Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту

31.01.2024

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пкшкина

«Поэту» (1830г) и В. Брюсова «Юному поэту «(1896г)

В. Брюсов

Юному поэту.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета

только грядущее – область поэта

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

А.С.Пушкин

Поэту (1830)

Поэт! не дорожи любовию народной.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Ты царь: живи один. Дорогою свободный ум,

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умееешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Русская поэзия – одно из замечательных явлений мировой культуры.

Стихи русских поэтов отличаются высокой человечностью, светлым взглядом

на жизнь, богатством мысли и умением передать тончайшие оттенки чувств и

настроением.

Истинная русская поэзия всегда, во все трудные и страшные времена, была на высоте. Из поколения в поколения передавался ее свободолюбивый характер, боевой, задорный дух, не сломленная вера в прекрасное будущее.

Многие из поэтов задумывались над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Гумилев, Брюсов, Твардовский… оставили свои размышления на эту тему. Все они твердо знали о незавидной, трудной участи поэта. Но, наверное, все были солидарны с Пушкиным, гордо провозгласившим: “Мой жребий пал: я лиру избираю! “

Предо мной два стихотворения, которые разделены временем. Более

полувека отделяет сонет А.С. Пушкина “Поэту” (1830 г) от стихотворения-послания В.Я. Брюсова “Юному поэту” (1895г).

Первое, что бросается в глаза – сходство названий. Преемственность

заглавий в русской поэзии известна еще со времен Г.Р. Державина. Это говорит

о преемственности не только темы, идеи, но и о собственном видении поэтом

проблемы, дополнении темы своим, отличным от других, миропониманием.

Оба стихотворения посвящены теме поэта и поэзии.

Схожа и форма. Это монолог, обращенный к собрату, к товарищу по перу.

Схожа и идея.

Поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.

(у Брюсова)

Не требуя наград за подвиг благородный

(у Пушкина)

Значит, и Пушкина, и Брюсова волновали и тревожили одинаковые вопросы:

каким должен быть поэт, какими качествами должен обладать, каким будет тот,

кто придет им на смену. Поэтому оба поэта выбирают одинаковую стихотворную

форму – дружеское послание, в котором ненавязчиво дают свои советы, проверенные временем.

Сходство чувствуется и в композиции: оба идут от тезиса к выводу. Но

у Пушкина советы более аргументированны, чем у Брюсова, у которого все остается за строкой, он только намекает, констатирует.

Например, у Брюсова:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

У Пушкина:

Поэт! не дорожи любовью народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Безусловно, это связано со временем написания. Пушкин писал свой сонет в годы “черной реакции”, наступившей вследствие разгрома восстания декабристов. На себе он испытал и “суд глупца”, и “смех толпы”./ Характерная особенность для Пушкина: он использует перифраз “холодная толпа”- это высшее общество /. Но поэт шел туда, “куда влечет свободный ум”. Он боялся, что не все его собратья по перу останутся “твердыми”, “спокойными”. Поэтому, так подробно разъясняя, убеждает своего сотоварища идти “дорогою свободной. Свободной от “толпы”, от “глупца”, ибо “ты царь: живи один”… Усовершенствуя плоды любимых дум. Поэт – царь. Прекрасное сравнение! “Всех строже оценить умеешь мы свой труд”

Ведь поэт – “взыскательный художник”, он умеет признать свои ошибки, верный своему слову и назначению.

В.Я. Брюсов – человек другого времени. Его послание написано в 1896г. В России эпоха безвременья, назревает революционная ситуация. Русские поэты – символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности. Это мы видим и в данном стихотворении. Поэт считает, что “только грядущее – область поэта.’’ Его и надо проповедовать, ждать, прославлять. Брюсову – символисту свойственны пророческие ощущения. И его советы юному, начинающему поэту,– это пророческие напутствия, которые он дает в доверительной манере:

Первый прими: не живи настоящим.

Помни второй: никому не сочувствуй.

Третий храни: поклоняйся искусству.

В.Я. Брюсов считал искусство самоценным. Его часто критиковали за рационализм, корили за холод, проникавший в его поэзию. Но упорный труд, самоотверженную работу поэт ставил превыше, отсюда и “поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно.”

Оба поэта обращаются не к отдельному, конкретному человеку (хотя названия даются в единственном числе). Они обращаются к предполагаемому собеседнику, своим последователям. Таким образом, стихотворения приобретают общечеловеческое значение.

Строфика, синтаксическое и логическое построение стихотворений подчиняются творческому замыслу поэтов.

У А.С. Пушкина – цель стихотворения – вселить уверенность в свои силы. Если поэт будет доволен своим трудом, “пусть толпа его бранит и плюет на алтарь, где твой огонь горит…” Пушкин, верит, что поэт настоящий будет относиться к себе строжайшим образом, постоянно совершенствовать свой труд.

У В.Я. Брюсова – желание помочь юноше “со взором горящим” себя полюбить, т.е. поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца гордо нести знамя Поэзии, поклоняться искусству, т.е. чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца.

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Концовка брюсовского стихотворения ассоциативна.

Вспоминаются слова Жуковского, посвященные Пушкину: “Победителю – ученику от побежденного учителя”.

Стихотворения одинаковы по построению, стилю. Оба используют односоставные предложения (это создает доверительную атмосферу), бессоюзные предложения, обращения. У Пушкина обращение состоит из одного слова: “Поэт!” У Брюсова оно распространенное: “юноша бледный со взором горящим,” “юноша бледный со взором смущенным…” Изменение одного прилагательного – эпитета о многом может сказать. Читатель домыслит и представит этот образ, который автор таким образом дает в динамике. Предполагаемый лирический герой молодой, неопытный, не знающий жизни юноша. Но зато он полон желания и огня встать на тернистый путь. Автор использует прекрасный метафорический эпитет – “со взором горящим, который помогает нам представить этого “бледного” юношу. Он и испуган, и взволнован – слушает- то мэтра поэзии символистов! Автор предостерегает его от соблазнов, жизненных трудностей. И своими советами он смутил героя, т.е. заставил задуматься.

Инверсии, используемые Брюсовым, помогают почувствовать внутреннюю потребность автора в напутственном слове. Это не желание поучать – это стремление научить, поддержать.

У Пушкина же предполагаемый собеседник безлик. Читатель не может представить его, “увидеть”. Здесь виден сам поэт. Следовательно, стихотворение Брюсова более конкретно.

Стихотворение Пушкина богаче и разнообразнее по использованию изобразительных средств. Обилие эпитетов (“восторженных похвал”, ”минутный шум”, “смех толпы холодной”, “дорогою свободной”, “свободный ум”, “подвиг благородный “…) создает образ самого поэта, талантливого, смелого, твердого в своих убеждениях, свободолюбивого. Свобода для него – это полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Антитезой “толпа – поэт” Пушкин отстаивает “суверенность” поэта.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Пушкин выбирает свободу – свободу полную, безграничную, не обусловленную

ничем.

Используя перифразы “смех толпы холодной”, “толпа его бранит”, “суд глупца”, автор рисует ярко и убедительно общество, в котором так неуютно, тяжело ему жилось.

Сравнение и метафоры убеждают читателя, что для автора поэзия священна, она – “алтарь”, “где… огонь горит”, т.е. душа, желание служить Отечеству, “добрые чувства”.

У В.Я. Брюсова изобразительных средств практически нет, кроме метафорического эпитета “юноша со взором горящим”.

Но стих его напевный. Этому способствуют инверсии, анафоры, ассонанс (гласные о, и, е – протяжные, певучие), аллитерация (сонорные:’’ л’’ -

самый звучный, мелодичный согласный, ‘’ р ‘’– придает силу, энергию).

Все в стихотворении внутренне связано друг с другом, все однонаправленно, говорится в едином порыве чувств, точно на одном дыхании.Слог торжественный, этому способствует лексика: ‘’грядущее’’, ‘’ныне’’, ‘’завет’’.

Все клаузулы в стихотворении женские. Сплошная женская рифмовка во всем стихотворении встречается не часто (из поэтов 19 века она характерна Фету). Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные. Сплошная женская рифма сообщает стихотворению большую степень композиционной сжатости. Благодаря женской рифме каждый стих и строфа в интонационном отношении оказываются не вполне законченными. В последнем слове стиха отсутствует завершающий интонационный удар, поэтому невольно ждешь продолжения.

Стихи не расчленяются – каждый стих требует следующего. Зато в концовке сосредоточена вся сила стихотворения. Она такая, что к ней нельзя прибавить ни одного слова:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Он верит в преемственность, в то, что на земле не иссякнут яркие поэтические таланты.

Брюсов использует четырехстопный дактиль. Стихотворение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Рифма точная, открытая и закрытая.

Пушкинский сонет состоит традиционно из 2-х катренов и 2- терцин

Рифма точная, закрытая. Это придает стихотворению торжественность, величавость. Отчасти это получается и благодаря цезурам (паузами в середине стихотворной строки), которые усиливают ритмичность стихотворения. Мужская рифмовка чередуется с женской, что придает течению речи необходимую плавность и гибкость.

Оба стихотворения насыщены общественно – политическим звучанием.


По случаю в третий раз перечитал «Республику Южного Креста» Валерия Брюсова.

Сразу по первому прочтению эта повесть поразила невероятным для своего времени сюжетом и новаторскими стилистическими находками. Она настолько опережала свое время, что в это просто не верилось.

И вот теперь я решил разобраться. Очень похоже на то, что Брюсов просто-напросто изобрел жанр зомби-апокалипсиса. То есть он был первый. Задолго до появления чего-то подобного на Западе. Об этом конечно там никто не знает, а тут если и знают, не придают значения.

При этом «Республика» - не какая-то там туманная предтеча, что-то притянутое за уши в качестве отдаленного в веках зачатка.

Нет, вот она - живая, яркая, сжатая проза - бери и делай хоть комикс, хоть шутер, хоть киношку. Ничего не придется осовременивать, замрачнять и подкровавливать. Там и так мракота, насилие через край и безостановочный экшн.

Разберемся поподробнее. Не буду останавливаться на теме зомби - в западной литературе это понятие появляется в 30-х годах ХХ века, завезено, понятно, с Карибов. С апокалипсисом тоже все ясно - и Откровение Иоанна Богослова, и множество апокрифических сочинений о светопреставлении - это все оно.

Из чего-то более менее к нам приближенного в голову приходит «Война миров» Уэлса 1897 г. Хотя тут я специально не разбирался, но по крайней мере это пример канонического нф-апокалипсиса.

А вот глобальная пандемия, психическая, мистическая или другая какая эпидемия, превращающая людей в кровожадных безумцев, живые трупы, маньяков-вампиров, в общем-то, что вылилось в отдельный жанр - зомби-апокалипсис, впервые появляется на страницах печатного издания только в 1954 году - я говорю про роман Ричарда Мэтисона «Я - легенда».

Потом эстафету перехватило кино - Джордж Ромеро, ну и жанр зацвел бурным цветом.

Я почитал Википедию, несколько профильных статей и тем на форумах. Неужели ничего раньше Мэтисона не было? Не-а, не было, по крайней мере я не нашел.

Брюсов за 40 с лишним лет написал повесть, которая содержит все элементы, включенные в современный канон жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Загадочное заболевание, сначала проявляющее себя эпизодически, быстро перетекает в тотальную эпидемию, попытки остановить распространение ни к чему не приводят. Заболевшие чрезвычайно агрессивны, склонны к проявлению крайних форм насилия причем немотивированного. Объявляется карантин. Паника, хаос, технологический коллапс. Полная изоляция территории распространения. Спорадически получаемые отрывочные сообщения из зоны бедствия шокируют подробностями происходящего кошмара. Орды осумашедшевших психопатов штурмуют оборонительные укрепления. Сообщения прекращаются. По прошествии порядочного количества времени соседние государства решаются ввести войска на закрытую территорию. Все в ужасе от произошедшего и кое-где продолжающегося безумия.

Добавим к этому интересный сеттинг и небанальную симптоматику самого заболевания. Повествование от лица журналиста, описывающего произошедшую катастрофу, перемежается вставками из как бы реальной газетной хроники.

Брюсов успевает в небольшой объем повести включить немало эпизодов, которые постеснялись бы показать в современных ванильных зомби-муви.

Все это - невероятный уровень не только для жалкой российской жанровой фантастики того (да и любого) времени, но и по западным меркам - нечто выдающееся.

Надо в учебники по литературе включать, пусть школьники знают, кто их лефт фо дет придумал!

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа» , где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни .

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Юному поэту»

влиянием классической литературы «золотого» века. Это хорошо заметно в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова.

Он - один из теоретиков русского символизма, стоял у его истоков. Как-то он воскликнул, говоря о символизме как литературном направлении: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя! А этим вождем буду Я! Да, Я!»

этих писателей и поэтов были заложены основы эстетики данного направления. Символизм нашел свое отражение не только в литературе, но и в изобразительном, а также театральном искусстве. Истоки западного символизма исходят из философии Артура Шопенгауэра, немного из философиН Фридриха Ницше и некоторых других философов.

Западные поэты-символисты в своих стихах обращались к средневековому искусству, в них сквозило апокалиптическое восприятие мира. Например, в стихотворении А. Рембо «Пьяный корабль»:

Но я, затерянный в кудрях травы летвйской, я, бурей брошенный в эфир глухонемой, шатун, чьей скорлупы ни парусник ганзейский, ни зоркий Монитор не сыщет под водой, - я, вольный и живой, дымно-лиловым мраком пробивший небеса, кирпичную их высь, где б высмотрел поэт все, до чего он лаком, - лазури лишаи и солнечную слизь...

Символизм как таковой предполагает выдвижение на первый план субъективного начала, отодвигая назад социальное. Существующая действительность находит отражение в двух планах: мистическом (символическом) и реальном. Поэт-символист познает мир через приобретенный духовный опыт. Символ многозначен, он рождает ассоциативную связь, поэтому в стихах поэтов-символистов нет четкого сюжета или же он вообще отсутствует. Западный символизм оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, как, впрочем, и русской. Русский символизм берет свое начало из западною символизма, откуда он перенял многие эстетические программы, но, тем не менее, у русского символизма есть ряд своих особенностей. Во-первых, русский символизм зародился в достаточно неспокойное время, а потому имел еще более апокалиптическое мировосприятие, чем западный, во-вторых, а русский символизм проявлял немалое внимание к личности, ее роли в истории, к сути вселенского процесса. Что касается жанров, то русские поэты-символисты большое внимание уделяли форме, а потому особой популярностью пользовался сонет. По словам Брюсова, символизм предполагает искусством как «постижение мира иными, не рассудочными путями». Сам процесс творчества для поэтов-символистов был подсознательным видением тайных смыслов, а выражением всего тайного мог быть только Я символ. Символ давал поэтам возможность по-разному трактовать его смысл.

Брюсов, как поэт-символист, изложил программу этого литературного течения в стихотворении, которое называется «Юному поэту»:

Третий храни: поклоняйся искусству,

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду Я бойцом побежденным,

Это произведение было написано в 1896 г. - и напечатано в сборнике «Это- я». Оно находится в самом начале поэтической карьеры писателя. Взгляд на сложившиеся облик творческой личности и цель ее деятельности В. Я. Брюсов убежденно выразил в стихотворении «Юному поэту»: Только грядущее - область поэта. Поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Основа стиха не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее. Возможно, поэт хочет найти точки соприкосновения человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы.

«три завета». Автор, имея большой жизненный опыт, обращает внимание молодых поэтов на то, чтобы они преклонялись искусству, любили себя, никому не сочувствовали. Он готов уступить место настоящему великому поэту, пасть «побежденным бойцом» перед его талантом. Основа стиха в поэзии Брюсова - метафора, создающая образ, символ. Автор использует аллитерацию и ассонанс, употребляет эпитеты («горящий», «бледный», «смущенным», «побежденным»). В этом стихотворении присутствует перекрестная рифма: «горящий» - «настоящий», «завета» - «поэта», «беспредельно» - «бесцельно». Все эти приемы придают удивительную музыкальность произведения. Брюсов передает в слове не предмет, а впечатление от него. Размер стиха - ямб.

«Юному поэту» масштабно. Ведь оно принадлежало не обычному человеку, а создателю поэзии, своей силой проникающей в тайны мира. Вот почему поклонение искусству само по себе, по словам автора, «бесцельно». Стихи Валерия Брюсова читаемы до сих пор, они прошли испытание временем. Связано это, прежде всего, с тем, что поэт признавал возможность «другой позиции», не замыкался в рамках формального эксперимента. Однажды он сказал: «Как нашему Брюллову, мне хочется воскликнуть: «Дайте мне свод небесный, я распишу его весь!» Я один написал бы целую литературу, был бы поэтом, математиком, романистом, историком, критиком, драматургом... Дайте мне тысячу рук, чтобы писать. Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в моей душе и мыслях!»

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июня 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящение.

В основе стихотворения лежат три завета, данные лирическим героем будущему поэту. Заветы представлены в форме повелительного наклонения («Не живи настоящим», «никому не сочувствуй» и т.д.), что довольно необычно. Создается впечатление, будто это не наставления, а приказы. Возможно, так и есть, ведь лирический герой всей душой желает процветания русской поэзии.

Кроме того, в этих трёх заветах чётко просматривается программа символистов, к которым и принадлежал В. Я. Брюсов. К примеру, первый совет таков:

«Первый прими» не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта»

Лирический герой призывает юного поэта формировать будущее своей страны, вести её к процветанию. Он считает, что это главная обязанность символистов.

«Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, бездумно, бесцельно»

Иными словами, поэзия как смысл жизни. Только она – сфера жизненных интересов, единственное стремление, главная цель. Стоит также отметить, что областью искусства должен быть внутренний мир поэта, его ощущения, эмоции, желания, чувства, мысли, мировоззрение.

Интересно, что стихотворение совершенно небогато на художественные средства. Минимальное количество «украшений» и форма поэтической программы, четко излагающей основные постулаты символизма, дают понять, что стиль произведения скорее публицистический, нежели художественный.

В стихотворении два действующих лица: лирический герой, который, собственно, и дает наставления, и юный поэт, которому эти советы адресованы. Как мне кажется, заветы даны не кому-то конкретному, а, скорее, всем начинающим поэтам того времени.

Таким образом, данное стихотворение – это своеобразная программа символистов, отражение их взглядов на искусство. Но в то же время его можно называть необычным завещанием потомкам. В. Я. Брюсов стремился передать будущим поэтам всю накопленную им мудрость и спасти их от возможных ошибок.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов