Стив маккарри. Стив Маккари: фотографируя судьбы

29.01.2024

СТИВ МАККАРРИ
Нерассказанная история

Стив МакКарри
Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай
2004
Цифровая печать

Стив МакКарри
Фотограф-портретист. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Стив МакКарри
Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан
1984
Цифровая печать

Стив МакКарри
Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма
1994
Цифровая печать

Стив МакКарри в Тайланде.
Январь 2007

Стив МакКарри
Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан
1992
Цифровая печать

Куратор: Дмитрий Озерков

Московский музей современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа представляет персональную выставку всемирно известного фотографа Стива МакКарри “Нерассказанная история”. Проект, в экспозицию которого вошло более 80 работ, призван раскрыть творческий метод автора и впервые познакомить зрителя с процессом его работы репортажным фотографом, включая фрагменты из записных книжек, маршруты его перемещений, уникальные серии снимков. Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia.

Стив МакКарри является культовой фигурой в мире современной фотографии - художественной и репортажной. Говоря о себе, он избегает определений “фотожурналист” и “репортер”, предпочитая называть себя “наблюдатель” или “рассказчик”. Как и в реальном мире, в его снимках есть место всему: и идиллическим портретам и пейзажам, одинаково пронизанным созерцательностью, ощущением цвета, чувством близости, и жанровые зарисовки с природных катаклизмов и гуманитарных катастроф, вызывающих у зрителя чувство сопричастности.

Одна из заметок в путевом блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: “You have to get into the water to make good pictures”, что в переводе означает “Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии”. В частности, МакКарри стал первым фотокорреспондентом на территории Афганистана, запечатлевшим местную жизнь на фоне военного конфликта, освящение которого было цензурировано как в Америке, так и в Советском Союзе. Как в военных кадрах, так и в сериях, привезенных из путешествий по Индии, Мьянме, Индонезии, Шри Ланке, где отображены религиозные обряды, бытовые сюжеты, потерянные традиции, показан мир во всем его многообразии, автору удается поймать и зафиксировать состояние человека здесь и сейчас, в итоге создать диалог между героем фотографии и зрителем. Его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства, тем самым соединяя разные цивилизации.

Стива МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века. Художественный язык мастера объединяет репортажный подход с чувством эмпатии к герою снимка: попавшие в объектив люди становятся символами эпохи и составляют фактический срез человечества. Как наиболее часто путешествующий фотограф, через свои городские и природные пейзажи МакКарри показывает невероятный масштаб планеты и говорит о важности сохранения традиций и культуры. Камера стала своеобразным паспортом МакКарри, без которого он не выходит из дома.

Принцип его работы с контекстом, желание расширить представления зрителя, соответствуют задачам культурной институции, миссия которой через самопознание знакомить с новым, сохраняя старое. Задумывая провести выставку год назад, Московский музей современного искусства решил обратиться к Государственному Эрмитажу, в котором в 2015 году с успехом прошла выставка “Момент беззащитности”, и пригласил Дмитрия Озеркова в качестве куратора проекта. “Нерассказанная история” в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Проект в музее на Гоголевском бульваре станет первым масштабным опытом сотрудничества двух институций и предваряет открытие центра “Эрмитаж — Москва”.

К открытию проекта Московский музей современного искусства выпустил каталог, которой знакомит зрителя с тем объемом информации, который не вошел в состав выставки: вступительная статья куратора Дмитрия Озеркова, где он “расшифровывает” авторские методы и рассказывает любопытные факты из биографии МакКарри, а также дневниковые записи, слайды, личные фотографии МакКарри, путевые документы. Уникальное издание можно приобрести в книжных магазинах ММОМА на Петровке 25 и Гоголевском бульваре 10, а также в Образовательном центре Музея в Ермолаевском 17.

4 июля в пространстве выставки состоится открытая встреча со Стивом МакКарри и куратором проекта Дмитрием Озерковым. Участие по предварительной регистрации и входному билету.

В рамках выставки Московский музей современного искусства и сеть винотек SimpleWine запустили совместную акцию «Вина с обложки» . Первая тысяча винных ценителей художественных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом к запуску проекта. Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

Генеральный партнер проекта — BMW Group Russia.

Компания BMW Group поддерживает все знаковые арт-мероприятия в мире, среди которых Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. Партнерство с BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия: участие компании гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Культурные инициативы BMW Group

Во всем мире концерн BMW ассоциируется с искусством благодаря своей легендарной коллекции BMW Art Car, в создании которой приняли участие такие мировые звезды, как Энди Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Франк Стелла и Сезар Манрике. С тех пор, как в 1975 году французский автогонщик и ценитель искусства Эрве Пулен предложил расписать автомобиль своему знакомому художнику Александру Колдеру, признанные мастера со всего мира создали на базе автомобилей BMW 17 уникальных арт-каров. В честь празднования 100-летия концерна появилиcь 18-й и 19-й арт-кары, дизайн которых был разработан китайской художницей Цао Фей и знаменитым американским концептуалистом Джоном Балдессари.

Кроме того, BMW Group поддерживает такие знаковые арт-мероприятия, как Art Basel в Базеле, Майами и Гонконге, Frieze Art Fair и Frieze Masters London, Frieze New York, Paris Photo, Paris Photo Los Angeles и TEFAF Maastricht. Немецкий концерн также связывает сотрудничество в области проблем урбанизма с музеем Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и долгосрочные проекты с галереей Tate Modern в Лондоне и Национальной галереей в Берлине. В рамках оперной серии BMW ежегодно проходят бесплатные открытые концерты с участием мировых звезд классической сцены в Мюнхене, Берлине и Лондоне. В июне 2018 года проект «BMW Опера без границ» дебютировал в Москве. В России уже почти 15 лет BMW Group поддерживает Большой Театр и отдельные инициативы в сфере культуры. В 2017 году концерн совместно с Музеем современного искусства «Гараж» запустил грантовую программу по направлению «Искусство и технологии».

Выступая в роли надежного партнера, BMW Group является залогом долгосрочного культурного взаимодействия. В каждом из проектов, в котором компания принимает участие, BMW Group гарантирует полную свободу творчества, поскольку данный принцип является основополагающим в создании как выдающихся произведений искусств, так и успешных инноваций в сфере бизнеса.

Стив Маккарри ставит автограф на фотографии Кремля, сделанной им с крыши ГУМа.

О разных судьбах. В современном мире есть бедность, это факт. Но также я уверен, что люди живут с разным пониманием того, что есть богатство и бедность. Многих жизнь поставила в сложные условия, но в том числе благодаря этому у них сложились интересные человеческие истории, которые хочется рассказывать. Тему бедности не стоит эксплуатировать. Но мы также не можем делать вид, что ее не существует.

Шавен (Марокко) – один из экспонатов фотопроекта. Почти 100 лет жители этого города окрашивают здания в синий цвет. Ни в одном другом месте в мире не увидишь такой монохромной картинки.

Об афганской девочке. Мои чувства к этому кадру и к истории, которую я снял в далеком 1984-м, свежи, как и прежде. Ничего не изменилось! Меня не отпускала мысль, как сложилась судьба девушки. И через несколько лет мы с коллегами ее отыскали и помогли чем могли. Сейчас она продолжает жить привычным укладом в Афганистане. Мы до сих пор поддерживаем связь.

Снимок Стива Маккарри «Афганская девочка», сделанный в лагере пуштунских беженцев, был опубликован на обложке National Geographic в июне 1985 года, а после назван самой известной фотографией в истории журнала.

ГУМ. Выставка фотопроекта Overseas Tour, визуальную хронику которого ведет Стив Маккарри.

О женской красоте. Не думаю, что представления о женской красоте в новом тысячелетии существенно изменились. Это вечная история. Конечно, если мы говорим о естественной красоте. Вот сто лет назад были совсем другие идеалы! Но за то время, что я живу на свете (а живу я уже 66 лет), восприятие красоты женщины осталось прежним. Пожалуй, меняются только прически.

О времени. А вот чувство времени в современном мире очень изменилось. Раньше оно шло совсем в другом ритме. Словно крестьянин с мотыгой. Солнце уже над головой, значит пора обедать. Сегодня мы стали ловцами времени­. Пытаемся использовать каждую минуту. Если деловые люди назначают встречу на 12 часов, они точно знают, что она начнется ровно в 12. Выражение «время – деньги» работает как никогда. Я бы даже сказал, что теперь время – это очень большие деньги. И еще, чувство времени в разных странах очень различно. Я много раз с этим сталкивался. По-моему, в странах Южной Европы и Латинской Америки время течет не так строго, как в других местах на Земле.

Под куполом Парижской обсерватории – самой старой в мире (основана в 1667 году). Еще одна фотография Overseas Tour.

О часах. Их задача – показывать время. Но тут история, подобная той, что я рассказал вам выше: какими разными могут быть часы благодаря фантазии людей. Человеческая природа устроена таким образом, что мы не готовы остановиться на достигнутом, мы жаждем все улучшать. И не только технически, но и визуально. Просто ради удовольствия. У нас есть тяга создавать что-то особенное, способное восхищать других. И так рождаются шедевры архитектуры. Аналогично и часы становятся произведением искусства. Я видел часы, которые клиент заказал себе в Atelier Cabinotiers Vacheron Constantin. Это удивительно сложная и потрясающе красивая вещь, на создание которой ушло восемь лет.

О новом мире. В 19 лет я решил посвятить жизнь путешествиям и поэтому стал фотографом. Начал колесить по Африке, Латинской Америке, Европе и Азии. Постоянно путешествую уже более 40 лет. Меня привлекает другой мир, новый и незнакомый. Чужие места интересовали меня больше, чем те лица, которые я видел дома. Но я снимал что-то и в США (кстати, я родом из Филадельфии), в основном для собственного удовольствия. Благодаря проекту Vacheron Constantin (часовой Дом в сотрудничестве со Стивом Маккарри выбрал для съемки 12 малоизвестных и недоступных уголков мира. – прим. MC) я оказался там, где давно мечтал побывать. Вместе мы хотели показать удивительные памятники человеческой культуры. Часовая мануфактура в Женеве, акведук в Мексике, ступенчатый колодец Чанд-Баори в Индии... С одной стороны, простые и функциональные сооружения. Но какими удивительными их сделали люди!

Стив МакКарри — невероятно талантливый мастер фотографии. Он стал известен всему миру благодаря фотоснимку с удивительными зелеными глазами, которую художник запечатлел объективом своей камеры в лагере беженцев в Пакистане в период Афганской войны.

Выставка в России

С сентября по ноябрь 2015 года свои замечательные работы представил и российскому зрителю известный фотограф Стив МакКарри (выставка — СПб, Дворцовая площадь).

Демонстрация его работ была подготовлена Эрмитажем (отделом современного искусства) в рамках существующего проекта под названием «Эрмитаж 20/21», который был призван изучать, собирать, и выставлять все виды искусства 20 и 21 веков.

Простота и в то же время выразительность свойственны работам этого удивительно талантливого художника.

Подробнее об этой выставке будет рассказано чуть ниже.

Стив МакКарри и его работы

«Афганская Мона Лиза» — не единственный успешный снимок фотографа. Их у него огромное множество.

Американский фотожурналист получил всемирную известность и признание благодаря запоминающимся классическим репортажам. Больше 20 лет Стив работает для американского журнала National Geographic и для других не менее известных изданий. Этот мастер своего дела обладает удивительной способностью оказываться всегда в нужном месте и именно в нужное время.

Особое место занимают работы МакКарри, сделанные в Нью-Йорке 11 сентября. Перед самым терактом он весь месяц прожил в Азии и вернулся в Америку как раз накануне. Он снимал на свой фотоаппарат все, что происходило, при этом скрываясь от определенных представителей власти. На снимках его наглядно отображаются масштабы произошедшей ужасной трагедии.

Что говорит фотограф о своей работе

Самое главное для Стива — быть очень внимательным к любому человеку, быть последовательным и серьезным в своих намерениях. Только в этом случае снимок получится искренним.

Фотограф очень любит внимательно наблюдать за людьми. Ему кажется, что именно лицо человека может рассказать многое.

Американец Стив МакКарри в своей серии работ Where We Live («Где мы живем») демонстрирует трогательное путешествие по разным домам всего мира. В первую очередь свое внимание он сосредотачивает на бедных и очень скромных домах и семьях, живущих в них. Он показывает своими работами, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, каждая из семей или личностей добродушна и трогательна.

По словам мастера, он не ищет славы там, где царствуют несчастья и горе. Он просто хочет запечатлеть этот момент и донести до всех людей, что есть и такая жизнь, жизнь в нужде и страданиях. Он считает, что, в общем, существование человеческое невероятно трагично, и в периоды военных действий происходит переоценка всех ценностей. На задний план отходят успех, благополучие и карьера. Главными становятся семейное счастье и здоровье, и при этом основным является желание выжить во что бы то ни стало.

Давая интервью, МакКарри обычно говорит, что у него совсем нет ощущения, что он знаменитость. Связано это с тем, что люди знают не его, а в основном только лишь снимки.

Экспозиция под именем знаменитого американского фотожурналиста была представлена более чем 80 его работами. Как уже было сказано выше, наиболее запоминающаяся из них — фотопортрет девочки из Афганистана. Этот неповторимый своей невероятной пронзительностью снимок, не оставляющий ни одного зрителя равнодушным, был признан самым узнаваемым образом.

Главная тема в представленных на выставке работах — конфликты военные, редкие исчезающие народы, современный мир и древнейшие традиции. Каждая картина его представляет собой историю жизни человека, его взгляд на все происходящее вокруг.

Выставка «Стив МакКарри. Момент беззащитности» продемонстрировала российскому зрителю всю правду жизни в лицах простых, обычных, порой беззащитных людей, ищущих справедливость и выход из сложившейся ситуации.

Множество удивительных снимков сделал за весь период своей профессиональной деятельности Стив МакКарри. Эрмитаж представил большую часть его лучших работ. Через лица людей, ставших невольными свидетелями тех или иных событий и катастроф, художник пытался показать их невероятные страдания, жестокость и насилие, перенесенные ими.

В центре внимания — история жизни человека и его взгляд и отношение на все происходящее. Таким своеобразным способом художник демонстрирует страдания, обездоленность и опустошенность людей, ставших невольными участниками разных трагических событий.

Дар Эрмитажу

Выставка «Стив МакКарри…» (Эрмитаж) стала знаменательным событием для всей России. После её окончания все работы художником были подарены в музей (отдел современного искусства), где они станут ещё более ценным материалом, который отражает настоящие эмоции, состояние и чувства человека, ставшего свидетелем событий своего времени.

Заключение

В копилке Стива МакКарри миллионы самых разнообразных фотоснимков, огромное количество из которых можно отнести к гениальным, а сотни, несомненно, служат украшением многих великолепных залов всемирно известных художественных музеев. Теперь и Россия, в которой представил свои работы Стив МакКарри (Эрмитаж), стала обладать замечательной коллекцией, полученной в дар от этого гениального художника.

Его произведения дают возможность зрителям переноситься в те недосягаемые и самобытные, увлекательные и красивые места, в которых он побывал. На его снимки можно смотреть бесконечно, забывая о времени и о пространстве, которое разделяет зрителя и то место. Автору удивительным образом удается с невероятным мастерством убрать расстояние и границу между людьми, расположенными по обе стороны снимка.

Каждый, глядя на фотографии МакКарри, слушая его интервью, очередной раз убеждается в искреннем уважительном его отношении к абсолютно всем людям, с которыми ему приходилось и приходится общаться и соприкасаться по работе и жизни.

Он побывал в самых опасных и красивых местах планеты, чтобы собрать яркие впечатления в свою фотоколлекцию. Его стиль неизменен, а под прицелом его фотоаппарата – весь мир без границ: Индия, Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан, Пакистан, Тибет, Бирма, Югославия, Камбоджа, Филиппины, Африка. Его «Афганскую девочку» узнают с первого взгляда. Другие снимки – незаслуженно малоизвестны, но так же прекрасны, благодаря своей искренности, непостановочности и внутреннему содержанию.

Его зовут Стив МакКарри (Steve McCurry) . Он запечатлевает мгновения счастья, экстаза и тихой радости. Передаёт горести непростой жизни и печать немого стоицизма. Находит трепет «легкого дыхания», биение дикого жизнелюбия, отражение любви во взгляде и паутинке тонких морщин. За каждой – драматичная, самобытная судьба человека и фантастический мир вокруг. Иррациональность, страсти, опыт внутренней жизни раскрываются на фоне суровых реалий и привычных житейских ситуаций.

Этот никому не известный молодой фоторепортер-любитель из маленькой местной газеты стал культовым фотографом в какое-то мгновенье. Только что он ‒ экс-студент с престижным, но непрактичным театральным образованием, и вдруг его фотографии попадают в крупнейшие журналы и оказываются на обложке National Geographic. Он выигрывает золотую медаль Роберта Капы как лучший зарубежный фоторепортер. Он становится «законодателем мод» в мире фотографии, у него появляется толпа поклонников, учеников и эпигонов. Про него пишут статьи, а его работы публикуют в числе ста лучших фотокадров. Как и почему это случилось?

Переломный момент наступил после четырех лет размеренной, умиротворенной и ничем не примечательной жизни. В 28 лет Стив МакКарри бросил все и отправился в свое первое самостоятельное путешествие. Скромные сбережения ушли на 300 катушек пленки, которую он вшил в одежду и тайно провез буквально на себе. Он направился в Индию. Без денег, знания языка и культуры это стало для него настоящим испытанием. После комфортной жизни в цивилизованной Америке его ждали временные пристанища и постоянный риск для здоровья и жизни.

Жизнь среди войны

Дальше маршрут ведет через афгано-пакистанскую границу, прямо в горячую точку – туда, где разгоралась Афганская война. МакКарри едет туда, не зная дороги, на свой страх и риск, чтобы сделать репортаж. Он нелегально пересекает границу и проводит в зоне боевых действий две недели. Здесь каждый день умирают люди, и сам фотограф на волоске от смерти. Стив беспокоится не столько за себя, сколько за возможную потерю или конфискацию отснятого материала. Только чудом он добирается до Пакистана живым и с готовым фоторепортажем.

После этого Стива МакКарри приглашают на работу в National Geographic. Он продолжает ездить по Востоку и снимает жизнь и смерть в Афганистане, Ираке, Йемене, Камбодже, Бейруте, Бирме, на Филлипинах и Тибете, а также в Балканских странах. Стив делает фоторепортажи международных конфликтов: Ирано-иракскую войну, гражданскую войну в Ливане, войну в Персидском заливе и в Афганистане. Он не понаслышке знает звук автоматных очередей, разрывающихся бомб и минометных снарядов. Фотограф пережил авиакатастрофу, плен, пытки, избиения, но это его не остановило.

История великой фотографии: лучшее творение Стива МакКарри

Представьте себе лагерь пуштунских беженцев недалеко от советской границы. Фотограф приходит в местную начальную школу и получает редкую возможность запечатлеть лица афганских девушек (обычно они спрятаны под паранджой). Среди толпы детей – девочка по имени Шарбат Гула, что означает «цветочный щербет». Она выглядит взрослой (дети здесь взрослеют рано), хотя ей нет и четырнадцати.


Неудивительно: под бомбежкой погибли ее родители, и был разрушен дом. Две недели она без еды и теплой одежды переходила заснеженный перевал. Однако от пережитых горестей она как будто стала только красивее и сильнее. Ее дикие, пронзительные глаза цвета морской волны направлены прямо в объектив, они завораживают и приковывают к себе внимание. Во взгляде собрались воедино боль, решительность и достоинство.

«Афганская девочка» (Afghan girl) – самая известная фотография в истории журнала National Geographic. Она стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру.

Пересекая границы: фотопутешествие по всему свету

МакКарри дает нам возможность перенестись в те далекие, самобытные, увлекательные места, в которых побывал сам. Пейзажи и люди настолько «живые», будто это канал трансляции с места событий. Глядя на них, мы мысленно пересекаем границы и забываем о времени и пространстве, которое нас разделяет. Фотограф делает невозможное – передает состояние и атмосферу. Как? Никто не знает.

МакКарри делает коллекцию портретов людей из стран с диаметрально противоположными культурными и религиозными традициями.

Он вскрывает целые культурные пласты человеческой цивилизации – Восток во всех его проявлениях: драматичных, забавных, прекрасных, наполненных эмоциями. Праздник и рождение жизни соседствует с войной и смертью. Роскошные дворцы – с нищетой и простой повседневностью. Невозмутимые горные пики – с городами-муравейниками. Люди едят, рыбачат, играют, работают и молятся. И чем экзотичнее обстановка и ярче культурные отличия – тем яснее, что на самом деле они очень похожи.

Его фотографиями можно просто любоваться, а можно пытаться заглянуть глубже и увидеть за ними человеческие истории. Личное раскрывается на фоне глобального – и непонятно, что важнее и значимей. Эмпатичный наблюдатель осознает бесконечное разнообразие мира вокруг и свою сопричастность ему.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов