Конкурентоспособность личности в профессиональной деятельности. Исследовательская работа на тему: «Проблема формирования конкурентоспособной личности старшеклассников

21.02.2024

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сотникова, Елена Борисовна. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сотникова Елена Борисовна; [Место защиты: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина].- Елец, 2010.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/494

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования процесса формирования конкурентоспособной личности школьника 14

1.1. Психолого-педагогическая характеристика понятия «конкурентоспособная личность» школьника 14

1.2. Интеграция информационных и традиционных технологий в образовательном процессе школы для обеспечения цели формирования конкурентоспособной личности учащегося 32

1.3. Модель формирования конкурентоспособной личности школьника 58

Выводы по первой главе 78

Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию конкурентоспособной личности школьника 82

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 82

2.3. Динамика развития компонентов конкурентоспособной личности школьника 122

Выводы по второй главе 134

Библиографический список 140

Приложения 161

Введение к работе

Актуальность исследования. Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной мере обусловлены стремлением обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного национальным и общемировым социокультурным потребностям.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что выпускники школ должны быть высокообразованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Создание условий для развития такой личности позволит школе повысить качество подготовки учащихся к самостоятельной жизни и уровень их конкурентоспособности.

В ряде работ современных ученых-педагогов конкурентоспособность выпускников предлагается рассматривать как интегрированный показатель успешной деятельности образовательного учреждения. Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях, на наш взгляд, очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В.И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности».

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Ф. Вудкок, А.А. Мескон, Т. Санталайнен) и отечественными (В.А. Дятлов, Е.Б. Попова, В.В. Травин, Р.А. Фатхутдинов, В.И.Шаповалов) исследователями.

Её отдельные аспекты в системе высшего профессионального образования нашли отражение в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.Н. Мезинова, П.Е. Решетникова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.

Существенное значение для разработки теоретических основ и практики формирования конкурентоспособной личности школьника имело обращение к исследованиям концепций развития и саморазвития конкурентоспособности личности (В.И. Андреев, Ю.В Андреева, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, Э.Р. Хайруллина, В.И. Шаповалов и др.).

В разных работах изучались способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям (В.М. Зуев, С.В. Кульневич, П.М. Новиков и др.); социализация, рефлексия (В.С. Агеев, А.А. Бодалев, Т.Г. Болдина, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, П.П. Савченко, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Е.В. Якимова и др.); мотивация (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова и др.); активность, толерантность, мобильность, настойчивость, целеустремленность, воля, сотрудничество как факторы конкурентоспособного взаимодействия (Е.Л. Доценко, А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, А.П. Панфилова, Л.А. Петровская, Л.Н. Собчик и др.); самооценка, самореализация, самоорганизация (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Л.Г. Брылева А.Ю. Ефремов, Ю.М. Орлов, М.И. Рожков и др.); способность к эффективному принятию решений (А.В. Карпов, В.С. Юкаев и др.). В то же время не было предпринято попыток синтезировать эти характеристики в контексте категории конкурентоспособности как интегрального понятия целостной личности.

В проводимых отечественных исследованиях уточняется психологический аспект содержания понятий конкурентоспособности личности (когнитивный, эмотивный и деятельностный компоненты) (А.С. Строилова); обосновываются критерии и уровни сформированности конкурентоспособности (С.Г. Светунькова, Н.Н. Сидорова, Н.В. Фомин, Н.Л. Христолюбова); обсуждаются условия формирования конкурентоспособности учащихся (Ю.В. Андреева, Р.Я. Ахметшин, И.В. Дарманская, И.М. Ильковская, Н.Н. Сидорова, Ф.Р. Туктаров); вскрывается связь конкурентоспособности и профессиональной компетентности выпускников, анализируется структура готовности учителя к воспитанию конкурентоспособности у школьников и условия его подготовки к такой работе (Т.Д. Деменкова, В.Н. Мезинов, С.А. Потачев, Е.Г. Ростовская, С.Г. Савчук, Н.Б. Тарасова).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что подготовка нового поколения конкурентоспособных выпускников школы является важной составляющей повышения конкурентоспособности государства.

Актуальность исследования обусловлена также выявленными противоречиями:

Между необходимостью использования в образовательной практике понятий «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда», «формирование конкурентоспособной личности» и недостаточной разработанностью их содержания;

Между требованиями общества к повышению качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к саморазвитию конкурентоспособности и отсутствием для этого достаточного теоретико-методологического обоснования и методических разработок;

Между необходимостью создания образовательного пространства, в максимальной степени обеспечивающего личностное развитие (в том числе в плане конкурентоспособности), и недостаточно четким взаимодействием подсистем в школьной практике;

Между требованиями, предъявляемыми современным рынком труда к подготовке конкурентоспособного выпускника школы, и неготовностью преподавателей к обеспечению формирования образовательного пространства, способствующего развитию конкурентоспособной личности.

С учетом этих и других противоречий нами сделан выбор темы исследования – «Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы», сформулирована его научная проблема : каковы специфика, основные направления и педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника?

Объект исследования – образовательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы.

Цель исследования – теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.

Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы будет эффективным, если:

Образовательный процесс в максимальной степени обеспечивает личностное развитие, профессиональное самоопределение, актуализирует качества конкурентоспособной личности и способствует их приобретению;

Будет создана и проверена модель формирования конкурентоспособной личности школьника, содержащая цель, задачи, функции, принципы реализации, структуру, этапы формирования, результат;

Будет выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данной модели;

Осуществлена интеграция информационных и традиционных технологий, обеспечивающая единство, целостность и согласованность внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособной личности.

Задачи исследования:

1. Уточнить, систематизировать и содержательно раскрыть основные понятия исследования.

2. Выявить и обосновать педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе средней школы.

3. Разработать модель формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.

4. Провести экспериментальную проверку гипотезы, апробацию разработанной модели, оценить ее результативность и эффективность предлагаемых технологий.

Методологическая и научно-педагогическая основа исследования выстраивалась в русле ряда исходных положений и ведущих идей философских учений о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, социальной сущности человека и ведущей роли деятельности в формировании личности и ее культуры;

Теории деятельности, личности и ее развития (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков);

Идей педагогической антропологии, рассматривающей человека как субъекта саморазвития и определяющей многофакторный характер целостного процесса формирования его личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

Теоретических положений о развитии личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (В.А. Адольф, П.П. Блонский, Р.П. Жданов, Л.В. Занков, В.В. Игнатова, Г.Ц. Молонов, С.И. Осипова, И.П. Подласый, К.К. Платонов, А.Н. Фалалеев, Г.И. Чижакова, М.И. Шилова);

Концепции внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование (Н.С. Анисимова, Е.В. Баранова, М.Ю. Бухаркина, Е.З. Власова, И.Б. Готская, И.Г. Захарова, В.В. Лаптев, М.П. Лапчик, Н.В. Макарова, А.В. Могилев, М.В. Моисеева, Е.С. Полат, Л.С. Онокой, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, И.В. Симонова, М.В. Швецкий, О.Н. Шилова и др.);

Идей развития конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, Н.В. Борисова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Р.А. Фатхутдинов, Н.В. Фомин, Д.В. Чернилевский);

Интегративно-деятельностного, компетентностного, личностно-деятельностного, аксиологического, информационно-технологического подходов.

Методы исследования. Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов исследования, включающего теоретические, эмпирические, экспериментальные методы, а также статистические методы обработки результатов исследования.

Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез идей различных отраслей гуманитарного знания, сравнительный анализ, моделирование и прогнозирование.

Эмпирические методы: анализ нормативно-правовых документов по модернизации российского образования; проведение опытно-экспериментальной деятельности по практической реализации разработанных материалов исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, метод самооценки, анализа продуктов деятельности, педагогический мониторинг (диагностика уровня творческого саморазвития учащихся, конкурентоспособности учителей и учащихся школы).

Статистические методы обработки результатов исследования: методы описательной статистики, метод статистических критериев для определения достоверности совпадений и различий экспериментальных данных.

Экспериментальная база и этапы исследования.

Экспериментальной базой исследования явились НОУ гимназия «Альтернатива», МОУ гимназия № 11 города Ельца, для сравнения привлекались материалы, полученные в СОШ № 1 и МОУ лицее № 24 города Ельца. Исследованием было охвачено 187 учеников. Исследование проводилось в 3 этапа с 2006 по 2010 годы.

Поисково-теоретический этап (2006 – 2007 гг.) – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, действующих школьных программ, учебников, наиболее распространённых педагогических технологий; выявлялись новые социально-экономические требования к общему уровню подготовки выпускников и, в частности, к их социокультурному развитию; осуществлялся поиск основных направлений повышения результативности обучения и психолого-педагогических предпосылок развития конкурентоспособной личности школьника.

Проектировочный этап (2007 – 2008 гг.) – разработка теоретико-методологических основ исследования; выявление внешних и внутренних факторов, детерминирующих процесс формирования конкурентоспособной личности школьника; моделирование конкурентоспособной личности и процесса её формирования в образовательном процессе школы, содержания и технологий формирования конкурентоспособной личности; теоретически разрабатывались и апробировались отдельные компоненты модели, в том числе и формы обучения, основанные на интеграции традиционных и информационных технологий; проведение отдельных элементов констатирующего эксперимента; разработка мониторинга формирования конкурентоспособной личности школьника.

Экспериментальный этап (2008 – 2010 гг.) – проведение экспериментальной работы; систематизация, интерпретация, математическая обработка результатов экспериментальных исследований; обобщение результатов; уточнение научной новизны, теоретической и практической значимости; формирование выводов, заключения; публикации результатов исследования; подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику общеобразовательных учреждений города Ельца. Результаты исследования оформлены в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

Уточнен педагогический смысл таких понятий, как «конкурентоспособная личность школьника», «конкурентная среда общеобразовательного учреждения», раскрывающих диалектически противоречивый процесс формирования компонентов конкурентоспособной личности учащихся;

Определена специфика компетентностного, личностно-деятельностного, интегративно-деятельностного, аксиологического, информационно-технологического подходов, позволяющих рассматривать формирование конкурентоспособной личности как процесс, который в максимальной степени обеспечивает личностное развитие, профессиональное самоопределение, актуализирует качества конкурентоспособной личности;

Разработана модель формирования конкурентоспособной личности школьника, в структуре которой представлены цель и задачи, подходы и ведущие принципы, педагогические условия и средства, этапы формирования, компоненты и критерии результативности этого процесса;

Выявлена и обоснована совокупность педагогических условий формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы, способствующих успешной реализации разработанной модели. К таким условиям относятся:

организационно-дидактические, включающие диагностику исходного уровня конкурентоспособности учеников экспериментальной группы; педагогический выбор интегративных педагогических технологий обучения школьников;

социально-деятельностные, включающие интегративную учебную и внеучебную деятельность, самообразование школьников;

индивидуально-психологические, включающие диагностику и учет самооценки учеников, модификацию побудительной мотивации обучения, коррекцию ценностных ориентаций личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теории формирования конкурентоспособной личности:

Расширяют представления о сфере применения компетентностного, личностно-деятельностного, интегративно-деятельностного подходов, показывая их продуктивность для разработки концепции формирования конкурентоспособной личности школьника;

Уточняют содержание понятий «конкурентоспособная личность школьника», «конкурентная среда» и обосновывают специфику процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся в условиях созданной в учебном заведении конкурентной среды;

Позволяют углубить научные представления о педагогических возможностях интеграции традиционных и информационных технологий в процессе формирования конкурентоспособной личности школьника;

Обогащают научное знание выявленным комплексом педагогических условий, содействующих формированию конкурентоспособной личности школьника.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы:

В качестве базы совершенствования системы образования и существенного повышения уровня готовности выпускников к дальнейшей деятельности в условиях конкуренции;

При определении путей, средств, технологий формирования конкурентоспособной личности школьника;

Накопленный в ходе исследования эмпирический материал (анкеты, опросники, тесты, методики) могут быть использованы и используются в общеобразовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; тщательными количественным и качественным анализами, подтверждением гипотезы исследования, значительным охватом учащихся и педагогов в проведении педагогического эксперимента, воспроизводимостью его результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конкурентоспособная личность школьника – это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции.

2. Модель формирования конкурентоспособной личности школьника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий.

3. Эффективность формирования конкурентоспособной личности школьника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.

4. Интеграция традиционных и информационных образовательных технологий позволяет надежно достигать намеченные цели, приводя в согласование внешние и внутренние факторы становления конкурентоспособной личности школьника.

5. Конкурентная среда в общеобразовательной школе – это совокупность условий, внешних и внутренних факторов, окружающих человека и воздействующих на него прямо или косвенно, обусловливающая кругозор, стиль мышления и отношений включенных в нее субъектов, стимулирующая в них потребность к соревнованию, социально активному действию, развитию психологических механизмов конкурентоспособного поведения. Чем выше интенсивность конкуренции, тем сильнее должно быть развито конкурентоспособное поведение для адаптации к конкурентной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования . Основные положения и научно-практические выводы диссертационного исследования получили отражение в 12 научных публикациях.

Основные итоги исследования докладывались на научно-практических семинарах и конференциях различного уровня (2007 – 2010 гг.). Результаты исследования внедрены в практику работы муниципальных образовательных учреждений города Ельца: МОУ гимназия № 11, СОШ № 1, МОУ лицей № 24, НОУ гимназия «Альтернатива», МОУ СШ № 15.

Психолого-педагогическая характеристика понятия «конкурентоспособная личность» школьника

Важнейшими задачами, стоящими перед российским обществом и образованием в настоящее время, являются: повышение конкурентоспособности страны на международной арене, в том числе в области образования, а также воспитание конкурентоспособного поколения, готового взять на себя ответственность за будущее страны. Процесс формирования конкурентоспособной личности является сложным, противоречивым и недостаточно изученным. Поэтому проблема формирования и развития конкурентоспособной личности становится одной из важнейших в системе российского образования XXI века, актуальной для современного образования и общества в целом.

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 089 от 5 марта 2004 г. утверждён Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В пояснительной записке к этому документу определены задачи модернизации общего образования, в том числе «... готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Мы уверены, что именно конкурентоспособность открывает личности путь к успеху. Даже в условиях социально-экономического кризиса конкурентоспособные люди переживают его значительно легче, и преодолевают быстрее, поднимаясь затем на более высокий пьедестал .

В настоящее время в России в целом завершился этап общественного неприятия самого термина «конкурентоспособная личность» и наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособной личности в различных сферах. Конкурентоспособность личности как значимая профессиональная характеристика все больше и больше при влекает внимание многих специалистов.

Возникла другая крайность - многообразие подходов и толкований термина «конкурентоспособность» в психологической науке. Более того, термин этот становится часто употребляемым в других науках и областях общественной жизни. Например, в системе экономических наук (конкурентоспособность товара, предприятия, субъекта труда), в педагогических науках (подготовка конкурентоспособного специалиста). Высказывалось мнение о рассмотрении конкурентоспособности как национальной идеи.

Выявление сущности понятия «конкурентоспособной личности школьника» потребовало уточнения таких понятий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда» и др.

Согласно трактовке Толкового словаря русского языка «конкуренция» - это соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ .

Конкуренция (от латинского сопсшто - «сталкиваюсь») - одна из форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп.

Оксфордский словарь английского языка и Словарь Вебстера обозначает конкуренцию словом «competition» - соревнование, конкурс.

Многоаспектность феномена конкуренции отмечает А.И. Юрьев : «Понятие конкуренции далеко выходит за пределы одной экономики. Она проявляется во всех сферах жизни (личной, профессиональной, материальной) и в любых формах: от самых приемлемых, пробуждающих к жизни инициативу, решительность, изобретательность, самостоятельность, до самых отвратительных, включая войну» . Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Биологическая конкуренция - активное соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения .

К вопросу о возникновении конкурентных отношений обращаются многие авторы. По определению И.И. Шмальгаузена, конкуренция - одна из форм борьбы за существование. Биологические предпосылки конкуренции проявляются, согласно Дарвину, в половом отборе, зависящем от преимуществ, которые определенные особи получают перед другими особями того же пола и вида .

Классики психоанализа (3. Фрейд, К. Хорни) считают, что конкуренция сама по себе не является биологически обусловленным явлением, а есть результат данных культурных условий, порождающих соперничество, которое стимулируется в жизни человека с колыбели до самой смерти.

Феномен конкуренции как социального явления, одного из возможных видов взаимодействия (помимо конфликта, оппозиции, соперничества, соревнования, сотрудничества, кооперации, согласия и т.п.) отражен в работах К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Автономова, Ю.В. Андреевой, А.Г. Ас-молова, В.М. Бехтерева, А.А. Бодалева, А.В. Брушлинского, Н.В Гришиной, А.И. Донцова, А.А. Ершова, А.Л. Журавлевой, А.Г. Здравомыслова, И.Г. Ко-куриной, А.Л. Свенцицкого. Данные авторы выделяют семантическое поле понятия «конкуренция» и рассматривают его как социальную ценность, способствующую прогрессу.

Конкуренция занимает большое место и играет важную роль в жизни современного общества. Более того, она является одной из самых насущных и актуальных проблем рыночной экономики, нового общественно-политического уклада в России в условиях глобализации. «Конкуренция - это стремление получить то, что стремится получить еще кто-то другой в то же самое время» . В условиях рыночных отношений конкуренцию определяют не как антагонистическую борьбу, а как соревнование, происходящее по определенным правилам, дающее возможность каждому участнику лучше раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться как личности.

В современном значении слово «конкуренция» коррелирует с такими понятиями, как «соревнование», «борьба», «престиж», «репутация», «карьера», «статус».

Понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее разработанных как в философской, психологической, так и в педагогической литературе. Исследователи объясняют это сложностью самого понятия. Важно отметить, что термин «конкурентоспособность» как научное понятие появился в отечественной педагогике в конце XX века.

На сегодняшний день в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «конкурентоспособность».

По Р.А. Фатхутдинову конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степени удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке, а также способ выдержки конкуренции в сравнении с аналогичным объектом других производителей .

Интеграция информационных и традиционных технологий в образовательном процессе школы для обеспечения цели формирования конкурентоспособной личности учащегося

В процессе модернизации общего образования идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных и новых информационных технологий, а также развитие единой информационной образовательной среды. Таким образом, происходит трансформация традиционного среднего общего образования в информационное, открытое на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

Интеграция является методологической категорией в современных педагогических исследованиях. Она ориентирует на образование таких связей, которые обеспечивают целостность образовательного процесса, образовательных систем, всей системы образования. Одновременно она служит способом познания и изменения педагогической действительности.

Методологической основой интеграции служит философская идея целостности человека и необходимости интегративного подхода к изучению его бытия и деятельности.

Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование . Теория систем определяет интеграцию как состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и как процесс, обуславливающий такое состояние.

Интеграция - начальное условие образования: для того, чтобы система могла работать в режиме образования, она должна соединять, т.е. интегрировать разные педагогические технологии. «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного» .

Согласно исследованиям интегративных тенденций (Т.К. Александрова, И.Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, М.И. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и др.), интеграция определяется как одно из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного образования, которое требует разработки содержания образования, включающего не только научные знания, но и метазнания (приемы и методы познания).

В современном образовании педагогическая технология должна идти в паре с информационной технологией. Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемной частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Применение информационных технологий на уроках, благодаря своей гибкости, является эффективной образовательной технологией. Новые информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможности для творчества, закрепления различных профессиональных навыков.

В настоящий момент уровень применения учителями средств информационных технологий в учебном процессе невысок. Хотя использование таких программ как Excel Microsoft, PowerPoint Microsoft, электронной интерактивной доски позволяет сделать материалы к уроку более наглядными. Класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, что делает труд учителя более рациональным.

Интеграционные процессы сегодня усиливаются при смене парадигмы образования в ходе его интеграции в мировую систему, что требует сохранения традиций отечественной школы.

Как педагогическая категория, интеграция отражает двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату. Интеграцию следует рассматривать как педагогическую категорию через проявление в образовании множества взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогическои деятельности, результат которой представляют физические, душевные и духовные новообразования, отличающиеся относительной устойчивостью, определенностью и законченностью.

В изучение различных аспектов интеграции научных знаний, умений и навыков внесли свой вклад В. Г. Афонасьев, С. И. Архангельский, М. Н. Бе-рулава, М. И. Махмутов, А. В.Усова, А. Я. Данилюк, А. П. Беляева, Н. К. Чапаев и другие ученые. Они исследовали проблемы, связанные с отражением этих вопросовв высшей и средней школе.

В современной педагогической науке настоящая проблема рассматривается в трудах Н. И. Вьюновой, И.Д. Зверева, Л. П. Качаловой, А. И. Тимошенко, В. Н. Турченко, А. М. Егорычева и др.

Анализ научной литературы позволил выделить ряд направлений интеграции: содержательное, которое достаточно условно делится на межпредметную интеграцию-биопредметную (синтез двух дисциплин, например, - литературы и языка, истории и литературы, истории и языка (и мультпредметную) синтез трех и более дисциплин, например, - интегрированное обучение. Создание интегрированных курсов, программ и проектов. Организационно-технологическое, связанное с развитием интегративных форм обучения (интегративный урок, интегративный семинар, интегративная лекция, интегративный экзамен, интегративный день и т.д.), интегративных форм образования (культурно-образовательный центр, гуманитарно-педагогический центр, целостная школа и т.д.), а также интегративных технологий (проблемное обучение, витагенное обучение, контекстное обучение и др.). В эту же группу мы относим интеграцию разновидностей педагогического процесса, например, учебной и внеучебной работы.

Институциональное направление. Во-первых, оно касается внутриобра-зовательных связей (связей и взаимоотношений, во-вторых, внешних связей и взаимоотношений образовательных систем, например, - интеграции гуманитарного образования и фундаментальной науки; вуза, производства и науки; школы и общества и т.д.).

Личностно-деятельностное, выражающее процесс сближения субъект-но-ролевых планов деятельностей участников педагогического процесса. В качестве примера можно привести «формы совместной деятельности» (A.C. Белкин ): опека (максимальная роль взрослых в определении целей и помощи ребенку, низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым); наставничество (решающая роль взрос- . лых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей); партнерство (успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий); сотрудничество (успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу); содружество (высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества).

Еще один интересный пример находим у Н.М. Таланчука , характеризующего «разные уроки, на которых деятельности педагога и учащихся могут выстраиваться с различной мерой интегрированности: учитель рассказывает, а учащиеся слушают (простое сочетание); учитель ставит проблемный вопрос, учащиеся пытаются найти на него ответ, и педагог в случае наибольших затруднений подсказывает им путь поиска (кооперирование деятельности, когда одна деятельность дополняет другую); учитель приходит на урок и делает сообщение о реальной жизненной проблеме...,.способы решения которой ему пока не известны и приглашает учащихся к совместной творческой деятельности (высокий уровень интеграции деятельностей, когда они образуют единое целое)» .

Организация опытно-экспериментальной работы

Формирование конкурентоспособной-личности школьника в образовательном процессе предполагало развитие потребностно-мотивационной сферы личности, формирование ключевых компетенций; активизацию саморазвития личности с помощью эвристических и алгоритмических методов. Как было обосновано в первой главе, именно интеграция традиционных и информационных технологий, по нашему мнению, является ведущим условием формирования конкурентоспособной личности школьника.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы явилась проверка положений гипотезы по материализации модели процесса формирования конкурентоспособной личности школьника в условиях интеграции традиционных и информационных образовательных технологий, что предусматривало реализацию мероприятий поэтапного создания комплекса педагогических условий, включающих образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические аспекты.

Для оценки степени сформированности когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностно-практического компонентов конкурентоспособной личности школьника нами применялись следующие критерии: - когнитивный критерий раскрывается посредством следующих показателей: предметные знания, владение понятиями, терминами, методами научного исследования; - мотивационно-ценностный критерий определяется показателями: интересы, мотивы, направленность личности, ценностные ориентации, способность к эмпатии; - дептельностный критерий соотносится с таким показателем как потребность в применении полученных знаний, умений в практической деятельности. В целях диагностики реального состояния сформированности мотива-ционно-ценностного, когнитивного, деятельностно-практического компонентов конкурентоспособной личности школьника в ходе констатирующего эксперимента были проведены срезы. Специальные «срезы» (оценка развития и саморазвития личностных качеств, характеризующих формирование конкурентоспособной личности школьника) осуществлялись в 9, 10,11 классах. На I этапе эксперимента нами была разработана следующая система мероприятий: 1. Выполнение и анализ диагностического задания по выявлению уров ня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельно стно-практического компонентов у школьников. 2. Индивидуальные консультации, определяющие пути коррекции зна ний, умений конкретных учеников. 3. Целенаправленная работа по формированию знаний и развитию личностных качеств подростков. 4. Включение ребят в познавательную деятельность реального учебно-воспитательного процесса. 5. Выполнение творческих заданий.

На этапе контрольного эксперимента анализировались данные формирующего эксперимента, проверялась эффективность разработанной модели процесса формирования конкурентоспособной личности школьника. При выборе тех или иных форм контроля мы руководствовались такими требованиями, как объективность, валидность, диагностическая ценность, достоверность, репрезентативность, эффективность математической обработки результатов.

Экспериментальное исследование проводились в НОУ гимназии «Альтернатива» и МОУ гимназии №11 для сравнения привлекались материалы, полученные в М0У лицее №24 и Є0Ші№1. В экспериментальную; группу вошли ученики гимназических классов (учащиеся 9-11 классов гимназии «Альтернатива» с углубленным изучением информатики и английского языка, а также ученики 9-11: классов гимназии №11). Всего в эксперименте приняло участие 187 учеников. Выбор образовательного учреждения в качестве экспериментального был обусловлен рядом обстоятельств: 1) общие для общеобразовательных учреждений учебные программы. Любая учебная программа, по нашему мнению, реализует основные функции: фиксирует содержание обучения, устанавливает норматив деятельности учителя и включает лабораторный практикум. Мы проанализировали учебные программы разных дисциплин с целью установить, какие рекомендации получают учителя в методических указаниях к ним и насколько они ориентированы на формирование конкурентоспособности школьников. По мнению ОЛЗ. Кузиной, П;С. Лернера, Н.Ф. Родичева, G.H. Чистяковой «в настоящее время есть острая необходимость преодоления отчуждения школьников от содержания образования, которое не даёт адекватной мировоззренческой картины, не даёт необходимой информации для построения жизненных планов» .

Как отмечают исследователи, учебные программы ориентированы «на приобщение растущего человека к культуре и весьма слабо на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности» [там же]. Но всё же в программах, предназначенных для углубленного изучения дисциплины, в отличие от типовой, подчёркивается практическая направленность образования, повышение познавательной активности, самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений и навыков. То есть эти программы больше ориентируют на деятельностное обучение что, по нашему мнению, положительно влияет на формирование конкурентоспособности учащихся. Мы выяснили, что цели и задачи курсов, предназначенных для классов с углубленным изучением дисциплины и типовых программ общеобразовательных классов, сходны, в них определены требования к объёму и качеству знаний, умений и навыков по годам обучения; поставлены задачи по формированию ключевых компетенций, но нет предложений по реализации данных задач; программы не отражают в полной мере интеграционных процессов, которые актуальны сегодня для образования, а особенно для воспитания конкурентоспособного выпускника; 2) предварительное изучение результатов обучения, итогов проводимых государственных аттестаций, сравнительный анализ состояния изучаемой проблемы показали, что исходный уровень образовательного процесса, учебной работы выбранного нами образовательного учреждения НОУ гимназии «Альтернатива», МОУ гимназии №11 и учреждений МОУ лицея №24 и СОШ №1 практически одинаков.

Содержание опыта работы по формированию конкурентоспособной личности школьника

Предложенная нами модель процесса, формирования конкурентоспособной личности школьника позволяет выполнить проектные описашшэтого процесса. В данном случае модель выступает как прообраз педагогического процесса и является необходимым компонентом проектирования»последнего. Известно, что моделирование - это упрощенное воспроизведение тех или иных ситуаций педагогического процесса. Моделирование педагогической ситуации в процессе формирования конкурентоспособной личности школьника позволяет преобразовать и синтезировать знания, получаемые при изучении, отдельных теоретических дисциплин, и использовать их для решения практических задач. Подобные формы деятельности нашли отражение в нашей практической работе.

Конкурентоспособность как проявляется, так и формируется в деятельности. При формировании когнитивного компонента, конкурентоспособной личности школьника важное значение имеют социально-деятельностные ус ловия, среди которых выделяется способность к самостоятельной работе и самообразованию.

Наиболее действенным в подготовке конкурентоспособной личности школьника может быть метод проектов с использованием информационных технологий. Интеграция этих технологий позволяет не только осваивать предметное содержание, но и способствует, развитию креативных черт личности учащихся, поскольку обеспечивает повышение уровня развития качества продуктов творческой деятельности обучаемых. Для оценки готовности учащихся старших классов к проектной деятельности мы предложили ребятам ответить на вопрос: «Какими видами деятельности вам больше нравится заниматься на уроках?». В опросе участвовало 187 человек, ребята могли выбирать несколько ответов. В 9 графе были следующие варианты ответов: «рефераты», «экскурсии», «совместный уроки по разным предметам», «когда на уроке по одному предмету используют сведения из другого предмета», «на уроках нужен и рассказ учителя, и игра, и, желательно, побольше разных компьютерных анимаций». Как видно из ответов, наиболее популярны лабораторные работы и проектная деятельность.

Работа над исследовательским проектом включает умение формулировать гипотезу исследования, умение составлять план проверки гипотезы, сбор материалов, умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы, умение работать в группе, умение представлять отчёт о проделанной работе. Если вьшускник школы приобретает указанные умения и навыки, он оказывается более адаптированным к жизни, способным ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.

В ходе формирующего эксперимента мы широко использовали метод проектов: в проекты, направленные на приобретение знаний и умений: «Экологическая обстановка Липецкой области» (Приложение 3), «Генно-модифицированные продукты «ЗА» и «ПРОТИВ», «Правильное питание -залог здоровья» и др. Проекты, направленные на закрепление знаний и умений: «Многообразие клеток», «Ферменты и их значение», «Загадка происхождения жизни на Земле», и др. Проекты, направленные на проверку знаний и умений: «Красная Книга Липецкой области», «Наследственные заболевания человека», «Эволюция человека», «Экологические катастрофы и антропогенный фактор» и др. Проекты, подчинённые логике научного исследования: «В мире этикеток» (Приложение 4), «БАДы и здоровье человека», «Причины и последствия глобального потепления» и др. Проекты практико-ориентированного характера: «Мой дом - моя экосистема», «Режим дня и успеваемость», «Кожа - зеркало здоровья», «Серый джин» и др. Краткосрочные (поурочные) проекты: «Белки - основа жизни», «Роль кислорода в развитии жизни на Земле» и др. Экскурсионные, направленные на ознакомление с различными профессиями: «Экопродукты и пищевые добавки» (посещение ФГУЗ центра гигиены и эпидемиологии в Липецкой области), «Реликты Липецкой области» (посещение заповедника Галичья гора), «Сок или свежий фрукт?» (посещение Лебедянского консервного завода) и др. Внеурочные (долгосрочные) проекты: «Экология души» (о влиянии Интернета и компьютерных игр на психологическое состояние подростков) и Др. Элективные проекты в рамках элективных курсов: «Азбука выживания в экстремальных условиях» (в рамках элективного курса «Практическая биология») и др. Проекты в лабораториях: «Пластиды в растительных клетках», «Ферменты и их значение», «Пепси - напиток современной молодёжи» и др. Проекты в природе: «Участники пищевой цепи на пришкольном участке», «Межвидовая борьба у растений пришкольного участка» и др. Проекты в школе: «Неформалы. Кто они?», «Православие и иные веры» и др.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность. Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются: способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия; умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения; энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности; открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту; Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности: Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует. В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования. Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев. Творческий потенциал личности и условия его развития: Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен; реализует право личности на свободу; является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом. Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность. Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью. Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов. Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность. Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно. Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства. Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики. М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Мотивация творчества: Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению. Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег. Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть. При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего. Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств. Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. " Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании

Функционирование нынешнего общества требует личностей, как говорят, с определенной «начинкой», то есть таких, которые способны адаптироваться к чрезвычайно сложных условий жизнедеятельности, рыночной экономики, борьбы за высший (лучший) статус в обществе, систематически овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, преодолевать препятствия, достигая поставленной цели, при этом не причиняя вреда своему психическому здоровью и сохраняя психическую устойчивость. Бесспорно, речь идет о конкурентоспособную личность.

Что же такое конкурентоспособность? Согласно словарю советских времен, под конкуренцией понимали антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение якнайвищого прибыли. Кроме экономической, существует и биологическая конкуренция - отношения активного соревнования между лицами одного или разных видов за средства существования и условия размножения. За И.И. Шмальгаузеном, конкуренция - одна из форм борьбы за существование.

Специалисты США считают, что конкурентоспособность состоит из двух частей:

  • поддержка жизненных стандартов, которые постоянно повышаются;
  • сохранения позиций лидера в мировой экономике.

Президентская комиссия США по конкурентоспособности в промышленности предложила следующее определение этого понятия: это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках, за одновременного поддержания или повышения жизненных стандартов, равных или выше, чем у конкурентов. То есть это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития.

Рядом с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособную экономику, науку, культуру и о конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность - это такая личность, которая способна быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения позитивного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии.

Сфера деятельности конкурентоспособной личности. С учетом вышеизложенного, подробнее рассмотрим основные направления анализа конкурентоспособности личности. В смысловом аспекте можно выделить как минимум три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и ее самосознания.

О первой из них - сферы деятельности, то здесь имеющийся спектр аналитических вопросов, касающихся деятельности, с которыми сталкивается личность, поскольку их субъективная значимость для нее отнюдь не однозначна. Отсюда, в частности, возникает необходимость рассмотрения профессиональных установок, интересов, направленности личности и др. При этом важным аналитическим задачей является выяснить их обусловленность.

Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, это связано с переходом к рыночной экономике, поскольку новые профессии не имеют корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой - происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которая также страдает от изменений в современных условиях.

Доказано, что длительное время конкурентоспособной может быть только человек, который занимается любимым делом, что дает ему удовольствие, несмотря на большие временные и энергетические затраты.

В конкурентоспособной стране, по мнению Грейсон и о"делл, ее гражданам необходимо иметь:

  • высокий средний уровень функциональной грамотности;
  • определенные основы знаний по математике, статистике, научной методологии;
  • способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и действовать;
  • знания о мире (речь идет об знания по истории, географии, экономики, языковой подготовки);
  • умение работать в коллективе; способность к ответственности;
  • способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям.

Разумеется, с помощью психологического анализа можно выделить гораздо большее количество собственно психологических характеристик, необходимых для успешного вхождения в «рынок профессий», чем те, что их выложили упомянутые авторы. Нужно отметить, что структура профессиональной деятельности в целом является универсальной и состоит из трех компонентов:

  • постановка профессиональных целей и задач;
  • выбор средств и способов решения задач;
  • анализ и оценка деятельности.

Центральным, базовым образованием профессиональной деятельности, что предопределяет и процесс, и результат деятельности, является система действий специалиста. Выделяют две принципиально отличные друг от друга системы: а) система подавления и принуждения; б) система содействия, создание условий для эффективной совместной деятельности. Конечно, систему действий, как и всю структуру профессиональной деятельности, определяет личность специалиста и прежде всего его личностная направленность и профессиональная компетентность.

1. Теоретическая часть 4

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии 5

2.Исследование личности по методикам 10

2.1 Методика1: «Психогеометрические тесты» 10

2.3 Методика 3: «Символические ценности» 17

ВВЕДЕНИЕ

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

За последние десятилетия произошли значительные перемены в сфере образования, что привело к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями - потребителями подготовленных специалистов.

Выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу. Нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.

Личностью человек не рождается, а становится. Его развитие происходит на протяжении всей жизни. ВУЗ – это один из неотъемлемых периодов, который без сомнения откладывает свой отпечаток на формирование личности, а также установление конкурентоспособных качеств. Мы становимся более самостоятельными, пытаемся выделиться на фоне других учащихся с помощью своих знаний умений, конкурентоспособных преимуществ и навыков.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности, а также раскрыть понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности». Возможно ли развить «конкурентоспособность», учась в ВУЗе. Будут проанализированы проблемы формирования конкурентоспособности молодых специалистов в современных рыночных условиях, выявлены закономерностей влияния социально-экономических условий на формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов. Результаты данной работы я постараюсь использовать для повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации использования моего трудового потенциала.

    Теоретическая часть

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии

Конкуренция и конкурентоспособность являются одной из самых актуальных проблем рыночной экономики. Данной проблематикой занимались специалисты различных областей научных знаний: экономики, биологии, социологии, педагогики и других. Нам потребуется раскрыть социально-психологическую природу конкуренции и конкурентоспособности организации и специалиста, выявить различия между конкуренцией и другими видами взаимодействия, такими как соревнование, конфликт, партнерство, сотрудничество .

В биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды - пищи, света, воды, убежищ и т.д. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

В повседневной жизни конкуренция присутствует в отношениях и детей, и взрослых, женщины конкурируют между собой ничуть не меньше, чем между собой мужчины.

Конкуренция - форма организации межличностного и социального взаимодействия, которое позволяет достичь целей в условиях противоборства с людьми, которые добиваются той же цели.

Конкурируют буквально все. Дети не могут поделить качели, юноши - девушек, взрослые конкурируют в бизнесе, спортсмены - за олимпийские медали. Так, желание быть первым, заложенное в человеке природой, развивает скорость мысли и реакции. Конкуренция сопровождается личной вовлеченностью, активизацией субъекта действия, деперсонализацией представлений о противнике .

Существует положительная и негативная конкуренция. Положительная позволяет развиваться, стремится к лучшему, а негативная не оставляет места для борьбы за что-то, она основана на погоне за тем, чтобы быть единым и наилучшим.

Конкуренция сама по себе несет положительный эффект . Без нее не было бы совершенствования организационных структур, повышения профессионализма и качества в работе, социального развития, творческих процессов.

Конкуренция вызывает зависть . Не завидуют только те люди, которые счастливы, которые уверены в себе и имеют цель. У них просто нет времени на это, так как они сосредоточены на своей цели, тем более что зависть мучает человека. В социальных науках эмпирические исследования (связанные с чувственным опытом) конкуренции основаны на теории игр, разнообразных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих проявление соперничества между участниками.

Конкурентная ориентация может быть формальной и неформальной; условия могут быть равные и неравные; могут быть более важны отношения или решение задачи. Говорится о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (должны учитываться интересы других). Надо уважать и поддерживать социальные нормы, учитывать принцип справедливости во взаимодействии и в результатах. В кооперативном взаимодействии ценится равенство и взаимное уважение . В конкурентном узакониваются борьба за выигрыш, по правилам (дуэль) и без правил.

Как правило, конкуренция исключает сотрудничество. Однако если люди цивилизованные, то они вполне могут сочетать одно и другое: умные конкуренты могут быть одновременно и друзьями, и сотрудничать между собой. Мудрые люди действительно понимают, что конкуренты объективно полезны для их же собственного развития: они не дают расслабиться, стимулируют думать, плюс на их же находках хорошо учиться самому.

Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество - в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. Можно сказать, что сотрудничество - более дорогие, более эксклюзивные отношения, до которых людям и организациям нужно еще дорасти.

Структура и содержание конкурентоспособности личности определяется индивидуально-психологическими и инди­видуально-типологическими особенностями личности. Согласно теории А. Ф. Лазурского и исследованиям В. М. Русалова, С. Д. Бирю­кова, Е. В. Токаревой, Е. Л. Холодцевой, Дж. Грейсона, Р. Хауса и др., основные характеристики конкурентоспособности - это активность, мотивация к успеху в профессиональной деятельности. Социально-востребованные качества молодых специалистов являются важными среди внутренних пси­хологических факторов, определяющих конкурентоспособность. Психологическими условиями развития конкурентоспособности молодых специалистов , согласно исследованиям Е. А. Подосинниковой, являются: личностные - определяющие уровень конкурентоспособ­ности и деятельностные - определяющие динамику и направление развития конкурентоспособности .

Под конкурентоспособностью личности понимают совокупность интегральных психологических и личностных характеристик, определяющих со­держание личностно-деятельностного, когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент является системообразующим, доминирующим, определяющим качественную характеристику других показателей в целостной структуре конкурентоспособной личности. Важнейшими составляющими конкурентоспособности будущего специалиста выступают: мотива­ция к приобретению ключевых компетенций; профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.

Определять конкурентоспособность личности, прежде всего, надо такими внешними условиями, как наличие конкурентной среды и конкурентов, мотивация успеха и достижений (социальных и материальных), наличие противоречий между вне­шними требованиями профессии, среды и уровнем знаний, умений и навыков человека в профессии - как движущей силы развития его конкурентоспособности .

В отличие от понимания конкурентоспособности как сопер­ничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции, один из разработчиков концепции конкурентоспособности личнос­ти Л. М. Митина определяет данный феномен как «...способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравст­венно». То есть конкурентоспособная личность рассматривается как система , реализующаяся посредством внешних и внутренних условий, носящую динамический характер. Это озна­чает, что конкурентоспособность, как системное качество личности, подчиняется диалектико-материалистическому принципу детерми­низма, где внешние причины действуют через внутренние условия. Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства .

Конкурен­тоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко - потенциала личности), а в современном понимании - конкурентных преимуществ челове­ка.

В исследованиях Асмолову А.Г креативность, как комплекс интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей личности, которые позволяют генерировать новые идеи, инновационные предложения, находить пути нестандартного их решения и внедрения в практику, является основополагающей кон­курентоспособности. Конкурентно способная личность - это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. Учитывая, что творческие способности - это способность развития деятельности по собственной инициативе, я считаю, что конку­рентоспособность личности определяется творческим потенциалом личности.

Предлагаем Вам на рассмотрение отрывки из книги "Психология развития конкурентоспособной личности " Митина Л.М.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003 г.

Жизнедеятельность ребенка - сложнейшая психическая реальность, которую можно представить в виде многомерного пространства, включающего в себя три взаимосвязанных пространства: личность, деятельность (учебная и внеучебная) и общение (системы взаимодействии и взаимоотношений).

Развитие ребенка осуществляется в преодолении противоречия между его спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением). По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень развития самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Темперамент считается наиболее устойчивой и слабо изменяемой характеристикой личности человека, которая проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойствах нервной системы, о собственном типе темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека по поведенческим проявлениям.

Выделенные П. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа-Галена, П. П. Павлов описывает их следующим образом:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип - САНГВИНИК . Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип - ФЛЕГМATИК . Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - ХОЛЕРИК . Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип - МЕЛАНХОЛИК . Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте, причем он является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания и среды. Таким образом, воспитание в принципе не влияет на темперамент . В то же время изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному индивиду темперамент. Здесь речь идет в основном о привычках и навыках, о характере, интересах пли мотивах, которые, будучи зависимыми прежде всего от воспитаниям среды, оказывают решающее влияние на поведение индивида.

Лидерские качества личности.

«Энергоизбыточностью», как правило, обладают люди, которых принято называть лидерами. Лидерство как сторона человеческих отношений и взаимоотношений существует столько, сколько существуют человеческие отношения.

К основным, наиболее распространенным в социально-психологической литературе теориям лидерства относятся следующие: теория черт лидера, теория лидерства как функции группы, теория лидерства как функции ситуации.

Согласно «теории черт» лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»), а лидер - человек, обладающий такой суммой индивидуальных качеств, которые позволяют ему занять доминирующее положение в любой жизненной ситуации (Р. Стогдилл, Е. Богардус и др.). Такие качества и умения имеют главным образом врожденный характер. Исследования лидерства детей и подростков показывают, что действительно, лидерами становились те дети, чьи индивидуальные качества давали им преимущества перед другими (большая физическая сила, волевая активность и темперамент, интеллектуальное превосходство и др.). Но обращение исследователей к явлению лидерства у взрослых показало, что здесь лидеры имеют преимущество скорее за счет социально-ролевых характеристик их деятельности, чем за счет индивидуальных черт (Волков И. П., Емельянов Ю. Н., 1973; Петровский А. В., ЯрошевскийМ. Г., 1998).

«Лидер - это тот человек, - пишет В. И. Румянцева, - который непременно совершает поступки, что не свойственно каждому человеку. Нередко поступки лидера неординарны, исключительны, оригинальны. Пожалуй, именно в поступках проявляется индивидуальность лидера, его неповторимость» (В. И. Румянцева, 1996. - С. 17).

«Дельфины» и «Акулы»

Развитие конкурентоспособной личности, детерминировано не только «энергоизбыточностью», но, главное, социально-психологически ми (нравственными) характеристиками ее взаимосвязи с обществом, отношением к другим людям, себе, делу, духовным ценностям. Интересную типологию представили Р. Андерсон и П. Шихирев, проведя водораздел между людьми, занимающимися предпринимательской деятельностью и бизнесом, назвав их «АКУЛАМИ» и «ДЕЛЬФИНАМИ». Наиболее принципиальные различия между «дельфинами» и «акулами» усматриваются в тех правилах поведения, которых они придерживаются и которые состоят в том, что «дельфины» развивают доверие и контакты, стремятся говорить правду, не торопятся делать выводы, фантазируют, сомневаются. «Акулы» имитируют доверие и не верят никому, потребности других не имеют для них значения, не уступают, не философствуют, стремятся к однозначности решений и т. д.

Гибкость - это, по нашему мнению, разнообразие и адекватность, проявляемые как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических).

Развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях. Вот почему проблема гибкости, прежде всего эмоциональной гибкости, является одной из наиболее важных в развитии конкурентоспособной личности.

Неудачи – это хорошо!

Маяк в океане жизни

Бомбы или крылья?

Вырасти Наполеона!

Осанка счастливого человека

Почему так важно заниматься спортом?

Учитель – жизнь

Иди за ребенком

Кое-что о таланте

Получай пощечины всю жизнь

Ключ к успеху

Какую школу я выбираю?

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов