В лесу свои законы. Серый волк энд красная шапочка Айболит в лесу свои законы

09.04.2020

Возможно, Гарри Бардин, когда снимал этот мультфильм, пытался предсказать ход истории после развала СССР, а может, "Все совпадения случайны"? Но я знаю - в советской мультипликации совпадения случайными никогда не бывают.

Итак, "Серый волк энд Красная шапочка". Мультфильм, в котором еще чувствуется советская школа, но уже отчетливо проступают тенденции современной российской мультипликации. Это детский мультик? Не совсем, смысловые слои в нем слишком глубокие и детям далеко не всегда понятны. И в то же время, дети его смотрят - кто с интересом, кто с опаской.
Итак, действия начинаются в самом что ни на есть СССР (гротескные рабочий и колхозница дают понять об этом весьма недвусмысленно). Что это за страна? Обшарпанные стены с вечным "Маша дура", такое же вечное бездорожье и безнадежная отсталость и нищета (покосившийся бревенчатый дом в деревне, где до сих пор стоит русская печь, а из всех благ цивилизации - только телевизор). Но в этой отсталости довольно бодренько живут широкоплечая грудастая мамаша (исиинно русская женщина, коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!) и ее наивная дочурка Красная шапочка. Где отец - неизвестно (грустная, но уже привычная реалия советской действительности).

Мама строгая, выписывает подзатыльники, не задумываясь, но доча, видимо, уже привычная, и только мотает головой - какая яркая картина традиционного советского воспитания! Но есть, есть свет в окошке - проживающая в Париже бабушка Тереза (видимо, из интеллигентов-эимгрантов, бежавших из Страны Советов в эпоху репрессий). Как и полагается представителю русской интеллигенции, бабуля тоскует по родине. И вот, мама печет праздничный каравай и отправляет дочуру в Париж. Это настолько объемныйц образ, что даже трудно определиться, с чего начать его анализировать. С одной стороны, Красная шапочка, распевающая по дороге песенку на мотив "Подмосковных вечеров" - символ современной молодежи, пытающейся найти счастье "за бугром", а с другой - корявая надежда на будущее новой России - европейское, демократическое будущее. На пути у Шапочки много опасностей, главная из которых - серый волк (ах, сколько красавиц сгинуло в лапах таких "волков" в 90е!). Но Шапочка на провокации и льстивые слова не ведется (все-таки не такая наивнвя, как кажется!), более того, решается в открытую назвать истинную сущность волка. Ей удается уйти от него, и больше серый разбойник ее уже догнать не в состоянии.

Кто же волк? Интересный вопрос, Поскольку этот образ и психологический, и политический. Этот разбойник уже терроризировал округу, но был отловлен и лишен зубов по приговору. Однако натура его от этого приятней не стала - ее суть это насилие во всех возможных вариациях. Итак, после лишения зубов волк уже не представлял серьезной опасности (разве что для совсем беззащитных, вроде зайца у клиники Айболита, но и в этом случае он мог только напугать). Ничего не напоминает?
В 1990м году, когда был снят этот мультфильм, имперская машина насилия уже доживала последние дни. Волк уже был беззубым и не представлял угрозы ни для Европы, ни для США - только для своих соседей-республик, и то довольно формальную. И в то же время, было понятно, что так просто этот монстр от былой власти не откажется и будет стараться всеми силами ее вернуть. И вот, волк уговаривает доброго Айболита соорудить ему стальную челюсть. Как и водится, первой жертвой террора пал сам доктор (возможно, это революция пожирает своих детей, а возможно, это отголосок былой эпохи, когда тех, кто помог прийти к власти "благодарили" арестами и расстрелами - привычная практика в СССР). И вот, вооружившись до зубов, волк начинает пожирать всех, кого встречает на пути. Машина насилия под названием Российская империя, снова заработала. Что символизируют новые, железные зубы? Может, это новая русская мафия, захватившая государственную власть? Или это спецслужбы, утверждающие свою власть с помощью оружия в руках "неформальных" шовинистов (Фраза "С детства я люблю металл", сопровождаемая характерным жестом - ну очень толстый намек на агрессивных металлистов, скинхедов и им подобных). Страдают от ее произвола, в первую очередь, обычные люди самой России (тот же Айболит, заяц, ждавший под клиникой своей очереди, крокодил Гена с Чебурашкой ти тэдэ).
Но на этом волк не останавливается - он переходит границу, подкупив пограничников (их верная собака оказалась фальшивой - копилка, в которую капают взятки. Прекрасный образ иерархий, созданных якобы для блага народа, но на самом деле только питающих себя от него же) и начинает творить беспредел в Европе. Глобальность замыслов демонстрирует кадр, где волк идет за Красной шапочкой по земному шару - перед таким противником никто не может устоять, он идет широкой поступью, и ему подчиняются все. Все, кроме наивной и гордой Шапочки, за которой он почему-то угнаться все равно не может. Последней жертвой тирании падает интеллигентная бабушка Тереза - лапы имперской насильственной машины достанут даже на другом краю земли. Правда, волку это далось нелегко (уж больно крепкая попалась бабуля).
Но в конечном итоге, монстр был остановлен. Русский каравай, прошедший многодневную закалку, оказался твердым, как камень, и просто выломал хищнику все зубы. Что это за символ? Тот самый пресловутый русский дух, который не задушишь, не убьешь? Ведь недаром волк так хотел его сожрать - интересовался этим куском хлеба больше, чем самой Красной шапочкой!
Финал мультфильма просто поразителен - потеряв зубы, волк лопается изнутри! Все время, пока хищник делал свое черное дело, его жертвы жили в темном желудке своей жизнью - темной и безысходной. Это тоже очень символично, как и несколько попыток вызвать у волка несварение (то крокрдил Гена напущал дыму, то Айболит устроил задорный танец с последующей икотой). И вот, получив возможность вырваться из плена, они не упускают ее - разорвав волку брюхо, на свет появляется целая толпа, поющая пацифистские песни на всех языках. Это шествие транслируется по телевидению, Красная шапочка стала героиней (Жанна Д"Арк, елы-палы).

Волка заковывают в кандалы. Вот только сама финальная сцена остается грустной - там, в российской глубинке, без дорог и надежды живет мама Красной шапочки, и единственный источник информации для нее - телевизор, который ломается на самом интересном месте (правда, не без ее помощи). Умом Россию не понять?
Этот мультик - просто невероятное переложение российской истории эпохи СССР. Но что еще интереснее - он во многом стал предсказательным. Имперская машина опять набирает обороты. Волк еще не шагает победной поступью по Европе, но уже потихоньку пожирает своих соседей. История движется по спирали. Но выбор есть всегда.

Ангарский спасатель Александр ФЕДОРОВ принял участие в поиске молодого охотника, пропавшего 30 октября в Нижнеудинском районе.
Охотиться пошли втроем. 27-летний Максим, помощник машиниста локомотивного депо, его дядя и домашняя дворняга. В тайге они разделились. Максим и пес пропали.

После этого как назло повалил такой снег, что за несколько дней толщина его покрова в тайге достигла одного метра. Встав на лыжи, дядя со своим другом три дня прочесывали тайгу, но все тщетно. Когда парень никуда не вышел, городская администрация подняла в воздух вертолет. Снег в тайге был везде девственно чист. Ни следов, ни знаков SOS. Решили позвать на поиски спасателей. Но дело в том, что в Нижнеудинске МЧС представляет лишь пожарная охрана. Какие из них поисковики? В областной аварийно-спасательной службе создали сводный отряд из 9 человек, в который вошел Александр Федоров. 7 ноября отряд выехал на место поиска.
Фронт поисков оказался большой. 15 на 20 километров. А вот людей было всего ничего. Правда, помогать вызвались несколько охотников. И группы поисковиков шагнули в лес. Перепробовали все способы. Утюжили опушки на «Буране». Два дня не снимали лыжи, прошли по лесу не один десяток километров. Потом снова взревела вертолетная турбина. Отыскали два зимовья, сделали круг, но никто на шум не вышел. Даже сверху было видно, что сейчас там никто не живет. Взяли курс на третье зимовье и тут заметили признаки жизни. С высоты увидели цепочку собачьих следов, которая выходила к дороге. Это могла быть только собака Максима. Других в лесу не было.
На собачьи следы высадили десант из спасателей и охотника. Следы шли в сторону того самого третьего зимовья. Пошли по ним, но вскоре остановились. Впереди будто снегоуборочный комбайн поработал. Метровый слой снега был не просто примят, он был вытоптан и разбросан. Покружили рядом и нашли еще следы. Медвежьи!
Охотник из группы поиска взялся за ружье, но что может с медведем сделать дробь, которой только рябчиков сшибать? А у спасателей одни сигнальные ракеты. Зверя, который в рывке в первую секунду развивает скорость 60 км/ч, такими калибрами не остановишь. В том, что здесь побывал шатун, сомнений не было. Охотник рассказал, что лето выдалось неурожайное. Ни ягоды, ни шишки. Некоторые звери пошли искать места побогаче, а медведи остались. После снега у них вообще не осталось шанса добыть съестное. Медведи ходят голодные, свирепые и нередко нападают на домашних животных в деревнях. Поиск пришлось срочно сворачивать.
Домой возвращались с тяжелым чувством. Человека не нашли. Следов, подтверждающих жив он или мертв, тоже нет. Но выводы на будущее были сделаны. Во-первых, если в тайге потерялся человек, в службу спасения надо сообщать немедленно, а не бегать по лесу, как родственники Максима. А если уж побежали сами, то надо было почаще стрелять в воздух. И еще надо сразу поднимать лесничих, охотоведов и всех, кому местная тайга знакома. Это принесло бы куда больше пользы, чем от спасателей. Они хоть и профессионалы, могут спасти в горах, на воде, в аварии, но в лесу свои законы. Тут нужны именно следопыты. Но такой службы у нас пока не существует.

Игорь КАРИН

Материал к публикации подготовил








Днем и ночью тесто месим,
Чтоб в Париж доставить в срок.
Чтоб в Париж доставить в срок –
Милой бабушке Терезе
Свежий праздничный пирог.
Не летите в небе гуси,
Серый дождь не мороси.
Наступило у бабуси
Ностальгия по Руси.
Веселей!
Веселей!
Ног своих не жалей,
И не бойся ночного леса.
Жди меня, и я приду
Бабушка Тереза.
Не летите в небе гуси…
Не летите
В небе гуси,
Ветер листья
Не крути.
Вроде пища
В волчьем вкусе –
А попробуй ухвати.
Грусть-печаль мне
Сердце гложет,
Из последних сил
Креплюсь.
Если доктор
Не поможет,
Сразу в речке
Утоплюсь.
- Айболит,
Мой путь к тебе был долог
Айболит,
Вы лучший стоматолог...
Айболит,
Скажу тебе мерси,
Спаси!
- Серый волк,
Я знаю ваши нравы.
Вы порой
Бываете неправы...
Серый волк,
Оставьте кабинет,
Привет.
- Айболит,
В лесу свои законы
Зубы мне,
Нужны для обороны.
- Айболит,
Овечкой обернусь,
Клянусь!
- Серый волк,
Эй, богу я не знаю…
- Айболит,
Ты видишь, я рыдаю.
Айболит,
Мы связаны судьбой
С тобой.
- Серый волк,
Эй, богу я не знаю…
- Айболит,
Ты видишь, я рыдаю.
Айболит,
Мы связаны судьбой,
С тобой.
Итальянцы любят пиццу,
Англичане любят грог.
Мы отправим за границу
Русский праздничный пирог.
Не летите в небе гуси,
Серый дождь не мороси.
Наступило у бабуси…
Айболит,
В лесу свои законы…
Айболит,
В лесу свои законы…
Айболит,
В лесу свои законы…
Айболит,
В лесу свои законы…
Айболит,
В лесу свои законы…
Айболит,
В лесу
Свои законы…
Ой, на огороде выцвела морковь,
С каждым днем все крепче
К бабушке любовь.
Вырастают крылья
Прямо как у птиц,
Для любви и дружбы –
Больше нет границ.
Побывать в Париже –
Твой почетный долг,
Только есть опасность –
На свободе волк!
Хоть по приговору
Он зубов лишен,
Без людей хороших
Жить не может он.
Без людей хороших
Жить не может он…
Я без мамочки
И без папочки...
В дальний путь
Одна из Москвы...
Нет бесстрашнее
Красной шапочки
И наивнее нет, увы.
Эти зубы
Из металла –
Волчьей жизни
Идеал.
Хорошо
На сердце стало,
С детства я
Люблю металл
Эта челюсть –
Просто прелесть!
Позабыта
Грусть-печаль!
На меня пускай
Смотрят искоса
Низко голову на клоня,
Я приду в Париж,
Чтобы высказать,
Все,
Что на сердце у меня!
- Ах, ma chère,
Бестактность извините.
Ах, ma chère,
Куда вы так спешите.
С чем пирог?
Позвольте вас спросить,
Дружок!!
- Серый Волк,
Я сразу Вас узнала!
Мне про вас
Все мама рассказала!
Вы бандит,
Разбойник, прохиндей,
Злодей…
- Ах, ma chère,
За что я так унижен?
Ах, ma chère,
Воспитан я в Париже!
С чем пирог?
Ответьте поскорей,
Дружок!!
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А вода – по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.
Ах я играю на гармошке
У прохожих на виду...
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Эти зубы…
Эти зубы –
Просто прелесть…
Давно мы дома не были,
Цветет родная ель.
Как будто в сказке-небыли
За тридевять земель.
Эти зубы –
Просто прелесть!
Позади
Тоска-печаль!
Не жалеющая челюсть –
Нержавеющая сталь!
Я приду в Париж,
Чтобы высказать,
Все,
Что на сердце у меня!
- …Ба...-...буш...-...ка…
- О, ля рус,
Какой красивый внучка!
Съесть хочу
Я этот вкусный штучка.
С чем пирог,
А ну-ка отвечай?…

У всех одна мечта:
Как клятву, повторяем -
«Да здравствует доброта!»
Чтоб мир всегда был солнечным,
У всех одна мечта…


___________________________________________
"СЕРЫЙ ВОЛК ЭНД КРАСНАЯ ШАПОЧКА "
СССР, Союзмультфильм, 1990 г.
Пластилиновая анимация.
Музыкальная комедия по мотивам известной сказки Шарля Перро "Красная Шапочка".

Роли озвучивали :
Армен Джигарханян – Серый Волк
Светлана Степченко – Красная Шапочка
Елизавета Разинова – Мать Красной Шапочки
Эда Урусова – Бабушка Тереза
В. Виноградов – Айболит
Гарри Бардин – Диктор

На протяжении всего мультфильма звучит музыка разных композиторов – Исаака Дунаевского, Василия Соловьёва-Седого, Курта Вайля, Карла Вебера, Иоганна Штрауса-сына, Эндрю Ллойда-Уэббера и др.

Гран-при МКФ анимационного кино в г. Аннесси (Франция, 1991 г.);
Приз министерства культуры Франции МКФ анимационного кино в г. Аннесси (Франция, 1991 г.);
Приз зрительских симпатий МКФ анимационного кино в г. Аннесси (Франция, 1991 г.);
Приз "Человек года" (Гарри Бардин) МКФ анимационного кино в г. Аннесси (Франция, 1991 г.);
Первый приз жюри МКФ в г. Лос-Анжелес (США, 1991 г.);
Диплом МКФ в г. Братислава (Словакия, 1991 г.);
Премия "Ника" (Лучший анимационный фильм) (г. Москва, РСФСР, 1992 г).

Сказка о Красной Шапочке обеспечила кусок хлеба с маслом не одному поколению психологов. Ух, уж трактовали, так трактовали! Объясняли до рези в глазных яблоках! Каждая сказочная буква – повод написать гениальную диссертацию… Почему мать отправила малолетнюю дочь одну, через лес, к больной бабушке? Ведь знала же, что голодный волк прибился к их окрестностям. Бабушка тоже красавица: чего это она поселилась одна на окраине леса? Красная Шапочка, кстати, не без греха – то ли туповата, то ли чего себе намыслила… Почему, собственно, она с хищником в лесу беседовала? Почему дорогу к бабушкиному дому подробно описала? На завещание надеялась, все тот же квартирный вопрос?.. И, наконец, почему же шапочка все-таки красная?

Как сегодня, помню события более чем двадцатилетней давности: первый класс, учительница прочитала нам, детям, сказочку о Красной Шапочке и говорит: «И, дети, обратите внимание, что все это произошло потому, что Красная Шапочка не послушалась маму…» А с последней парты – с непрестижной «камчатки» – позор нашего класса, двоечник и дебошир Мишарин громко на весь класс возразил: «Неа, Марина Юрьевна, Красная Шапочка маму как раз и послушалась. Вот если бы она не послушалась и не поперлась одна в дремучий лес, глядишь, и бабушку из живота волка доставать не пришлось бы. И волка убивать незачем было, он не виноват, ему просто есть хотелось». Что ж, еще одно прочтение старой сказки... Очень рациональное, кстати.

Страшная история о бедной маленькой девочке, которую жестокая мать отправила к бабушке-отшельнице, пожалуй, лидер среди доработок, переработок и новых видений в кинематографе. И в этом потоке сознания отдельной главой выделяется пластилиновый мультик от Гарри Бардина «Серый Волк энд Красная Шапочка» 1990 года выпуска. Мультфильм получился очень выразительным, немножко диссидентским и с налетом интеллектуального стеба. Сюжет перекликается, конечно же, с базисной версией. Мама (с гестаповскими замашками) отправила несовершеннолетнюю (и не очень умственно развитую) дочку к бабушке, по дороге последней повстречался волк и… Только в новом видении пирожки подменены праздничным пирогом (который больше похож на традиционный русский каравай хлеб-соль), бабушка стала зарубежной, у нее появилось имечко – почему-то Тереза – и проживает она тоже не где-нибудь, а в Париже (ха-ха, попробуй, Красная Шапочка, пешочком-то)… Да и волка уже настигло правосудие – по приговору справедливого суда его лишили орудий труда. Зубов, то есть.

Но скоро сказка сказывается, а черное дело еще быстрее делается. Волк оказался грубым рэкэтиром в душе, поэтому легко и не напрягаясь, сумел принудить доброго доктора Айболита вставить ему стальные челюсти. Наивный доктор пал первой жертвой прожорливости нехорошего хищника… На этом Волк-маньяк не остановился. Двинулся он вперед, на своем пути подъедая… Все ел, в общем, и никаких тебе проблем с кислотно-щелочным балансом. В процессе сюжет некогда классической сказки расширился, оброс новыми персонажами. Внимательный зритель многократно испытает дежа-вю, наблюдая перемещения главных героев.

Немножко, конечно, пугает особая, пластилиновая, пластика мультфильма. Из-за этого его герои, знакомые с детства, приобретают совершенно новое обличье. Ну, во-первых, Красная Шапочка получилась страшненькой: не на девочку она похожа, а на мутанта. И песни у нее какие-то… недетские, а больше взрослые, «эмигрантская лирика», что-то по типу «...отпустите меня из страны»… Хотя, наверное, это дань времени – девяностые годы, как-никак. Пластилиновый Серый Волк почему-то похож на рядового алкоголика Среднерусской возвышенности. И не злой он, и не коварный, и не пугающий. Вот опустившийся, это да. Айболит – эдакий дореволюционный доктор-кокаинист. А передвижение Красной Шапочки и пейзажи, которые ее сопровождали, достойны отдельной повести. Ну до боли они напоминают зону из «Сталкера» Тарковского… Хотя, маньяк (Серый Волк), крадущийся за героиней... Это уже Тарантино.

Странно, но при все при этом мультик получился действительно интересным, легким и музыкальным (тексты песен написал Ю. Энтин, а музыку подобрали Г. Бардин и В. Черепанов). Только вот не детский он, это факт. Не любят дети его и не смотрят. Может, поэтому в некоторых сборниках «Серый Волк энд Красная Шапочка» идет как мультфильм для взрослых? И по телевизору его показывают в недетское время…

Н. Руденко

«Серый волк энд Красная шапочка» – самый признанный из российских мультфильмов начала 1990-х гг. Если не на Родине, то уж точно на Западе, который воспринимает пластилиновый мини-мюзикл Гарри Бардина как манифест, как высшее анимационное проявление творческой раскрепощённости и эйфории от обретённой свободы. Нет больше ярма худсовета на шее, ушли с полей ржавые идеологические молотилки – есть только новая, теперь уже ничем не омрачаемая встреча с ранее освоенной Бардиным пластилиновой технологией и есть возможность затеять ироническую игру – с персонажами вольно переосмысленной кровавой сказки Шарля Перро и музыкальной партитурой, сложенной из лучшего и любимого.

Бардин, в высшей степени музыкальный режиссёр, умеет выразить музыку в пластике, сообщить движению – звучание. Он лепит из пластилина живые композиции не как по нотам, а буквально – по нотам знаменитых шлягеров. Щедро и безостановочно сыплет шутками, дарит гэгами, но в своей пародии – на социальные штампы, на мюзиклы, на детские утренники – до карикатуры не снисходит. Из шлягеров он строит пирамиду, возводит свою вавилонскую башню. Курт Вайль, Эдит Пиаф, и тут же – «Подмосковные вечера», «Ой, цветёт калина», узнаваемый блеющий теноровый дуэт таможенников «Давно мы дома не были» у полосатого столба с надписью «Zagranica». Музыкальные темы сталкиваются лбами и разлетаются в разные стороны…

Сами же герои «Серого Волка…» составляют блестящий эклектичный ансамбль персон из краткой антологии всемирной мультипликации. Волк с багровым носом и редкими волосьями обладает внешностью облезлого ежа и пафосом романтического героя с опасным криминальным шармом. Айболит с клизмой размышляет под грустный шаляпинский напев о бренности всего сущего. Красная Шапочка топает по стране с караваем наперевес – чешет не глядя, напролом, проваливаясь и спотыкаясь, ломая вековые деревья, пробивая неприступные скалы хлебом-солью. А во чреве ненасытного Волчищи – как есть Ноев ковчег колоритных мультяшных эпизодников вроде Чебурашки с Геной, диснеевских семерых гномов и его же трёх поросят. И, кажется, что собирает их вместе Бардин только для того, чтобы дать им возможность затеять бесшабашный сабантуй с «цыганочкой».

Этот мультфильм сделан на музыкальном эсперанто и рассчитывает на то, что каждый сумеет пристроиться к нему с того боку, с какого сочтёт нужным. Заметит то, что приятнее глазу, ближе сердцу и понятнее уму. Один примет за сказку, другой – за социальный памфлет, третий – за игру в шлягерный бисер. Кто-то различит тень Леонида Гайдая, а кто-то распознает весёлый намёк на рок-оперу про Jesus Christ. Похоже, автор готов к любой трактовке и заранее отпускает любой грех толкователям. Ему не до них, пока слышна музыка – та самая, записанная «на костях», за которую нещадно били в годы его узкобрючной юности.

Л. Малюкова


© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов