В рввдку будет воссоздан факультет специальной и войсковой разведки.

10.01.2024

Кто они - нынешние сержанты? Как выглядит их обучение? Побывав в РВВДКУ, я получил ответ на эти вопросы, в течении двух дней общаясь с преподавателями и курсантами, наблюдая за их бытом, учебой. В этой части речь пойдет о солдатах срочной службы, которые обучаются на трехмесячных сержантских курсах.

В соответствии с указаниями Генерального Штаба ВС РФ от 10.09.2010 г. №315/6/3227, от 17.09.2010 г. №315/6/3307 в РВВДКУ с 20 октября 2010 года на базе факультета среднего профессионального образования проводится подготовка сержантов по призыву.

Приём молодого пополнения и подготовка сержантов (старшин) осуществляется в 4 этапа:

Основные усилия на этом этапе были сосредоточены на организации взаимодействия начальников служб и командованием факультета среднего профессионального образования с военными комиссариатами и воинскими частями по подготовке к встрече вновь прибывающего пополнения. Согласно приказу начальника училища от 27 декабря 2010 года №1796 для обучения на факультете СПО зачислено 1250 военнослужащих по призыву.

Образование:

высшее образование - 569 человек;

н/о высшее - 16 человек;

среднее профессиональное - 569 человек;

н/о среднее профессиональное - 7 человек;

начальное профессиональное - 36 человек;

среднее полное - 50 человек;

среднее общее - 3 человека.

Данные профессионально психологического отбора:

1 группа - 334 человек;

2 группа - 789 человек;

3 группа - 127 человек;

4 группа - 0 человек.

Не соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидатам 674 военнослужащих:

не подходят по уровню образования, ППО или НПУ - 141человек;

не подходят по перечню специальностей - 533 человека.

До 1 ноября 2010 года были разработаны и утверждены учебные планы по всем ВУС, сборники учебных программ. На учебу отправлялись как призывники непосредственно из военкоматов, так и направленные из частей, т.е. имеем явную недоработку, ответственных за отбор на местах, лиц. Тем не менее, половина курсантов всем требованиям удовлетворяет.

На 2-м этапе осуществлялись следующие мероприятия:

Встреча, приём и размещение вновь прибывшего пополнения;

Совершенствование начальной военной подготовки полученной до призыва на военную службу;

Формирование подразделений.

Были организованы и проведены занятия по общественно-государственной, строевой, физической, военно-медицинской подготовке, общевоинским уставам, основам безопасности военной службы. В период до 14 декабря 2010 года было проведено комплектование учебных подразделений с учётом распределения личного состава по воинским учётным специальностям.

Основные усилия на этом этапе были сосредоточены:

На организации и проведении общевойсковой подготовки;

На подготовке личного состава к Военной присяге.

Курс общевойсковой подготовки завершился трехсуточным полевым выходом с проведением комплексного контрольно-проверочного занятия по военно-профессиональным дисциплинам в период с 11.01.11 по 13.01.11 года с целью определения качества подготовки вновь прибывшего пополнения. Военная присяга состоялась 15.01.2011 года. Из 1250 военнослужащих присягу приняло 717 человек(533 человека прибыли из военных частей и принимали присягу там).

Основные цели этапа:

Подготовка личного состава по специальности;

Организация и проведение выпускных экзаменов;

Проведение выпуска и направление сержантов в войска.

Обучение осуществляется по следующим специальностям:

Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

Специальность «Сети связи и системы коммутации»;

Специальность « Многоканальные телекоммуникационные системы»;

Специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение».

Военно-учетные специальности:

Общевойсковые специалисты предназначенные для замещения воинских должностей заместитель командира мотострелкового взвода (стрелкового взвода, взвода охраны);

Специалисты парашютно-десантных подразделений, предназначенные для замещения воинских должностей – заместителя командира парашютно-десантного взвода;

Специалисты воздушно-десантной службы, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира (командир отделения) взвода десантного обеспечения;

Специалисты войсковой разведки, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира разведывательного взвода;

Специалисты разведки (воинских частей специального назначения), предназначенные для замещения вакантной должности командира группы;

Общевойсковые специалисты, предназначенные для замещения воинских должностей:

Командир автомобильного взвода (заместитель командира автомобильного взвода).

Командир ремонтного взвода (заместитель командира ремонтного взвода);

Командир взвода обеспечения (заместитель командира обеспечения)

Специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности старшего техника;

Специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности начальника станции, начальника отделения, старшего техника;

Специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира взвода

Общий бюджет учебного времени подготовки сержантов составляет 504 часа, из них занятий с преподавателем – 492 часа.

Выпускные экзамены планируются по дисциплинам обучения, указанных в программах боевой подготовки, в течение пяти дней с 21.03.11 года. Продолжительность подготовки по специальности со всеми категориями военнослужащих составляет 2,5 месяца. Этот период является основным в обучении сержантов. По завершению этого периода военнослужащим по призыву присваивается воинское звание «младший сержант» и направляется для прохождения службы на должность «командира отделения» . Выпуск курсантов планируется 27.03.2011 года. Отправка в войска для дальнейшего прохождения службы будет осуществляться 28.03.2011 года.

Проблемные вопросы следующие:

1. Не принято решение на доукомплектование факультета среднего профессионального образования следующими должностями:

Командиры учебных взводов - 24 человека (офицер);

Заместители командиров учебных взводов - 49 человек (сержанты к/с по призыву);

Старшины рот 9 человек (сержант к/с).

2. Недостаточное количество преподавателей по дисциплинам: техническая подготовка, огневая подготовка ввиду сжатых сроков подготовки и большого количества часов по изучаемым дисциплинам.

3. Не завершены работы по совершенствованию объектов комплекса огневой подготовки 308 учебного центра, оборудование директрисы БМП-3.

4. Наличие тренажеров, учебно-действующих стендов, учебно-боевой техники в штате кафедры не обеспечивает эффективного проведения занятий с военнослужащими факультета среднего профессионального образования на БМП-2, БМП-3.

5. Потребность в обеспечении медицинской службы на приобретение лекарственных препаратов составляет 500 тыс. руб. Военнослужащие прибывали для обучения не в установленное время, а в растянутые сроки. Всего из 1250 прибывших военнослужащих: 141 – не подходят по уровню образования, ППО или НПУ; 533 – не подходят по перечню специальностей; всего не подходят - 674 военнослужащих.

Поясню. Нехватка командиров учебных взводов обусловлена тем, что в ходе реформирования убраны должности командиров взводов и рот, остался только один курсовой офицер, чего явно недостаточно. Старшины рот по новому облику должны быть гражданскими лицами, но зарплата на этой должности всего 5 тысяч рублей и, естественно, узнав за оплату, желающие просто разворачиваются и уходят. Курсанты направлены из самых различных уголков страны: Москва, Коми, Ростов, Ямало-Ненецкий АО, Тыва и т.п. Из 1250 человек, 1109 - русские, есть осетины, абазины, якуты, карелы, ингуши и многие другие.

Перейду к фотографиям и видео.

Это расположение курсантов-срочников. В таких же условиях живут и курсанты-будущие офицеры

Ботинки стоят под табуретами потому, что подразделение выехало на первый прыжок с парашютом и обуто в валенки. За время учебы будущие сержанты-срочники совершают один прыжок вне зависимости от того в какие войска они будут распределены далее.

Ботинки стоят под табуретами потому, что подразделение выехало на первый прыжок с парашютом и обуто в валенки. За время учебы будущие сержанты-срочники совершают один прыжок вне зависимости от того в какие войска они будут распределены далее.

У каждого сержантская сумка с конспектами

У каждого сержантская сумка с конспектами

Бытовка стандартна

Бытовка стандартна

Телевизор в холле. Там же спортуголок, но он весьма беден, например, у сержантов-трехгодичников они во много раз лучше укомплектованы. Во многом проблемы кроются в том, что ранее в этих казармах находилось автомобильное училище, и сейчас после его переезда их приходится обживать заново.

Телевизор в холле. Там же спортуголок, но он весьма беден, например, у сержантов-трехгодичников они во много раз лучше укомплектованы. Во многом проблемы кроются в том, что ранее в этих казармах находилось автомобильное училище, и сейчас после его переезда их приходится обживать заново.

Туалет

Умывальник. Во всем училище нет горячей воды, поэтому купаться либо в холодной, либо баня раз в неделю. Ответственная за коммуникации - фирма "Славянка", поэтому я как бы намекаю, что ситуацию необходимо исправить;). С другой стороны - закаливание)). Но горячая вода все же необходима

Умывальник. Во всем училище нет горячей воды, поэтому купаться либо в холодной, либо баня раз в неделю. Ответственная за коммуникации - фирма "Славянка", поэтому я как бы намекаю, что ситуацию необходимо исправить;). С другой стороны - закаливание)). Но горячая вода все же необходима

Стенгазета

Стенгазета

Тумбочка дневального. В столовую ходят под этот самый барабан, причем аккомпанементом идет игра на баяне (sic!). Жаль так и не увидел сего зрелища)

Тумбочка дневального. В столовую ходят под этот самый барабан, причем аккомпанементом идет игра на баяне (sic!). Жаль так и не увидел сего зрелища)

А это самоподготовку снял в комнате досуга

А это самоподготовку снял в комнате досуга

Питание в РВВДКУ передано на откуп гражданской организации с 1 сентября 2010 года и все отмечают, что оно улучшилось. Управляющий достаточно подробно рассказал о том, как закупаются продукты, каков контроль за приготовлением пищи. Интересно, что согласно контракта фирма обязана закупать только продукты, прошедшие ГОСТ, а если та же уксусная эссенция производится только по ТУ, то в контракте данный продукт прописывается отдельной строкой. Проверки бывают еженедельно, как контролирующих органов самой фирмы, так и министерства обороны. Время от времени проводится анонимные опросы среди всего личного состава училища на предмет вкусовых предпочтений, разнообразия меню. Если пожелания совпадают с прописанными в контракте продуктами, то новое блюдо появляется в ассортименте.

Зарплата работников фирмы берется из расчета средней по региону плюс 1 тысяча сверху, что для обслуживающего персонала (мойщики, уборщики) составляет 11 тысяч, а для поваров - 13 тысяч рублей. Спросил имеются ли в штате фирмы бывшие военные повара, работавшие в столовой до перевода ее на аутсорсинг. Управляющий пояснил, что их держат только для того, чтобы они показали новичкам как работает имеющееся оборудование(его наличием и поставкой занимается МО). Фирма с ними дел иметь не хочет именно за склонность "бывших" к воровству продуктов, да и сами они, по словам управляющего, видя невозможность украсть, предпочитают уволиться. Питанию я бы поставил оценку "четыре" .

Один из залов столовой

Один из залов столовой

Мой ужин. Хлеба дали мне немного больше и один кусок масла лишний, остальное как у всех.

Мой ужин. Хлеба дали мне немного больше и один кусок масла лишний, остальное как у всех.

Прошел с несколькими подразделениями курсантов по учебным кафедрам. Кафедра автомобильной и гусеничной техники

Начало занятий

Начало занятий

Под прицелом объектива парни тянулись в струнку и делали серьезные лица

Под прицелом объектива парни тянулись в струнку и делали серьезные лица

Расскажи-ка про лебедку, товарищ курсант!

Немного видео для показательности. Курсанты были разбиты на группы по учебным местам

Лаборанты-женщины демонстрировали такие глубокие познания в движках, колесах и рессорах, что диву даешься

Лаборанты-женщины демонстрировали такие глубокие познания в движках, колесах и рессорах, что диву даешься

На этой кафедре курсантов обучают ремонту техники

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Часть I Снял и занятия по физической подготовке, в данном случае ходьбу на лыжах. Парень либо с морской пехоты, либо с ВМФ - шапка черная. Если военнослужащий отправлен учиться от какой-либо части, то в нее он и вернется проходить службу сержантом

Снял и занятия по физической подготовке, в данном случае ходьбу на лыжах. Парень либо с морской пехоты, либо с ВМФ - шапка черная. Если военнослужащий отправлен учиться от какой-либо части, то в нее он и вернется проходить службу сержантом

В конце традиционная рубрика "Почему я пошел служить в армию" . В последний день, под вечер, я забежал в один из батальонов и запросил комбата на разрешение этих съемок. На беду весь личный состав находился на занятиях, поэтому сначала снял парней из суточного наряда, а затем, когда к счастью рота вернулась, то и еще человек 20 во время занятий по самоподготовке.

Вот это тот самый парень, про которого я писал вчера. Реально уважаю

Когда собрался снимать, пришедших с занятий курсантов, то один из них с заговорщическим видом позвал меня в каптерку. Нет, мобильник у меня отжать не пытались, а просто попросили сфотографировать с друзьями. Потом эти парни и на видео выскажутся

Как уже и говорил, основной мотив попадания в армию - получение военного билета для дальнейшей беспроблемной работы.

Этот парень напоследок попросил записать привет родным(адрес блога я ему оставил). Привет получился очень юморным и здоровским

Содержание:
  • Часть первая. Трехмесячные курсы сержантов

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Андрей Бронников
Девятая рота. Факультет специальной разведки Рязанского училища ВДВ

© Бронников А. Э., 2016

© ООО «ТД Алгоритм», 2016

Предисловие

Этого предисловия первоначально не должно было быть, но собирая материал для книги, я почти случайно на городском сайте г. Ржева обнаружил опубликованные там в 2007 году воспоминания ветерана Великой Отечественной войны полковника Ашихмина. На первый взгляд они не имеют отношения к теме моих воспоминаний, но не поместить их здесь я просто не мог.

«Давно утихли бои под Ржевом, но болят старые раны у солдат и напоминают те тяжелейшие дни, о которых А. Твардовский сказал: «Этот месяц был страшен, Было все на кону…» Редакция получила письмо гвардии полковника в отставке Степана Ашихмина. Он и его брат воевали на Тверской земле. Брат погиб и здесь похоронен.

Степан Георгиевич Ашихмин за время войны был шесть раз ранен, из них трижды на нашей земле – под Ржевом и в боях за город Белый. Сегодня мы печатаем его краткие воспоминания.


«В январе 1942 года мы, сержанты-железнодорожники, стали сержантами пехоты и выехали на фронт.

В ночь с 5 на 6 апреля мы переправились по хрупкому весеннему льду через Волгу (ночью лед слегка подмерз), а дальше, минуя Глядово, Погорелки, вышли к деревне Черново.

Не задерживаясь, всем скопом, без какой-либо поддержки артиллерией или танками, с винтовками наперевес, пошли в наступление.

Немцы не дали пройти нам и двухсот метров, как открыли огонь из всех видов оружия. Рота залегла. Долго лежали в снегу, воде – кому как пришлось, переползали в воронки с водою, а немцы все били и били. Разрывы мин вздымали столбы грязи и воды, стонали раненые – помочь было некому, команд никаких, стрелять из винтовок по пулеметам никто не решался, страшно было поднять голову.

Но вечно лежать в воде не будешь, кое-как собрал ближних солдат своего отделения, и где ползком, где перебежками мы отошли на опушку леса, на ту, от которой начинали наступление.

Здесь встретил политрука роты. Тот собрал остатки роты, постарался нас ободрить – из средних командиров остался только он – и снова пошли в наступление, стреляя из винтовок и автоматов, а когда вышли на рубеж атаки, то атаковать уже было некому.

Снова лежим, кто остался еще в живых, в снегу и воде, а немец бьет и бьет. Так дождались темноты. Политрука вынесли на руках: от переживаний у него отнялись ноги.

Ночью все разбрелись по лесу – голодные, мокрые. Убитые остались лежать на поле, раненые кое-как ковыляли сами, тяжелые – искали помощи санитаров.

К утру нашли кухню, поели.

Пришлось принять команду над остатками роты. Из 151 человека нашей 3-й стрелковой роты осталось 38. Нас передали во 2-ю роту – и снова в наступление. Снова никакой поддержки, снова неудача, и вывел я из боя последних 12 человек. Так полегла наша 3-я стрелковая рота под деревней Овсянниково.

Я был тогда сержантом и командовал всего-навсего взводом, в котором не насчитывалось и 20 человек. Что делалось с полком, я, которому и головы-то поднять было невозможно под пулеметным огнем, сказать не могу.

Полагаю, что в других ротах дела были не лучше, потому мы и перешли к обороне.

Как всегда, немцы заняли позиции по высотам, а нам пришлось обороняться в болотистом лесу. Окопы копать нельзя: копнешь лопатой – и сразу вода. Приспособились делать хоть какое-то подобие окопов: укладывали два-три бревна одно на другое и с наружной стороны приваливали жидкой землей.

Немецкие артиллеристы обрадовались такой видной цели и начали регулярно выкатывать орудие на прямую наводку и разносить наш бруствер в щепки. Потом орудие быстренько прятали.

Мы решили отбить им охоту тренироваться в стрельбе по нашему горе-окопу. Ночью поставили станковый пулемет на фланг взвода и замаскировались. Только утром немцы резво выкатились на свою излюбленную позицию, как мы так с ними разделались, что орудие и убитых они сумели убрать лишь поздно ночью.

Противник наступать не собирался, но досаждал нам артиллерийскими налетами, а между ними целыми днями вел методичный огонь. У немцев снарядов всегда хватало. Один из таких случайных снарядов посек осколками мои измызганные штаны и рукава гимнастерки. Они свободно болтались на моем отощавшем теле, поэтому меня не задело. Отдых от обстрелов наступал с темнотой.

Наша оборона в районе деревень Глядово, Погорелки, Черново Оленинского района представляла своеобразный плацдарм на правом берегу Волги (8-10 км по фронту и 6–7 км в глубину).

В апреле, когда лед подтаял, а потом начался ледоход, сообщение с нами было прервано. С боеприпасами и раньше было плохо, а вот с питанием… теперь даже не хочется вспоминать.

«Кормили» нас через день или два, давая половину котелка какой-то кашицы с сухарями или кусочком хлеба. Люди отощали, глаза провалились, думы только и были о том, как бы чего поесть. Многие заболели куриной слепотой. Это значит – пока светло, они видят, а чуть стемнело, могли ходить только с поводырем. Испытал эту болезнь на себе и я. Страшно представить такую оборону, когда противник мог прийти и забрать слепцов в плен.

Солдаты стали ходить в сожженные деревни Глядово и Погорелки, копались в подвалах и погребах, добывая прокисшую картошку, а потом разводили костер и на малых саперных лопатах, как на сковородке, пекли лепешки. Какое это было «едово», можно представить, но ели: других разносолов не было, и желудок все же чем-то наполнялся.

Великой роскошью считалось, если удавалось найти зарытую в землю бочку с рожью. Из нее варили кашу и блаженствовали. Но такие праздники были совсем редко.

Лед прошел, тыловики зашевелились, и с 1 мая 1942 года мы начали получать по 700 граммов хлеба и два раза в день жидкую кашицу. Привезли махорку. Жить стало повеселее, но мы все равно едва таскали ноги.

Про оборону в апреле-мае только и осталось в памяти, что ходили голодные, вшивые, немытые. Тяжело!

Июнь-июль простояли на формировании. Там мне было присвоено воинское звание младший лейтенант.

30 июля от деревни Дешевка начали наступление на Ржев. Поначалу успешно прошли 7–8 км, но с утра пошел дождь, и все, что было на колесах, отстало в болотах. К вечеру подошли к деревням Полунино, Галахово (4 км севернее Ржева). Атаковали опорный пункт немцев, но неудачно. При очередной атаке 1 августа я получил ранение в шею разрывной пулей, а еще добавило осколком в правую челюсть. Но тут спасла каска, и челюсть не снесло начисто.

Отлежал в госпитале, и снова в бой. Тут я оказался в отдельном лыжном батальоне 17-й гвардейской [бывшей 119-й Красноярской] стрелковой дивизии под городом Белый.

7 декабря в ночном бою у деревни Цицыно пулеметная очередь прошила мне обе ноги, и я на три месяца попал в госпиталь.

Подлечили – и вперед, на запад!»


В первом ряду крайний справа полковник Ашихмин С. Г.


Такие люди, как Степан Георгиевич Ашихмин, не могли не воспитать себе достойную смену, и я надеюсь, что нижеизложенное повествование послужит тому доказательством.

От автора

По армейской службе почти каждого выпускника девятой роты Рязанского воздушно-десантного училища можно написать объемистый захватывающий приключенческий роман, в некоторых случаях с трагическим концом, а в некоторых и с грифом «секретно». Я не из их числа, поэтому попытался записать некое обобщающее документально-художественное повествование курсантской жизни факультета специальной разведки, чтобы без лишних прикрас и мифов поведать, как жили, как учились и как воспитывались командиры частей и подразделений специального назначения ГРУ.

Память – штука субъективная и недолговечная, поэтому детали и хронология почти наверняка нарушены, но вот достоверность эпизодов, событий не должна быть подвергнута сомнению. Все это было переживаемо героями. Понимаю, что не смог перечислить и упомянуть всех, с кем сталкивала меня судьба, но, увы, это было просто не в моих силах.

Приношу извинения моим друзьям, однокашникам и сослуживцам за излишнюю патетику и порой пафосный стиль, потому что таковое в этих кругах не приветствуется, а то и вовсе является полным моветоном.

Благодарю Игоря Скирту, Сашу Зайкова, Валю Ганчука, Евгения Никонова за помощь в написании романа. Отдельное спасибо Алексею Михайлову за подготовку и предоставление отдельных материалов. Фотографии из личного архива автора, а также Е. Никонова, А. Хамзина. Некоторые снимки были взяты из свободного доступа сети Интернет, в том числе – соцсети «Одноклассники».

С уважением курсант второго взвода (выпуск 1980 г.) девятой роты

Бронников Андрей.

Из истории Рязанского воздушно-десантного училища, 9 рота
(монография В. Шайкина)

Училище стало именоваться Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени Ленинского комсомола.

В августе 1968 года училище было переведено на штат 13/823 численностью 900 курсантов, 582 военнослужащих и 270 рабочих и служащих1
Директива ГШ ВС СССР № Орг/11/125674 от 28.06.1968 г.

По новому штату в училище были сформированы основные подразделения:

два батальона курсантов по 4 роты каждый;

рота курсантов частей спецназначения2
ЦАМО. Ф. 60066, Оп. 717443с. Дело 2. Лист 1.; Приказ МО СССР № 0876 от 26.07.1967 г.; Приказ МО СССР № 213 от 29.08.1968 г.

Это была легендарная 9-я рота, отцом-основателем которой стал полковник Иван Щелоков. Именно с этого времени воинские части и подразделения специального назначения стали комплектоваться квалифицированными офицерами – выпускниками РВВДКУ. В самом начале рота состояла только из двух взводов. Первый взвод был набран в основном из выпускников суворовских училищ и военнослужащих. Второй взвод составляли курсанты второго курса 7-й и 8-й рот РВВДКУ. В 1970 году было принято решение набрать третий взвод, а в 1971 году – четвертый.

В 9-й роте одновременно учились представители всех четырех курсов, что, несомненно, влияло на отношения внутри коллектива. Он отличался особенной сплоченностью, в нем не было даже намека на неуставные отношения. Старшие всегда помогали младшим без всякой заносчивости и зазнайства. А младшие с уважением, но сохраняя собственное достоинство, относились к старшим. В те годы рота уверенно держала первое место в училище и по учебе, и по спорту.

Необходимо отметить, что среди предметов, изучаемых курсантами, особое место отводилось иностранным языкам. В роте изучали четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский, китайский. С 1980 года в связи с применением подразделений специального назначения в республике Афганистан был введен для изучения персидский язык.

Основной задачей обучения курсантов являлось формирование у них прочных навыков выполнения учебных и боевых задач в роли командиров групп специального назначения.


Мы были лучше и честней,
Мы нашу жизнь, как песню, пели.
И над могилами друзей
Который год поют метели.
Уютный дом и тишина
Нам доставались в жизни редко,
У нас с тобой – одна война,
Одна профессия – разведка.

(слова из песни)

Глава 1. Пролог. Трагедия

1976 год, Рязанская область. Площадка приземления Житово


Руководитель прыжков и заместитель начальника училища (начальник учебного отдела) полковник Ашихмин расхаживал по командному пункту, который представлял собой огороженный металлическими тросиками участок поля площадью не более десяти квадратных метров. В центре стоял раскладной стол, рядом два алюминиевых стула. На одном сидел радист, склонившийся над тяжелой радиостанцией, обеспечивающей связь с самолетом Ан-22, который в настоящий момент заходил на боевой курс. Второй стул был свободен.

Полковник был спокоен и уравновешен, что случалось не часто. Когда Ашихмин нервничал, а тем более злился, лицо его становилось пунцовым и гневным. За это свойство ему немедленно было присвоено прозвище «Синьор Помидор».

Авторство осталось неизвестным, но можно с полной уверенностью сказать, что изобретатель должен был обладать достаточной глупостью, потому что назвать так ветерана ВДВ, участника Великой Отечественной войны, орденоносца и просто отважного воина, солдата было как минимум свинством. Второе прозвище Ашихмина было куда более достойным – «Дед» в свои пятьдесят с лишним лет все еще оставался в строю и обладал недюжинной физической силой и отменной строевой подготовкой. К тому же наравне с курсантами совершал парашютные прыжки.

Погода была ясная и почти безветренная. Щебетание птиц, яркое солнце и свежий воздух делали ответственную должность почти отдыхом на природе. Вдалеке виднелись туристические автобусы поклонников Сергея Есенина, приехавших на его малую Родину в деревню Константиново.

Неподалеку стоял военторговский ГАЗ-66, с которого прямо здесь только что приземлившимся счастливым курсантам продавали фирменный бисквит и газировку.

Полковник посмотрел на столпившихся возле автомобиля юношей и поморщился. Только на прыжках курсантам позволялись подобные вольности, а заместитель начальника училища по учебной части этого не терпел.

Гул самолета был совсем близко, и Ашихмин задрал голову в небо. Началась выброска. Белые купола один за другим распускались в голубом и безбрежном небе. Полковник повернулся и поискал глазами стул, чтобы, наконец, присесть на минуту до следующего захода огромного транспортника Ан-22.

В этот момент в спину ему ударила тугая волна воздуха. Прямо из-под руки вылетел раскладной стул, взмыл в небо и исчез в мгновенно поднявшемся пыльном вихре. Поднялся на дыбы и стол, тяжелая радиостанция упала и как пушинка покатилась по полю. Радист обеими руками пытался прижать наушники, но не успел, и те также растворились в вышине посеревшего неба.

На сборном пункте возникла легкая паника. В первый момент никто даже не подумал о судьбе парашютистов, которые уже были на высоте не более двухсот метров над площадкой. Под напором ураганного ветра купола приняли почти горизонтальное положение, почти параллельное земле и курсанты так и падали, ударяясь всем телом о твердый грунт площадки приземления, а дальше мчались, влекомые парашютами-парусами, с огромной скоростью.

Ашихмин за рулем командирского УАЗа уже на всем ходу мчался за ближайшим парашютистом, чтобы автомобилем погасить купол и… не мог догнать. Его примеру тут же последовал и военторговский ГАЗ-66, санитарный кунг, прочие автомобили, которые находились здесь же.


Площадка приземления Житово


Все, кто был на пункте сбора, кинулись в поле спасать своих гибнущих друзей, гасить мчащиеся под напором шкального ветра купола. Благо, что сборный пункт оказался с наветренной стороны. Даже местный парень-пастух метался по полю на мотоцикле, ему удалось с разгона врезаться в один из парашютов и тем самым спасти потерявшего сознание от удара о кочку лейтенанта Попова. Его и упавшего пастуха еще долго несло по полю, пока купол, наконец запутавшись в мотоцикле, не погас.

Некоторых парашютистов восходящий порыв ветра приподнимал над землей и вновь обрушивал вниз. Так погиб курсант Пертюков. Его захватило двумя стропами вокруг шеи и удавило.

Все закончилось так же мгновенно, как и началось. Люди были шокированы внезапной трагедией. Будущий генерал и политический деятель, лейтенант Лебедь остановил ехавший ему навстречу военторговский ГАЗ-66. Автоматически заглянул в кузов и увидел торчавшие из-под скомканного парашюта сапоги. Заскочил внутрь и, раскинув в стороны окровавленный шелк, увидел старшину Оськина. Череп его был разбит. На огромной скорости курсант врезался головой в бетонный фундамент опоры ЛЭП. Парню едва исполнилось 22 года.

Еще одного парашютиста постигла та же участь – на его пути оказался валун, острый выступ которого проломил лоб несчастного юноши.

Самую мученическую смерть принял курсант Лютов. Его протащило более трех километров по полю, затем по луговине, затем перенесло через небольшую речушку. Здесь его ударило о высокий берег и понесло к деревне. Неизвестно, где бы он в результате оказался, только на околице он зацепился глазницей за металлическую скобу и повис на заборе. От комбинезона остались одни лохмотья, сапог не было, а вместо пальцев на ногах торчали кости.

Четверо курсантов и два офицера получили тяжелые травмы и были госпитализированы. Остальные отделались ободранным коленями, локтями и синяками на лице.

Через десять минут над площадкой приземления царил полнейший штиль. Природа замерла в безмолвии, как будто испугавшись содеянного ею. Прыжки были остановлены. В дальнейшем ни один из курсантов не подал рапорта об отчислении из училища.

Таким образом, 26 мая 1976 года, за два месяца до приезда в Рязань, судьба моя была решена и, как выяснилось позже, не только моя.

Прощание проходило в клубе училища. Курсанты входили в дальнюю дверь, проходили мимо погибших, а затем выходили через ближний вход и выстраивались в две шеренги лицом друг к другу, образовывая широкий коридор. Затем гробы несли на руках вдоль строя курсантов по плацу, мимо спортзала по центральной дороге, которая теперь называется Аллея героев. Снаружи перед КПП стояла огромная толпа гражданских. Внутри ждали несколько автомобилей ГАЗ-66. Гробы погрузили в кузова, последний раз для погибших открылись ворота, и траурная колонна автомашин двинулась в Дягилево, откуда ещё двое суток назад эти четверо курсантов вылетели на прыжки, а теперь отправились в свой скорбный путь.

Кальсин Ю. А. похоронен в г. Королев Московской области,

Лютов Н. Н. – на одном из кладбищ Москвы,

Оськин С. М. – в г. Ковылино Мордовской АССР,

Пертюков Е. И. – в г. Пестов Новгородской области.

Рязань рыдала. Тогда это казалось немыслимой трагедией. Уже через несколько лет началась Афганская война, а потом и вовсе гибель военных стала хотя и горьким, но обычным явлением.

Глава 2. «Абитура». Поступление

Два месяца спустя, г. Рязань.


Так уже было однажды. Год назад. Точно так же поезд прибыл в шесть часов утра на станцию Рязань-1. Точно так же, несмотря на ранее утро, ослепительное, но еще не жаркое солнце озаряло светом полупустой перрон. Точно так же на привокзальной площади пахло летом и свежими огурцами. Поливальная машина прибивала еще не нагревшуюся пыль к бордюрам и смывала ее в сточные колодцы.

Разница была лишь в том, что в прошлый приезд у меня был официальный вызов из учебного отдела Рязанского воздушно-десантного училища, а в этот раз – только мое личное дело в спортивной сумке. А еще теперь я знал короткий путь до КПП, но двинулся все той же, что и в первый раз, длинной дорогой – по улице Ленина до площади с таким же названием, затем налево через сквер мимо училища МВД.

Этот путь я выбрал потому, что торопиться было некуда – офицер учебного отдела должен был появиться на КПП не раньше девяти часов утра. Там уже топтались несколько абитуриентов. Примерно без четверти семь ворота открылись, и мимо нас, грохоча сапогами, повзводно пробежали голые по торс заспанные курсанты. Возвращались они другим путем – мимо «сучьего» парка через автопарк на спортгородок – это тоже я уже знал.

В соответствующее время вышел дежурный по КПП, махнул потенциальным абитуриентам рукой. По ту сторону ворот их ждал посыльный по штабу, который сопроводил юношей в учебный отдел училища, где за столом дневального по штабу сидел секретарь приемной комиссии майор Вдовин. К нему гурьбой ринулись счастливчики, протягивая предписания. У меня такового не было, и я в последнюю очередь вместо командировочного удостоверения протянул призывное дело.

Офицер принялся тут же его перелистывать и внимательно изучать. «Издалека», – задумчиво протянул он. Потом с удовлетворением, то ли вопросительно, то ли утвердительно, констатировал:

– Поступал уже в прошлом году?

– Так точно, товарищ майор! – как можно бодрее отозвался я.

Тот удивленно вскинул на меня глаза, хмыкнул и произнес:

– Ну, тогда пошли.

Секрет его благосклонности заключался в том, что в результате трагедии конкурс на поступление резко упал. Если ни один курсант не написал рапорт на отчисление, то «абитура», узнав о недавней гибели, в значительном количестве ринулась обратно, не дожидаясь экзаменов. Поэтому я, не блиставший ни отличными знаниями, ни высокой физической подготовкой, предварительно был зачислен в кандидаты на поступление.

В той первой попытке мне повезло – я не прошел по конкурсу и отправился домой. Зато я узнал о «секретном» иностранном факультете и теперь намеревался сдавать экзамены именно туда.

После долгих формальностей в учебном отделе я наконец оказался в казарме, но в другой, нежели в прошлом году. Так получилось, что тогда нас поселили в старом корпусе на третьем этаже. Именно это расположение в дальнейшем послужило мне родным домом на долгие и в то же время короткие четыре года.

Уже немного знакомый с воинскими порядками я не бухнулся с размаху, как в прошлом году, на кровать, но после сдачи вещей в каптерку скромно присел за стол в ленинской комнате.

Наступало обеденное время, и расположение наполнилось шумом и гомоном. Дверь в ленинскую комнату распахнулась, и в помещение ворвался радостный голубоглазый блондин. Со всего размаху он уселся на стул и счастливо сообщил мне: «Все! Я поступил. – Бросил на стол тетрадку и тут же прокомментировал свое действие: – Письмо родителям буду писать!»

Это был Юра Манюхин. Письмо он намеревался писать в Марьину Горку, где на тот момент дислоцировалась пятая бригада спецназа ГРУ ВС СССР, в которой отец Юры служил начальником службы артвооружения. Все это, включая имя юноши, я узнал позже, когда мы вместе, в составе взвода, бодро шагали в сторону автопарка после поступления.


У Юрия Ивановича Манюхина интересная военная биография. После РВВДКУ он попал служить домой – командиром 3-й группы 1-й роты 1-го отряда 5 ОБрСпН БВО, откуда весной 1983 года уехал в Афган на должность заместителя командира 459-й роты СпН 40-й армии, горел в БМП. После ДРА Юрий Манюхин с ноября 1984 был первым и единственным командиром особой учебной роты ТуркВО, в марте 1985 года ставшей 1-й ротой сформированного 467 ОУПСпН ТуркВО, который готовил разведчиков разных специальностей для службы в Афганистане. В дальнейшем, с 1987 по 1989 год, капитан, а позднее майор Манюхин командовал старейшей в СпН 75-й ротой в ЮГВ. Подполковник Манюхин прошел несколько войн и вооруженных конфликтов. Умудрился даже повоевать в одной из африканских стран. Остался цел, и почти невредим, не считая тяжелой контузии. На 2013 год проживает в Марьиной Горке (Белоруссия).


Курсантов в тот момент в училище не было – все подразделения находились в учебном центре, а затем были отправлены в отпуска. Все, кроме вожделенной 9 роты, которая несла караульную службу.

На следующий день утром я уже стоял в строю после тяжелой зарядки и скудного, как тогда показалось, завтрака, готовый отправиться на самоподготовку. Даже мне, более или менее системно занимавшемуся спортом, шестикилометровая пробежка, а затем силовые упражнения на спортгородке показались трудными. Так начался отбор еще до начала экзаменов. Некоторые юноши вместо занятий молчком собрали вещи и отправились домой. Провожали их без ехидства, понимая, что конкурентов стало меньше. Оставшиеся чувствовали себя почти героями, познавшими и успешно преодолевшими трудности суровой курсантской службы. Только потом и даже не в училище мы, те, кто выпустился и получил офицерские погоны, поняли, что трудности – это нечто иное, не имеющее единого термина и превышающее обычные человеческие возможности.


Стоят: курсанты Скирта (слева), Пятаков. Сидят (слева направо): Вячеслов, Зимняков, Манюхин


Через несколько дней третий этаж казармы, где жили кандидаты на «спецфакультет», изрядно опустел. Уж не знаю почему, но в первых рядах беглецов оказались приехавшие из союзных республик. Особенно это касалось молдаван и юношей из азиатских регионов, среди которых было немало круглых отличников и медалистов.

Вдоль разношерстного строя прохаживался сержант ВДВ со строгим голосом, но добрым лицом и поторапливал опоздавших. Коля Малинин, так звали сержанта, оказался действительно добрым малым и в то же время требовательным командиром. К нам он относился по-братски, помогая освоить азы казарменного быта. В дальнейшем он возглавил третье отделение нашего второго взвода, которое изучало французский язык, вплоть до отчисления из училища. Николай уволился сам. Через два года написал рапорт, и его, как давно выслужившего все сроки, довольно легко отпустили. Редкий случай. Уже через несколько месяцев мы узнали первую истину: «в спецназ попасть очень сложно, уйти, практически, невозможно».

Сержант Малинин снисходительно окинул критическим взглядом разношерстный строй абитуриентов, скомандовал: «заправиться» – и через несколько секунд прозвучала следующая команда: «выходи строиться на самоподготовку». Так началось недолгое по времени поступление на иностранный факультет.

Нестройными рядами в колонну по четыре мы шагали в один из учебных корпусов, а над плацем раздавалась песня. Два парня сидели на училищной трибуне и пели, аккомпанируя себе на гитарах. Это звучало настолько профессионально, что в первый момент мне показалось, что транслировался эстрадный концерт. Чистые и красивые голоса дружно вытягивали самые сложнейшие ноты. Юноши неразличимо походили друг на друга. Перед ними сидела толпа слушателей, изредка аплодируя. По всей видимости, это были те счастливые абитуриенты, которые уже сдали экзамены в первом потоке.

При кажущейся строгости порядков «абитура» чувствовала себя достаточно вольготно. После обеда мало кто находился в жарких аудиториях. В основном молодежь обреталась на парашютном или спортивном городке с учебниками в руках. Отправился туда и я.

На турниках и спортивных брусьях молодые люди бравировали друг перед другом физической подготовленностью. Там мне делать было нечего. Мне, серьезно занимавшимся легкой атлетикой, хвастать на перекладине особо было нечем, поэтому я облюбовал себе место на трибуне.

Осмотревшись по сторонам, я увидел скромного парня в модной по тем временам цветастой рубахе и синих тренировочных штанах. В руках у него был учебник немецкого языка. Это меня заинтересовало, я пересел поближе и спросил:

– Иняз будешь сдавать?

Тот кивнул и по-прежнему смотрел в учебник.

– В девятую? – не унимался я.

На этот раз юноша поднял глаза и спросил:

– Ты тоже?

Я подтвердил, и завязался разговор. Парень говорил, то и дело сползая на украинский в крайнем его проявлении – с «западенским» говорком. Иногда мне даже приходилось ему подсказывать некоторые русские слова. Оказалось, что нелюдимость Валентина – так звали парня – в основном обуславливалась его плохим знанием русского, а на деле он оказался очень общительным и доброжелательным человеком.

Родом Валя был из села Хмельницкой области, Каменец-Подольского района. Порой он с трудом подбирал слова, но, тем не менее, поведал мне, что сомневается в поступлении и как запасной вариант рассматривает цирковое училище.

Так началась наша дружба, которая продлилась четыре года, и лишь офицерская служба, а затем глобальные события отрицательного свойства разлучили нас, что вовсе не изменило мои братские чувства к нему.

Своим коньком я не без оснований считал английский язык. Благо, что окончил специализированную школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Надежды мои оправдались.


У входа в казарму. Курсанты (слева направо): Казанский, Ежков, Скирта, Ганчук, Пятаков


Первым экзаменом и был как раз иностранный язык. Этим же вечером Малинин уже в который раз построил абитуриентов, достал листок и зачитал фамилии. Затем, поднял глаза, окинул всех взглядом, выдержал паузу и равнодушно произнес: «Выйти из строя». Команда была немедленно выполнена, и тут же прозвучала следующая: «Напра-во, в каптерку за получением вещей – шагом марш!»

Это означало, что вышедшие из строя экзамен завалили и теперь должны были получить вещи и освободить помещение. В казарме раздался глухой стон разочарования с одной стороны и глубокий вздох облегчения с другой.

Я остался в строю. Валя Ганчук тоже. По этому предмету я получил отметку «хорошо». Второй такой же балл получил уже упомянутый Юра Манюхин.

Экзамен по русскому языку письменно, сиречь сочинение, отличался от прочих, пожалуй, только тем, что вышедших из строя на вечерней перекличке оказалось значительно больше.

Казарма заметно опустела. Теперь уже было много ни кем не занятых и аккуратно заправленных без постельного белья кроватей. Меньше стало абитуриентов, и достаточно легко стало занять место в ленинской комнате для учебы после отбоя.

Наконец был сдан последний экзамен. К этому времени все оставшиеся абитуриенты были переселены в один из кубриков расположения роты. Иными словами, теперь нас стало не более одного взвода, поэтому команда на построение выполнилась очень быстро. Никого не пришлось ни ждать, ни разыскивать. Уже в ранге заместителя командира взвода сержант Малинин начал перечислять фамилии.

Я не поверил своим ушам, когда услышал и свою. Оглушенный очередной неудачей, не помня себя от расстройства, вышел и привычно развернулся лицом к строю. Валька Ганчук тоже оказался рядом со мной, но легче от этого не стало.

Вихрь мысленного возмущения и обид в моей голове был прерван неожиданной командой Малинина: «Нале-во! В расположение шагом марш. Отбой!» Вероятно потому, что нас оказалось меньшее количество, а может быть, ему просто дали список зачисленных, он сделал именно так – вывел из строя тех, кто поступил, а остальных отправил в каптерку.

Следующий день оказался свободным, и после обеда я был вызван на КПП – ко мне приехала мама. Я взял сумку, которая, к слову, до сих пор валяется у меня в чулане, и беспрепятственно вышел на улицу Каляева. По-видимому, меня посчитали не поступившим, и несколько часов я пробыл в городе с мамой, откуда вернулся уже налегке и постриженный наголо.

Мои новые друзья чудачили и развлекались. В казарме стоял гомерический хохот, даже всегда серьезный и насупленный сержант Малинин по-свойски смеялся вместе со всеми. После того, как мы были зачислены, в нем произошли неуловимые изменения по отношению к нам.

Между тем веселье продолжалось. Посреди кубрика на табурете сидел Ганчук, а над ним с ножницами в руках колдовал Вадик Курашов, бесстрашно отхватывая пряди волос. Через несколько мгновений на затылке у Вальки сияла огромная лысина, и теперь он походил на монаха-капуцина.

Все вновь покатились со смеху, но это было еще не все. Вадик опять усадил Ганчука на табурет, все тем же нехитрым манером увеличил проплешину до лба – и перед нами сидел скабрезный старичок, умело изображенный владельцем лысины. Затем каждый из нас имел счастливую возможность пройтись электробритвой по стриженой голове Валентина, которая, в конце концов, засияла как солнце.

13 ноября 1918 г.
93 года назад

Образовано Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

ВДВ - натиск, отвага, победа!

ВИА "ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ" Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова.

"Крылатая Пехота" Группа " Воздушная Академия "(Ролики студии "Голубые Молнии")

В августе 1918 года началось формирование Рязанских пехотных курсов командного состава РККА, на базе которых в последующем создано сначала пехотное, а затем и воздушно-десантное училище.

Первый день занятий на курсах – 13 ноября 1918 года – стал днем рождения училища. Первый выпуск красных командиров состоялся 15 марта 1919 года. Все выпускники были направлены на фронты гражданской войны.

Всего за годы гражданской войны осуществлено семь выпусков, подготовлены 499 командиров. В 1920 году курсы переименованы в 15-ю Рязанскую пехотную школу со сроком обучения три года.

В марте 1937 года школа переименована в Рязанское пехотное училище имени К.Е.Ворошилова. 12 ноября 1943 года в связи с 25-летием училища и за вклад по подготовке военных кадров училище награждено орденом Красного Знамени. За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны 10 выпускников училища стали Героями Советского Союза.

В 1959 году постановлением Совета Министров СССР Рязанское училище было преобразовано в высшее общевойсковое командное училище. В 1959 году оно было объединено с Алма-Атинским училищем и стало готовить офицеров для воздушно-десантных войск.

С 1964 года училище именуется как Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Сегодня это Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф.Маргелова.

История

Рязанское военное училище образовано 13 ноября 1918 года на базе первых советских Рязанских пехотных курсов.
В ноябре 1921 года Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава награждается Революционным Красным Знаменем ВЦИК.
1941 (2 августа) - в Куйбышеве (ныне Самара) на базе пехотного училища было скрытно создано военно-парашютное училище для подготовки военных кадров ВДВ, которое тщательно скрывалось за номером войсковой части № 75021.
12 ноября 1943 года Рязанское пехотное училище в ознаменование 25-й годовщины со дня образования за боевые заслуги перед Родиной и выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Красного Знамени.
С 1946 года по сентябрь 1947 года парашютно-десантное училище находилось в городе Фрунзе Киргизской ССР.
1958 (июнь) - Постановлением Совета Министров СССР Рязанское пехотное краснознаменное училище (среднее) было преобразовано в Высшее общевойсковое командное училище с четырехлетним сроком обучения. Выпускники называли его РКПУ и получали дипломы о высшем гражданском образовании, а военная подготовка оставалась на прежнем уровне. Эти преобразования никак не коснулись Алма-Атинского десантного училища и Командующий ВДВ Маргелов В. Ф. предложил руководству страны слияние двух училищ.
1959 (1 мая) - из Казахстана в Рязань отправился первый эшелон курсантов-десантников, который возглавлял полковник А. С. Леонтьев, назначенный командиром Рязанского высшего общевойскового командного Краснознаменного училища. И только к завершению всех выпусков курсантов-пехотинцев 4 апреля 1964 года училище заменило свою вывеску на Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище. С 1959 года, когда Алма-Атинское военно-парашютное училище вошло в состав «РКПУ», училище стало «ковать» офицерские кадры для ВДВ СВ ВС СССР. В. Ф. Маргелов постоянно держал училище в поле зрения и по отечески опекал. Училище разрослось, обрело отличную учебную базу как в Рязани, так и в Селецких лагерях, которые неузнаваемо преобразились с военной поры.
1962 - училище перешло на новый профиль обучения и во главу угла были поставлены знания по одному из иностранных языков. Начался приём и обучение иностранцев в училище (в 4-ю курсантскую роту влился четвертый взвод, состоявший из вьетнамцев, а в последующие годы рота пополнилась индонезийцами…, в настоящее время обучаются курсанты из 32 стран).
1964 (4 апреля) - к завершению всех выпусков курсантов-пехотинцев училище было переименовано в Рязанское высшее Воздушно-Десантное командное Краснознамённое училище и неузнаваемо преобразилось.
22 февраля 1968 года в связи с 50-летием Вооруженных Сил СССР училище за большие заслуги в подготовке офицерских кадров вторично награждается орденом Красного Знамени. Ему присваивается почётное наименование «имени Ленинского комсомола».
В 1989 году за большой вклад в подготовку польских военнослужащих училище награждено «Командорским крестом ордена заслуги» Польской Народной Республики.
13 ноября 1995 года на территории института открыт памятник родоначальнику десантной службы генералу армии Василию Маргелову.
12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов десантной службы, Президент России присвоил училищу новое почётное наименование, в результате которого оно стало называться «Рязанское Высшее Воздушно-десантное командное дважды Краснознаменное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф.».
29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военных учебных заведений и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 417 от 16 сентября 1998 года Рязанское Высшее Воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф. было переименовано в «Рязанский институт Воздушно-десантных войск».
11 ноября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 807 институту было возвращено наименование «имени генерала армии Маргелова В. Ф.».
2004 (9 июля) - учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов училища оно снова переименовано в Рязанское высшее Воздушно-Десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова (Распоряжение Правительства РФ № 937-Р от 09.07.2004 года).
2006 - Приказом министра обороны России училище награждено Вымпелом министра обороны за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку.
2008 - впервые Рязанское Воздушно-Десантное командное училище начало прием девушек-курсантов (20 человек) для обучения по военной специализации «Применение подразделений десантного обеспечения». Это будут женщины-офицеры, командиры взводов укладчиков парашютов, которые обеспечивают выполнение военнослужащими прыжков с парашютом, а также выброску боевой техники с помощью специальных платформ и многокупольных систем.
2010 - приостановлен набор курсантов для обучения в училище, предположительно следующий набор курсантов начнется не ранее 2013 года, вместо офицеров-десантников с сентября 2010 года учебное заведение будет готовить сержантов-контрактников.
В начале 2011 года на базе училища планируют открыть центр по подготовке военных священников, имамов, раввинов и лам для армии и флота. На территории учебного центра расположен храм Ильи-пророка Русской православной церкви.

Современность

Учебное заведение в своём составе имеет собственно училище, учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани, авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный парашютный клуб ВДВ.

На территории училища имеются общежития казарменного типа для размещения курсантов, учебные корпуса и лаборатории для проведения занятий (в том числе огневой и технический комплексы), стрелковый тир, комплекс воздушно-десантной подготовки, спортивный и тренажерные залы для занятий различными видами единоборств, стадион со спортивным городком, столовая, курсантское кафе, клуб, почта, медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания.

Училище готовит командный состав с высшим военно-специальным образованием по двум специальностям:

«Управление персоналом», командир парашютно-десантного взвода Воздушно-десантных войск, с присвоением квалификации - менеджер.

«Перевод и переводоведение», командир разведывательного взвода парашютно-десантных подразделений Воздушно-десантных войск, с присвоением квалификации - лингвист-переводчик.

Основными подразделениями института являются: кафедры, роты и взводы курсантов. В институте осуществляют обучение и воспитание курсантов 9 военных и 3 гражданских кафедр:
тактики;
тактико-специальной подготовки;
вооружения и стрельбы;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
воздушно-десантной подготовки;
материальной части и ремонта;
эксплуатации и вождения;
управления войсками в мирное время;
физической подготовки и спорта;
иностранных языков;
математики и физики;
русского языка.

Координаты РИВДВ:
390031 г. Рязань-31, пл. Маргелова, вл. 1
Тел.: (491-2) 20-94-14

Обучение

Образовательный процесс в Рязанском институте Воздушно-десантных войск отличается от учебного процесса в высшей школе. Обучение в ВУЗе строится на тесном сочетании теории и практики, его продолжительность - 5 лет, на офицерских курсах (подготовка командиров парашютно-десантных рот (батальонов) и специалистов воздушно-десантной службы) - 5 - 10 месяцев. Весь период обучения разделен на 10 учебных семестров - по два семестра в учебном году. В конце каждого семестра и учебного года в соответствии с учебным планом проводится экзаменационная сессия. Основными формами теоретической работы учащихся являются: слушание лекций, работа на семинарах и внеклассные консультации; для проверки и закрепления полученных в процессе обучения знаний периодически проводятся лабораторные и контрольные работы. В рамках курса практических занятий с учебным взводом курсантов предусмотрены групповые упражнения, тактические занятия и учения, стажировки. По окончании каждого курса начиная со второго года обучения курсанты обязаны предоставлять персональные курсовые проекты; поощряется любая самостоятельная работа курсантов по совершенствованию личных навыков.

За время подготовки курсанты более года проводят на полевых выходах. Ежегодно курсантам предоставляется зимний каникулярный отпуск продолжительностью 2 недели и основной летний отпуск в 30 суток.

Курсанты, окончившие училище с дипломом с отличием, пользуются преимущественным правом выбора места службы после окончания института в пределах установленной для училища разнарядки.
[править]
Выпускники РИВДВ (бывш. РВВДКУ)

В послужном списке института 45 Героев Советского Союза, 63 Героя Российской Федерации, тысячи кавалеров боевых орденов, более 60 рекордсменов Вооруженных Сил Советского Союза, России и мира по парашютному спорту и т. д. Среди выпускников училища:
Павел Грачёв - Герой Советского Союза, бывший министр обороны Российской Федерации,
Валерий Востротин - Герой Советского Союза, бывший заместитель министра по чрезвычайным ситуациям,
Александр Лебедь - бывший командующий армией, бывший заместитель командующего ВДВ и впоследствии губернатор Красноярского края,
Владимир Шаманов - бывший командующий армией, бывший глава администрации Ульяновской области, ныне советник Министра обороны РФ, с 25 мая 2009 года назначен командующим ВДВ
Целая плеяда командующих ВДВ в новейшей истории России:
Евгений Подколзин - бывший командующий ВДВ,
Георгий Шпак - командующий ВДВ в 1996-2003 годах, 5-й губернатор Рязанской области;
Александр Колмаков - первый заместитель министра обороны,
Евгений Николаевич Андреев - испытатель парашютной техники, Герой Советского Союза
Николай Игнатов - Герой России, участник штурма Дома Советов
Олег Зобов - Герой России, участник новогоднего штурма Грозного 1995 года,
Зарипов Альберт Маратович - Герой России, командир группы СпН, участник боя у с. Первомайское, 1996 года.
Войцех Ярузельский - бывший руководитель Польши,
Леван Шарашенидзе - бывший глава оборонного ведомства Грузии,
Амаду Тумани Туре - нынешний президент Мали,
Сергей Харитонов - русский боец смешанных боевых единоборств,
Цеев, Эдуард Кушукович- Герой Российской Федерации
Андрей Шевелев - Губернатор Тверской области

И многие другие.

Разработки Рязанского воздушно-десантного училища.

Рязанское Высшее Воздушно-Десантное Командное Училище.
Московский Международный Салон Изобретений и Инновационных Технологий "АРХИМЕД". 2011 год.
http://www.archimedes.ru
http://www.innovexpo.ru

ВИА "ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ" Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова, образован в 1994 году. У его организазионных истоков стояли выпускники МГИК Юлия Бударина и Ольга Фёдорова. Местом реализации творческих способностей стал клуб десантного училища, а главным критиком - личный состав училища. Первый творческий успех пришёл к ансамблю в 1998 году, на Всероссийском телевизионном фестивале "Виктория". С этого момента коллектив ансамбля стал известен не только на региональной, но и на Российской сцене.
Песня "За десант" написана костромским автором-исполнителем Владимиром Пуховым.
Клип взят из DVD "История ВДВ в песнях- 75 лет ВДВ" - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3154601

Кто они - нынешние сержанты? Как выглядит их обучение? Побывав в РВВДКУ, я получил ответ на эти вопросы, в течении двух дней общаясь с преподавателями и курсантами, наблюдая за их бытом, учебой. В этой части речь пойдет о курсантах-контрактниках, обучающихся сержантскому делу в течении 2 лет и 10 месяцев, т.н. профессиональных сержантах.



Факультет среднего профессионального образования Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (военного института) имени генерала армии В.Ф. Маргелова (филиал) Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в г. Рязани создан в соответствии с директивой Министра обороны российской Федерации от 31 декабря 2008 г № Д-112 и на основании штата утвержденного начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации от 25 сентября 2009 года №17\269.

На факультете курсанты обучаются по следующим специальностям:
Специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» квалификация «техник», по девяти военным специальностям:
- общевойсковые специалисты, предназначенные для замещения воинских должностей заместитель командира мотострелкового взвода (стрелкового взвода, взвода охраны).
- специалисты парашютно-десантных подразделений, предназначенные для замещения воинских должностей – заместителя командира парашютно-десантного взвода;
- специалисты воздушно-десантной службы, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира (командир отделения) взвода десантного обеспечения.
- специалисты войсковой разведки, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира разведывательного взвода.
- специалисты разведки (воинских частей специального назначения), предназначенные для замещения вакантной должности командира группы.
- общевойсковые специалисты, предназначенные для замещения воинских должностей командир ремонтного взвода заместитель командира ремонтного взвода командир автомобильного взвода, взвода обеспечения.

Специальность «Сети связи и системы коммутации» квалификация «техник»
-специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности старшего техника.
Срок обучения 2 года и 10 месяцев.
Специальность «Многоканальные телекоммуникационные системы» квалификация «техник»
- специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности начальника станции, начальника отделения, старшего техника.
Срок обучения 2 года и 10 месяцев.
Специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» квалификация «техник»
- специалисты связи, предназначенные для замещения вакантной должности заместителя командира взвода.
Срок обучения 2 года и 10 месяцев.

Всего для обучения на факультете СПО в 2009-2010 гг. зачислено 448 человек, осталось служить на данный момент 343 человека.
Несколько сотен человек были отсеяны перед поступлением, т.к. не проявляли желания учиться, а просто надеялись получать 10-20 тысяч стипендии, бесплатно питаться и иметь крышу над головой. Налицо плохая работа военкоматов и командования частей по отбору кандидатов.
В ходе обучения отсеялось еще 105 человек по следующим причинам:
Курсанты, сдавшие вступительные испытания на «удовлетворительно» получают денежное содержание в размере 7000 руб., данная сумма их не удовлетворяет;
Во время прохождения службы (по призыву или по контракту) в других войсках не предъявлялись жесткие требования по вопросам прохождения службы, а при поступлении для обучения столкнулись с требовательностью, необходимостью соблюдать установленные правила поведения, выполнять предписанные нормы военной службы;
Ошиблись в выборе дальнейшей профессии, поняли, что военная служба не их призвание;
Близкие родственники и члены семьи не довольны сделанным выбором, не согласны с тем, что обучение проходит в отрыве от семей.

Первоначально троечники получали по 7000 рублей, но на данный момент ситуация по выплатам со всеми надбавками выглядит так:
если имеется хотя бы одна тройка по любому из предметов - 10 тысяч;
если имеется хотя бы одна четверка по любому из предметов - 15 тысяч;
если все оценки пятерки - 20 тысяч.
Двоечники просто отчисляются. Преподаватели очень одобряют это решение, т.к. не нужно вытягивать откровенных неумех и лодырей.

Программа обучения такова:









В завершение обучения проводится итоговая государственная аттестация выпускников:
1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
- Общая тактика
- Тактика видовая
- Управление и средства связи
- Инженерное обеспечение
- РХБ защита
- Военная топография
2. Государственный экзамен по дисциплине «Физическая культура (подготовка)»

Регламент служебного времени выглядит так:
...после проведения утренних мероприятий (подъем, зарядка, умывание, осмотр, завтрак, тренаж) л/с курсантов ФСПО убывает на плановые занятия. С 9.00 до 14.00 в соответствии с расписанием занятий курсанты находятся на занятиях. После плановых занятий и обеда им выделяется время для самостоятельной подготовки к занятиям на следующий день. После окончания самостоятельной подготовки с 18.40 до 19.20 с курсантами проводятся плановые мероприятия: спортивная работа и воспитательная работа.
После окончания самостоятельной подготовки и проведения обязательных мероприятий с 19.30 курсантам предоставляется личное время с правом убытия за пределы территории факультета (убытие в город).
Так, как все курсанты факультета СПО являются военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, то им в соответствии со ст. 244 Устава внутренней службы ВС РФ разрешено находиться за пределами училища до 24 часов, а семейным курсантам (семьи которых проживают совместно с ними) до 7.30 следующего дня.
Контроль л/с убывающего за пределы территории факультета осуществляют командир подразделения, офицер, контролирующий распорядок дня и дежурный по роте.

На данный момент обучаются курсанты первого(193 человека) и второго курса(150 человек). Можно уверенно сказать, что остались лишь те, кто реально желает учиться и служить сержантом, остальные отсеялись, например, сейчас 43 курсанта - отличники, 128 - учатся на четыре и пять, у остальных бывает спектр оценок от "3" до "5". Разговаривал с парнями почему они решили стать именно сержантами. У многих мотивация на хорошую зарплату и соцпакет, обещанный при поступлении, которая плюсуется на желание быть военным. Есть часть курсантов, которая была неуверенна, что потянет обучение по программе высшего образования на офицера, поэтому выбрали что попроще - средне-профессиональное сержантское. Контракт подписывается сразу на 8 лет - 2 года и 10 месяцев обучения, затем 5 лет в войсках. Недавно вышел приказ, по которому отказавшийся от дальнейшей учебы по собственному желанию курсант должен вернуть государству деньги, затраченные на его обучение, до этого момента можно было увольняться без всяких последствий.
Стажировку в войсках курсанты-сержанты и курсанты-офицеры проходят прямо в училище, командуя взводами курсантов-трехмесячников срочной службы.
Очень интересно видение парнями своего будущего: "Мы - сержанты новой армии! Мы - лучшие! Мы изменим вооруженные силы! Мы будем обучать солдат по-новому!". Причем говорят они это без всякого бахвальства, а как само собой разумеющееся.

Перейду к фотографиям и видео. В день моего приезда у факультета СПО должны были быть прыжки с парашютом. За год обучения будущие сержанты совершают четыре прыжка, причем четвертый обязательно с Ил-76.

То и дело срывался снег, поэтому вылет все откладывался и откладывался. Чтоб не стоять на ногах курсанты давали отдых ногам

Сфотографировал одного из десантирующихся вкруговую

Стропорез

Это механический страхующий прибор, предназначенный для раскрытия парашюта по истечении заданного интервала времени (при помощи часового механизма) в случае, если парашютист по каким-либо причинам этого не сделал самостоятельно.

Обувь для прыжков выбиралась явно демократично - кто в валенках, кто в унтах, кто в кроссовках

Когда небо немного посветлело и снег перестал в Ан-2 село несколько человек для пробного прыжка

Первый - пошел!

Готовится следующая группа

Инструктор

Осмотр экипировки

Как видим перчатки вполне себе вольного образца

Эмблема училища

К сожалению, стоило Ан-2 приземлиться за второй партией, как вновь пошел снег и прыжки окончательно в этот день отменили.

Эти фото и видео делал во время занятий

Один из преподавателей. На данный момент 60% преподавательского состава училища находится за штатом в ожидании либо назначения на должность, либо увольнения, пока перспективы не очень ясны. Училищу необходимо выйти на полный набор сержантов-трехгодичников(по плану 1615 человек), чтобы сохранить всех преподавателей, но пока столько кандидатов не набирается. Реального решения проблемы можно будет добиться только в будущем году, когда повысят денежное довольствие военнослужащим, и служба в армии вновь обретет былой престиж.

Укладка парашютов

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов