Что такое роптать с точки зрения православия. И ропот на бога, и обида на человека - грех

11.11.2019

Эту историю мне рассказала моя подруга Алина. У тети Ани, мамы Алины, было двое детей: младшая Алинка и Димка. Димку призвали в армию, и он отслужил благополучно. В 2001 г. он вернулся, устроился на работу, все было хорошо, Димка продвигался по карьерной лестнице. Он решил взять кредит на машину, и ему дали. Все было хорошо, казалось, Димка словил удачу за хвост. Прошло 2 месяца, и у него что-то машина забарахлила. Он позвал Вадима, чтобы тот помог, и они решили остаться ночевать в гараже. Димка позвонил тете Ане и сказал, что останется в гараже - возни много с машиной. Когда Дима не вернулся в обед следующего дня, тетя Аня заволновалась. Димкин телефон не отвечал, и у Вадима то же самое. Тетя Аня собралась и пошла в гараж. Когда она пришла, то заметила, что гараж закрыт с внутренней стороны. Она стучала, но никто не открывал. Тетя Аня вызвала спасателей, и когда они распилили дверь, то Димка и Вадим лежали в машине. Кресла были откинуты назад, складывалось впечатление, что они спят. Их вытащили из машины. У Димки не было пульса, а вот Вадиму повезло больше - у него прощупывался пульс, и его на скорой отправили в реанимацию. Тетя Аня ревела, она была в полном отчаянии. Как говорит Алина, она прямо не в себе была: ходила по квартире, рыдала и орала очень плохие слова на Бога. Простите, я верующий человек и писать их не буду. В общем, винила во всем Господа Бога. Настала ночь, и они легли спать. Но Алина не могла уснуть, дверь в ее комнате была открыта, она просто лежала и тут услышала хрип, как будто кого-то душили, и ему не хватало воздуха. Алинка подумала, что мать с горя решила свести счеты с жизнью, и вылетела из комнаты. Тут она увидела, что ее мама лежит и издает хрип.
- Мама, мама, проснись, что с тобой? - кричала Алина.
И когда тетя Аня открыла глаза, то жадно начала хватать воздух.
- Мама, что с тобой? - вновь произнесла Алина.
Но она молчала, спустя пару секунд тетя Аня взяла лист и карандаш (по образованию она художник) и начала рисовать. Когда она закончила, то показала Алине, тогда Алинка очень испугалась. Когда она мне показывала рисунок, я сама очень напугалась! Лицо у этого чудовища было вытянутым, зубы огромные, один глаз посередине лба, другой около правой щеки, по всему лицу язвы или шрамы, тело состояло из одной человеческой части, рука была какая-то маленькая, как у младенца, ноги сросшиеся, а другая часть была тоже человеческая: сросшаяся нога, вместо руки - лапа, похожая на лапу медведя, и это чудовище было все в язвах или шрамах. Когда тетя Аня смогла говорить, то рассказала Алине следующее: «Мы легли спать, и я быстро уснула, хотя спать, мне казалось, я не хотела. И тут снится, что подходит мужчина, светленький, красивый, я прямо чувствую от него тепло, и говорит:
- Я забираю у тебя.
- Что забираешь? - спрашиваю его.
- Ты теперь без защиты, - и ушел.
И мне как-то сразу стало страшно, будто чего-то не хватает. И тут появилось это чудище, оно обнюхало меня, посмотрело прямо в глаза и начало душить». Алинка от услышанного была в шоке. Тут она заметила отпечатки на маминой шее - только три точки, будто три пальчика с одной стороны и просто красное пятно с другой. Так продолжалось четыре дня, тетя Аня и Алина боялись спать. Как только ее мама засыпала, то начинала хрипеть, и Алина орала и трясла ее, чтобы разбудить. На пятый день тетя Аня и Алина поехали к какой-то бабушке и все ей рассказали. Бабуля сказала:
- Дура ты, зачем на Бога роптала, вот он свою защиту и забрал - своего ангела. А ты - беззащитная легкая добыча для дьявола, вот он и хочет тебя забрать. Ходи в церковь каждый день, молись и проси у Господа прощенья. Он простит, но не сразу. И запомни: никогда не вини Господа.
Тетя Аня стала ходить в церковь, но все повторилось, но она не отчаивалась. На третий день все прекратилось, и тете Ане приснился сон, что тот мужчина опять пришел и сказал: «Я вернулся, и теперь ты под защитой». Вот такая история. Так что, люди, никогда не говорите плохо о нашем Господе Боге.

В царствование Феодосия жил в Антиохии один золотых дел мастер, по имени Андроник. Жену его звали Афанасия. Память их совершается ныне. Оба супруга вели благочестивую жизнь, все свои доходы разделяли на три части. Одну часть раздавали бедным, другую употребляли на украшение церкви, а третью – на свое содержание. За кроткое и ласковое обхождение все граждане любили и почитали их. Они имели двоих малолетних детей: двенадцатилетняго сына Иоанна и десятилетнюю дочь Марию. Андроник и Афанасия радовались и хвалили Бога за дарованное счастие. Но вот в одно время Афанасия, возвратившись из церкви, застала детей своих больных и стонущих. Скоро возвратился и муж, но уже не застал детей в живых. Потеря детей сильно опечалила Афанасию, она не отходила от них и все плакала. Когда дети были погребены, она не хотела возвратиться в дом и осталась на кладбище; плакала и просила у Бога смерти. В полночь явился ей мученик Iулиан и сказал: «зачем ты безпокоишь почивающих здесь своим плачем о детях своих? лучше бы ты плакала о грехах своих. Дети твои наслаждаются небесными благами; они говорят праведному Судии: Ты лишил нас земных благ, не отнимай же у нас небесных». Услышав это, Афанасия перестала скорбеть и скоро поступила в монастырь. Андроник последовал ее примеру.

II. Грешно, братие, предаваться неутешной скорби о потере близких нам людей. Мы на земле странники, следовательно нам не должно скорбеть, когда Господу угодно бывает позвать из среды нашей кого-либо в Свое вечное царство. Странник всегда радуется, когда приближается конец его путешествия и он входит в дом отца; а двери в дом Отца нашего отворяются нам только нашею смертию. Но обратимся лучше к вселенскому учителю св. Иоанну Златоусту и выслушаем, как он гремит против тех, кои чрезмерно сетуют о лишении присных сердцу. Вот какими доводами убеждает он безропотно переносить потерю близких сердцу нашему.

а) «Не оплакивай отходящих от нас, разве тех, которые отходят без покаяния, учит он. Земледелец не плачет, когда увидит, что посеянная им пшеница разрушается, но болит и трепещет, когда она в земле остается твердою. Напротив, когда видит, что она разрушается, радуется, – потому что разрушение ее есть начало будущаго прозябения. Так и нам должно радоваться (по крайней мере не предаваться неумеренному сетованию), при разрушении тленного тела, когда оно посеяно будет в землю. Не удивляйся, что апостол назвал погребение сеянием. Это есть наилучшее сеяние. За обыкновенным сеянием следуют заботы, труды и опасности, а за сим, если только будем жить праведно, следуют венцы и награды. После перваго последует опять смерть и тление, а за сим начнется для нас нетление, безсмертие и нескончаемое блаженство. Кто воскресает, тот никогда уже не умирает; тот возвращается к жизни не многотрудной и болезненной, но к той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания».

б) «Если ты оплакиваешь мужа, продолжает тот же святитель, потому что остаешься без защиты и покровительства, то прибегни к общему для всех Защитнику и Покровителю, всеблагому Богу – к защите необоримой, под кров постоянный – всегда и везде о нас промышляющему».

в) «Вы потеряли сына или зятя? спрашивает тот же златословесный учитель церкви. – Не потеряли; и не говорите: потеряли. Это сон, а не смерть; переселение, а не потеря; переход от худшаго к лучшему. Если вы перенесете это великодушно, то отсюда будет некоторое утешение и для умершаго, и для вас; если же станете поступать иначе, то возбудите только гнев Божий против себя. Говорите подобно Иову: «Господь даде, Господь отъят». (1, 21). Помыслите, сколько таких, кои более вас угождают Богу, и вовсе не имели детей, и не называются отцами».

г) Все другия возражения ропщущаго и сетующаго сердца этот великий святитель так устраняет:

аа) «Скажешь, дружеское обращение с умершим так было для меня вожделенно, так приятно, что я не могу теперь не сетовать». И я знаю это; однако, если ты покоришься благоразумию и размыслишь о том, Кто взял его, – и о том, что ты, перенося великодушно свое сиротство, приносишь свой разум в жертву Богу: то ты в состоянии будешь преодолеть скорбь свою; а за безропотное перенесение и постигшей тебя скорби получишь от Бога блистательнейший венец. Если же ты будешь скорбеть чрез меру: то скорбь твоя, конечно, пройдет со временем, но тебе не принесет никакой пользы. С этими мыслями собери еще примеры, столь часто встречающиеся в жизни; приведи себе на память и те, которые представлены в божественном писании. Помысли, что «Авраам» сам заклал (если не делом, то намерением) единственного сына своего, но не плакал и не произнес ни одного хульного слова. Но мы призваны еще к большим подвигам. – «Иов», конечно, скорбел, но столько, сколько прилично было скорбеть отцу чадолюбивому и заботящемуся об отходящих от него чадах. А мы что ныне делаем? Не одним ли врагам свойственно это? Если бы ты рыдала и оплакивала того, кто введен в царские чертоги и увенчан: то я не назвал бы тебя другом его, а явным врагом».

бб) «Ты сокрушаешься потому самому, что муж твой умер грешником»«, приводит св. Иоанн Златоуст другое возражение вдов и так его опровергает: «если ты поэтому оплакиваешь умершаго, то тебе надлежало бы постараться исправить его во время жизни. – Если же он умер и грешником, то и в сем случае должно радоваться, а не скорбеть, потому что прекратились дни его, а вместе с ними и грехи его; что он не увеличил своих беззаконий, и, сколько возможно, помогать ему не слезами, а молитвами, прошениями, милостынею и подаянием. Все это устроено не без цели, и мы не напрасно совершаем воспоминания об умерших при совершении божественных таинств, приобщаемся за них, умоляем предлежащаго Агнца, подъявшаго на Себя грехи мира; все это сделано и делается для того, чтобы помочь им и исходатайствовать прощение. Почему же ты скорбишь? Почему плачешь, когда умершему можно приобресть прощение и помилование».

вв) «Ты плачешь, что, сделавшись вдовою, потеряла своею утешителя?» «Не говори этого, утешает вдову златословесный святитель. Ты не потеряла Бога; и, доколе Он будет с тобою, (а Он будет с тобою дотоле, доколе ты будешь с Ним), Сам будет для тебя лучше и мужа, и отца, и сына, и зятя, и всех, кого бы ты ни имела. Бог все делал для тебя и в то время, когда был у тебя супруг. А ныне в Нем ты имеешь более, нежели кто другой, Утешителя, Отца сирот, оставшихся с тобою, и Судию вдовиц. (Псал. 67:6). Его помощи ищи, и ты узнаешь, что Он теперь более печется о тебе и о твоих чадах, нежели прежде, и тем более, чем в большем находишься ты затруднении. – Не напрасно апостол ублажает вдовство, когда говорит: «истинная вдовица и одинокая уповает на Бога» (1 Тим. 5:5), и тем выше и достопочтеннее явится она, чем более покажет терпения. Итак, не плачь о том, что может увенчать тебя. Рано или поздно ты увидишься с умершим, – и тем радостнее будет свидание ваше, чем печальнее была разлука. И где увидитесь? – Там, где никогда не будет разлуки».

гг) «Лучше было бы не испытывать радостей и удовольствия, нежели, испытав, сокрушаться потом скорбию и печалию». Так не редко говорят родители и супруги, потеряв близких и дорогих лиц. – «Нет, прошу вас, наставляет тот же святитель, не говорите и этого, не оскорбляйте Господа подобными словами. Лучше благодарите Его и за то, что получили, и благословляйте за то, что лишились. Иов не говорил: лучше бы мне не иметь детей; но благодарил Бога за то, что получил: «Господь даде», и благословлял Его за то, что лишился: «Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки». Так поступайте и вы, и всегда представляйте себе, что не человек взял у вас вашего сына или зятя, а Бог, Который и сотворил его, и более вас печется о нем; знает лучше вас, что ему полезно и что вредно, – не враг ему, или какой-либо зложелатель. Также точно пусть разсуждает муж о доброй жене и хозяйке дома; – так пусть разсуждают родные о родных, – друг о своем друге, – домочадцы о своем домовладыке и проч. Если все мы будем таким образом любомудрствовать: то и здесь обретем спокойствие души и будущих достигнем благ». (Из ХLI беседы на 1-е посл. к коринф.).

III. Да прольют эти мудрыя наставления великого отца и вселенского учителя церкви св. Iоанна Златоустаго хотя некоторый луч утешения в скорбныя сердца христиан, готовыя в своем малодушии и неразумии роптать на Промысл Божий по поводу потери близких их сердцу детей, родителей и др. родственных им лиц. (Сост. по твор. св. I. Злат. и Чет.-Мин. свящ. Г. Д-ко).

◄ Книга 5, Поучение 18 Книга 5, Поучение 19 Книга 5, Поучение 20

— Геронда, откуда начинается Ропот и как можно его избежать? — Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия и недовольства своей жизнью, а прогнать его можно только — Славословием Бога. Ропот рождает — Ропот, а Славословие — рождает Славословие.

Если человек, встретившись с Трудностями — НЕ РОПЩЕТ, но Славит и БЛАГОДАРИТ Бога, то диавол лопается от злости и идёт к другому — к тому, кто Ропщет, кто недоволен своей жизнью, чтобы причинить ему ещё — Большие неприятности и трудности.

Ведь, чем сильнее человек Ропщет, тем сильнее он себя — РАЗРУШАЕТ. Господь от него отворачивается и ПЕРЕСТАЕТ такому ропотливому, недовольному человеку – ПОМОГАТЬ. И ничего ему — не даёт. Иногда тангалашка окрадывает нас и учит нас не быть довольными ничем, тогда как всё случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и Славословием и иметь Благословение Божие. Знаю одного монаха на Святой Горе. Если начнется дождь и ты скажешь ему: "Снова пошёл дождь", то он начинает: "Да, все льёт и льёт. Скоро сгниём от этой сырости". Если дождь вскоре прекратится и ты скажешь ему: "Дождик прошёл", то он ответит: "Да, разве это дождь? От таких дождей все засохнет…" Нельзя сказать, что у этого человека не в порядке с головой. Нет. Просто он привык быть — Ропотливым. Человек находится в здравом уме, а мыслит, словно безумный!

В ропоте присутствует Проклятье. То есть, человек РОПЩУЩИЙ, недовольный и бунтующий, против ТРУДНОСТЕЙ, что с происходят с ним в его жизни — ПРОКЛИНАЕТ сам себя, и потом к нему приходит — ГНЕВ Божий – Наказание Божие. В Эпире я был знаком с двумя крестьянами. У одного была семья, два небольших участка земли, и он с доверием вверял всё Богу. Он трудился сколько мог, не мучая себя душевной тревогой. "Что успею, то успею", — говорил он. Иногда он не успевал убрать сено и оно гнило под дождём, иногда стога разбрасывал ветер, однако он говорил: "Слава тебе, Боже", и всё у него — ШЛО Хорошо. У другого было много земли, коров и тому подобного. Детей у него не было. Если ты спрашивал этого человека: "Как у тебя дела?" — то он отвечал: "Какие там дела, лучше не спрашивай". Он никогда не говорил: "Слава Тебе, Боже", но все недовольно брюзжал и роптал. И вы бы только посмотрели: то у него околевала корова, то с ним происходил какой-то другой неприятный случай, потом что-то ещё по хуже… У этого человека было всё, но он не преуспевал и был всем недоволен.

Поэтому я и говорю, что Славословие — Благодарение Господа — это Великое дело! Бог даёт нам Благословения, но вкусим мы их или нет — это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог даёт нам, к примеру, банан, а мы начинаем думать о более вкусном ястве, которое кушает какой-нибудь миллионер? Знаете, сколько людей, съедая один чёрствый сухарь, — день и ночь Славословят и благодарят за это Бога и питаются Небесной сладостью!

Люди стали — ЭГОИСТИЧНЫМИ и потому – НЕ ПОНИМАЮТ как ВАЖНО — за всё Славить и Благодарить Бога! Потому что их сердца засалились и очерствели – и потому, таких людей — не удовлетворяет ничто, они – всем НЕДОВОЛЬНЫ, всё им – НЕ НРАВИТСЯ.

Мы не понимаем того, что счастье человека заключено — только в том, что имеет отношение — к Вечности.

Пишете, что погружаетесь ропотом на Создавшего вас Господа; конечно, погрешительно, но умоляю вас любовью Сего же Спасителя нашего, не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте свой со смирением и просите у Него прощения и милости; не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. согрешения наши вам милосердием отпускает.

А что пишете, что на меня скорбите, это неудивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю, потерпите Господу своему, что посылает, Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а это все скоро минется (прп. Лев, 20).

* * *

А от ропота себя, как от тлетворного яду, удерживать (прп. Лев, 20).

* * *

Бог не посылает нам искушения выше меры, разве что за гордость, за самомнение и за ропот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают их (прп. Макарий, 20).

* * *

Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (прп. Макарий, 20).

* * *

Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиной этого наказания (прп. Макарий, 20).

* * *

Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания (прп. Макарий, 20).

* * *

Я тебе удивляюсь, что ты не благодаришь Бога, призвавшего тебя ко взятию легкого Его бремени и благого Его ига (ср.: ), и вместо того, ропща, делаешь себе и тяжким, и не благим бремя и иго (прп. Макарий, 20).

* * *

Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби (прп. Макарий, 20).

* * *

В сердце благодарящее всегда вкапает благодать, также и сердца сокрушенного и смиренного не уничижит (). Перестанем носить в себе двоедушие и роптать на добродетель, для которой созданы и в особенности призваны. Будто она неудобоносима? Правда, одними нашими силами она несносна, ибо требует в содействие благодатной мудрости, мужества, правды и целомудрия, а мы в них чувствуем себя весьма скудными. Так что же предпринять? Бежать от добродетели, понося ее хулой и возвещая все людям, знаемым в Москве и Ярославце, что это несносное бремя, тебя убивающее? А кто это на тебя возложил? Не Господь ли? Вспомни трех отроков, в пещь вверженных, как они выдержали себя среди ужасного пламени, прославляя Бога? Ты же малодушествуешь и воздеваешь руки свои куда? K людям немощным. Лучше возводи очи свои в горы, оттуда придет помощь. – Лишен ли кто из вас премудрости, – говорит святой апостол Иаков, – да просит с верою, ничтоже сумняся (ср.: ), – и Господь близок ко всем призывающим Его, дает благодать просящим у Него. От людей же, как научает святой Исаак Сирин , сокрывай все твое состояние. На кого призирает Господь, только на кроткого и молчаливого (ср.: ) (прп. Моисей, 20).

* * *

Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных (прп. Антоний, 20).

* * *

Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает. Как сказано праведным Иовом: Как угодно было Господу, так и сделалось (). И посему, подобно ему, должны благодушно переносить все случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? Ибо, как говорит святой Исаак Сирин , ты не премудрее Бога (прп. Антоний, 20).

* * *

Что касается до ропотливости вашей на Всеблагого и Премилосердого Господа Бога, что Он будто бы несправедлив и непризнателен к вашим добрым делам и пожертвованиям, то таковую ропотливость должно отнести или к высшей степени гордыни, или к крайнему неразумию. И за что же роптать? Чем обидел вас Бог? По моему мнению, за такую безрассудную ропотливость свою не только должно стыдиться людей, но и самих стен своей комнаты (прп. Антоний, 20).

* * *

Скорби от игуменьи неси без роптания и молись за оскорбляющих тебя – не будет трудно (прп. Иларион, 20).

* * *

Жила… вдова, по происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведенная до самого бедственного и стесненного положения, так что она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своем безвыходном положении, стала роптать сперва на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало еще невыносимее. Старшая из них также не удержалась от ропота и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела как о кончине матери и сестры и о своем одиночестве, так и о своем крайне беспомощном положении. И, наконец, также тяжко заболела. Знакомые ее, принимавшие в ней участие, видя, что приближается ее кончина, предложили ей исповедаться и причаститься Святых Таин, что она и исполнила; а потом завещала и просила всех, чтобы, если она умрет, ее не хоронили до возвращения любимого ею духовника, который в то время по случаю был в отсутствии.

Вскоре после этого она и скончалась, но ради исполнения ее просьбы не торопились с ее похоронами, ожидая приезда означенного священника… Наконец, только на 8-й день после ее кончины приехал ее духовник и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее… Во время отпевания неожиданно приехал… какой-то родственник ее и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей в гробе, решительно сказал: «Если хотите, отпевайте ее, как вам угодно, хоронить же я ее ни за что не позволю, потому что в ней не заметно никаких признаков смерти». Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и когда ее стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что она действительно умирала и видела исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом видела страшные места мучения и здесь в числе мучимых видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобой блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за то теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты, и ропщи» (прп. Амвросий, 1).

* * *

Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы бываем от Бога за грехи наши или бедствиями, или болезнями? Святой Давид, согрешив, каялся, исповедовался Богу и благодарил Господа за то, что его, согрешившего, не предал смерти, а оставил на покаяние и исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей, обвиняем всех и все, вместо того чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться или, по крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Через такое смиренное сознание и раскаяние с твердой решимостью не возвращаться на прежнее можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Более всего в болезненном положении остерегайся ропотливого расположения духа. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Бог все немощи человеческие несет, ропщущего же не терпит, Аще не накажет». Также берегись роптать и на людей за неисполнение каких-либо твоих требований или по другим каким причинам. Что ни посылается к нашему терпению, все это попущается Промыслом Божиим к нашей душевной пользе, если только сами не повредим сего нашим неблагоразумием (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Особенно остерегайся ропота на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, через Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Что ж нам с тобою делать?.. Куда ж нам убежать от себя? Потерпи… и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольские. Святой Исаак Сирин говорит, что грешащего человека милует Бог кающегося, ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения (прп. Анатолий, 18).

* * *

Ты, наверно, забыла про вечный покой в Царствии Небесном, а тем покоем нескончаемо будут наслаждаться претерпевшие до конца. Ибо туда только и можно войти многими скорбями. Или ты никогда себе на память не приводишь того, как жили и что терпели Спаситель, Божия Матерь и все святые? Зачем же ты неразумно ропщешь и этим губишь свои венцы? Или ты не веришь в будущую жизнь? Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после смерти Ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово.

Если уж очень ты малодушна, нетерпелива, то получше почини или переделай печку в келье и живи, благодаря Бога.

Если бы ты знала, как живет в походе царь в ненастную погоду, то ты за свой ропот и уныние покраснела бы до ушей. Проси терпения (прп. Иосиф, 19).

* * *

Не надо роптать, а делай все со смирением и с покорностью, за это награду получишь от Бога. А ропот губит все труды (прп. Иосиф, 19).

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов