Квалификационный аттестат аудитора. Обучение по программе «Аттестат аудитора Единый аттестат аудитора как получить

29.12.2023

Сфера аудита в России уже два года находится в ситуации перманентных реформ. Эти реформы отнюдь не рядового характера. Их разнообразие и интенсивность сообщают эмоциональный фон всему аудиторскому сообществу, так что с «палубы аудиторского корабля», например, можно услышать речь не только отдельных аудиторов, но и их представительного собрания: «Присутствующие на заседании круглого стола аудиторы Дальневосточного региона обсудили вопрос о состоянии рынка аудиторских услуг и пришли к единому мнению о том, что в стране последовательно проводятся мероприятия, направленные на полную ликвидацию отечественного аудита, на активное вытеснение небольших региональных аудиторских компаний с рынка аудиторских услуг» 1 .

Что это за мероприятия? Это введение института саморегулируемых организаций, многочисленных условий и платежей, связанных с вступлением в СРО, изменения в стандартах качества, контроле качества, введения системы внешнего контроля качества со стороны Росфиннадзора, изменения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и многое другое.

Но самым шокирующим среди мероприятий реформы аудита в России стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов, упоминаемая в ФЗ «Об аудиторской деятельности» в качестве экзамена на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемого «в упрощённом порядке». Согласно Закону, аудиторы вправе его сдавать до 1 января 2013 года. Закон не обязывает аудиторов проходить «упрощённые» испытания, но сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не станет обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 года не смогут не только подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, но осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других типов объектов, упомянутых в статье 5 части 3 Федерального закона № 308 от 30 декабря 2008 года.

Органом, которому была поручена организация экзамена, стало Министерство финансов РФ. В сентябре 2009 года, через 9 месяцев после выхода упомянутого Федерального закона, на сайте Минфина издается проект положения об упрощенном экзамене, в котором проявляются его очертания.

Экзамен обещал быть жестким. Каждому аудитору готовился «индивидуальный тест» из 60 (или 30) вопросов. Вопросы из нескольких областей (в зависимости от типа аудиторского аттестата) - в основном, по бухгалтерскому учету в России и в европейских странах (МСФО). Учить «обычный» бухгалтерский учет коммерческих организаций предлагалось аудиторам, имеющим аттестат только аттестат по банковскому аудиту (напомним, это 4,6% аудиторов). Остальным 95,4% аттестованным профессионалам было необходимо постигнуть особенности бухгалтерского учета в специальных областях и секторах экономики: банках, инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах, страховых организациях, биржах и.т.д. Кроме этого, на экзамене предлагалось проверить знание ряда международных и российских законов из области борьбы с коррупцией, федеральных стандартов в области контроля качества аудита, и.т.д.

На выходе получался довольно большой объем вопросов, требующий знаний, освоить которые можно за пару месяцев занятий в группах подготовки, либо самостоятельно. При этом необходима полная изоляции от мира с учебниками и распечатанными текстами законов, инструкций, регламентов, положений (в общей сложности это несколько тысяч страниц машинописного текста).

Любопытно, что на фоне строгости проявились человеколюбие и гуманизм разработчиков аттестации (видимо, предчувствуя тяжесть ноши для целого профессионального сообщества, преимущественно, находящегося в постоянных командировках на объектах проверок, слеза прокатилась по щеке разработчиков), по крайней мере, в первоначальном виде Положения об экзамене, сдаваемом в упрощенном порядке. В этой редакции Положения аудиторам предлагалась льгота, дающая право вместо того, чтобы сдавать ряд областей знаний, прослушать специальный курс повышения квалификации. Через три месяца после публикации Положения (в начале ноября 2010 года), Проект превратился в Положение, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 118н (то есть, задним числом), но обещанная льгота из него исчезла.

Аудиторские саморегулируемые организации были возмущены фактом отмены обещанных послаблений, и даже встречались с руководством Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности 2 , а также писали письма Министру финансов РФ 3 , но всё было бессмысленно: льгота по еще большему упрощению упрощённого экзамена не вернулась.

Для российских аудиторов начались суровые времена. В конце 2010 года всеми шестью саморегулируемыми организациями создается Единая аттестационная комиссия (ЕАК), которая должна непосредственно готовить экзаменационные тесты, вводить их в специально заказанную компьютерную программу, планировать расписание, проводить сам экзамен, публиковать результаты. Сайт ЕАК фактически появляется только после новогодних каникул, хотя там имелась новость от 30 декабря 2010 года 4 (поразительно, какое существенное значение в нашей стране имеет феномен «заднего числа»!)

От начала 2011 года и до середины марта наступило временное затишье, которое лишь время от времени прерывали новые события: так, на сайте ЕАК появилась информация о плате, взимаемой за сдачу упрощённого экзамена. Его стоимость для проходящих аттестацию составила 10000 рублей 5 . Сумма была на 500% больше, чем аудиторы платили за первичный (не упрощённый!) экзамен, когда его курировал МинФин РФ. Установление такого размера оплаты вызвало возмущение в аудиторском сообществе, и оно не стихает до сих пор. Министерство финансов РФ также рекомендовало снизить цену за экзамен, но как бы не в силах повлиять на ценообразование, поскольку формально ЕАК учреждалась не Министерством финансов, а саморегулируемыми организациями аудиторов. Резонно, что тот, кто учредил, пусть сам и разбирается (такая интонация звучит в ответе Минфина РФ саморегулируемым организациям аудиторов). 6

Единая аттестационная комиссия была торжественно непреклонна, но к 1 августа созрела для «как бы» уступок, и предложила скидку в оплате экзамена в размере 50%, но только для таких категорий аудиторов, которые, по мнению аудиторских СМИ 7 вряд ли составят и сотую часть сообщества. К льготным ЕАК отнесла такие редкие категории представителей аудиторской профессии, как ветеранов боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС 1986-1987гг., доноров - граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР».

В случае провала на экзамене повторная сдача разрешалась, но до конца лета 2011 года в аудиторской среде ходили упорные слухи, что аудитор может рассчитывать только на две дополнительных попытки. Сомнения развеяла сама ЕАК, разместив на своем сайте FAQ в статье под названием «Упрощённо - не значит просто» 8 , где Директор комиссии дает ответы на наиболее спорные вопросы. И в ответ на вопрос «ограничено ли количество попыток» звучит торжественное «нет». Однако каждая новая попытка сдачи экзамена обойдется аудитору снова в 10000 рублей. Действительно, между упрощённостью и простотой пролегает какая-то невидимая финансовая грань…

Ситуация осложнялась и тем, что довольно долго не было понятно, как именно готовиться к экзамену. Очень многое в методологии подготовки зависит от того, как будет сформулирован вопрос теста. Для наглядности приведем пример из области экзамена «бухгалтерский учет в банках». Известно, что банковский план счетов содержит несколько десятков тысяч номеров. Когда для работы в банке аттестуют бухгалтера, квалификационным требованием к нему считается не только знание названий и правил корреспонденции этих счетов, но и их номеров. Эти требования обоснованы, так как бухгалтерский учет в банках - область специализации, несколько лет изучаемая в ВУЗах, готовящих работников кредитных организаций. Поэтому вопрос теста для банковского бухгалтера может быть сформулирован следующим образом:

«Денежные средства зачислены на корсчет банка при неправильном наименовании клиента:

Варианты ответов:

a. Д 30102 К 47418

b. Д 30102 К 47417

c. Д 30102 К 47416»

От аудитора, не знакомого с банковским бухгалтерским учетом (еще раз напомним, что это обладатели общего аттестата аудитора, которые составляют более 9/10 от всего аудиторского сообщества России), подобная формулировка вопроса требует знания номеров счетов. Это означает, что во время подготовки он должен затратить продолжительное время на заучивание соответствия названий номеров счетов их номерам. Но если в вопросе теста раскрывается название счета, то подобного запоминания не нужно.

Единая аттестационная комиссия долго не раскрывала информации о характере тестов, и опубликовала несколько примерных тестовых вопросов (от 6 до 8 в каждой области экзамена) меньше чем за неделю до первого экзамена, назначенного на 17 марта 2011 года. Однако для понимания того, как готовиться к «упрощённым испытаниям», предложенных вариантов оказалось явно недостаточно!

Возможно, что в ЕАК были слишком озабочены безопасностью тестовой базы. Действительно, в Положении о порядке упрощенного экзамена говорится о беспрецедентных мерах, направленных против несанкционированного доступа к тестовым вопросам. Так, согласно Положению №118н, ЕАК «обеспечивает сохранность документов и материалов, связанных с проведением и сдачей упрощенного экзамена»; Далее в тексте документа говорится: «Единая аттестационная комиссия обеспечивает осуществление необходимых организационных и технических мер для защиты перечня вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, от неправомерного или случайного доступа к нему, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения вопросов, а также от иных неправомерных действий» 9 .

Кроме вопросов безопасности доступа к тестам, в Положении говорится об обязанности ЕАК периодически обновлять тестовую базу: «Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на упрощенном экзамене, подлежит обновлению ежеквартально не менее чем на 30 процентов». 10

На практике база вопросов обновляется гораздо более существенно, чем на 30%. Аудиторы, принимавшие участие в сдаче экзамена два раза (и более двух раз), свидетельствуют о том, что каждую новую сессию экзамена тесты меняются очень сильно, в том числе, по сценарию вопроса. Например, в одном случае вопросы формулируются по принципу «вставьте пропущенное слово» из нормативного акта, а в другом предлагается решить задачу или хозяйственную ситуацию. Ни методологи ЕАК, ни какие-либо другие уполномоченные лица никого не информируют, как вопросы будут сформулированы. Аудитор приходит на экзамен, садится за компьютер и видит вопросы своего теста на экране.

Любому профессиональному тестологу или методологу, знающему принципы аттестации, должно быть понятно, что подобный подход прямо влияет на специфику подготовки и количество времени, затрачиваемого на неё. Если требуется наизусть выучить нормативный акт как «школьное стихотворение», чтобы точно помнить последовательность слов и не ошибиться в варианте ответа, требуется нагрузка на память. Времени на такое «зазубривание» нужно много. В случае, когда вопрос теста требует решения задачи, актуальны другие навыки и умения, а готовиться нужно иначе.

Логично, что для целей качественной подготовки к упрощённому экзамену нужно было начинать с методологии, обучения преподавателей. Никто не мешал также сообщить аудиторскому сообществу, где и как готовиться к экзамену, а не отпускать аудиторов «в свободное плавание» на неограниченное количество попыток в размере 10000 рублей каждая. По всей видимости, в исполнительном органе, ответственном за проведение экзамена, провели политический, но не этический баланс между стремлением исполнить всю «букву» Положения 118н и ответственностью перед физическими лицами - аудиторами, вынужденными проходить дополнительную аттестацию для того, чтобы оставаться в своей профессии.

Так был организован экзамен со стороны ЕАК. К этому стоит добавить слабую методологическую поддержку аудиторов со стороны СРО аудиторов. Первое, и самое лучшее, что могли сделать СРО - это заявить программы подготовки к упрощенному экзамену в числе программ обязательного ежегодного повышения квалификации. Но впервые об этом заговорили в Аудиторской палате России в мае-июне 2011 года, а практически подобные курсы подготовки (в виде 40 часов ежегодного повышения квалификации с выдачей сертификата, подтверждающего действительность аттестата аудитора) стали засчитываться не ранее конца августа 2011 года.

Первыми на вызов упрощённого экзамена откликнулись учебно-методические центры (УМЦ), проводящие курсы повышения квалификации аудиторов. Они предложили своих (и нанятых из ВУЗов) преподавателей дисциплин, проверяемых на упрощённом экзамене. Однако УМЦ действовали на свой страх и риск, не зная содержания вопросов и характера тестов.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что аудиторы уже давно не студенты (вспомним статистику, согласно которой почти половина аудиторов России старше 45 лет), и в силу своей профессиональной занятости, у них просто катастрофически не хватает свободного времени. В редкие выходные, когда аудиторы не находятся по служебным заданиям в командировках, их ждут дети, родственники, дела, которые никто за них не сделает.

Все вышеперечисленное сильно усложняло задачу качественной подготовки аттестованных аудиторов к условиям дополнительной аттестации. Это отразилось на количестве сдававших, так и на результатах упрощённого экзамена. Приведем данные по статистике:

Первый экзамен, назначенный Единой аттестационной комиссией, прошел 21 марта 2011 года. Было допущено 13 человек, сдали 5 (38% сдавших). Результаты второго экзамена от 27 апреля 2011 года, такие: из 25 аудиторов прошли испытание 9 (39%). Третий экзамен проходил 26 мая 2011 года: из 42 претендентов набрали проходной балл 12 участников (28,6%). На экзамене 29 июня 2011 года участвовали 114 человек; сдали 38 аудиторов (34,9%). Пятый экзамен - 20 июля 2011 года. Из 158 аудиторов получили единый аттестат аудитора 77 человек (50% сдавших). 10 августа 2011 года проходил шестой экзамен. Количество кандидатов - 178, сдали экзамен 54 человека (31%). 15 сентября 2011 года допущены к экзамену 85 претендентов, сдали 34 (41%). 30 сентября участвовало 338 претендентов, сдали 98 человек (29,6%). Сессия от 13 октября 2011 года принесла такие результаты: из 145 аудиторов сдали 35 (25%), 27 октября 2011 года из 456 претендентов сдали 138 (31%), 17 ноября 2011 года сдававших было 481, а сдавших 144 (31%).

Если суммировать все результаты, то к настоящему времени было 2035 допусков к упрощенному экзамену. В числе этих допусков есть кандидаты, сдававшие экзамен несколько раз, поэтому абсолютное число аудиторов примерно на 30-40% меньше, то есть около 1200 - 1300 человек. Из них успешно прошли тестирование 644 человека (31,6% от абсолютного числа попыток).

Таким образом, по состоянию на начало декабря 2011 года, из 26566 аудиторов, состоящих в саморегулируемых организациях аудиторов, получат единый аттестат аудитора 644 человека, или 2,42% от численности аудиторского сообщества России!

Ситуация с упрощённым экзаменом в конце 2011 года напрямую влияет на надвигающуюся перспективу 2012 года, когда, согласно Закона №308-ФЗ, аудиторам, не имеющим единого аттестата, запрещено участвовать в аудиторской деятельности по проверке всех общественно-значимых организаций и учреждений, подлежащих . Для российского аудита эта ситуация, без преувеличения, кризисная. Предположим, что до конца 2011 года, согласно наметившейся прогрессии сдачи упрощённого экзамена, его сдадут еще 200 человек, то есть количество обладателей единого аттестата к началу 2012 года будет составлять 850 человек. Эти аудиторы должны будут проверять все подлежащие (только этот сектор представляет собой более 5% от всего рынка аудиторских услуг!), банки (огромный объем работы!), инвестиционные фонды, биржи, страховые организации и другие общественно-значимые субъекты хозяйственной деятельности, (их список, по всей видимости, ещё далек от окончательной редакции).

Учитывая неравномерность распределения аудиторов с единым аттестатам среди более чем 5000 аудиторских компаний в России, к началу 2012 году возможны два следующих сценария:

Передел аудиторского рынка, то есть передача общественно-значимых организаций как клиентов в те аудиторские фирмы, где уже есть аудиторы с единым аттестатом.

- «охота» аудиторских организаций за аудиторами - обладателями единого аттестата, предложение им лучших условий (по сравнению с аудиторами, обладающими аттестатами «старого образца»).

В своей худшей реализации второй сценарий содержит в себе опасный потенциал, когда единый аттестат может стать предметом аренды 11 . С другой стороны, обладатели единого аттестата получили его дорогой ценой, поэтому вряд ли эти аудиторы столь легкомысленно будут относиться к своей профессиональной карьере (тем более, что аудитор за подобные действия точно будет подвергнут дисциплинарной, но не исключено, что и уголовной ответственности).

Нельзя сказать, что в данной критической ситуации саморегулируемые организации аудиторов бездействуют. Попытки повлиять на ситуацию были. Уже упоминались несколько писем и обращений в Министерство финансов РФ, подписанных всеми СРО. Однако все до единого случая «достучаться» до государственного регулятора аудиторской деятельности были безуспешными. Наиболее отчаянное желание повлиять на сложившуюся ситуацию очевидно из инициативы СРО Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). На сайте ИПАР в разделе «новости» сравнительно недавно был опубликован текст обращения аудиторов в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), в Министерство юстиции РФ, в Министерство финансов РФ, и даже в Высший совет партии «Единая Россия» 12 .

Обращение очень эмоционально, его формулировки отражают высокую степень озабоченности ситуацией, в которой целое профессиональное сообщество оказалось «бесправным» и неспособным как-либо повлиять на свою судьбу. Повторной аттестацией «нарушаются конституционные права», «процедура сдачи экзамена… не выдерживает никакой критики», упоминается «некорректность формулировок экзаменационных вопросов и ответов к ним» и др. И все же, несмотря на такой очевидный «крик о помощи», но учитывая сложившиеся тенденции реформы аудита в России, можно попробовать заранее спрогнозировать ответ государственных и партийных органов - респондентов обращения.

Реформа аудита в России находится в той стадии, когда условный «поворот обратно» уже невозможен даже в случае серьезного изменения политического расклада. Выразим частное мнение: по всей видимости, реформа аудита связана с антикоррупционной составляющей. В ситуации «зашкаливающей» за здравый смысл системной коррупции в России не столь важно (и даже опасно) установление объективных факторов или даже лиц, виновных в формировании и поддержании огромного коррупционного «бюджета теневой экономики». Более результативной становится попытка использовать возможные ресурсы для исправления такого положения дел. В перспективе такого видения, аудитор, имеющий прямой доступ к документам учета и отчетности на предприятиях, подлежащих аудиту, выглядит как лицо, от которого можно ожидать информирования соответствующих органов о фактах коррупции, либо легализации доходов, полученных преступным путем.

Для того, чтобы достигнуть целей, поставленных реформой, нужно сформировать принципиально новое профессиональное сообщество аудиторов, в котором изменится качество требований к представителю «проверяющей» профессии. Это сращение обширных знаний, опытности, высоких стандартов этики, безупречной репутации, а также понимания задач, поставленных государством, то есть определенного вида патриотизма. Инструментально такое сообщество уже создается с помощью «упрощённого экзамена» как серьезного барьера для «старого аудита», и вряд ли идеологи реформы аудита смогут найти что-то лучше, чем деятельность Единой аттестационной комиссии. Поэтому что-то радикально менять (может быть, за исключением вопроса ценообразования упрощенного экзамена, которым может заинтересоваться ФАС) вряд ли заинтересован кто-то из адресатов упомянутого выше письма одного из СРО аудиторов.

Как развитие батальных событий в ноябре 2011 г. завершилась государственная регистрация Национального Союза аудиторских объединений (НСА), созданная как ассоциация саморегулируемыми организациями аудиторов: Некоммерческим партнерством «Институт профессиональных аудиторов России» (ИПАР), Некоммерческим партнерством «Московская аудиторская палата» (МоАП), Некоммерческим партнерством «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), Некоммерческим партнерством «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

На первом, после регистрации, общем собрании Союза 23.11.11 г. главное внимание было уделено Обращению аудиторов России к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» В.В.Путину, в котором описана катастрофическая ситуация, сложившаяся в сфере аудиторских услуг. 13

Как бы далее не развивались события, уже сейчас очевидно, что рынок аудита в России переживает серьезные потрясения. Только немногие участники этого рынка, откликаясь на вызов времени, предлагают услуги, направленные не на попытки политического влияния на происходящие события (пока все они оказались бессмысленными). Гораздо полезнее в такой ситуации - экономическое решение проблемы аудиторских компаний, оказавшихся в крайне затруднительном положении. Например, в компании « » уже в настоящее время работает система обслуживания аудиторских компаний, позволяющая им выжить на рынке аудиторских услуг, снизив издержки на обслуживание клиентов, и сохранив свой бизнес.

В перечень услуг для аудиторских компаний включаются помощь в прохождении контроля качества со стороны СРО, а также контроля, проводимого Росфиннадзором; подготовка аудиторов компании к упрощённому экзамену, которая предполагает как занятия в группах подготовки, так семинары по методологии самостоятельной подготовки. Отдельная услуга, которая уже сегодня востребована - обслуживание клиентов силами специалистов, имеющими единый квалификационный аттестат аудитора. Если мы поможем себе сами, то сумеем сохранить наш общий аудиторский корабль, и он сможет пережить любой шторм!

Многие практикующие бухгалтеры со стажем работы 5–7 лет задумываются о смене профессии. Главный бухгалтер, который заинтересован в карьерном росте, может стать финансовым аналитиком, аудитором, консультантом по налогам и сборам. Основанием для такого выбора служит отсутствие необходимости ежедневно вести учет, ездить в налоговую инспекцию для представления отчетности, прохождения сверок, выполнять рутинные операции по оформлению первичной документации, формированию отчетности и т. д. Остановимся на профессии аудитора.

Аудитор - призвание или наказание?

Аудитор - интересная и хорошо оплачиваемая профессия, но стать им может далеко не каждый желающий. И не только потому, что существуют высокие требования к кандидатам на получение квалификационного аттестата, необходимого для аудиторской деятельности. Специалист, решивший стать аудитором, должен обладать большим объемом знаний в разных областях бухгалтерского учета, налогового и гражданского законодательства.

Работа аудитора имеет «сезонный» характер. Как правило, основная нагрузка по проведению проверок приходится на период с ноября по апрель. По окончании каждой проверки необходимо составить отчет и выдать клиенту заключение. Также необходимо заполнить ряд документов, предусмотренных внутрифирменными стандартами. Порой аудитор пишет отчеты дома поздно вечером. Поэтому за выбором профессии стоит не только ее статус, но и личные характеристики специалиста.

Деятельность аудитора связана с частыми командировками. Поэтому нужно быть готовым к тому, что большая часть работы будет проходить за пределами офиса, а порой в других городах.

Обязательные требования к претендентам

Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Также претендент может иметь документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства. В этом случае придется предъявить свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании.

Еще одно обязательное условие - наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

Порядок проведения аттестации

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проверка проходит в форме квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

  • в области общего аудита;
  • в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры (УМЦ) определенный перечень документов. Одним из требуемых документов является копия свидетельства о присвоении физическому лицу ИНН. Если по каким-либо причинам вы его не получили - поспешите.

Существует список учебно-методических центров, с которыми Минфин заключил договоры на проведение аттестации и повышение квалификации аудиторов (по состоянию на 1 июня 2007 года). Занятия в этих центрах проводятся по программе, утвержденной Минфином России. В любом случае предпочтение стоит отдавать известным, зарекомендовавшим себя на образовательном рынке учебным центрам.

Обратите внимание!

Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:

  • заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
  • заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Как проходит экзамен?

Экзамены состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных, сформированной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претенденты, не имеющие при себе таких документов либо опоздавшие на экзамены, считаются не явившимися на экзамен.

За прохождение экзамена придется отдельно заплатить 2000 рублей. Учтите, что при неудовлетворительных итогах аттестации эта сумма претенденту не возвращается. С условиями набора групп и прохождения обучения вы можете ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1. Условия набора групп и обучения

Критерий Условия обучения
Продолжительность курса зависит от выбранной формы обучения:
  • дневная;
  • вечерняя;
  • группа выходного дня
Продолжительность обучения в дневной группе 1-2 месяца
Продолжительность обучения в вечерней группе 2-3 месяца
Периодичность набора групп 1 раз в месяц
Интенсивность занятий от 2-3 дней в неделю до 4-5 дней в неделю.
Возможны комбинированные варианты формирования группы: 1-2 дня вечером и полный выходной день.
Диапазон цен от 18900 рублей до 27000 рублей за весь курс.
Цена зависит от выбранной формы обучения и от учебного центра
Повышаем квалификацию

Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов. Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.

Курс по программе повышения квалификации можно пройти в том же учебном центре, где проходили обучение перед экзаменом на получение квалификационного аттестата. Стоимость курса колеблется от 4500 до 8400 рублей. По окончании курса повышения квалификации выдается сертификат для продления аттестата.

Аттестат получили. Что дальше?

После успешной сдачи экзамена и получения аттестата можно претендовать на должность аудитора. Средняя заработная плата для начинающего специалиста, не имеющего опыта проверок, - 35 000–45 000 рублей. С опытом работы аудитором от года, с сертификатом о прохождении повышения квалификации диапазон оплаты труда значительно повышается - 55 000–75 000 рублей. Впрочем, заработная плата опытного главного бухгалтера находится в том же диапазоне. Заметим, что совмещение работы аудитора и главного бухгалтера нецелесообразно и практически невозможно.

Необходимо определиться, в какой сфере деятельности вам интересней работать, и сделать свой выбор.

А. Деменко , ведущий налоговый консультант Группы компаний «РУСКОНСАЛТ»

I. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "ПРАВО"
Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Право собственности и иные вещные права
Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
Тема 9. Гражданско-правовой договор
Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

II. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ"
Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
Тема 4. Учет основных средств
Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
Тема 6. Учет нематериальных активов
Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Тема 8. Учет финансовых вложений
Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
Тема 11. Учет расчетов и обязательств
Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
Тема 13. Учет финансовых результатов
Тема 14. Учет налога на прибыль
Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
Тема 17. Учет совместной деятельности
Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

III. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 4. Налог на прибыль организаций
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
Тема 6. Акцизы
Тема 7. Налог на доходы физических лиц
Тема 8. Имущественные налоги
Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
Тема 10. Страховые взносы

IV. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ"
Тема 1. Финансы организации
Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
Тема 3. Финансовый анализ и его методы
Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Тема 12. Основы финансового менеджмента
Тема 13. Управление рисками
Тема 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

V. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: "АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
Тема 8. Аудиторские доказательства
Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
Тема 11. Специальные области аудита
Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:

  • 1) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
  • 2) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен "вход" в профессию с высшим образованием по любой специальности);
  • 3) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель, - в обязательном аудите).

Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

  • а) заявление;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:

  • - общий аудит;
  • - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  • - аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.

Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.

Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.

Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует основным требованиям;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента в части образования;
  • 3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:

  • 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям;
  • 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) несоблюдения аудитором требований ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части независимости аудитора и аудиторской тайны;
  • 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
  • 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
  • 7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Для того, чтобы заниматься аудиторской деятельностью, недостаточно просто получить соответствующее образование. Необходимо соответствовать сразу нескольким требованиям, а главное - получить документ, подтверждающий право проводить аудит. Квалификационный аттестат аудитора выдается в установленном порядке. О нем и поговорим в данной статье.

Кто такой аудитор

Как уже было сказано в начале, аудитор - это не просто выпускник вуза по направлению «аудит». Согласно Закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (далее - Закон), который содержит основные положения об аудиторской деятельности, аудитор:

  • имеет соответствующий квалификационный аттестат;
  • состоит в саморегулируемой организации аудиторов;
  • внесен в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Задачей аудитора и собственно аудита является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемого лица для установления ее достоверности.

Как получить аттестат аудитора

Согласно ст. 11 Закона квалификационный аттестат аудитора выдается соответствующей саморегулируемой организацией (СРО) при условии, что претендент на его получение:

  • сдал экзамен;
  • имеет стаж работы в сфере аудита или бухучета более трех лет. При этом из последних трех лет не менее двух должно приходиться на работу в организации, специализирующейся на аудиторской деятельности.

К квалификационному экзамену допускаются только те лица, которые имеют высшее образование по аккредитованной государством образовательной программе.

Экзамен является платным и проводится единой комиссией, сформированной СРО аудиторов в установленном законом порядке. Комиссия должна быть независимой и объективной.

Отказать в выдаче аттестата могут по следующим основаниям:

  • претендент не сдал экзамен и(или) не имеет необходимого опыта работы в сфере аудита;
  • образование претендента не соответствует установленным требованиям;
  • претендент обратился за выдачей аттестата спустя более год после сдачи экзамена.

Срок действия аттестата не ограничен, однако аудитор обязан ежегодно проходить обучение, предусмотренное утвержденными СРО программами повышения квалификации.

Аннулирование аттестата

СРО может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата своего члена, если:

  • документ получен на основании подложных документов либо лицом, не соответствующим требованиям, указанным в предыдущем разделе статьи;
  • вступившим в силу приговором суда аудитор лишен права заниматься аудиторской деятельностью на определенный срок;
  • аудитор нарушил принципы независимости аудиторов и аудиторских организаций или аудиторскую тайну;
  • аудитор систематически нарушает требования Закона или действующих стандартов аудиторской деятельности;
  • заключение аудитора признано заведомо ложным в установленном порядке;
  • аудитор не занимается аудиторской деятельностью на протяжении последних трех лет, за исключением отдельных случаев, указанных в Законе;
  • аудитор без уважительной причины не исполняет обязанность по прохождению обучения по программам повышения квалификации;
  • аудитор уклоняется от прохождения внешнего контроля качества своей работы.

Аудитор может оспорить аннулирование аттестата в суде в течение трех месяцев.

Лицо, лишенное аттестата в связи с нарушениями законодательства, может повторно сдать квалификационный экзамен не ранее чем через три года после аннулирования аттестата, а если оно лишено права заниматься аудиторской деятельностью по приговору суда, то не ранее истечения срока такого лишения, установленного приговором.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов