Читабельность текста и её составляющие. Почему нужно вообще думать про читабельность

08.11.2019

Все мы тратим много времени на создание и обработку контента, ориентируясь на поисковые системы. Однако думаем ли мы о том, понятны ли публикуемые нами материалы для посетителей?

Согласно данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, средний американский читательский уровень равен семи. Большая часть газет рассчитана на девятый читательский уровень (газета The Times of India является самой сложной для чтения и рассчитана на пятнадцатый уровень), в то время как романы Джона Гришэма и Стивена Кинга – на седьмой читательский уровень.

Если вы желаете привлечь широкую читательскую аудиторию, вы должны писать точно так же, как они.

В данной статье мы покажем вам, как автоматически измерить и улучшить уровень удобочитаемости вашего WordPress-сайта, а также как сравнить его с аналогичными показателями ваших конкурентов.

Почему нужно вообще думать про читабельность

Удобочитаемость (или читабельность) изучается еще с 1880-х. Уже давно известно, что запись, которая ближе к устной речи, является более понятной. Обширное исследование, проведенное в первой половине двадцатого века, показало, что более четкие, простые статьи ведут к росту читательской аудитории.

Все мы хотим, чтобы нашими сайтами интересовалось как можно больше людей. Мы тратим много времени и усилий на привлечение посетителей, и не хотим терять их в результате предложения людям контента, сложного для понимания.

Как измерить удобочитаемость?

Есть несколько разных формул, позволяющих измерить удобочитаемость материалов:

  • Индекс удобочитаемости Флеша
  • Индекс непонятности Ганнинга
  • Индекс Колемана–Лиау
  • Оценка SMOG
  • Автоматический индекс удобочитаемости

Каждая из этих методик имеет свой собственный акцент, однако зачастую эти формулы анализируют среднее количество слов в предложении, количество «сложных» слов и среднее количество слогов в слове. Некоторые используют управляющие таблицы «простых» слов для определения того, является ли слово «сложным», в то время как другие ориентируются на число слогов.

Такая неоднородность показывает, что идеальный подход заключается в использовании нескольких формул и усреднении их результатов.

Измерение читабельности вашего контента

Не удивительно, что в WordPress есть много специализированных плагинов для измерения читабельности, которые предлагают вывод статистики и результатов, в которых вы нуждаетесь. Вот лишь два из них, которые достойны рассмотрения:

Better Writing

Плагин Better Writing добавляет мета-поле к экрану редактирования записи, которое выводит богатую лингвистическую статистику.

Шкала подсчета в самом верху мета-поля показывает, насколько ваш контент отвечает выбранной методике подсчета удобочитаемости, которая задается на странице настроек плагина (по умолчанию используется индекс удобочитаемости Флеша, который принимается равным 50).

Если вы планируете использовать шкалу подсчета, тогда вам нужно потратить время на то, чтобы изучить суть каждого метода, перед тем как определиться со своим выбором.

Более общая статистика по слогам, словам и предложениям сопровождается результатами выполнения пяти основных методов расчета читабельности, после которых идет средний показатель.

Мета-поле может быть настроено для записей, страниц и произвольных типов данных.

Есть также показатель удобочитаемости, приведенный для каждой записи на странице администратора со списком записей – он выводится на основе выбранного метода подсчета.

Несмотря на то что, возможно, это не связано напрямую с удобочитаемостью, данный плагин предлагает также функциональность «предпочтительных термов». Вы можете ввести слово или фразу, после чего определить для них предпочтительную замену. Если исходный терм появится в WYSIWYG-редакторе, тогда он будет подчеркнут синим. Это идеальный метод для того, чтобы поддерживать единство изложения, особенно если у вас есть много разных авторов.

К примеру, допустим, что у нас есть спортивный сайт, и мы хотим использовать «football» вместо «soccer» и «assistant referee» вместо «linesman». Вводим эти термы во вкладке Preferred terms со страницы настроек Better Writing, после чего термы, которые не являются предпочтительными, будут выделены синим, и им будет предложена замена:

Word Stats

В то время как плагин Word Stats добавляет свой собственный читательский уровень к списку записей (раздражает, что нельзя задавать свой порядок) и имеет статистику только для отдельных записей, его сила состоит в том, что он проводит анализ на уровне сайта. Плагин создает новую опцию в консоли с несколькими привлекательными графиками и производит быстрый и простой анализ вашего контента на сайте, включая общее количество слов, количество типов контента, топ 20 ключевых слов, а также краткий график контента, учитывающий разные читательские уровни.

Вы можете ограничить анализ определенные периодом времени, посмотреть статистику для отдельных авторов.

Чтобы получить наилучшее представление, установите сразу оба плагина, используя Better Writing для статистики по отдельным записям и Word Stats для общего обзора.

Плагины установлены, у вас есть статистика удобочитаемости. Теперь встает вопрос: как эти данные могут помочь вам улучшить свой сайт?

Три шага для улучшения читабельности

Шаг 1. Определяем базовый уровень.

Ваш базовый уровень будет зависеть от вашей темы и вашей целевой аудитории, а это потребует определенной работы, включающей в себя экспериментирование, анализ и изучение.

Для хорошего старта возьмите десять записей с успешного сайта-конкурента (либо похожего сайта, если никаких очевидных конкурентов нет), и пропустите их через онлайн-средство измерения удобочитаемости, такое как, к примеру, http://www.readability-score.com . Отметьте средний результат, а также предпочтительный метод расчета, который вы будете использовать для достижения вашей цели в плагине Better Writing.

В итоге вы получите базовый уровень.

Вы можете изменить его, проверив результаты ваших самых популярных записей и отметив для себя, имеется ли какая-либо тенденция.

Шаг 2. Переписываем крайние значения.

Ищем контент, который лежит либо чересчур высоко, либо слишком низко от вашего целевого уровня, и переписываем его. Это не только предоставит вам прекрасную практику в написании контента, но и поможет подтянуть сайт в целом к вашему целевому уровню.

Шаг 3. Ищем подходящий уровень для вашей аудитории.

Этот шаг полностью состоит из экспериментов. Постарайтесь писать чуть выше или чуть ниже целевого уровня, после чего используйте аналитику для отслеживания поведения ваших посетителей. Вы можете также попробовать провести A/B-тестирование, предлагая две версии одного и того контента с разными уровнями, чтобы понять, есть ли какая-либо заметная разница между ключевыми метриками.

Очень важно всегда проверять тот факт, что ваши записи легко читаются и являются понятными для посетителей. Ваш блог будет иметь свою собственную область наилучшей читабельности, и комбинирование представленных средств с проведением экспериментов позволит вам отыскать ее.

Дизайн сайта определяет то, как ваш бренд воспринимается онлайн, а его наполнение — как он «звучит». Для поддержания высокого уровня коммуникации с покупателями решающее значение имеет качество текстового и визуального оформления. Важно помнить, что пользователь оценивает любой контент с точки зрения ментальных затрат («Сколько времени я потрачу на изучение этой информации?») и выгод («Какую пользу я могу получить от этого ресурса?»).

В создании сайта есть смысл, если только он предоставляет пользователям реальные преимущества. Вместе с увеличением выгод и снижением затрат будет увеличиваться конверсия. Как правило, все препятствия на пользовательском пути относятся к следующим категориям: разборчивости, читабельности и пониманию контента. Каждый из пунктов будет подробно рассмотрен ниже.

Разборчивость

С точки зрения юзабилити, работа над разборчивостью текста должна всегда ставиться на первое место. Необходимо ответить на вопрос: «Могут ли пользователи увидеть, различить и распознать все символы и слова в тексте?» На этом этапе особое внимание уделяется визуальному оформлению, особенно шрифтам.

Что нужно учесть, чтобы контент был разборчив:

1. Чем мельче шрифт, тем сложнее его читать. Нужно учесть, что понятие «мелкий» для разных людей разное, в зависимости от остроты зрения, которое, снижается с возрастом. Следовательно, если аудитория сайта — пожилые люди, имеет смысл использовать более крупный текст, но даже молодые пользователи чаще будут ставить лайки, если при чтении им не придется напрягать глаза. Мелкий шрифт может также отрицательно влиять на осанку, вынуждая людей сидеть неровно в попытке разобрать текст на экране. Поэтому важно использовать шрифты большого размера и предусмотреть возможность их изменения.

2. Высокий контраст между знаками и фоном позволяет повысить разборчивость. Для снижения нагрузки на глаза лучше использовать однотонный фон, чем насыщенный или текстурированный.

3. Современные мониторы с высоким разрешением позволяют использовать курсив. Однако не стоит увлекаться шрифтами необычной формы (в рукописном или готическом стиле), которые сложно разобрать.

Тестирование разборчивости

Проанализировать разборчивость можно при помощи специальных тестов. Они помогут проверить, соответствует ли контент перечисленным выше правилам. Следует обратить особое внимание на разборчивость текста, если пользователи просят об этом в комментариях.

Главный способ протестировать разборчивость — дать пользователям простой текст и посмотреть, с какой скоростью они смогут его прочитать. Так как люди читают с разной скоростью, будет лучше, если тест будут проходить одни и те же участники. Если пользователи в среднем читают на 20% медленнее, используя ваш дизайн, чем альтернативный, можно сделать вывод, что над разборчивостью текста вам надо поработать.

Читабельность

Читабельность измеряется сложностью предложений текста. Часто приходится принимать решение: оставить ли сложноподчиненные предложения или разбить их на более короткие для упрощения чтения? Данный показатель обычно выражается в уровне читателя, который необходим, чтобы чтение текста не вызывало проблем. Например, 12 уровень соответствует выпускнику средней школы, который способен читать любой текст без затруднений.

Что нужно сделать, чтобы улучшить читабельность:

1. Используйте понятные слова, чем короче, тем лучше. Избегайте заумных фраз и специализированных терминов.

2. Старайтесь сокращать предложения. Запутанные структуры, особенно сложносочинённые предложения с большим количеством придаточных и союзов увеличивают нагрузку на кратковременную память пользователей, которая и так является не самым сильным местом.

4. Если ставка делается на широкую аудиторию, лучше писать на восьмом уровне чтения.

5. Если вы пишете для образованной или специализированной B2B-аудитории, также ориентируйтесь на уровень чтения, на несколько шагов ниже полного среднего образования.

Как принципы дизайна, которые используются на сайтах для детей, подростков, и милленниалов отличаются от дизайна для зрелых пользователей, так и предложения должны соответствовать уровню образования и компетентности вашей целевой аудитории.

Тестирование читабельности

Читабельность обычно можно оценить при помощи компьютера. Есть много инструментов для проверки читабельности в Интернете, и самая распространенная программа для этой цели — MS Word, меню «Рецензирование > Правописание». (В некоторых версиях Word статистика читабельности доступна в меню «Файл > Опции > Проверка»).

Есть различные формулы проверки читабельности, такие как баллы Фрая, но не имеет большого значения какую формулу использовать. Несмотря на большое количество методов, все они опираются на длину слов и предложений. В основу их работы заложены принципы: чем длиннее слова, тем их меньше употребляют в речи; чем объемнее предложение, тем сложнее его разобрать. Однако эти измерения представляют собой лишь приблизительное значение. В конечном итоге, трудно ли для читателей понять ваш текстовый контент, может определить только человек, который глубоко знаком с тематикой сайта и хорошо знает вашу целевую аудиторию.

Разделение на уровни чтения на основе количества лет обучения в школе также очень приблизительно. 12-й уровень чтения соответствует выпускнику средней школы (high-school), который освоил все необходимые предметы. Тем не менее, многие люди заканчивают среднюю школу со слабым навыком чтения, и им сложно читать тексты 12-го уровня.

Понимание

Данный показатель измеряет возможность пользователя правильно понять смысл текста, а также сделать правильные выводы. Если текст призывает выполнить определенное действие, важно, чтобы пользователь понял, какое именно действие нужно выполнить.

Что нужно учесть, чтобы улучшить понимание контента:

1. Используйте лексику, характерную для вашей целевой аудитории. Если вы пишете в узкой тематике (например, B2B, научная, сайт энтузиастов, фанатов или хобби сайт), рекомендуется использовать специализированную терминологию этой области, даже если некоторые слова будут непонятны широкому кругу пользователей.

2. Наиболее эффективным стилем письма является перевернутая пирамида, когда текст начинается с заключения или обзора главных моментов. Люди лучше воспринимают информацию, считав сначала основную мысль.

3. Используйте в тексте известные образы и ассоциации, чтобы помочь пользователям понять и запомнить прочитанное.

4. Часто картинки или диаграммы могут донести суть быстрее, чем множество слов.

5. Соблюдайте краткость. Если говорить меньше и правильно расставлять акценты, люди будут лучше понимать сказанное.

Это особенно важно для бизнесов, которые ориентируется на мобильных пользователей. Маленький экран неудобен тем, что отображает лишь часть контента в конкретный момент времени, а вернуться назад и перечитать предыдущую информацию сложнее, чем на десктопе.

Тестирование понимания

Первым этапом проверяется доступность текстового контента. Случайные пользователи выбирают самый понятный текст из нескольких вариантов. Единственный способ добиться того, чтобы посетители правильно выполняли то, что от них требуется — это четко формулировать задачи и наблюдать, как они с ними справляются сразу после первого ознакомления.

Вторым этапом проверяется глубина понимания прочитанного текста. По результатам тестирования нужно выяснить, запомнил ли читатель конкретную информацию из текста, а также понял ли он, какие действия его призывают сделать.

Результат тестирования можно представить в виде кейса. Например, веб-страница была переписана под сложный B2B продукт. После публикации новой версии сайта, пользователи запомнили 65% характеристик тестируемого продукта. Понимание увеличилось почти в 2 раза по сравнению с оригинальным текстом, после прочтения которого они запомнили лишь 33% материала.

Вы также можете запустить обучающий тест на различные части контента, которые особенно важны или которые вызвали проблемы у пользователей во время тестирования.

Заключение

3 критерия, обсуждаемые в этой статье, необходимы, но недостаточны, чтобы гарантировать создание высокоэффективного контента. Даже если люди читают и понимают ваш текст, это не значит, что они будут выполнять все предписанные рекомендации. В среднем, пользователи читают только 28% слов. Огромное количество информации, доступной в вебе, люди обычно просматривают (сканируют) вместо чтения.

Но иногда пользователи действительно берут на заметку ваш контент, особенно когда он содержит интересную информацию. Главная цель — захватить внимание пользователя быстро, и заинтересовать его до того, как он решит закрыть страницу. Заголовки и первые несколько слов особенно важны для быстрого вовлечения пользователей в коммуникацию.

Следует разграничить термины: читаемость, читабельность, удобочитаемость. Читаемость (в смысле узнаваемость) можно отнести и к одному знаку - т.е. можно говорить о читаемости дорожного знака или логотипа. Читабельность скорее относится к слову - т.е. можно говорить о читабельности слова, надписи, гарнитуры. Удобочитаемость или комфорт чтения зависит от множества различных факторов, начиная от ширины строки и кончая образованием читающего. Этот термин скорее относится к полосе набора. B книге объемом более четырехсот страниц проблема удобства чтениядолжна быть решена (если, конечно, не ставится иная задача).

О качестве процесса чтения можно судить с двух сторон - скорость и комфорт (удобство). Второе при чтении «длинных текстов» важнее. Скорость чтения во многом связана с анатомией букв. Слово воспринимается при чтении нормальным взрослым человеком целиком - как парусный корабль, со своим характерным ритмом мачт и парусов. По мнению специалистов, основу читабельности латинского алфавита задают верхние и нижние выносные элементы и точка над i, а также чередование округлых и угловатых знаков. Кириллический алфавит по этим параметрам значительно отличается от латинского. Его ритм обычно сравнивают с частоколом. Ho мы как-то «умудряемся» его читать.

Существуют два взгляда на проблему удобочитаемости. C одной стороны, прочитать можно все, с другой стороны, для набора «длинных текстов» фактически используется достаточно узкий выбор гарнитур (с точки зрения не количества названий, а пропорций и пластики).

B современных подходах к проблеме удобочитаемости существуют две крайние позиции. Одна из них была сформулирована в последний раз в 60-е гг. представителями швейцарской школы типографики. B те годы пытались создать или выбрать некий универсальный и вненациональный шрифт. Искали также окончательное решение в споре о наилучшей удобочитаемости между флаговым и выключенным текстами. И даже находили! Тогда утверждалось, что шрифт должен быть универсальным, удобочитаемым и не должен быть слишком личностным или особенным, дабы не искажать своей эстетикой содержания.

Результатом подобного эстетического подхода стала мода на гарнитуры Times и Helvetica, и их повсеместное господство, которое, несмотря на все достоинства этих гарнитур, к 80-м годам уже вызывало у многих дизайнеров эстетический протест. Вторая позиция формировалась по мере распространения цифровых технологий. Многие дизайнеры и верстальщики отрицают проблему удобочитаемости, «лишь бы верстка была удобной».

B зависимости от тиража и специфики аудитории, проблема соответствия определенному уровню удобочитаемости и привычности шрифтового оформления может приобретать большее или меньшее значение. Проще говоря, если вы издаете книгу тиражом от 1 до 100 экземпляров для вполне представимого читателя, то проблему удобочитаемости можно и не обсуждать. Если тираж - 100 000, то идея оформления, дизайнерские приемы и шутки должны быть понятны, по меньшей мере, 90 000 читателей или хотя бы не оскорблять их. Примером служат популярные журналы - чем больше тираж и явственней электорат, тем сдержанней, привычней и предсказуемей становится оформление. Исключение составляют издания (как правило, малотиражные), спецификой которых является шокирующее впечатление или профессиональная тематика в области дизайна. To есть эстетике удобочитаемости можно противопоставить эстетику эпатажа и «дизайна ради дизайна».

Эстетика книжного набора, как и конструкция книги, принципиально не менялась с эпохи инкунабул1 , если не считать технологических усовершенствований, касающихся в основном качества бумаги, уменьшения растискивания при печати и увеличения скорости набора. Мы без колебаний выбираем в меню Font для реализации собственных мыслей вариации шрифтов Джона Баскервилла и Джамбаттисты Бодони, Кристофа Плантена и Клода Гарамона, семьи Дидо или Уильяма Кэзлона, которые появились на свет 200, 300, 400 и более лет назад.

Факторы, влияющие на скорость чтения

Перечисление основных проблем, связанных с удобством чтения, можно в собранном и сжатом виде найти в книге немецкого шрифтового дизайнера A. Капра. B частности, он утверждает, что хорошо читаются известные классические и современные шрифты.

Набор прописными (опыт проводился в латинском алфавите, но в данном случае это не имеет принципиального значения - авт.) читается на 12% медленнее прямого строчного начертания. Это связано с тем, что они примерно на 35% шире строчного начертания. Если придерживаться взгляда на процесс чтения как на скачкообразный, то понятно, что за одинаковые по длине скачки читатель «проглатывает» меньшее количество букв при наборе прописными. Отчасти это можно объяснить и привычкой - мы привыкли читать книги, набранные строчными знаками.

Курсивный набор читается почти так же хорошо, как и прямой,

1 Инкунабулы - книги, напечатанные наборными литерами до 1500 года.

25 -

но только в «средних» по длине текстах.

To же самое можно сказать про полужирные начертания. Основным наборным шрифтом являются не слишком светлые и средние по жирности начертания.

О превосходстве гротесков в удобочитаемости над антиквой с засечками нет единого мнения. Обычно их рекомендуют при обучении грамоте и не рекомендуют для набора беллетристики.

Буквы должны быть черными и печататься по белой или кремовой бумаге. Все остальные варианты с точки зрения удобочитаемости проигрывают2 . Здесь можно вспомнить упреки, предъявляемые современниками Д. Бодони в том, что он начал использовать слишком белую бумагу и слишком насыщенную черную краску в погоне за внешней эффектностью и с вредом для глаз. Он оправдывался тем, что со временем бумага теряет яркость, что черная краска через несколько столетий тоже утратит насыщенность, и что если глаза испытывают дискомфорт от контраста шрифта и бумаги, то можно выбрать менее освещенное место.

Наиболее удобочитаем для нормально развитого взрослого человека текст, набранный 9 или 10 кеглем на шпоны в 2 пункта (если расстояние между строчками надо было увеличить, то между ними вкладывали тонкие одноили двухпунктовые металлические линейки (шпоны)). Надо оговориться, что удобочитаемость набора определяется также шириной строки, качеством бумаги и печати.

Идеальная ширина строки для беллетристики - 22 цицеро, для научных текстов - 28 цицеро (особенно если текст содержит длинные

2 Предупреждение! Если вы не хотите, чтобы читатель посылал проклятия на вашу голову, ни в коем случае не применяйте в наборе длинных материалов (две страницы журнального текста и больше) таких сочетаний, как светлое начертание ITC Garamond, кегль 8 пунктов, по черному фону белым или яркими оттенками. Ha экране все хорошо, но глаза заболят на пятом абзаце. Если все-таки хочется применить мелкий кегль по черному фону, то лучше взять полужирное начертание гротеска, но только не зауженное. И не больше нескольких абзацев.

Второе предупреждение! Применение ярких фонов-подложек под текст является сильным выразительным средством, Ho помните, что читать текст по яркому фону трудно, но можно, если фон не очень контрастен, приглушен, а текст достаточного кегля и жирности (проверяется только опытным путем на бумаге). Прочитать текст без лупы невозможно, если рисунок под текстом растрирован или состоит из иллюзорно-объемной фактуры, а растр или элементы фактуры соразмеримы с размером строчных знаков. B первом случае происходит интерференция, и буквы сливаются с изображением. Объемная фактура во многих случаях является значительно активней фактуры текста, и если это происходит, то есть основания подозревать вас в скрытой неприязни к автору текста.

В условиях информационного шума контент гоняется за читателем, а не наоборот. Эффективность публикаций во многом зависит от читабельности материалов. Точнее сказать, удобство восприятия контента прямо влияет на решение представителей аудитории: читать или не читать. Из этой статьи вы узнаете, как сделать контент удобным для восприятия.

Как стимулировать читателя прокручивать страницу до конца

Открывая веб-страницу, вы видите только часть контента. Чтобы просмотреть все содержимое страницы, вам придется прокручивать. Аудитория живет в условиях избытка информации. Многие люди неосознанно ленятся скролить. Поэтому часть контента остается вне поля их внимания.

Чтобы выйти из этой ситуации, можно публиковать самый важный контент в верхней части страницы. Однако это не всегда технически возможно. Альтернативный способ подсказывают создатели компьютерных игр. Вы знаете, что первые уровни любой игрушки всегда предельно просты. Сложность увеличивается по мере выполнения заданий. Если бы новичок сразу попал на 15 уровень игры, он бы разочаровался и бросил ее после нескольких неудач.

Используйте этот принцип, выбирая макеты страниц. В верхней части должен помещаться визуально простой контент. По мере прокрутки страницы плотность контента и его видимая сложность могут увеличиваться. Обратите внимание, речь идет не о смысловой, а именно о видимой сложности контента.

Обратите внимание на верхнюю часть главной страницы сайта Nintendo. Здесь расположен визуально простой контент:

Прокрутив страницу вниз, можно увидеть визуально сложный контент:

Помещая простой контент в верхней части страницы, вы стимулируете посетителя прокручивать страницу.

Сделайте заголовки контрастными с помощью шрифтов с засечками

Обратите внимание на ленты новостей ABC News и Daily Beast. ABC использует одинаковый шрифт для заголовков и анонсов.

Daily Beast выделяет заголовки шрифтом с засечками.

Шрифт с засечками облегчает сканирование заголовков. Благодаря этому посетитель сайта Daily Beast быстрее выбирает интересующий его контент.

Увеличение междустрочного интервала облегчает чтение

Стандартный междустрочный интервал для веб-страниц равен 1,15. Чтобы увеличить читабельность текста, попробуйте увеличить междустрочный интервал. Оптимальный интервал можно вычислить по такой формуле: величина шрифта + 6-8 пунктов. Если вы используете 12 шрифт, величина интервала должна быть 1,18 – 1,20. Слишком большой междустрочный интервал затрудняет чтение.

Как правильно показывать ценники

Покупатели почти всегда считают цену товара или услуги слишком высокой. Следующие рекомендации помогут вам сглаживать углы и мягко преподносить посетителям сайта данные о стоимости:

  • Визуально выделяйте преимущества, не делайте акцент на цифрах.

На следующей иллюстрации показан неудачный способ демонстрации цены.

На следующей иллюстрации цена визуально не выделяется.

  • Используйте самый дорогой продукт в качестве пугала.

Эта рекомендация скорее подходит бизнесу, который продает услуги. Разработайте продукт, который стоит значительно дороже ваших флагманских предложений. Используйте его в качестве пугала, на фоне которого цены на остальные продукты выглядят приемлемыми.

  • Публикуйте информацию о продуктах в порядке убывания цены.

Это справедливо в том случае, если вы делаете ставку на продажи самых дорогих продуктов.

  • Предложите пользователю золотую середину.

Многие покупатели выбирают не слишком дорогой и не слишком дешевый продукт. Поэтому стоит выделять такие предложения визуально.

  • В дешевых планах зачеркивайте опции, которых лишается покупатель.

Это стимулирует его выбирать более дорогое предложение.

  • Сделайте малозаметным бесплатное предложение.

Это не касается пробных версий продукта: они должны быть видимыми, так как многие пользователи хотят попробовать продукт перед покупкой.

Используйте принцип золотого сечения

Художники и архитекторы используют принцип золотого сечения , создавая свои шедевры. Дизайнеры могут повысить привлекательность веб-страниц и читабельность контента, взяв на вооружение этот инструмент.

Величина золотого сечения равна 1,618. Представьте, что вы используете стандартный макет страницы шириной 960 пикселей. Разделив 960 на 1,618, вы получаете оптимальную пропорцию разделения страницы на две колонки. Ширина основной колонки приблизительно равна 594 пикселя, а ширина сайдбара составляет 366 пикселей.

Чтобы быстро вычислять оптимальные пропорции объектов, воспользуйтесь калькулятором золотого сечения .

Когда можно выравнивать текст по центру

Практически никогда. Выравнивать текст лучше по левому краю. Это облегчает чтение. Если текст выравнивается по центру, человек испытывает затруднения при переходе от строки к строке.

Выравнивание по центру можно использовать для заголовков или коротких слоганов. Избегайте выравнивания заголовков по центру, когда текст выравнивается по левому краю.

Когда стоит использовать белый текст на темном фоне

Черный текст на белом фоне считается оптимальным решением. Однако белый текст на черном фоне также имеет преимущества в некоторых случаях.

Посетители сайта читают или сканируют текст. Например, когда вы предлагаете пользователю большую статью, они ее читают. В этом случае лучше использовать черный текст на белом фоне, так как это облегчает чтение.

Белый текст на темном фоне хорошо работает, когда речь идет о заголовках и надписях на элементах навигации. Он стимулирует пользователей не читать, а сканировать надпись. Этот процесс происходит быстро, поэтому посетитель не успевает почувствовать неудобства.

Как сделать главную страницу более легкой для восприятия


Как сделать таблицы удобными для чтения


Как правильно представлять условия использования

Мало кто читает условия использования, соглашения сторон и другой контент этого типа. Обычно он написан мелким шрифтом. А чтобы найти важные данные, пользователю приходится прочитать много ненужных предложений.

Чтобы решить эту проблемы, выделяйте и анонсируйте важные пункты. На практике это может выглядеть так:

Чтобы упростить восприятие контента…

… старайтесь делать страницы сайта визуально привлекательными, простыми и «легкими». Не пишите заголовки и текст заглавными буквами. Используйте темный текст на белом фоне для основного контента. Для заголовков и элементов навигации подходит светлый текст на темном фоне. Выравнивайте текст по левому краю, не используйте стоковые фото, не публикуйте длинные информационные сообщения на главной странице. Уделяйте внимание таблицам. Используйте принцип золотого сечения, создавая макет страниц.

Определим читабельность как совокупность свойств текста, конституирующих эффективность его восприятия до построения С-моделей первого уровня, отвечающих содержательно-фактуальной информации текста включительно. В этом случае читабельность будет определяться как языковыми, так и мыслительными категориями текста.

Качество (чёткость / нечёткость) графического / звукового воспроизведения элементов текста;

Словарный состав текста – наличие в нём незнакомых слов, i.e. слов, отсутствующих в словарном запасе адресата или слов, не опосредованных системой связей в его тезаурусе личности. Тезаурус личности (ТЛ) понимается как структура на словаре личности, наличие которой обусловливает возможность единовременного активного использования тех / иных подмножеств (файлов) индивидуального словарного запаса в процессе речевой деятельности;

Сложность структуры используемых в тексте предложений. Структура предложения определяется количеством второстепенных членов предложения и ступеней сочинения и подчинения внутри предложения. В общем виде характеристикой структуры предложения служит его длина, выражаемая количеством слов. Одну и ту же мысль (С-модель) можно выразить текстами, которые состоят из предложений различной структуры. Использование предложений со сложной структурой, с одной стороны, позволяет сжать текст (Е.С.Кубрякова), а с другой – может привести к затруднению его восприятия. Таким образом, трудность понимания текста (при фиксированном содержании) обратна его длине: чем короче текст, тем труднее он для понимания;

Номенклатура внутритекстовых связей. Для восприятия наиболее простыми считают тексты с рекуррентными связями (О.Л.Каменская), а наиболее трудными – со сложными тезаурусными и транзитивными связями, требующими для понимания текста обращения к другим (помимо данного текста) источникам информации. В большинстве случаев в текстах используются тезаурусные связи, ориентированные на тезаурус личности среднего адресата (в представлении адресанта). Существуют тексты, в которых часть связей не замкнута внутри данного текста, а может замыкаться в рамках предметной области, к которой принадлежит содержание текста. Есть также тексты, для которых ‘внетекстовые’ связи (i.e. связи через область) могут быть замкнуты в двух и более предметных областях. Если вторая предметная область в тексте не эксплицирована, то в данном тексте имеется подтекст.

В рамках мыслительных категорий можно выделить следующие характеристики текста, определяющие его читабельность:

Структура внутритекстовых связей;



Количество новой информации в тексте, что приводит к необходимости означивания многих терминалов базовой системы фреймов (термин М. Минского), отвечающих воспринимаемому тексту. Здесь фрейм понимается как конструкт, представляющий глубинный вариант некоторого фрагмента знания. Структура фрейма содержит минимально необходимый набор признаков, который позволяет идентифицировать этот фрагмент среди множества других. Однако фреймы содержат множество не определённых однозначно терминалов, характерных для данного фрагмента знания. Доопределив эти терминалы соответствующей содержательной информацией, получим С-модель, представляющую некоторый конкретный фрагмент знания из класса фрагментов, характеризуемых данным фреймом;

Количество итераций при подборе базовой системы фреймов. Текст, обладающий ‘хорошей’ читабельностью, не должен требовать более двух, трёх итераций такого рода;

Необходимость формирования новых для адресата фреймов для восприятия текста (i.e. фреймов, отсутствующих в концептуальной системе адресата).

Попытки количественной оценки читабельности текста охватывают пока только простые языковые факторы, e.g.: одна из наиболее совершенных формул, разработанных на материале английского языка, учитывает только среднюю длину предложений (в словах) и длину слов (в слогах) (М.С. Мацковский).

Таким образом, читабельность можно определить как совокупность свойств текста, определяющих эффективность речемыслительной деятельности адресата, заканчивающейся построением системы С-моделей первого уровня, соответствующих содержательно-фактуальной информации данного текста. Читабельность и дальнейшее осмысление текста на более высоких уровнях находятся в прямой зависимости.

Информативность текста определяется наличием в нём информации, которая позволяет адресату произвести означивание терминалов фрейма, определяющего содержание данного текста, e.g.: если адресат обращается к тексту железнодорожного расписания, то соответствующий фрейм включает три терминала: номер поезда, время прибытия или отправления и маршрут следования (остановочные пункты) (О.Каменская, 1987). Обычно текст расписания содержит всю необходимую информацию для означивания этих терминалов, i.e. вполне информативен. Такой же степенью информативности обладают справочники, словари и другие подобные тексты.

Новизна текста определяется тем, что в результате его восприятия, адресат усваивает некоторые новые фреймы или существенно перестраивает имеющуюся у него систему фреймов. Например, адресат, не знакомый с устройством автомобиля, в процессе восприятия текста соответствующего учебника строит в своей концептуальной системе подсистему новых фреймов, которые описывают устройство автомобиля в достаточно общей форме. Если после этого адресат прочитает инструкцию по описанию конкретной модели автомобиля, то эта инструкция не будет обладать для него новизной (фреймы, характеризующие принципиальное устройство автомобиля в концептуальной системе адресата уже сформулированы), но будет обладать информативностью, так как даст возможность произвести конкретные означивания всех терминалов фрейма ‘автомобиль’. В результате в концептуальной системе адресата будет сформирована С-модель, характеризующая устройство конкретной модели автомобиля. Из примеров О.Л. Каменской видно, что ни структура новых фреймов, определяющих новизну текста, ни содержание, определяющее его информативность, не могут быть предметом только лингвистического анализа, т.к. вся эта информация относится к другим отраслям знания. Как подчёркивал Г.В. Колшанский, предметное понимание содержания высказывания, простирающееся за формы языковой компетенции, выходит в область предметных знаний, то есть в область более широкую, чем языковая компетенция.

Словарный состав , используемый в тексте, может стать источником словарной новизны, если в данном тексте применяются слова и термины, новые для адресата. В этом случае текст расширяет словарный запас и тезаурус личности адресата, поскольку в процессе ознакомления с новыми словами адресат не только усваивает их значения, но и место этих новых слов в своём тезаурусе личности и их связь со структурой тезауруса личности.

Информация, полученная из текста, позволяет адресату изменить свой тезаурус личности, начиная от расширения (i.e. включение в некоторые файлы новых элементов), до более или менее значительного переструктурирования (i.e. изменение структуры) состава файлов некоторого фрагмента (фрагментов) тезауруса личности. Как подчёркивает О.Л. Каменская, полное переструктурирование тезауруса личности, очевидно, никогда не происходит. Словарная новизна определяет такое свойство текста, как его читабельность.

Ценностьтекста – терминологическое выражение, развёрнутое содержание которого может быть определено как ценность с точки зрения адресата (а в некоторых случаях и адресанта ) той информации, которая содержится в тексте. Ценность текста – это категория социально обусловленная. Она проявляется в тех случаях, когда адресат может использовать информацию, полученную из текста в такой мере, что отсутствие этой информации делает невозможным соответствующий деятельный акт. Таким образом, ценность текста определяется тем, в какой мере адресат может применять информацию, полученную из него как в коммуникативной, так и в других видах деятельности – предметно-практической и познавательной.

‘Языковую’ ценность могут представлять новые для адресата слова и связанные с ними структуры его тезауруса личности, если в дальнейшем эти сведения могут быть использованы в процессе порождения или восприятия текста.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов