Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам. Военные деспотии древнею мира

13.10.2023

Погребальные ритуалы

Фараоны строили пирамиды, простым же людям приходилось обходиться гробницами попроще. Обычно они состояли из двух частей – подземной и надземной. В подземной части, в специальной камере, устанавливали саркофаг с телом. Потом совершали последние обряды, камеру замуровывали. А над ней сооружали настоящий маленький храм. Обычно он выходил фасадом во двор, где стояли стелы с надписями, из которых живые могли узнать о добродетелях и деяниях покойного. Порою в таком дворе у маленького водоема ухитрялись выращивать пальмы и сикоморы. Внутри храма на колоннах изображали наиболее характерные эпизоды из жизни усопшего, а в особом зале желающие могли воздать хвалу богам, попросив их быть милостивыми к усопшему. Понятно, что размеры и убранство храма зависели от благосостояния семьи умершего.

Фараоны, конечно, были избавлены от подобных проблем – средств у них было предостаточно.

Главным в захоронении фараона являлся саркофаг. Сохранились рассказы о том, как фараоны еще при жизни посещали мастерские и придирчиво осматривали изготовляемые для их будущих мумий «домы». Но саркофаги у фараонов были не простые. Мумия фараона Двадцать первой династии Псусеннеса, например, уже защищенная золотой маской, лежала в серебряном гробу, повторявшем ее очертания, который, в свою очередь, стоял в саркофаге из черного гранита, также похожем на стилизованную мумию. Гранитный саркофаг, в свою очередь, находился в прямоугольном каменном ящике, украшенном изнутри и снаружи изображениями божеств, которые должны были охранять мумию. На выпуклой крышке был изображен лежащий фараон с атрибутами Осириса, а с внутренней ее стороны – богиня неба Нут со всеми ее ладьями и созвездиями. То есть изображение фараона на саркофаге должно было глазами из черного гранита всю вечность созерцать красоту летящей по небу богини.

Кроме того, глаза были также на стенках саркофагов, чтобы усопший фараон мог видеть происходящее не только в гробнице, но и во всем мире. Также на саркофагах изображались двери, чтобы фараон, при желании, мог выходить из своего вечного убежища и возвращаться в него, когда ему захочется.

В гробницу помещалась различная утварь, которая должна была не только подчеркнуть могущество и богатство владельца саркофага, но и предоставить ему в мире ином всевозможные удобства. В богатейшей гробнице Тутанхамона, например, стояли парадные кровати, ложа для отдыха, колесницы и ладьи, сундуки, кресла, стулья, табуреты, оружие, посохи, ювелирные украшения и даже игральные фигурки, не говоря уже о предметах культа. Также гробницы наполнялись посудой, чтобы умершему было из чего кормить своих потусторонних гостей, и даже зерном, вином и мясом, чтобы тем было что есть.

Кроме саркофага, в погребальную камеру ставили деревянный или каменный ящик с четырьмя сосудами.

В них хранились вынутые при бальзамировании внутренние органы фараона, отданные, соответственно, под защиту четырех богов – Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебех-Сенуфа. Амсет имел человеческую голову, Хапи – голову павиана, Дуамутеф – шакала, а Кебех-Сенуф – голову сокола. И крышки четырех сосудов также делались в форме голов – человека, павиана и т. д. Правда, некоторые властители, например Тутанхамон, сначала приказывали поместить свои органы в маленькие саркофаги из золота и серебра и уже только потом – в сосуды.

А еще в гробницах было обнаружено множество статуэток. Что это значило? Как мы помним, совершившие поровну плохих и хороших дел должны были работать на Осириса. Это значит – возделывать его поля Иалу: пахать, сеять, копать оросительные каналы и так далее. Но как мог делать это человек, который брезговал заниматься чем-либо подобным в своей земной жизни? И выход был найден: вместо покойника эту работу могла исполнять специально положенная в гробницу статуэтка. Вряд ли был в мире народ, который больше верил в то, что материальные земные вещи обладают совершенно чудесными проекциями в царстве небесном. Лицам статуэток придавали сходство с лицом покойника, а, чтобы уж точно не возникло путаницы, на них не только писали имя погребенного, но и перечисляли обязанности, которые статуэтка будет исполнять вместо него в царстве мертвых.

Например, надпись на статуэтке жреца по имени Осирис гласила: «Если Осирис будет учтен, призван, назначен на всякие работы, которые должны быть сделаны там, в некрополе, как делает человек для себя, для плодородия полей, для орошения берегов, для переноски песка с востока на запад и обратно, для удаления сорняков, как делает человек для себя, ты скажешь: „Я сделаю это. Я здесь!“»

Вскоре родилась целая индустрия, и для статуэток стали изготавливать корзины, мотыги, лопаты. Они, кстати, также подписывались именем владельца – видимо, для того, чтобы в загробном мире злые статуэтки не крали у хороших лопаты и прочий инвентарь.

Кого-то озарила и вполне резонная мысль, как еще можно скрасить покойному долгий досуг. Тогда стали изготавливать статуэтки обнаженных женщин. У некоторых усопших таких изображений набирался даже не гарем, а целый полк.

Саму мумию украшали множеством драгоценных оберегов и просто золотых подвесок и бус – богатый человек должен выглядеть богатым всегда. Впрочем, бедные тоже хотели выглядеть достойно, и их украшали имитациями драгоценностей.

После того как подготовка завершалась, и все необходимое для как можно более комфортного путешествия в царство мертвых было приобретено, наступала пора писать завещание и выбирать его исполнителя. Обычно им назначался один из сыновей. Кроме доли в наследстве, он получал и особую его часть, которую мог тратить лишь на поминовение усопшего. Он не имел права делить ее между собственными детьми, а должен был выбрать из них того, кто будет достойно заботиться о памяти деда и регулярно приносить в жертву хлеб, пиво и мясо и уговаривать богов вести себя с покойным хорошо.

Когда же все эти хлопоты завершались, можно было и умирать. Египтяне, как и любой другой народ, весьма плохо отзывались о старости, но стремились все же прожить в этом, пусть и несовершенном, состоянии подольше. Когда же сделать этого не удавалось, и египтянин, как тогда выражались, «отплывал к другому берегу», его близкие погружались в траур. По меньшей мере на семьдесят дней. Они прекращали все свои дела и сидели дома в безмолвной скорби. Когда же было необходимо куда-то выйти, то близкие покойного мазали лицо илом и, идя по улице, беспрестанно били себя руками по голове.

Но выйти из дома все-таки было надо. Не терпело отлагательств одно, главное теперь дело: тело усопшего нужно было передать бальзамировщикам и выбрать способ бальзамирования. Их имелось три.

Бальзамирование «по высшему разряду» заключалось в том, что из головы трупа извлекали мозг, из тела – все внутренние органы, кроме сердца, промывали все это и укладывали в специальные сосуды. Само тело дважды промывали, заполняли благовониями, а затем погружали в раствор натрона (разновидность соды), который в изобилии добывался в Вади Натрон, долине к западу от Фаюма, а также в районе Нехеба.

Через семьдесят дней тело извлекали, снова тщательно промывали и заворачивали в широкие льняные полосы, пропитанные древесными смолами и другими веществами. При этом использовались, как минимум, пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, чтобы покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез, сделанный бальзамировщиком, кассия, корица, «кедровое масло» (добытое на самом деле из можжевельника), хна, ягоды можжевельника, лук, пальмовое вино, древесные опилки, вар и гудрон. Основой всех этих смесей продолжал служить натрон. Некоторые компоненты было невозможно достать в Египте, и их доставляли из-за границы, в частности из Библа.

После таких процедур тело представляло собой скелет, обтянутый кожей, однако легко при этом узнаваемый: все черты покойного сохранялись, вплоть до выражения лица.

Мумию знатного египтянина украшали богато: на нее надевали ожерелья и амулеты, браслеты, наплечники и сандалии. На разрез бальзамировщики клали толстый золотой лист с выгравированными на нем изображениями четырех божеств-хранителей по краям и глаза «уджат» в середине, который обладал свойством залечивать раны. Между ногами мумии клали копию Книги мертвых, а на лицо – маску. Для фараонов и знати такие маски изготавливались из золота, и порою они соединялась с накидкой или воротником из бус золотыми нитями. Для египтян попроще маски делались из полотна и гипса. Затем все это покрывали саваном. Теперь можно было приступать к похоронам.

На пути к гробнице члены семьи усопшего рыдали и горестно заламывали руки. В помощь им нанимались профессиональные плакальщицы, они, вымазав лица илом, рвали на себе одежды и били себя по голове. Люди посолиднее громко вспоминали о добродетелях и добрых делах покойного. Не будь всего этого шума, похороны вполне можно было бы принять за обычное переселение в новый дом: впереди процессии группа служителей несла пирожки и цветы, глиняные кувшины и каменные вазы, ларцы со статуэтками и их орудиями труда. Затем следовала группа с погребальной мебелью и колесницей в разобранном виде. Далее несли личные вещи, затем драгоценности и предметы роскоши, выложив их на блюдах – дабы окружающие могли убедиться в том, что покойный был весьма обеспеченным человеком. Затем следовало замысловатое сооружение, которое тащили две коровы, да еще несколько мужчин подталкивали сзади. Это были сани на полозьях, на санях была установлена ладья со статуями богинь Исиды и Нефтис с обеих сторон, а уже над ладьей возвышался катафалк из деревянных раздвижных рам, занавешенных вышитыми тканями или кожей.

Процессия подходила к Нилу, где уже была готова для переправы целая флотилия: погребальная ладья с загнутыми внутрь носом и кормой в форме зонтиков папируса, на которую и ставился саркофаг. На этой ладье для контроля за движением был только один человек, а все остальные члены процессии загружались на большой корабль, который буксировал ладью через Нил. Вслед за ними двигались еще четыре судна, которые перевозили погребальную утварь.

На другой берег следовали обычно родня и близкие покойного, другие же лишь провожали флотилию пожеланиями умершему лучшей жизни в загробном мире. Причалив к берегу, снимали гроб, вещи, процессия снова выстраивалась в том же порядке и отправлялась к месту упокоения. Часто оно находилось в горах, и вскоре коровы не могли уже тянуть сани, тогда их выпрягали и заменяли близкие покойного. Дальше они могли и просто нести саркофаг на плечах.

У подготовленной гробницы уже стояли столы со всем необходимым для поминальной трапезы: хлеб и кружки с пивом. Жрец совершал магические ритуалы, возвращавшие мумии усопшего способность ходить и смотреть, и в погребальную камеру опускали саркофаг, а также всю погребальную утварь и пищу.

Затем каменщики замуровывали вход, а участники процессии собирались помянуть покойника в тут же установленных беседках. Появлялся музыкант, который восславлял покойного, и скорбящие отправлялись назад в город, нередко уже преисполненные веселья без капли скорби: все необходимые ритуалы были совершены, и оставалось только ждать воскресения мертвых.

Способы бальзамирования для людей попроще были гораздо примитивней: тела не вскрывались, органы не вынимались, бальзамировщик лишь вводил в тело через задний проход маслянистую жидкость со смолой можжевельника. Для бедных смолу можжевельника и вовсе заменяли дешевыми дезинфицирующими средствами. Такую мумию укладывали в гроб и относили в старую заброшенную гробницу, где уже было множество гробов подобных же бедняков. А тела самых бедных и вовсе скидывали в общую могилу, лишь обернув их грубой тканью, и засыпали песком.

Живым теперь требовалось тщательно заботиться об умерших, иначе, согласно той же Книге мертвых, неминуемы были страшные кары. Живые верили, что покойник «предаст их огню фараона в день его гнева… Они опрокинутся в море, которое поглотит их тела. Они не получат почестей, предназначенных праведным людям. Они не смогут есть приношения покойным. Перед ними никто не совершит возлияний свежей водой. Их сыновья не займут их места. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они не услышат слов фараона в день его радости… Но если они будут хорошо заботиться о погребениях… они получат все наилучшее…» Книга мертвых обещала: «Амон-Ра, царь богов, пошлет вам долгую жизнь. Царь, правящий в ваше время, вознаградит вас так, как следует вознаградить. Для вас будут умножены должности без конца, которые вы будете получать от сына к сыну и передавать от наследника к наследнику… Они будут погребены в некрополе, достигнув возраста ста десяти лет, и приношения им будут множиться».

Египтяне верили: если про покойника все же забудут, то он, обманув богов, выберется из гробницы и станет преследовать живых, пугая их и насылая на них разные болезни. Впрочем, некоторые покойники могут поступать так не потому, что про них забыли, а просто из-за вредности характера. Но с этим уже ничего не поделать…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

С третьей династии начинается эпоха Древнего царства(2755–2255) 6 , которая охватывает 500 лет и по праву называется эпохой больших пирамид. Пирамиды лучше всего характеризуют основные черты жизни египетского общества того времени и прежде всего масштабы власти его правителей 7 . Самой ранней монументальной каменной постройкой в мире является шестиступенчатая пирамида правителя Джосера (2737–2717), сооруженная в Саккаре, напротив Мемфиса. Ее высота равна 60 м. Пирамида сложена из каменных блоков небольшого размера. Под ней находится камера, в которой в специальном саркофаге был похоронен Джосер.

Пирамида является частью комплекса, который включал поминальные храмы и был обнесен стеной длиной в 1,5 км, высотой в 11 м. Нигде в мире в это время не было столь сложного каменного сооружения. Его построил зодчий Имхотеп, которого позднее египтяне почитали как бога. Очевидно, что такой комплекс был подготовлен долгой традицией строительства сооружений из кирпича-сырца, которые не сохранились.

Затем были построены Великие пирамиды на плато Гиза (близ современного Каира). Самая большая из них – пирамида правителя Хуфу (Хеопса), правившего в XXVI в. Состоит из 2,3 млн. крупных каменных блоков (около 2 т каждый). Высота пирамиды 147 м, сторона квадратного основания 230 м. Пирамиду строили около 20 лет несколько тысяч профессиональных строителей. Кроме них до 100 тыс. крестьян привлекались на камнетесные и транспортные работы в период разлива Нила, когда на полях не было работы. 8

Рядом стоит пирамида Хаф-Ра, которая на 3 м ниже. Путь к пирамиде охраняет Сфинкс – лев с лицом человека (возможно, самого Хаф-Ра). Его появление, видимо, связано с тем, что строители натолкнулись на скалу, которая стояла на пути от реке к пирамиде, и решили использовать ее, придав такую форму. Больше никто таких больших пирамид не строил. Менкау-Ра, сын Хаф-Ра, построил третью пирамиду в Гизе высотой всего в 66 м. Все три пирамиды сверху были облицованы особыми плитами так, что между ними нельзя просунуть кончик ножа.

Великие пирамиды демонстрируют высокий уровень инженерной мысли и большой экономический потенциал государства. Они также показывают высокий уровень концентрации властив руках фараона. Именно для него строились эти грандиозные сооружения, хранившие мумию – нетленное тело фараона.

Почему египтяне это делали? Это не простой вопрос. Известно, что пирамиды строили свободные люди. Заставить свободных общинников делать такие титанические вещи голой силой было невозможно. Напомним, что в Шумере зиккураты строили из легких сырцовых кирпичей и строили для бога : наверху стоял храм бога-покровителя общины.

В каких случаях египтяне могли согласиться выполнять такую работу? Только тогда, когда роль правителя для общины была равна или близка по важности кроли бога. И именно такая ситуация сложилась в Египте. Правитель уже в Древнем царстве был провозглашен живым богом, а не служителем бога. Причину такого раннего и радикального обожествления личности правителя надо искать, по нашему мнению, в тех межобщинных войнах, которые в период Раннего царства были постоянным явлением и сопровождались большими жертвами. Остановить войны могла только очень авторитетная власть. Концепция фараона-бога придавала правителю максимально возможный авторитет и позволяла играть роль хранителя единства и спокойствия страны: простой смертный не мог посягнуть на земли и власть земного бога. Так удалось покончить с межобщинными войнами.

Боги, как известно, бессмертны, поэтому концепция фараона-бога должна была найти свое материальное воплощения в каких-то вечных символах. Первым таким символом стала каменная пирамида как вечный дом фараона. Строение такой геометрической формы было очень надежным и эффектно смотрелось на плоской местности, характерной для Египта. Древние египтяне не ошиблись: пирамида Хуфу сохранилась до наших дней как самый древний и величественный памятник истории Древнего мира.

Вторым символом бессмертного фараона-бога явилась его мумия – нетленное тело, помещенное в пирамиду, пристанище его бессмертной души. Идея бессмертия фараона являлась естественной для египтян, которые верили в бессмертие души любого человека. Египтяне верили в то, что могущественный правитель и после перехода в иной мир будет оберегать свою страну. Таким образом, пирамида и мумия рассматривались египтянами как важные элементы общественного порядка и благополучия 9 .

Концепция фараона-бога делала фараона бесспорным и единственным носителем верховной власти. Он был главой законодательной, исполнительной, судебной и военной ветвей власти, а также главой религиозного культа, олицетворяя прямую связь с миром богов. Власть фараона была безграничной. Все принадлежало живому богу, поэтому он распоряжался любым своим подданным, любым имуществом. Такая власть нашла свое отражение в социально-экономическом устройстве Древнего царства.

Социальный строй . Наверху общественной лестницы находилась высшая знать , ядро которой составляли родственники фараона. Из их числа назначались наместники в провинции и другие высшие гражданские и военные чиновники. Затем следовали государственные чиновники разного уровня, которые управляли различными сферами общественной жизни, получая от государства небольшие имения или же просто все необходимые продукты.

Особый слой составляли жрецы , которые постепенно повышали свой социальный статус, выступая в качестве создателей и хранителей знаний. Жрецы не были замкнутой кастой служителей культа. По указанию фараона они выполняли многие гражданские и военные функции. И наоборот фараон мог назначить на жреческие должности гражданских и военных чиновников.

Следует подчеркнуть, что фараон, чиновники и жрецы были грамотными людьми. В условиях сложного ирригационного земледелия и большой по размерам страны власть опиралась не только на силу, но и на накопленные знания. И те, кто обладал знаниями, стремился ограничить доступ к ним, ибо монополия на знания давала монополию на власть.

Мастера-ремесленники по своему социальному статусу находились на уровне низших чиновников, поскольку они тоже обладали знанием, мастерством и хранили свои профессиональные тайны. Как правило, ремесленники входили в число «царских людей» и работали под контролем чиновников. В самом низу социальной лестнице свободных египтян находились крестьяне - общинники , которые платили налоги и выполняли натуральные повинности за право работать на земле, которая формально вся принадлежала фараону-богу. Из детей крестьян набирались так называемые «царские работники», которые обслуживали царское, храмовое и вельможное хозяйства.

В период Древнего царства заметным явлением стало рабство , которое в основном носило патриархальный характер.

Экономика . Создание больших пирамид было следствием окончания эпохи межобщинных войн и установления полной власти фараона над ресурсами всей страны. Эти ресурсы создавались как в рамках семейных крестьянских хозяйств, плативших государству налоги, так и в рамках крупных царских, вельможных и храмовых хозяйств с высокой степенью специализации и кооперации. На стенах гробниц вельмож в различных областях страны сохранились сотни рисунков, которые рассказывают о том, как отдельныеотрядыработников выполняли определенные операции и обеспечивались при этом продуктами труда других отрядов. О высокой степени специализации хозяйства говорит и тщательно разработанная система учета произведенной продукции. Она имела смысл лишь при необходимости дальнейшего распределения этой продукции. Вероятно, все крупные хозяйства были частью единой хозяйственной системы, которая обеспечивала общегосударственные нужды (ирригационные работы, содержание аппарата управления, войска, постройку пирамид и храмов) и играла роль страхового фонда.

Мир и спокойствие в объединенной стране сделали Египет эпохи Древнего царства самой богатой и развитой цивилизацией в мире в 3-м тыс.

Искусство Древнего царства наглядно раскрывает две главные функции египетского искусства: служить возвеличиванию власти и обеспечивать умершим продолжение жизни в ином мире. Многие произведения искусства, помещенные в погребальные камеры, вообще не предназначались для того, чтобы их видели люди. Они создавались для вечности. При таком подходе художник стремился не к новациям, а к воплощению канона как частицы вечного порядка. Многие художественные формы, утвердившиеся в этот период, воспроизводились без изменений в последующие тысячелетия.

Архитектура. О мастерстве архитекторов говорят Великие пирамиды и гробницы вельмож. От погребальных храмов мало что осталось. Известно, что они были украшены каменными колоннами с капителями в виде пальмы. Ничего не осталось от дворцов и жилых домов, поскольку они были сделаны из глиняных кирпичей.

Скульптура. Наряду с рельефами и мелкой скульптурой (фигурок животных и людей), которых было много уже в Раннем царстве, в Древнем царстве получила развитие монументальная скульптура. В поминальных храмах, создававшихся при пирамидах, ставилась каменная статуя покойного, которая должна была точно передать его внешний облик с тем, чтобы отделившаяся от тела душа могла безошибочно найти материальное прибежище. Передавая портретное сходство, скульпторы стремились облагородить свои модели. Тела статуй делали преувеличенно мощными, лицам придавали величавость. Так решали две главные задачи: возвеличить фараона-бога и обессмертить его имя. Пока стоял памятник, помнили имя; пока помнили имя, продолжалась слава фараона, и он жил в веках.

Итак, в основе скульптурного канона лежало стремление создать вечное и великое . Создавая такой образ, мастер чувствовал себя лицом, которой выполнял важнейшую общественную работу, укрепляющую стабильность общественного порядка. Как правило, статуи располагали у стены или в нише, что предполагало осмотр спереди. Преобладающие позы: стоящая – фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая – руки симметрично положены на колени, торс выпрямлен, взор устремлен вдаль.

Высокий уровень монументальной скульптуры демонстрируют статуи фараонов Хаф-Ра и Менкау-Ра.

Скульптурные портреты сановников были менее строгими и торжественными. Для всей скульптуры обязательной является прямая постановка головы, передача атрибутов власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и горным хрусталем. Шедевром староегипетской скульптуры является двойной скульптурный портрет царевича Ра-Хотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме (27 в., известняк, высота 1,2 м) Он демонстрирует ту важную роль, которая играла семья в жизни египтян, стремившихся сохранить ее и в ином мире.

Живопись периода Старого царства представлена рисунками, которые украшали стены погребальных построек. Они рассказывали о жизни покойного и также были призваны обеспечить его загробную жизнь. Художник рисовал все необходимое, и эти рисунки считались воплощением реальных вещей.

Прикладное искусство представлено керамикой, изготовленной на гончарном круге, разнообразными медными предметами и ювелирными украшениями из золота, слоновой кости и полудрагоценных камней. В прикладном искусстве широко использовались растительные и животные мотивы. Древнеегипетские мастера умели делать фаянс, глазурь и стекло.

Религия. В период Старого царства появляются общегосударственные боги, которые стоят выше богов отдельных египетских общин. Главным богом был Ра – бог дневного Солнца. Фараоны 4-й династии – строители Великих пирамид – считали себя сыновьями Ра и включали его имя в свой титул: Хаф-Ра, Менкау-Ра. Фараоны 5-й династии соорудили ему храм в виде четырехгранного обелиска. Появление главных общеегипетских богов не привело к исчезновению огромного количества местных общинных богов. Их часто рассматривали как разные ипостаси общеегипетских богов.

Боги Древнего Египта имели зооморфные, антропоморфные или смешанные зооантропоморфные формы. Так, богиня любви и плодородия ХатХор изображалась в виде коровы или женщины с рогами коровы. Царский бог Хор (Гор) изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Бог писцов и Луны Тот – в образе ибиса или человека с головой ибиса.

Наличие зооморфных богов порождало священные культы животных. В Древнем царстве считались священными только особым образом отобранные животные. Например, черный бык с круглым белым пятном на лбу считался символом бога Аписа, ипостасью Птаха, главного городского бога Мемфиса, и почитался как святыня. К концу египетской цивилизации священными считались все быки, кошки, крокодилы, ибисы. Их бальзамировали и хоронили в специальных местах. Сущность культа была традиционной и состояла в принесении богам ежедневных жертв, которые сопровождались обрядами.

Мифология . В этот период зарождаются доктрины, которые в мифологической форме объясняли окружающий мир. Так, жрецы города Гелиополя, который стал второй столицей Египта после Мемфиса, создали концепцию творения мира. Согласно этой концепции, вначале из первобытных вод возникает первосущий бог Атум, который выделяет из себя Воздух и Влагу, порождающих в свою очередь Землю и Небо. От этой пары произошли боги Сет и Нефтис, а также Осирис и Исида, родившие сына Гора (Хора). Осирис после смерти стал богом потустороннего мира. Бог Хор стал правителем на этом свете, что делало его царским богом. Фараон рассматривался как ипостась Гора. После смерти фараон превращался в ипостась Осириса. С тем чтобы эта концепция не противоречила верховенству бога Ра, Атум и Ра были отождествлены. Важно подчеркнуть, что в рамках этой концепции, так же как и в Шумере, признается извечное существование природы в виде первобытных вод и нет идеи о боге-творце, создающем природу. Фактически мир создавался как процесс рождения одних природных явлений другими, хотя эти природные явления и обожествлялись 10 .

Египтяне верили в том, что в мире существует вечный изначально установленный порядок, который закреплялся понятием «Маат» и персонифицировался в образе богини Маат. Главная задача фараона-бога как раз и состояла в том, чтобы поддерживать этот порядок и защищать мир от беспорядка. В этом проявлялись социально-политическая и этическая функции религии, ибо таким образом обосновывалась правильность существующего общественного строя и необходимость для всех египтян следовать принятому порядку, что рассматривалось как добро, а его нарушение как зло. Стремлением соблюдать установленный богами порядок жрецы объясняли свою приверженность традициям, нелюбовь к новациям.

Из всех богов простой народ более всего почитал Осириса и его сестру-жену Исиду. Согласно легенде, Осирис научил людей земледелию и стал правителем Египта, но его брат, злой и завистливый бог Сет, предательски убил Осириса, чтобы захватить трон. При этом тело Осириса разрубили на мелкие куски и разбросали по всей стране. Исида, жена Осириса, собрала все куски в единое целое (создав первую мумию) и магическим образом зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он убил Сета и воскресил отца. Ежегодно крестьяне связывали обряд сеяния зерна в землю с погребением Осириса, а появление урожая – с его воскресением. Исида олицетворяла женское начало в культе плодородия. Так культ Осириса и Исиды стал египетским вариантом культа умирающей и воскрешающей природы.

К концу Древнего царства достигла высокого уровня письменность . Об этом свидетельствуют «Тексты пирамид» – настенные надписи с молитвами и заклинаниями, сделанные в XXIV–XXV вв. в гробницах фараонов. Несколько позже религиозные тексты появились на саркофагах сановников (так называемые «тексты саркофагов»). Они были призваны помочь умершим в их путешествии в царство мертвых.

Наука. В период Древнего царства были достигнуты успехи в различных областях знаний. Астрономы Мемфиса создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней. Строители обладали обширными познаниями в геометрии. Врачи стали опытными хирургами, физиологами, применяли антисептики. Медицинские трактаты, появившиеся в XXV в., были первыми пространными письменными текстами в мире.

Кризис Древнего царства . После пяти веков стабильности страна вступила в полосу социально–политических кризисов, причиной которых явилось усиление власти областных правителей. Местные правители со временем настолько укрепились, что стали тяготиться зависимостью от центра. Изменение прежнего баланса сил нашло свое отражение в увеличении размеров погребальных комплексов областных правителей (номархов) и уменьшении объемов пирамид. Усиление местной знати к концу 3-го тыс. привело к распаду Древнего царства на ряд областей. Последствия распада централизованного государства оказались тяжелыми. Возобновились межобщинные войны, которые привели к разрушению единой экономики, упадку ирригационной системы, голоду и восстаниям населения. Период смуты и упадка длился почти 200 лет. То или иное восстановление государственного единства стало неотложной потребностью.

Есть сведения о том, что упадок Древнего царства был связан с резким изменением климата, который привел к страшной засухе и многолетним неурожаям.

1. Укажите, в чем различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни. Перечислите признаки государства.

В племени также, как и в государстве существует власть, но она основывается на авторитете. В государстве кроме авторитета власть располагает также аппаратом принуждения, как правило, включая выделенные из остального общества вооружённые силы.

В качестве признаков государства, которые отличают его от догосударственных обществ можно назвать следующие:

Разделение общества на управляемых и управляющих;

Наличие аппарата управления, оформленного в виде специальных институтов;

Наличие аппарата принуждения управляемых;

Наличие вооружённых сил, оформленных в виде особого института;

Наличие судебных институтов;

Замена обычаев и традиций законами.

2. В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

Первые государства сложились в субтропиках в долинах крупных рек. Эти реки в своё время окружали равнины с большим количеством дичи, потому там кочевало множества племён. Потом климат становился всё более засушливым, что сгоняло людей к самой реке, где оказалось всё население ранее обширных территорий. Угроза голода вынудила людей перейти к земледелию и скотоводству. Но при этом долины рек не были идеальны для земледелия: значительная их часть оставалась заболоченной. Для осушения болот у людей появились ирригационные системы. Постепенно они стали использоваться наоборот для орошения сельскохозяйственных полей. Ирригация требовала организации труда большого количества людей и точных расчётов, знаний. Именно благодаря этому появились первые государства, основанные именно на ирригационном земледелии. Чтобы понять правдивость этой теории, достаточно вспомнить, где зародились древнейшие цивилизации: в междуречьях Тигра и Ефрата (Месопотамская цивилизация), Инда и ныне пересохшей Сарасвати (так называемая Хараппская цивилизация), Янцзы и Хуанхэ (Древнекитайская цивилизация), в долине Нила (Древнеегипетская цивилизация).

3. Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) была присуща всем древним государствам? Каким было положение рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

Во всех древних цивилизациях были сходные условия ведения хозяйства (ирригационное земледелие), потому во всех них получило распространение одно и то же явление – патриархальное рабство. Во всех этих цивилизациях, включая Древнеегипетскую, рабы считались частью большой семейной группы (патриархального хозяйства) и зачастую выполняли те же работы, что и свободные члены семьи. Становились такими рабами военнопленные, или не сумевшие вовремя расплатиться должники (либо дети таких должников).

5. Подумайте, почему правители восточных государств провозглашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значение в Древнем Египте?

Когда человек занялся земледелием, он столкнулся с новыми неведомыми для себя проблемами. Раньше лишь длинная череда неудачных охот могла привести к голоду, но урожай земледельца может погубить одно краткое событие, вроде наводнения. Изменилось отношение ко многим явлениям природы. Охотник от многих из них мог просто уйти в более благоприятные места, земледелец же был привязан к своему полю, потому многое действительно стало бедствием. На основании всего этого сложились представления о всесильных грозных божествах, которых нужно молить о милости, которым нужно служить, чтобы эту милость заслужить.

Новые религиозные системы давали новые ответы и на главный вопрос человеческого бытия – о существовании его души после земной жизни. Древнеегипетские представления требовали для этих целей таких сооружений как пирамиды, погребальные храмы и т.д.

Жрецы с одной стороны были посредниками между людьми и этими страшными всесильными богами, они помогали заслужить милость. Но одновременно жрецы накапливали и практические знание, именно они организовывали ирригационные работы, требовавшие точных расчётов.

Благополучие древних цивилизаций держалось на высоких урожаях, которые удавалось получать благодаря ирригационному земледелию. Для того, чтобы ирригационные системы работали слаженно, требовалось единое руководство, сильная власть, которой в идеале никто не должен был противоречить. Именно поэтому правитель считался одним из тех страшных богов – чтобы у него была абсолютная власть, которой никто не смел противоречить.

6. Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта.

Древние египтяне известны, прежде всего, благодаря своей архитектуре, особенной связанной с культом мёртвых. Великие пирамиды, вырубленные в скале гробницы, погребальные храмы до сих пор поражают воображение, даже несмотря на то, что дошли до нас не совсем в первозданном виде.

Также большую роль в истории человечества сыграли их системы письменности (иероглифическая и иератическая), медицина и т. д.

Московский государственный университет им. Ломоносова

Филиал МГУ в Севастополе

Кафедра истории и международных отношений

по истории Древнего Востока

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ

Выполнил Головко Д.Ю.

Преподаватель Ушаков С.В.

Севастополь - 2015

ВВЕДЕНИЕ

Египетские пирамиды - величайшие архитектурные сооружения своего времени, которые поражали своими размерами и геометрической точностью греческих и римских авторов, которые поражают и нас с вами - современников века высоких технологий.

Чтобы осознать в полной мере грандиозность и неизмеримую созидательную силу этих великих строений, следует сообщить, что древние египтяне не владели всеми достижениями прогресса, которыми пользуются современные строители, создающие великие архитектурные сооружения нашего времени, как, например, взрывчатые вещества, железные и, тем более, стальные орудия, им не были известны алмаз и корунд, не было мощных машин для добычи и транспортировки камня и собственно строительства.

Цель и задачи

Основная цель этой работы - описать комплекс пирамид в Гизе - великих пирамид, которые будут названы древними греками чудом света. Описать развитие мысли, приведшей к строительству таких монументов от ранних гробниц до самых поздних пирамид.

Главной задачей этой работы является характеристика технологии строительства египетских пирамид в целом и описание Великих пирамид в Гизе, которые стали главными памятниками всей древнеегипетской цивилизации.

Как уже обозначено, во времена, предшествующие эпохе великих пирамид, строились и другие пирамиды. Считаю нужным обозреть более ранние царские погребальные сооружения, начиная от так называемых мастабов до прямых предшественников великих пирамид.

У египетских каменщиков в распоряжении имелись лишь несложные средства транспорта и орудия из камня, меди и дерева. Так какие же технологии применялись в этом древнем монументальном строительстве?

Общеизвестно, что пирамиды - погребальные сооружения, поэтому следует описать древнеегипетский погребальный обряд.

Обзор источников и литературы

Для того, чтобы дать ответ на поставленную цель и выполнить задачи настоящей работы, нельзя не прибегнуть к сочинениям самих древних египтян. В Текстах Пирамид и Текстах Саркофагов представители этой древней цивилизации оставили богатейший материал для изучения погребального обряда и религии, который следует не только расшифровать, но и понять, ведь мышление египтян отлично от мышления современного человека.

Множество свидетельств оставили и античные авторы, из которых мною взят великий труд Геродота "История". Их труды традиционно считаются источниками, несмотря на то, что от египетского Древнего Царства "отца истории" отделяют два тысячелетия. Геродот оставил важный материал, к которому, тем не менее, следует относится с осторожностью, соотнося его данные с другими видами источников.

Хильда Августовна Кинк - выдающийся советский египтолог, оставила прекрасное описание техники строительства пирамид в своей книге "Как строились египетские пирамиды", использовав как пример пирамиду Джосера.

В книгах Жан-Франсуа Лауэра "Загадки великих пирамид" и Войтеха Замаровского "Их величества пирамиды" обобщены знания по проблеме великих пирамид.

Статья выдающегося советского египтолога Милицы Эдвиновны Матье "Тексты Пирамид - заупокойный ритуал" является необходимой для понимания Тестов Пирамид как описания религии и погребального обряда древних египтян.

Считаю подбор источников, несмотря на их кажущуюся устарелость, адекватным для достижения цели работы и выполнения поставленных задач.

1. Ранние царские гробницы и Пирамида Джосера

2. Великие пирамиды в Гизе

Поздние пирамиды

Технологии строительства великих пирамид

Обряд погребения древних египтян

1. РАННИЕ ЦАРСКИЕ ГРОБНИЦЫ И ПИРАМИДА ДЖОСЕРА

Давайте вначале разберём первые погребения фараонов, которые ещё не поражают, но позволяют рассмотреть развитие древнеегипетской инженерной мысли, без которой нельзя построить даже простейший сарай. Фараонам строили сравнительно большие, царские гробницы уже в начале династического периода истории Древнего Египта.

Погребения фараонов первой и второй династии обнаружены около селения Абидос. Недалеко от этого места располагалась родина царей первых двух династий - город Тинис, по имени которого эти династии часто называют Тинисскими. Гробницы в Абидосе оказались разграбленными, но всё же таблички с именами фараонов и множество других вещей дают основания утверждать, что это - первые царские гробницы. Позднее обнаружены царские гробницы в Саккаре, которые были созданы для этих же фараонов.

Что представляли собой первые погребальные сооружения? Гробница была плоским сверху прямоугольным сооружением со скошенными стенами, напоминающим по форме скамью высотой от 3 до 6 м. По-арабски скамья - "мастаба", отсюда и происходит название таких гробниц. Мастаба строилась из кирпича-сырца, иногда облицовывалась каменными плитами, позже ее стали складывать из камня. Главной частью гробницы было помещение для гроба, кладовые же находились глубоко под мастабой, высеченные в скале.

Мастаба была гробницей и для знати, поэтому фараон Джосер - основатель третьей династии - захотел создать для себя нечто такое, что выделило бы его, поставило и после смерти над всеми его подданными, как бы знатны они ни были.

В такой погребальный комплекс вошли заупокойный храм фараона и многие другие строения. Внутри пирамиды архитекторы расположили центральную камеру. Каменный, чаще гранитный, саркофаг или гроб с мумифицированным телом фараона находится или здесь, или в шахте под пирамидой, как это сделано в пирамиде Джосера. В ней, как и в мастабах, похоронили всю семью царя. Как видно на схеме (см. приложение 1), изначально для фараона строили грандиозную мастабу, потом надстроили ещё несколько ступеней и поверх первой построили ещё более грандиозную ступенчатую пирамиду высотой 62 м и со сторонами основания 115 м и 125 м. Сам фараон похоронен в узкой камере на глубине 26 м.

Рядом с пирамидой Джосера когда-то стояла недостроенная пирамида его сына Сехемхета, от которой сейчас остались руины, сторона её основания равна 125 м. Уже в ней найден алебастровый саркофаг

Исходя из вышеописанного, пирамиды в Гизе не являются чем-то экстраординарным. Они - показатель могущества фараонов Древнего царства, которые с каждым разом строили памятники себе все выше к небу.

ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ

В нескольких километрах от Каира и расположилась главная цель множества историков-египтологов и моего непритязательного сочинения. В великих пирамидах есть огромная ценность для истории, для архитектуры, для всего искусства. Поражает не только их высота, подобная высоким горам среди сухой песчаной пустыни, но простота и гениальность форм, не говоря уже об их размере, которые очевидцы не могли объять ни глазом, ни мыслью. Эти величественные строения стоят на искусственно выровненной площадке. Комплекс пирамид в Гизе состоит из пирамиды Хеопса, у которой три пирамиды-спутницы (построенные для жён фараона), к царской гробнице прилегает более 100 мастаб с каждой стороны света. Следом по высоте и размерам идёт пирамида Хефрена, которая первоначально всего на три метра ниже пирамиды Хеопса. И замыкает пирамида Менкаура.

Венчает комплекс монументальная статуя, оберегающая покой сна фараонов: Большой (или большая) Сфинкс - лежащий лев с человеческой головой. Впервые его описал римский историк Плиний. По мнению ряда историков, Сфинкс - это воплощение бога и льва с лицом фараона Хефрена, который охраняет свою пирамиду, но пока неизвестно, может ли это утверждение иметь право на существование. Статуя в длину от передних лап до хвоста имеет 51 м, высота - 20 м, лицо в высоту 5 м, а в ширину - 2 м. То, что можно сказать наиболее точно, Сфинкс - древнейшая монументальная скульптура.

Из всех египетских пирамид наиболее сильное впечатление производит самая высокая и грандиозная, так называемая "Большая пирамида" фараона Хеопса около Гизы. Тридцать лет строился этот некрополь, из них собственно пирамиды строились двадцать лет, как пишет Геродот. Архитектором этого комплекса был зодчий Хемиун. Высота ее достигает 146,6 метров, в древности она была немного выше, а теперь ее верхушка раскрошилась и выветрилась. На ее постройку пошло 2300 тысяч каменных глыб, каждый весит не менее двух с половиной тонн. А есть и такие блоки, вес которых достигает тридцати тонн. Длина каждой стороны основания равна 233 метрам, таким образом, она занимает площадь размером более пяти гектар.

Около пирамиды расположены три пирамиды жён Хеопса, (Хетепхерес, Мерититес и Хенутсен) расположенные восточнее пирамиды как бы по росту. У каждой из них построены заупокойные молельни, погребальные камеры с галерей, в которую вела отвесная шахта.

Там же каменные гробницы-мастабы, принадлежавшие египетской знати: придворным, чиновникам, жрецам. Также в погребальный комплекс входили два заупокойных храма, из которых сохранились лишь развалины верхнего храма. Пирамиду окружал грандиозный каменный забор

Внутри Великой пирамиды три камеры, построенные на разных этапах строительства. Первая на глубине 30 м высечена в скале примерно посередине пирамиды. Вторая - на 20 м выше основания, именно её называют "усыпальницей царицы" Эти камеры оставили неоконченными. Оконченная третья камера и стала усыпальницей царя, именно в ней был найдет саркофаг. Царское пристанище сооружено на высоте 42 м. Сама камера в высоту 6 м, над ней построен потолок, блоки которого весят 400 тонн. Над потолком - пять разгрузочных камер общей высотой 17 м, которые призваны перевести нагрузку тонн каменных блоков с усыпальницы на основание пирамиды. Во всех камерах есть помещения, названные В. Замаровским "прихожими", которые соединены коридорами или шахтами, некоторые из которых ведут в тупик. Первоначальный вход в пирамиду располагался на северной стороне на 25 м выше основания, а сейчас вход в пирамиду расположен на 15 м ниже. Он прорублен грабителями.

Большая галерея является таким же выдающимся архитектурным сооружением, как и вся пирамида Хеопса. Её длина 47 м. Её стены искусно облицованы и образуют угол наклона в 26 градусов. За ней расположена погребальная камера, в которой стоит вытесанный из коричнево-серого гранита саркофаг без какой-либо подписи.

Вслед за Хеопсом пирамиду себе построил Хефрен - сын или брат Хеопса. Этот фараон был болезненный, поэтому изначально строился более скромный погребальный комплекс. Именно "Урт-Хафра" (древнеегипетское название монумента, означающее "Почитаемый Хафра"). Именно эта пирамида главенствует в комплексе, так как расположена на холме и обладает более крутым склоном. Высота этой пирамиды - 136,4 м, стороны её основания - 210 м, угол наклона больше, чем у пирамиды Хеопса и равен 52 градуса. Комплекс этой пирамиды включал заупокойный храм, пирамиду-спутницу для жены фараона и Великий Сфинкс охраняет покой именно этого фараона. Блоки в среднем весят по 2 тонны, а у храма - гранитные блоки по 45 тонн.

Заупокойный храм стоял к востоку от пирамиды. В нём было 12 сульптур царя и пять молелен. Через полкилометра по дороге стоял нижний храм, северо-западнее которого и поныне сторожит фараонов покой Сфинкс. В его центральном зале стояло 23 тронные статуи царя. К югу от пирамиды когда-то стояла небольшая пирамида-спутница, где вероятно похоронена жена фараона, но её надземной части не сохранилось, а подземная разграблена.

Внутренняя структура пирамиды Хафра проста. На северной стороне два входа: один на уровне основания, второй - на высоте 15 м. Коридор от них ведёт в погребальную камеру. Она вытесана в скале, и только свод упирается в каменную массу этого монумента. Там расположен гранитный саркофаг. Больше никаких построек внутри пирамиды нет.

Самая южная и низкая Пирамида Менкаура - сына Хафры стала последней великой пирамидой. Египтяне её назвали "Божественный Менкаур". План постройки сменялся три раза. Высота 66 м, стороны основания - 102 м и 104 м, угол наклона - 51 градус. При её строительстве использовались самые большие каменные блоки, но пирамиду начали строить из камня, а потом перешли на кирпич по указанию сына Микерина фараона Шепсескафа.

Рядом с пирамидой стояло два заупокойных храма, нижний даже был позднее расширен и реставрирован уже во время шестой династии. К югу от царской пирамиды располагались три пирамиды-спутницы, две из которых неоконченные, по форме ступенчатые. Каждая из них имела заупокойный храм.

Вход в пирамиду находится над шрамом, оставленным мамелюками. Погребальная камера сравнительно мала, потолок составлен из двух блоков, создающих подобие свода, а схема всех ходов и помещений довольно сложна. Там был найден богато расписанный гранитный саркофаг, ныне утерянный, который принадлежит к более позднему времени - саисскому возрождению.

Следующий фараон Шепсескаф, последний фараон четвёртой династии, не оставил после себя пирамиды, ограничившись постройкой большой мастабы. Почему этот царь не стал строить пирамиду доподлинно неизвестно, тем не менее, не такие великие пирамиды строить продолжали.

ПОЗДНИЕ ПИРАМИДЫ

Как же было сказано, египетские фараоны продолжали строить для увековечивания памяти о себе пирамиды. Эти монументы уже не такие грандиозные, как Гизехские, но тоже заслуживают внимания, ведь позволяют обозреть этап затухания целой эпохи.

Первой после погребения Микерина стала пирамида царя Усеркафа, родоначальника пятой династии, которая построена в самом центре некрополя в Саккаре. Она построена очень небрежно, без должной обработки каменных блоков и ныне представляет собой груду камней. Первоначальная сторона основания пирамиды равна 70 м, высота 45 м, то есть эта пирамида меньше любой построенной до неё. Вход, уже давно засыпанный, располагался на северной стороне монумента. Погребальная камера ниже основания на 10 м. Южнее пирамиды стоял заупокойный храм, западнее - две пирамиды-спутницы, одна из которых, принадлежит главной жене фараона и имеет высоту 25 м, а другая с высотой 22 м выполняла ритуальную функцию.

В Абусире расположен некрополь, выстроенный при новом экономическом подъёме Египта во время шестой династии. Он включал в себя пирамиды Сахура, Ннусера, Неферикара, недостроенную пирамиду Неферефра и мастабу вельможи Птахшепсеса. Каждая пирамида образует комплекс. Подробное описание Абусирского некрополя займёт очень много времени и места, поэтому мы перейдём к описанию технологий, применённых при строительстве великих пирамид.

древнеегипетский монументальный архитектурный погребальный

4. ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ ПИРАМИД

По своей технике и орудиям труда сооружение великих пирамид относится к энеолитическому периоду - медно-каменному веку. В это время из металлов присутствовали только золото и медь, уже к концу эпохи Древнего царства появится бронза.

Основными строительными материалами в 5-4 тысячелетии до н.э. были стебли болотных растений, дерево и глина. Уже в первой половине 4 тысячелетия древние египтяне научились делать сырцовый кирпич правильной формы. В это время они обладали развитой техникой строительства

Технику строительства великих пирамид будем рассматривать на примере древнейшей пирамиды Джосера, которую построили по проекту талантливого зодчего Имхотепа в Саккаре. Именно на ней можно проследить развитие египетского зодчества, ведь технологии, начатые при её строительстве при возведении следующих пирамид только усовершенствовались.

При строительстве пирамид применялось несколько видов инструментов. Для обработки камня использовали диоритовые кувалды или молоты, тёсла медные топорики и зубила с односторонним лезвием. А также применялась песчаная пила - способ пиления металлическим лезвием (в нашем случае - медным) по зёрнам дроблённого кварца, смоченным водой. Из дерева изготовлялись рукоятки для медных и каменных инструментов, применяемых на строительстве пирамид, а также на работах по подъёму, спуску и установке больших каменных блоков и плит в качестве рычагов и балок для канатов. Нашёл применение и кирпич-сырец.

Камень при помощи волокуш доставляли к месту строительства в необработанном виде. Каменщики и каменотёсы, ранее занятые производством каменных сосудов, обтёсывали каменные глыбы сначала кувалдами из твёрдого камня (диорита и кварцита), затем медным зубилами. Камень укладывали также как и кирпич-сырец - правильными рядами с чередованием тычков и ложков. Для погрузочных и такелажных работ применяли крупные балки, катки, рычаги, канаты, насыпи из необожженного кирпича и волокуши, в которые впрягали людей.

С улучшением организации работ вес каменных блоков рос. Блоки пирамиды Хефрена, когда был достигнут пиковый успех, достигали массы 150-180 тонн при объёме 50-60 м 3 , а в толще нижнего храма комплекса этой пирамиды обнаружен блок весом 500 тонн при объёме 170 м 3 .

Самая трудоёмкая часть строительства - подъём блоков на пирамиды, которые с каждым разом становились всё выше. Геродот писал, что древние египтяне для этого применяли деревянные механизмы, с помощью которых блоки поднимали с уступа на уступ. Вторую версию высказал другой античный автор - Диодор Сицилийский - утверждал, что не обладающие машинами египтяне для подъёма блоков пользовались системой насыпей.

Широкое распространение получила гипотеза немецкого инженера Кроона. Он утверждал, что для обеспечения подъёма волокуш на новый эпат кладки увеличивали высоту и длину насыпи, ширину проезжей части, но и покрывали каждый раз откосы насыпи новыми слоями кирпича. Жан-Филипп Лауэрт усовершенствовал эту гипотезу. По его мнению, основаниям откосов насыпи сразу же придавалась максимально необходимая ширина и в дальнейшем при увеличении насыпи им придавалась необходимая высота.

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

О древнеегипетском обряде погребения и их представлениях о загробном мире можно узнать из Текстов пирамид, которые дают нам представление об их вере, устройстве загробного мира.

Основной же целью всего древнеегипетского обряда погребения являлось магическое воскрешение умершего, а всего заупокойного культа - поддержание умершего в воскрешённом состоянии.

Важное место в обряде погребения занимала мумификация. Этот обряд практиковали примерно с 2400 г. до н.э. и вплоть до периода эллинизма. Весь процесс или обряд описал Геродот: "Железным крюком через ноздри извлекали возможное количество мозга, то, что оставалось после извлечения, растворяли специальными смесями. Затем, делали узкую щель в боку… и удаляли все внутренние органы. Брюшную полость тщательно вычищали и мыли… После этого, брюхо заполняли толченым миром, кассией и другими ароматическими субстанциями, кроме ладана. Затем разрез зашивали, а тело покрывали натром и оставляли его на 70 дней, не больше. Когда период хранения… подходил к концу, тело омывали, а затем окутывали с ног до головы в бинты, порезанные на лоскуты и смоченные канифолью, которая обычно использовалась египтянами в качестве клея."

Весь ритуал погребения сопровождался чтением молитвенных текстов из Книги Мёртвых, которые должны были помочь умершему попасть в загробный мир. Тексты пирамид, которые дали огромный массив сведений о религии древних египтян, полностью состоят из заупокойных тестов.

С древности египтяне клали в погребения предметы жизненного обихода: кухонную утварь, керамические изделия, каменные сосуды, другие предметы быта и пища. Саркофаги имели вначале прямоугольную, а уже во время Нового царства - антропоморфную форму. На саркофагах изображались сюжеты из повседневной жизни умерших. Во время Среднего царства в гробницы стали оставлять всё меньше предметов обихода, появляются ритуальные предметы: статуэтки ушебти, скарабеи и другие предметы магического обихода, призванные защитить умершего от зла в загробном мире. Кроме того, встречались погребальные лодки. Погребальная ладья, найденная возле пирамиды Хеопса является древнейшим кораблём в мире. Сама она великолепно сохранилась и сейчас находится в павильоне у пирамиды. Её длина - 36 м, а построена она из кедра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целые поколения египтологов начинали исследовать пирамиды, писалось огромное количество научных трудов. Считаю, что я смог осветить лишь малую часть этой проблемы. Даже в истории великих пирамид есть белые пятна, нельзя говорить о полной изученности этого комплекса.

Значение фараонов, способности науки и техники древних египтян сделали возможным постройку таких сооружений. Это сложно представить, но даже своими простейшими медными, каменными и деревянными орудиями представители этой цивилизации смогли построить пирамиды, которые уже простояли не одну тысячу лет, несмотря на разграбления, войны, песок и ветер.

Технологии, применяемые при строительстве великих пирамид, просто поражают уровнем организации работ и в то же время не дают повода для теорий заговоров, ведь такие грандиозные монументы гениальны в своей простоте.

Религия древних египтян со своими обрядами, божественным пантеоном очень сложна. И мы возвращаемся к тому, с чего начали. Несомненно, что комплекс пирамид в Гизе - это величайшие архитектурные сооружения, сооружения всех времён, которые засвидетельствовали огромную глубину человеческой мысли ещё в те древние времена.

Считаю, что цель настоящей работы выполнена не в полной мере, потому что в рамках такого формата очень трудно говорить о настолько сложных и всеобъемлющих вещах, которыми являются великие пирамиды, не только с точки зрения архитектуры, но и как культовые, погребальные сооружения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тексты Пирамид

2. Тексты Саркофагов

Геродот "История"

Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды - М.; "Наука"1967

Лауэр Ж.Ф. Загадки египетских пирамид - М.; "Наука" 1966

Замаровский В. Их величества пирамиды, М.; "Наука" 1986

Матье М.Э. Тексты пирамид - заупокойный ритуал (О порядке чтения Текстов пирамид) - М; "Вестник древней истории"№4; 30 с. 1947

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пирамида Джосера

Пирамида Джосера в разрезе

Пирамида Хеопса

Схематическое изображение комплекса пирамиды Хеопса

Пирамида Хеопса в разрезе

Великий Сфинкс

Пирамида Менкаура

Пирамида Хефрена

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов