Авансовые платежи по земельному налогу. Заполняем налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу

24.11.2023

Налог – обязательное условие владения землей. Субъектом налогообложения могут быть отдельные граждане или предприятия. НК РФ диктует основополагающие правила для его расчета. Все тонкости с учетом различных особенностей, категорий собственников и характеристик земельного надела, регламентируются на уровне местных властных структур.

Законодательная база

Земельным кодексом РФ (п.1 ст.65) установлено, что использование земельных ресурсов является платным. В соответствии со ст.15 НК РФ, налог на землю имеет региональный статус.

Глава 31 НК РФ посвящена нормативам относительно владения землей организациями (юрлицами) и отдельными гражданами (физлицами). Налог на пользование землей устанавливается НК РФ (глава 31). Кроме этого на местном уровне могут приниматься нормативные акты, например, установка процентной ставки, отличной от той, которая утверждена НК.

Статья 387 НК РФ содержит информацию о том, что данный вид налога устанавливается, как настоящим Кодексом, так и местными органами. Речь также идет о порядке и сроках уплаты, о налоговых льготах с установкой необлагаемой налогом суммы.

В п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 изложена информация о том, что нормативные акты на право земельной собственности имеют юридическую силу и могут быть использованы при исчислении налога на землю.

Основа для расчета земналога

Отправной точкой для вычисления суммы платежа за земельную собственность, является стоимость по кадастру, ее размер фиксируется на уровне региона и находится в списке государственного реестра. Узнать эту информацию легко при помощи официального сайта главного регистрационного органа.

Последовательность процедуры определения размера налога :

  • Убедиться, существует ли установка местных властей, обязывающая вносить авансовый платеж, или нет.
  • Узнать о наличии льготы.
  • Уточнить актуальную информацию о на ту категорию земель, которыми владеет организация.
  • Выяснить, какова стоимость земельного надела по кадастру.
Основная формула, по которой вычисляется земналог, выглядит так:

Налог на земельный надел = кадастровая стоимость х процентная ставка

Расчетная величина, полученная после оценки земли на государственном уровне в соответствии с классификацией ее назначения, берется на дату, когда был зарегистрирован земельный надел.

НК РФ является законодательной базой. Этот документ регламентирует границы ставки: от 0,3% для категорий, представленных в п.3 ст.394, для остальных – до 1,5%.

Если местные власти не принимали решения по установлению процентной ставки, за основу берется установленная НК РФ максимальная величина платежа.


При поквартальном перечислении земналога необходимо производить авансовые взносы. По итогам года исчисляется общий размер налога, из которого вычитаются уплаченные авансовые взносы.

Аванс по уплате земналога определяется по такой формуле:

Авансовый платеж = кадастровая стоимость х процентная ставка / 4

Как воспользоваться официальным сайтом фискальной службы для автоматического расчета налога на земучасток, Вы можете посмотреть в представленном видео.

Расчет земельного налога юрлицами

Наилучшим образом специфику исчисления оплаты за пользование землей покажет конкретный пример.

Московская компания владеет земельным наделом на протяжении 2016 года. Исходя из требований региональных властей, ее обязали ежеквартально вносить аванс на земналог.

Для этого понадобятся такие данные:

  • Стоимость по земельному кадастру – 20 350 000 руб.
  • Процентная ставка налога – 1,5%.
  • Льготы – отсутствуют.
  • Авансы – внесены.
  • Отчетный период в 2016 г. – 12 месяцев.
Расчет аванса:

Сумма аванса за І кв. = 20 350 000 ? 1,5% / 4 = 76 312 руб. Аванс за ІІ и ІІІ кв. также составят по 76 312 руб.

Земналог за 12 мес. = 305 250 руб.

Доплата по истечению года = 305 250 – (76 312 ? 3) = 76 314 руб.

Нюансы исчисление платежа при владении землей неполный год

В реальности обстоятельства могут складываться таким образом, что организация получила право владения, например, в середине года. В такой ситуации налог рассчитывается относительно реального периода владения землей.

К основной формуле добавляются новые элементы:

Налог на землю = кадастровая стоим. ? процентная ставка? (количество мес. владения / 12 мес.)

Квартальный аванс = кадастровая стоимость? процентная ставка? (число мес. собственности / 5) / 4

Учитываются только полные месяцы (при получении права собственности берется период включительно до 15 числа месяца).

Перечисляется по итогам года, его сумму землевладелец определяет самостоятельно. Однако если на местном уровне принято законодательное решение об уплате аванса, значит, в конце года остается лишь доплатить недостающую сумму.


Пример исчисления земналога за неполный год:

Стоимость по кадастру – 25 500 тыс. руб.

Процентная ставка – 1,5%.

Льготы – отсутствуют.

Авансовые платежи – внесены.

Количество месяцев в І кв. – 0.

Во ІІ квартале – 2 мес.

В ІІІ квартале – 3 мес.

Всего в году – 8 мес.

Аванс за І кв. = 25 500 000 ? 1,5% (2 / 3) / 4 = 63 750 руб.

Аванс за ІІ кв. = 25 500 ? 1,5 / 4 = 95 625 руб.

Налог за 2016 г. = 25 500 000 ? 1,5% (8 / 12) = 255 000 руб.

Итоговая доплата = 255 000 – (63 750 + 95 625) = 95 625 руб.

Налог на земельный надел с физлиц

Отдельное физическое лицо обязано внести платеж за владение землей одной суммой по итогам отчетного года.

Налоговая служба отправляет уведомление о необходимости уплаты земельного налога с указанием начисленной суммы. Однако землевладелец может проверить точность расчета. Для этого он должен знать о наличии или отсутствии законодательных актов, утвержденных на местном уровне.

Физлицо уточняет следующие данные :

  • может ли землевладелец пользоваться возможными льготами при уплате земналога;
  • стоимость земли, подлежащей налогообложению;
  • ставку налога для конкретной категории участка земли.
В регионах действуют различные системы льготирования для физлиц. Территориальная НС может предоставить информацию по конкретному запросу индивидуального владельца землей. Если он располагает возможностью пользоваться льготой, ему необходимо написать заявление в налоговую службу, приложив к нему документ о праве собственности на землю. Налоговая служба дает подтверждающий документ о праве на льготу.

При ее отсутствии налогоплательщик производит пересчет на основе кадастровой стоимости земли, находящейся в его владении. После уточнения процентной ставки, можно приступить к расчету и убедиться в правильности исчисления налоговыми органами.

Граждане должны знать о том, что НК РФ запрещает превышать установленные им процентные ставки в зависимости от категории земель:

  • 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения и дачных участков;
  • 1,5% – для остальных категорий.
Основная формула пересчета рассматриваемого вида платежа:

Земналог = кадастровая стоимость? процентная ставка

При наличии льготы используется следующая формула:

Льготный земналог = (кадастровая стоимость – необлагаемая сумма) ? процентная ставка

Образец расчета платежа за владение землей для физлица:

Цена по кадастру – 850 000 руб.

Ставка – 0,3%.

Льгота – отсутствует.

Аванс – нет.

Количество мес. владения – 9.

Налог на дачный участок = 850 000 ? 0,3% ? (9 / 12) = 1 912 руб.

Особенности налогообложения на землю

В ст.388 НК РФ изложены основы обязательной уплаты взноса за пользование землей, которая находится в собственности без срока права пользования или посредством наследства на пожизненный срок.

Если произошли изменения стоимости по земельному кадастру в течение текущего года, они будут учтены только в последующем году.

При допущении технической ошибки местным органом ФНС производятся исправления, и пересчитывается сумма платежа в текущем году.

Изменения стоимости участка по кадастру могут быть связаны с решением комиссии, рассматривающей споры или решением суда. Согласно п.1 ст.391 НК РФ, такие изменения вносятся в том году, в который было заявлено о пересмотре цены, но не раньше, чем будет внесена стоимость, которая явилась причиной спора земли, в кадастр.

При долевом землевладении расчет платежа производится пропорционально доли каждого владельца-физлица.

При совместной собственности без определения долей, налогообложение рассчитывается в равных частях (п.п.1-2 ст.392 НК РФ).

Сроки уплаты налога физлицом

Платеж необходимо внести до 1 декабря того года, который следует за налоговым периодом. Например, налог за 2016 г. следует внести до 1 декабря 2017 г.

Налоговая служба должна отправить уведомление за 30 дней до крайнего срока (п.2 ст.52, п.п.1, 3 ст.363, п.4 ст.397, п.п.1, 2 ст.409 НК РФ; Письмо ФНС РФ от 11.01.2016 N БС-4-11/48).

Организации выполняют эту процедуру самостоятельно, а физические лица могут себя не утруждать. Однако, несмотря на то, что расчет суммы данного платежа производят налоговики, процесс расчета остается прозрачным. Гражданин может проверить правильность указанной в уведомлении суммы, для чего придется самостоятельно произвести пересчет.

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога ?

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра . Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Кроме того, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра . Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Участок в общей собственности

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу:

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание (кроме многоквартирного дома) и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, - 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. × 150 кв. м: 1500 кв. м = 33 500 руб.

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация является собственником одного из этажей здания ?

Кадастровую стоимость части земельного участка определите пропорционально доле организации в общей долевой собственности на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Правоустанавливающими документами, подтверждающими размер ее доли, являются договор купли-продажи и свидетельство о госрегистрации права собственности на землю (ст. 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований , то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Изменение кадастровой стоимости

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила .

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации ?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1-2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

Расчет налога

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 396 Налогового кодекса.

Если местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу (I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ)), то в течение года организация должна рассчитывать по нему авансовые платежи.

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Если отчетные периоды не установлены, перечислять авансовые платежи не нужно.

Такой порядок следует из положений пунктов 6 и 9 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета авансового платежа по земельному налогу. Земельный участок, по которому рассчитывается авансовый платеж, расположен на территории двух муниципальных образований

Организации принадлежит земельный участок площадью 5 га, кадастровая стоимость которого равна 12 000 000 руб. Участок расположен в двух муниципальных образованиях: 3,5 га - на территории одного, 1,5 га - на территории другого.

Для категории земель, к которой относится участок, в обоих муниципальных образованиях установлена одна и та же ставка земельного налога - 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Чтобы распределить сумму авансового платежа по земельному налогу между двумя муниципальными образованиями, бухгалтер определил кадастровую стоимость каждой части земельного участка.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 1,5 га составила:
1,5 га: 5 га × 12 000 000 руб. = 3 600 000 руб.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 3,5 га равна:
12 000 000 руб. - 3 600 000 руб. = 8 400 000 руб.

Такой порядок определен пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Применяйте его только тогда, когда местным законодательством установлены отчетные периоды по налогу.

При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании), учитываются месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

Земельный налог рассчитайте по формуле:

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.17-5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог за год, если вещное право на земельный участок зарегистрировано во второй половине декабря?

Ответ: нет, не должна.

Организация является плательщиком земельного налога с момента возникновения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если право на земельный участок возникает в течение налогового периода, то земельный налог рассчитайте с учетом коэффициента Кв (п. 7 ст. 396 НК РФ). Для этого используйте формулу:

Такие правила установлены в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

В данном случае коэффициент Кв будет равен нулю, так как декабрь нельзя принять за полный месяц, в течение которого данным земельным участком владела организация (п. 7 ст. 396 НК РФ). Поэтому и земельный налог за этот год тоже будет равен нулю. Такое же мнение высказывает и Минфин России в письме от 8 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/36.

Налоговые льготы

Некоторые организации имеют право на налоговую льготу (ст. 395 НК РФ). Когда такое право возникает (прекращается) в течение налогового (отчетного) периода, земельный налог (авансовые платежи по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлена налоговая льгота, рассчитайте с учетом коэффициента Кл: = Земельный налог × Коэффициент Кл

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Голубева Н.В.
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Заполняем налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу

Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России

Форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (далее — расчет) была утверждена приказом Минфина России от 19.05.2005 № 66н.

Начиная с первого отчетного периода 2007 года форма расчета, а также порядок его заполнения применяются с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.02.2007 № 16н. Сразу же отметим, что последние изменения в форме расчета не были существенными. Они коснулись только титульного листа и раздела 1. Цель этих поправок — привести форму расчета в соответствие с редакцией пункта 1 статьи 54, статей 80 и 81 Налогового кодекса, которая действует с 1 января 2007 года.

Правила представления расчета

Налоговый расчет представляют российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели (последние — в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности). Конечно, при условии, что названные лица признаются налогоплательщиками земельного налога, то есть обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и эти земельные участки расположены на территории муниципального образования, где в соответствии с 31-й главой НК РФ введен земельный налог.

Обратите внимание: при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не закреплять отчетные периоды по нему. Это предусмотрено в пункте 2 статьи 387 НК РФ. Там, где отчетные периоды не установлены, налогоплательщики не платят авансовые платежи и не представляют налоговые расчеты (п. 2 ст. 397 и п. 2 ст. 398 НК РФ).

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности) налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу не заполняют.

За налогоплательщиками, которые на основании предоставляемых налоговых льгот освобождены от уплаты земельного налога, сохраняется обязанность сдавать налоговые расчеты.

Напомним, что налоговую базу по земельному налогу составляет кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Она определяется по состоянию на 1 января 2007 года (п. 1 ст. 391 НК РФ) и устанавливается по результатам государственной кадастровой оценки земель (ст. 66 Земельного кодекса). Правила проведения кадастровой оценки земель утверждены Правительством РФ (постановление от 08.04.2000 № 316). В пункте 10 документа сказано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты проведенной оценки. Если в отношении земельного участка осуществлена рыночная оценка стоимости, его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости (ст. 66 Земельного кодекса). Но для налогообложения земельным налогом применяется только кадастровая стоимость земли, которая установлена в результате кадастровой оценки.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Порядок доведения подобных сведений определяют органы местного самоуправления (исполнительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Таково требование пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса.

Расчет за I квартал, полугодие и 9 месяцев представляется в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков. Срок подачи налоговых расчетов за I квартал — не позднее 30 апреля, за полугодие — не позднее 30 июля и за 9 месяцев календарного года — не позднее 31 октября соответствующего года.

У налогоплательщика может быть несколько земельных участков (доли в праве на земельные участки), расположенных на территории одного муниципального образования. Тогда на каждый участок (долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист раздела 2 налогового расчета. Отдельный лист раздела 2 заполняется и на каждую долю в праве на земельный участок, приходящуюся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Допустим, у налогоплательщика несколько объектов налогообложения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований. Данные муниципальные образования подведомственны одному налоговому органу, где осуществляется постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения земельных участков. В этом случае также представляется один налоговый расчет, в котором на каждый объект налогообложения (долю в праве на земельный участок) надо заполнить отдельный лист раздела 2. Раздел 1 оформляется по всем земельным участкам, находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Когда представляется нулевой расчет

Возможны ситуации, когда в отношении земельных участков организация или индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками земельного налога, но при этом они представляют в налоговые органы нулевой налоговый расчет. Например, если результаты кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года. По таким земельным участкам авансовые платежи не уплачиваются до утверждения результатов кадастровой оценки, и по истечении отчетного периода представляется нулевой расчет. После того как кадастровая оценка по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода будет утверждена, потребуется подать уточненную налоговую декларацию за этот налоговый период. Предположим, кадастровая стоимость будет доведена до сведения налогоплательщиков до окончания срока уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года. Тогда нужно представить и уточненные налоговые расчеты за I и II кварталы календарного года, а также уплатить авансовые платежи за эти периоды.

Бывает и так, что результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года были утверждены до 1 марта этого года, но органы местного самоуправления не определили порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. В данной ситуации налогоплательщики также представляют в налоговые органы нулевой расчет. После утверждения указанного порядка и получения сведений о стоимости земельного участка действия налогоплательщика те же, что и в первом случае.

Наконец, возможен такой вариант: кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков определены, но соответствующие данные налогоплательщикам не предоставлены. В таком случае тоже представляется нулевой расчет, а после получения сведений о стоимости участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, налогоплательщики предпринимают те же действия, что и в предыдущих случаях (письмо Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75).

Структура и порядок заполнения расчета

Расчет включает титульный лист, раздел 1 «Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)» и раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу». Сначала заполняется раздел 2, затем его итоговые показатели переносятся в раздел 1.

Титульный лист

На этом листе отражаются общие сведения о налогоплательщике и данные, характеризующие налоговый расчет. Каждый налогоплательщик указывает отчетный период и год, за который сдается отчет (текущий налоговый период), а также вид представляемого налогового расчета (первичный или корректирующий).

Корректирующий (уточненный) расчет налогоплательщики составляют, если обнаруживают, что в представленном расчете не отражены необходимые сведения или допущены ошибки. При выявлении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым отчетным периодам, в текущем отчетном периоде перерасчет налоговой базы и суммы авансовых платежей производится за период, в котором были совершены ошибки. Таково требование пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса. Уточненный налоговый расчет налогоплательщики представляют по форме, действовавшей в отчетном периоде, за который вносятся изменения.

На титульном листе указывается:

— полное наименование организации или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

— ИНН и КПП (КПП отмечают только налогоплательщики-организации). Нужно отразить ИНН и КПП, присвоенные организации тем налоговым органом, в который представляется расчет (по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения либо по месту нахождения ее недвижимого имущества — земельного участка). Налогоплательщик, выступающий в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции, в расчете проставляет ИНН и КПП, приведенные в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

— код вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

Изменение формы титульного листа и раздела 1 было связано в том числе с изменением порядка подписания расчета. С этого года подпись от организации ставит либо руководитель организации, либо ее представитель (законный или уполномоченный). Основание — статьи 27 и 29 Налогового кодекса. Что касается индивидуального предпринимателя, то подписать расчет помимо него самого может и его представитель. Представителем вправе выступать как физическое лицо, так и организация. В последнем случае ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью этой организации. Если расчет подписывает представитель налогоплательщика, то при заполнении титульного листа указывают наименование документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание расчета. Копию документа надо приложить к расчету.

Раздел 2

Раздел заполняется отдельно по каждому земельному участку, отнесенному к определенной категории земель.

В строке 010 раздела 2 приводится кадастровый номер земельного участка.

Земельные участки, которые не прошли кадастровый учет и по которым отсутствует кадастровый номер, признаются объектом налогообложения земельным налогом на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, выданных соответствующими органами до введения Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).

В строку 020 налогоплательщик вписывает код по ОКАТО того муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. По этому коду уплачивается сумма земельного налога за данный объект.

По строке 030 отражают код категории земель. Он содержится в приложении № 1 к рекомендациям по заполнению налогового расчета по приказу Минфина России от 19.05.2005 № 66н.

— в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

— договорах, предметом которых являются земельные участки;

— документах государственного земельного кадастра;

— документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обратите внимание: с этого года в обновленной редакции Справочник категорий земли по строкам с кодами 003002000060, 003002000070 и 003002000080 дополнен такой категорией, как дачное хозяйство. Данные поправки соответствуют изменениям, внесенным в статью 394 Налогового кодекса Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ.

За земли, предоставленные дачным хозяйствам, дачные объединения в строке 030 приводят код категории земель 003002000070.

Строка 040 предназначена для отражения сведений о земельных участках, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления жилищного строительства. В ней следует проставить знак V в поле «3 года» или «свыше 3 лет» в зависимости от периода проектирования и строительства, проводимого в отношении земельных участков.

По строке 050 отражают кадастровую стоимость земельного участка.

Cтроку 060 заполняют по земельным участкам, находящимся в общей долевой или совместной собственности. В данной строке отмечается доля налогоплательщика в праве на земельный участок. Эту строку используют также, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Доля налогоплательщика приводится, если в качестве покупателей объектов недвижимости выступают несколько лиц.

Данные в строки 070—180 вписывают организации и индивидуальные предприниматели, которые прменяют налоговые льготы по земельному налогу. В приложении № 3 к приказу Минфина России от 12.04.2006 № 64н (с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.02.2007 № 16н) приведены коды налоговых льгот. Льготы подразделены на три большие группы: предоставляемые на федеральном уровне (в том числе резидентам особой экономической зоны согласно пункту 9 статьи 395 Кодекса), устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также предусмотренные международными договорами Российской Федерации. В расчете для налоговых льгот, предоставляемых на федеральном и местном уровнях, предназначены разные строки.

Сведения в строки 070, 080, 090 и 100 вносят те налогоплательщики, для которых льгота установлена в виде не облагаемой налогом суммы, уменьшающей величину налоговой базы. Причем если льгота введена органами муниципальных образований (на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ), то заполняются строки 070 и 080, а если основанием для льготы служит пункт 5 статьи 391 Кодекса — строки 090 и 100.

По строкам 080 и 100 надо указать не облагаемую налогом сумму, уменьшающую налоговую базу. По строке 080 отражается не облагаемая налогом сумма, установленная представительными органами муниципальных образований, а по строке 100 — сумма в размере 10 000 руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ).

КСТАТИ

Какие документы удостоверяют права на землю

Права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Проведенную госрегистрацию удостоверяет соответствующее свидетельство, где в числе прочего указывается зарегистрированное право. Об этом говорится в пункте 1 статьи 14 Закона № 122-ФЗ.

Права на землю, которые возникли до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Основание — статья 6 Закона № 122-ФЗ. Такие права могут удостоверяться и другими документами. Поэтому иногда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на конкретные земельные участки. В таких случаях плательщики земельного налога в отношении этих участков определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, выданных до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, либо на основании актов о предоставлении земельных участков, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, которое действовало в месте издания таких актов на момент их издания. Так сказано в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

Если показатель строки 080 или 100 либо сумма показателей этих строк превышает размер налоговой базы по земельному участку (строка 050), налоговая база принимается равной нулю.

Сведения в строки 110 и 120 заносят налогоплательщики, которым предоставлена льгота в виде доли не облагаемой площади земельного участка. Такие льготы устанавливаются на местном уровне (органами муниципальных образований). Код налоговой льготы вписывается в строку 110 (код 3022300). В строке 120 указывается доля необлагаемой площади земельного участка в общей площади земельного участка в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Строки 130 и 140 заполняют налогоплательщики, у которых есть право на льготу в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса (когда льгота установлена органами муниципальных образований). Код такой налоговой льготы — 3022400. Он отмечается в строке 130. По строке 140 нужно проставить сумму налоговой льготы с учетом коэффициента К1. Значение показателя этой строки рассчитывают по следующей формуле: показатель строки 050 х (1 - показатель строки 180).

Если налогоплательщик пользуется льготой в виде освобождения от налогообложения, предоставленной на федеральном уровне (ст. 395 НК РФ), то данные об этой льготе он заносит в строки 150 и 160. В строку 150 вписывается один из кодов с 3021110 по 3021194 в зависимости от категории налогоплательщика.

Важный момент: одна из норм о налоговых льготах, предусмотренных в статье 395 Налогового кодекса в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 № 75-ФЗ, с этого года изложена в новой редакции. С 2007 года организации — резиденты особой экономической зоны освобождаются от уплаты земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории ОЭЗ, на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

По строке 160 отражается сумма налоговой льготы с учетом коэффициента К1. Значение показателя строки 160 рассчитывают так: показатель строки 050 х х (1 - показатель строки 180).

В строке 170 необходимо указать количество полных месяцев использования налоговой льготы в отчетном периоде. Месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

В строке 180 отмечают коэффициент К1. Его определяют следующим образом: число полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, делят на число календарных месяцев в отчетном периоде. Месяцы возникновения и прекращения права на льготу принимаются за полные. Результат вписывают в строку 180 в виде десятичной дроби с двумя знаками после запятой.

Если право на налоговую льготу в отчетном периоде не возникало, то по строке 170 указывается 0, а по строке 180 — 1.

В строке 190 приводится величина налоговой базы. Порядок ее расчета зависит от права налогоплательщика на соответствующие льготы.

Предположим, налогоплательщик применяет льготу в виде не облагаемой налогом суммы. Льгота установлена на муниципальном уровне согласно пункту 2 статьи 387 или в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Тогда налоговая база рассчитывается по одной из формул:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 080;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 100;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - (показатель строки 080 + показатель строки 100).

В ситуации, когда земельные участки полностью освобождены от налогообложения (на основании пункта 2 статьи 387 или статьи 395 НК РФ), следует применять одну из формул:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 140;

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - показатель строки 160.

Если налогом не облагается доля площади земельного участка, налоговая база рассчитывается таким образом:

показатель строки 190 = показатель строки 050 - - [показатель строки 050 х показатель строки 120 х х (1 - показатель строки 180)].

Бывает, что земельный участок, в отношении которого применяются льготы, находится в общей долевой или общей совместной собственности либо в качестве покупателей здания, сооружения или другой недвижимости на земельном участке выступают несколько лиц. В таких случаях налоговую базу определяют по приведенным формулам. При этом кадастровую стоимость земельного участка (строка 050) умножают на величину доли налогоплательщика в праве на этот участок (строка 120).

По строке 200 записывают налоговую ставку.

Напомним, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга). Они не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

По остальным землям налоговая ставка должна быть не более 1,5%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.

В строку 210 вписывают количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода. В случае если права на земельный участок (его долю) возникли (прекращены) до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения таких прав, а если после 15-го числа — месяц прекращения прав.

В строке 220 проставляется коэффициент К2. Его применяют в случае, когда налогоплательщик обладает правом на земельный участок в течение неполного отчетного периода. Значение коэффициента рассчитывается путем деления числа полных месяцев владения земельным участком (строка 210) на число календарных месяцев в отчетном периоде. Если участок использовался в течение всего отчетного периода, в строке 220 ставится 1, а в строке 210 — соответственно 3, 6 и 9.

В строке 230 рассчитывают сумму исчисленного авансового платежа за отчетный период:

показатель строки 230 = 1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100.

По участкам, которые приобретены (предоставлены) в собственность на условиях осуществления жилищного строительства, авансовый платеж рассчитывается с некоторыми особенностями. Если в строке 040 налогоплательщик отметил трехгодичный период проектирования и строительства, показатель строки 230 равен:

1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100 х 2.

Когда период проектирования и строительства свыше трех лет, показатели строки 230 рассчитываются таким образом:

1/4 х (показатель строки 190 х показатель строки 200 х показатель строки 220) : 100 х 4.

Строки 240 и 250 заполняют налогоплательщики, для которых представительными органами муниципального образования установлена льгота в виде снижения ставки налога или уменьшения исчисленной суммы налога согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ. В строке 240 отмечается код такой льготы (3022200), а по строке 250 — ее сумма.

Если льгота предоставлена в виде снижения ставки налога, ее сумма определяется так:

1/4 х [показатель строки 190 х (налоговая ставка - пониженная ставка) : 100)].

При установлении налоговой льготы в виде уменьшения исчисленной суммы налога в процентах (например, на 25%) сумма налоговой льготы равна: показатель строки 230 х 25: 100.

Наконец, в строке 260 указывают исчисленную сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период. Если показатели в строках 240 и 250 отсутствуют, в строку 260 переносится показатель строки 230. У налогоплательщика, который пользуется налоговой льготой, сумма налога исчисляется как разница значений показателей строк 230 и 250.

Раздел 1

В строке 010 приводится КБК, по которому зачисляется сумма авансового платежа по налогу.

Обратите внимание: к земельному налогу относится несколько кодов бюджетной классификации в зависимости от размера ставки налога и расположения объекта налогообложения (см. Указания о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 08.12.2006 № 168н).

В строке 020 отражается код по ОКАТО административно-территориального образования, на территории которого уплачивается налог.

По строке 030 показывают сумму авансового платежа по налогу, которая подлежит уплате по приведенным в строках 010 и 020 КБК и ОКАТО. Значение показателя строки 030 равно сумме значений строк 260 всех представленных разделов 2 с соответствующими кодами по ОКАТО и КБК.

Образец заполнения разделов 1 и 2 расчета приведен на с. 48—50.

ПРИМЕР

ГСК «Звездочка» — гаражно-строительный кооператив. ГСК является некоммерческой организацией и уплачивает налоги в порядке, предусмотренном для юридических лиц, то есть с общей площади занимаемого земельного участка.

ГСК «Звездочка» использует на праве постоянного (бессрочного) пользования два земельных участка для размещения автомобилей, принадлежащих гражданам. Физические лица — члены ГСК «Звездочка» не имеют документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на занимаемые их автомобилями земельные участки.

Налогоплательщики-организации по нему самостоятельно. Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и налоговой процентной ставки (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ). Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой процентной ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Заметим, что представительный орган муниципального образования и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).

Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 3 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2009 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2009 г.

Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 7500 руб. (3 000 000 руб. x 1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 7500 руб. ((3 000 000 руб. x 1%) - (7500 руб. x 3 кв.)).

В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа, то за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 14.04.2009. Ставка земельного налога определена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2009 составила 2 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за III квартал 2009 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,7 ((6 / 9) мес.). Сумма авансового платежа за III квартал 2009 г. составит 5250 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 1/4 x 0,7).

Какие особенности и нюансы данной процедуры необходимо обязательно учитывать.

Земельный налог – перечисление в местный бюджет определенной суммы денег за участок, который находится в собственности физического лица, индивидуального предпринимателя или организации.

Кто подает расчет?

В Федеральном законе указаны только основные положения, регулирующие отношения между сторонами.

Чтобы налог на землю вступил в силу необходимо официальное решение законодательных органов власти на местах.

Если оно принято и действует, то все налогоплательщики должны владеть информацией о том, кто подает расчет.

Вопрос о том, обязательно ли платить авансовые платежи по земельному налогу, требует внимательного изучения, действующего на территории, законодательства.

Чтобы обязать граждан, ИП и организации перечислять этот налог должно быть выполнено два основных условия:

  • города, которые имеют федеральное значение, муниципальные образования должны на своих территориях ввести в законное действие 31 главу НК РФ;
  • власти на местах обязаны установить отчетный период, утвердить положение о перечислении авансовых платежей в бюджет.

При выполнении этих условий расчет предоставляется не позднее последнего числа месяца, который идет за истекшим отчетным периодом. Это правило касается как предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

Узнать о том, какие положения действуют на территории, где расположен земельный участок, можно, обратившись в местную Налоговую инспекцию.

За какой период отчитываться?

Налоговый период по земельному налогу составляет один год. Отчетные периоды по платежу – первый, второй и третий квартал календарного года.

Это правило действует для граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей. Власти на местах имеют право не устанавливать отчетный период.

С физическими лицами все просто. Налоговая служба начисляет и формирует сумму платежа и отправляет гражданину квитанцию .

Срок оплаты и авансовые платежи по земельному налогу устанавливаются каждой территорией самостоятельно. Никаких отчетов в налоговую физическим лицам предоставлять не нужно.

Кадастровая стоимость земельных участков

Что такое кадастровая стоимость земли и как ее узнать – вопросы, ответы на которые хотят знать все. Это расчетная величина, определяемая вследствие государственной кадастровой оценки земли.

Такая процедура проходит с учетом классификации участков по целевому назначению. Основные понятия, положения расположены в .

Любой земельный объект имеет уникальный кадастровый номер. Их присвоение – задача органов кадастрового учета.

Чтобы дать кадастровый номер определенному участку специалисты организаций кадастрового учета выполняют разбивку территории страны на кадастровые округа, кварталы, районы и единицы кадастрового деления.

В некоторых случаях кадастровая стоимость может измениться:

  • перевод земли в другую категорию;
  • поменялась площадь участка;
  • изменился тип разрешенного применения земельного объекта.

Если одно из перечисленных положений вступает в силу, то происходит пересчет кадастровой стоимости.

Правила расчета (формула)

Сумма платежа рассчитывается как разница между суммой налога, рассчитанной согласно пункту 1 этой статьи, и суммами, которые были перечислены в виде авансовых платежей за налоговый период (год).

Юридические лица и ИП, являющиеся налогоплательщиками, для которых отчетный период установлен как квартал, обязаны начислять авансовые платежи по земельному налогу по окончании первого, второго, третьего квартала.

Размер исчислений – ¼ налоговой ставки процентной доли кадастровой цены земли.

Общая формула расчета по земельному налогу выглядит следующим образом:

где НС – налоговая ставка;

КС – кадастровая стоимость земли.

Когда платить (сроки уплаты)?

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством обязаны рассчитывать и уплачивать налог на землю самостоятельно.

На вопрос о том, нужно ли перечислять авансовые платежи по земельному налогу, однозначного ответа нет. Срок оплаты регулируется местными властями.

В некоторых регионах такие платежи не установлены. Поэтому необходимо узнать всю информацию в Налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.

В Налоговом кодексе России отмечены границы платежа. Отчетный период по земельному налогу один год. Поэтому оплатить его юридические лица обязаны не позднее 01 февраля следующего года.

– отчетный документ, который предоставляют организации в Налоговую инспекцию.

Как заполнить:

Для начала необходимо найти и скачать бланк декларации. Ниже расположен образец документа, можно посмотреть, как он выглядит.

Далее, придерживаясь определенных правил, необходимо правильно его заполнить. Декларация оформляется плательщиком налога на все участкам земли, находящиеся в собственности, которые располагаются в границах муниципального района.

Структура

Отчетный документ состоит из трех листов: титульный лист, Раздел № 1 и Раздел № 2.

Заполнить декларацию можно тремя способами:

  • самостоятельно;
  • применяя программное обеспечение для автоматизированного заполнения декларации;
  • можно обратиться за помощью в специализированную организацию, которая занимается заполнением отчетности для клиентов.

Правила заполнения:

Если Вы выбрали первый способ, то информация расположенная ниже, поможет Вам не запутаться и заполнить документ без ошибок.

Титульный лист

Первый лист не вызывает сложностей в оформлении. Здесь необходимо указать:

  • ИНН организации или индивидуального предпринимателя;
  • налоговый период;
  • полное наименование налогового органа;
  • свое официальное название;
  • контактный телефон;
  • вид экономической деятельности;
  • дату.

Титульный лист следует заверить своей подписью.

Раздел 1

Данный лист состоит из нескольких блоков. Необходимо правильно заполнить все поля. Раздел 1 предназначен для отражения суммы налога, которая по данным налогоплательщика должна быть уплачена в бюджет.

На этом листе необходимо указать код бюджетной классификации, код по ОКАТО, сроки уплаты и размер платежа, общий налог по всем участкам земли, которые расположены в границах муниципального образования.

Раздел 2

В третьем листе производится подробный расчет выплат по каждому земельному участку. В строке 010 указывается кадастровый номер земли.

Следующая строка – код по ОКАТО. Строка 030 – код категорий земельных участков. Он указан в документах, удостоверяющих право собственности.

Строка 040 предназначена для занесений информации об участках, которые предназначаются под жилищное строительство. В строку 050 следует занести кадастровую стоимость земли.

Пример

ООО «Автоматика» имеет в собственности землю, на которой расположены производственные здания организации, контора и ДК (дом культуры).

Земельный участок имеет размер в 20 000 кв. м. Отдельно выделяется площадь ДК. Она составляет 2 000 кв.м. На территории региона принята и действует 31 глава Налогового Кодекса России.

Поэтому земле, принадлежащей ООО «Автоматика», присвоен кадастровый номер 09:38:2222444:0008. Стоимость земельного участка (кадастровая) составляет 2 000 000 руб., а налоговая ставка 1,5%.

В законе, который касается земельного налога, перечислены льготы. На территории компании расположен ДК, который относится к объектам социально-культурной сферы. Поэтому к площади земли, находящейся под домом культуры, следует применить эту льготу.

Доля земли, которая не облагается налогом (2 000 кв.м./20 000 кв.м.), составляет 0,10.
Размер налоговой льготы будет 200 000 руб. (2 000 000 x 0.10).

Налоговая база:

2 000 000 – 200 000 = 1 800 000 руб.

Сумма авансового платежа за полгода составит 6 750 руб:

1 800 000 x 1,5/100 = 27 000 и эту сумму нужно разделить на 4 (квартала).
Итог: 6 750 руб.

Если владелец имеет в собственности землю в течение неполного отчетного периода, то в этом случае он должен рассчитывать авансовые платежи за неполный год. В строке, которая обозначена кодом 220 необходимо указывать коэффициент К2.

Этот показатель определяют как отношение количества полных месяцев (период, когда земля уже находилась в собственности) к числу месяцев в отчетном периоде.

Часто задаваемые вопросы:

У физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций очень часто возникают вопросы, связанные с налогом на землю. Например, чем грозит неуплата авансовых платежей по земельному налогу.

Если на территории, где расположена земля, приняты правила о перечисление авансовых платежей, то организации и ИП должны своевременно их перечислять в местный бюджет.

Если этого не делать, то Налоговая инспекция начислит пени, штраф.

Когда представляется нулевой расчет?

Нулевой расчет должны предоставлять налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) в нескольких случаях:

  • кадастровая стоимость участка известна, но информация плательщикам не предоставлена;
  • местные власти еще не приняли порядок и не утвердили получение сведений налогоплательщиками о цене земли.

Начисляются ли пени на авансовые платежи по земельному налогу?

Данный вопрос является спорным. Все зависит от положения, которое приняли местные власти.

В большинстве случаев Налоговая инспекция вправе исчислить пени в соответствии со в установленном порядке.

Специфика начисления для ИП

Каждый индивидуальный предприниматель должен быть в курсе правил и законов, которые имеют юридическую силу на территории, где расположен его земельный участок.

ИП обязаны самостоятельно определять налоговую базу. Сделать это можно, используя данные государственного земельного кадастра.

Сумма авансовых платежей исчисляется, как ¼ налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земли.

Ее показания берутся на 1 января года, который является налоговым периодом. Срок уплаты регулируют местные органы власти.

На сегодняшний день законодательная база по земельному налогу совершенствуется. Основные положения и правила, действующие на территории, где располагается земельный участок, можно узнать в местной Налоговой инспекции.

Специалисты разъяснят особенности, смогут ответить на все вопросы, касающиеся начисления налога, уплаты авансовых платежей по нему.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов