Нужна ли школе «светская этика»? «Основы светской этики», или Зальем пожар керосином! Зачем надо знать основы светской этики.

06.01.2024

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Проект текстового оригинала
учебного пособия для учащихся

Москва


2009
Россия – наша Родина

Вы узнаете

Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твое поколение

Чем богато наше Отечество.

Что такое традиции и для чего они существуют.

Основные понятия

Россия. Отечество. Родина. Духовные традиции.

Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Ты и твои сверстники – младшее поколение. Твои родители – старшее поколение. Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

В каждом поколении люди трудились, учились, самоотверженно боролись за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране. Одно поколение передавало следующему родной язык, жизненный опыт и знания, место проживания, умножало духовные и материальные богатства. Так исторически развивалась наша страна.

Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений.

Мы любовно называем нашу страну родиной, потому что родились в ней. Жизнь твоей семьи, всего народа, к которому принадлежишь ты и твои предки, проходит в России.

Священный долг каждого гражданина России любить свою Родину, укреплять её могущество и благосостояние.

Предыдущие поколения накопили и сохранили для потомков огромные богатства. Природа России разнообразна и сказочно богата. Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей. Но, все же, главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов России.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.

Так происходит не только в обществе, но и в семье. Вспомните, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья.

Духовные традиции содержат такие же простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от болезней, от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

Сегодня ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие традиции будут изучать твои одноклассники. Все вместе вы и есть юный народ единой России, чья жизнь основана на многообразии и единстве великих духовных традиций.

Вопросы и задания

Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Важные понятия

Традиции (от лат. Tradere – передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся: христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

Что такое светская этика

Вы узнаете

Что изучает наука этика.

Что такое философия.

Что такое светская этика.

Основные понятия

Этика. Философия. Мораль. Нравственность. Добро. Зло.

Этика - это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Слово этика придумал около 2500 лет назад Аристотель. Он жил в Древней Греции и был философом. Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости. В Древней Греции все науки назывались философией. Аристотель считал, что этика есть часть философии и учит тому, как правильно себя вести и сделать счастливым себя и других людей. С тех пор этика есть часть философии.

Этика изучает Этика изучает мораль и нравственность. Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово нравственность. Поэтому часто слова мораль и нравственность можно использовать одинаково.

Этика не просто изучает, как люди себя ведут и почему они так поступают. Ведь люди могут поступать не только хорошо, но и плохо. Этика изучает, какие поступки являются хорошими или плохими, добрыми или злыми? В жизни людей всегда было много бед и страданий. И сегодня в мире существуют бедность, насилие, войны, некоторые люди лгут, крадут, обижают друг друга, мучают животных. Но есть много хороших людей. Они дружат, любят других, помогают и заботятся о них. Этика старается понять, почему одни люди совершают хорошие и добрые поступки, а другие делают плохо другим или себе? Этика учит Этика учит тому, что нужно делать, чтобы хороших людей было больше. И как их заслуженно вознаградить. Но мало самому быть добрым. Надо еще и бороться со злом. Трудно дружить с плохим человеком. Тот, кто совершил плохой поступок, должен быть наказан. Поэтому этика изучает, как это сделать правильно, чтобы наказание было заслуженным? Можно сказать, что главная задача этики, это ответить на вопросы, как сделать жизнь людей лучше?

Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика. Светская этика возникла раньше многих современных религий Светская этика возникла раньше многих современных религий , которые включили в себя некоторые идеи светской этики. Но и светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях.

Слово «светское» означает нерелигиозное Слово «светское» означает нерелигиозное. (Определение религии?) Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих. (А религии так не считают?)

Можно сказать, что светская этика изучает вопросы о том, как самостоятельно совершать поступки и строить отношения с другими людьми с точки зрения человеческих представлений о добре и зле (а в религии нечеловеческие представления? Зачем вообще упоминание о религии тут). Это нелегко, и люди иногда ошибаются в своих поступках и оценках, но постепенно, помогая друг другу, люди учатся быть лучше. И хорошая жизнь людей зависит от них самих.

Вопросы и задания

Что изучает наука этика.

Кто придумал это слово?

Что такое философия?

С помощью родителей дай свое определение понятий «нравственность», «мораль».

Основные понятия

Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Философия (от греч. фило- любовь и софия- мудрость) - «юбовь к мудрости.

Мораль – привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека. Все это вместе можно обозначить словом «нравы», отсюда произошло слово нравственность.

Культура и мораль

Вы узнаете

Что означает слово «культура».

Как возникла мораль.

Чем отличается природа от культуры

Основные понятия

Культура Мораль (нравственность)

Культура в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это вторая природа. Культура – это вторая природа.Далекие предки людей предки людей (не люди шили одежду????) стали строить дома, шить одежду, добывать и готовить пищу, создавать разные орудия и инструменты. Постепенно у людей появилось сознание (т.е. дома строили бессознательно), возник язык, с помощью которого они смогли общаться и передавать свои знания детям. Чтобы облегчить свою жизнь, люди стали объединяться (значит сначала они жили поодиночке?). Так появилось общество. Пытаясь понять мир и объяснить, как возник человек, люди создали религию. С течением времени (сначала религия, потом понимание красоты?) они стали понимать красоту, так возникло искусство. Все это – части культуры, среды обитания, созданной человеком.

Создавая материальные и духовные ценности, люди поняли, что если делать всё сообща, помогая, а не мешая друг другу, то результаты будут гораздо лучше. Строить дома, охотиться, выращивать зерно и печь хлеб, воспитывать детей – все это нужно было делать сообща (значит опять сначала были атомы и даже не стаи высших приматов?). Так возникли представления о долге и обязанностях человека. (Как «так»? у обезьян тоже есть совместная деятельность. Значит, и этика у них есть?)

Кроме того, люди узнали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то это облегчает совместную жизнь. А если отлынивать от работы, ссориться, обманывать друг друга или красть чужое, то это делает жизнь людей хуже. Так постепенно возникают идеи о хорошем и плохом, о добре и зле.

В результате люди стали поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Для того, чтобы передавать знания о добре и зле последующим поколениям, люди стали создавать моральные нормы (правила) поведения. Для того чтобы хороших людей стало больше, они стали воспитывать детей, приучая их к хорошему поведению. Так возникает мораль (нравственность) как важнейшая часть культуры.

Как было сказано ранее, культура – это вторая природа. Главное отличие природы от культуры в том, что природа может существовать и без человека. Культура же создается трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, возделывать, ухаживать за ней. (Человек ухаживает за культурой?)

Мораль не только создана людьми, но так же, как и культура, нуждается в постоянной заботе о ней. Кроме того, в отличие от природы, нет одной культуры. Каждый народ в разное время создавал собственную культуру. Эти культуры существуют вместе и обогащают друг друга. (если культуры обогащают друг друга, значит, они единосущны. Радикально иное не может быть воспринято) Мораль (нравственность) так же делают людей лучше (если нет одной культуры, то нет и одной морали. И как же тогда можно говорить что мораль делает лучше, если представление о лучше-хуже постулируются как разные?). Поэтому очень важно изучать культуру и мораль не только своей страны и народа, но и других стран и народов. (разве можно взять чужую мораль? Мораль, а не кухню чужой культуры? Если есть переход этических сюжетов – значит, и отчуждения в этой области между этими к культурами и ранее не было).

Вопросы и задания

Приведи пример совместной работы с родителями, друзьями или одноклассниками.

Как ты думаешь, какие были бы результаты, если работал бы ты один?

Важные понятия

Культура (от лат. K???ultura –возделывание, воспитание, образование) исторически определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.


Особенности морали

Вы узнаете

Что культура бывает духовной и материальной.

Мораль есть особый вид духовной культуры.

Основные понятия

Культура. Материальная культура. Духовная культура. Мораль.

Культура включает в себя не только предметы человеческого труда (материальную культуру), но и представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовную культуру). Иногда духовную культуру называют духовно-практической, потому что от мыслей и знаний людей зависит, как они поступают. Существует много разных видов духовной культуры. Так, например, политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения политическая культура – это идеалы и ценности жизни людей в государстве, законы (право), по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Религиозная культура рассказывает людям о высшем существе (боге), о традициях поклонения ему и общения с ним, о тех правилах, по которым должен жить человек, если он верит в бБога. И есть мораль, как совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.

В чем же особенность морали как вида духовно-практической культуры? Чем она отличается от других ее видов?

1. Моральные нормы не являются писанными. Это не значит, что моральные правила нигде нельзя прочитать. Есть много источников, из которых можно узнать о них. Это религиозные книги, труды ученых, литературные произведения и фильмы, герои которых говорят о морали. Моральные нормы можно найти и в законах. Большинство законов государства, в том числе и российского, основаны на моральных нормах (например, «не убий», «не укради»). Есть родители и учителя, которые говорят нам, как стать добрыми. Иначе в большинстве других видов духовно- практической культуры. Так, например, законы государства должны быть обязательно записанными, чтобы человек мог знать и исполнять их. Религиозные нормы поведения записаны в священных книгах (только в религиях Книги) (т.е. учения о том, как верить в бога). Но нет единого свода (списка) моральных норм, обязательного для всех. Человек должен сам, изучая разные культуры (без этого не станет добрым? Значит крестьянин, который ничего не знал о верованиях чужеземцев, не был добрым?), читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться быть добрым. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек научается самостоятельно выбирать моральные нормы. Это не означает, что они могут быть любыми. Человек должен научиться выбирать только такие нормы, следуя которым жизнь окружающих его людей, а значит и его жизнь становится лучше (как это определить, если общей морали и культуры нет?).

2. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Во многих духовно-практических видах культур есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Например, в российском государстве существует милиция. Милиционер – это человек на службе государства, который следит за тем, чтобы люди не нарушали законы. Если люди будут их нарушать, то жизнь в обществе станет хуже. Нарушая правила дорожного движения, например, переходя улицу на красный свет, человек создает угрозу жизни себе и другим. Делать этого нельзя, и закон это запрещает. Милиционер – это человек на страже закона, и он может наказать за нарушение закона. В морали ничего подобного нет. В области морали нет «моральных организаций», как и нет особых «моральных стражей». Но это не означает, что нет никого, кто бы «следил» за моралью. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание людей. О хорошем, добром поведении заботятся родители и родственники в семье, учителя в школе, друзья. У взрослых это так же и те люди, с которыми они работают. И конечно, сам человек. Это означает, что от каждого человека в значительной степени зависит, каковы те моральные правила и нормы, по которым живут он сам и окружающие его люди. Именно от него зависит, какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, будут проходить мимо, не обращая внимания на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное - не осудить другого, а помочь ему стать лучше. Тогда и хороших людей станет больше.

Вопросы и задания

Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?

Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны.

Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?

Важные понятия

Материальная культура – предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила.

Мораль - совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла.


ч. 1

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

Материал подготовила Катерина Кожевина

материалы

Систему ЕГЭ одобряют 23%, не одобряют 64% россиян. 30% опрошенных уверены, что с введением ЕГЭ стало легче поступить в вузы, 39% придерживаются обратного мнения. При этом 71% россиян считают, что объективнее оценивает знания прежняя система вступительных экзаменов в вузах, 15% – что нынешняя

Повторение пройденного материала.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Вспомните тему первого урока.

Игра-интервью:

  • Каких героев России вы знаете?
  • В чем их заслуги перед отечеством?
  • Каких русских писателей, художников, композиторов вы знаете, чем они знамениты?
  • Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины?
  • Кто это, в чем их заслуги?

Прочитай пословицы и закончи их

Подумай над значением пословиц

Что нового ты узнал на уроке?

Что такое духовный мир человека?

Духовный мир человека – это знания, информация, которая содержится в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми.

Что такое культурные традиции?

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Для чего они существуют?

Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Назови несколько традиций, принятых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Основные понятия

В Древней Греции все науки назывались философией .

«Фило » — любовь, «София » — мудрость. Получается, что философия – любовь к мудрости.

Аристотель считал, что этика – часть философии .

Этика изучает мораль.

Мораль — это привычки, обычаи, правила поведения. Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».

Слова «мораль» и «нравственность» синонимы.

Люди бывают разные

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

Выбор

  • Что нужно делать, чтобы самому стать добрым и чтобы хороших людей стало как можно больше?
  • Надо ли наградить человека, сделавшего добро?
  • Как наградить?
  • Как сделать жизнь людей лучше?

Выбор

В повседневной жизни мы часто оказываемся в ситуации выбора того или иного поступка, действия, стиля поведения.

Как вам поступить:

Ответы на эти и многие другие подобные вопросы далеко не всегда даются нам легко и просто.

Как поступить? Каждый день человек сталкивается с необходимостью выбора.

Чтобы принять правильное решение, а главное – сделать свой нравственный выбор, о котором потом не пришлось бы жалеть, нужно иметь чёткие представления о нравственных ценностях, или, как их именовали древние греки, об «этических добродетелях».

Нравственный выбор

Кроме того, надо обладать такими качествами, как ответственность и воля, ведь в конечном счёте твой поступок – это всегда выбор между добром и злом.

И ещё нужно иметь в виду, что нравственный выбор должен быть свободным в своём проявлении, так как даже самый прекрасный поступок, совершённый по принуждению, не имеет нравственной ценности.

Ну, честным надо быть, добрым, трудолюбивым, в общем, человеком надо оставаться…

Светская этика предполагает

Светская этика предполагает, что человек сам может определить,

  • что такое добро, а что такое зло,
  • что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим,
  • что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.

Закрепление изученного

  • Что такое этика?
  • Что значит «светская этика» и что она предполагает?
  • Кто был основателем науки «Этика»?
  • Что означает слово «мораль»?
  • Что помогает понять светская этика?

Проверка знаний

Работа в парах

Пройдите тест по материалам урока, чтобы проверить себя (см. Дополнительный материал к уроку).

Творческое задание

Подберите синонимы к словами Родина, Россия, Отечество, патриот, флаг, президент, духовные ценности.

Ответы оформите в виде таблицы.

Беседа дома

  • Что ты расскажешь членам своей семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика ?
  • Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика ?

Сообщение для родителей учащихся 3 классов.

О выборе модуля «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи:

  1. Дать информацию о различии понятий «этика» и «этикет».
  2. Ознакомить родителей с целями и задачами модуля «Светская этика».
  3. Кратко познакомить с учебником «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Некоторые путают понятия этика и этикет, воспринимая эти слова как близкие по значению.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» - из латыни.

Заглянем в словарь: «этикет» означает форму, манеру поведения , правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Этикет расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.

Этика же – это философская наука , объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, о нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики» составляют:

  • Рабочие программы Книга для учителя
  • Книга для родителей Учебник «Основы светской этики»

Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Помогает решить задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина, ложь и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

На слайдах вы можете видеть содержание учебного модуля «Светская этика»:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Что такое светская этика?
  • Мораль и культура.
  • Особенности морали.
  • Добро и зло.
  • Добродетели и пороки.
  • Свобода и моральный выбор человека.
  • Свобода и ответственность.
  • Моральный долг.
  • Справедливость.
  • Альтруизм и эгоизм.
  • Дружба.
  • Что значит быть моральным?

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Нравственный поступок.
  • Золотое правило нравственности.
  • Стыд, вина и извинение.
  • Честь и достоинство.
  • Совесть.
  • Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
  • Джентльмен и леди.
  • Этикет.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений – в данном модуле достигается не в полном объеме.

Но есть и множество положительных результатов освоения модуля «Основы светской этики»

  • Так у детей проявляются таких качества как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям. Дети учатся анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
  • Осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысливают тексты различных стилей и жанров, учатся слушать собеседника, вести диалог.
  • В ходе занятий закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Модуль «Основы светской этики» тесно связан с другими школьными предметами.

Так на занятиях и дома, дети пишут сочинения, работают с пословицами, сказками, притчами, былями разных народов, выполняют презентации, делают рисунки, узнают историю своей семьи.

Ответы детей на вопрос «Чему вы учитесь на уроках?» и « Нужен ли данный предмет?» вы можете увидеть на слайде.

«Учусь добру; учусь быть культурным;

Учусь дружить; учусь уважать других;

Учусь честности, справедливости; помогать людям;

быть внимательным и милосердным;

Уважать родителей и старших;

Стараться не совершать плохих поступков, понимать других, не быть эгоистом»

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.

  • Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание того, как важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
  • Всячески поддерживайте это в ребенке.

Выбор за Вами, уважаемые родители.


2 Слайд

Коллективная работа.

Что такое этика ? Как вы определите значение этого слова?

Запишите определение в рабочий лист.

Пояснения учителя:

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

«Спор»

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю.

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать...

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Беседа.

Как вы думаете, кто сильнее? Почему?

Почему спор Добра и Зла не закончился?

Чью сторону вы выберете для себя? Почему?

Вывод: Этика - наука о добре и зле.

Кого можно назвать основателем этой науки? Зачитайте.

Что определяет понятие «светская» ?

Запишите пояснение в рабочий лист.

Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль ? Что обозначают эти понятия?

Выпишите определения этих понятий в рабочий лист.

Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный» ?

Вывод: Этика - наука о морали.

Осталась ли у вас информация, требующая пояснения?

3 слайд

-Сформулируем вывод о том, что мы узнали из учебной статьи. Для этого закончите мои предложения:

Светская этика изучает ………

Слова мораль и нравственность - это синонимичные понятия, которые обозначают ………

Светская этика помогает разобраться …..

Светская этика помогает ответить на вопросы ….

4 слайд

Пояснения учителя:

Кто следит за выполнением законов?

Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?

Кто следит за выполнением правил морали?

Какое наказание может быть за нарушение норм морали?

Кто следит за соблюдением нравственных норм?

Вывод : Законы в государстве устанавливаются специальными органами, и специальные организации следят за их исполнением, наказание за их нарушение предусматривается одинаковое для всех. Моральные же проступки отслеживаются самими людьми, социумом, близким окружением, наказание - в виде осуждения, порицания. Нравственную оценку поступку дает сам человек.

5 слайд

Теперь, когда мы знаем, что такое светская этика, давайте разберемся с понятием религиозная этика.

Рассмотрите иллюстрации на слайде. Прокомментируйте, какая из них иллюстрирует правила религиозной этики. Как вы догадались?

Прокомментируйте, о каком обычае идет речь? (Благословление на ратный подвиг, защиту отечества).

Вспомните, о чём и о ком вы рассказывали в начале урока. Как вы думаете, противоречат ли нормы светской и религиозной морали?

Вывод: и светская, и религиозная этика предписывают людям моральные, нравственные поступки, и в этом смысле эти две науки не противоречат друг другу.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов