В чем заключается загадка человека.

03.01.2024

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека - это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени - более 2,5 млн лет - развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis - общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа - биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

    Интересные факты
    Мозг человека на 80% состоит из воды.
    При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
    Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров.
    Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
    Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
    За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, - «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

    Интересные факты
    Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали.
    Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

Итак, человек - и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

    Советуем запомнить!
    Биологический (от греческого bios - жизнь, logos - учение) - природный; связанный с живой природой.
    Социальный (от латинского socialis) - общественный; связанный с обществом.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество - это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.


Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

    Подведём итоги
    Загадка человека - в сочетании биологического и социального начал.
    Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

    Основные термины и понятия
    Биологический, социальный.

Проверьте свои знания

Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек - биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек - социальное существо.
  2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
  3. Вам наверняка знаком Маугли - главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?

Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: « Загадка человека».

Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ.

    Как вы поняли смысл этой легенды?

    Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

    Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

    Чем человек отличается от животных.

    Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы . Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие - только человеку, третьи - и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

    Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

    человек - существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

    Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

    «Бесцельно прожитая жизнь»;

    «Человек - творец своего счастья».

Задавание домашнего задания.

Тест по обществознанию Загадка человека 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах. Каждый вариант состоит из 8 заданий.

Вариант 1

1. Человек отличается от животного умением:

1) защищаться от врагов
2) создавать орудия труда
3) ухаживать за потомством
4) пользоваться органами чувств

2. Насекомые термиты строят жилища настолько проч­ные, что при попытке их разрушить ломаются даже ма­шины. В этих сооружениях предусмотрены места для разведения грибковых садов, содержания яиц и молодых личинок, а также обширная сеть вентиляционных тунне­лей, которые позволяют поддерживать внутри термитника практически постоянный микроклимат. Умение строить такие сооружения свидетельствует о наличии у термитов:

1) разума
2) фантазии
3) инстинкта

3. К чертам поведения, которые человек наследует от сво­их предков, относится:

1) любовь к Родине
2) стремление к самосохранению
3) умение говорить на языке окружающих его людей
4) умение пользоваться системой десятичного счета

4. Герой Великой Отечественной войны Алексей Ма­ресьев после тяжелого ранения потерял ступни обеих ног. Находясь в госпитале, он много тренировался, что­бы научиться летать с протезами. После прохождения медкомиссии был направлен на фронт в истребительный авиационный полк, принимал участие в боевых вылетах, сбил семь самолетов врага. Вернуться в строй А. Маресь­еву удалось благодаря:

1) быстрой реакции
2) силе воли и мужеству
3) инстинкту самосохранения
4) умению приспосабливаться к окружающей среде

5. Инстинкт — это:

1) формы поведения, которые встречаются только у животных
2) определенные действия (поведение), уже имеющие­ся при рождении
3) способность человека понимать, что такое хорошо, а что такое плохо
4) правила поведения, которые человек приобретает в процессе образования

6. Огромную роль в развитии способностей человека иг­рают:

1) инстинкты
2) вода и пища
3) образование и воспитание
4) растительный и животный мир

1) эмоций
2) здоровья
3) нравственных ценностей
4) хорошо развитого головного

8. Найдите в приведенном списке три способности, свидетельствующие, что человек — социальное существо. За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) мыслить
2) производить потомство
3) видеть цель своих действий
4) выполнять различные действия
5) преобразовывать окружающую среду

Вариант 2

1. Человека как биологическое существо характеризует:

1) владение речью
2) уход за потомством
3) стремление познать мир
4) способность к творчеству

2. Весной птица делает гнездо для своего будущего по­томства. В заранее облюбованное место она носит раз­нообразный строительный материал — прутики, стебли, травинки, мох, шерсть, перья. Уложив этот материал, пти­ца особыми приемами укрепляет и уминает его. Птица грудью и крыльями надавливает на внутренние стенки, а шеей и хвостом прижимает сверху край гнезда. Умение строить гнезда свидетельствует о наличии у пернатых:

1) разума
2) фантазии
3) инстинкта
4) способности планировать свою деятельность

3. В процессе воспитания человек приобретает способ­ность к:

1) отдыху
2) прямохождению
3) самосохранению
4) созданию и использованию орудий труда

4. Спортсменка из Голландии Эстер Вергеер в восьми­летнем возрасте перенесла операцию на спинном мозге, после которой у нее парализовало ноги. Будучи прико­ванной к инвалидной коляске, девушка научилась играть в баскетбол, волейбол, теннис и в возрасте двадцати пяти лет стала семикратной чемпионкой мира, четырехкратной олимпийской чемпионкой. Этих выдающихся успехов спортсменке удалось достичь благодаря:

1) высокому росту
2) силе воли и мужеству
3) инстинкту самосохранения
4) умению приспособиться к окружающей среде

5. Наследственность — это:

1) передача от предков потомкам определенных био­логических признаков (свойств)
2) формы поведения, которые встречаются только у животных
3) черты характера и внешнего вида, которые полно­стью предопределяют поведение человека
4) правила поведения, которые закладываются в человеке в процессе образования

6. Человек и животное могут при совершении каких-либо действий:

1) руководствоваться инстинктами
2) составлять план деятельности
3) производить орудия труда
4) фантазировать

1) эмоций
2) здоровья
3) нравственных ценностей
4) хорошо развитого головного мозг

8. Найдите в приведенном списке три способности, свидетельствующие, что человек социальное существо. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защищаться от врагов
2) осознавать самого себя
3) удовлетворять физические потребности
4) действовать сообразно свободе своей воли

Ответы на тест по обществознанию Загадка человека 5 класс
Вариант 1
1-2
2-3
3-2
4-2
5-2
6-3
7-3
8-135
Вариант 2
1-2
2-3
3-4
4-2
5-1
6-1
7-3
8-245


Человек – уникальное творение природы. В чем же его загадка? Разберем на данном уроке. Уникальность человека и его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет хорошо развитый мозг и может мыслить, владеет речью и способен к общению, ходит прямо и производит орудия труда, с помощью которых преобразует мир, обладает фантазией и занимается творческой деятельностью.


Зачем человек рождается?

На этот вопрос люди отвечают по – разному, одни считают, что для счастья, благополучной и сытой жизни, а другие убеждены в том, что человек рожден для служения Родине, совершения добрых поступков. Народная мудрость гласит, что за свою жизнь мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Смысл этой пословицы не нужно воспринимать буквально. Дом – это не просто стены и крыша, а крепкая семья, дерево – это благое дело, которое будет помниться и после смерти, а продолжателем рода может быть и дочь, главное, чтобы ребенок был хорошо воспитан. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, посвятивший своё творчество размышлениям о смысле жизни, взаимоотношениях человека с другими людьми и природой писал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Герой произведения Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». О какой ответственности говорит маленький принц? Всевышний наделил человека разумом и этим выделил его из животного мира. Разумный человек никогда не забывает об этом и не совершает дурных поступков. Он понимает, что мир на Земле зависит от поведения каждого человека и заботиться о благе других. Он очень хочет, чтобы все на Земле жили дружно и счастливо.


Что такое наследственность

Человек – это часть природы, поэтому он – биологическое существо. От своих родителей человек наследует многие биологические черты и свойства:

    Во – первых, внешние признаки: цвет глаз и волос, рост, овал лица и другие анатомические особенности, делающие человека похожим на маму с папой, бабушку с дедушкой.

    Во – вторых, инстинкты – определённые действия, которым обучаться не нужно, потому что с ними человек рождается. Например, инстинкты самосохранения, продолжения рода, ухода за потомством, продолжения рода и многое другое. Инстинкты есть и у животных, но в отличие от животных человек может управлять инстинктами и подавлять их, если они противоречат моральным правилам поведения в обществе.

    В – третьих, эмоции: один спокойный и рассудительный, другой активный и эмоциональный.

Всему остальному человек учиться в обществе, поэтому его еще называют социальным (или общественным) существом. Слово социальный от лат. слова социум, что в переводе означает общество. Благодаря родителям и учителям ребенок учиться познавать мир, различать хорошее и плохое, трудиться. Только в обществе человек становится воспитанным, образованным, культурным. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, которые росли не среди людей, а среди зверей. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Оказавшись в обществе, вели себя агрессивно, как пойманные животные. Специалисты обучали их ходить прямо, говорить, носить одежду, но ничего не получалось. Это потому что было упущено время, в течение которого ребенок мог быть обучен всему этому. В реальности ещё не было случая, чтобы ребенок – маугли стал человеком. Ну а если взрослый человек окажется в лесу, начнет там жить, например, как герой романа Даниэля Дефо Робинзон Крузо, то он не перестанет быть человеком.

Для того, чтобы научиться говорить, учиться и трудиться человеку нужно слышать и видеть. Очень трудно представить, как может не только жить, но и рисовать, сочинять стихи, изобретать человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но обучаясь в специализированных школах, такие дети учатся жить нормальной, творческой жизнью. Ученые разработали для них специальную методику обучения с помощью осязания, которое хорошо развито у слепоглухонемых детей. Можно привести очень много примеров людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но добившихся высоких результатов в разных областях жизни. Это, например, известный русский учёный – дефектолог, писатель и поэт Ольга Ивановна Скороходова, английский ученый – физик, космолог и писатель Стивен Хокинг, легендарный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен и многие другие. Конечно, им было не легко, только огромная сила воли, постоянные занятия и упорный труд помогли им стать очень нужными обществу людьми.

Итак, вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. В чем загадка человека? Загадка человека заключается в том, что он является не только уникальным биологическим, но и социальным существом. Биологические признаки человек наследует от предков, а социальные признаки приобретает в обществе.

Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов