«Развитие фонематического слуха у детей с ТНР». Рекомендации для родителей

13.12.2023

Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

Семинар – практикум для родителей

«Формирование фонематического восприятия через игру»

подготовила и провела учитель – логопед: Глухих С. А.

Цель: Познакомить родителей детей с понятием «Фонематическое восприятие», обосновать необходимость его развития, дать рекомендации по осуществлению данного направления в домашних условиях. Продемонстрировать некоторые виды игровых заданий, помочь родителям ими овладеть.

План:

    Что такое фонематическое восприятие, фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие ре

    Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

    С помощью каких упражнений можно развивать фонематические процессы (практическая часть).

    Подведение итогов, вопросы родителей.

    Памятки для родителей по формированию фонематического слуха.

Ожидаемый результат: Обучить родителей конкретным приёмам коррекционной работы. Стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству.

Содержание:

(Слайд 2)

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Л.С.Выготский

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» - «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.

К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

    Правильно произносить звуки;

    Четко произносить слова;

    Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

    Успешно освоить письмо и чтение.

Предлагаю вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка.

Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами.

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало?»

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик,

погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание

каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры

определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается.

Количество игрушек увеличивается.

Игра «Дятел»

воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании или подаче звука на любом инструменте.

«Дятел дерево долбит,

Эхо точно повторит:

I – I, II – I, I – II – I»

Игра « Найди колокольчик »

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

Мяч, ударяясь о пол

Шарик, перекатываясь в стеклянной банке

Газета, если ее разрывать

Перелистывание книги

Резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.

Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

Игра: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо); мяучит кошка, мычит корова, квакают лягушки и т.п.

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

    Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса

    • говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.

      Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);

      Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.

      Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

    Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

    Коровы и теленка (му-му);

    Козы и козленка (бе-бе);

    Свиньи и поросенка (хрю-хрю);

    Гуся и гусенка (га-га);

    Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

    Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку
    (например, коровы или теленка).

    Третья ступенька – дифференциация слов близких

    по звуковому составу.

    Игра «Правильно – неправильно»

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

    Ком – ком – кот – ком

    Дудка – будка – будка – будка

    Игра «Доскажи словечко (рифму)»

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

      Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась … (шишка)

      Тише, Танечка, не плачь

      Не утонет в речке … (мяч)

      • Мы собирали васильки,

      На головах у нас … (венки)

        Ветер, ветер, ты могуч,

      Ты гоняешь стаи … (туч)

        На ветке не птичка -
        Зверек-невеличка,
        Мех теплый, как грелка.
        Зовут его... (белка).

        Ты не бойся - это гусь,
        Я сама его... (боюсь).

        Грязнулю всегда
        Выручает... (вода).

        В дом войти боится вол:
        - Подо мной прогнется... (пол).

        Свистнул чижик:
        - Фью, фью, фью!
        Я с утра росинки... (пью!)

      Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

      К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

      Игра «Четвертый лишний»

      Педагог произносит несколько слогов, например:

      На-на-на-па

      Дети определяют, что здесь лишнее (па).

      Затем слоговые ряды усложняются:

      На-но-на ма-ма-мо-ма

      КА-ка-га-ка ти-ки-ти-ти

      Па-ба-па-па ва-ва-ву-ва

      Чистоговорки.

      Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

      Ба-ба-ба - у дороги два стол... (ба).

      За-за-за - уходи домой, ко... (за).

      Ти-ти-ти - на Луну ле... (ти).

      те-те-те - сядем в темно... (те).

      Лю-лю-лю - лук зеленый я по... (лю).

      Фе-фе-фе - посижу я на со... (фе).

      Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

      Пятая ступенька – дифференциация звуков.

      На этом этапе дети учатся различать фонемы (звуки родного языка).

      Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.

      Игра «Не ошибись» («Зажги фонарик»)

      Я буду называть ряд звуков, когда услышишь звук А , хлопни в ладоши (зажги фонарик):

      УОАИОААИОАУИОАИАОАУА

      Игра «Угадай-ка»

      Педагог раздает детям картинки с изображением волка, девочки, птички, и объясняет:

      Волк воет – у-у-у

      Девочка плачет –а-а-а

      Птичка поет –и-и-и

      Педагог произносит звук кратко;

      Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов и объясняет:

      Красный кружок соответствует звуку (а), желтый (у), зеленый (и)

      Аналогично учимся различать согласные звуки.

      Игра "Звук заблудился".

      Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла Доски на гору везем,

По дороге вдоль села. Будем строить новый ком (дом).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Шестая ступенька – формирование навыков элементарного

звукового анализа.

Игра «Загадки»

Я прочитаю вам загадки, вы отгадайте загадку, правильно выделите в слове –

отгадке первый звук :

«Испугается – бежит,

Остановится – дрожит»

(заяц)

Назовите первый звук в слове зззаяц?

«Растет она в земле,

Известна в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире».

(картошка)

Назовите первый звук в слове – отгадке?

«И дома играем, фонематический слух развиваем»

Правильно слышу – хорошо говорю!

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Фонематическое восприятие

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Первый уровень

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно» . Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень

Различение слогов.

Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Пятый уровень

Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Шестой уровень

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

    Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет:

    Кирилова Е.В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Консультация для родителей «Всё о фонематическом слухе»

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по восприятию и различению звуков речи, установлению звуковой структуры слова.
Другими словами, фонематический слух - это способность различать звуки родного языка, отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам.
Как формируется фонематический слух на протяжении дошкольного возраста?
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам.
Уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого.
В 5 месяцев ребенок различает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему речи. Примерно с 6-7 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги. В 1 год ребенок произносит отдельные облегченные слова (дай, бах, мама и т. д.) К концу первого года жизни, по данным Н. Х. - Швачкина, слово впервые начинает служить средством общения, быстро расширяется запас понимаемых слов.
К 2-м годам ребенок может обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, затем появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять прилагательные и местоимения.
Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи (Н. Х. Швачкин, А. И. Гвоздев) констатируют, что фонематический слух оказывается сформированным.
Итак, к 2 годам жизни ребенка, по данным специалистов, фонематический слух сформирован у нормально развивающегося малыша.
Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться.
В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие - умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других.
Этот период является сензетивным для обучения детей звуко-буквенному анализу, операциям мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различные звукокомплексы: сочетания звуков, слоги, слова. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы.
При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом.
С развитием фонематического восприятия развивается навык слухового контроля за своим произношением.
В чем значение фонематического слуха?
1. От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи.
Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
У детей с недоразвитым фонематическим восприятием отмечается незаконченность процессов артикулирования (отсутствие в речи тех или иных звуков, замены звуков, нестойкое употребление звуков в речи, искажения звуков.)
2. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры. В норме развивается лексико-грамматическая сторона речи, отсутствуют грамматические ошибки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу - высшей ступени развития фонематического восприятия. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия ребенка как важного элемента подготовки к школе.
Вначале надо обязательно отметить, что вся работа по формированию фонематического восприятия в детском саду строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей, а также согласно методикам по обучению детей грамоте. Ориентируясь на задания специалистов, важно проявлять и свою инициативу, занимаясь с ребенком дома.
В настоящее время существует много литературы, адресованной родителям для занятий с детьми дома. Можно посоветоваться с воспитателями, логопедом д/с по приобретению определенного пособия для работы со своим ребенком дома, начинать заниматься.
Важно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Как правило, в книгах представлены игры и упражнения разной степени сложности.
Что необходимо рассказать ребенку прежде всего? Прежде всего объясните, что наша речь состоит из слов, а слова - из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет (крот-рот; снаряд - наряд и т. д.) То же произойдет, если неправильно произносить звуки (рак - лак, лук-жук) Поэтому важно хорошо слышать и произносит все звуки.
Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И, Э. Гласные звуки всегда произносятся с более или менее открытым ртом. Губы, язык, зубы «не мешают» голосу проходить через рот, не преграждают ему путь.
Гласный звук можно долго тянуть, петь.
Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своем пути преграду: язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определенного звука.
Покажите ребенку, как произносятся звуки М, Б, Д, Р,
Произносите отдельные звуки четко с несколько утрированной артикуляцией. Называйте согласные звуки без призвука Э - не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так, как он звучит в конце слов ДОМ, СОМ, КОМ.
Объясните ребенку разницу между глухим и звонким звуком: при
произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании, а при глухом звуке - нет.
Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой этот звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 000 «Аистенок»

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Дидактические игры и упражнения для развития фонема тического восприятия и слуха детей среднего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ № 000 Егорова Оксана Валерьевна

Ульяновск

Игра «ЭХО»

Цель: Упражнять фонематический слух и точность слухового восприятия.

Ход игры:

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”)

Игра «ЖИВАЯ АЗБУКА»

Цель: Развивать звуковое различение.

Ход игры:

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.


Игра «ПУТАНИЦА»

Ход игры:

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Игра «ЗАКОЛДОВАННОЕ СЛОВО»

Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ слов.

Ход игры:

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырех буквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

Игра «ПОЧИНИМ ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход игры:

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот, повторяет услышанное на ухо, следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Цель: Развивать слуховое внимание, учить отчетливо, произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию.

Ход игры:

Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» - спрашивает он. Дети: «Лягушонок».- Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка громко».


Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

Игра: «КРАСНЫЙ - БЕЛЫЙ»

Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Ход игры:

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Игра: «НАЗОВИ СЛОВО»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока слова с заданным звуком.

Ход игры:

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Игра: «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, учить выделять их из группы слов, развивать фонематический слух.

Ход игры:

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Игра: «НАЙДИ ПАРУ»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

Коза-коса мишка-мышка кит-кот

Трава - дрова крыша-крыса усы-осы

Катушка-кадушка каска-маска ком-сом

Уточка-удочка мак-рак дом-дым

Ход игры на занятии:

Воспитатель перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: « Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса-коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Ход игры вне занятия:

Каждый играющий получает по одной - две картинки. Воспитатель устанавливает одну стрелку на какой-либо картинке и называет изображенный на ней предмет. Дети смотрят на свои картинки, выбирают нужную. Проигрывает тот, у кого останется картинка.

Игра: «включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнегозвука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов их трех-четырех букв.

Игровой материал:

Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа - изображение телевизора; за экраном - карман (для демонстрации картинок). Предметные картинки и карточки с буквами. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Ход игрового упражнения на занятии:

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: ком (кошка, ослик, мак), кот (ключ, обруч, топор), рак (рыба, арбуз, курица), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (сани, осы, молоток), роза (рысь, обруч, заяц, автобус), ваза (волк, апельсин, замок, ананас).

Слова, которые можно составить по последним звукам: ком (замок, ведро, сом), кот (молоток, кресло, самолет), рак (топор, пила, волк), шар (ландыш, юла, трактор), сом (автобус, пальто, ком), утка (кенгуру, вертолет , носок, лодка).

Игра: «ПОКАТАЕМ НА МАШИНЕ»

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука С в словах; учить выделять на слух наличие данного звука в слове.

Наглядный материал: Игрушки, в названии которых есть звук с(сь): слон, собака, лиса, поросенок, гусь, а также другие игрушки: мишка, крокодил, кукла, машина и т. д.

Ход игры:

Педагог показывает игрушку и просит несколько детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове звук с («песня водички»).

Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили звук с(сь) в словах, определяли на слух наличие данного звука в слове; произносить слова педагог должен протяжно, выделяя голосом звук с (ссслон)

Дети с интеллектуальной недостаточностью, поступающие в первый класс, оказываются почти не готовыми к обучению в школе из-за несформированности у них фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - навык восприятия слова с точки зрения количества и последовательности звуков (букв) в слове.

При несформированности фонематического восприятия учащиеся затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом, что ведёт к нарушению письменной речи. В дальнейшем в письменных работах учеников младших классов наиболее распространёнными являются следующие ошибки:

  • пропуск букв и слогов; при этом чаще пропускаются гласные, что объясняется отсутствием кинестетической опоры (например: город - «горд», воробей - «врбей), и согласные при их стечении (стрекоза - «стркоза», «срекоза»);
  • недописывание букв или слогов (крикнул - «крикну», синий - «сини», наступила - «наступи», пилили - «пили»);
  • наращивание слов лишними буквами или слогами; чаще всего вставляются лишние гласные между стечением согласных (трава - «тарава», декабрь - «декаборь», рубашка - «рубашека») или повторяется один из слогов (притащили - «притатащили»);
  • перестановки букв или слогов внутри слова: обычно наблюдаются при стечении согласных (косилка - «косикла»), и в словах с повторяющимися гласными (на дереве - «на девере», колобок - «коболок»);
  • грубое искажение слов (храбрый - «хабаб»);
  • слитное написание слов (он влез на дерево - «онлеснадерва»);
  • произвольное деление слов (вскочил на ветку - «вскочилна ветку»);
    Основными, наиболее важными моментами в формировании фонематического восприятия являются следующие направления:

I. уточнение представления о гласных;

II. формирование понятия о слоговом составе слов и навыка работы с 2, 3, 4, сложными словами;

III. уточнение представления о твердых и мягких согласных;

IV. формирование навыка звукобуквенного анализа слов.

Важный момент в работе - наглядность, иллюстрированный материал, т.к. опора на слуховое восприятие не дает необходимых результатов.

Упражнения по направлениям.

I. Детям уточняется представление о гласных звуках и буквах Iи IIряда. Они учатся слышать и выделять их из слогов разного типа и слов различной структуры с использованием метода графической схемы с учетом его слоговой структуры. При графическом изображении слово проговаривается по слогам. Таким образом дети учатся слышать гласные звуки, ощущать движения органов артикуляции в момент их произнесения, видеть соответствующие буквы в составе слова и в дальнейшем не пропускать их при письме.

Выписать гласные среди других букв, слогов, слов;
. хлопнуть на гласный;
. назвать картинки, выделить в их названиях гласные звуки, изобразить слова графически;

Дополнить слово гласным;

Составить слова, назвать в них гласные;


Дополнить подписи к картинкам необходимыми гласными;

Списать слова, вставляя пропущенные гласные;
. прочитать пары слов, вставить пропущенные гласные;

Определить пропущенные гласные (по картинкам и без использования картинок);

Найти ошибки, исправить их, подчеркнуть вставленные гласные;

II. Учащиеся практически усваивают слоговой состав слова, как отдельно взятую часть, - слог. Количество слогов в слове, приобретают Они учатся слышать, понимать последовательность и количество слогов слове, приобретают навык правильного деления слов на слоги с учетом стечения согласных в словах, например: кош-ка, а не ко-шка. Такой подход к делению слов на слоги обуславливается тем, что согласные, стоящие рядом, разъединяются, т.е. одна согласная закрывает слог, а вторая - открывает. Параллельно идет работа с гласными. Таким образом, ученики лучше воспринимают каждую гласную и не пропускают её при написании подобных слов. Работа строится по схеме: 2-х сложные слова, 3-х сложные, 4-х сложные.

Списать слова по слогам, подчеркнуть гласные;
. списать слова, делить их на слоги по образцу, подчеркнуть (назвать) гласные;

Подобрать слова к схемам;

Записать слова по памяти (2-4 слова);
. соединить слоги, прочитать полученные слова по слогам, записать, подчеркнуть гласные;

Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные;

Назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть гласные (без опоры на картинку);
. назвать картинки, прочитать подписи, переставить слоги и написать; прочитать слова правильно;



Составить слова из слогов, записать их, выделить гласные (без опоры на картинку);

. разгадать ребусы, записать получившиеся слова;

Задания на закрепление.

Выбрать из слов сначала слова из 1 слога, затем из 2-х, из 3-х;
. списать текст или предложение: 1вариант - не деля, слова на слоги; 2 вариант - деля слова на слоги;
. включение указанных упражнений в предложения, тексты;

III. Учащиеся учатся слышать и различать твердое и мягкое звучание согласного, усваивают способы обозначения мягкости согласных на письме: с помощью гласных второго ряда (первый способ) и мягкого знака (второй способ). Показать мягкость кинестетического различия в звучании, учить опираться на эти ощущения.

Выписать (прочитать) слоги сначала с твердыми согласными, затем с мягкими;
. анализ слов - паронимов (с опорой на картинки и без них);
Сравнить пару слов:
- по смыслу;
- по звучанию первого согласного;
- по написанию гласной;

Подобрать пары слов, записать получившиеся пары;


Назвать картинки, назвать недописанный слог в слове, подчеркнуть мягкие согласные;
. найти ошибки в словах, написать слова правильно;

Определить, в подписях, к каким картинкам «убежал» мягкий знак;

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов