Басня обоз мораль другие произведения. Анализ басни Крылова «Обоз»: произведение, актуальное в современном мире

09.11.2019

Чтобы подготовиться к уроку по басне Крылова Обоз, стоит познакомиться с самой работой и сделать анализ этой басни. Так вот, в работе писателя речь идет о двух лошадях, старой опытной и молодой горячей. Лошади везли телеги с горшками и нужно было сойти с очень крутой горы. Старая лошадь делала все не спеша и продумывала каждый свой шаг, поэтому горшки были целыми. Молодая же лошадь поспешила, хотела сделать быстрее и лучше и как итог, горшки оказались все разбиты. Вот такая краткая суть произведения.

Смысл и мораль басни Крылова

А теперь давайте раскроем смысл басни Крылова, а также выделим мораль «Обоза». Суть заключается в том, чтобы показать читателю, насколько важно в нашей жизни продумывать свои действия и к чему может привести необдуманность и торопливость. При этом в басне автор использует аллегорию, посвящая произведение военным событиям 1812 года, когда шла война с Наполеоном. В образе старой лошади изображается Кутузов с его мудростью и военной тактикой. Он дорожил войском и смог принять решение об отступлении, чтобы потом вновь напасть и прогнать противника. В образе же молодой лошади показан Александр Первый. Он не поддерживал Кутузова, критиковал его военную тактику, и из-за своей торопливости, поспешным действиям в итоге проиграл Аустерлицкое сражение.

Какова мораль басни Обоз? Как известно, все басни имеют мораль. Есть мораль и в басни Крылова и она четко прослеживается в последних строчках произведения. Она заключается в том, что только со стороны кажется, что мы можем сделать лучше то, что делается сейчас другими. Даем советы, требуем их применения, а когда доходит до дела, наши советы к хорошему не приводят. Вот и получается, что примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже.

Послушайте басню Крылова «Обоз» прямо сейчас

Басня «Обоз» впервые появилась в журнале «Сын Отечества» 1812 г., ч.II, №7, ноябрь. Сюжет этой басни является оригинальным и связан он с событиями Отечественной войны 1812 года.

В басне молодая Лошадь критикует опытного Коня, который медленно и осторожно спускает с горы воз с хрупкими горшками. Когда старый конь благополучно скатил свой воз с горы, молодая Лошадь храбро понеслась вниз. В итоге, ее воз опрокинулся в канаву, и все горшки разбились.

Появлению басни предшествовал сложный для России эпизод Отечественной войны 1812 года. Оставление Москвы в руках неприятеля и ее разорение и вслед за тем бездействие главнокомандующего должно было неминуемо возбудить всеобщий ропот и горькие нарекания. Все желали решительного боя, ждали его под стенами Москвы. А между тем, Кутузов, никому не открывая плана истребления армии Наполеона, спокойно и настойчиво приводил его в исполнение – старался ослабить врага, уклоняясь от решительной развязки. Весьма естественно, что общественное мнение вооружилось теперь против него. Сам император вменял ему в вину, что он не дал вторичного сражения под Москвой. Следствием этого был рескрипт (документ, подписанный императором ) на имя главнокомандующего, полученный им за несколько дней до Тарутинского сражения: «Я и Россия вправе ожидать с вашей стороны всего усердия, твердости и успехов». Но Кутузов не изменил своего плана, несмотря ни на упреки, ни на порывы своих сподвижников. Он был уверен, что бесплодное сидение Наполеона в разоренной Москве не может не ослабить французское войско и ожидал удобного момента для решительных действий.

Крылов, понимая замысел Кутузова, в басне «Обоз» пытался подействовать на нетерпеливое общественное мнение. Он сравнил старого полководца с добрым конем, который принял на себя всю тяжесть государственной колесницы и не дал ей скатиться под гору. Крылов в своей басне сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности «старой лисицы», как назвал Кутузова Наполеон.

Только написав басню «Обоз», Крылов прочитал ее семье вельможи Оленина, начальника Публичной библиотеки. Закончил чтение басни Иван Андреевич следующими строками:

«Все кажется в других ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь еще хуже»

После чтения басни Крылов сказал, что Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет.

Независимо от исторического значения басни, в ней заключается и общее нравоучение. Под первым конем подразумевается человек, поживший на свете, который любое дело ведет терпеливо, рассудительно, не торопясь, не на авось, а потому все у него выходит не скоро, но споро. Под вторым конем понимается человек молодой, самонадеянный, который, поскольку еще не испытывал никаких неудач в жизни, думает, что для него все возможно, что он умнее всех и для всех может служить примером. А как сам примется за дело, так и бухнется с этим делом в канаву.

Поэтому недаром говорит пословица: «Тише едешь, дальше будешь», то есть, если делаешь не торопясь, осмотрительно, с рассудительностью, так не придется переделывать, а потому и закончишь раньше торопливого, да и сделаешь лучше, вернее. Так бывает в любом деле: чуть только поспешишь – как раз насмешишь.

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле, - у них совсем ничего не получится.
Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю. Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань. - так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!» - это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами, - Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников. Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка - это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» - самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, всё совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» - заявил он посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому- что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике,
приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный. да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна. Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам.
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни И.А. Крылова частично выражена в эпилоге и заключается в том, что многие люди часто предлагают поспешные и непродуманные решения, не вникнув должным образом в ситуацию. Когда же они сами оказываются перед необходимостью решать сходные задачи, попытка реализовать свои беспредметные амбиции приводит к катастрофе. Прежде чем давать советы, надо сначала увидеть проблему изнутри, а не пытаться найти решение наскоком. В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, сходными с той, что описана в басне. Например, часто болельщики ругают спортсменов, совершающих какие-то ошибки, и, сидя на трибунах или перед телевизором, дают им разнообразные советы. Но понятно, что, выпусти их на поле,- у них совсем ничего не получится. Басня учит вдумчивости, умению правильно оценить свои силы и распределить их, а также предостерегает от поспешных советов.
В качестве примера можно привести такую историю.
Раньше у нас на лестничной клетке был сосед, которого звали Стёпа. Он был мой ровесник, и когда мы гуляли во дворе, он часто играл вместе со всеми. Он был совершенно безалаберным хвастуном и терпеть не мог, если кто-либо из ребят рассказывал о каких-то своих успехах. Говорили про Диму, который вместе с отцом ездил в горы на Тянь-Шань, - так Стёпа кривился и обязательно влезал. «Легко!»- это было его любимое словечко. Упомянула Светка о том, как сложно ухаживать за цветами,- Стёпа ухмылялся: «Подумаешь!» Решал Гена, который до прошлого года учился в математической школе, сложные задачки для старшеклассников, Стёпа продолжал презрительно щуриться. Сам он при этом никуда не ходил, ни во что толком играть не умел, да и учился так себе. Однако советы раздавал направо и налево, считая себя самым знающим человеком. И вот однажды к Генке пришёл один парень из его школы, но того дома не было, а парень очень торопился. Он был Генкин одноклассник, и учительница по математике его не любила и постоянно спрашивала, хотя он совсем не любил математику, а хорошо знал историю и географию. Кроме этого, он уже несколько лет занимался карате. Так вот, во дворе сидел один Стёпа. Они как-то перекинулись словечком, и Стёпа в своей манере объяснил, что Генка - это ерунда и он эту математику знает не хуже. Надо сказать, что Стёпа учится на класс старше, и генкин одноклассник попросил его помочь. «Легко!» - самоуверенно согласился тот. Оказалось, конечно, вес совсем не легко. Но не мог же Степан признаться в этом! «Тут и делать-то нечего!» -заявил он, посмотрев на задание. И стал с ходу вписывать решение. Генкин товарищ подвоха не учуял, о чём сильно пожалел, потому что в школе сам вызвался к доске изобразить правильное решение домашнего задания, надеясь заработать хорошую оценку. Получил он в результате единицу и запись в дневнике, приглашающую в школу родителей в связи с издевательским поведением их отпрыска. Учительница-то подумала, что ей решили отомстить и сорвать урок такой непотребной глупостью. Был скандал. Как и учительница, Генкин одноклассник был оскорблён в лучших чувствах. Был он парень решительный, да ещё к тому же и каратист. Степану пришлось заплатить за всё сполна: Невольно вспомнишь басни Ивана Андреевича Крылова, который писал почти двести лет назад:
Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам; А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже.

С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Мораль басни "Обоз"

Часто люди, смотря как что-то делают, считают, что они намного результативнее выполнили бы это. И хотя часто прежде они ни разу не брались делать ничего похожего, они советуют другим, как надо делать, думая, что них лучше получиться, ну а когда им поручают это же у них выходит еще хуже.

Тут двойная мораль: старой и молодой лошади. Мораль старой - не следует слушать неопытных, даже когда те уверяют, что справляться лучше и быстрее — надо при этом помнить народную мудрость, что не может испортить борозды именно старый конь.

Мораль молодой - нужно всегда принимать советы тех,у кого опыта больше, даже если на по вашему мнению их способ неправильный или медленный.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов