Железные люди «Зеленого призрака» - alxii. Герои войны: Зеленый призрак

31.12.2023


Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.




Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз-ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.




Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».



Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.



Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.



Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 130-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш - помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.


Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.


К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой - против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…


…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова» - «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.

Бронепоезд "Железняков" в рейде.

«Зелёный призрак» - такое прозвище в гитлеровских войсках получил грозный бронепоезд «Железняков», действовавший в Севастопольском оборонительном районе в период второй обороны города с ноября 1941 года по июнь 1942 года.

Свежа ещё была в памяти бойцов и командиров практика использования бронепоездов в годы гражданской войны. Эти «сухопутные броненосцы» были способны наносить немалый урон противнику и в отсутствии бронетанковой техники успешно выполняли её задачи по поддержке огнём своих войск. Весьма результативно использовали такие бронированные составы и в Великую Отечественную войну. Одним из таких стал бронепоезд «Железняков», применявшийся в качестве подвижной батареи в условиях оборонительных боёв.

Как и в годы гражданской войны, когда наибольшим потенциалом по постройке бронепоездов обладали судостроительные верфи и железнодорожные мастерские, за постройку «Железнякова» взялись рабочие Севастопольского морского завода. В мастерских завода, расположенного в городе-базе Черноморского флота, не было недостатка в материалах для постройки бронепоездов: стали, броне, вооружении. Имелись и квалифицированные специалисты. Работами по постройке бронепоезда руководил инженер Калинин. Наряду с мастерами завода в работах участвовал и будущий экипаж «крейсера на колёсах».

Бронеплощадки "Железнякова". Видны башенные орудия и пулемёты.

Бронеплощадки соорудили на основе обычных железнодорожных 60-ти тонных платформ. При бронировании использовали комбинацию стали и бетона. На платформы установили пять корабельных 76-ти миллиметровых орудий. Помимо этого на борту имелись 15 пулемётов, 4 из которых были крупнокалиберными. В составе бронепоезда находилась и площадка с восемью 82-х миллиметровыми миномётами, изготовленными в Севастопольских механических мастерских. Позже, в конце ноября 1941 года, четыре 82-мм миномёта на второй бронеплощадке заменили на три 120-ти миллиметровые и добавили ещё пулемётов, доведя их количество до 18-ти.

В экипаж бронепоезда набирали преимущественно флотских специалистов. Многие из них побывали в боях, обороняли Одессу. Часть личного состава была взята с разбитого в столкновении с немцами бронепоезда «Орджоникидзевец». Первым командиром нового боевого подразделения назначили капитана Саакяна. После его ранения эту должность занял лейтенант Чайковский, а позже командование принял капитан Харченко.

Командир "Железнякова" капитан М.Ф. Харченко

К началу ноября 1941 года бронепоезд был полностью готов. Ему дали имя «Железняков» в честь легендарного героя гражданской войны матроса Анатолия Железнякова.

7 ноября состоялось боевое крещение. «Железняков» совершил огневой налёт на скопление гитлеровских войск в районе деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) за Камышловским мостом. Первый выход показал высокую боевую готовность экипажа и материальной части.

В основном зона ответственности «Железнякова» находилась в районе Мекензиевых гор, но периодически они делали рейды и в Балаклавскую долину, действуя в направлении Федюхиных высот и деревни Камары (современное Оборонное). Открывать огонь, поражая технику и живую силу противника, экипажу бронепоезда приходилось и с закрытых огневых позиций, и в непосредственной близости от неприятеля прямой наводкой. Для ведения огня часто использовались стационарные огневые позиции в скальных выемках в районе деревни Камышлы. С закрытых позиций чаще всего «работали» днём, а ночью совершали огневые налёты.

Руководство часто меняло места стоянок бронепоезда, укрывая состав в тоннелях, оставаясь неуловимыми для авиации врага. Во время затишья в боях личный состав обновлял маскировку на бронеплощадках и паровозе, проводили техобслуживание и ремонт вооружения и подвижного состава.

После одного из наиболее удачных и дерзких рейдов на захваченную немцами станцию Мекензиевы горы противник начал охоту за грозным бронепоездом. Места стоянок постоянно бомбила авиация, выходы из тоннелей были пристрелены вражеской артиллерией. Постоянно разрушались железнодорожные пути, возникали завалы. Личный состав бронепоезда и бригады железнодорожников уже не справлялись с работами по очистке и ремонту путей, поэтому им в помощь придали сапёрный батальон.

"Зелёный призрак" в рейде. Окрестности Севастополя.

Действия бронепоезда «Железняков» были очень эффективны. В течение почти всей обороны Севастополя в условиях позиционной обороны «Железняков» совершил более 140 рейдов. Из имеющихся данных только в период с 7 января по 1 марта 1942 года бронепоезд совершил 70 боевых рейдов и уничтожил: 9 ДОТ, 13 пулемётных гнёзд, 1 тяжёлую батарею, 3 автомобиля, 3 самолёта, порядка 1500 солдат и офицеров противника. В списке несомненных заслуг экипажа бронепоезда – проведение операции по доставке на 30-ю береговую батарею новых стволов, часть маршрута которой проходила фактически по линии боестолкновения с немецкими войсками. Именно за результативность огня и неуловимость бронепоезд «Железняков» у врага получил прозвище «Зеленый призрак».

Во время третьего штурма Севастополя бронепоезд действовал поблизости от своей базы в Троицком тоннеле. 26 июня во время авианалёта часть тоннеля обрушилась, завалив вторую бронеплощадку укрывавшегося там бронепоезда. Оставшиеся платформы покидали укрытие и вели борьбу до тех пор, пока не оказались окончательно заблокированы в тоннеле на следующий день. Тогда экипаж снимает уцелевшее вооружение и продолжает сражаться в пешем строю, занимая оборону у Севастопольской ГРЭС. Часть бойцов находится на позициях у входа в Троицкий тоннель, защищая укрывающихся там гражданских. В течение этих последних дней обороны Севастополя большинство бойцов-«железняковцев» погибло или попало в плен.

Окрестности Севастополя - скалы, изрезанные балками, крутые склоны, узкие долины. Во время обороны города в 1941-1942 годах весь этот клочок земли простреливался десятками батарей немецкой тяжелой и сверхтяжелой артиллерии и подвергался ударам элитной воздушной армии. По свидетельствам участников обороны Севастополя, авиация противника охотилась за каждой машиной, за каждой группой солдат. Но на этом простреливаемом клочке земли 234 дня и ночи сражался, нанося противнику немалый урон, бронепоезд «Железняков», названный немецкими солдатами «Зеленым призраком». Подобно призраку ему, единственному из бронированных поездов в мире, было суждено быть погребенному со своей командой под землей, вновь явился из подземной могилы и закончить свой путь недалеко от места первой гибели.

РОЖДЕНИЕ СУХОПУТНЫХ БРОНЕНОСЦЕВ

Интересно, что идея использования поездов для боевых действий впервые возникла именно в связи с обороной Севастополя. Во время Крымской войны 1853—1856 годов русский купец Н. Репин представил управляющему военным министерством «Проект о движении батарей паровозами на рельсах». Но в это время в районе боевых действий — Крыму, еще не имелось ни одной железной дороги, поэтому военное ведомство положило проект «под сукно».

Через год после окончания Крымской войны появился новый проект военного инженера подполковника П. Лебедева «Применение железных дорог к защите материка».

Один из первых прообразов бронепоездов в ходе войны Севера и Юга в Америке

Но первый импровизированный бронепоезд вступил в бой все же за океаном. Во время войны Севера и Юга в Америке 29 июня 1862 года под Ричмондом 32-фунтовая пушка на железнодорожной платформе, влекомой паровозом, рассеяла отряд южан, отдыхавший у железнодорожной насыпи.

Во время франко-прусской войны пушки, установленные немецкими артиллеристами на железнодорожные платформы, вели обстрел осажденного Парижа, перемещаясь по его периметру, и нанося внезапные удары с разных направлений.

В ходе англо-бурской войны, пытаясь обезопасить свои железнодорожные коммуникации от коммандос буров, англичане стали создавать блокгаузы на колесах - хорошо вооруженные и имеющие надежные укрытия для личного состава вагоны. На железнодорожных платформах устанавливались не только артиллерийские орудия и пулеметы, но и устраивались укрепления из мешков с песком, шпал, и тому подобных материалов, для солдат. Вскоре британцы развернули строительство уже типовых бронированных вагонов и поездов.

ЭПОХА БРОНЕПОЕЗДОВ

В первые военные дни августа 1914 года в России завершилось строительство первого бронепоезда в составе бронепаровоза и четырех бронеплощадок, каждая из которых была вооружена 76,2-миллиметровым орудием и двумя пулеметами. К концу года на Восточном фронте действовало уже 15 бронепоездов — по одному на Северном и Западном, восемь на Юго-Западном, четыре на Кавказском фронте и один в Финляндии. Строились они на знаменитом Путиловском заводе в Петрограде.

Гражданская война в России стала эпохой расцвета бронепоездов, как самого мобильного и мощного в то время оружия. Сухопутные броненосцы массово использовались с обеих сторон. Во время боев под Петроградом бронепоезд впервые сошелся в бою со своим новым противником и конкурентом - танком. Танк армии Северо-Западной генерала Юденича протаранил бронированный вагон красного бронепоезда, повредив его и заставив отступить.

Бронепоезда использовались и в ходе нападения Советского Союза на Финляндию и Польшу в 1939 году. Показательно, что большая часть их находилась не на вооружении армии, а в составе дивизий и бригад НКВД.

Советские бронепоезда вступили в бой уже с первых дней германского вторжения в СССР в июне 1941 года. Ведя борьбу с немецкими танками и самолетами, оказывая артиллерийскую поддержку пехоте, прикрывая отход своих войск, бронепоезда отходили на восток. Немалая их часть погибла в Белоруссии под бомбовыми ударами германской авиации или была взорвана своими экипажами.

Вспомнив опыт гражданской войны, на железнодорожных заводах спешно вооружались импровизированные бронированные составы. Киев успел дать фронту 3 бронепоезда. Еще три собрала в железнодорожных мастерских осажденная Одесса.

НА КРЫМСКИХ РУБЕЖАХ

Когда части 11-й армии генерала Манштейна ворвались на просторы Крыма, нехватка бронетехники заставила советское командование на полуострове приступить к массовому строительству бронепоездов. По сообщениям различных историков в строй успели вступить 7 составов, созданных в железнодорожных мастерских и на судостроительных заводах из запасов корабельной брони и морского вооружения. Три их них родились в Керчи, два - в Севастополе.

Судьба большинства крымских бронепоездов была недолгой. В один только день 28 октября 1941 года были уничтожены два бронепоезда. Немецким саперам удалось заминировать железнодорожное полотно и подорвать бронепоезд «Орджоникидзевец» недалеко от станции Курманы. Другой бронепоезд - «Войковец» взорвал экипаж после того, как пути были разбиты немецкими бомбардировщиками. Погибли в боях на крымских железных дорогах бронепоезда «Смерть фашизму!», «Горняк» и № 74.

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ БРОНЕПОЕЗД

4 ноября в осажденном уже Севастополе закончилась постройка бронепоезда №5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», которому суждено было войти в историю как «Зеленый призрак». Рабочие Севастопольского морского завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой (прообраз композитной брони). На бронеплощадках установили пять 76-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза составу был придан мощный локомотив. Командиром бронепоезда был назначен капитан Саакян.

Значение, которое придавалось бронепоезду, подчеркивает тот факт, что на церемонию открытия прибыл командующий Черноморским флотом с членами военного Совета.

"Железняков" выходит на позиции

Выдвинувшись за Камышловский мост, бронепоезд обстрелял скопление вражеской пехоты у деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей. После стремительного артиллерийского и минометного удара по целям, заранее разведанным морской пехотой, состав быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию. Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».

Через месяц из-за ранения Саакяна командование бронепоездом принял лейтенант Чайковский. Позднее бронепоездом командовал инженер-капитан М.Ф. Харченко.

17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил буквально навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми 12 пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада дорожного мастера Никитина, которая практически каждый день под огнем противника восстанавливали поврежденный железнодорожное полотно.

Прекрасно понимая цену атакам «Железнякова», командир 8 бригады морской пехоты Вильшанский специально выделил автоматчиков для прикрытия огневых позиций бронепоезда.

«ЗЕЛЕНЫЙ ПРИЗРАК»

«Бронепоезд все время изменял свой облик. Под руководством младшего лейтенанта Каморника матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливается с местностью. Бронепоезд умело маневрировал между выемками и тоннелями. Чтобы сбить с толку противника, все время меняем места стоянок. Подвижной тыл наш тоже в непрерывных разъездах», - вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Н.И. Александров.


Севастопольский бронепоезд уходит в тоннель

«Железняков» действовал не только в районе Мекензиевых гор, но и выходил на Балаклавскую железнодорожную ветку, где немецкие войска рвались к Сапун-горе.

Командование Севастопольского оборонительного района очень ценило «Желязняков». Когда во время отхода состава с боевой позиции был разбит путь, и бронепоезд оказался под ударом немецкой артиллерии, которая наводилась самолетом-корректировшиком, на выручку ему было выслано звено советских истребителей, поднимать которые с Херсонесского аэродрома при полном господстве в небе немецкой авиации было весьма проблематично.

В конце 1941 года бронепоезд был отправлен в тыл на ремонт. На бронеплощадки поставили часть нового вооружения. Одно из старых орудий заменили двумя новыми автоматическими пушками. Вместо четырех 82-миллиметровых минометов поставили три полковых 130-миллиметровых. Установили и 3 новых пулемета.

22 декабря, когда немецкие войска захватили поселок и станцию Мекензиевы горы, бронепоезд ворвался прямо на станцию и в упор открыл огонь по скоплению солдат и техники противника.

«Железняков» прикрывал и дерзкую операцию по доставке новых стволов орудий на легендарную 30-ю батарею.

«Как ненавидели этот бронепоезд немцы, и сколько добрых, полных благодарности слов говорилось в его адрес нашими бойцами и командирами, — писал впоследствии участник обороны Севастополя полковник И. Ф. Хомич. — На бронепоезде работали моряки. Отвага черноморцев давно вошла в поговорки. Бронепоезд и в самом деле налетал на противника и вел огонь с такой стремительной неожиданностью, словно бегал не по рельсам, а прямо по неровной земле полуострова».

Немецкая авиация постоянно охотилась за последним крымским бронепоездом, доставлявшим им столько проблем.

В ночь с 28 на 29 декабря 1941 года экипаж отведенного на отдых бронепоезда поставил состав не в тоннель, а под отвесную скалу на станции Инкерман, подогнав между скалой и бронепоездом пассажирские вагоны для отдыха. Этим воспользовались немцы, нанеся авиаудар, стоивший жизни многим «железняковцам».

Но в бою 18 пулеметов бронепоезда были серьезным противником и для авиации. Так, только в первый день 1942 года пулеметные расчеты «Железнякова» сбили два немецких истребителя, решивших обстрелять остановившийся состав.

Во время боев за Мекензиевы горы немецкой тяжелой артиллерии удалось разбить железнодорожный путь перед движущимся бронепоездом. Под откос полетели балластные платформы, сошла с рельсов бронеплощадка. Осколки очередного снаряда вывели из строя магистральный локомотив, а мощности второго бронированного паровоза не хватало для того, чтобы поднять бронеплощадку на рельсы. Бронепоезд спас помощник машиниста Евгений Матюш. Для ремонта локомотива он забрался в забросанную сырым углем топку. Вода, которой поливали смельчака, тут же испарялась. Закончив работу, Матюш еле успел выбраться наружу и потерял сознание от ожогов. Благодаря его подвигу удалось ввести в строй паровоз, поднять на рельсы бронеплощадку и вывести состав из-под удара тяжелых батарей противника.

Вскоре в Севастополе подошли к концу запасы угля. Несколько раз «железняковцам» удавалось вывезти уголь буквально из-под носа у противника - со станции Мекензиевы горы, которая переходила из рук в руки. Когда закончился и этот уголь, машинист Галинин предложил изготовлять специальные брикеты из угольной пыли и гудрона. Эта идея оказалась вполне жизнеспособной, и угольную пыль собирали на территории железнодорожной станции и по всему Севастополю.




"Железняков" готовится вступить в бой

В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.

В КАМЕННОЙ МОГИЛЕ

21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

Второй выход из тоннеля оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. Погребенный под толщей скалы «Зеленый призрак» нанес свой последний удар.

На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС.

30 июня остатки экипажа были блокированы в полузасыпанном тоннеле. Немцы, выслав парламентера, предложили покинуть тоннель скрывавшимся здесь от бомбежек мирным жителям. С ними отправили медсестер бронепоезда. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен.

ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ «ЗЕЛЕНОГО ПРИЗРАКА»

Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Восстановив часть бронеплощадок «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами с переоборудованными лафетами. В месте с бронепоездом «Михель» германского производства, вооруженным, 88-мм зенитными орудиями, «Ойген» участвовал в боевых действиях в районе Перекопа, а также на Ишуньских позициях.


Немецкий бронепоезд в Крыму, который некоторые историки идентифицируют как созданный на основе площадок "Железнякова"
Когда советские войска прорвали немецкую оборону Севастополя на Сапун-горе бронесостав «Ойген» был взорван своим экипажем. Так закончилась судьба самого известного крымского бронепоезда.

В 70-е годы возле Севастопольского железнодорожного вокзала был установлен паровоз типа «ОВ» - однотипный паровозу «Железнякова», на котором воспроизвели надпись «Смерть фашизму», украшавшую борта бронепоезда. К сожалению, на локомотив не стали наносить камуфляжную раскраску, давшее «Железнякову» имя «Зеленого призрака», выкрасив его черным лаком.

В начале 90-х годов рядом с паровозом разместили крупнокалиберное орудие на железнодорожной платформе, которое несведущие в истории туристы, принимают теперь за одну из бронеплощадок легендарного бронепоезда «Железняков».

Руденко-Миних Игорь

Защищавший во время Великой Отечественной войны черноморское побережье броневой поезд №5 имел официальное название «Железняков». Однако немцы, осаждавшие Севастополь, за смертоносность и необычный внешний вид прозвали его «Зелёным призраком».

Формирование

Бронепоезд «Железняков» построили в ноябре 1941 года на Севастопольском морском заводе. Название он получил в честь участника Октябрьской революции матроса Анатолия Железнякова, который в Гражданскую войну командовал бронепоездом.

Состав имел 4 броневагона, оснащённых пушками 76,2 мм и 76 мм, артиллерийскими установками 34-К и миномётами 82 мм. Также с поезда могли вести огонь одновременно 16 пулемётчиков. Колёса приводились в движение бронированным паровозом серии Ов и вторым, более мощным, но не защищённым от попаданий снарядов грузовым паровозом Эл−2500, который должен был обеспечить достаточную маневренность на подъёмах в районе Севастополя.

«Зелёный призрак» в деле

Как вспоминал автор книги «Севастопольский бронепоезд» мичман Николай Александров, служивший на поезде старшиной пулемётчиков, состав постоянно менял облик. Бойцы регулярно маскировали бронеплощадки, расписывая их в защитный камуфляжный цвет, покрывая пятнами и полосами. По всей длине поезда на шестах развешивали маскировочные сети, благодаря чему состав сложно было заметить издалека.

Уже в первом рейде 7 ноября 1941 года «Железняков» успешно обстрелял силы Вермахта в районе крымско-татарского селения Дуванкой, застигнув фашистов врасплох.

"Сначала гитлеровцы считали, что по ним бьют какие-то новые батареи русских, а когда узнали, что это бронепоезд, то окрестили его «Зелёным призраком». Что ж, название меткое! Наш «Железняков» появляется неожиданно, наносит сокрушительный удар и так же внезапно исчезает", - писал Александров.

Основная тактика использования бронепоезда №5 заключалась в стремительных нападениях. Выезжая на полной скорости из железнодорожного тоннеля, состав через несколько минут скрывался в другом тоннеле. За это время артиллеристы и пулемётчики интенсивным огнём наносили врагу серьёзный урон. Немцы же, как правило, не успевали ударить по вагонам артиллерией. Если же вылетала авиация, экипаж «Железнякова» успешно отражал атаки с воздуха, подбивая самолёты.

В сутки поезд мог совершать по несколько рейсов. Чтобы состав не попал на разрушенные пути, впереди «Зелёного призрака» всегда следовала разведывательная мотодрезина. Кроме того, к поезду приписали восстановительную бригаду, занимавшуюся ремонтом повреждённых рельсов и шпал.

За восемь месяцев боёв «Зелёный призрак» совершил 140 выездов. Только с 7 января по 1 марта 1942 года в результате налётов бронепоезда было убито до 1500 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, «Железняков» уничтожил 9 дзотов, 10 грузовых повозок, 13 пулемётных гнезд, 3 автомашины, 6 блиндажей, 3 самолёта и 1 тяжёлую батарею.

Гибель «Железнякова»

Регулярные нападения «Зелёного призрака» раздражали командование Вермахта, и 26 июня 1942 года немцы отправили эскадрилью из 50 самолётов, которые разбомбили базу бронепоезда – Троицкий тоннель. Рухнул один из входов, завалив бронеплощадку, однако с уцелевшей части состава бойцы вели бои еще в течение суток, совершив три огневых налёта на врага,

"«Зелёный призрак» оправдывал свое прозвище. Его засыпали землей, раздавили, разбомбили, а он по-прежнему живёт, действует, наносит удары", - размышлял впоследствии автор воспоминаний.

Однако 27 июня обрушился второй вход в тоннель. Выжившие члены экипажа сняли с поезда оружие и продолжили обороняться уже вместе с другими частями.

Через 2 месяца немцы вытащили бронеплощадки, расчистив тоннель, и создали на основе «Зелёного призрака» собственный бронепоезд «Ойген», который затем взорвали при отступлении в 1944 году.

От «Железнякова» остался неповреждённым только вспомогательный паровоз серии Э, который использовался по назначению до 1967 года. В 1970-х годах в память о знаменитом бронепоезде этот паровоз установили в районе железнодорожного вокзала Севастополя.

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые...

Бронепоезд «Железняков» - бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые действия – с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.

На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей.

Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии, ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».


В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.

21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

28 июня 1942 года, немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС. Остатки экипажа дрались до 3 июля.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов