Вот такая история занятие в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Они всегда в моём сердце

07.02.2024

Конспект занятия «Появление деревянной ложки»

Цель: познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Продолжить знакомство с хохломской росписью.

Оборудование: Иллюстрации деревянных ложек с хохломской росписью, иллюстрации ложек разных времен, магнитофон МП3, шаблоны ложки для росписи, гуашевые краски, кисти, салфетки, баночки с водой.

Ход занятия:

Вос-ль: дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этой комнате.

Посмотрите, у меня частицы картинки, которые нужно вместе сложить в единое целое. Так мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. Поможете мне собрать картинку?

(Дети собирают изображение ложки, воспитатель в конце сборки загадывает загадку)

Воспитатель: «Сама не ест, а людей кормит».

Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)

Верно, это ложка.

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь красивые ложки! Они необычные, разные. Есть и маленькие, и большие, разные и по цвету. Кто сделал ложки? (ответы детей). Верно, их сделали люди своими руками. Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое. Мы узнаем, откуда и когда появилась на свет ложка.

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садов, ни магазинов, люди жили в пещерах и шалашах (картинка1) , а еду готовили на кострах (картинка 2). Что такое суп или борщ они еще не знали. В основном люди ели жареное мясо, растения и ягоды. И вот однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку (картинка 3). Человек поднял мясо с палочкой, и тут он понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. Время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть, не получалось. Однажды человек мешал палочкой еду. Палочка была широкая, на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать ложки из дерева. Они были легкие и удобные, вот такие (показ нераскрашенной ложки)

Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка была красивая. Тогда люди стали раскрашивать ложки цветами, ягодами, составляли разные узоры. Ложки становились красивыми, вот такими (показ раскрашенной деревянной ложки)»

Дети, интересная история?

Дети: «Да!»

Воспитатель: Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.

Физминутка:

Ложки спят Дети сидят и держат в каждой руке ложку,

На коленочках лежат положив их себе на колени

Вот проснулись,потянулись, Поднять ложки перед собой, над головой,

опустить перед собой

Друг на друга оглянулись.

Завтракать они пошли, Подносить по очереди ложку ко рту.

Стали печь пирожки. Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо

то влево.

А потом пошли гулять Ударять медленно ложками по коленям, то правой

то левой рукой

Прыгать бегать и скакать Ударять по коленям одновременно.

По дорожке пробежали Ударять быстро ложками по коленям

И нисколько не устали Стучать ложками перед собой

На качели сели,

К небу полетели:

Вверх- вниз Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза

Вверх-вниз,

И за спинку спрятались? Спрятать ложки за спину.

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть?

Воспитатель: Дети, а теперь настала пора вернуться в настоящее время.

Скажите, а для чего нужна ложка? (ответы детей)

А чем раньше люди ели, когда еще не было ложки? (ответы детей) Верно, люди ели палочками.

А из какого материала сделали первую ложку? Верно из дерева.

Если сделали из дерева, значит какая ложка? (ответы детей) Верно, деревянная.

Как вы думаете, деревянная ложка удобная? Чем? (она легкая, красивая, легко сделать)

А что в ней плохо? (может сломаться, сгореть)

Когда человек подумал о том, что деревянная ложка может сломаться, он придумал ложку из металла (воспитатель показывает разнообразные ложки из металла)

Мы с вами в настоящее время тоже ею пользуются.

Если ложка из металла, то она какая? Верно, это ложка металлическая.

Чем хороша такая ложка? (прочная, красивая, удобная)

Теперь давайте сравним две ложки: деревянную и металлическую. Как вы думаете, какая из этих ложек прочнее? Верно, металлическая ложка. Ребята, а человек еще придумал ложки пластмассовые (показ). Их еще называют одноразовые.

Как вы думаете, почему? (можно использовать один раз)

Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо)

А что в ней плохо? (ломается, нельзя использовать много раз)

Ребята, мы рассмотрели ложки: деревянную, металлическую и пластмассовую. Как вы думаете, какая самая прочная, самая надежная? Конечно, металлическая! Кто придумал и сделал ложки? Верно, человек.

А для чего еще можно использовать деревянную ложку?

Дети: Как музыкальный инструмент.

Педагог: - Правильно, как музыкальный инструмент. Музыканты – ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия – задорная, плясовая. Сейчас мы с вами превратимся в таких веселых музыкантах и весело поиграем на ложках.

Дети играют на ложках под русскую народную песню «Светит месяц».

Педагог: - Молодцы ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать ложки?

Перед тем, как дети приступят к работе, проводится пальчиковая гимнастика: (медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачками вперед – назад)

Наши алые цветки

Распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет…

Наши алые цветки

Закрывают лепестки…

Головой качают,

Тихо засыпают.

Маленькие ягодки.

Спелые и вкусные,

По большой тарелочке

Рассыпались, как бусины.

Педагог: А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

(показываю образцы нарисованных ложек)

Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?

Дети: - Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.

Педагог: - Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами.

Педагог: - А теперь приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой.

«Царь Пётр Первый»

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СОСТАВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ СОЛОВЬЁВА Э. Н.

МАДОУ «Детский сад № 175».

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения города Санкт - Петербург; познакомить детей с исторической личностью - Петром 1,подвести детей к выводу, что человек славен делами; учить различать плохое и хорошее в поступках людей, воспитывать стремление к добрым делам. Поддерживать интерес детей к истории своей Родины.

Материал: физическая карта России, иллюстрации с видами города Санкт - Петербург, иллюстрация памятника Петру Первому, портрет Петру Первому, иллюстрации флота (кораблей) того времени, герб города Санкт - Петербург, три вида герба на каждого ребёнка для игры «Найди герб».

Словарь: «потешное войско», флот, корабельное дело, Невский проспект, Преображенский и Семёновский полки, якорь, болотистое.

Ход занятия: (Вывешивается физическая карта России) Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о нашей стране.

Как называется наша страна? (Россия)

Как называется главный город- столица нашей Родины? (Москва)

Как называется город, в котором мы живём? (Пермь)

Наша страна очень большая и в ней много-много других городов. Какие города России вы знаете? (дети перечисляют города России, игра «Назови город России»)

Ребята, есть в нашей стране ещё один очень красивый город и сегодня мы отправимся в путешествие по городу Санкт- Петербургу. Приготовится к путешествию. Отправляемся.

«Я страну свою люблю,

Знать о ней я всё хочу

Машина времени включается

И в путешествие мы отправляемся»

Мы оказались в городе Санкт -Петербург.

Город Санкт - Петербург один из самых больших и красивых городов нашей страны. Стоит этот город на реке, которая называется Нева. А как называется река, на берегах которой стоит наш город?(ответы детей- Кама) В городе Санкт - Петербурге очень красивые мосты, которые на ночь раздвигаются и пропускают под собой пароходы, а утром сдвигаются обратно. В городе очень красивые здания, площади, набережные, памятники. (Рассматривание иллюстраций) А в центре Санкт - Петербурга стоит памятник: на красивом, лихом коне сидит всадник. И даже самый маленький житель города знает, кому воздвигнут этот памятник. А вы хотите узнать, что это за памятник и почему он тут поставлен? (ответы детей) Ну тогда слушайте внимательно!

Давным-давно жил да был царь и звали его Петр 1(показ портрета Петра 1) Отец Петра рано умер, и воспитывала его мать. Когда Пётр был маленьким, то ему всё хотелось знать и понимать. Он любил учиться и трудиться. А в свободное время Петр, как и вы, любил играть, играть в солдатики. У него было много друзей и товарищей, и все они играли вместе и дружно. Петр принимал играть с собой всех ребят: и богатых, и бедных. Он учил ребят маршировать, строить игрушечные крепости и штурмом брать их. Такое его детское войско все называли «потешное войско». А вот когда все его солдаты выросли, Петр стал царём, то его «потешное войско превратилось в самые лучшие полки - Преображенский и Семёновский»

Когда Пётр стал царём, Россия была страной, где люди жили очень бедно. Не было даже школ. Петру хотелось, что - бы в его стране люди жили хорошо. Что - бы торговать с другими, странами нашей стране нужен был флот, а его не было. Посмотрите на карту России - как богата наша страна реками, морями. И задумал царь Пётр построить свои корабли, свой флот. Отправился он за границу, учится корабельному делу. Вернувшись в Россию, он принялся за строительство русского флота. (строительство-физкультминутка)

«А сейчас все дружно встанем

И строительство начнём.

Пилами мы рубим,

Топором стругаем,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись

И довольны все остались»

И создал первый русский флот, который стал одним из сильнейших флотов. (рассматривание иллюстраций кораблей того времени) А раз есть флот, то нужно море. Для торговли с другими странами очень подходило Балтийское море. Но тогда на берегах Балтийского моря не было больших городов. Вот тогда и решил царь Пётр построить на берегу Балтийского моря город. Город возводился поспешно. На работы каждый день

сгоняли более 40 тысяч людей. Места там болотистые, поэтому сначала надо было осушить болота, вырыть каналы, сделать насыпи. Очень много людей умерло во время строительства этого города. Ведь тогда не было никакой техники: люди всё делали руками. Вот, наконец, город построили. А Пётр1 назвал этот город именем Святого Петра - Петербург, а позже стали называть Санкт-Петербург. Санкт - означает святой. Город получился очень красивым. Главная его улица называется Невский проспект. (рассматривание иллюстраций с видами города) В благодарность и в память о царе Петре1 поставили в этом городе ему памятник - вот этот самый всадник на коне.

А теперь давайте рассмотрим герб Петербурга. (рассматривание иллюстрации)

Какая форма щита? (квадратная)

Что вы видите на гербе? (два якоря)

Как вы думаете, почему на гербе Петербурга изображены якоря? (предположения детей) Это два якоря - морской и речной порт. У вас на столах лежат 3 вида герба. (герб городов Перми, Москвы, Санкт-Петербург) Рассмотрите их внимательно и слушайте моё задание. (проводится игра «Выбери герб»)

Многое сделал Пётр 1 для России. При Петре год стал начинаться с 1 января, и на Новый год при Петре впервые стали наряжать елки. При Петре впервые стали выпускать газеты. При Петре 1 впервые были учреждены ордена за боевые заслуги. При Петре впервые в России появилась вилка, картошка.

Ребята, как вам кажется, каким был русский царь Пётр 1? (Рассуждения детей) Нам поможет разобраться в этом игра «Хорошо-плохо»

Маленький царевич Пётр любил трудиться, учиться. Это хорошо или плохо? Почему?

Царевич Пётр дружил со всеми мальчиками: и богатыми, и бедными. Это хорошо или плохо?

Царь Пётр русский флот построил. Это хорошо или плохо? Почему России было бы плохо, если бы не было флота?

Пётр 1 построил Санкт - Петербург. Это хорошо или плохо? Что в этом строительстве нельзя считать хорошим?

Вот такой интересный человек жил в нашей стране. Каких ещё знаменитых людей вы знаете? (ответы детей)

В нашей большой и красивой стране жили и живут много хороших и умных людей. Может быть и вы, когда вырастете, прославите нашу страну, а для этого нужно много знать, хорошо учиться и любить свою Родину.

Используемая литература:

- «Дошкольнику - об истории и культуре России» авт. Г. Н. Данилина

- «Дни воинской славы» авт. М. Б. Зацепина

- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» авт. Н. В. Алешина

- «Россия великая судьба» авт.С. Перевезенцев

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Предварительная работа. Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

Ход занятия

Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

Занятие 6. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Ход занятия

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Педагог просит детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняет у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают.

Педагог рассказывает о том, что россияне всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить», – завершает педагог эту часть занятия.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем, – говорит педагог. – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?»

Воспитатель предлагает для анализа предложение из стихотворения А. Фета «Лист сухой валится, ночью ветер злится» и выясняет, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Для анализа следует подбирать предложения без союзов и предлогов. А дети предлагают педагогу фразы, в которых есть разные части речи. При этом взрослый должен считать все слова. Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» воспитатель анализирует так: «В предложении четыре слова: котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово), шкаф».

Если останется время, игра продолжается.

Занятие по развитию речи.

«Вот так истории!»

Задача: развивать связную речь.

Цели:

  • формирование умения устанавливать причину и следствие;
  • обучение составлению рассуждений и пониманию его особенностей: тезиса, доказательства, выводов;
  • формирование умения составлять рассуждение, располагать аргументы в определённой последовательности;
  • воспитание культуры мышления и речи.

Ход занятия.

Ребята, вы помните, как Незнайка напугал своих друзей историей про оторвавшийся от Солнца кусок и как над ним потом все смеялись? Почему так получилось? (Ничему не учился. Ничего не знал).

Это верно. Но ещё он не смог пересказать то, что услышал от Стекляшкина. Значит, очень важно не только много знать, но и уметь передать свои знания другим, доказывать свою точку зрения. Будем этому учиться, чтобы не оказаться в положении Незнайки.

«Объяснялки».

Детям предлагаются картинки: мальчик-боксёр тренируется с боксёрской грушей, бегущий страус, кипящий чайник, аплодирующие зрители, украшенная игрушками ёлка. (В сильной группе можно провести это игровое упражнение без использования картинок).

Продолжить предложения.

Серёжа сильный , потому что …

Страус быстро бегает, потому что …

Из чайника идёт пар, потому что …

Зрители аплодируют, потому что …

Мы нарядили ёлку, потому что …

Незнайка сел учить уроки, начал составлять предложения, но тут Гунька позвал его играть в футбол. Незнайка быстро всё написал и побежал на улицу. Давайте проверим, правильно ли он выполнил задание.

«Шиворот-навыворот».

Исправить предложения.

Гунька заболел, потому что ему поставили градусник.

Сегодня сильный ветер, потому что качаются деревья.

Крапива жжётся, потому что я её боюсь.

Чашка упала, потому что на ней появилась трещина.

Сегодня жарко, потому что дети загорают.

На светофоре загорелся красный свет, потому что машины остановились.

А вот какие рисунки нарисовал Незнайка к уроку рисования.

«Учимся рассуждать».

Детям предлагаются рисунки-небылицы: летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой дети собирают грибы, мальчик посадил в саду лыжу и т.п.

Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно. Используйте слова – во-первых, во-вторых,– чтобы мы поняли последовательность ваших рассуждений.

Если бы наши друзья коротышки приехали сейчас к нам в гости, то они, наверно, сильно удивились, ведь зима в этом году не очень похожа на зиму.

«Составь рассуждение».

Составьте рассуждение на тему «Зима в этом году не совсем похожа на зиму».

Используйте для связи предложений слова: вот потому, потому что, в связи с этим…

А теперь попробуем собрать воедино всё, чему научились сегодня.

Послушайте рассказ: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он весёлым, шустрым. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, а с нею и Новый год пришёл. Зайчонок решил пригласить своих друзей на праздник. Но никого в лесу не нашёл. Почему?»

(Дети продолжают рассказ).

Вспомните какую-нибудь сказочную ситуацию, которую сможете объяснить. Например: «Почему Незнайка рассказывал, что это он выдумал воздушный шар?», «Почему малышки пригласили Гвоздика на бал?», «Почему из всех нарисованных в Зелёном городе портретов Тюбику нравились только портреты Снежинки и Синеглазки?» (Ответы детей).

Итак, сегодня мы сделали ещё один шаг к тому, чтобы ваша речь стала правильной, понятной и интересной.


Конспект совместной коммуникативной деятельности. Тема: «Путешествие в музей»

Котова Ирина Васильевна, воспитатель, МАДОУ «Страна чудес», детский сад №37 «Лесная сказка».
Описание работы: предлагаю вашему вниманию конспект совместной коммуникативной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи. Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ и предназначен для закрепления знаний детей по теме: «Дом».

Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Упражнять в умении составлять короткие последовательные сообщения о своём доме по готовому плану.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях.
3. Упражнять в умении группировать, объединять профессии людей по общему признаку (строитель).
4. Закрепить знания детей о жилищах людей разных национальностей.
Развивающие:
1.Активизировать и обогатить словарный запас по теме.
2.Упражнять в умении правильно согласовывать слова в предложении; связно, логически правильно высказывать свою мысль.
3.Упражнять в умение согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
4.Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и правильно выражать их в речи.
5.Развивать общую и мелкую моторику.
6.Развивать слуховое внимание, чувство речевого ритма, силу голоса.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно-полезному труду; понимание важности и почётности любой профессии.
2.Воспитывать культуру общения.

Предварительная работа:
- беседы «Кто построил этот дом?», «В каких домах жили наши предки», «Путешествуем по миру»;
- презентации «От пещеры до небоскрёба», «Дома в нашем городе»;
- рассматривание иллюстраций разных зданий, национальных жилищ, строительных профессий;
- чтение: С. Баруздин «Кто построил этот дом», В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок», Г. Виеру;
- дидактические игры: «Назови, какой дом», «Строители», «Разложи по порядку»;
- экскурсии по улицам города;
- конструирование «Улица города»;
- выставка рисунков «Я и мой дом», «Что нам стоит дом построить».

Ход:
Организационный момент.
Цель: ввести детей в игровую ситуацию, активизировать внимание, побудить к деятельности, настроить на общение.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром. Как вы думаете, что это?
Дети: шифровка, изограф, ребус.
Воспитатель: Что же в нём зашифровано? Попробуем прочитать.
Дети: здесь зашифрованы слова «Музей» и «ДОМА».

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это приглашение в музей дома. А что в этом музее можно увидеть? Как вы думаете?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в музей. Этот музей непростой. Мы увидим, в каких домах жили люди раньше, где живут сейчас, поговорим о людях, которые строят нам такие замечательные дома.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путь?
Дети: Да, готовы.

Психогимнастика.
Цель: способствовать развитию общей моторики; умению ориентироваться в пространстве; эмоционально включаться в двигательную активность.

Воспитатель: Идём по извилистой дорожке, она очень узкая, поэтому идём осторожно, спинка прямая, смотрим вперёд (приставным шагом). Но вот дорожка стала шире - идём свободно, расслабили руки и ноги. Вот на пути болото, перепрыгиваем с кочки на кочку. А теперь зашагали бодро и весело.
Дети: выполняют движения.
Воспитатель: Вот и конец пути, мы пришли с вами в музей. Ребята, а в музее никого нет. Давайте вспомним, кто встречает посетителей в музее?
Дети: Экскурсоводы.
Воспитатель: А кто такие экскурсоводы?
Дети: Экскурсовод - это человек, который водит по музею посетителей. Он очень интересно рассказывает о музейных экспонатах.
Воспитатель: Правильно, а ещё их называют гидами.
Воспитатель: А вот и первый зал, в котором мы совершим путешествие в прошлое жилища. В музее всегда порядок, а здесь все экспонаты разбросаны и перепутаны. А вы, ребята, хотите помочь навести порядок, расставить всё на свои места? Тогда мы с вами превращаемся в экскурсоводов.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?».
Цель: закрепить знания детей об истории жилища, упражнять в умении объяснять свой вы-бор, отвечать полным ответом, чётко проговаривая звуки.

Дети рассматривают картинки, называют, что на них изображено.
Воспитатель: И первым экспонатом в этом зале будет …
Дети расставляют картинки по местам, объясняют последовательность расположения.
Дети: Пещера. Она служила первым жилищем человеку.
- Прошло время и люди стали жить в шалашах.
- Потом люди научились строить деревянный дом.
- Чтобы защитить себя от врагов люди стали строить замки.
- А сейчас, люди научились строить красивые современные дома.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, у нас всё получилось?
Дети: Да. Мы всё расставили по порядку. Мы не ошиблись.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и расставили все экспонаты на свои места.


Воспитатель : Я вас приглашаю в следующий зал, чтобы совершить новое путешествие - путешествие по разным странам. На нашей планете живут люди разных национальностей: на равнинах и в горной местности, в жарких пустынях и среди вечных снегов - везде люди строят свои дома. Есть дома похожие друг на друга, а есть совсем необычные, их строили ещё в глубокой древности, но в таких домах живут и сейчас. Давайте посмотрим некоторые жилища, которые строят люди разных национальностей. А поможет нам совершить путешествие вот этот зонтик. На что он похож?
Дети: Он похож на нашу планету. Он тоже круглый.
Воспитатель : Возьмёмся осторожно за зонтик, закроем глазки и скажем ему волшебные слова:
1,2,3 – разные жилища нам, пожалуйста, покажи.
Дети произносят волшебные слова.
Воспитатель: А вот и экспонаты.

Дидактическая игра «Узнай и назови».
Цель: развивать монологическую речь, закрепить знания о жилищах людей разных национальностей.



Дети берут карточку, на которой написаны названия национальных домов; затем находят карточку с изображением дома.
Воспитатель: Чтобы поместить ваш дом на зонтике необходимо, как настоящие экскурсоводы рассказать о нём, а поможет нам вот эта схема:
- как называется этот дом;
- кто в нём живёт;
- из какого материала он построен.
Дети составляют короткие сообщения о национальных домах и размещают их на зонтике.



Воспитатель : И в этом зале экспонаты нашли своё место вот на этом замечательном зонтике. Молодцы!
Воспитатель: Хорошее получилось у нас путешествие? Вам понравилось? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь перейдём в новый зал. Это зал современной архитектуры. Здесь мы поговорим о людях, которые строят для нас дома. У них сильные и умелые руки. А вы хотите, чтобы ваши руки были такими же сильными и умелыми.

Пальчиковая игра «Строим дом».
Цель: упражнять в умении координировать движения пальцев рук во взаимосвязи с речью.

Целый день тук да тук, - похлопывание ладонью правой руки по левой, от кисти к плечу.
Раздаётся звонкий стук. - похлопывание ладонью левой руки по правой, от кисти к плечу.
Молоточки стучат, - поколачивание правым кулачком по левой руке, от кисти к плеч.
Строим дом для зверят. - поколачивание левым кулачком по правой руке, от кисти к плеч.
Этот дом для белочек, - растирание правым кулачком левой руки, круговыми движениями
Этот дом для зайчиков, - растирание левым кулачком правой руки, круговыми движениями
Этот дом для девочек, - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по правой руке.
Этот дом для мальчиков. - упражнение «Сороконожка», от кисти к плечу по левой руке.
Вот какой хороший дом, - поглаживание ладонью правой руки левую, от кисти к плечу.
Как мы славно заживём. - поглаживание ладонью левой руки правую, от кисти к плечу.
Будем песни распевать, - скользящие движения ладоней «Тарелочки»
Веселиться и плясать. - хлопки в ладоши.

Воспитатель: Ребята, а какие бывают дома? Внимательно слушайте друг друга, чтобы слова не повторялись.
Дидактическое упражнение «Скажи какой?».
Цель: упражнять в умении подбирать слова признаки, образовывать сложные слова, обогащать и активизировать словарь прилагательных.

Дети: каменные, деревянные, старые, новые, современные, удобные, большие, крепкие, прочные, кирпичные, панельные.
Воспитатель: А если в доме много этажей, то это какой дом – многоэтажный, один этаж - …, много квартир - … , много подъездов - …
Воспитатель: Давайте вспомним, кто же строит такие замечательные дома.

Пальчиковая игра «Строители».
Цель: развивать мелкую моторику, координировать речь с движениями пальцев рук.

Рядом с нами, за углом, - скользящие движения ладонями
Дружно строят новый дом: - удары кулачками друг о друга
Каменщик, маляр, электрик, - соединить ладони, касание пальчиков друг друга
Плотник, кровельщик,
Сантехник. - соединить пальцы в замок. Упражнение «Дом»

Дидактическое упражнение «Послушай и повтори».
Цель: развивать чувство речевого ритма, слуховое внимание, силу голоса.

Воспитатель: Вот и закипела работа. На стройке все работают дружно.
Пила тоненько поёт: «Вжи, жи-жи, жи-жи-жи»
Кисть грубо скребёт: «Ших-ших, ших-ших, ших-ших»
Молоточки стучат:
- маленькие: «тук-тук, тук, тук-тук»;
- большие: «ТУК, ТУК ТУК, ТУК».
Дети повторяют.
Воспитатель: Поработали все вместе, и получился вот такой замечательный дом.
А вы хотите сами построить дом.
Если строить новый дом,
Чтобы люди жили в нём,
Нужно знание иметь
И профессией владеть.
Воспитатель: В музее есть волшебная палочка. Если взмахнуть палочкой, то вы превратитесь в людей разных профессий. А каких послушайте.

Индивидуальная работа.
Цель: совершенствовать навык чтения, автоматизировать звуки.

Прочитать слово: АРХИТЕКТОР, ПЛОТНИК, КАМЕНЩИК, КРОВЕЛЬЩИК.
Назвать профессию по опорным словам:
- Человеку этой профессии нужны кисть, ведро, краска.
- Человек этой профессии работает на экскаваторе.
- Человеку этой профессии нужны отвёртка, провода, лампочки.
- Человеку этой профессии помогает в работе подъёмный кран.
Дети находят картинку, соответствующую профессии, и её место на панно.

Дидактическая игра «Найди своё место»
Цель: развивать пространственную ориентировку, логическое мышление.

Воспитатель: Давайте, назовём ещё раз профессии, которые изображены на рисунке. Как можно их назвать одним словом?
Дети: Строители.



Воспитатель: Ребята, у нас остался последний зал. Давайте прочитаем, что здесь написано.
Дети читают надпись.
Воспитатель: Правильно: «Дом, в котором я живу!». Но этот стенд пустой. Как вы думаете почему?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Да, стенд в музее новый, поэтому ещё пустой. Но один художник уже нарисовал дом. Он долго трудился, посмотрите, что же у него получилось.

Дидактическое упражнение «Что не так?»
Цель: развивать зрительное внимание, целостное восприятие предмета.


Дети: Этот дом без... крыши, фундамента, окон, дверей, стен.
Воспитатель : А вот его последняя работа, давайте проверим, ничего не забыл нарисовать художник.


Дети рассматривают, называют части дома.

Дидактическое упражнение «Назови правильно»
Цель: закрепить знания о частях дома.

Воспитатель : Как вы считаете, найдётся место этой работе в музее?
Дети: Да, у этого дома есть всё. Этот дом нарисован правильно. Художник ничего не забыл.
Воспитатель : Попробуем её поместить на стенде.
Воспитатель незаметно меняет лист.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а рисунок стал цветным. Настоящее волшебство. Эта работа нашла своё место.


Воспитатель: Сейчас, мы с вами живём в красивых современных домах. Кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном небольшом доме. А хотите рассказать про свой дом?
Дети выражают согласие.
Составление рассказа о своём доме.
Цель: способствовать развитию связной речи, умению формулировать мысли полными, развёрнутыми предложениями; упражнять в умении планировать свой рассказ.

Воспитатель: А помогут нам схемы. Давайте вспомним, что они обозначают.



1. Назвать улицу, где находится ваш дом.
2. Назвать материал, из которого сделан дом.
3. Сколько в доме этажей?
4. Подъездов?
5. Какая у дома крыша?
6. Какой ваш дом, чем он вам нравится.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель: Какие замечательные у вас получились рассказы, полные, красивые. Мы сразу же представили, кто в каком доме живёт.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.
Рефлексия.
Цель: самооценка результатов собственной деятельности.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас получилось быть экскурсоводами? Что мы с вами сделали? Что больше всего понравилось? Что вам показалось трудным?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы были замечательными экскурсоводами, внимательными и находчивыми. Старались говорить полными предложениями, чётко выговаривать слова. Молодцы! И вам заслуженно вручаются вот такие значки «Юному экскурсоводу».
Конспект игрового занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: Посуда
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов