. Определите разряды имён прилагательных во всём тексте.

7. Проведите фонетический разбор слов: её, сухие.
Её - слово из 2 слогов: Е-ё. Ударение падает на букву ё.
Транскрипция слова: [й’ий’о]


-
[и] - гласный, безударный
ё - [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
-
[о] - гласный, ударный

В слове 2 буквы и 4 звука.

сухие - слово из 3 слогов: су-хи-е. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [сух’ий’э]

с - [с] - согласный, парный глухой, парный твёрдый
у - [у] - гласный, безударный
х - [х’] - согласный, непарный глухой, парный мягкий
и - [и] - гласный, безударный
е - [й’] - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
-
[э] - гласный, ударный

В слове 5 букв и 6 звуков.

8. Выполните морфемный разбор слов: зарослями
За-приставка
Рос-корень
Л -суффикс
Ями-окончание

Живописных,
Жив,пис-корень
Н-суффикс
ых-окончание
Но возможно,сейчас уже корень Живопис(точно сказать немного,посмотри в словаре)

перепутывались.
Пере-приставка
Пут-корень
Ыва,л-суффикс
И-окончание
Сь-постфикс

9. Синтаксический разбор:
РАЗБОР НА ФОТО:)
Сосновые сухие леса на её берегах перемещались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи, осины.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов